Преп. Нестор, по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летопись о России, а другой». Этот был неученый и рода простого. Оставив свет и мирские хлопоты, он так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал; молясь, не думал ни о чем другом, как о Боге, и о том, что говорил языком. Он видал при молитвах ангелов и Самого Христа и узнал день своей смерти. Преп. Памво, по древнему известию, «пойманный на послушании монастырском от поган, много от них пострада, не хотячи Христа отврещися». Нужно полагать, что он терпел страдания за веру от татар-язычников. По всей вероятности, это было в 1240 году, когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею. Как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам. Освобожденный чудесно от смерти, он почил в затворе. Преп. Феодор молчаливый, избрав молчание путем ко всегдашнему богомыслию и средством удержать себя от согрешения даже и в слове, угодил через это Господу и получил от Него дар чудотворения. Преп. Софроний затворник каждый день прочитывал псалтирь, всегда носил власяницу и еще носил на теле железный пояс. Преп. Аммон затворник много странствовал в свою жизнь. По благословению игумена, путешествовал на святую Афонскую гору и в Иерусалим, ревнуя жизни великих святых отцов; вернувшись, он жил так свято, что для многих служил образцом иноческого жития. Преп. Мардарий затворник, по рукописным святцам, «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный». С тех пор, как стал иноком, он старался хранить пост, молитву и послушание, и приучил себя к полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в своей кельи, кроме одежды, которую носил на себе. Преа. Пиор затворник отличался особенно постом и трудолюбием. Преп. Руф затворник, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Преп. Вениамин из богатых купцов обратился к иноческим подвигам размышлением о словах Писания: «яко неудобь богатии внидут в царствие небесное»; раздав все свое богатство, он принял добровольную нищету и постригся в монахи. Святые мощи почивают нетленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этой связи важно отметить, что Святополк Окаянный нарушает все 19 заповедей и подосланные им убийцы предают смерти праведных князей именно в воскресенье, более того, блаженного Бориса убивают после утренних воскресных молитв! Гордыне Святополка, возжелавшего в одиночестве править Русскою землею, братья противопоставили смирение, «нищету духовную», славе мирской предпочли венец мученичества и Царство Небесное. Их духовный путь – следование путем Христовым и исполнение еще и 9 заповедей блаженства. Не случайно преподобный Нестор постоянно величает Бориса блаженным. В плаче, обратив свой взор к Богу, Борис и Глеб нашли утешение. Будучи кроткими – как святые наследовали землю. Жаждали правды и получили ее от Бога. Были милостивыми и сами помилованы Богом. Стремились к миру со всеми, в том числе и с братом Святополком, и нареклись сыновьями Божиими. Шли путем Христовым, но были изгнаны и убиты правды ради и в результате обрели Царство Небесное. Неотъемлемой частью любого жития является описание чудес, которые происходят у нетленных мощей святых, что свидетельствует об их прославлении Богом даром чудотворений. Несколько таких примеров приводит и преп. Нестор. Они служат доказательством пребывания святых-страстотерпцев в сакральном мире, их святости и повествуют уже об их жизни как святых. Вскоре после «Чтения», но тоже до 1088 г., преп. Нестор создает второе, уже преподобническое, «Житие Феодосия Печерского», следуя в изложении жизненного пути и духовного подвига преп. Феодосия тем же принципам: описывает исполнение праведником заповедей Господних. Не смотря на то, что все святые следуют этим путем, путем Христовым, тем не менее у каждого святого свой путь, который является одним из примеров для читателя. В первой части «Жития», поведавшей о юношеских летах преподобного, раскрывается глубокий смысл борьбы силы плоти и мирских страстей, олицетворением которых выступает мать преподобного, и силы духа отрока, избравшего для себя путь служения Богу. Победа духа над плотью приводит и мать святого в монастырь (по сути дела, мать стала первым духовным чадом своего сына).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Преп. Нестор известен св. церкви не только святостью жизни, но и назидательными писаниями своими. Первое из его сочинении по времени было житие св. князей Бориса и Глеба, «чтение на пользу повиновения младших старшим». 489 В этой повести, написанной тогда, как еще не довольно богат был Нестор историческими сведениями, встречается несколько таких известий, которые сам он после поправляет в своей летописи. 490 Это – неважные неточности, которые не мешают признать сочинение и вполне назидательным и драгоценным для истории. Оно писано с живым, благочестивым чувством, человеком, в котором проницательность ума и без пособия свидетелей угадывает историческую истину. Самая лучшая страница в этом сочинении – это начало повести, где после молитвы о просвещении сердца его говорит он о сотворении человека, о падении его, о распространении на земле идолопоклонства, о явлении Сына Божия на земле, о распространении евангелия в мире и в России. «Между тем, как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы; страна русская оставалась в прежней прелести идольской; потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе: не приходили к ним апостолы и никто не проповедовал им слова Божия». Прекрасно изображены свойства св. князей и рассказ о мученической смерти оканчивается словами: «это я грешный Нестор написал о жизни и страдании блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба: но, если Бог велит, скажем кое-что и о чудесах, в славу и честь великому Богу». Отдельная повесть о чудесах оканчивается известием о двух чудесах, последовавших за перенесением св. мощей в 1072 г. Итак эта повесть написана вскоре после 1072 г. Самая надпись сей повести: чтение о жизни и погублении блаж. Бориса и Глеба», показывает, что она предлагаема была в церкви. «После того, как написано о жизни и убиении и чудесах Бориса и Глеба, я грешный Нестор понудил себя обратиться к другому повествованию», так говорит преподобный в начале жития преп. Феодосия. Это сочинение-образец превосходного жизнеописания и по духу, и по слогу, и по изложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как пишет Г. П. Федотов , «древняя Русь нашла свой идеал святого» в лице его ученика, Преп. Феодосия. Он – подлинный отец «преподобных»   7 . Наряду со святыми Сергием Радонежским, Тихоном Задонским и Серафимом Саровским , он – наиболее популярный из русских монашеских святых. Его светлый и кроткий лик резко отличается от мрачного образа его учителя Антония. Он стал вторым по счету святым, канонизированным на Руси, – уже в 1108 г., через тридцать четыре года после его смерти и задолго до Преп. Антония. В его образе древняя Русь любовалась чертами идеального инока и этому идеалу она осталась верна в течение веков. «Впоследствии в русском иночестве возникнут новые направления духовной жизни, но никогда образ Св. Феодосия не потускнеет» (Федотов). До нас дошло житие Преп. Феодосия, написанное Нестором, в самом же Печерском монастыре, лет через десять после его смерти. Таким образом, агиографическое изображение святого – весьма древнее и, без сомнения, близкое к истине. Труд Нестора стал образцом для всей позднейшей русской агиографии, указав обычный русский путь монашеской святости и помогая заполнить необходимыми общими чертами пропуски, существующие в отдельных биографических преданиях. «Кому из русских игуменов жития не влагают в уста предсмертных слов Феодосия?»  (Федотов). «Все это сообщает Несторову житию исключительное значение для русского типа аскетической святости. Преп. Нестор был пострижен в Печерском монастыре в игуменство Стефана, первого преемника Феодосия, и ни один из его рассказов не предполагает в нем очевидца. Тем не менее он нашел обильное и свежее ещё предание, не успевшее ни потускнеть, ни переродиться в легенду. Он называет нам имена своих осведомителей из числа старейших иноков. Общее впечатление от его труда: перед нами жизнь, а не литература. «Однако жизни было недостаточно для создания первого на Руси преподобнического жития. Для этого нужна была литературная традиция, готовая в Греции (в отличие от житий «страстотерпцев»), и Нестор, хотя и называет себя «грубым и неразумничным», в совершенстве усвоил эту традицию. Работы Шахматова и Абрамовича исчерпывающе выяснили вопрос о его источниках. Мы знаем приемы его работы, знаем, что он прибегал к дословным выпискам, иногда довольно длинным, из греческих житий, известных ему в славянских переводах. Однако лишь в самых редких случаях мы имеем основание предположить искажающее влияние литературных источников на биографическую основу жития. Быть может, всего в двух случаях. Пророческое наречение имени Феодосия («данный Богом») пресвитером при его рождении,вероятно, внушено подобным же рассказом из жизни св. Евфимия (имя «Феодосий», скорее всего, есть второе, монашеское имя святого, нареченное Антонием). Вся картина прихода юного Феодосия в пещеру к Антонию, первоначальный отказ Антония принять его и пророческое истолкование слов Антония списаны дословно из жития св. Саввы Освященного...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главное, чему стремился научить печерскую братию преп. Феодосий – это самоотверженная и деятельная любовь к Богу, мужество в подвигах, непрестанное покаяние. Этих великих добродетелей святой учит достигать через правильное устороение внешнего поведения монахов и их внутренней духовной жизни. Нередко он вынужден прибегать к обличению в лености, ропоте, недостатке смирения, главное же – в нерадении о своем спасении. В поучении к мирянам «О казнях Божиих» преп. Феодосий объясняет промыслительное значение стихийных и общественных бедствий, которые постигают христианские народы. Он горячо обличает грехи киевского общества своего времени и призывает его к покаянию. В другом поучении к мирянам святой наставляет их о том, как должно строить христианину свой домашний быт и поведение в обществе. Строго обличает преп.Феодосий порок пьянства и лицемерное стремление некоторых своих современников придать этому пристрастию благочестивый вид, когда они поднимают по чаше вина после каждого тропаря, поемого за праздничным обедом. В посланиях великому князю преп.Феодосий указывает образ правой веры и благочести. Он убеждает Изяслава Ярославича не прельщаться латинской верой. Наставляя быть благодетельным и милосердным не только к единоверцам, но и к иноверцам, он в то же время указывает: «Не подобает же, чадо, хвалить чужую веру. Если хвалит кто чужую веру, то оказывается своей веры хулителем.» 116 Преподобный Нестор Летописец Монах Киево-Печерского монастыря Нестор родился около 1050 г. Принял пострижение в Печерском монастыре в игуменство Стефана (1074–1078). Умер в первой четверти XII в. Причислен к лику преподобных отцев Печерских в XVII в. Нетленные мощи преподобного Нестора Летописца почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры до настоящего времени. Преподобный Нестор Является автором двух выдающихся произведений русской духовной литературы – «Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Жития преподобного Феодосия игумена Печерского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монах, сопутствующий им, называет по именам святых подвижников, лежащих по сторонам переходов, взывая: «преподобный такой-то или такая-то, моли Бога о нас!» Богомольцы, полагая на себе крестное знамение, лобызают св. мощи с таким же воззванием. Неподалеку от церкви преп. Варлаама покоится преп. Прохор Лебедник, который во время голода «молитвою былие – лободу творяше хлебы и с пепелу – соль». Далее – пр. Дамиан пресвитер, целебник, врачевавший молитвою и елеем; преп. Афанасий Затворник, пробывший в затворе 12 лет: преп. Агапит, врач безмездный, исцеливший зельем и молитвою вел. князя Владимира Мономаха ; священномученик Кукша, проповедовавший христианскую веру в земле вятичей и от них обезглавленный; преп. Пимен многострадальный, который сам просил себе продолжения болезни и пролежал на одре болезни 20 лет, за что получил дар исцелять других; преп. Нестор летописец и списатель жития преподобного Феодосия и св. братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба; преп. Моисей Угрин, служивший отроком у св. мученика князя Бориса и уведенный в плен Польским королем Болеславом, и многие другие. Несколько далее – препод. Иоанн многострадальный, вкопавший себя в землю по плечи ради подвига воздержания. Глава его, покрытая пеленами и скуфьей, и поныне выходить из земли. Усердные поклонники, прикладываясь к главе, преподобного, надевают скуфью себе на голову. За ним следует преп. Марк гробокопатель, преп. Алипий иконописец, сотрудник греческих художников в украшении Великой Печерской церкви, и многие другие подвижники и ревнители веры. В серебряной раке почивает препод. Никон. Он первый пришел к препод. Антонию и был четвертым игуменом Печерским и другом Феодосия. Далее по пути к третьей подземной церкви, в отдельном затворе, почивают рядом 12 братьев-муровщиков, трудившихся в построении Великой Лаврской церкви. В преддверии церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы покоятся четыре угодника: препод. Исаия затворник, Илья Муромец, богатырь русский, окончивший жизнь печерским иноком, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Поскольку Нестор являлся непосредственным участником этого события и описал его по своим впечатлениям, ни у кого из ученых не вызывает сомнения время появления этого небольшого " Слова " - вскоре после самого события, произошедшего, как указал сам Нестор, во вторник, 12 августа, за три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы (15 августа), покровительницы монастыря, в 1091 г. Совершенно очевидно, что если бы Нестор писал " Житие Феодосия Печерского " после 1091 г., а тем более после 1108 г., как полагал С.А.Бугославский и считает А.Г. Кузьмин, то обязательно включил бы в " Житие " и описание перенесения открытых мощей преподобного Феодосия, как он это сделал в случае с обретением и перенесением мощей святых Бориса и Глеба и во времена Ярослава Мудрого, и уже его сыновьями в 1072 г. Наоборот же, отдельное существование " Слова о перенесении мощей " , на мой взгляд, может свидетельствовать о более позднем его написании относительно " Жития " и как самостоятельного дополнения к нему. На такое его положение указывает и место " Слова " в " Киево-Печерском патерике " , где оно следует за " Житием Феодосия Печерского " , но не объединено с ним . В " Житии Феодосия Печерского " сообщается о закладке Феодосием и Антонием в 1073 г. Успенского собора в Печерском монастыре, который был достроен уже Стефаном в 1078 г., но " Житие " не сообщает, как верно заметил А.А.Шахматов, о его освящении. Известно, что собор долго не освящали, и это произошло только в 1089 г. при митрополите Иоанне II. Стало быть, " Житие Федосия Печерского " было написано до этого знаменательного и для монастыря, и для Феодосия события, ибо в " Слове на перенесение мощей " , датируемом 1091 г., сообщается, что мощи преп. Феодосия были положены в Успенском соборе, то есть собор уже был освящен. В своих творениях Нестор постоянно вспоминает преемника Феодосия на его игуменском посту - Стефана, принявшего будущего агиографа в монастырь и постригшего в монахи после послушничества, причем в обоих случаях приводит его послужной список: " ...преподобьнууму отьцю нашему Стефану, ексиарху тъгда сущю, послеже же игумену сущу того манастыря по съмрьти блаженааго Феодосия, таче по томь епискупу въ Володимирьскую оболость " .

http://pravoslavie.ru/archiv/feodosiy.ht...

782), св. Макрины (там же, с. 952), свв. Исидора и Евстафия (там же, с. 1015), св. Евфимия (там же, с. 997), св. м. Василиска (январь, т. II, с. 221), св. патриарха Фавиана (ibid., 252), св. Викентия (ibid., 293), св. Дионисия Севастийского (февраль, т. II, с. 158), св. Марка Афинского (март, III, 778) и св. Евтихия (май, V, 249), но зато в Четиих-Минеях есть и такие взятые из Acta SS. памяти и жития, которых в списке нет. 127 Внесены: в Сентябре: 3-го – св.м. Фива из «мученикословия Римского» (Четии-Минеи, 2 изд. под 3 сентября, ср. Martyrol. Roman., с. 374); 5-го – свв.мм. Иувентин и Максим, «в Антиохии от Юлиана апостата пострадавших. Страдание их св. Иоанн Златоуст написа. t 3, f. 40. Vide Acta SS. iannuarii, t. 1, 612 et Skarga februar 8, f. 120 et Niciphor, l.X, c. 12, Theodolit 1.III, c. 14, а в наших месяцесловах и Прологах нигде же обретается». (Пролог, ч. I, л. 15; память их есть в месяцеслове ими. Василия и в Martyrol. Roman., 25 января); 10-го – три жены в пустынной горе обретенные (вероятно, из Киевских месяцесловов, где они есть под тем же числом); в Октябре: 5-го – свв. Дамиан целебник, Иеремия прозорливый и Матвей прозорливый (из Печерского Патерика); 14-го – преп. Никола святоша (оттуда же, есть и в Львовском месяцеслове 1648 г., но под 16 октября); 15-го – преп. Евфимии новой (из служебной Минеи, есть в месяцеслове при Острожской Библии); 24-го – преп. Арефа Печерский (из Патерика); 26-го – преп. Афанасий Медикийский (из жития преп. Никиты, память которого 3 апреля); 27-го – преп. Нестор летописец (из Патерика); 31-го – свв. апостолы Апеллий и Аристовул, они прибавлены к именам других апостолов на основании службы в Минее, и преп. Спиридон и Никифор Печерские (из Патерика, есть и в Львовском месяцеслове 1648 г.); в Ноябре: 7-го – преп. Лазарь Галасийский (на основании службы в Минее, есть и в Макарьевских Минеях под тем же числом); 10-го – св. ап. Тертий, прибавлен к именам других апостолов на основании службы, (есть и в Макарьевских Четиих-Минеях, но назван Терентием); 11-го – блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вся летопись (по форме изложения), как мне кажется, можеть быть разделена на две половины, из которых в первой, содержашей в себе события до XI века, преобладает форма притчи, а во второй половине, начиная с XI столетия, уж виден разсказ почти современниика и, наконец, очевидца. В Несторе мы видим лицо безстрастное, человека, неувлекаемаго никаким пристрастием. Но эта личность уступает место другой великой личности и становится за нее, личности самаго народа Русссаго. Да, наш Нестор-это сама народная совесть, принявшая образ летописца; это-народныя уста, которыми высказалась первоначальная жизнь нашего отечества.» 376 Ученый иерарх русской церкви Митрополит Макарий (1816–1882 гг.) о Нестор летописце говорит следующее: «Нестор был человек дарований необыкновенных и обладал разнообразными сведениями, богсловскими и историческими, которыя приобрел чрез чтение книг и собеседование с людьми бывалыми и опытными. Подобно иакову черноризцу, первый письменный труд свой он посвятил; изображению жития и чудес св. муч. Бориса и Глеба новоявленных чудотворцев, которых так чтила тогда вся Россия. Потом начертал житие другого не менее близкаго его сердцу и чтимаго в России чудотворца-преп. Феодосия печерскаго . Наконец положил твердое нгчало русской летописи... 377  «Третье и самое важное сочинение преп. Нестора, навсегда обезсмертившее его имя, есть его русская летопись, доведенная им до 1110 года. Но эта летопись изображает преимущественно гражданские события нашего отечества, а не церковные, которых касается по местам и как бы мимоходом, кроме трех или четырех главнейших; потому и не должна быть нарочито рассматриваема в церковной истории. Скажем только, что описывая и гражданские события, наш первый летописец смотрит на них, как сын православной церкви, во всем видит следы Промысла Божья, управляющего миром, по местам позволяет себе благочестивые размышления, делает назидательные замечания, преподает уроки своим читателям. Отчего летопись его, столько любимая нашими предками, была одним из благодетельнейших средств к нравственному воспитанию народа» 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Во всех известных нам списках Патерика печерского XVI в. говорится: «Черноризец монастыря св. Мины Болгарина, тако нарицаема»; сам черноризец называется «болгарин», и остров, где он подвизался, называется «Болгаринов» или «Бол-гаров». Но в харатейных списках Патерика XV и XVI в. вместо «болгарин» читается «болярин», а вместо «Болгаров» стоит «Боляров» (Русск. истор. сборн. Моск., 1842. Т. 4. Кн. 4. С. 417 (163); Чтен. Моск. ист. общ. 1858. 3. Отд. 3. Л. 9 (125)).    «По отходе отец тех, блаженный отец наш Феодосии поставлен бысть презвутером повелением преп. Антония, и бе по вся дни Божественную службу совершай» (житие преп. Феодосия).    Именно в летописи – 12 (1. 68 (228)), а по житию преп. Феодосия – 15.    Построение этого монастыря в летописи (1. 68 (228)) преподобный Нестор приписывает игумену Варлааму, а в житии преподобного Феодосия – сему последнему. Естественно предпочесть сказание летописи, как сочинения позднейшего, в котором Нестор мог сам исправить прежнюю свою неточность. Но, говоря, что монастырь совершен при Варлааме, летопись отнюдь не говорит, чтобы при нем же последовало и переселение в монастырь братии из пещер. Потому нельзя не верить сказанию жития преподобного Феодосия, что это переселение совершилось уже при его игуменстве, и именно в 1062 г. Может быть, около того самого времени, как монастырь был уже выведен вчерне, преподобный Феодосии и сменил на игуменстве Варлаама и докончил постройки. Калнофойский, неизвестно почему, утверждает, будто построение монастыря окончилось в 1058 г. (Опис. Киево-Печер. лавры. 127. Изд. 2-е (114)). Снес.: прим. 99.    П. собр. р. лет. 1. 69 (228).    О поставлении Феодосия игуменом в 1057 г. говорит одна из наших летописей – Софийская (П. собр. р. лет. 5. 139 (228)), а прочие времени этого поставления не определяют.    «По сих же посла единого от братия в Костянтин град к Ефрему скопьцу, да весь устав Студийскаго монастыря исписав, присълет ему. Он же преп. отца нашего повеленая ту абие сотвори, и весь устав монастырский испьсав, посла к нему» (житие преп. Феодосия).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010