В IV —V веках Македония, входившая в состав префектуры Восточной Иллирии, в церковном отношении подчинялась то Риму, то Константинополю. А в годы правления византийского императора Юстиниана (527 —565) Скопийскому епископу были предоставлены права самостоятельного управления своим округом. В VII веке он был подчинен Салонийскому архиепископу, находившемуся в юрисдикционном ведении то Рима, то Константинополя. С поселением в VII веке на Балканском полуострове болгар, вскоре ассимилировавшихся со славянами, новообразовавшийся славянский народ стал играть на протяжении многих веков (вплоть до начала XX столетия) важную роль в церковной истории македонского народа. Крещение болгар способствовало христианизации славян Македонии. Этот факт особенно знаменателен уже потому, что с ним соединяется деятельность учеников святых братьев Кирилла и Мефодия. Изгнанные из Моравии, они нашли приют в Болгарии и Македонии и своей всеславянской просветительной деятельностью сблизили эти два народа. Особенно помнят в Македонии, и прежде всего в Охридском крае, святого Климента, основавшего в год своей кончины (f916) архиепископию в Охриде, и его ближайшего помощника святого Наума (f910). Святому Клименту посвящено житий и гимнов более, чем какому-либо другому святителю. А к мощам святого Наума, находящимся в основанном им монастыре на южном берегу Охридского озера, до сих пор не прекращается массовое паломничество верующего народа. В начале XI века все македонские земли и одновременно болгарские были захвачены византийским императором Василием Болгаробойцей. Центром церковной жизни Болгарской Православной Церкви после ряда перемещений стал г. Охрид. С этого времени история Православия в Македонии сливается с историей Охридской Архиепископии (см. об этом в главе IV «Болгарская Православная Церковь»). В XI — XII веках македонский народ выдвинул из своей среды ряд славных подвижников-молитвенников. Из них необходимо упомянуть святых Прохора Пчинского, Гавриила Лесковского и Иоакима Осоговского. Первый из них провел в уединении 32 года, второй — 30 лет, а третьего сохранившееся от XVI века Житие называет звездой многосветлой пустыни Осоговской.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

В 893 году, после того как святого Климента рукоположили во епископа Величского, Наум был вынужден оставить свой монастырь и на некоторое время перебраться в Девол, дабы школа, основанная святым Климентом, не осталась без наставника. Несколько лет он подвизался там, и, лишь приготовив себе преемников, возвратился в свой монастырь. Там он закончил свой земной путь в 910 году. Святая Церковь вскоре причислила преподобного Наума к лику святых, а основанный им монастырь стал известен в народе как монастырь святого Наума. Там и поныне покоятся его мощи. Константин Константин принадлежал к младшему поколению учеников равноапостольных братьев. Вероятнее всего он был моравом по происхождению, ставшим учеником святых Кирилла и Мефодия уже по прибытии их в Моравию. Впоследствии святой Мефодий рукоположил его во пресвитера. По преставлении наставника и архипастыря славян Мефодия, Константин вместе с другими учениками святого подвергся гонениям. Согласно предположениям исследователей, он вместе с другими молодыми клириками был продан в рабство еврейским купцам. Они пригнали рабов на продажу в Венецию. Находившийся там посол Византийского императора, узнав, что православных священников продали в рабство, как еретиков, выкупил их всех и переправил в Константинополь. В Константинополе им предложили на выбор: или остаться в столице Империи, или отправиться в Болгарию. Вместе с некоторыми другими учениками святых братьев Константин выбрал Болгарию. В Болгарии он вновь встретился с другими учениками святых братьев, и совместно с одним из них – преподобным Наумом – устроил в восточной Болгарии – в Преславе – училище. Также они занимались переводами и перепиской книг. Вскоре Наум удалился на Охридское озеро, где основал монастырь, а Константин остался в Преславе. Трудясь в Преславе, Константин прославился как выдающийся наставник юношества, переводчик и писатель. Именно он стал родоначальником древнеболгарской поэзии и историографии. Кроме того, он перевел на славянский язык творения многих византийских богословов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ II [болг. Йоасаф] († не позже янв. 1746), архиеп. Охридский в 1719-1745 гг. Родом из Мосхополя (ныне Воскопоя, Албания), И. в 1706 г. упоминается как митрополит Преспанский, в 1709 г. избран митрополитом Корчинским. Когда стало ясно, что грек-фанариот архиеп. Охридский Филофей не вернется из России, куда уехал в 1714 г. (в 1722 стал архиепископом Смоленским и Дорогобужским), 6 февр. 1719 г. при поддержке «автохтоной» партии И. возглавил Охридскую архиепископию . Созванный им Собор 21 февр. 1719 г. заявил о прекращении участия К-польского Синода в делах Охридской архиепископии и о необходимости принятия мер, ограждающих ее престол от попыток незаконного (т. е. без согласия иерархов и народа) управления. Это вызвало недовольство в К-поле, в дальнейшем К-польский Синод неоднократно прибегал к различным интригам, чтобы восстановить свое влияние. Напр., после переговоров 1737 г. австр. властей с Охридской архиепископией и Печским патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) о поддержке антиосманского восстания в серб. землях И. был объявлен австр. шпионом, поскольку согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиями. При И. Охридская архиепископия была максимально независима от К-поля. Отличался любовью к науке, поддерживал духовное образование: по его личным просьбам валашский господарь Иоанн Маврокордат и богатые горожане выделяли средства на содержание греч. уч-ща в г. Корица (ныне Корча, Албания) и на строительство здания для греч. «Новой академии» в Мосхополе (1740-1750). При нем типография в Мосхополе (при храме св. Иоанна Богослова, с 1744/45 в мон-ре св. Наума) издавала слав. службы и жития святых, в т. ч. местных, учебные пособия и богословские произведения. Для поощрения пожертвований повелел записывать имена ктиторов в специальные помянники, которые периодически полностью зачитывались в храмах. Передал собору Св. Софии в Охриде подаренную ему венецианскую корону из золота и серебра с драгоценными камнями, а кафедральному собору в Корче свои городские дома. Сократил размеры долга кафедры, к-рый остался после его предшественника, регулярно выплачивал налоги, построил резиденцию в Охриде (1730-1735) и установил ограду вокруг кафедрального собора. В 1727 г. по предложению И. церковно-народный Собор архиепископии перенес празднование памяти св. Наума Охридского с 23 дек. на 20 июня. В глубокой старости в окт. 1745 г. ( Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 550) И. ушел с кафедры и вскоре скончался. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение, 1394-1767. С. 138-140, 345-347, 357-359, 383-386, 391-405, 409-411. Н. С. Першина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578120.html

Своему другу Ю.К. Хрущеву, который спросил, увидятся ли они еще раз в тот приезд владыки в Сиэтл, он ответил кротко: «Бог знает, что будет со мной сегодня или завтра» 517 . Итак, с теми, кто был ему ближе всего, святой попрощался заранее. Игуменья Магдалина из Леснинского монастыря сообщает: «Владыка Иоанн дал нам чудесный знак своей любви и попечительства в самый день своей кончины. В тот день он послал нам письмо (очевидно, оно было отправлено прямо перед литургией), в коем были только следующие несколько слов: “Посылаю мое благословение всем вам и каждой в отдельности”» 518 . За несколько дней до кончины видели, что он без видимой на то причины снимает со стены икону св. Наума Охридского, а также икону св. Иоанна Крестителя. Обе их он поставил на аналой посреди храма. Причину этого поняли только после блаженной кончины владыки: действительно, он умер в день памяти св. Наума и был похоронен в день Рождества Иоанна Крестителя. Петр Лукьянов пишет: июня 1966 года] владыка при мне позвонил в редакцию газеты “Русская жизнь” и по телефону дал объявление о том, что в канун праздника Рождества св. Иоанна Предтечи и в самый день праздника будет торжественное праздничное архиерейское богослужение, и владыка именно подчеркнул: “торжественное и праздничное”» 519 . Святой владыка почил о Господе в субботу 2 июля (19 июня по старому стилю), в 15.50. С утра он отслужил литургию в Свято-Николаевском соборе (храм-памятник Царю-мученику Николаю II) в Сиэтле, потом еще молился в течение трех часов в алтаре. Затем он поднялся в свою келью и попросил двух своих прислужников подождать его внизу, так как он, дескать, собирался ехать на кладбище. Через несколько минут они услышали шум и, поднявшись к нему в келью, увидели его лежащим возле двери. Подняв его, они его посадили в кресло и позвонили в службу «Скорой помощи», но святой уже предал свой дух Господу. Как сказал позднее епископ Нектарий Сиэтлийский, «святитель умер со Святыми Дарами на груди» 520 – святой умер с дароносицей на груди, так как собирался идти причащать одного больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Наума считает известным пророком Наумом. Вероятно, так передавали ему тогда (1805–25) „новые ктиторы“ обители 56 . Кроме стенной иконописи, обращает на себя внимание еще икона Богоматери, писанная на дереве и иминуемая Фринодуса (рыдающая), писанная, как видно из заметки на ней, в 1827 г. анагностом (чтецом) Михаилом, при Игумене Данииле – от Востока. По какому поводу дано это название иконе или самой Богоматери, не у кого было спросить. Из притвора направо есть выход в малую квадратную комнату накрытую куполом, в коей указывается гроб Св. Наума. И здесь, в наиболее подходящем к чему-нибудь славянскому, месте я не досмотрелся ничего, что могло бы напомнить о древнейших временах обители. Все это я рассматривал, так сказать, по неволе, бродя по церкви и переодолевая поминутную дремоту. Служба правилась по-гречески, конечно. Владыка не присутствовал. Игумен показывался неоднократно. Братства никакого я не заметил. Вероятно, и эта обитель, несмотря на свою древность и громкую известность, находится на общем положении румелийских монастырей, т. е. как арендных статей архиерейской кафедры. Ибо где взять, в самом деле, монахов для стольких обителей? Да, если бы и нашлись любители одиночества и подвига, какая польза от них кафедре? Весь доход с угодий монастырских пошел-бы на них самих. Додуматься же до пользы монашества вообще, помимо материальных выгод кого бы то ни было на свете, нелегко как будто в наше время – не только на берегах Охридского озера, но и далеко за синими морями. Чуть я возвратился в келью, неутомимый о. Игумен пришел поздравить меня с добрым утром. Я немедленно отнесся к нему с вопросом о монастырской библотеке. Почтенный отец затруднился поначалу понять о чем идет дело и отвечал, что книги все находятся в церкви, где по ним служат. Когда же я объяснил, что дело идет о старых рукописях, то он отвечал, что ничего не застал в монастыре и не слыхал, были ли когда. – Возможно ли, – возразил я, – чтобы такая древняя обитель не имела их целые сотни? Вон в Св. Клименте их целый шкаф стоит, а в Трекавце набит ими подвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Этот случай чудесного явления во сне покойного и горячо любимого сербами русского императора Николая II разошелся по всей Сербии и передавался из уст в уста. В Сербский Синод начали поступать со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой, любит покойного русского императора и почитает его святым. 11 августа 1927 г. в газетах в Белграде появилось извещение под заглавием «Лик императора Николая II в сербском монастыре св. Наума, что на Охридском озере». Это сообщение гласило: «Русский художник и академик живописи С. Ф. Колесников был приглашен для росписи нового храма в древнем сербском монастыре св. Наума, причем ему была предоставлена полная свобода творческой работы в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лик 15 святых, размещенных в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, а место для пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло С. Ф. Колесникова повременить. Однажды в сумерки С. Ф- Колесников вошел в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Как потом рассказывал сам С. Ф. Колесников, в этот момент в храме была чарующая игра света и теней, все кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненным чистый овал ожил и из него, как из рамы, глядел скорбный лик императора Николая П. Пораженный чудесным явлением мученически убиенного русского государя, художник некоторое время стоял, как вкопанный, охваченный каким-то оцепенением. Далее, как описывает сам С. Ф. Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углем контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. С. Ф. Колесников не мог спать всю ночь, и, едва забрезжил свет, он пошел в храм и при первых утренних лучах солнца уже сидел на верху лестницы, работая с таким жаром, как никогда. Как пишет сам С. Ф. Колесников: " Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз близко видел покойного государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Я закончил свою работу и этот портрет-икону снабдил надписью: «Всероссийский император Николай II, приявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В конце доклада Владыка сделал Синоду несколько конкретных предложений: 1. Морально и материально поддержать оставшихся в итальянской зоне болгарских (т.е. македонских) священников; 2. Также поддержать изгнанных итальянцами болгарских интеллигентов - предоставить им работу и т.п.; 3. Обеспечить ходатайство болгарского правительства перед итальянскими властями о возвращении в Тетово двух изгнанных старых священников; 4. Решить вопрос о помощи голодающему болгарскому населению в итальянской зоне; 5. Противодействовать католической и протестантской пропаганде в Македонии. [xlii] 12 июня 1941 г. Болгарский Священный Синод заслушал доклад управляющего Охридско-Битольской епархией митрополита Ловечского Филарета. Часть этой епархии с центром в г. Охрид также оказалась в итальянской зоне оккупации. Владыке Филарету удалось посетить Охрид и совершить богослужение в местной церкви, но при этом составлявшие половину населения города албанцы провели манифестацию в пользу итальянцев. После долгих просьб итальянские власти разрешили митрополиту посетить и древний монастырь св. Наума Охридского (расположенный на берегу Охридского озера), братия которого состояла из сербов, а игуменом был русский - бывший святогорский монах. Насельники обители радушно приняли митр. Филарета, и он отслужил молебен за царя Бориса и Болгарский Священный Синод. При этом игумен рассказал Владыке, что итальянский генерал подбивал его и монахов перейти в юрисдикцию Албанской Православной Церкви; в конце мая архиеп. Христофор лично посетил обитель и объявил ее подведомственной ему, но игумен и братия не поддались на внушения архиепископа и предпочли быть в составе братской славянской (т. е. Болгарской), а не Албанской Церкви. Митр. Филарет выразил игумену благодарность и назначил его также приходским священником в трех селах на берегу Охридского озера, так как там некому было служить. [xliii] В дальнейшем насельников монастыря св. Наума Охридского, все таки временно заставили перейти в юрисдикцию Албанской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/37718.html

Раз возвращался он из Главеницы в Охриду и ему встретились двое расслабленных и слепец. Сострадая о их несчастии, возвел он очи к небу, прикоснулся к несчастным, и расслабленные вскочили, как елени, и слепцу засиял свет. Преклоненный старостью и истомленный трудами, хотел он отказаться от управления епархией. «Подари мне, – говорил он князю, – немногие дни, чтобы побеседовал я с собою и Богом в монастыре моем». Князь опечалился такою просьбою и отвечал: «Что ты говоришь, отец наш? Могу ли допустить, чтобы при жизни твоей другой сидел на твоей кафедре? Если опечалил я тебя чем-нибудь, прости грех неведения». Старец уступил воле князя. Но когда возвратился в монастырь, впал в болезнь и, предвидя близкую смерть, оставил Болгарии прощальный подарок. Недостававшую триодь, ту, которая поется с новой недели до Пятидесятницы, теперь он докончил. Сделал завещание о написанных им книгах и другом имуществе, одну часть оставив кафедре, другую монастырю. Переселился к Господу июля 27 дня 6924 (916), и священное тело его положено было в монастыре, в могиле им самим приготовленной, на правой стороне притвора 165 . Мощи святого Климента покоятся ныне в Охриде, и иконы с его ликом встречаются часто в храмах Болгарских 166 . Святой Наум – по житию его, впрочем не древнему, младший из учеников святых Кирилла и Мефодия, сопровождал Климента в Деволу (страну прилежащую к Охридскому озеру), был помощником его в Евангельской проповеди в стране дикой и «содействовал ему во всем до самой смерти его. Остальное же время (следовательно, после 916 г.) провел в Деволе и здесь путеводил людей своим мудрым учением, освобождая их от давних отеческих заблуждений и направляя на путь православия. Прожив в святости и благочестии, прошедши чрез многие труды и подвиги, вознесся к Судии всех подвигов, а святые мощи свои оставил источником исцелений» 167 . Константин, пресвитер Болгарский, говорит, что он по убеждению отца Наума занимался составлением бесед на воскресные дни в 896 году. Поныне еще существует на юго-восточной оконечности Охридского озера монастырь святого Наума, очень обширный и с постройками прочными.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Vaillant. 1954 – Vaillant A. Discours contre les ariens de Saint Athanase. Version slave et traduction en français. Sofi a, 1954. Wolfram. 1979 – Wolfram H. Conversio Bagoariorum et Carantanorum. Das Weißbuch der Salzburger Kirche über die erfolgreiche Mission in Karantanien und Pannonien. W., 1979. 2 Общие предположения о связи ПСаМГ с посвященным архангелу Михаилу монастырем прп. Наума на Охридском озере были высказаны К. Мирчевым (Мирчев. 1966. С. 421), тогда как К. Куев не сомневался в том, что ПСаМГ было составлено Климентом Охридским как епархиальным архиереем (?!) в связи с освящением (?!) храма архангела Михаила в монастыре прп. Наума (Куев. 1966, С. 222–223). Ср.: Ангелов, Куев, Кодов. 1970. С. 240. 5 ПЖКл XXIII.67 (Iliev. 1995. P. 101: 882–883; Туницкий. 1918. С. 126: 21,24), ПЖКл XXV. 71 (Iliev. 1995. P. 103:961; Туницкий. 1918. С. 132:5), ПЖКл XXVI. 73 (Iliev. 1995. P. 104:994; Туницкий. 1918. С. 132: 31), ПЖКл XXVII. 75 (Iliev. 1995. P. 104:1023; Туницкий. 1918. С. 134: 22). 19 Еще в середине XIX в. на это указывал охридский знаток местных церковных древностей Г. Бодлев в примечаниях, сделанных в принадлежавшей ему копии официального кодекса Охридской митрополии (Шопов, Стрезов. 1894. С. 562 2), 563 Ристески, Ангеличин-Жура. 2005. С. 28, 59 (факс. С. 16)). См. также более позднее указание Г. Баласчева (Баласчев. 1898. С. XLIII). 26 См., например, формуляр прошения игумена зографского монастыря охридскому архиепископу Прохору (1527–1550), названному «нашим омилователем и отцом», об оказании содействия в собирании денег для монастыря (Там же. С. 484–485). 38 Ср. Meester. 1942. P. 8–9, 102–103, 104. Отнесение монастыря свт. Климента к особому типу ктиторских монастырей, основанных частными лицами (private religious foundation), действительности не соответствует, и даже погребение свт. Климента в основанном им монастыре, рассматриваемое как основное доказательство (Kostova. 2006. P. 594), с формальной точки зрения было обусловлено отсутствием кафедрального собора в славянской епископии свт. Климента (Мучай, Джуери, Ристани, Пентковский. 2014. С. 13), а не реализацией ктиторского права.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—237— присутствии президента Словакии. Так как и после интронизации Блаженнейший Николай остался управляющим (непосредственно) Прешовской епархией, то центр Автокефальной Церкви был переведен из Праги в г. Прешов. По справедливому слову архиепископа Пражского и Чешских Земель Христофора, Блаженнейший Николай – «Защитник Православия, выдающийся деятель нашей Церкви, старейший архиерей... В его лице я вижу мученичество и святость Церкви» 620 . 11. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского († 883), святого Ростислава князя Великоморавского (пригласил святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, † 870), святого Горазда I (после смерти святого Мефодия епископ Великоморавский), святых Ангеляра, Климента (епископа Охридского) († 916), Наума (Охридского) и Саввы (ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), святой мученицы княгини Людмилы († 927), мученика князя Вацлава (Вячеслава) († 935), святого Прокопия Сазавского († 1053) и священномученика Горазда II († 4 сентября 1942 г.). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После —237— того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Борживоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Таин под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010