Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Николай Рейн. Фотография. Тюрьма. 1937 г. Александрович Рейн (21.01.1892, с. Сосновка Моршанского у. Тамбовской губ.- 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из семьи управляющего имением, перешедшего в 1902 г. из германского в российское подданство. В 1911 г. Н. окончил гимназию Ф. И. Креймана в Москве и поступил в Московский сельскохозяйственный ин-т (с 1917 Петровская сельскохозяйственная академия, с 1923 Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В 1918 г. окончил сельскохозяйственную академию. С 1920 г. работал научным сотрудником сельскохозяйственной академии в Москве, с 1930 г.- в Научно-исследовательском ин-те овощного хозяйства в г. Мытищи Московской обл. В 20-х гг. входил в общину сщмч. Илии Четверухина . В 1934 г. он приютил в своем доме афонского иером. прп. Илариона (Громова) и оказывал ему материальную помощь, стал его духовным сыном. 29 сент. 1937 г. Н. был арестован. Обвинялся в распространении «провокационных слухов о гонении на религию», в участии в тайных богослужениях. Виновным себя не признал, на вопрос о своем отношении к советской власти ответил: «Советскую власть я считаю законной властью, но она не считается с мировоззрением верующих, она борется с религией и Церковью как с контрреволюционными организациями...». Расстрелян вместе с архиеп. сщмч. Димитрием (Добросердовым) , преподобномучениками архим. Амвросием (Астаховым) , игум. Пахомием (Туркевичем) , диак. сщмч. Иоанном Хреновым , мон. прмц. Татианой (Бесфамильной) и мученицами Марией Волнухиной и Надеждой Ажгеревич по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 17 окт. 1937 г., погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20816; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 320. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 288; ЖНИР: Моск. Сент.-окт. С. 129-149.

http://pravenc.ru/text/2565892.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Пахомий (Туркевич), игум. Фотография. 1937 г. Тюрьма (Туркевич Павел Акимович; 1864, мест. Миляновичи Ковельского у. Волынской губ. (ныне село Турийского р-на Волынской обл., Украина) - 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Из мещан, сын кузнеца. 2 сент. 1892 г. определен в число братии Киево-Печерской лавры . 25 янв. 1900 г. перемещен в Николаевский муж. мон-рь близ Самары, где 5 дек. 1901 г. пострижен в монашество с именем Пахомий. 2 янв. 1902 г. рукоположен во диакона, 11 янв.- во иерея. 11 сент. 1903 г. по прошению перемещен в Александро-Невский муж. мон-рь в Бугульминском у. Самарской губ. Участвовал в русско-япон. войне 1904-1905 гг. как полковой священник 283-го Бугульминского пехотного полка (6 мая 1905 награжден орденом св. Анны 3-й степени с мечами). 20 июля 1907 г. по прошению перемещен в Мойский Троицкий муж. мон-рь, где с 13 авг. 1908 г. исправлял должность казначея. С 11 июня 1910 по 23 авг. 1911 г. был настоятелем Мойского мон-ря. 6 нояб. 1913 г. перемещен в коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мужской монастырь , а 19 мая 1915 г.- в московский во имя святителя Иоанна Златоуста монастырь . 11 мая 1916 г. назначен исполняющим обязанности духовника обители. После закрытия мон-ря в 1929 г. проживал в Москве у духовных чад. 28 сент. 1937 г. арестован в Москве по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке и антисоветской агитации». Проходил по групповому делу с Можайским архиеп. сщмч. Димитрием (Добросердовым), Амвросием (Астаховым) и Варлаамом (Ефимовым), диак. сщмч. Иоанном Хреновым, прмц. Татианой (Бесфамильной), мч. Николаем Рейном, мученицами Марией Волнухиной и Надеждой Ажгеревич. На вопрос об отношении к советской власти ответил: «Я советскую власть считаю властью антихриста, которая послана Богом народу в наказание».

http://pravenc.ru/text/2579842.html

священника Виктора Каракулина (1887-1937), священника Ипполита Красновского (1883-1938), священника Николая Садовского (1894-1938), священника Василия Иванова (1876-1938), священника Николая Кулакова (1876-1938), священника Максима Богданова (1883-1938), священника Александра Саульского (1876-1938), священника Павла Попова (1890-1938), священника Павла Брянцева (1889-1938), псаломщиков Михаила Вознесенского (1900-1938) и Григория Богоявленского (1883-1938); от Ивановской епархии: архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972); от Московской епархии: архиепископа Можайского, викария Московской епархии Димитрия (Добросердова; 1864-1937); архимандрита Амвросия (Астахова; 1860-1937); игумена Пахомия (Туркевича; 1864-1937); диакона Иоанна Хренова (1888-1937); Николая Рейна (1892-1937); инокини Татианы (Бесфамильной; 1866-1937); Марии Волнухиной (1876-1937); Надежды Ажгеревич (1877-1937); иеромонаха Феодора (Богоявленского; 1905-1943); послушницы Татианы (Фомичевой; 1897-?); протоиерея Владимира Медведюка (1888-1937); протоиерея Георгия Колоколова (1876-1937); протоиерея Назария Грибкова (1879-1937); псаломщика Петра Царапкина (1883-?); священника Василия Архангельского (1874-1937); священника Иоанна Державина (1873-1937); протоиерея Сергия Знаменского (1879-1937); священника Константина Некрасова (1872-1937); священника Феодора Недосекина (1889-1942); священника Алексия Сперанского (1881-1937); протоиерея Василия Ягодина (1870-1937); священника Александра Буравцева (1886-1937); священника Сергия Бажанова (1883-1937); священника Сергия Фелицына (1883-1937); священника Сергия Розанова (1905-1937); священника Николая Пятницкого (1884-1937); игумена Варлаама (Никольского; 1872-1937); протоиерея Николая Виноградского (1873-1937); иерея Алексия Веселовского (1873-1937); протоиерея Алексия Никатова (1875-1937); протоиерея Владимира Писарева (1881-1937); иерея Александра Смирнова (1887-1918); иерея Феодора Ремезова († 1918); священника Димитрия Миловидова (1879-1937); священника Иоанна Виноградова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ Мц. Мария. Фрагмент иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских». 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона, патриарха Московского, пос. Московский Видненского р-на Московской обл.) Мц. Мария. Фрагмент иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских». 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона, патриарха Московского, пос. Московский Видненского р-на Московской обл.) Николаевна Волнухина (3.03.1876, Москва - 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из семьи торговца. Была замужем за фабрикантом И. Г. Волнухиным. Вскоре после революции М. потеряла мужа. В 1927 г. все ее имущество было национализировано. В 1932 г. М. была арестована в Москве и приговорена к 3 годам ссылки в Северный край. Отбывала срок ссылки в г. Котлас. После ссылки начала странствовать, не имея определенного места жительства. Среди верующих почиталась за свою подвижническую жизнь и прозорливость. В сент. 1937 г. М. была арестована в Москве и заключена в Бутырскую тюрьму, проходила по групповому следственному делу вместе с Можайским архиеп. сщмч. Димитрием (Добросердовым) , преподобномучениками архим. Амвросием (Астаховым) , игум. Пахомием (Туркевичем) , мон. Варлаамом (Ефимовым) , диак. сщмч. Иоанном Хреновым , мон. прмц. Татианой (Бесфамильной) и мучениками мирянами Николаем Рейном и Надеждой Ажгеревич . В предъявленных ей обвинениях в «контрреволюционной деятельности» М. виновной себя не признала, отказалась назвать имена помогавших ей людей. 17 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. вместе с др. проходившими по делу священниками и мирянами М. была приговорена к смертной казни. Была расстреляна на полигоне Бутово и погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20816.

http://pravenc.ru/text/2562116.html

Разделы портала «Азбука веры» А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. ( 1Кор.13:13 ) Надежда ( упование ) – одна из главных христианских добродетелей , есть успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство . Христианская надежда есть непоколебимое, спокойное и радостное ожидание будущего блаженства . Надежда имеет своим основанием веру . «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» ( Рим.8:24-25 ). Главным предметом христианской надежды является вечное спасение. Надежда ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги. Познается надежда только в приключившейся скорби . Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся. О надежде в Новом Завете говорится в разных местах. Приведем некоторые из них: надежда от опытности, а опытность от терпения ( Рим.5:4 ), сохранять надежду должно через терпение и утешение из Писаний ( Рим.15:4 ), Иисус Христос является надеждой для христиан ( 1Тим.1:1 ), вся тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих ( Рим.8:19 ). Почему надежда считается одной из высочайших христианских добродетелей? В качестве добродетели, наряду с верой и любовью , признаётся далеко не всякая надежда, равно как и не всякая вера (ведь и демоны веруют ( Иак.2:19 )), и не всякая «любовь», но только богоугодная. По сути христианская надежда немыслима без искренней, подлинной веры, а истинная вера — без жертвенной любви к Богу и ближним ( Мф.22:37-39 ). Именно вера, надежда и любовь выражают общее и личное отношение христианина к Богу. В рамках Православного вероучения очерчиваются и раскрываются важнейшие религиозные истины, знание которых необходимо для формирования правильного представления о Боге, Его отношении к миру, о самом мире, призвании и предназначении человека. По действию любви христианин стремится к теснейшему духовному единению с Богом и ближними. Надежда же служит важнейшим мотивирующим фактором, стимулом жить в соответствии с верой, в любви.

http://azbyka.ru/nadezhda

Таким образом, поскольку надежда относится к благу, которое мы чаем обрести, постольку она обусловливается любовью – ведь мы надеемся на то, что желаем и любим. Но если надежда связана с тем, благодаря кому нечто может стать для нас возможным, то любовь обусловливается надеждой, а никак не наоборот. В самом деле, уже только потому, что мы надеемся на доброе расположение к нам кого-то другого, мы подвигаемся к нему как к своему собственному благу и, таким образом, начинаем его любить. В то же время если мы кого-либо любим, то не надеемся на него иначе, как только акцидентно, а именно постольку, поскольку ожидаем взаимности. Следовательно, любовь любящего нас обусловливает нашу надежду на него, а эта надежда [в свою очередь] обусловливает нашу к нему любовь. Из сказанного очевидны ответы на все возражения. Раздел 8. Способствует ли надежда действию или (напротив) препятствует? С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что надежда не способствует, но [напротив] препятствует действию. В самом деле, надежда подразумевает чувство безопасности. Но из этого чувства родится беспечность, которая препятствует действию. Следовательно, надежда препятствует действию. Возражение 2 . Далее, как было показано выше (37, 3), страдание препятствует действию. Но иногда надежда обусловливает страдание, в связи с чем [в Писании] сказано: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» ( Прит. 13, 12 ). Следовательно, надежда препятствует действию. Возражение 3 . Далее, как уже было сказано (4), отчаяние противоположно надежде. Но отчаяние, особенно в военных делах, способствует действию, в связи с чем [Писание] говорит, что отчаяние людей порождает «последствия горестные» ( 2Цар. 2, 26 ). Поэтому надежда порождает противоположное следствие, а именно препятствие действию. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Кто пашет, должен пахать с надеждою... получить ожидаемое» ( 1Кор. 9, 10 ); то же самое справедливо сказать и о любых других действиях. Отвечаю: надежда по самой своей природе способствует действию, поскольку делает его более интенсивным, и так происходит по двум причинам. Во-первых, по причине ее объекта, который является трудным, но возможным благом. Ведь сама мысль о его трудности пробуждает наше внимание, в то время как мысль о его возможности не препятствует нашим усилиям. Поэтому благодаря надежде человек сосредоточивается на своем действии. Во-вторых, по причине ее следствия. Ведь надежда, как было показано выше (32, 3), обусловливает удовольствие, которое споспешествует действию, о чем также было сказано (33, 4). Следовательно, надежда способствует действию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Опять же, скажу вещь очевидную — верой надо просто жить. У веры должны быть дела. Вера либо «действует любовью» (Гал. 5.6), либо ее просто нет.  А как быть с надеждой, которая не постыжает? И всякая ли ли надежда не подводит?  «Не надейтесь на князи и сыны человеческие…» (Пс. 145.3). Насколько правдивы эти слова царя Давида, хорошо известные каждому из нас . Не постыжает надежда на Бога. Надежда на Его обетование. А что Он нам обещал?  Что мы не будем болеть? Или не умрем?  Он обещал нам то, что «не видел  глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1 Кор. 2.9). Он обещал нам жизнь будущего века. Вот наша надежда, вот что может преобразить нашу скорбь, в отличие от тех, у кого нет такого упования. Моя надежда на то, что  «БОГ НЕ ЕСТЬ БОГ МЕРТВЫХ, НО ЖИВЫХ, ИБО У НЕГО ВСЕ ЖИВЫ» (Лк. 20.38). Я, вместе со всею Церковью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Надо сразу сказать, что это упование (надежда) означает совсем не то, как это слово употребляется в современном контексте. Сегодня мы говорим о надежде, когда мы в чем-то не уверены точно. Надеюсь, что  наши хоккеисты станут чемпионами мира или болезнь пройдет стороной. Такая надежда, высокая она или низкая — на то, что может быть, но может и не случится. Греческое Ελπς (Элпис) означает нечто совсем другое — твердую и ясную уверенность в том, что еще не произошло, но непременно случится. И в этом смысле надежда очень похожа на веру, которая по ап. Павлу есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1)  Надежда в обыденном своем значении часто нас обманывает, подводит и может даже довести до отчаяния. Мало что может так ранить человека, привести его в состояние агрессии или депрессии, как не оправдавшаяся надежда. Ап. Павел же пишет: «Надежда не постыжает» или, в переводе А.С. Десницкого, «не заставит нас краснеть» (Рим. 5.5). Речь идет именно об Элпис, как чаянии будущего века. Нас могут упрекнуть и упрекают: — Если вся ваша надежда на жизнь будущего века, то земное вам не интересно, вы к нему безразличны, а потому и современность все больше безразлична к вам.  

http://pravmir.ru/pochemu-uhodyat-luchsh...

В своем единстве надежда на спасение имеет три момента: ожидание будущего, доверие к нему и терпеливость его ожидания. В различных местах Священного Писания Нового Завета подчеркивается то один, то другой из этих моментов. В Послании к Римлянам апостол Павел прямо указывает на сверхъестественный характер надежды, обращенной к Богу: ...Мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда: ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? ( Рим. 8:24 ). Отметим здесь два момента. Первый: надежду связывают со спасением. Пока еще спасение не достигнуто, надежда сама по себе уже есть начало, есть уже зерно нашего спасения. Второй: христианская надежда направлена на невидимое, ибо все видимое принадлежит к сфере вещественного, подлежащего постоянной перемене: на видимом не может строиться надежда, понимаемая как богословская добродетель: Видимое временно, а невидимое вечно ( 2Кор. 4:18 ). Элемент доверия как свойства надежды выделяется апостолом там, где надежда по своему значению близко стоит к вере: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков ( 1Кор. 15:19 ; 2Kop. 1:10; 3:12; Флп. 1:20 ). Терпение как свойство надежды подчеркивается апостолом Павлом там, где надежда выплавляется из скорби, которой апостол «хвалится», зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда ( Рим. 5:3–4 ). Там, где терпение стоит рядом с надеждой, оно может иметь и самостоятельное значение как качество, способствующее устойчивому сохранению надежды; ... чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду ( Рим. 15:4 ). В приведенных словах замечательна еще и та особенность, что терпение пополняется для ясности мысли словом «утешение», а оба значения вместе, будучи приложенными к надежде, сообщают ей новый оттенок. Укажем еще на один пример: терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа – такова надежда в Послании к Фессалоникийцам ( 1Фес. 1:3 ). Твердость надежды и упования – это твердость духа в преодолении препятствий на пути к спасению. Надежда сообщает душевным и нравственным силам убежденность, постоянство, неотступность: Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения ( 1Фес. 5:8 ). Апостольская уверенность несет в надежде на Бога дух свободы ( 2Кор. 3:17 ) и дерзновения на ниве стяжания даров Господних: Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением ( 2Кор. 3:12 ). Такова в этой связи похвала надеждой ( Рим. 5:2 ), которая стала возможной через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим ( Рим. 5:1–2 ). Похвала здесь – это не указание на собственные заслуги, а радость от обогащения надеждой, которая для христианина есть дар Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАДЕЖДА [Евр.   греч. λπς], одна из главных христ. добродетелей. Добродетель - это свободное, сознательное и искреннее исполнение нравственного закона, данного Богом. Христ. добродетель в отличие от естественной добродетели, следующей указаниям разума или совести, которые могут ошибаться, основывается на Свящ. Писании, осуществляется усилием воли, укрепленной благодатной силой Святого Духа, приводит человека ко Христу, вселяя в него Н. на спасение. В Библии Для выражения понятия «надежда» в ВЗ в основном используются существительные, образованные от глагольного корня   со значением «надеяться» -   и   Слово   употребляется в ВЗ лишь 5 раз в 3 книгах (3 раза в Книге пророка Иеремии, а также в 1 Езд 10. 2 и 1 Пар 29. 15), в то время как   используется 32 раза в 9 библейских книгах, причем чаще всего - в книгах Иова и Притчей. Для обозначения Н. в ВЗ используются иногда и слова, образованные от др. корней: «...на слово Его уповаю» (глагол породы Hiphil от корня   - Пс 129. 5); «И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя» (существительное   от корня   - Пс 38. 8); «Боже мой! на Тебя уповаю...» (глагол   - Пс 24. 2). Частая мысль, звучащая в библейских книгах,- Бог не постыдит Н. страдальцев и праведников: «И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои» (Иов 5. 16); «И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно» (Иов 11. 18); «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч 14. 26). В то же время Н. лицемеров и грешников тщетна: «А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет» (Иов 11. 20); «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов 27. 8). Н. праведников - Сам Бог: «Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда» (Пс 70. 7). Псалмопевец прославляет надеющихся на Бога: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его...» (Пс 145. 5).

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Ответ на возражение 4. Поскольку надежда – это теологическая добродетель, целью которой является Бог, то ее главный объект – это слава души, которая состоит в наслаждении Богом, а не слава тела. Кроме того, хотя с точки зрения человеческой природы слава тела является труднодостижимой, однако она не является таковой с точки зрения того, кто обладает славой души, – как потому, что слава тела есть нечто весьма незначительное по сравнению со славой души, так и потому, что обладающие славой души обладают также и достаточной причиной для славы тела. Раздел 3. ПРИСУТСТВУЕТ ЛИ НАДЕЖДА В ПРОКЛЯТОМ? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что надежда присутствует в проклятом. Действительно, дьявол является проклятым и князем проклятых, согласно сказанному [в Писании]: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25, 41 ). Но у дьявола есть надежда, согласно сказанному [в Писании] о том, что его «надежда тщетна» ( Иов. 41, 1 ). Следовательно, похоже, что у проклятых есть надежда. Возражение 2. Далее, подобно вере, надежда бывает живой или мертвой. Но безжизненная вера может присутствовать в демонах и проклятых, согласно сказанному [в Писании]: «И бесы веруют – и трепещут» ( Иак. 2, 19 ). Следовательно, похоже, что безжизненная надежда тоже может быть обнаружена в проклятых. Возражение 3. Далее, после смерти человек не добавляет заслуг или провинностей к тем, которые были у него прежде, согласно сказанному [в Писании]: «Если упадет дерево на юг или на север – то оно там и останется, куда упадет» ( Еккл. 11, 3 ). Но многие из проклятых в этой жизни надеялись и не отчаивались. Следовательно, они будут надеяться и в будущей жизни. Этому противоречит то, что надежда обусловливает радость, согласно сказанному [в Писании]: «Утешайтесь надеждою» ( Рим. 12, 12 ). Но проклятые не радуются, а горюют и скорбят, согласно сказанному [в Писании]: «Рабы Мои будут петь от сердечной радости – а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа» ( Ис. 65, 14 ). Следовательно, у проклятых нет никакой надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010