«Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в. «Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в. Там же хранятся «наперсный крест Карла Великого» (по легенде, из могилы Карла Великого, вскрытой Оттоном III), «охотничий рог Карла Великого» из слоновой кости («Олифант» из «Песни о Роланде»; изготовлен на Сицилии ок. 1000), реликварии для десницы Карла Великого из позолоченного серебра (дар франц. кор. Людовика XI, 1481), для черепа Карла Великого в виде его бюста с коронационной короной Карла IV (дар Карла IV по случаю его коронации в 1349), малоазийский реликварий кон. X в., диптих с рельефами из слоновой кости (IX в.), имп. мантии XII-XIII вв. Из многочисленных изображений Богоматери особым почитанием у паломников пользуется статуя XIV в. «Unsere Liebe Frau von Aachen» (Ахенская Богоматерь), к-рой принесены в дар многочисленные украшения и богатые одежды. Из светской архитектуры А. интерес представляет готическая ратуша с богато украшенным скульптурами фасадом, построенная в XIV в. на месте каролингского дворца, приобретенного городом у мон-ря (от дворца осталась одна башня: Granusturm (башня Гранна)), к-рую Энеа Сильвио Пикколомини (буд. папа Пий II) описывал как «palatium tota Germania nobilissimum» (благороднейший из дворцов во всей Германии). Барочные изменения были устранены при перестройке ратуши в готическом стиле в XIX в., а коронационный зал на 2-м этаже украшен циклом исторических фресок А. Ретеля и Й. Керена (наиболее известные «Оттон III открывает гробницу Карла Великого», «Коронация Карла Великого»). Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 г. были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния. Лит.: Krautheimer R. The Carolingian Revival of Early Christian Architecture//Art Bull. N.Y., 1942. T. 24. P. 1-38; Kreusch F. Über Pfalzkapelle und Atrium zur Zeit Karls des Grossen. Aachen, 1958; Messerer W. Zum Kaiserbild des Aachener Ottonencodex.

http://pravenc.ru/text/77174.html

Возможно, крест принадлежал «дальнему Пантелеймону», который был заново отстроен в 1759–1760 годах при архиепископе Псковском Вениамине (Пуцеке-Григоровиче) (1758–1761) 1315 . Как реликварий крест мог быть вложен именно в 1759 году в обновлённый монастырский храм. 13. Крест наперсный с цепью Инв. 308. XVIII век. Москва (?). Серебро, альмандины, шпинель, хрусталь, стёкла; эмаль, живопись по эмали, чеканка, литьё. 12.5x7.0 см. Из довоенного собрании. Описание. Крест четырёхконечный, с расширенными концами, ажурный, с оглавием в виде короны. Лицевая сторона сплошь украшена мелкими камнями и разноцветными стёклами. В центре эмалевая овальная дробница с живописным Нерукотворным образом. Цепь из мелких, круглых колец. 14. Крест наперсный Инв. 141. Конец XVIII – начало XIX века. Серебро, шпинель, бериллы, аквамарины, гранаты, стёкла; чеканка, литьё. 13.0×8.0 см. Из довоенного собрания. Описание. Крест четырёхконечный (из шести аквамаринов), с лучами. Оглавие – в виде короны. Крест обрамлён гирляндой (внизу утрачена подвеска). На верхнем конце – петля для подвешивания. 15. Крест-мощевик наперсный Инв. 15475. Первая половина XIX века. Москва. Серебро: золочение, чернь, гравировка. 6.5×5.5 см. Клейма: герб Москвы в щитке, проба 84. Описание. Крест четырёхконечный, с трёхлопастными округлыми концами, полый, с накладными черневыми пластинами с изображением Распятия, поясных предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова и символа Троицы в виде треугольника в сиянии среди облаков в оглавии. Фон позолочен и декорирован орнаментом полосок из чешуек. Внутри креста пять отделений для мощей. Оборот гладкий с гравированными надписями: Мощи С. А. Андр. Первоз.; С. Пер. Арх. Стефана; Пре. Мучен. Февронии; Алекс. Митр, и Ионы Митр . 16. Крест наперсный Инв. 139. Первая половина XIX века. Золото, гранаты, жемчуг. 6.0×4.0 см. Из довоенного собрания. Описание. Крест четырёхконечный, вытянутый по вертикали, со слегка расширенными концами. Лицевая сторона сплошь украшена камнями (49 мелких гранатов и 35 мелких жемчужин), оборотная – гладкая. На верхнем конце – овальное колечко для подвешивания.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Наперсный крест-реликварий. XV в. Наперсный крест-реликварий. XV в. Согласно жалованной грамоте 1623 г., в 80-х гг. XVI в. З. м. получал ругу (см.: Смирнов. 1884. С. 16); в той же грамоте описаны размеры различных выдач в 20-х гг. XVII в. (Там же. С. 18). Игумении и живущим на монастырской земле бобылям дано было также право варить для своего употребления пиво, вино и мед («пивная явка»). В 1677 г. документы фиксируют точные размеры выдач клиру З. м. «жалованья столовых и ужинных и молебных денег», в то время как насельницы во главе с игуменией З. м. получали жалованье припасами. Грамота 1623 г. утвердила права З. м. на окружавшие его дворы и повинности их жителей: «Да у них же на монастырской земле слободка, а живут в ней бобылки а емлет де она [игумения] с тех бобылок в монастырь оброку за земли с сажени по десять денег… И тем их людем наших никаких податей не давати и с тяглыми людьми с соцкими и з десяцкими не тянути ни во что ни в какие проторы и в разметы» (Там же. С. 19). Когда по Соборному уложению 1649 г. в Москве остались лишь гос. слободы, на земле З. м. начали селиться служащие, платившие за аренду земли и строений: в переписи 1665-1667 гг. (всего 46 дворов) отмечена большая группа слобожан-арендаторов из числа дьяков Разрядного и Денежного приказов, Красного двора и Оружейной палаты, а также ремесленников, священно- и церковнослужителей, конюхов и стрельцов, стольников, боярских детей и жильцов. В грамоте 1623 г. определялся порядок судебных разбирательств. В З. м. и его слободе игумения обладала правом суда, «опричь душегубства и разбоя и татбы с поличным». Тяжбы людей городских или волостных с людьми монастырскими разбирали приказные. При тяжбе между игуменией и сестрами или между священно- и церковнослужителями право суда переходило к патриарху. Иск на игумению с сестрами или на их слуг и людей монастырской слободы разбирал лично царь или тот, кому он приказывал. Льготы жалованной грамоты Михаила Феодоровича подтверждали позже цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Наперсный крест-мощевик. XVI в. (музей-ризницы мон-ря ап. Иоанна Богослова на патмосе) Наперсный крест-мощевик. XVI в. (музей-ризницы мон-ря ап. Иоанна Богослова на патмосе) Среди серебряных изделий XVI в. видное место занимают венецианские лампады, ренессансные ковчег для ладана в форме корабля и позолоченный потир с изображением Христа в виде виноградной лозы и апостолов, из которого Александрийский патриарх Феофил II (Панкостас) во время Греческой национально-освободительной революции причащал моряков с о-ва Псара перед морским сражением близ о-ва Нисирос (теперь этот потир используется в качестве реликвария для главы сщмч. Антипы во время крестного хода в Светлый вторник). В XVII в. в Венеции была изготовлена водосвятная купель из цельного листа серебра с тисненым барочным декором, имеющая ножки и подставки для свечей в виде фигурок ангелов,- дар Григория, митр. Дидимотихского (между 1672 и 1693). Литое кадило (серебро с участками позолоты, 1713), крышка к-рого имеет форму 7-купольного храма в стиле, сочетающем к-польское барокко с позднеготическими элементами. Из Грузии происходит золотой наперсный крест-мощевик (XVI в.) с частицей Честного Древа, украшенный жемчугом, бирюзой и др. драгоценными камнями, на лицевой стороне к-рого помещены рельефное «Распятие» и погрудные образы Пресв. Богородицы, Иоанна Богослова, 2 ангелов, а на оборотной - Пресв. Богородица и погрудные образы Пантократора и архангелов. В декоре лампады (XVI-XVII вв.) с прорезным орнаментом в виде арабесок и мастрапаса (небольшого сосуда для вина или воды; XVI в.) с гравированным зооморфным и растительным орнаментом заметны черты турецкого и персидского влияния. Большинство изделий XVII в. изготовлены в к-польских мастерских и выполнены в османском стиле: серебряный с позолотой литой посох проигум. Никифора Хартофилакса (1615-1628); потир, украшенный разноцветным стеклом, с выполненными чернью изображениями пророков (мастер Панагос, 1676); лампада, состоящая из 6 частей конической формы (мастер мон. Герасим, Патмос, литье с прорезным цветочным орнаментом, 1685). Османский стиль преобладает и в ряде др. изделий 2-й пол. XVII в., общая черта к-рых - использование эмали: в деревянных резных крестах в серебряной оправе и, самое главное, литом позолоченном посохе К-польского патриарха Дионисия IV с финифтью и бриллиантами (мастер Михалакис Франдзис, К-поль, 1667), подаренном И. Б. м. патриархом Неофитом VI.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Особое значение придавалось не только форме, вложениям, программе изображений или составу надписей, но и самому материалу К. При возможности заказчиков для изготовления К. применялись прежде всего кипарис или кедр, символически и географически связанные со Св. землей. Использовались и части деревянных контактных реликвий (раки святых), что уподобляло К.-реликварии ставротекам. В позднем средневековье были созданы уникальные К., включавшие местные святыни. В их числе К. служебные (напр., К. из доски от раки («древо гроба») свт. Петра, митр. Московского, принадлежавший семье Строгановых; кон. XVI - нач. XVII в., ГММК) и монументальные ( Кийский крест , в к-ром помещены страстные святыни и мощи многочисленных святых). Крест-мощевик наперсный. XIII в. (ГММК) (Подробно см. в статьях Наперсный крест ; Нательный крест ). Как правило, в развитом средневековье и в Новое время использовали К. 8-конечной формы из различных материалов - от дерева до металлических сплавов, основными технологиями изготовления были резьба и литье. Подобные К. были типовыми; особую судьбу и почитание отдельного К. могла обусловить его связь с владельцем. Так, К., принадлежавшие основателям мон-рей, со временем становились реликвиями и объектами почитания в этих мон-рях. Как правило, такие К. несут изображение Распятия. Известен медный литой К. XIV в., принадлежавший прп. Евфимию Суздальскому (ГВСМЗ). Его композиция и исполнение отличаются простотой, к-рая обеспечивала подобным изделиям длительное использование; схожие по технологии и рисунку произведения создавались и в XVI-XVII вв. Нательные (воротные) К.- малые крестики, носимые на шнурке или цепи на шее. Часто состоят из 2 соединяющихся половинок ( энколпионы ). Находки древнейших энколпионов в Др. Руси прочно связаны с основными центрами ранней государственности: со Ст. Ладогой (1-я четв. Х в.), с Гнёздово (2 находки на поселении, Х в.), Поволжьем (950 - 1-я четв. XI в.). Впосл. вырабатывается целый ряд особых формальных и иконографических типов энколпионов (напр., Борисоглебские энколпионы, см. в ст. Борис и Глеб ). Драгоценные К. подобного типа в ранневизант. период могли включать изображения райских птиц и благопожелательные формулы (напр., слова «свет» и «жизнь» на парных золотых К. с эмалью (кон. VI в.), Дамбартон-Окс, Вашингтон).

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Тип такого деревянного креста с лёгким тонким стволом и ветвями напоминает древние кресты тёмного дерева с золотыми или серебряными золочёными обкладками завершений ветвей и рукояти. Например, это крест XV века работы троицкого резчика и золотых дел мастера Амвρосия 1365 , крест начала XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля 1366 , крест XVI века со скаными серебряными обкладками 1367 . Такой же принцип украшения завершений восьми концов креста серебряными обкладками встречается на рассмотренных ниже двух реликварных крестах 1368 . Эти деревянные реликварные кресты с резными изображениями помещены в деревянные, прямоугольной формы, ставротеки конца XVI – начала XVII века в виде иконной доски с ковчегом и являются вкладами Никиты Григорьевича Строганова в Благовещенский собор г. Сольвычегодска. Фон («свет») двух ставротек украшен аналогичным узором серебряной золочёной басмы 1369 . Рис. 1. Ставротека. Крест деревянный. Вторая половина XVI века. Оклад креста и ковчег – конец XVI – начало XVII веков. ГМЗМК Рассмотрим подробнее эти памятники. Первый реликварный восьмиконечный крест, сделанный из гробовой доски митрополита Петра и помещённый в ставротеку, сохранился в музее «Московский Кремль» (рис. 1). Этот деревянный резной крест аналогичен благословенным крестам «ярославского» типа второй половины XVI века 1370 . Большое сходство этого реликварного креста с ярославскими предметами имеется, прежде всего, в форме креста с округлой в сечении рукоятью, а также в иконографии и характере рельефов Распятия и поясных изображений святых, вкомпонованных в круги 1371 . Поэтому можно предположить, что реликварный крест с округлой рукоятью изначально был благословенным и выполнен ярославским мастером второй половины XVI века. Вероятно, позже, в конце XVI – начале XVII века, в сольвычегодских мастерских крест был помещён в ставротеку, имеющую для него углубление и широкие поля, украшенные узорчатой басмой, превратившись в икону Креста. Возможно, и это же время сделаны и серебряные обкладки креста, из которых сохранилась только одна нижняя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В Русском музее имеется аналогичная ставротека с аналогичным реликварным восьмиконечным крестом, сделанным из гробовых досок ярославских святых князей Василия и Константина 1372 . Крест является, как указывает вкладная надпись на нижнем серебряном наконечнике, «положением» Никиты Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор в 1610 году 1373 . А всего в сольвычегодском Благовещенском соборе имелось несколько аналогичных святынь: «пять крестов благословенных резных гробов Ярославских чудотворцев» 1374 . Возможно, этот восьмиконечный реликварный крест из Русского музея, схожий с описанным выше, является также работой ярославского резчика последней четверти XVI века. Не исключено, что резчик по дереву или крестечник был выходцем из Ярославля, приглашённым для работы в мастерские Строгановых, тем более что сохранились сведения о мастерских Строгановых, где в разные годы могли работать разные мастера-крестечники, о чём будет сказано ниже. Вероятно, завершения ветвей этого креста были окованы в Сольвычегодске в 1610 году, возможно, тогда же была вырезана и вкладная надпись на нижнем серебряном наконечнике, как вклад Никиты Григорьевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор, и тогда же крест был помещён в ставротеку. Таким образом, оба креста могли быть сделаны раньше, чем ставротеки, и такое предположение высказывалось И. М. Соколовой 1375 , однако датировавшей эти памятники концом XVI – началом XVII века. Основанием для более ранней датировки крестов является характерная обработка их деревянных рукоятей, несколько зауженных книзу и скруглённых, для получения в сечении овала, для того чтобы крест было удобно держать в руке. Аналогичные формы рукоятей встречаются на ярославских благословенных крестах второй половины XVI – первой четверти XVII века 1376 . Можно предположить, что реликварные кресты какое-то время бытовали отдельно и затем были помещены в ставротеки 1377 . В собрании Сольвычегодского музея имеется напрестольный крест 1641 года 1378 в чеканном серебряном окладе, частично переделанном в XIX веке, являющийся вкладом воеводы князя Ивана Фёдоровича Шаховского 1379 в местную деревянную церковь Спаса Нерукотворного образа (кат. 5). Особенностью этого креста является расположенное в средокрестии очень крупное чеканное Распятие, по сторонам которого четыре несоизмеримые с Распятием, очень маленькие поясные фигурки предстоящих и мелкий орнамент трав на канфаренном фоне. Форма креста повторяет более ранние сольвычегодские памятники конца XVI – начала XVII века. Кресты наперсные, водосвятные

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

603 Инв. 708. Происхождение отмечено в Инвентарной книге НГМ 1934 года 269). Впервые крест был описан среди древностей Антониева монастыря архимандритом Макарием, причём мощей в нём уже не было (Макарий, архим. Архео­логическое описание... Ч. 2. С. 191). 604 См. историческую надпись на оглавии креста царя Михаила Феодоровича, которым его благословил патриарх Филарет Никитич (Журавлева И. А. Об одном из типов драгоценных реликвариев на Руси в XVI–XVII веках//Древнерусское искусство: Русское искусство позднего средневековья: XVI век. Ил. с. 405). надпись о вложенных мощах на оглавии XVII века наперсного мощевика XV века из Благовещенского собора (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Ил. с. 264). Наибольший интерес представляет надпись на оглавии московского креста конца XVI века, прямо указывающая, что мощи были помещены непосредственно в оглавие: ВО ГЛАВЕ ЖИВОТВОРЯЩЕЕ ДРЕВО МОЩИ ФЕДООРА ТИРОНА МОЩИ АПОСТОЛА МАТЬВЕЯ (Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск. 1960. 19. С. 120–121). 605 Журавлева И А. Об одном из типов драгоценных реликвариев на Руси в XVI–XVII веках. Ил. с. 405. 606 См.: Мартынова М. В. Ковчег И. А. Хворостинина//Художественные памятники Московского Кремля. М., 2003 (Материалы и исследования/Федеральное гос. учреждение «Гос. ист.-культур. Музей-заповедник «Московский Кремль " ». С. 91–109. Ил. с. 96. 610 См.: Золото Кремля. Русское ювелирное искусство XV–XX веков: Каталог выставки. Мюнхен. 1989. 23 (автор кат. описания Е. А. Моршакова). 611 О вкладах дьяка Никифора Шипулина в Троице-Сергиев монастырь в 1640–1641 годах см.: Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 170. 172. 613 При воспроизведении текстом титлы над сокращёнными словами опущены. Графические обозначения цифр опущены. 614 Иргизские монастыри были закрыты и разрушены и 1919 году. Ни один из названных выше храмов не дошёл до нашего времени. В сохранившихся корпусах размещаются учреждения не монастырского назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

М. пользовался большим почитанием и в Московской Руси: частицы его мощей были привезены в Москву в 1603 г. от буд. Иерусалимского патриарха Феофана IV, в 1625 г.- от Вифлеемского митрополита, в 1625 г.- от серб. «Мокалевского» еп. Сергия, в 1629 г.- из мон-ря свт. Николая Чудотворца в Янине, в 1643 г.- от серб. архиеп. Паисия, в 1644 г.- от К-польского патриарха Парфения II, в 1645 г.- от митр. Мелетия Браиловского ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 287; 1860. Ч. 2. С. 24, 28, 71, 237, 274, 315, 332). В драгоценных наперсных крестах-мощевиках сохранились мощи М. Самый ранний, предположительно московской работы (XIII-XIV вв., ГММК), украшен резными изображениями святых, чьи мощи были в него помещены. Мощи М. находятся в нижней части креста новгородского происхождения - это наперсный крест-мощевик (1-я четв. XV в., ГММК) с литым образом Христа на престоле и резными фигурами Деисуса; изображение Спасителя по стилю близко памятникам каменной новгородской пластики. Мощи М. размещали и в более поздних новгородских реликвариях. Они были вложены в воздвизальный крест, сделанный «повелением и трудами» соловецких старцев Исаака Шахова и Даниила Жданьского (1560/61, ГММК); в складень-мощевик новгородского боярина С. Е. Трусова (1561/62, ныне в ГММК), подаренный им свт. Филиппу, игум. Соловецкому (впосл. митрополит Филипп II ). Мощи М. сохранялись в новгородской Св. Софии и упоминаются в описях XVIII-XIX вв. как хранившиеся в серебряном ковчеге со стеклянной крышкой, который стоял у алтарной преграды. В Москве в нач. XVII в. был сделан крест-мощевик, среди вложений в к-рый есть также частица мощей М.; этот крест, вероятнее всего, принадлежал царской семье и находился в Благовещенском соборе Московского Кремля. По описи 1699 г., в Образной палате царского дворца хранились неск. частиц от мощей М., как отдельно, так и в составе мощевиков со святынями из Палестины ( Успенский. 1902. С. 54, 56). Мощи М. вложены в Виленский крест (до 1657, муромский Свято-Троицкий жен. мон-рь), прославленный чудотворениями в Муроме с нач. XVIII в. ( Сухова. 2003. С. 176); в напрестольный крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в., ПИАМЗ; Родникова. 2003. С. 239); в крест нач. XVIII в. с литым Распятием (нач. XVIII в., там же); в складень работы московского серебряника А. А. Жданова (1720, ГММК); в благословенный крест 1-й трети XVIII в. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

1600 г. Н. З. изображен почти фронтально, в коричневой рясе и черной мантии, на синей схиме красный голгофский крест, куколь лежит на плечах, на груди небольшой наперсный крест, четки висят на поясе. В правой руке преподобный держит высокий 4-конечный крест-распятие, в левой - развернутый вверх свиток (крест и длани святого выполнены в виде накладных серебряных рельефов). В соответствии с иконографией, восходящей к прижизненным «портретам», у подвижника аскетический лик со впалыми щеками, густые волнистые волосы со значительной сединой, прядями спадающие на плечи, и длинная конусообразная седая борода с четко выраженным разделением на 2 половины. Этот же тип изображения Н. З. (с высоким наклоненным на плечо крестом и с наперсным крестом) встречается в ростовом варианте на большой иконе, написанной по благословению монастырского кафиигум. Григория (1888, Музей мон-ря прп. Неофита Затворника), на к-рой свиток с надписью в руке святого опущен вниз. Созданный Корнаросом извод несомненно повлиял на последующую традицию изображения святого. Иконы Н. З., писавшиеся в других местах Кипра, в целом следуют традиции мон-ря прп. Неофита Затворника, однако встречаются и не вполне типичные варианты. Так, на поясной иконе сер. XVIII в. из местного ряда иконостаса ц. Честного Креста в Пано-Лефкаре в левой руке благословляющего старца - крест и свиток одновременно. На серебряном позолоченном ковчеге (1802, вклад архим. Иоанникия) для главы Н. З., установленном в сев. части на солее кафоликона обители, помещено чеканное поясное изображение святого с крестом и свитком в руках необычного извода: голова подвижника покрыта округлым клобуком. Более традиц. вариант иконографии на серебряном реликварии 1808 г. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника). В клеймах совр. раки со св. мощами Н. З. повторяются в чеканном рельефе нек-рые композиции из Енклистры, напр. Деисус с преподобным, припадающим к подножию сидящего на престоле Спасителя, сцена с ангелом, поднимающим Н. З. и возводящим его на гору, а также изображение Н.

http://pravenc.ru/text/2565024.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010