«Золотой век» христианской болгарской письменности История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Памятник святому Науму Охридскому в центре Скопье, Северная Македония. Фото: journalpp.ru Правление Симеона Великого вошло в историю как «золотой век» болгарской книжной культуры. Соратники равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Климент и Наум Охридские, Ангеларий, Горазд и Савва, вынужденные покинуть Моравию, нашли приют в Болгарии. Пользуясь покровительством святого князя Бориса и потом его сына Симеона, они вместе со своими учениками и последователями Константином Преславским, Иоанном Экзархом, Тудором Доксом, Храбром Черноризцем и Лаврентием переводили на македонский диалект славянского языка, близкий болгарскому наречию, священные и богослужебные книги, отрывки из творений отцов Церкви, жития святых, а также писали оригинальные сочинения, так что в результате их трудов за время правления Симеона, названное «золотым веком» болгарской литературы, была создана целая библиотека христианских книг на языке, названном впоследствии старославянским. Составитель «Изборника» имел поэтому основание сравнивать Симеона с египетским Царем Птолемеем Филадельфом, под покровительством которого в III столетии до Р. Х. были переведены книги Ветхого Завета с еврейского оригинала на греческий язык. В Болгарии сложилось два центра христианского просвещения: один в Плиске, позже вместе с переносом столицы он переместился в Преслав, и другой – на западе государства, в Охриде. Преславскую книжную школу возглавил преподобный Наум, а Охридскую – святитель Климент, и после него также Наум, перебравшийся из Преслава на запад Болгарии. Святитель Климент Охридский Наум Охридский родился в 830-е гг.. Место его рождения неизвестно. Болгарская Церковь включила его имя в собор святых Седмочисленников – равноапостольных Кирилла и Мефодия и их 5 учеников. Подробных сведений о его миссионерской деятельности в Моравии не имеется, но, прибыв в Болгарию, он в 886-м г. поселился в Преславе, возглавив местную переводческую школу. Помимо переводов, он, вероятно, писал и оригинальные сочинения. По одной из версий, ему принадлежит первоначальная редакция Сказания об апостоле Андрее Первозванном. В 893-м г. он переехал на запад Болгарского государства, в Девол, расположенный на территории современной Албании, возглавив местную книжную школу, после того как ее основатель святой Климент Охридский был хиротонисан во епископа и поставлен на Величскую кафедру. В 905-м г. преподобный Наум основал монастырь на берегу Охридского озера, впоследствии названный его именем, и там продолжил переводческие труды. Святой Наум преставился 23 декабря 910 г. и был посмертно канонизован.

http://pravoslavie.ru/152907.html

3. Преп. Наум Чудотворец, Охридский . Ученик святых Кирилла и Мефодия и один из Пяточисленных просветителей [память их 27 июля. – Пер.], которые ревностнее всего соработничали с оными славянскими Апостолами. Святой Наум путешествовал в Рим, где прославился силой чудотворений, а также большой образованностью. Был знатоком многих языков. По возвращении из Рима просветители, при содействии царя Бориса-Михаила, поселились на берегах Охридского озера. Тогда как святой Климент был в Охриде епископом, преподобный Наум основал на южном берегу озера монастырь, и доселе украшающий оную местность так же, как имя святого Наума украшает историю славянского христианства. Обитель преподобного Наума во все века была источником чудодейственной силы и прибежищем для всех скорбящих и бедствующих. Вокруг святого Наума собралось множество монахов – отовсюду с Балкан. Был он мудрым учителем, единственным наставником иночествующих, самоотверженным подвижником, молитвенником и духовником, творившим чудеса при жизни и по смерти. Неустанный труженик, преподобный Наум прилагал особые усилия к переводу Священного Писания и прочих церковных книг с греческого языка на славянский. Его чудотворные мощи и по сей день удивляют [приходящих к ним] многочисленными чудесами, нарочито исцелениями от тяжких недугов, в частности – от сумасшествия. Упокоился он в первой половине X века и переселился в радость возлюбленного Христа 183 . Наум преподобный, апостол славян, Ты светом Христовым чудесно осиян; Оплот нерушимый! – Таким ты в был, Наитию Духа плоть бренную вручил. Постом и молитвой изгнал ты злых гостей И душу очистил от пагубных страстей; И ангельским Силам себя уподобил – Божественной власти Господь тебя сподобил: Христос всю природу тебе покорил, На демонов злобных твой дух ополчил. Привел ты ко Господу сонмы народов, Учил их жить в Боге и Богу в угоду; Недуги лечил ты Божественной силой – Людские сердца благодать посетила. По смерти ты сделался житель небес, На сей, творя мириады чудес, Взираешь, Христа проповедуя нам,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Второе слав. Житие Н. О., типа проложного, где он именуется «преподобный и богоносный наш отец Наум, великий чудотворец из Ливания Деволского близ города Охрида», известно лишь по утраченному во время второй мировой войны списку из Народной б-ки в Белграде, предположительно XVI в. Кроме заимствований из греч. Жития равноап. Климента архиеп. Феофилакта Болгарского в этом Житии сохранились сведения из др. источников, напр. об основании обители арх. Михаила, о смерти и погребении Н. О. Пространное греч. Житие Н. О., «постника, пастыря и учителя… в Мизийской земле», составлено на основе славянских и греческих текстов в XII или XIII в. в Охриде и сохранилось в списке XVII в., обнаружено в 1938 г. И. Дуйчевым и издано Е. Траппом ( Trapp. 1974). Исследователи считают, что его автором является архиеп. Охридский Константин II Кавасила . В сокращенном виде в 1695 г. оно переиздано вместе с греч. службой святому в Венеции, в 1740 и 1742 гг.- в Мосхополе (ныне Воскопоя, Албания). Во 2-й пол. XVIII в. это Житие переведено на церковнослав. язык. Вероятно, одновременно с 1-м слав. Житием Н. О. была составлена и несохранившаяся слав. служба ему (И. Снегаров, К. Нихоритис, С. Николова). Другие известные гимнографические произведения в честь Н. О. (службы, паннихис и молебное последование) были написаны на греч. языке. Древнейшая греч. служба написана ок. 1255-1260 гг. Константином Кавасилой, имя которого указано в акростихе. Служба известна в 3 редакциях по 2 рукописным спискам (Афинскому и Софийскому) и 7 старопечатным изданиям. Остальные греч. и слав. службы составлены в XVII-XIX вв. на ее основе. В 2 изданиях (1695 и 1740) и в церковнослав. переводе к тексту службы прибавлена паннихис с акростихом, в к-ром указано имя автора Григория, вероятно архиепископа Охридского нач. XIV в. Новогреч. анонимное молебное последование, возникшее ок. 1800 г., отражает почитание Н. О. в то время. В ХХ в. на болг. языке ему составлен акафист. Иконография Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид)

http://pravenc.ru/text/2564754.html

НАТАЛИЯ Ивановна Сундукова (1887-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 429-430 НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ утвердившееся название для подвесного креста (на шнуре и т. п.) небольших размеров из металла, дерева, камня и др. материалов, носимого на груди под одеждой (на теле), являющегося для его носителя зримым символом христ. веры НАТЛИСМЦЕМЕЛИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (VI - кон. XIV в.; посл. четв. XVI в.- не позже лета 1923; с 2000) в пуст. Гареджи (Многогорье, Гареджийское монашеское объединение) Сагареджойско-Ниноцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 430-438 438-451 НАУМ († 11.11.1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 451-452 НАУМ (Шавианидзе Наум Григорьевич; 1889 - 1969) митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 452-453 НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ мужской, во имя равноап. Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви 456-459 НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель 459-460 НАУМ ОХРИДСКИЙ (ок. 830 - 23.12.910), слав. просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, равноап. (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в болгарских просветителей) 453-456 НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви 460-462 НАУРУ [Республика Науру], гос-во в зап. приэкваториальной части Тихого океана, на одноименном острове; входит в историко-культурную обл. Микронезия 462-465 НАФАН прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.) 465-468 468-470 НАФАНАИЛ [болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 1818 (по др. (по др. данным, 1820) - 1906), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик 470-475 472-743 473-475 475-476

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Климент Охридский, равноап. - житие Равноапостольный Климент Охридский (память 27 июля по старому стилю) По происхождению славянин, был учеником св. равноапостольных Мефодия (U 885 г.; память 11/24 мая) и Кирилла (U 869 г.; память 11/24 мая) и помогал святым братьям в деле просвещения славянского народа и в их борьбе за чистоту Православия в Моравии. После изгнания из Моравии славянские исповедники свв. Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию, где их встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью. Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице — области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей». В Болгарии св. Климент исполнял должность учителя до 893 г. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 г. св. Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял св. Наум. Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости, исполняя и епископское служение, и продолжая переводческую деятельность. Он мирно отошел ко Господу в 916 г. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре. Святитель Климент считается первым славянским писателем. Он не только продолжил переводческое дело, начатое свв. Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды — первые образцы славянской духовной литературы. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Климент Охридский, равноап. " .

http://pravicon.com/info-2696

Святые проповедники, движимые Промыслом Божиим, творя многие чудеса, достигли Дуная. Там они разделились на группы. Одни пошли в Мизию, другие — в Дакию и Иллирию, «слово Божие умножая повсюду сторицею». Преподобный Наум вместе со святыми Климентом и Ангеляром отправился в Болгарию. Святой царь болгарский Борис-Михаил, крестивший свой народ в 865 г., принял с радостью учеников святых Кирилла и Мефодия. Он возложил на них распространение и умножение славянских богослужебных и проповеднических книг, устроение при храмах и монастырях школ для будущего болгарского духовенства, которое, по замыслу царя, должно было стать преемником духовенства греческого в Болгарских землях. Преподобный Наум стал учительствовать и проповедовать в монастыре в честь святого Пантелеимона близ Преслава. В 894 году святой Наум возглавил просветительское дело в Деволе в Охридской епархии вместо св. Климента, рукоположенного во епископа Белицкого. Уже в глубокой старости, «просветив болгар светом проповедания» и «всеявши Божественные догматы в земле Болгарской», преподобный Наум удалился от мира в монастырь в честь Архангела Михаила и всех Небесных Сил, который он основал на средства святого царя Бориса и его сына Симеона. Там он закончил свой земной путь в 910 году, приняв перед смертью монашеский постриг. Святая Церковь вскоре причислила преподобного Наума к лику святых, а основанный им монастырь стал известен в народе как монастырь святого Наума. Там и поныне покоятся его мощи, врачуя силой благодати Христовой душевные недуги. Память св. равноапостольного Наума совершается также 20 июня/3 июля и 27 июля/9 августа вместе со свв. Климентом, Саввой, Гораздом и Ангеляром. Декабрь 26 Констанций Русский, священномученик Родом великоросс, священномученик Констанций служил иеромонахом при русской посольской церкви в Константинополе. Он проявлял особенную заботливость по украшению храма, на что давал и свои средства; отличался особенной ревностью к богослужениям, почти каждый день совершал литургию и два раза в неделю вел беседы на русском и греческом языках. Его набожность и точность в исполнении возложенных на него обязанностей привлекали к нему народ, и все его любили и уважали. Вследствие каких-то неудовольствий, возникших между ним и посланником, разгневанный Констанций отправился к султану и там принял ислам. Скоро он глубоко раскаялся в этом и, снова явившись во дворец, громко порицал Магомета и исповедал Христа. Разъяренные этим турецкие фанатики убили его на дворцовой площади (в 1743 г.). Декабрь 28 Игнатий Ломский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1714 году явился в сонном видении неизвестный муж в святительском одеянии купеческой вдове Марии, которая целый год не владела руками и ногами. Вспомнив о святителе Феоктисте, она со слезами стала молить его о своем исцелении, дала обет помолиться пред его ракой и действительно исцелилась. Подобное же явление святого в ночном видении и в том же году было пономарской вдове Евдокии, лежавшей в расслаблении. Священнолепный старец явился ей во сне и сказал: «Для чего ты напрасно лечишься у глупых волхвов?» Евдокия велела сыну своему снести себя на гроб святителя Феоктиста и там получила исцеление. Последнее чудо в рукописном житии святителя Феоктиста XVIII столетия записано под 1727 годом. Там сказано, что после продолжительной болезни исцелился, отслужив молебен при гробе святого, посадский человек Софроний. Почитание памяти святителя Феоктиста началось вероятно вскоре после его кончины. Местное празднование ему в Благовещенском монастыре установлено до 1786 года, в котором был устроен придел во имя его. В 1786 году по ходатайству митрополита Петербургского Гавриила мощи святителя Феоктиста с разрешения Священного Синода были перенесены из упраздненного Благовещенского монастыря в Георгиевский и положены в серебряной раке под спудом в храме, подле стены, у иконостаса, по левую сторону алтаря. В 1827 году архимандрит Фотий устроил здесь придел во имя святителя Феоктиста. Наум Охридский, сотрудник просветителей славян Преподобный Наум Охридский, болгарин, был одним из ближайших учеников и сподвижников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11/24 мая). С юности он последовал за своим учителями в Великоморавию и Паннонию, где в течение многих лет (863–885) подвижнической жизни проповедовал слово Божие славянским народам на их родном языке. Преподобный Наум обучал славян грамоте, распространял переведенные равноапостольными братьями с греческого языка на славянский богослужебные книги. В 868 году в Риме папой Адрианом II (867–872) преподобный был рукоположен во диакона, а затем принял сан пресвитера. Папа Адриан II признал богоугодным дело учителей Словенских, освятил славянские книги и благословил служить литургию на славянском языке. Самые тяжелые испытания выпали на долю святого Наума и других учеников святого Мефодия после преставления последнего в 885 году. Епископом Моравским стал давний враг славянского просвещения немец Вихинг. Проповедники были брошены в темницу, прикованы цепями, подверглись истязаниям. По их молитвам Господь явил чудо: сделалось землетрясение, стены темницы обрушились, цепи разорвались. Народ, увидев это, уверовал в святость узников, но Вихинг объявил Божие знамение диавольским наваждением и изгнал святого Наума и его сподвижников из Великоморавии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Основным источником сведений о жизни Н. О. м. в XVII - 1-й пол. XIX в. является летопись, составленная в 1855 г. по заказу настоятеля мон-ря на греч. языке уроженцем Охрида Димитрием Петру-Масиным (в 1877-1887 он же был секретарем обители) и основанная на сведениях из найденных в б-ке мон-ря письменных источников и народных преданий (Кодика от манастира Св. Наум од Дuмumpuja од 1855 г.//Наум Охридски. 1985. С. 25-54). В ней сообщается, что в 1662 г. настоятелем Н. О. м. назначен архим. Гавриил (иногда в лит-ре упом. как Григорий) из монастыря ап. Иоанна Предтечи в г. Мосхополь (ныне г. Воскопоя, Албания). В обители он нашел лишь кухню и печи и поэтому провел ремонт нартекса, капеллы, келий и амбаров, расположенных у озера, в 1662 г. построил здание больницы. По преданию, эта больница действовала на протяжении нескольких веков. Считается, что св. Наум часто помогает душевнобольным и слабоумным: у болгар сохранилась поговорка «Или ум, или святой Наум». Помолиться перед мощами святого приходили не только православные, но и местные мусульмане, турки и албанцы, к-рые назвали обитель «Сары Салтыкбаба» (святилище светлобородого отца). В нач. XVIII в. мон-рь владел большими виноградниками, лугами и неск. мельницами и имел ок. 1000 кошельков (кесий) дохода ежегодно. Наибольшие доходы он получал в дни празднований памяти святого, 20 июня и 23 дек., когда рядом с ним проходили многодневные ярмарки (панаиры). Однако во 2-й пол. XVIII в., после османского разорения Мосхополя и его окрестностей (1769), Н. О. м. лишился финансовой поддержки их жителей. В тот период важную роль стали играть денежные вклады валашских воевод: напр., с 1781 г. Александр Ипсиланти выделял по 70 талеров ежегодно, в 1782 г. денежный вклад сделал Никола Караджа, в 1784 и 1792 гг.- Михай Водэ Суцул, в 1792 г.- Константин Мируза, в 1805 г.- Константин Ипсиланти, в 1819 г.- Александр Николай Суцул. В 1845 г. обители принадлежали расположенные рядом села Любаништа, Стене (близ оз. Преспа) и, возможно, Пояни (ныне в Албании), а также ок. 8 тыс. овец. В 1881 г. вместо с. Паджани, приносившего доход 25 тыс. грошей, мон-рь получил с. Трпейца. В 1890 г. Н. О. м. принадлежали 3 села, луга и лесные угодья, неск. домов в окрестных селах и городах.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

Вместе с другими изгнанниками из Моравии святитель Климент основывает ряд монастырей, которые становятся одновременно и духовными школами, и хранилищами книг по различным областям знания. Монастырские библиотеки собирали книги, которые были славянскими переводами византийских сочинений, а также и собственно греческие и латинские. Благодаря покровительству царя и вельмож, Климент заботился о храмоздательстве, как в своей епархии, так и по всей Болгарии. Заботясь о духовном становлении болгарского народа, святитель Климент не забывал и о его насущных интересах. Так он выписывал из Византии плодовые деревья, которых не хватало в Болгарии, культивировал их и распространял по всей стране. В конце жизни святитель Климент просил царя отпустить его на покаяние в одну из созданных им обителей. Но царь Симеон уговорил его остаться на своем посту. Вскоре он начинает перевод на славянский язык Цветной Триоди. Закончив этот труд, он начал готовиться к смерти. Все свое имущество – библиотеку – святитель Климент завещал кафедре и Охридскому монастырю. Он своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского монастырского храма. 27 июля 916 года епископ Величковский Климент мирно скончался и был погребен в приготовленном месте. Преподобный Наум Один из ближайших учеников святых Кирилла и Мефодия, Наум, происходил из славян, живших на территории Византийской Империи. Он последовал за своими наставниками в Моравию, где в течение нескольких лет проповедовал Слово Божие и занимался перепиской богослужебных книг. В 868 году в Риме папой Адрианом II был рукоположен во диакона. Затем уже святой Мефодий рукоположил Наума во иерея. По кончине святого Мефодия, вместе с другими учениками его, Наум был посажен в темницу, где претерпел многие мучения. После освобождения из темницы был изгнан из Моравии за Дунай вместе с Климентом и Ангеларием. Вместе они добрались до Болгарии – там они были с честью встречены царем Борисом. Некоторое время святой Наум провел при дворе царя Бориса в Плиске. Затем он отправился на Охридское озеро, на юго-восточной стороне которого и основал монастырь. Средства на создание обители пожертвовал царь Борис. Монастырь, основанный святым Наумом, вскоре стал одним из центров славянского просвещения. Здесь под руководством святого болгары обучались славянской и греческой грамоте; шла работа по переписке книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Успение равноап. Наума Охридского. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Успение равноап. Наума Охридского. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Новый храм был возведен на фундаменте и уровне пола древней церкви, но получил иную планировку. На 1-м этапе был возведен 3-нефный, базиликального типа храм, центральный неф к-рого, подобно ц. вмч. Пантелеимона в Охриде, по всей длине покрывал свод. Над гробницей св. Наума построена новая: сначала она имела вид открытой галереи, позволяющей людям свободно подойти к надгробной плите ( Грозданов Ц. Живописот на гробниот параклис на Св. Наум Охридски//Наум Охридски. 1985. С. 85-89), но в 1799-1800 гг. арки были заложены и она превратилась в небольшую часовню с входом из нартекса храма. На 2-м этапе, в 1711 г., на месте свода были поставлены купола над наосом, нартексом и часовней-гробницей, для их поддержки внутри установлены соединенные арками квадратные мраморные столбы (возможно, происходящие из древней церкви, т. к. на них были обнаружены вырезанные кириллические и глаголические надписи, см.: Мареш Ф. В. Стари словенски натписи (графити) во црквата на манастирот Св. Наум на Охридското Езеро// Он же. Компаративна фohoлoruja и мopфoлoruja на македонскиот jaзuk. Ckonje, 2008. С. 233-238; Михеев С. М. Два кратких глаголических граффити в монастыре св. Наума под Охридом и в Св. Софии в Стамбуле//Slovne. Moscow, 2013. Vol. 5. N 2. P. 136-178). С зап. стороны к нартексу примыкала деревянная крытая галерея, вероятно построенная в 1877 г., на ее месте в 1925 г. возвели каменную галерею с мозаичным полом. Настенная живопись в храме была раскрыта в 1962 г. Древнейшими считаются фрагменты 3 поясных фигур пророков располагавшейся над зап. фасадом наоса композиции «Предсказания пророков» из цикла «Гимн Богородице» (в наст. время находятся в помещении бывш. монастырской больницы). Эти фрагменты датируются сер.- 3-й четв. XVI в. и приписываются кругу мастеров школы Онуфрия и Николая из Охрида ( Грозданов. 2015. С. 90).

http://pravenc.ru/text/2564756.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010