I. К вопросу о подлинном духовном регламенте М. г. В 13710 «Нового Времени», от 14-го мая, г. Папков приписывает профессору Бенешевичу «открытие подмены подлинного духовного регламента», состоящее в том, что в печатном тексте духовного регламента усмотрен пропуск при речи о составе Святейшего Синода следующих слов: «и что еще к тому опасению угоднейше, аще и от мирскаго чина присовокуплены будут к духовным честные и благоразумные особы». В данном случае, нет ни открытия, ни подмены. Текст духовного регламента, сличенный с подлинным рукописным экземпляром регламента, хранившимся в зале присутствия Святейшего Синода, и с первым печатным изданием 16 сентября 1721 года помещен в первом томе издаваемого синодальною архивною комиссией «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи», где на странице 5, столбце 1-м и можно видеть удивившую г. Папкова разность печатного и рукописного текста духовного регламента. Книга эта вышла вторым изданием еще в 1879 году. Пропуск же приведенных выше слов рукописного экземпляра в печатном тексте объясняется не «фальсификацией», о которой говорит г. Папков, а простым требованием корректуры, так как в данном случае в рукописи духовного регламента, многократно исправляемой, осталось в мотивированной части по явному недосмотру суждение о желательности или возможности участия в Синоде мирских особ, не нашедшее для себя утверждения в резолютивной части, где состав Святейшего Синода точно определен из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов (там же, стр. 28, столб. 2), без какого бы то ни было намека на участие мирских особ. С. Рункевич. Заявление г. Рункевича о том, что «суждение о желательности или возможности участия в Синоде мирских особ (в мотивировочной части) тогда только имело бы силу закона, если бы «нашло для себя утверждение в резолютивной части» – в корне неверно. Крайне важное постановление духовного регламента о необходимости участия мирян в составе духовной коллегии именно и утверждено в мотивировочной и резолютивной частях императором Петром Великим, при массе подписей духовных особ и Сената и находится в обоих подлинных рукописных экземплярах, хранящихся как зеница ока, в зале заседаний Св. Синода (в особом ларце) и в архиве Сената. В печатном же экземпляре духовного регламента (появившемся впервые в свет 16 сентября 1721 года) вся эта часть повеления § 5 закона о мирянах пропущена намеренно, что и удостоверяется черновой Феофана Прокоповича , также хранящейся в архиве Св. Синода за 2021.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Георгия Амастридского о крещении какой-то руси в Крыму (VIII–IX вв.) см.: Васильевский В.Г. Русско-византииские исследования. Вып. 2: Жития св. Георгия Амастридского и св. Стефана Сурожского: Введение в греческие тексты с переводом. Славяно-русский текст. СПб., 1893 (перепеч.: Васильевский В.Г. Труды. СПб., 1915. Т.З.); Пархоменко В. Начало христианства на Руси. Полтава, 1913; Stratonov I. Die Krim und ihre Bedeutung für die Christianisierung der Ostslaven//Kyrios. 1936. T.l. S.381–395, особ. 388–393; Vasiliev А. (прим. 48). Р. 71–89; Sevenco I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm/Ed. Bryer A., Herrin J. Birmingham, 1976. P. 121–125; Markopoulos A. La vie de S. Georges d’Amastris et Photius//JOB. 1979. Bd.28. S. 75–82. 62 Полонская H. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира//ЖМНП. 1917. Сент. С.33–80; В. на за князя Прополка I (969–979)//AOSBM. 1928/1930. Т.З. Р. 1–39, 377–402; Vernadsky G. Ancient Russia. New Haven, 1959; Ericsson K. The Earliest Conversion of the Rus’ to Christianity//S1EER. 1966. Vol. 44. P. 98–121; Vlasto A.P. The Entry of the Slavs into Christendom. Cambridge, 1970. P. 236–255; Hannick Chr. Die byzantinische Mission, V: Das südrussische Gebiet und die Kiever Rus’//Kirchengeschichte als Missionsgeschichte. Bd.II/1: Die Kirche des frühen Mittelalters. München, 1978. S. 323–354, особ. 325; Авенариус А. Христианство на Руси в IX в.//Beiträge zur byzantinischen Geschichte im 9.–11. Jh./Hg. V.Vavinek. Praha, 1978. S.301–315. [См. также: Müller L. (прим. 63); Назаренко А.В. Русь и Германия в IX–X вв.//ДГ 1991 год. Μ., 1994. С.5–138, особ.61–131; он же. Усобица Святославичей и начало киевского княжения Владимира Святого на фоне международных связей Руси//Восточноевропейский исторический сборник. Μ., 1996. С. 3–118; Birnbaum Н. Christianity before Christianization: Christians and Christian Activity in Pre-988 Rus’//Christianity (прим. 76). P. 42–62; Bujnoch J. Geschichte und Vorgeschichte der Missionierung Rußlands//Millennium Russiae Christianae (прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служб. на кажд. день 1 седм. св. Четыред.): Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Царю небесный... 646 . Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Иерей – возгл.: Яко твое... Чтец: Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс.: Услыши, Господи.., К тебе, Господи... Помилуй мя, Боже... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилу иа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Стихословится рядовая кафизма точно так же, как на 1 часе. В конце: Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Канонарх или иерей (обыкновенно иерей), став среди церкви (обыкновенно пред царскими вратами), глаголет тропарь, гл. 6: Господи, иже пресвятаго твоего Духа,.. 1-й лик поет: Господи, иже пресвятаго... Канонарх или иерей – стих: Сердце чисто созижди... 2-й лик поет: Господи, иже пресвятаго... Канонарх или иерей: Не отвержи мене... 1 лик поет: Господи, иже пресвятаго твоего Духа... В это время бывает коленопреклонение в том же порядке, как на 1-м часе. Канонарх или иерей: Слава. Чтец: И ныне, богородичен: Богородице, ты еси лоза... Тип., гл. 49, л. 310 об. Особ. изд., пон., л. 44, на обор. Чтение из Лествичника. После чтения глаголем: Аминь. Потом чтец (так по особ. изд): Господь Бог благословен... Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш… Возгл.: Яко твое есть... Чтец: Аминь. Тропарь гл. 8. Бла гословен еси, Христе Боже... Слава, Скорое и известное. И ныне, Надежда и предстательство.., Господи, помилуй 40. Иже на всякое время... Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую... Именем Господним… Священник: Боже ущедри ны... Чтец: Аминь. Молитва: Господи и Владыко… (чит. ее обыкновенно иерей), – и великий поклон. Дух же целомудрия..., – и великий поклон. Ей Господи царю..., – и великий поклон. 12 малых поклонов с молитвою: Боже очисти мя грешнаго. Снова: Господи и Владыко... вся молитва , – и великий поклон. Предстоятель (по Типик.) или чтец (по особ. изд.): Владыко Боже, Отче Вседержителю... Тип., гл. 49, л. 310 обор. Непосредственно за сим начинается 6 час. Шестый нас в седмичные дни св. Четыредесятницы: понеделник, вторник, среду, четверток и пяток. Кандиловжигатель ударяет в кампан 6 раз. Приидите поклонимся 3. Пс.: Боже, во имя твое... Внуши, Боже, молитву... Живый в помощи... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Стихословится рядовая кафизма точно так же, как на 1 и 3 часах. В конце: Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Крал. Акад. 1890. Т.5. С. 12–14; Евсеев И. Б. Толкования пророческих мест с обличениями жидовина//ИОРЯС. 1900. Т.5. С.788–825, особ. 800–802; он же. Толкования на книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской письменности//Древности. 1902. Т.З. С. 1–44; он же. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. Μ., 1905. 1087 Предыстория: ПСРЛ. Т.2. Стб.319–345 (под 1146–1147 гг.); мучение: стб.345–354 (под 1147 г.). Ср. выше, прим. 1051. 1088 О формуле “Nudum Christum nudi sequentes” (“Нагому Христу нагими воспоследуем”. – Прим, перевод.] см.: Bernards N. Nudus nudum Christum sequi//Wissenschaft und Weisheit. 1951. Bd. 14. S. 148–151; Grégoire R. Nudit//DSAM. Paris, 1981. Т.П. P. 509–513. 1094 ПСРЛ. Т.2. Стб.545 (под 1171 г.), 560 и сл. (под 1173 г.), 612 (под 1179 г.), 690 (под 1195 г.); ср.: стб.638 (под 1185 г.). 1095 Там же. Стб.550 и сл. (под 1172 г.), 563 и сл. (под 1173 г.); аналогично и в отношении Романа Ростиславича: стб.617 (под 1180 г.). 1097 Там же. Стб. 610–612 (под 1179 г.). Эта позиция сходна с убеждением западных крестоносцев, что гибель в битве против неверных предопределяет прямой путь в рай: Mayer Н.Е. Bibliographie zur Geschichte der Kreuzzüge. Hannover, 1960. S.88 f., 188 f. (здесь литература вопроса). 1100 Там же. Стб.708–715 (под 1198–1199 гг.). О речи Моисея (содержание, цитаты, оформление) см.: Tschiewskij D. (прим. 477). S.262 f.; Бегунов Ю.К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т.28. С.60–74; о ее влиянии на позднейшую литературу: Gorlin Μ. Un écho de l’éloge de Rjurik Rostislavi//RESl. 1942. T. 20. P. 156–158. 1102 Ср., например, анафору (“днесь”); если Кирилл склонен к нарастающей динамике построения, то Моисей предпочитает размеренное течение речи; см.: Франчук В.Ю. Киевская летопись как памятник языка//ВЯ. 1982. С.41–51. 1103 Греческий оригинал не сохранился; см. немецкий перевод древнеславянского текста: Bonwetsch N. Methodius. (GCS. Bd.27). Leipzig, 1917. S.475– 489, особ. 486 f. VIII); современный русский перевод, приближенный к славянскому оригиналу, см.: Чуб Μ. Извлечение из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия//БТр. 1961. Т. 2. С. 184–190, особ. 189 1104 “...на золотом волосе, свисавшем с неба...”. Популярный топос, восходящий в конечном счете к “золотой цепи” Гомера (Iliad. VIII, 19) и в данном случае позаимствованный, видимо, из константинопольского предания о возведении Св. Софии: ср. у Прокопия Кесарийского о куполе Св. Софии, “спускающемся с неба на золотой цепи” (De aedif. I, 1:46). (К.А.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для приведения настоящего указа в исполнение, Правит. Сенат по всем его пунктам сделал надлежащие распоряжения. В частности относительно состава учрежденной цензуры, порядка избрания для нее цензоров и дальнейшей организации определил: 1) цензору во всех, назначенных в Высочайшем указе местах, составить в каждом месте из трех особ, из одной духовной, из одной гражданской и из одной ученой; духовных особ избирать Синоду, а ученых – Академии Наук и московскому университету; 2) снестись о сем с подлежащими местами и лицами, пояснив при этом, что из ученых людей, находящихся при Академии Наук, и при московском университете, должны быть избраны, для определения в цензоры от Академии – трое для цензуры с.-петербургской, рижской и одесской, – от университета двое – один в Москву, другой в цензуру при Радзивиловской таможне; о назначенных цензорами лицах должно быть представлено Сенату с присовокуплением мнения о жаловании, какое им следует определить, избрание же кандидатов в гражданские цензоры предоставлено герольдии; 3) поручить каждой цензуре, по определению цензоров, сочинить для себя штат, сколько потребно канцелярских служителей, и на них и на канцелярские расходы денег, и оные штаты представить Сенату. При этом Сенат распорядился оставить только те типографии, которыя находились при присутственных местах и казенных училищах, а также духовныя типографии; из заведенных частными лицами типографии те, кои с особеннаго Высочайшаго соизволения открыты 114 . Получив ведение Прав. Сената с изложением Высочайшего указа и тех распоряжений, которые по этому указу сделаны Сенатом, Св. Синод со своей стороны предписал: к означенной цензуре избрать достойных и способных ученых, знающих и иностранные языки духовных особ в С.-Петербург – синодальному члену преосвященному Гавриилу митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому, в Москву – синодальному же члену преосвященному Платону, митрополиту Московскому, – в Ригу – синодальному члену преосвященному Иннокентию, архиепископу Псковскому, в Одессу – преосвященному Гавриилу, митрополиту екатеринославскому, для таможни же Радзивиловской Иоанникию, епископу Бряцлавскому – каждому по месту нахождения подлежащей цензуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

XLV. Представление Иннокентия, Епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Святейшему Синоду об устранении неудобств, встречаемых Камчатскими и Охотскими церквами в отправлении молебствий по случаю рождений или бракосочетаний особ Высочайшей фамилии 47 При существующих ныне сношениях Камчатского Епархиального Начальства с подведомственными ему Охотскими и Камчатскими церквами, встречается одно только важнейшее неудобство, а именно: Высочайшие Манифесты и указы Святейшего Синода о рождении или Бракосочетании Особ Августейшей фамилии в Охотске и Камчатке получаются чрез Новоархангельск, не ранее как чрез год после события, – тогда как тамошнее светское начальство получает известия о таковых событиях с первой почтой. В отвращение сего неудобства, мной еще в 1841 году дано разрешение Благочинным, – по получении сведения или самых манифестов от Начальников областей, отправлять молебствия с приличными событию церемониями, сообразуясь с прежними предписаниями. Но распоряжение сие во многих отношениях оказывается весьма неудовлетворительным. А потому долг имею представить Святейшему Правительствующему Синоду: не благоугодно ли будет для совершенного отвращения всяких неудобств и для своевременного и точного исполнения указов, по случаю событий в Высочайшей фамилии, – приказать кому следует из числа копий, прилагаемых к указам на имя мое, отделять по 17-ти экземпляров тех указов, коими предписывается молебствия по вышеозначенным случаям, и посылать оные из Канцелярии Святейшего Синода прямо Охотских церквей Благочинному. А он, сделав распоряжение по церквам своего Благочиния, с первой почтой пошлет известное количество экземпляров в Камчатское Духовное Правление на должное исполнение. Представляя сие мое мнение на благоусмотрение Святейшего Правительствующего Синода, я честь имею донести, что на случай если бы последовало таковое распоряжение Святейшего Синода, мной ныне же предписано Охотскому Благочинному и Камчатскому Духовному Правлению: тотчас по получении копии с указа или Высочайшего Манифеста, делать надлежащие по силе указов распоряжения и об исполнении доносить мне при первом случае. (Дело Архива Св. Синода 1845 года; 1213). Читать далее Источник: Творения Иннокентия, митрополита Московского/Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 1-3. - Москва : Синод. тип., 1886-1888./Кн. 2. - 1887. - 494 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

По предложении пастором Патерсоном сделанного ему Великобританским Обществом препоручения, многие лица, не сомневаясь в значущей пользе, от такового учреждения проистекать имеющей, изъявили желание видеть в сей столице Библейское Общество и принять в оном деятельное участие. Ободренный таковым разных особ расположением к общему благу, Патерсон внес ко мне проект предполагаемому здесь Обществу с тем, чтобы я, доведя оный до сведения Вашего Императорского Величества, испросил на открытие оного Высокомонаршее соизволение. Оставляя неприкосновенным издание книг Священного Писания на Славянском языке для исповедующих Греко-Российскую Веру, – принадлежащее в особенности и исключительно ведомству Святейшего Синода, – я нахожу означенный проект действительно полезным как для распространения в России чтения Ветхого и Нового Завета на разных других языках между обитателями иностранных исповеданий, так и потому, что недостаточные люди могут покупать сию книгу за дешевую цену, а бедные будут получать ее безденежно, и побуждаясь Высочайшим утверждением, какового удостоилось Библейское Общество, в Або составившееся, приемлю смелость повергнуть сей проект на благоусмотрение Вашего Императорского Величества и всеподданнейше представить: не благоугодно ли будет Высочайше повелеть предложение Великобританско-Иностранного Библейского Общества об учреждении подобного Общества в С.-Петербурге на правилах, в проекте изложенных, привести в надлежащее действие» 18 . Как доклад, так и приложенный к нему проект Государь Император изволил утвердить того же числа 19 . Таким образом учредилось в С.-Петербурге Библейское Общество 20 . «Первое собрание ревнителей библейского дела было 11 января 1813 года, в котором избран Президентом Общества Его Сиятельство, князь Александр Николаевич Голицын 21 ; Вице-Президентами из членов Святейшего Синода и других почетнейших особ духовного и светского звания, и также многие директоры и секретари. Собрание сие было весьма примечательно, будучи составлено из особ и лиц многих различных христианских вероисповеданий, кои все единодушно изявили желание содействовать общими силами сему делу, признав оное совершенно полезным и благотворным 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вторая цель, высшая и несравненно полезнейшая, состоит в том, чтобы в связи происшествий открыть успехи нравственности, постепенное шествие человеческого разума и различные его заблуждения, образование и превращение гражданских обществ и коренные причины славы и падения государств, судьбу ложных религий и преуспеяние единой, истинной христианской. Все сии усмотрения в связи их составляют то, что называется собственно Философией Истории. «Как исторические науки в первом отношении составляют предмет нижних училищ: то в академическом учении и остаётся только кратко, и большею частью посредством синоптических таблиц повторить и осветить, так сказать, главнейшие эпохи изысканиями древности или Археологией. Истинный же предмет академического учения Истории должен быть философия Истории. Лучший образ учения Истории в сем последнем отношении состоит в том, чтоб заставлять студентов читать лучших древних историков с аналитическим отчётом. Весьма нужно также упражнять студентов сочинениями диссертаций на разные эпохи и происшествия исторические. Само собою разумеется, что в историческом учении История отечественная и в особенности История нашей Церкви должны занимать первое место». Сообразно второй цели учреждения духовных академий, то есть, распространению и поощрению учёности в духовенстве, установлены, так называемые, академические конференции, состоящие из действительных и почётных членов, а также из корреспондентов. Действительными членами назначаются епархиальный архиерей, ректор академии и ординарные профессоры богословских, философских, словесных, исторических и математических наук, а также языков еврейского и греческого. Кроме их, от Комиссии Духовных Училищ избираются и определяются ещё десять особ из духовенства, известных ей со стороны просвещения, трудолюбия и готовности исполнять поручения, на них возлагаемые. Почётные же члены избираются как из духовных, так и светских особ, при чём Конференция обыкновенно имеет в виду или знаменитость особ, известнейших и любовью к паукам и ревностью по Вере, или учёность их, засвидетельствованную сочинениями и переводами по какой-либо из наук, преподаваемых в высших духовных училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тип., гл. 49, . л. 310 об. Особ. изд., пон., л. 51. Канонарх или иерей поет тропарь гл. 2-й (обыкновенно сказывает иерей пред царскими дверьми): Иже в шестый день же и час.., 1-й лик поет: Иже в шестый день... Канонарх или иерей – стих: Внуши, Боже, молитву мою... 2-й лик поет: Иже в шестый... Канонарх или иерей стих: Аз к Богу воззвах... 1-й лик поет: Иже в шестый день... Канонарх или иерей: Слава. Чтец: И ныне, богородичен: Яко не имамы дерзновения... Особ. изд., пон., л. 52. Тропарь пророчества, помещенный в Триоди Постной на ряду. Слава, и ныне, тот же тропарь. Иерей: Вонмем. Чтец сказывает прокимен, напечатанный там же 647 . 1-й лик поет этот прокимен. Чтец сказывает стих. 2-й лик поет тот же прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, лик поет вторую. Священник: Премудрость. Чтец: Пророчества Исаина чтение. Священник: Вонмем. Чтец читает паремию. Священник: Вонмем. Чтец сказывает прокимен. 1-й лик поет этот прокимен 648 . Чтец сказывает стих. 2-й лик поет тот же прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, лик поет вторую. Чтение из Лествицы. Тип. 40 гл., л. 311. Час. стр. 55. Особ. изд., пон., л. 54 на обор. Чтец: Скоро да предварять ны... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возгл.: Яко твое есть... Чтец: Аминь. Тропарь гл. 2: Спасение соделал еси.. Слава, Пречистому образу твоему... И ныне, богородичен: Милосердия сущи источник..., а в среду и пяток крестобогородичен: Преблагословенна еси, Богородице Дево... Господи, помилуй 40. Иже на всякое время... Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним... Иерей: Боже, ущедри ны... Чтец: Аминь. Молитва Ефрема Сирина : Господи и Владыко..., – и поклон великий. Дух же целомудрия..., – и поклон великий. Ей Господи царю..., – и поклон великий. 12 малых поклонов с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго. Господи и Владыко..., вся молитва , – и поклон великий. Молитва: Боже и Господи сил... Тип., гл. 49, л. 311. Непосредственно за сим начинается девятый час: Приидите поклонимся... и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

464 29 дел архива Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год. Известно, что и митрополит Платон, на вопрос Императрицы Екатерины II о причинах, побудивших его вступить в монашество, отвечал, что он вступил в это звание «по особой любви к просвещению». См. его автобиографию, стр. 19. Москва, 1887 г. 465 Самый двухлетний промежуток этот последовал единственно по молодости лет Дроздова, почему даже и в 1808 году митроп. Платон, в своем ходатайстве пред св. Синодом о дозволении постричь его в монашество, счел нужным прибавить ему лет. 468 Письмо это, нигде доселе не напечатанное, впервые нами обнародовано по подлиннику, снятием точной копии с которого мы обязаны владельцу оного, редактору Тульских Епархиальных Ведомостей, протоиерею А. И. Иванову . 472 Там же. В 1807 и 1808 годах В.М. Дроздов исполнял при митр. Платоне должность иподиакона. См. Письма м. Филар. к родн. стр. 87:89. 475 См. Сушкова, Записки о жизни и времени м. Моск. Филарета, стр. 62. Срав. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 103 и 147. Тверь. 1888. 477 См. там же, ч. IV, стр. 479. Москва, 1884. Срав. стр. 134:370. Срав. также Письма его же к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 42:53–54 и др. 482 Только изредка что-либо необычайное нарушало такой порядок почтения митрополита Филарета к дню его Ангела, как например, в 1862 он должен был, по его собственным словам, «сделать приятное исключение», – принять Высокую Посетительницу, в то время юную Великую Княжну Марию Александровну, ныне Герцогиню Единбургскую, прибывшую к нему с приветствием и подарками от Августейших Родителей своих и от себя. См. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и др. л. II, 147. 485 Из письма к архим. Афанасию от 23 ноября 1827 года. Ом. Приб. к Твор. св. Отц. 1886, XXXVIII, 361. 487 Например, еще: «В первый день декабря велите раздать от меня штатным служителям» столько-то, «богаделенным» столько-то, «нищим» столько-то, «на бедных учеников» столько-то. Письма к архим. Антонию II, 279; срав. также I, 54:88, 123 и др.; II, 363; III, 179; IV, 65:206 и др.; или еще: «В первый день декабря велите раздать от меня, что кому давалось в подобных случаях». Там же, IV, 478.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010