Елена, уничтожив языческий храм, воздвигла св. церковь . С тех пор, как Турки овладели Палестиною, Вифлеем сделался маленьким селением, в котором живут несколько семейств бедных христиан, зарабатывающих пропитание деланием для продажи крестиков, четок и т. п. Макед , некогда столичный хананейский город. Он был взят и разрушен Иисусом Навином. В пещере близ Македа скрылись пять царей, осаждавших Гаваон. Они были выведены из пещеры, убиты и повешены на пяти деревьях ( Нав.10:10, 17, 26 ). Везек , древний хананейский город, в небольшом расстоянии от Иордана. По смерти Иисуса Навина, колена Иуды и Симеона победили здесь Хананеев и Ферезеев. «В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним, и разбили Хананеев и Ферезеев. Адони-Везек побежал; но они погнались за ним, и поймали его, и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог» ( Суд.1:5–7 ). В Везеке Саул собрал 330,000 войска для освобождения Иависа Галаадского, осажденного Аммонитянами ( 1Цар.11:8 ). Еглон , столичный хананейский город, царь которого, Девир, был убит Иисусом Навином при Гаваоне ( Нав.10:3–12 ). Вефсура ; этот город сделался особенно известен во времена Маккавеев. Лисий, военачальник Сирийский, осадил его, но Иуда Маккавей принудил Лисия снять осаду. Чрез несколько времени Лисий снова напал на Вефсуру и овладел ею; после чего Вефсура оставалась во власти Сирийцев до Ионафана Маккавея, который обратно отнял ее у Сирийцев ( 1Мак.4 и 6). Вефваси , город в пустыне, где Симон и Ионафан разбили армию Вакхида, осадившего этот город, и принудили его заключить мир ( 1Мак.9:62–73 ). Ен-Геди ( Нав.15:62 ), город в пустыне, близ Мертвого моря. Его почва была чрезвычайно плодородна, об его виноградниках Соломон говорит с большою похвалою ( Песн.1:13 ). В пещере пустыни Ен-Гади скрывался Давид ( 1Цар.24:2 ). Ештемо и Ливна , города, отданные левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Некоторые места книги дают повод думать, что ее писатель был современник Иисуса Навина и очевидец описываемых событий. В числе таких мест указывают следующие: В 1-м стихе 5-й главы ( Нав.5:1 ) сказано: «Когда цари Амморейские... услышали, что Господь (Бог) иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабло сердце их». Словам " доколе переходили они« в теперешнем еврейском масоретском тексте соответствуют – »доколе переходили мы«, что и должно указывать на очевидца. Вид масоретского текста в этом месте сам по себе настолько сомнителен, что построенные на нем выводы не могут быть признаны прочными: все переводы, начиная с древнейших, – многие еврейские манускрипты свидетельствуют в пользу чтения »доколе переходили они»; LXX – ν τ διαβανειν ατος; и в масоретском тексте его учеными редакторами поставлено замечание: нужно читать (кери) – оврам – доколе переходили они, а не мы. Но если даже признать теперешнее чтение правильным, то в этом случае обозначение «мы» можно понимать в общем коллективном смысле, применительно к целому израильскому народу, из которого происходил писатель книги. Подобные выражения есть в 4-й главе: «Иисус поставил 12 камней, взятых из Гордана в Галгал, и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих, что значат эти камни? Скажите сынам вашим: Израиль перешел Иордан по суше; ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его, так же как Господь Бог ваш сделал с Чермным морем, которое иссушил перед нами, доколе мы (т. е. народ израильский) не перешли его» ( Нав.4,21–23 ). Или в же 5-й главе ( Нав.5:6 ): «Господь с клятвою обещал отцам их дать нам землю, где течет молоко и мед». Насколько вообще неустойчиво употребление местоимений, – очевидно из 24-й главы, в которой Иисус Навин обращается к современному поколению, напр., с такими словами: «Я вывел отцов ваших из Египта, и вы пришли к Чермному морю... Тогда Египтяне знались за отцами вашими.., но они возопили ко Господу, и Он положил (облако и) тьму между вами и Египтянами. Глаза ваши видели, что Я сделал в Египте» и пр. ( Нав.24,6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

2 . Далее, хотя в Священном Писании принято называть четыре стороны света, которые называются либо «страны», либо «земли», в описании пределов колена Иудина упоминаются только две. Сказано: «Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к западу 20 ». И когда установлены границы на западе, сказано: «Пределом же к востоку все море Соленое» ( Нав.15:5 ), а остальные две части света, то есть север и юг, не упоминаются 21 . Посмотри, не наполнено ли все это тайнами. И хотя мы не в силах ни понять, ни объяснить ни одну из них, мы все же попытаемся рассмотреть каждую из них по отдельности в той мере, в какой будет угодно Господу и в какой мы сможем постичь. Сказано: «Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к западу». Таким образом, границы владений Иудиных проходят рядом с границами Идумеи. Но «Идумея», как мы уже часто говорили, означает «земное». Следовательно, земли Иуды начинаются сразу после земного. Однако сказано также: «Была пустыня Син». «Син» значит «искушения». Таким образом, земли наследия Иудина начинаются после искушений. Говорится о западе и востоке, а соседние земли, о которых упоминалось выше, являются смежными. Кроме того, «долина Египта» ( Нав.15:4 ) обозначает земли, соседние с западными частями и простирающиеся от пустыни на запад. А на востоке граница проходит по берегу Соленого моря. 3 . Затем сказано: «От холмов, ведущих к западу; и восходит от запада к Кадес-Варне» ( Нав.15:2–3 ) и таким образом простирается от запада к западу Кадеса. Это границы с Африкой, и от нее земли тянутся до долины Египта. Видишь, как в западных пределах упоминаются Африка и Египет, равно как и заход солнца? Без сомнения, чтобы всякий знал, что должно всего этого избегать и переступать через них, дабы мог он, наконец, достичь рода царского, о котором Апостол говорит: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» ( Евр.7:14 ). «В смежности с Идумеею была пустыня Син» ( Нав.15:1 ). Несколько ранее мы сказали, что пустыня Син обозначает «искушения», и потому нам необходимо перейти через эту пустыню искушений, чтобы обрести наследство сынов Иудиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

За обман, как унижающий достоинство человека и вводящий других в заблуждение, Иисус Навин произнес над гаваонитянами проклятие, которым они обрекались на вечное рабство. Так исполнилось над ними проклятие Ноя над Хамом ( Быт.9:25 ). Слова «[меня и для]» не читаются в еврейском тексте и в латинском переводе, но находятся в греческих списках: по Нав.9:26 гаваонитяне должны были рубить дрова и носить воду «для общества и для жертвенника Господня». Нав.9:24 .  Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить [нас и] всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело; Из приведенных здесь слов видно, что искать союза с израильским народом побуждал гаваонитян только страх за свою жизнь, что сведения их о великих делах Бога Израилева приводили их только к уверенности в неизбежной гибели ханаанских народов, а не пробуждали у них, как у Раави, мысли о Нем как Боге неба и земли, а вместе с этим стремления стать в ряды его исповедников. В этом заключается внутренняя причина того, что они не вошли в состав израильского народа. Нав.9:26 .  И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; Нав.9:27 .  и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для [всего] общества и для жертвенника Господня; [посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия] даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь]. Слова «[посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия]» находятся в Ватиканском списке и Сикстинской Библии, но отсутствуют в еврейском тексте, в Александрийском и других греческих списках. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Иисуса Навина. 848-1053 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Продолжительность завоевания При беглом прочтении книги Иисуса Навина может создаться впечатление, что завоевание земли Иисусом было спонтанным событием, длившимся дни, недели или месяцы. Однако книга Иисуса Навина конкретно утверждает, что это не так, говоря: «Долгое время вёл Иисус войну со всеми этими царями» ( Нав.11:18 ). Всё совершалось в соответствии с предыдущими предсказаниями Господа: «Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмёшь во владение землю эту» ( Исх. 23:29–30 ). «И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы эти мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро» ( Втор. 7:22 ). Свидетельство Халева показывает, что завоевания, описанные в книге Иисуса Навина, продолжались как минимум семь лет ( Нав.14:7–10; 1406–1399 гг. до Р.Х.). Халеву было сорок лет, когда он ходил в разведку в Ханаан. Он провёл тридцать восемь лет в пустыне (до 78 лет), и в восемьдесят пять – получил свою землю у Хеврона ( Нав.14:10 ). Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисус в удел израильтянам, для разделения между коленами их. И успокоилась земля от войны ( Нав.11:23 ). Письма Амармы: ханаанского-египетского отношения 1380–1350 до Рождества Христова На этой карте показан Ханаан первой половины XIV века (1400–1350 гг. до Р.Х.), – периода, отмеченного политическим хаосом. Беглый взгляд на жизнь в Ханаане того времени можно получить из писем, посланных князьями Ханаана египетским фараонам Аменхотепу III (1417–1379 гг. до Р.Х.) и Аменхотепу IV (1379–1362 гг. до Р.Х.). Эти письма известны в истории под названием – письма Амарны. Фараон Аменхотеп IV, известный также в истории как Эхнатон, попытался сменить религию Египта и ввести по сути монотеистическое поклонение богу солнца Атону, изображённому в египетской мифологии в виде солнечного круга. Эхнатон построил город Ахетатон (телль эль-Амарна), где были найдены упоминавшиеся выше письма (карта 2–1), чтобы сосредоточить поклонение в нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

13 . Сие я не сам от себя говорю, но свидетельствует о сем Божественное Писание: «И рече Господь Бог к Ною: тя единаго видех праведна предо Мною в роде сем» ( Быт.7:1 ). К Аврааму же: «Благоугождай предо Мною и буди непорочен. И положу завет Мой между Мною и между тобой» ( Быт.17:1–2 ). И Исаак, благословляя сына своего Иакова, сказал: «Бог же мой да благословит тя и умножит тя» ( Быт.28:3 ). И в книге Числ сказано: «Иже аще обещается зело обетом, еже очиститися чистотою Господу, да воздержится от вина и сикера, и оцта винна и оцта от сикера да не пиет» ( Чис.6:2–3 ). И во Второзаконии: «Аще же изыдеши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися от всякаго слова зла, доколе враги твои не будут преданы в руки твои» ( Втор.23:9, 14 ). «От сих седьми народов да не оставите жива всякаго дыхания, да не научат вас согрешать пред Господем Богом вашим» ( Втор.20:16, 18 ). Научая же нас не малодушествовать при виде врагов, когда спрашиваем, как можем уничтожить тех, которые столь многочисленны, говорит: «Не возможеши погубити их вскоре, да не будет земля пуста, и умножатся зверие дивии на тя; но помалу малу, доколе умножишься числом, и погубит Господь Бог твой языки сия от лица твоего» ( Втор.7:22 ). Также часто заповедует им Бог: «Да не завещаеши завета с хананеями. Которых я погублю от лица твоего» ( Втор.7:2 ). Когда Иисус, сын Навин, осадил Иерихон с намерением разрушить его, тогда Бог сказал: «И будет град сей проклят, и вся, елика суть в нем» ( Нав.6:16 ). Когда он хотел сразиться с жителями Гая, то Израиль не мог противостоять ему, но бежал от лица его, по причине украденных Ахаром вещей, находившихся под клятвою. Иисус, падши на лицо свое пред Богом, воззвал, говоря: «Отврати Израиль выю свою пред враги своими» ( Нав.7:8 ), и я что сделаю? И сказал ему Архистратиг силы Господней: «На тебе клятва, Израиль, потому не можешь ты устоять против врагов твоих» ( Нав.7:13 ). Посему не прежде Иисус вступил в сражение, как удалив Ахара из среды народа. Притом видим, что Бог отъял у Саула царство за то, что он, вопреки клятвы, присвоил добычу, приобретенную в войне с Амаликом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Для блаженного Августина этот камень, подобно камню в Исх 17:6, прообразует Христа: “Без сомнения этим камнем означается Тот, Кто был камнем преткновения и соблазна для неверующих иудеев, но Который, будучи отвергнутым строителями, стал краеугольным камнем (ср. Пс 117:22; 1 Пет 2:7–8) Камень, поставленный под дубом, означает то же, что означал жезл рядом со скалой, для того, чтобы пробилась вода (Исх 17:6), поскольку и здесь камень — не без дерева. И находился под ним, потому что Христос не был бы вознесен на крест, если бы прежде не снизошел со смирением. А может, потому, что в то время, когда Иисус, сын Нуна, совершал это действие, тайна должна была оставаться покрытой” 150 . В заключение отметим, что место, избранное Иисусом Навином для этого всеобщего торжественного собрания, не случайно. Это Сихем, что само по себе очень знаменательно, поскольку напоминает о корнях Израиля. Именно здесь, в этой дубраве, Господь явился когда-то Аврааму и дал великое обетование (Быт 12:7). Авраам и впоследствии Иаков поставили здесь жертвенник (Быт 33:20). Именно здесь после собрания будут погребены останки Иосифа, вынесенные потомками Иакова из Египта (Нав 24:32). То, что когда-то начиналось в Сихеме, в Сихеме же и получает свое завершение. Смерть Иисуса и Елеазара (Нав 24:29–33) Книга заканчивается смертью Иисуса Навина, бывшего вождем Израиля 25 лет, и первосвященника Елеазара, сына Ааронова. После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень (еще одна параллель с Моисеем, ср. Нав 1:1 — и. А.), будучи ста десятилет. И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи,что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша (24:29–30). В LXX здесь имеется обширное добавление к 24:30: И положили там сним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта 151 , как повелел Господь; и они там даже до сего дня (LXX: 24:31a). Древние церковные писатели уделяют большое внимание объяснению этого стиха Септуагинты, именно упоминанию о каменных ножах.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Под водительством Божиим в преддверии завоевания земли обетованной израильский народ побеждает ханаанского царя Араду (Числ 21. 1-3), ведет наступательные В. против Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя васанского (Числ 21. 21-35; Втор 2. 26 - 3. 17; ср.: Пс 135. 17-22), мстит мадианитянам (Числ 31. 1-12). В результате исчисления по повелению Яхве израильских воинов (Числ 1. 1-4), явившегося подготовкой к завоеванию земли обетованной, Израиль предстает огромным воинством: «И было всех... сынов Израилевых... от двадцати лет и выше, всех годных для войны... шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» (Числ 1. 45-46; ср.: 10. 36; 26. 1-51). В эту перепись не были включены по Божию установлению левиты , чьей обязанностью являлась не военная служба, но служба при «скинии откровения» (Числ 1. 47-53), т. е. молитва Богу. Ибо молитвенное обращение к Богу должно было обеспечить Его помощь сражающемуся Израилю. В обязанность священника входило напоминать израильскому народу непосредственно перед битвой о том, что Господь выступает вместе с народом (Втор 20. 2-4). Однако из-за отступничества народа от Бога израильскому воинству не суждено было завоевать Ханаан (Числ 14. 26-35). Завоевание земли обетованной уже следующим поколением израильтян (Нав 6-12) происходит не благодаря военной силе, стратегии, технически совершенному вооружению или героизму воинов, но посредством исполнения народом Божией воли («Верою пали стены Иерихонские...» - Евр 11. 30), как это было заповедано Самим Господом: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя» (Втор 28. 1, 7). В Свящ. Писании подчеркивается, что В. Иисуса Навина , вождя израильского народа периода завоевания Ханаана, «была пред Господом, а он только следовал за Всемогущим» (Сир 46. 8). Сам Господь предавал врагов в руки израильтян (Нав 2. 24; 6. 1; 8. 1; 10. 12-14 и др.). Осознавая это, Иисус Навин считает себя не полководцем, но исполнителем Божией воли и поклоняется представшему перед ним «вождю воинства Господня» (Нав 5. 13-15).

http://pravenc.ru/text/155138.html

2-я гл. повествует о разведчиках (соглядатаях), посланных Иисусом осмотреть землю и Иерихон (Нав 2. 1), и о посещении ими дома блудницы Раав, к-рая, направив преследователей по ложному пути, сохранила соглядатаям жизнь, и это впосл. спасло ей жизнь. Символом спасения дома Раав стала красная веревка, к-рую она привязала по совету соглядатаев к окну. НЗ дважды приводит в пример Раав: в Послании к Евреям она упоминается наряду с др. ветхозаветными героями веры: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11. 31). Живая вера, согласно Посланию Иакова, подвигла ее к делам веры: «...Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2. 25-26). Упомянута Раав и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 5), при этом род занятий и поведение Раав не оцениваются в Библии. В ВЗ много примеров «праведного обмана» (см., напр., истории с Авраамом - Быт 12. 11-19; 20. 2, с Саррой - Быт 18. 15, с Исааком - Быт 26. 7-10, с Ревеккой - Быт 27. 8-17 и др.). 3-я гл. содержит рассказ о чудесном переходе израильтян через Иордан, к-рый описан аналогично переходу через Красное м. под предводительством Моисея (Исх 14. 26 сл.). Авторитет Иисуса, так же как и Моисея, был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход. Господь обращается к Иисусу: «...в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав 3. 7). Возможно, описание чудесного перехода через Иордан, среди бурного потока вод, служили антимифологическим целям: показать бессилие ханаанского бога грозы Ваала и могущество Господа (см.: Нав 3. 10, 13, 15; Kelso J. L. Archaeology and Our Old Testament Contemporaries. Grand Rapids, 1966. P. 53). После смерти Моисея Господь являет Свое присутствие уже не в столпе облачном и огненном (Исх 13. 21), а в ковчеге завета со свитками закона Моисеева, когда расступаются воды Иордана и падают стены Иерихона.

http://pravenc.ru/text/293947.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010