Они суть: Михаил ( Иуд. 1:9 ; Нав. 5:13–15 ; Дан 10:11–15, 18–21; 12:1 …) – по служению своему победитель; Гавриил ( Дан. 8:16 , Лук 1:5–24, 26–38 ...) – вестник тайн Божьих; Рафаил (Товит, 3:16–17; 5:1–6; 6:8–9; 7:2–3...) – целитель недугов человеческих; Уриил (3 Ездры 4:1–50) – просветитель, как отблеск огня Божественного; Селафиил ( Быт 21:14–19 ) – молитвенник, предстоящий у Бога о людях и возбуждающий их к молитве; Иегудиил ( Исх. 23:20–21, 23–24 ) – славитель Божий, укрепляющий трудящихся к славе Божьей и ходатайствующий у Бога о прославлении их; Варахиил ( Быт 19:1–25 )- благословитель, раздающий людям благословения Божьи и испрашивающий у Бога благодеяния им. Почитание Ангелов, как в Ветхом, так и в Новом Завете, было постоянное и в первые века христианства доходило у некоторых даже до идолопоклонства, вследствие чего Отцы II века заповедовали чествовать их, как служителей Божьих. Почему Православная Церковь и определила особенные дни для прославления бесплотных сил (Четьи-Минеи 26 Марта, 8 Ноября, 13 Июля и 6 Сентября). 11 Место погребения святых. и праведных Богоотец Иоакима и Анны указывают в стороне лестницы, по которой спускаются к погребальной пещере Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Из этого надобно заключить, что последние годы жизни святые Богоотцы провели в Иерусалимском своём доме. Память кончины святой и праведной Анны Церковь совершает 25 Июля. В дополнение сказания о святой Анне заметим, что она была единобрачна Иоакиму и имела единородную только дщерь – Пресвятую Деву Марию. В Константинополе во имя её создан был великолепный храм императором Uycmuhuahoм-I (527–565г.); Uycmuhuah-II (685–711) возобновил её храм, в память того, что она явилась беременной супруге его; в то же время тело её было перенесено в Царь-град. Около этого времени части мощей святой и праведной Анны через царей и святителей поступали преимущественно на Афон; так рука святой праматери находится ныне в монастыре Ставрониките; стопа её – в скиту, посвящённому её имени; часть левой стопы в м.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

отцов VII Вселенского собора, учит, что икона не Бог, а только Его изображение, а те, которые поклоняются иконам, поклоняются тем лицам, которые изображены на иконах. в)Украшения на св. иконах являются только способом проявления почитания Бога и св. угодников Божиих. Из св. Библии нам известно, как богато была украшена скиния (Исх. гл. 25 – 26). Очень роскошно был украшен и храм иерусалимский ( 1Пар. 28–29 гл.). Христос Спаситель похвалил бедную вдову, принесшую в храм две последние свои лепты ( Лук. 21:1–4 ). Св. апостол Павел пишет к Коринфянам: «Если есть усердие, то оно принимается; смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» ( 2Кор. 8:12 ). г) На этот вопрос можно ответить словами Христа Спасителя: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» ( Мф. 12:38–39, 16:4 ). Разве мы можем требовать чудес? Все это относится к власти Всевышнего. Что благодатная сила даров Св. Духа чрез иконы может творить чудеса, на это мы имеем ряд доказательств из Св. Писания. Ковчег завета разделил воды реки Иордана (Иис. Нав. lll и IV глав.). Ковчег завета, попавши в плен к Филистимлянам, творил среди них чудеса ( 1Цар. 4–6 глав.). Чрез медного змия Бог также творил чудо ( Числ. 21:8–9 ; 4Цар. 18:4 ). Милоть пророка Илии разделила воды Иорданские для пророка Елисея ( 3Цар. 2:14 ). В Новом Завете одежда Спасителева творила чудеса ( Мф. 9:20–22, 14:36 ; Лук. 6:19 ). Платки и полотенца св. апостола Павла также творили чудеса ( Деян. 19:12 ), как творила всякие знамения и тень от св. апостола Петра ( Деян. 5:15 ). Если тень св. апостола Петра творила чудеса, то почему же благодатные дары Св. Духа, для прославления силы Божией не могут творить чудес чрез святые иконы, на которых нарисован Господь и Его св. угодники. д) Изображения тварей на иконах нисколько не унижают св. икон. Разве унижается св. Библия тем, что в ней часто говорится о различных тварях ( Мк. 5:11–13 ), или о тех нехороших действиях, которые творил диавол ( Апок. 13:5–7 ), и о нечестивых людях? ( Рим. 1:26–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Павел делает несколько утверждений касающихся иудеев. Прежде всего, именно этот народ был усыновлен Богом. О нем Господь говорит фараону через Моисея: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). Этому народу принадлежат «усыновление и слава». О понимании Павлом термина «усыновление» мы говорили выше. 236 Термин «слава» (δξα), очевидно, в данном контексте указывает на славу Господню, о которой неоднократно упоминается в книге Исход. Она явилась израильскому народу в облаке ( Исх. 16:10 ); она осенила гору Синай, когда Моисей взошел на гору ( Исх. 24:16 ); она прошла над Моисеем, когда Господь явился ему ( Исх. 33:22 ). После того как была построена скиния собрания, слава Господня в виде облака наполнила ее: когда облако поднималось, народ выходил в путь, когда оно возвращалось, народ оставался на месте ( Исх. 40:34–38 ). Во всех случаях под славой Господней понимается живое присутствие Бога, Его могущество и сила, являемые израильскому народу особым образом. Этому народу принадлежат «заветы». Слово «заветы» во множественном числе «может указывать либо на заветы Бога с патриархами, 237 либо на то, что Бог часто возобновлял завет со Своим народом в ветхозаветные времена». 238 Ириней Лионский говорит о том, что «даны были человечеству четыре главных завета: один при Адаме до потопа, другой после потопа при Ное; третий – законодательство при Моисее, четвертый же, обновляющий человека и восстанавливающий 239 в себе все, чрез Евангелие, вознося и как 6ы на крыльях поднимая людей в Царство Небесное». 240 Под «законоположением» и «богослужением» следует понимать те постановления духовно-нравственного и литургического характера, которые изложены в книге Исход и повторены или дополнены в книгах Левит, Числа и Второзаконие. Некоторые толкователи под «богослужением» понимают ветхозаветный культ жертвоприношений. 241 Под «обетованиями» 242 можно понимать все обещания, которые Бог давал Аврааму ( ), Исааку ( Быт. 26:3–5 ), Иакову ( Быт. 28:13–15 ), Моисею ( Втор. 18:18–19 ) и Давиду ( 2Цар. 7:8–16 ). 243 Некоторые комментаторы добавляют к этому списку Ноя ( Быт. 9:9 ) и Иисуса Навина ( Нав. 8:30 ). 244

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Под именем воинство небес, сотворенных Богом, разумеются здесь ангелы, которые и в других местах Писания называются этим именем (напр. Нав.5:14 ; Суд.5:20 ; Иов.15:15; 38:7 ; Пс.102:21 ; Лк.2:13 ; Откр.19:14 ), и представляются окружающими престол Вышнего в благоговении ( Ис.6:3 ; Пс.96:7 ; Откр.7:11 ). Церковь учение откровения о богосозданности ангелов внесла и в свои символы. В Никео-Цареградский символе она научает веровать в Бога, как «Творца видимым же всем и невидимым.» У древних отцов и учителей церкви с положительным утверждением этой истины можно находить и обличение гностических представлений об ангелах, как истечениях божественных. 75 II. Как существа сотворенные, ангелы не безначальны. Но когда они получили бытие? В св. Писании с полною ясностью это не указано. Нет учения о времени сотворения ангелов и в вероизложениях церкви вселенской. Древними учителями церкви посему были высказываемы неодинаковые мнения по этому вопросу. Православною церковью принято мнение, что ангелы сотворены Богом прежде всех других тварей, и вообще мир духовный прежде мира вещественного. 76 В св. Писании некоторое основание для такого мнения можно находить в словах Бога к Иову: кто положил краеугольный камень ее т. е. земли, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (евр. Benei Elohim, в перев. LXX – πντες γγελο Μου) восклицали от радости? ( Иов.38:6–7 ) Здесь, во первых, под положением краеугольного камня нельзя разуметь что-либо иное, кроме положения основания земли, устроения первых начал ее, а следовательно и под утренними звездами нельзя разуметь звезды видимого мира, которых еще не было при основании земли, а нужно понимать разумные существа, или ангелов, которые названы утренними звездами потому, что составляюсь первое создание Божие, предшествовавшее, подобно утренним звездам видимого мира, дню стройного бытия вселенной. Во вторых, под именем сынов Божиих, о которых говорится здесь, также нельзя разуметь кого-либо другого, кроме ангелов Божиих; так они названы выше в той же книги Иова дважды (1:6; 2:1); людей же, которые также иногда именуются в Писании сынами Божиими, в то время еще не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

С милотию (плащом) учителя Елисей получает сугубую силу, что подтверждается множеством чудес. Чудесное исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–11 ) Двенадцатый по счету благочестивый царь Езекия правил Иудеей с 716 по 687 годы до Р.Х. Прославился он как ревнитель истинного богопочитания. С этой целью он «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змия, которого сделал Моисей» (18:4). Царь в своих действиях руководствуется Законом, и Господь помогает ему в правлении. Однажды ночью Ангел Господень поражает смертью 185 тысяч ассирийцев, осаждающих Иерусалим ( 4Цар.19:35 ). Смертельно больному Езекии пророк Исайя предсказывает скорую кончину. Езекия пламенно и слезно молится о выздоровлении. Господь слышит эту молитву и дарует ему ещё 15 лет жизни. Исцеление сопровождается чудесным знамением – тень на ступенях Ахазовых возвращается на 10 ступеней (20:8–11). Скорбь Езекии вызвана тем, что у него не было в то время наследников, – объясняет блаженный Иероним . Манассия родился через 3 года после этих событий. Событие это упоминается в следующих параллельных местах Священного Писания : ( Ис.38:8 ; Сир.48:26 ; 2Цар.32:31 ). Митрополит Филарет (Дроздов) указывал, что множественность свидетельств Писания служит подтверждением чудесного поведения светила. Современные ученые рассматривают этот астрономический феномен вместе с подобным чудом из истерии завоевания Земли Обетованной Иисусом Навином ( Нав.10:12–14 ). Ревность царя иудейского Иосии о восстановлении истинной религии ( 4Цар.22:23 ) Среди немногих благочестивых царей иудейских особенно угодил Богу царь Иосия (пятнадцатый по счету), царствовавший с 640 по 609 годы до Р. Х. «Царствовал 31 год, – говорит Библия , – делал угодное в очах Господа, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (22:2). От своего отца Иосия унаследовал духовно ослабленное царство, а потому в продолжение шести лет он по всей Иудее и Израилю уничтожал высоты с жертвенниками и истуканами. Много сил потратил Иосия на исправление повреждений в Храме Иерусалимском, который требовал капитального ремонта. Храм под наблюдением специальной комиссии был очищен и обновлен. Во время работ священник Хелкия нашел книгу Закона Господня. Чтение её удивительно подействовало на царя и удвоило его ревность. Пророчица Олдама, у которой спросили совета, объявила «суды Господни» над землею. Гнев Божий постигнет народ за неисполнение Закона, но Иосию Бог помилует за его смирение и мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ст. 24–31. Вспоминаются дальнейшие события в пустыне – ниспослание с неба манны и перепелов для насыщения голодного народа (см.: Исх. 16:13–15 ; Чис. 11:7–9,31–33 ). Ст. 25. Хлеб ангельский – т. е. подаваемый Ангелами, служащими Божиим мановениям. Бог не только тела евреев питал манною, но и душу их питал разумною силою, какою питает и Ангелов (свт. Афанасий Великий ). Ст. 38. Речь идет о милости Божией к народу в пустыне (см.: Исх. 32:14 ). Ст. 44–53. Перечисляются беды, которые навел Бог на Египет, когда фараон не хотел отпускать древних евреев из страны (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 54. Речь идет о горе Синай (Хорив), на которой Бог дал Моисею заповеди (см.: Исх. 19 ). Ст. 55. Вспоминается завоевание Ханаанской страны Иисусом Навином ( Нав. 11–19 ). Ст. 56–58. Речь идет об усвоении древними евреями культа побежденных народов. Ст. 59–64. Речь идет о поражении израильтян в войне с филистимлянами (см.: 1Цар. 4 ). Ст. 65–66. Вспоминается победа израильтян над филистимлянами (см.: 1Цар. 7 ). Ст. 67–69. Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с начертанными на них заповедями Божиими, захваченный из Силомской скинии как трофей филистимлянами, по возвращении его израильтянам не вернулся в Силом, принадлежавший потомкам Ефрема, сына Иосифова, но был перенесен в Кириаф-Иарим, а затем – при Давиде – на гору Сион в Иерусалим, город племени Иудина (см.: 1Цар. 7 ; 2Цар. 6 ). Ст. 70. Этот стих повествует о том, как юный пастух Давид был избран Богом в цари над Израилем (см.: 1Цар. 16:1–13 ).   Псалом 78 ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Ст. 1. В псалме оплакивается разрушение Иерусалима и храма. Это событие имело место в 587 г. до Рождества Христова, когда Иерусалим был захвачен войском царя Навуходоносора, и в 169 г. до Рождества Христова, когда город был снова взят и храм снова осквернен, но уже царем Антиохом IV Епифаном. Ст. 5. ...палить – букв. «гореть»; ...кара – букв. «ревность». Ст. 7. ...терзали – букв. «пожрали». Иакова, и земли его – еврейский народ. Потомки каждого из двенадцати сыновей Иакова (Израиля) назывались по имени своего предка и объединялись в племя, «колено», которое владело закрепленной за ним территорией.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тайная вечеря. Роспись церкви аббатства Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуа, Италия. Кон. XI в. Мн. раннехрист. авторы обращают внимание на различия между событиями, связанными с установлением ветхозаветной П., и реалиями НЗ, подчеркивая, что первые являлись лишь тенью вторых. Св. Мелитон замечает, что с пришествием Господа ветхозаветные праздничные установления о П., напр., заклания агнца, теряют свою ценность ( Melito. Pasch. 44). События евр. П., в ходе к-рых избранный народ избавился от егип. рабства, становятся прообразами новозаветной П. как избавления всего мира от рабства греху и смерти. По замечанию блж. Августина, когда иудеи «убивают агнца и едят пасху», они «являют язычникам Христа», хотя сами и не покланяются Ему вместе с христианами (см.: Aug. Serm. 202. 3//PL. 38. Col. 1034). Эта соотнесенность 2 событий свящ. истории служит основанием для определения новизны христ. откровения в сравнении с ветхим законом, к-рый должен быть замещен христ. таинствами. По словам свт. Григория Богослова, «подзаконная Пасха была еще неясным образом прообразования» реалий НЗ, полное исполнение к-рых ожидается в «царстве Отца» ( Greg. Nazianz. Or. 45. 27; ср.: Мф 26. 29). Ориген замечает, что если пасхальный агнец приносится в жертву специально освященными людьми (напр., см.: Нав 5. 12), то Спаситель - грешниками. Согласно Оригену, П. становится образом Иисуса Христа, Который Сам принес Себя в жертву за нас. В отличие от установлений чувственной (ασθητν) ветхозаветной П. христ. П. является духовной (νοητν); празднуя ее, христиане приобщаются к жертве Христа духовным образом, как Он Сам об этом сказал в Евангелии ( Orig. De Pascha. 12. 25 - 13. 33; ср.: Ин 6. 53; также ср.: Orig. In Ioan. comm. X 19). При этом Ориген специально подчеркивает, что П.- это не просто воспоминание о прошлых событиях: для христиан она «совершается сейчас», когда «наша Пасха - Христос» приносится в жертву ( Orig. De Pascha. 3. 10-15; ср.: 1 Кор 5. 7-8). Во Христе ветхозаветные события приобретают новую актуальность: «Вчера заклан был Агнец, помазаны двери... мимо нас прошел погубляющий… мы ограждены драгоценной кровью. Ныне же мы убежали из Египта…» ( Greg. Nazianz. Or. 1. 3).

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Ходившие за Христом женщины родились и выросли в одном из самых прекрасных уголков земли — Галилее. На западном берегу Геннисаретского озера, южнее города Капернаума, среди тенистых садов и виноградников располагался в те времена город Магдала. Здесь, как и в прочих городах на побережье Галилейского моря, жили ремесленники, рыбаки, пастухи и земледельцы. Этот город славился как самый крупный поставщик жертвенных голубей. Еще Магдала была известна на всю страну производством шерстяных материй и красильнями. Многочисленные войны и переселения народов выветрили память жителей Магдалы о древних преданиях. И только какой-нибудь книжник мог бы им напомнить, что Магдала была в списке девятнадцати городов, перечисленных Иисусом Навином для передачи по жребию израильскому колену сынов Неффалима ( Нав. 19:38 ). Но ни жертвенные голуби, ни шерстяные ткани и красильни, ни даже упоминание города в книге Иисуса Навина сделали его известным всему миру. Магдала прославилась тем, что здесь родилась одна из самых известных женщин — Мария, прозванная Магдалиной. Место рождения еще двух жен-мироносиц можно определить с большой вероятностью, указав на Назарет. Это дочери праведного Иосифа Обручника Саломия и Мария, прозванная по мужу Клеоповой. Иоанна, жена Хузы, Сусанна и Мария, мать Иакова и Иосии, тоже, вероятнее всего, галилейские женщины. И только сестры Лазаря Марфа и Мария родились в Иудее, близ Иерусалима. Первое упоминание о женах-мироносицах мы находим в Евангелии от Луки: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лк. 8:1-3 ). Итак, святой евангелист Лука упоминает три имени и оговаривается, что есть еще и «многие другие». Из этого текста Евангелия мы можем сделать вывод, что женщины, следовавшие за Христом, были не просто частью «множества народа», толпы, которая окружала и теснила Христа в жажде чуда исцеления. Нет, эти женщины были, по выражению евангелиста, «некоторые», следующие за Христом и служащие Ему. То есть они не только внимали поучениям Христа, но и служили Ему. Указание евангелиста Луки на то, что жены-мироносицы служили Христу «имением своим», говорит о том, что эти женщины были из состоятельных семей. То есть, по сути дела, жены-мироносицы жертвовали свои деньги на содержание апостольской общины.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Часа через два от Иерусалима, на вершине горы находятся остатки здания, называемого ханом, или гостиницею благого самарянина; полагают, что притча Спасителя о самарянине, впадшем в разбойники ( Лук.10:30–37 ), взята была из действительного происшествия, тут совершившегося. В память приточного самарянина, которого любовь к ближнему превзошла праведность левита и священника, здесь некогда был воздвигнут монастырь или странноприимный дом. В настоящее время в развалинах благого самарянина нет приюта, но возле дороги, направо, большая пещера укрывает обыкновенно странников под своею тенью. Хотя на пути от Иерусалима встречаются подъемы и спуски, но путь этот представляет постепенное понижение к Иерихонской долине, и это обозначается в евангелии словами притчи о благом самарянине: человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде... По случаю же священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде... ( Лк.10:30–31 ). После езды по верхним скатам безжизненных гор, дорога пролегает по краям глубокой пропасти, на дне которой шумит быстрый поток; ребра скал испещрены пещерами, в которых некогда жили те, их же не бе достоин (весь) мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных ( Евр.11:38 ). Место древнего Иерихона . При спуске в долину Иорданскую первым представляется место, где был древний Иерихон. Некогда он имел более 20 стадий (около 4 верст) в окружности. Не спасли древних обитателей его, нечестивых аморреев, крепкие городские стены, павшие от трубного гласа священников и кликов народных, и внидоша ecu людие во град, кийждо противу себе, и прията град (Иис. Нав. 4:19 ). Вечное проклятие было изречено вождем израильтян на город сей: от первого до последнего сына должен был лишиться тот, кто дерзнет восстановить его. Опыт доказал, что глагол Божий пребывает вовеки. Во дни нечестивого Ахава, царя израильского, Ахиил-вефилянин построил новый Иерихон, но был наказан за пренебрежение Божия определения. На сыне-первенце своем он положил основание городу и на последнем сыне своем поставил ворота его ( 3Цар.16:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010