Эрхарда в мон-ре Нидермюнстер в Регенсбурге). Мощи И. были открыты между 1001/04 и 1019/20 гг. при активном участии Герхарда, 1-го аббата муж. мон-ря Зеон, и Туты, аббатисы мон-ря Фрауэнкимзе. По мнению Х. Допша, саркофаг был открыт по приказу имп. Генриха II , что могло быть связано с планируемым строительством новой монастырской церкви ( Dopsch. 2006. S. 194). Аббат Герхард распорядился, чтобы в саркофаг с мощами положили свинцовую табличку со стихотворной памятной надписью (сохр. до наст. времени), где сообщается об аристократическом происхождении И. и о том, что в течение долгого времени она была аббатисой мон-ря. Вероятно, тогда же на саркофаге высекли стихотворную эпитафию ( Schlecht. 1921; Bauerreiss. 1932; впрочем, есть и противники этой т. зр.- см.: Strecker. 1924). Череп И. был перенесен в аббатство Зеон. В 1468 г., в ходе перестройки церкви, оригинальная крышка саркофага была сломана. В 1476 г. аббатиса Магдалена Ауэр фон Винкель (1467-1494) распорядилась вырезать новую надгробную плиту из красного мрамора, на к-рую перенесли (без последней строки) эпитафию XI в. (сохр. неопубл. описание этих работ историка Петера Франка, о нем см.: MGH. Antiquitates. Poet. Lat. T. 5. Fasc. 1/2. P. 327). Реликварий с мощами блж. Ирменгарды у алтаря капеллы мон-ря Фрауенкимзе Реликварий с мощами блж. Ирменгарды у алтаря капеллы мон-ря Фрауенкимзе 20 окт. 1631 г. по приказу занимавшейся сбором древних реликвий аббатисы Фрауэнкимзе Магдалены Хайденбухер (1609-1650) и с одобрения Зальцбургского архиеп. Париса Лодрона (1619-1653) саркофаг был вновь открыт. Согласно дневнику настоятельницы, сама И., явившись аббатисе, попросила перенести свои останки в более подходящее место. Мощи поместили в небольшой саркофаг из красного мрамора, хранившийся в деревянном контейнере, к-рый установили в освященной во имя И. капелле монастырской церкви. Вокруг контейнера возвели решетку, куда была включена обнаруженная при вскрытии памятная свинцовая табличка со стихотворной надписью. Перенесение мощей сопровождалось торжественной процессией и раздачей милостыни, т.

http://pravenc.ru/text/674069.html

В сер. VII в. аббат Куммене († 669) составил одно из самых ранних ирландских агиографических произведений, «Книгу о чудесах св. Колумбы», от к-рой сохранился лишь фрагмент ( Adamnani Vita Columbae. III 5). Расцвет лат. книжности И. связан с именем аббата Адамнана, составителя Жития св. Колумбы, одного из самых известных памятников гиберно-лат. лит-ры. Из Жития св. Колумбы, а также из трактата «О святых местах» (De Locis Sanctis; описания святынь Палестины по рассказам еп. Аркульфа, посетившего И.), др. сочинения Адамнана, известно о том, что в мон-ре находилось богатое книжное собрание, включавшее не только лат. произведения христ. писателей, но и труды классических авторов ( Br ü ning. 1917; O " Loughlin. 1994). Впосл. были составлены версии Жития св. Колумбы на лат. и ирл. языках, а также Жития др. св. аббатов И.- Байтене (лат., не датировано) и Адамнана (ирл., ок. 960). Книжник Ку Кумне принял участие в составлении сборника церковных канонов (Collectio Canonum Hibernensis), важнейшего источника по истории Церкви в Ирландии, к-рый оказал влияние на континентальное каноническое право ( Kenney. 1929. P. 247-250). Авторству Ку Кумне также приписывается самый ранний лат. гимн в честь Богоматери (Cantemus in omni die). Кроме «Похвалы Колуму Килле», одного из древнейших лит. произведений на древнеирл. языке, сохранились 2 поэмы в честь св. Колумбы, написанные неким Бекканом (возможно, «отшельником Бекканом», к-рый наряду с аббатом Сегене был адресатом послания Куммиана (ок. 630)). Среди позднейших (XI-XII вв.) ирл. произведений, связанных с «общиной Колумбы»,- повести «Плавание Снедгуса и Мак Риаглы» и «Видение Адамнана». Реликварий из Монимаска. VIII в. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург) Реликварий из Монимаска. VIII в. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург) Достижения конгрегации И. отмечены в области искусства - книжном оформлении и миниатюре, резьбе по камню ( Richardson H. Visual Arts and Society//A New History of Ireland. 2005. Vol. 1. P. 698). С ранним этапом истории конгрегации связана одна из древнейших ирл.

http://pravenc.ru/text/578330.html

Нек-рые сирийцы, оказавшиеся на территории сасанидского Ирана, активно участвовали в персид. дипломатических посольствах в В. и. Поскольку они занимали видное положение при дворе шаханшахов и прекрасно владели греч. и среднеперсид. языками, а иногда и знаниями по медицине, последние привлекали их как переводчиков и как врачей. Реликварий из сокровищницы собора в Ахене. Кон. X в. (Сирия?) Реликварий из сокровищницы собора в Ахене. Кон. X в. (Сирия?) V. Византийское наследие в средневековой Сирии и Палестине. В течение первых 2-3 поколений после араб. завоевания гос. строй, экономика, социальные структуры и бытовая культура большей части населения этого региона сохраняли визант. характер. Канцелярское делопроизводство велось на греч. языке, использовалась визант. монетная система, сбор налогов осуществлялся по старым визант. кадастрам, региональные элиты сир. христиан играли большую роль в управлении бывш. визант. провинциями. Только на рубеже VII-VIII вв. в результате реформ халифа Абд аль-Малика произошло укрепление мусульм. государственности и, в частности, вытеснение прежней ромейской атрибутики. Однако в сфере ремесленного производства, изобразительного искусства и архитектуры визант. традиции еще долго сохранялись почти в неизменном виде. Мечеть Омейядов в Дамаске (707) считается одним из лучших образцов визант. искусства VIII в.; омейядская эпоха была последним этапом развития позднеантичной культуры в Вост. Средиземноморье. В эпоху Аббасидов на Ближ. Востоке начинается преобладание иран. культурной традиции. Тесные связи с визант. культурой сохраняли ближневост. христиане. Если у сиро-яковитов этим связям отчасти препятствовала традиц. грекофобия, болезненная память о визант. гонениях, то мелькиты (т. е. православные) халифата долгое время продолжали считать себя, хотя бы теоретически, частью визант. ойкумены, подданными к-польских василевсов. В VII-VIII вв. православные Ближ. Востока активно участвовали в церковной жизни Византии, во Вселенских Соборах; в Палестине продолжалось лит.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Ценными источниками являются булла папы Григория IX от 27 мая 1235 г. о канонизации Е. и его письмо от 7 июня (BHL, N 2492а) кастильской кор. Елизавете (Беатрисе), дочери герм. кор. Филиппа Швабского, а также свод документов и протоколов канонизационного процесса «Processus et ordo canonizationis propter quorumdam detractionem et calumnias» (Процесс и чин канонизации, составленный из-за напраслин и клеветы некоторых - BHL, N 2493a), составителем к-рого был, вероятно, доминиканец Раймунд Пеньяфортский . Реликварий св. Елизаветы Тюрингской. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан) Реликварий св. Елизаветы Тюрингской. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан) После перенесения мощей Е., которое состоялось в 1236 г. в присутствии герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена, по просьбе руководства Тевтонского ордена известный цистерцианский проповедник и писатель Цезарий Гейстербахский (Хайстербахский) составил новое Житие Е. (BHL, N 2494), сделав акцент на королевском происхождении святой. Он придал тексту особый драматизм за счет риторического противопоставления ее высокого социального статуса и христ. смирения. В контексте идеи «царской святости» в Житии упоминается и мать Е., Гертруда Андекс-Меранская, убийство к-рой восставшими венг. дворянами было представлено автором, очевидцем события, как мученическая кончина. Цезарию Гейстербахскому принадлежит и записанное в 1237 г. свидетельство о перенесении мощей Е. «Sermo de translatione S. Elisabethae» (BHL, N 2495). Перенесение мощей описано также в составленной неизвестным автором, вероятно близким к Тевтонскому ордену, компиляции «Narratio brevis de translatione St. Elisabethae» (Краткое повествование о перенесении мощей св. Елизаветы), где впервые упоминается факт обильного источения мира от мощей Е. Имп. Фридрих II в письме, направленном генералу францисканского ордена Илии, рассказывает о посещении Марбурга и об участии в торжественном событии, во время к-рого он стал свидетелем чудесного исцеления.

http://pravenc.ru/text/189793.html

V в. о мученической кончине И. и П. в Комплуте упоминал Пруденций ( Prudent. Perist. IV 41-44). В VII в. св. Ильдефонс , еп. Толета (ныне Толедо), сообщал, что 9-й Толетский еп. Астурий получил откровение о мощах мучеников, которые почивали в Комплуте (имена мучеников не названы). После обретения мощей Астурий решил посвятить жизнь заботе о могилах мучеников и основал в Комплуте епископскую кафедру ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 1// Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate sanctae Marie, De cognitione baptismi, De itinere deserti, De viris illustribus/Ed. V. Yarza Urquiola, C. Codoñer Merino. Turnhout, 2007. P. 603. (CCSL; 114A)). Подпись еп. Астурия (без указания кафедры) значится под актами I Собора в Толете (400; см. ст. Толедские Соборы ). По мнению нек-рых исследователей, приведенные Ильдефонсом сведения основаны на предании, к-рое бытовало в Толете. Это предание противоречит др. источникам, т. к. на рубеже IV и V вв. гробница И. и П. была известна Павлину и Пруденцию, в Мученичестве нет упоминаний об обретении мощей святых еп. Астурием ( Rasc ó n Marqu é s, S á nchez Montes. 2005. P. 500-502). Построенная над могилой И. и П. базилика предположительно находилась в районе совр. кафедрального собора в г. Алькала-де-Энарес. При археологических раскопках близ собора обнаружен некрополь вестгот. эпохи (VI-VII вв.), а также следы построек. Под криптой собора найдены остатки стены крупного здания V в., но ограниченные масштабы раскопок не позволяют уверенно отождествить это здание с мартирием или базиликой над гробницей И. и П. Реликварий с мощами мч. Пастора в ц. Сан-Педро-эль-Вьяхо. 1570 г. Реликварий с мощами мч. Пастора в ц. Сан-Педро-эль-Вьяхо. 1570 г. Почитание И. и П. было широко распространено в вестгот. эпоху. Реликвии мучеников упоминаются в храмозданных надписях, обнаруженных в г. Медина-Сидония (630) и в г. Кадис (652). Ок. 640 г. св. Фруктуоз (впосл. епископ Бракары Августы (ныне Брага)) основал в честь И. и П. мон-рь, названный им Комплут (совр. сел.

http://pravenc.ru/text/1237915.html

О широком почитании Н. и Ф. свидетельствуют их неоднократные изображения в церквах Италии, из к-рых наиболее известна мозаика V в. в капелле св. Сатира, находящаяся в базилике св. Амвросия в Милане. Святые изображены в тогах с открытыми книгами, без воинских и мученических знаков. Однако в изображении на саркофаге V в., где одно время содержались мощи Н. и Ф., напротив, сделан акцент на их мученичестве: слева изображен Н. со связанными сзади руками, к нему приближается палач с обнаженным мечом; справа - сидящий Ф., отказывающийся (повернул голову в сторону) принять сосуды для совершения жертвоприношения языческим богам. В 1158 г. Фридрих I Барбаросса, взяв Милан, передал часть мощей Н. и Ф. в Кёльн, где они были помещены в кафедральном соборе. В XIII в. Николаем Верденским для мощей волхвов - одной из главных святынь Кёльнского собора - был изготовлен серебряный реликварий, в который также были помещены и частицы мощей Н. и Ф.; они изображены и на фресках, находящихся на хорах кафедрального собора. После 1256 г. францисканцы, в чьих владениях оказалась базилика св. Амвросия в Милане, восстановили несколько забытое почитание Н. и Ф. Миланским указом 1396 г. 12 июля было объявлено днем их памяти и гос. праздником герц-ства Миланского. Однако в 1537 г. имп. Карл V (1519-1556) упразднил самостоятельное управление герц-ства и присоединил его к владениям Габсбургов, в связи с чем прекратилось офиц. празднование памяти Н. и Ф. В 1258 г. остававшиеся в Милане мощи Н. и Ф. были перенесены в перестроенную ц. св. Франциска Ассизского, в 1472 г. помещены в алтаре. Во время этого перенесения главы святых были отделены от тел и положены в особые серебряные реликварии. 14 сент. 1571 г. католич. св. Борромео Карло (1538-1584) перенес мощи под новый алтарь. В 1709 г. старые реликварии были заменены на новые, сделанные также из серебра в виде бюстов, которые торжественно выносили на большой алтарь во время праздников. В 1796 г. ц. св. Франциска Ассизского была закрыта, и 22 янв. 1799 г. мощи были возвращены в базилику св. Амвросия, однако бюсты с главами исчезли. 18 дек. 1959 г. епископ г. Намюра в Бельгии сообщил архиепископу Милана кард. Монтини о том, что у некоего антиквара найдены бюсты с главами Н. и Ф. в целости и сохранности. 18 авг. 1960 г. реликвии были торжественно доставлены в Милан.

http://pravenc.ru/text/2564572.html

В последующее время произошли изменения, к-рые расширили функции базилики. Вторая строительная фаза (вероятно, посл. четв. VI в.) отмечена возведением четырехступенчатого синтрона в главной апсиде. Тогда же центральная вима была значительно выдвинута в пространство главного нефа. В северном нефе была построена небольшая капелла с апсидой, которая полностью перекрыла проход в восточную часть нефа, превращенную в скевофилакион. Северный вход в храм из атриума был заложен. Возможно, сохранившийся мозаичный декор в храме также принадлежит этому периоду. В 3-й строительной фазе (вероятно, 1-я пол. VII в.) алтарная преграда была еще раз расширена и отделила от наоса часть пространства боковых нефов. Ее стилобаты из известняка и мраморных сполий рим. постройки были положены на мозаичный пол. Вост. часть юж. нефа превращена в огороженный мраморной преградой мартирий. При раскопках были обнаружены столбики и 2 плиты из сероватого мрамора от алтарной преграды (в 2010 плиты были разбиты, в наст. время реставраторы пытаются их восстановить). Вблизи вост. стены поставлен реликварий из красного известняка; на нем - реликварий меньших размеров с мраморной крышкой, в центре к-рой в небольшом углублении сохранилась бронзовая палочка для помазания св. миром. Над ними располагался престол на 4 мраморных столбиках. В юж. галерее был устроен диаконник и, возможно, баптистерий. Они освещались 2 большими поликанделионами с круглыми отверстиями для стеклянных лампад. В зап. части юж. нефа, видимо, изначально была устроена поминальная капелла с сиденьями вдоль стен и обширной криптой (подобная есть в храме в Курси, близ И.). 4-й строительный период связан с сильными разрушениями в сер. VIII в. В сев. капелле продолжали совершать Евхаристию даже после того, как весь остальной храм был заброшен и его материалы местные жители пережигали на известь. Найдены нек-рые литургические предметы, в т. ч. лампа в виде голубя, висевшая над алтарной аркой. В оставшейся от храма капелле были обновлены мозаичные полы и декоративная штукатурка стен. Диаконник использовался как скевофилакион, в котором хранили продукты и вотивные предметы: найдены серпы, ножницы, бронзовый кувшин, масляные лампы, монеты - в основном эпохи Омейядов. Окончательное запустение, вероятно, наступило после землетрясения 749 г. По предположениям польских археологов, комплекс сев.-зап. базилики мог быть городским мон-рем.

http://pravenc.ru/text/673805.html

дев (напр., фибула-застежка на синем плаще Богоматери, где драгоценные камни и жемчуг окружают миниатюрный рельеф-эмаль с изображением дамы с единорогом), оконного переплета (в металлических поножах одного из юных воинов), перламутрового в золотой оправе двойного кубка в руках среднего из волхвов (о святых с алтаря работы Лохнера см.: Шохин В. К. Святые Гереон и Урсула - покровители Кельна//АиО. 2000. 1(23). С. 203-217). Любование предметами земного мира не отменяет средневековой условности пространства - в «Поклонении Младенцу Христу» (40-е гг. XV в., Ст. Пинакотека, Мюнхен), в «Мадонне в беседке из роз» (1440-1442, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Придавая лиричность Богородичным ликам, Лохнер повторяет манеру изображения Мастера св. Вероники. В его алтаре «Страшный Суд» (1435, для ц. св. Лаврентия в К., ныне центральная часть в Музее Вальраф-Рихарц, Кёльн) предугадывается фантазийность работ И. Босха. Центральный алтарь для ц. св. Колумбы был написан знаменитым мастером Сев. Возрождения Рогиром ван дер Вейденом (1455, Ст. Пинакотека, Мюнхен); он, несомненно, оказал влияние на местных мастеров. Увлечение натурализмом, возможностью воспроизводить окружающий мир отразилось в произведениях мастеров 2-й пол. XV в., напр. в образах алтаря для ц. св. Урсулы (работы Мастера «жизни Девы Марии», 60-е гг. XV в.); укрупнение масштабов человеческих фигур, сочетание пластики и декоративности - алтарь св. Варфоломея для ц. св. Колумбы (1500-1505, оба алтаря в Ст. Пинакотеке, Мюнхен). Бюст-реликварий мч. Григория из Сполетия (сокровищница собора в Кёльне). Ок. 1500 гг. Бюст-реликварий мч. Григория из Сполетия (сокровищница собора в Кёльне). Ок. 1500 гг. На кон. XV-XVI в. приходится расцвет сребро- и златоделия, производства эмалей с преобладанием готических форм и нарастающим интересом к итальянским художественным новшествам. Многочисленны предметы церковной утвари, создаются инсигнии предстоятелей К.- в пару к пастырскому посоху был изготовлен сходный по материалу и технике церемониальный меч (Kurschwert, ок.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Светильники. III - V вв. (Византийский музей. Фессалоника) Светильники. III - V вв. (Византийский музей. Фессалоника) Самые известные сир. клады литургического серебра из Стумы (Археологический музей, Стамбул), Рихи (Дамбартон-Окс), Хамы (Худож. галерея Уолтерса, Балтимор, США) и Антиохии (Метрополитен-музей и Дамбартон-Окс) возведены М. Манделл-Манго (каталог выставки «Silver from Early Byzantium» в Худож. галерее Уолтерса, 1986) к кладу из Стумы (по соседству с Капер-Кораоном ). Литургист Р. Тафт сопоставил сведения об археологических находках лжиц для причастия с материалами письменных источников и предложил вывести значительную их часть из области литургических объектов, указав на возможность их использования в др. церковных обрядах (в т. ч. погребальных - лжицы часто встречают в погребениях, напр., «инвентарь» Св. Софии XIV в. указывает «лжицу для миро»). Он отметил, что отнесение лжиц к сфере визант. культуры допустимо только с т. зр. истории искусств, в литургическом плане они не имеют ничего собственно визант., и поставил вопрос об их «литургической дате», уточнив, что до VIII в. источники не говорят об употреблении лжиц для причастия. Особое внимание уделяется лампадам и переносным светильникам, игравшим огромную роль в богослужении в целом, а также в обряде погребения и др., а потому ставшим одной из самых ранних групп артефактов с христ. символикой. К церковной утвари стремятся отнести и нек-рые др. массовые предметы, напр. маленькие одноручные кувшинчики (с желто-зеленой поливой и неполивные), встреченные в слоях VIII-IX и XI вв. и использовавшиеся для хранения и возлияния елея. Одно из разработанных направлений в визант. археологии - оформление поклонения реликвиям - в России получило новый толчок к развитию, после проведения Центром восточнохрист. культуры конференции и совместной с ГММК выставки (Христ. реликвии в Московском Кремле: Каталог выставки. М., 2000). Изучение как массовых, так и высокохудожественных объектов, связанных с реликвиями, велось и успешно ведется как зарубежными, так и рус. учеными. Прежде всего это исследование крестов-реликвариев, часто называемых энколпионами. Кроме сводов по провинциям (напр., Г. Атанасова по Румынии) следует отметить свод К. Хорничковой по Центр. Европе и свод энколпионов Руси, начатый еще в сер. ХХ в. Г. Ф. Корзухиной и законченный в 2003 г. А. А. Песковой; использование крестов-реликвариев (и вообще нательных крестов) в качестве молитвенных, вмонтированных в колонны и парапеты Св. Софии К-польской, рассмотрено Тетерятниковой. Для изучения художественных форм в оформлении реликвий огромное значение имела деятельность рус. ученых - хранителей коллекций ГЭ А. В. Банк и В. Н. Залесской.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В. Под полом было обнаружено тело императора, якобы восседающего на троне, увенчанного золотой короной, со скипетром в руках (описания в хрониках различаются). Титмар Мерзебургский отмечал, что распоряжение о поисках могилы было тайным и по-разному оценивалось современниками. Хронисты не сходятся при описании дальнейших событий: составитель Новалезской хроники упоминает о распоряжении имп. Оттона III вырвать у покойного зуб, чтобы хранить его как реликвию; согласно Адемару Шабанскому, тело императора было перенесено в базилику целиком и помещено за алтарь; Титмар Мерзебургский писал, что тело оставили нетронутым. Совр. исследователи скептически относятся к сообщениям хронистов, поскольку практика захоронения умершего на троне в отдельной погребальной камере была чрезвычайно нетипична для нач. IX в. Имп. Карл Великий с папой Римским Львом III и архиеп. Турпином Реймсским. Реликварий. 1215 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене) Имп. Карл Великий с папой Римским Львом III и архиеп. Турпином Реймсским. Реликварий. 1215 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене) Вновь мощи императора были обретены в 1165 г., при имп. Фридрихе I Барбароссе ( B ö hmer J. F. Die Regesten des Kaiserreichs unter Friedrich I. 1152 (1122)-1190. W., 1991. Lfg. 2: 1158-1168. N 1530. (Regesta Imperii; Tl. 4. Abt. 2)). Согласно сообщениям хронистов, кости К. В. хранились в саркофаге, который был открыт Фридрихом Барбароссой (вероятно, речь шла об античном саркофаге, находящемся в Ахене). После этого останки франк. императора были помещены в раку и перенесены к алтарю базилики. С санкции Кёльнского архиеп. Райнальда фон Дасселя и антипапы Пасхалия III (1164-1168) К. В. был канонизирован, местное литургическое почитание установлено 28 янв. (в день смерти императора). На его поминовение Фридрих Барбаросса выделил ежегодную сумму в 10 золотых марок, подарил церкви золотые сосуды и ценные ткани. Канонизация К. В. была подтверждена имп. грамотой с привилегией Ахену (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 10.

http://pravenc.ru/text/1681075.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010