НАТАЛИЯ Ивановна Сундукова (1887-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 429-430 НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ утвердившееся название для подвесного креста (на шнуре и т. п.) небольших размеров из металла, дерева, камня и др. материалов, носимого на груди под одеждой (на теле), являющегося для его носителя зримым символом христ. веры НАТЛИСМЦЕМЕЛИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (VI - кон. XIV в.; посл. четв. XVI в.- не позже лета 1923; с 2000) в пуст. Гареджи (Многогорье, Гареджийское монашеское объединение) Сагареджойско-Ниноцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 430-438 438-451 НАУМ († 11.11.1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 451-452 НАУМ (Шавианидзе Наум Григорьевич; 1889 - 1969) митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 452-453 НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ мужской, во имя равноап. Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви 456-459 НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель 459-460 НАУМ ОХРИДСКИЙ (ок. 830 - 23.12.910), слав. просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, равноап. (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в болгарских просветителей) 453-456 НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви 460-462 НАУРУ [Республика Науру], гос-во в зап. приэкваториальной части Тихого океана, на одноименном острове; входит в историко-культурную обл. Микронезия 462-465 НАФАН прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.) 465-468 468-470 НАФАНАИЛ [болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 1818 (по др. (по др. данным, 1820) - 1906), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик 470-475 472-743 473-475 475-476

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Равноап. Климент Охридский. Икона. XIV в. (Церковный историко-археологический музей, София) Худож. Иоанну Теорианису приписывают создание 2-сторонней иконы с образами К. О. и равноап. Наума Охридского из ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (посл. четв. XIV в., Галерея икон, Охрид; см.: Грозданов. 1983. С. 106; Георгиевски. 1999. С. 10-11. Кат. 29. Ил. на с. 75; Джурич. 2000. С. 202, 410). Сложная моделировка ликов с теплым розоватым вохрением, характерные тонкие движки-пробела напоминают по стилю монументальные работы Теорианиса, расписавшего в 1346-1350 гг. кафедральный собор Св. Софии в Охриде; предполагают, что именно там первоначально находилась икона. Характер доски, расположение святых на обеих сторонах иконы указывают, что она создавалась как выносная; в день памяти Охридских просветителей икону крестным ходом обносили вокруг города. Иконография (святитель изображен полуфигурно в красно-коричневой фелони с омофором, на белом фоне к-рого выразительно смотрятся большие золотые кресты с черной обводкой, правой рукой благословляет, в покровенной левой держит Евангелие) была в общих чертах повторена на иконе К. О. из того же собора (2-я пол. XVI в., Галерея икон, Охрид; см.: Георгиевски. 1999. Кат. 35. Ил. на с. 87; образ равноап. Наума Охридского представлен на парной иконе того же времени). Однако ее письмо безыскусно, лик сохраняет типологические черты К. О., в его лепке превалирует не живописное, а графическое решение (грубая карнация от темного к светлому); омофор серо-черный, левая рука не покрыта. В числе избранных святых К. О. изображен на нижнем поле иконы Пресв. Богородицы «Пантонхара», написанной Дичо Зографом из с. Тресонче для ц. св. Иоанна Богослова в Канео на Охридском оз. (1844, Галерея икон, Охрид; см.: Там же. Кат. 41. Ил. на с. 99). О степени почитания К. О. говорит то, что он изображен в центре, между св. Иоанном Предтечей, которому посвящен храм, и свт. Николаем Чудотворцем (также представлены великомученики Георгий и Димитрий, свт. Афанасий и мч. Георгий Кратовский); святитель облачен в фелонь, в левой руке держит открытое Евангелие, правой благословляет; характерные черты облика К. О. сохранены.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

В кон. XVII - сер. XVIII в. (до ликвидации автокефалии Охридской архиепископии в 1767) было написано и издано еще неск. служб (с проложными житиями) древним болг. и серб. святым. В это время церковные власти Охрида, и в первую очередь архиеп. Иоасаф II (1717/18-1745/47), стремились утвердить в диоцезе культ св. Седмочисленников (прежде всего Климента и Наума Охридских) как исторических и канонических предшественников автокефальной архиепископии, учрежденной в 1118 г. имп. Василием II. В 1690 г. в Венеции вышло издание служб серб. (зетскому) кн. мч. Иоанну-Владимиру (названному в заглавии царем Болгарским и Далматинским) и его Жития, написанных Козьмой, митр. Китайским (в 1690-1693 местоблюститель Охридского Патриаршего престола, а позднее митрополит Драчский). Они переиздавались в сборнике служб в Мосхополе (Юж. Албания, ныне Воскопоя) в 1741 г. (см. ниже) и в Венеции в 1774 и 1858 гг. ( С. Први основи балканскими словенима: Легенда о Владимиру и Косари. Београд, 1893. С. 237-258). Не позднее 1716 г. брошюра была переведена на церковнослав. язык, вероятнее всего в Новгороде, в школе братьев Лихудов (перевод упом. в описи архиерейского дома этого года в составе книг, принадлежавших уч-щу - см.: ОДДС. Т. 1. Стб. XCVI-XCVIII; список не найден), но распространения на Руси она явно не получила. В 1695 г. в Венеции была опубликована служба прп. Науму Охридскому, неоднократно переиздававшаяся и позднее (церковнослав. перевод ее протографа содержался в ркп. 2-й пол. XVIII в. из Народной б-ки в Белграде, погибшей в 1941 г. (КМЕ. Т. 3. С. 677-679)), а ок. 1720 г.- вероятно, там же - служба святым Седмочисленникам (Там же. С. 680-681). В 40-х гг. XVIII в. типография в Мосхополе, находившаяся под опекой (а с 1744/45 и под управлением) охридского мон-ря прп. Наума (о ее деятельности в целом см.: Peyfuss M. D. Die Drukerei von Moschopolis, 1731-1769: Buchdruck u. Heiligenferehrung im Erzbistum Achrida. W., 19962), по крайней мере дважды (в 1740 и 1741/42) издавала богослужебный сборник с житиями, включавший службы святым Клименту, Науму (обе древние), Седмочисленникам (написанную специально для издания иером. Григорием Мосхопольцем) и Иоанну-Владимиру. Славянская Г. в Чехии, Польше и Хорватии в X-XI и XIV вв.

http://pravenc.ru/text/165013.html

В силу особого канонического статуса двух рассматриваемых монастырей власть местного (резидентного) епископа в них была существенно ограничена, что позволяло беспрепятственно заниматься переводами богослужебных книг на церковнославянский язык и использовать их в богослужении, осуществлять соответствующую подготовку славянских кандидатов для последующего рукоположения в священно- и церковнослужители для служения в славянских церковных структурах на территории западной части I Болгарского царства, а также совершать эти рукоположения. Независимые от епархиальных архиереев и неразрывно связанные со славянскими церковными школами, славянским богослужением и славянским просвещением в Кутмичевице монастыри архангела Михаила были структурообразующими элементами «славянского проекта» князя Бориса-Михаила на его начальном этапе. Освящение церкви в монастыре прп. Наума в 905 г. должен был совершать свт. Климент Охридский, но не в статусе епархиального архиерея, как предполагалось ранее 44 , а в статусе главы славянской епископии на территории Кутмичевицы и руководителя церковной составляющей «славянского проекта». Поэтому посвящение монастырей свт. Климента и прп. Наума архангелу Михаилу изначально могло указывать на особый статус и высокое покровительство этих обителей, а позднее стало «знаком» славянского монашества и славянского богослужения. Вывод о посвящении церкви в охридском монастыре свт. Климента архангелу Михаилу получил независимое подтверждение при про ведении археологического изучения средневековых церквей в долине р. Шушица (Южная Албания). В этой плодородной долине, заселенной в IX-X вв. в основном славянами, в результате предварительных археологических раскопок были выявлены основания одноапсидной четырехстолпной крестово-купольной церкви с притвором (нартексом) кон. IX – нач. X в., объемно-пространственная композиция и планировка которой совпадала с соответствующими характеристиками «пронаоса», пристроенного свт. Климентом в нач. X в. к первоначальной триконхальной церкви в монастыре на Плаошнике 45 . Название местности, в которой находилась эта церковь – Асомат, совпадающее с названием села на берегу Преспанского озера, где находилась церковь архангела Михаила, свидетельствует, что найденная церковь, как и церковь в охридском монастыре свт. Климента, была посвящена архангелу Михаилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– А в Македонии есть нераскольнические храмы Сербского Патриархата? – Нет. Все храмы у раскольников! В 2007 году Синод направил нас с владыкой Фотием в Македонию для принятия участия в хиротонии владыки Давида под юрисдикцией владыки Иоанна. После того, как мы хиротонисали владыку, отправились в Охрид, чтобы поклониться мощам преподобного Наума Охридского. Мы зашли в церковь св. Климента Охридского, но нас выгнал священник раскольнической церкви из храма. Как зашли в храм, он сказал: «Так! Я вас знаю! Вы сербы!» Пальцем показал на владык Давида и Марка, назвав их македонскими раскольниками. Велел, чтобы мы покинули храм, иначе он сам нас со своей охраной выбросит из храма. Затем мы поехали в монастырь, где хранятся мощи святого Наума. Но тот священник уже успел позвонить и предупредить, что мы туда направляемся. Мы пришли, а монастырь закрыт. Торговец сувенирами говорит: «Вы не можете туда попасть». Туристов из Китая и иных регионов, которые, скорее всего, не были православными, беспрепятственно пускали в храм, нас же – православных – не пустили. Неприятно было, конечно. Я известил Синод обо всём, как представитель Патриарха. Тогда на хиротонии владыки Давида я представлял Патриарха Сербского. Сообщив о том, что хиротония прошла нормально, я рассказал и об этом инциденте. Написали также в информационное агентство «ТАНЮГ», вещающее по всей Сербии. Все журналы и телевидение Сербии сообщили о том, что архиереи Сербской Церкви были выгнаны из храма. Раскольничий епископ Тимофей заявил, что это была провокация со стороны Сербской Церкви. Т.е. наше желание просто зайти в храм они считают провокацией. Встречался я с иными раскольничьими архиереями. Митрополит у них такой есть – Наум. Он приезжал ко мне в Карловац, также мы с ним встречались и разговаривали в Белграде. Они тоже хотят, чтобы ситуация разрешилась, но всегда настаивают на том, чтобы Сербская Церковь дала автокефалию. Но всем понятно, в том числе и раскольникам, что автокефалию Сербская Церковь не может дать единолично. Вопрос того, кому дать автокефалию, надо согласовать с ведущими Поместными Церквями – с Московским, Константинопольским Патриархатами, а также с Иерусалимским и иными. Мы не против этого! В Сербской Православной Церкви никто не против этого! Мы против самого метода – желания добиться автокефалии через путч.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Стефан, Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский (Веляновский Стоян) Дата рождения: 1 мая 1955 г. Дата хиротонии: 12 июля 1986 г. Дата пострига: 2 июля 1986 г. День ангела: 9 января Страна: Северная Македония Биография: Родился 1 мая 1955 г. в с. Добрушево близ Битолы (Македония, Югославия) в многодетной благочестивой православной семье (был шестым ребенком). В 1969 г. окончил школу. В 1969-1974 гг. учился в Скопской духовной семинарии св. Климента Охридского, затем поступил на богословский факультет Белградского университета. В 1979 г. по окончании богословского факультета назначен профессором Скопской духовной семинарии. В 1980 г. направлен в Экуменический патрологический институт св. Николая в Бари (Италия), где в 1982 г. получил степень магистра богословия. По возвращении из Италии назначен преподавателем Скопского богословского факультета св. Климента Охридского по предметам Священное Писание Ветхого Завета и патрология. 2 июля 1986 г. принял монашество в монастыре св. Наума близ Охрида. З июля рукоположен в сан иеродиакона, 6 июля — в сан пресвитера. 12 июля 1986 г. в храме св. Димитрия в Скопье хиротонисан во епископа Злетовского и Струмичского с возведением в сан митрополита. В 1986-1989 гг. и 1999-2006 гг. был временным управляющим Американской митрополией Македонской Церкви. В 1989 г. назначен митрополитом Брегалнишским. В 1991-1999 гг. исполнял обязанности ректора Скопской духовной семинарии. 9 октября 1999 г. на Охридском Церковно-народном Соборе Македонской Церкви избран Предстоятелем Македонской Православной Церкви с титулом Архиепископа Охридского и Македонского, Митрополита Скопского. Чин настолования состоялся 10 октября.  12 ноября 2009 г. также воспринял титул архиепископа Первой Юстинианы. 16 мая 2022 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение о восстановлении общения с Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией в ее прежнем статусе. 5 июня в кафедральном храме Архангела Михаила в Белграде Святейший Патриарх Порфирий и Блаженнейший Архиепископ Стефан возглавили Божественную литургию. По окончании Литургии Святейший Патриарх Порфирий торжественно вручил Блаженнейшему Архиепископу Стефану Томос, подтверждающий автокефалию Македонской Православной Церкви. Место работы: Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия (Предстоятель)   на Патриархия.ru Охридського Македонського Стефана у зв " язку з терористичним актом у «Крокус : та звернення] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5994937...

Святитель Климент неустанно заботился о просвещении своей паствы, вводил стройный порядок в Богослужение. На болгарском языке не было поучений на великие церковные праздники, и клирики, не знавшие греческий язык, зачастую не могли объяснить верующим их значение. Святитель Климент, по слову его жития, «сочинил слова, простые и понятные, на все праздники и стал для болгар вторым Павлом». В древнем житии также говорится, что в Болгарии не было плодовых деревьев. Святитель Климент выписал их из Греции и путем прививок с дикими деревьями вывел новые сорта, получившие распространение в Болгарии. Господь прославил святителя Климента даром чудотворений. Однажды, по свидетельству современника, по пути из Главеницы в Охриду, святитель встретил двух расслабленных и слепого. Сжалившись над несчастными, он помолился Богу, а затем прикоснулся к больным, и те тотчас стали здоровы. Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел на болгарский язык Триодь Цветную. Завещав свою библиотеку кафедре и основанному им Охридскому монастырю, святитель стал готовиться к смерти: он своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского монастырского храма. 27 июля 916 года епископ Величский Климент мирно скончался и был погребен в приготовленном месте. По названию обители святитель Климент стал называться Охридским. Память святителя Климента Охридского установлена в день его тезоименитства – 25 ноября, когда прославляется святитель Климент, Папа Римский. Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На юго-восточной стороне Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь на средства князя Бориса. В этой обители святой Наум и был погребен. Святые мощи, хранящиеся под спудом, прославились чудотворениями: прикасаясь к гробнице святого, больные получают исцеление. В обители был построен каменный храм во имя святого Наума. Соборная память Болгарским просветителям – святителям Клименту и Горазду и святым пресвитерам Науму, Савве и Ангеляру установлена в день кончины святителя Климента – 27 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Климент неустанно заботился о просвещении своей паствы, вводил стройный порядок в богослужение. Он первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. На болгарском языке не было поучений на великие церковные праздники, и клирики, не знавшие греческий язык, зачастую не могли объяснить верующим их значение. Святитель Климент, по слову его жития, «сочинил слова простые и понятные на все праздники и стал для болгар вторым Павлом». В древнем житии также говорится, что в Болгарии не было плодовых деревьев. Святитель Климент выписал их из Греции и путем прививок с дикими деревьями вывел новые сорта, получившие распространение в Болгарии. Господь прославил святителя Климента даром чудотворений. Однажды, по свидетельству современника, по пути из Главеницы в Охриду, святитель встретил двух расслабленных и слепого. Сжалившись над несчастными, он помолился Богу, а затем прикоснулся к больным, и те тотчас стали здоровы. Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел на болгарский язык Триодь Цветную. Завещав свою библиотеку кафедре и основанному им Охридскому монастырю, святитель стал готовиться к смерти; он своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского монастырского храма. 27 июля 916 года епископ Величковский Климент мирно скончался и был погребен в приготовленном месте. По названию обители святитель Климент стал называться Охридским. Память святителя Климента Охридского установлена в день его тезоименитства — 25 ноября/8 декабря, когда прославляется святитель Климент, папа Римский. Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На юго-восточной стороне Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь на средства князя Бориса. В этой обители святой Наум и был погребен. Святые мощи, хранящиеся под спудом, прославились чудотворениями: прикасаясь к гробнице святого, больные получают исцеление. В обители был построен каменный храм во имя святого Наума. Память его Святая Церковь совершает 23 декабря/5 января.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В слав. гимнографии А. получил особо широкое распространение в кон. IX - нач. Х в. в творчестве учеников равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия , в первую очередь свт. Климента, еп. Величского (Охридского), Константина , еп. Преславского (Болгарского), и св. Наума Охридского , работавших в Болгарии. Их трудами был создан, по всей вероятности, корпус слав. песнопений, снабженных А., для всех богослужебных кругов: триодного, минейного (службы на двунадесятые праздники и избранным святым) и седмичного (именные А. свт. Климента обнаружены в недавнее время параллельно М. Йовчевой и О. А. Крашенинниковой в канонах Октоиха), а также для Минеи Общей (каноны с А. свт. Климента) и на различные потребы (стихиры бельческого погребения в Требнике, возможно свт. Константина Преславского). Образцами для них служили соответствующие сочинения греч. авторов (в первую очередь свт. Андрея Критского, преподобных Иоанна Дамаскина и Романа Сладкопевца). Среди болг. авторов этого времени наибольшей склонностью к формальным структурно-поэтическим приемам, в частности к А., отличался свт. Константин Преславский. В написанном им цикле трипеснцев и четверопеснцев для Триоди Постной А. состоит из 441 буквы (сохранился не полностью) и составляет отдельное поэтическое произведение; в его каноне на Рождество Христово использован редкий для слав. традиции постишный А. Свт. Климент в своих канонах часто ограничивается лишь авторской «подписью», помещая ее в полном виде или сокращенно в заключительных песнях: «Климент» - в каноне на Положение ризы и пояса Богоматери, в каноне святителям в Минее Общей; «Клим» - в каноне на Успение Богоматери. Кроме именных от этого времени дошел также ряд анонимных текстовых А.: в недавно открытой древнейшей (написанной, вероятно, еще в 885 в Вел. Моравии) службе первоучителю Мефодию, в канонах на Введение Богоматери во храм, Богоявление, в совместном каноне первоучителям и др. Известны и азбучные А., относимые к этому времени на основании отражения в них глаголического порядка алфавита. Помимо «Азбучной молитвы» свт. Константина Преславского к их числу относятся циклы азбучных стихир на предпразднства Рождества Христова и Богоявления и в чине бельческого погребения в Требнике, ряд азбучных стихов (напр., «Аз есмь всему миру свет»); азбучным А. являются и наименования букв слав. алфавита. Первоначальный период активного создания слав. А. завершается, очевидно, каноном на успение свт. Климента Охридского (ок. 916), где текстовой А. сильно поврежден в единственном дошедшем списке и читается фрагментарно.

http://pravenc.ru/text/63914.html

β) Дионисиата ркп. 274 (Lambros 3808), бум., 16°, XVI в., сборник, φ. 500– α —506— β κ το Λγου το ες τος βους κα τ θαματα τν γων Μεθοδου, Κυρλλου κα Κλμεντος. συγγραφες (sic) π το ν γοις ρχιεπισκπου Βουλγαρας Θεοφλακτου. κ το βου το γου Κλμεντος το θαυματουργο, κειμνου ν τ χρδι πνυ ραιωττου κα χρησιμωττου. Начинается, как в α. γ) Дионисиата ркп. 280 (Lambros 3814), бум., 16°, XVI в., сборник, φ. 362– α κ το λγου το ες τος βους κα τ θαματα ττν γων Μεθοδου, Κυρλλου κα Κλμεντος πνυ ραιωττου κα χρησιμωττου. Начинается, как в α и β. В сравнении с отрывком Алляция списки α и β сохраняют более полное заглавие с упоминанием имени Феофилакта, но зато они, как и γ, значительно сокращают текст в конце: отр. Алляция соответствует 4–22 главам жития (по делению Миклошича), правда, с большими пропусками отдельных мест и целых глав (16–17); α, β, γ соответствуют лишь 4–11 главам, причем из более значительных нужно отметить здесь пропуски в гл. 5 от τ δ τν αρετικν σστημα до π τοτων ον Σφεντπλικος, а также в гл. 10–11 от μλις μν συνκεν до ε γρ τις, φησ, φωραθεη. Из однообразных вариантов этих списков, по сравнению с изданиями, обращает на себя особенное внимание обозначение года призвания (κλσις), т. е., крещения болгар: τει ξακισχιλιοστ τριακοσιοστ βδομηκοστ (Дионис. 274 и 280), ςτ (Ивер. 382), 6370 (=862) вм. 6377 (=869) года, принятого в изданиях жития, при чем во всех списках отрывка имеется упоминание о современниках события: π δριανο ππα μης κα Μιχαλ βασιλως ωμαων. 989 —137— Б. Полный текст представлен несколькими изданиями. 1) Первое место между ними занимает издание, входящее, в качестве синаксаря, в службу св. Клименту, напечатанную в 1742 г. в Мосхополе Албанском. Книга, в состав которой включена эта служба с житием, представляет собою собрание семи последований в честь святых, празднуемых издавна южнославянским миром. 990 —138— Эти последования напечатаны в виде нескольких отдельных тетрадей в 1741–2 гг. и переплетены в одну книгу. Всё издание было предпринято двумя греческими монахами – Михаилом Гора (Μιχαλ το ΓΚρας) и Григорием Константинидисом, основателем мосхопольской типографии, 991 по благословению Охридского архиепископа Иоасафа. Некоторые отделы книги сооружены на средства монастыря св. Наума, что близ Охридского озера. В частности служба с житием св. Климента напечатана была Григорием Константинидисом на средства отчасти монастыря св. Наума, отчасти самого типографа (ες μικρν φλλον, 50 стр.; Βος – 13–37 стр.). Она посвящена издателем архиеп. Иоасафу, как труд «малый по существу, но великий и святой по благочестию» (μικρν μν βιβλον τ οσ, μεγλην δ κα ερν τ εσεβε).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010