Продолжая быть в послушании у Митрополита Антония, отец Иоанн законоучительствовал в сербской гимназии, а вскоре (вероятно еще до того, как стал он преподавателем и воспитателем Битольской семинарии), была напечатана во Владимировой на Карпатах его вдохновенная апологетическая брошюра Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. Статья была сперва напечатана в Календаре за подписью: Иеромонах Иоанн Максимович . Инок Мильковския Обители Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Югославия, 1928 г. Я и читал эту статью в Мильковской обители, вступив в нее в 1930 году. Отец Иоанн бывал там наездами. Игумен Батюшка о. Амвросий его очень любил и с восхищением потом говорил о его смирении и готовности исполнить любое послушание. Вспоминается мне, как в 1930 году с Митрополитом Антонием одновременно был в Милькове после своей хиротонии Владыка Тихон наш Сан-Францисский. В те дни иеромонах Иоанн служил у нас литургию в сослужении с диаконом Саввой Струве (впоследствии архимандрит), тогда же Митрополит Антоний постригал в монашество нынешнего Архиепископа Лос-Анжелосского Антония и скончавшегося в Магопаке в сане архимандрита монаха Феофана и еще одного инока. В тот год отец Иоанн приезжал к нам уже из Битольской семинарии, воспитанники которой весьма полюбили своего русского воспитателя, умиляясь его аскетизму и той отечественной заботе, с которой он их и спящих покрывал одеялом и благословлял... Тогда Владыка служил в епархии известнейшего сербского архиерея, “Сербского Златоуста” Николая Охридского (позже Жичского). Этот всему православному миру известный архипастырь чрезвычайно почитал Владыку, он писал о нем, что и тогда отец Иоанн обходя больных с иконой преподобного Наума Охридского многих исцелял... Отношения Владыки Николая с отцом Иоанном особенно искренны, трогательны и просты. Впоследствии Владыка Николай издал и небольшую книжку в серии “Малый миссионер” под названием “Продавец белградских газет – китайский Владыка”. Сербской же девочке письменно запросившей: почему сейчас нет святых?! Владыка Николай в печати ответил: “Есть доченька!” и указал ей на пример подвижничества Владыки Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Глава 13. Албанская Православная Церковь 13.1. Христианство на территории современной Албании до начала ХХ в. Точных исторических данных о проникновении первой христианской проповеди на территорию Албании не сохранилось. Известно лишь, что христианство на берегу Адриатического моря утвердилось благодаря деятельности учеников святых Кирилла и Мефодия – святых Климента и Наума. В конце IX – начале X в. албанские города Девол (совр. Корча) и Главеница (рядом с совр. Авлоной) были известны как христианские центры. В Х в. епископом Девола был ученик святого Климента – Марк. В начале XI в. известна Драчская митрополия и еще несколько епархий на территории современной Албании. С образованием Болгарской Православной Церкви (870) албанские епархии находились в ее подчинении. После покорения Болгарии византийским императором Василием II Болгаробойцей и ликвидацией независимости Болгарской Церкви албанские епархии вошли в состав Охридской архиепископии. Вместе с подчинением в 1767 г. Охридской архиепископии Константинополю албанские епархии автоматически попали под власть Константинопольского Патриарха. В них, как и во всех Православных Церквах на Балканах, установился греко-фанариотский режим. Турки относились к албанцам, как и к другим покоренным народам – насильственно насаждали ислам, утверждали свои порядки, вводили угнетающие людей непосильные налоги. В XIX в. на Балканах началась волна широкого национально-освободительного движения. В это время в Албании также пробуждаются и быстро растут в среде простого народа идеи ликвидации османского режима и создания независимого государства. Большую роль в духовном возрождении своего народа сыграли православные албанцы, эмигрировавшие в Болгарию, Румынию и США, хотя их было очень немного. В XVIII – XIX вв. эллинизаторские тенденции, распространяющиеся греческим духовенством, были настолько велики, что в конце XIX в. все настойчивее стали звучать призывы к введению родного – албанского – языка за богослужением и введение местных церковных традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Екатерины на Синае. От XIV в. сохранилось ок. 50 рукописей, в т. ч. Лалоев Апостол 1359 г. 49), сб. «О постничестве» свт. Василия Великого 1368 г. 3), «Богословие» Иоанна Дамаскина 125), Паренесис Ефрема Сирина 101), неск. списков «Лествицы» Иоанна Синайского, Торжественник минейный на нояб.-дек. 94), Зографский сборник (Торжественник минейный) кон. XIV в. с сочинениями свт. Евфимия Тырновского 107), Сводный патерик 83), старший список перевода Учительного Евангелия («Патриаршего гомилиария», 134), Грубанова Триодь, представляющая один из ранних списков нового перевода 39), 2 списка Служебника свт. Евфимия Тырновского 103), список 1392 г. перевода стихир и канона «святым всего лета» (метрического месяцеслова) Христофора Митилинского 115) и др. От XV в. сохранилось 22 рукописи в основном библейского, литургического и богослужебного содержания, из к-рых выделяются Сборник 1433 г. 105) с особыми редакциями Хроники Иоанна Зонары и Жития серб. деспота Стефана Лазаревича, написанного Константином Костенечским, и Пролог стишной 47), написанный попом Иоанном Милошевым и его братом Николой в с. Пископие близ Дебара и включающий единственные списки 1-го Жития св. Наума Охридского и слав. перевода краткого Жития св. Климента Охридского Димитрия Хоматиана. От XVI в. осталось ок. 40 рукописей, в т. ч. ок. 30 богато украшенных Четвероевангелий, созданных на болг., серб. и молдо-влахийских землях, нек-рые с автографами книжника Иоанна Кратовского 12, 25, 26). Нач. XVI в. датируются происходящая из З. рукопись Творений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника (Vindob. slav. N 14), представляющая единственный среднеболг. по орфографии список этого текста, и Торжественник минейный с триодными статьями, переписанный в Кратове Гюро Грамматиком (Ath. Zogr. N 109). От XVII в. сохранилось ок. 60 рукописей, большая часть к-рых была принесена в З. паломниками с болг. земель, а нек-рые были написаны по заказу мон-ря каллиграфами из Этрополе ( Караджова. 1995. С. 233-239). В 1-й четв. столетия в мон-ре книгописанием занимался св. Пимен Зографский ( Moussakova. 2005).

http://pravenc.ru/text/199949.html

Богородицы в монастыре Калишта (XVI в., напротив, на юж. стене,- вмч. Пантелеимон и св. Ермолай). В Кастории образ К. О. появляется со 2-й пол. XIV в., после включения ее в состав Сербского гос-ва, в храмах св. Таксиархов (1359/60), свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» (3-я четв. или 60-80-е гг. XIV в.). В пещерной ц. Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа (ныне Албания) образ К. О. относится ко 2-му слою росписи, выполненному касторийскими мастерами в 1368-1369 гг. по заказу серб. кесаря Новака ( Джурич. 2000. С. 261). Подписанное по-гречески с указанием «Охридский» изображение святителя находится на юж. стене рядом со свт. Елевферием Иллирийским, почитаемым в визант. Иллирике, т. е. на территории Юж. Албании. Парное изображение этих святых может иметь особый смысл для болг. истории нач. XI в., т. к. здесь посредством иконографии зафиксирована связь «архиепископии в Охриде с римской префектурой Иллирии», что «должно было обосновывать легитимность вхождения епархий, находящихся за пределами фемы Болгарии, в архиепископию Болгарии» ( Пентковский. 2013. С. 86). В 1378 г., при вел. жупане Андрии Гропе, была построена и расписана ц. во имя К. О. (св. Климента Старого) в Охриде. На юж. стене, где традиционно помещаются образы покровителей храма, изображен К. О., по сторонам к-рого располагаются фигуры свт. Николая Чудотворца и равноап. Наума Охридского ( Грозданов. 1968. С. 105; Он же. 1980. С. 152). Родственные связи с Андрией Гропой имел принадлежавший к правившему в Юж. Албании роду Феодор Музаки - строитель ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории (1383/84; Пентковский. 2013. С. 103); в программу росписи ее алтаря включен образ К. О. (как сщмч. Климент Анкирский атрибутирован в кн.: Χατζηδακης Μ. Ψηφιδοτα τοιχογραφιες. Αθνα, 1992. Σ. 108). Годом позже изображение святителя появилось на фресках касторийской ц. свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» (ок. 1385). В XVI в. образы К. О. появляются на Св. Горе Афон. Так, в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в Протате (1526) К. О. изображен в юго-зап. части алтаря, рядом представлены образы Охридских архиепископов святителей Феофилакта Болгарского и Николая Кавасилы; создание росписи приходится на время архиепископства Прохора Охридского ( Он же. 1983. С. 96-98). Изображение К. О. в росписи ц. Димитрия в с. Палатиция близ г. Верия (1569-1570, зограф из Кастории) обусловлено близостью храма к скиту св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Клименту князем Борисом-Михаилом в самом начале «славянского» проекта 101 , и базилика, построенная князем Борисом-Михаилом (см. выше). В относительной близости от Девола располагался монастырь прп. Наума, строительство которого также было связано с деятельностью князя Бориса-Михаила и его «славянским» проектом. Таким образом, на пути Валона – Канина – Главиница – Девол – Битола – Штип находились три славянских епископии – свт. Климента в районе Канины («первая»), епископа Михаила в районе Девола («четвертая») и епископа Константина в районе Брегальницы («вторая») – и там же находились епархии, входившие в церковную организацию I Болгарского царства. В Пелагонийском регионе на этой же самой дороге располагалась, вероятно, и «третья» славянская епископия, подобная Деволской, которую должен был возглавлять один из учеников свт. Климента. Сведения о ней не сохранились, но в монастыре архангела Михаила около селения Варош в Прилепе имеется колонна со славянской надписью 996 г., в которой упоминается епископ Андрей 102 , что позволило высказать предположение о нахождении в последней трети X в. епископского центра в Прилепе 103 , где в средневековый период пересекались основные дороги Южной Македонии 104 и где, в свою очередь, в первой трети X в. мог находиться центр славянской епископии в Пелагонийском регионе. Итак, в конце IX – первой трети X вв. в юго-западной части I Болгарского царства одновременно существовали и действовали церковные структуры двух типов – территориальные (епархии) и этнические (славянские епископии). Наличие этнических епископий в составе церковной организации I Болгарского царства не являлось ее исключительной особенностью, так как различные типы церковных структур, возглавляемых епископами, существовали и в Византии. Например, во второй половине XI-XIV вв. в составе Охридской архиепископии находилась этническая епископия влахов 105 , а в Фессалоникийскую митрополию входила этническая епископия турок-вардариотов 106 . Однако в составе Охридской архиепископии славянские этнические епископии отсутствовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 февр. 2015 г. архиеп. Иоанн был отпущен из заключения по решению суда об условно-досрочном освобождении, но вынесенные обвинения против него не были сняты. Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г. Десятилетия правления коммунистического режима в Югославии негативно повлияли на духовную жизнь в Македонии. Офиц. идеология считала исповедание веры пережитком прошлого, несовместимым с членством в компартии. Верующие люди, не состоявшие в партии, не имели права занимать руководящие должности. Одним из наиболее заметных последствий ослабления духовной жизни стал упадок монашества - к кон. 80-х гг. XX в. в македонских мон-рях было всего 2 насельника. Падение коммунистического режима в нач. 90-х гг. XX в. повлияло на возрождение духовной жизни. В соответствии с законом о реституции Церкви было возвращено ранее национализированное церковное имущество, включая храмы и мон-ри. С 1991 г. до настоящего времени число действующих храмов МПЦ увеличилось с 830 до 1,3 тыс. В 1994 г. сформировано Македонское Библейское об-во. Продолжается восстановление разрушенных храмов. В сер. 90-х гг. началось возрождение монашеской жизни, к 2010 г. в мон-рях проживали более 120 насельников, которые помимо восстановления обителей занимались иконописью, переводческой и лит. деятельностью. 9 окт. 2009 г. Архиерейский Синод МПЦ изменил название МПЦ на «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». На богослужениях в македон. храмах чтение Евангелия и Апостола осуществляется только на македон. языке, а богослужебное пение - в основном на церковнослав. языке по Осмогласнику С. Мокраняца на основе серб. распева, в нек-рых храмах возрождена практика визант. распева. В МПЦ помимо почитания визант. святых свт. Николая Мирликийского, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и Пантелеимона, прп. Параскевы (Петки) распространено и почитание балканских слав. святых - Святых Седмочисленников, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, прежде всего святителей Климента Охридского (небесный покровитель Македонии и МПЦ) и Наума Охридского , Тивериопольских мучеников , преподобных Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского , Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского , Илариона Могленского , Нектария Битольского, мч.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Кирилл. Данную атрибуцию образа предложил Прахов на том основании, что надпись: «А КОСТ//НТИНЪ» - возле фигуры святителя не что иное, как мирское имя равноап. Кирилла. Святитель рядом (верхняя часть дописана масляными красками в XIX в.) может быть определено как образ равноап. Мефодия, брата Кирилла. Если признать достоверность данной атрибуции, то эти образы св. братьев самые ранние в искусстве Др. Руси. Во 2-м ряду благодаря хорошей сохранности выделяются изображения святителей Иоанна Македонского и Иосифа Солунского. С юж. стороны апсиды в среднем регистре сев. пилона сев. столба триумфальной арки помещен образ святителя с надписью, зафиксированной в отчетах о реставрации: «А KЛIMAHTЪ». По иконографическому типу он напоминает свт. Климента Охридского, ученика и продолжателя дела равноапостольных Кирилла и Мефодия, обретших мощи свт. папы Климента Римского. Св. мощи папы Климента были привезены в Киев равноап. кн. Владимиром и стали особо почитаемой на Руси святыней. Расположенные здесь же образы святых Наума Охридского, Кириака, Евмения также входят в ряд изображений учеников святых братьев. В 3-м регистре предположительно помещены святые, ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников (круг прп. Иоанна Рильского?). Подобный подбор образов святителей может свидетельствовать о том, что в конхе жертвенника, очевидно, находилось фресковое изображение Климента, папы Римского (не сохр.), в XVII в. там поместили погрудное изображение арх. Михаила (см. подробно: Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 115-117). «Св. Кирилл проповедует правую веру». Роспись Кирилловского собора. 40-е гг. XII в. «Св. Кирилл проповедует правую веру». Роспись Кирилловского собора. 40-е гг. XII в. В юж. алтарной апсиде (диаконнике) представлен житийный цикл святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, не имеющий аналогов в памятниках византийско-балканского круга. Первоначально цикл содержал 16 сюжетов, из к-рых сохранились 14 (2 дописаны в XIX в., 8 сохр. в хорошем состоянии, остальные в фрагментах).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

В 1980-е годы в составе епархии было учреждено шведское благочиние, состоящее из 4 приходов, в которых литургическим и разговорным языком является шведский — приход святой Анны Новгородской, приход святого Димитрия в Кристианстаде и других. В 2001 году архимандритом Дорофеем (Форснером) в местечке Бредаред, близ города Буроса был основан шведоязычный Свято-Троицкий мужской монастырь. Румынский Патриархат [ править править код ] Приходы Румынского патриархата на территории Швеции входят в состав Северо-Европейской епархии и управляются епископом Скандинавским Макарием (Дрэгой). В Стокгольме румынской общиной основаны приходы в честь святого великомученика Георгия Победоносца (район Vanadisplan), Успения Божией Матери (район Bredäng), Свято-Троицкий и Иоанна Крестителя (в районе Сольна). Румынские приходы имеются в городах: Бурос (в честь свв. архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила), Гётеборге (в честь Святого Духа), на Готланде (в честь свт. Николая), в Хальмстаде, Хельсингборге, Хиллерстурпе, Йёнчёпинге (в честь Покрова Божией Матери), Кристианстаде (в честь архидиаконов Стефана и Лаврентия), Линчёпинге (в честь Георгия Победоносца), Мальмё (в честь Святого Духа), Эребру, Сёльвесборг (в честь святых мучеников Афанасия, Василия), Умео, Уппсала (в честь Трёх Святителей), Вестерос (в честь свв. Константина и Елены) и Векшё (в честь Воздвижения Креста). Македонская Православная Церковь [ править править код ] Македонская Православная Церковь представлена в Шведском королевстве несколькими приходами, относящимися к Европейской епархии и управляемые митрополитом Пименом (Илиевским). В январе 1973 года в городе Мальмё македонцами был основан приход в честь святого Наума Охридского, а в 2006 году закончено строительство вместительного храма в честь святого Наума. На 2012 год македонский приход насчитывал около 4 тысяч членов. Храмы [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Подкатегории В этой категории отображается 4 подкатегории из имеющихся 4.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Швец...

Успех великого равноапостольного дела святых братьев Кирилла и Мефодия в большой степени обязан тому, что славяне оказались тогда предметом борьбы между Константинополем, Римом и Франкским королевством. Их богоугодная миссия стала политической картой в сложной политической игре. Византия использовала славянскую идею для подготовки борьбы с Западной империей и латинской Церковью. В свое время и римский епископ воспользовался ей против Восточной империи и Константинопольского патриархата. Именно в таком свете предстают события и факты моравской и паннонской миссий. Однако, получив в IX веке таких могущественных покровителей, славяне смогли занять свое место среди европейских народов и воспользоваться благами христианской культуры. Начавшаяся в 863 году моравская миссия святых братьев, со смертью второго из них, Мефодия, в апреле 885 г. закончилась запрещением в его епархии в Паннонии богослужения на славянском языке, уничтожением славянских книг и волной жесточайших репрессий против соратников и последователей святых братьев. Об этом повествуют дошедшие до нас в более поздних славянских и греческих списках жития ближайших учеников апостолов славянства – Климента Охридского и Наума. Сторонники трехъязычной ереси 13 при помощи княжеской власти предали суду учеников святого Мефодия, истязали их, держали в тюрьме, позже продали тех, кто помоложе, евреям-работорговцам, а прочих изгнали. Трое учеников – Климент, Наум и Ангеларий на плоту по Дунаю добрались до пределов Болгарского царства – до находившегося тогда в этих пределах Белграда и пришли к бори-таркану (военному наместнику города), рассказав ему все, что с ними случилось. Наместник понял, «что эти люди великие и близкие к Богу» и зная, что властитель Болгарии давно жаждет о таких, сначала дал прибывшим отдохнуть, а после «отправил их к князю, как драгоценный дар» 14 . Князь Борис принял Климента, Наума и Ангелария с большими почестями и выслушав их полный о себе рассказ, «горячо возблагодарил Бога, что Он прислал таких Своих служителей – благодетелей для Болгарии и что одарил его такими учителями и устроителями веры – не случайными людьми, а исповедниками и мучениками» 15 .

http://pravoslavie.ru/155732.html

«Владыка Иоанн – святой». Е.Ю. Концевич. «Никто не постигал, с какой полнотой Святой Дух почил на нем». Протоиерей Урош Максимович. «Будучи чисто русским архиереем и русским патриотом, святитель Иоанн одновременно является и вселенским иерархом, чуждым церковного провинциализма». Протоиерей Петр. «Что поражало сразу, так это его неправдоподобный аскетизм. Будто святой пустынник первых веков явился среди нас. Питался раз в сутки, когда кто-нибудь за этим следил, когда же не следили, то мог пропустить и эту трапезу. Во время богослужения он тратил много времени на приготовление Даров. Дискос был переполнен из-за множества поминовений. Во время Великого входа с Дарами он начинал новое поминовение по вновь полученным запискам, так что хор должен был иногда трижды повторять Херувимскую. С исключительной тщательностью очищал Чашу и дискос, жертвенник и алтарь. Одновременно потреблял несколько просфор и пил много теплоты. Когда он гулял по Парижу, люди со всех сторон сбегались к нему получить благословение. И тогда можно было видеть элегантно одетых дам без помады на губах, так как все знали, что он этого не любит». Игумен Адриан. «Это был совершенно особенный человек. Он постоянно и беспрерывно молился, ежедневно служил Божественную литургию (после Литургии оставался в алтаре по три или четыре часа; как-то заметил: «Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному»), строго постился, ел только один раз в день – поздно вечером (в течение Великого и Рождественского постов питался только просфорами). По ночам бодрствовал; борясь со сном, обливал себя холодной водой. Он обладал прозорливостью и даром такой молитвы, которую Господь слышит и просимое скоро исполняет. За несколько дней до своей кончины он без всякой видимой причины снял со стены своей домовой церкви в Сан-Франциско иконы преп. Наума Охридского и св. Иоанна Предтечи и положил на аналой посреди храма. Через несколько дней, увидав иконы, все поняли значение выноса этих икон: в канун памяти преп. Наума Владыка умер, а погребен в день Рождества Иоанна Предтечи».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010