комедии дель арте XVII-XVIII вв. Ист.: Житие прп. Нифонта [Текст]: Из ркп., принадлежащей кн. П. П. Вяземскому 71. СПб., 1879. Вып. 1; 1880. Вып. 2; 1885. Вып. 3; Щепкин В. Н. Житие св. Нифонта лицевое XVI в. М., 1903. Лит.: Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония/Науч. ред.: Э. С. Смирнова. М., 2000; Россия: Православие: Культура: Кат. выст. М., 2000. Кат. 523. С. 212; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 212-215. Рис. 85-87; Антонова Л. И. Иллюстративный цикл Жития Нифонта и Макарьевская книгописная мастерская//Мат-лы и сообщ. по фондам ОР б-ки РАН. СПб., 2006. С. 63-71; Казаринова Н. В. Икона «Святой Нифонт с житием» и борьба со скоморохами: (иконологический анализ памятника из колл. ПГХГ)//IX Филёвские чт.: Тез. докл. М., 2006. С. 29-31; Комашко Н. И. Рус. житийная икона. М., 2007. С. 206-207; Tomekovi S.Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine. P., 2011 ; Колл. иконописи В. Федотова. М., 2013. Кн. 1. Кат. 23. С. 72-73; Искусство Вел. Новгорода: Эпоха свт. Макария/Альманах. СПб., 2016. Кат. 31. Ил. 54-56. С. 52-53; Рус. икона: Молитва и милосердие: Кат. выст./ЦМиАР и Музей рус. иконы. М., 2017. Кат. 28. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая)

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Когда преподобный Сергий Радонежский совершал литургию, видели, как ангелы сослужили ему и как он приобщался из святой чаши огнем. Блаженный Нифонт, епископ Кипрский, имел дивное откровение относительно совершаемого во время литургии священнодействия. Однажды, стоя со своим учеником в церкви при патриаршем богослужении, Нифонт как бы прозрел духом. Он увидел огонь, шедший с неба и покрывший алтарь и архиерея. Когда запели «Трисвятое», показались четыре ангела и пели вместе с певцами. Когда святитель Василий Великий произносил молитвы пресуществления, то колумбарий, или золотой голубок, висевший над престолом, сотрясался невидимой силой. Таким образом, храм является местом общения небесных и земных. В то же время, храм есть училище веры и благочестия, ибо в нем обильным потоком – в священных песнопениях, в чтениях Священного Писания, в проповедях – предлагаются уроки нравственного устроения жизни и души. И сколько великих решений, переменявших весь характер и направление жизни, было принято под влиянием того или другого слова или текста Священного Писания, услышанного в храме! Началом великой подвижнической жизни преподобного Симеона Столпника были слова евангельских блаженств: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» ( Мф.5:3 ), поразившие его внимание во время литургии. То же самое рассказывается о преподобном Антонии Великом в его биографии. В храме верующие получают нередко исцеление духовных немощей и физических болезней. Вот почему древние христиане так дорожили храмом, относились к нему с таким глубоким уважением и при всяком случае с необыкновенной ревностью заботились о том, чтобы посетить храм и присутствовать при богослужении. Святой Варсонофий, достигнув преклонной старости и почти не имея возможности двигаться от слабости, просил, чтобы хотя бы в тележке его возили в храм, и посещал богослужение ежедневно. Святитель Порфирий, епископ Газский, не владея ногами в старости, ползал на коленях, чтобы не пропустить богослужения в храме Воскресения Христова в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Когда преподобный Сергий Радонежский совершал литургию, видели, как ангелы сослужили ему и как он приобщался из святой чаши огнем. Блаженный Нифонт, епископ Кипрский, имел дивное откровение относительно совершаемого во время литургии священнодействия. Однажды, стоя со своим учеником в церкви при патриаршем богослужении, Нифонт как бы прозрел духом. Он увидел огонь, шедший с неба и покрывший алтарь и архиерея. Когда запели " Трисвятое " , показались четыре ангела и пели вместе с певцами. Когда святитель Василий Великий произносил молитвы пресуществления, то колумбарий, или золотой голубок, висевший над престолом, сотрясался невидимой силой. Таким образом, храм является местом общения небесных и земных. В то же время, храм есть училище веры и благочестия, ибо в нем обильным потоком — в священных песнопениях, в чтениях Священного Писания, в проповедях - предлагаются уроки нравственного устроения жизни и души. И сколько великих решений, переменявших весь характер и направление жизни, было принято под влиянием того или другого слова или текста Священного Писания, услышанного в храме! Началом великой подвижнической жизни преподобного Симеона Столпника были слова евангельских блаженств: Блажени нищий духом, яко тех есть Царство Небесное, поразившие его внимание во время литургии. То же самое рассказывается о преподобном Антонии Великом в его биографии. В храме верующие получают нередко исцеление духовных немощей и физических болезней. Вот почему древние христиане так дорожили храмом, относились к нему с таким глубоким уважением и при всяком случае с необыкновенной ревностью заботились о том, чтобы посетить храм и присутствовать при богослужении. Святой Вареонофий, достигнув преклонной старости и почти не имея возможности двигаться от слабости, просил, чтобы хотя бы в тележке его возили в храм, и посещал богослужение ежедневно. Святитель Порфирий, епископ Газский, не владея ногами в старости, ползал на коленях, чтобы не пропустить богослужения в храме Воскресения Христова в Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Константинопольский патриархат в Никее . Михаил IV Авториан (20.03. 1208 - 26.08.1212); Феодор II Ириник (20/28.09.1212 - 31.01.1215); Максим II (3.06 - 12.1215); Мануил I Сарантин Харитопул (12.1215 - 09.1222); Герман II (ок. 1223-1240); Мефодий (1240); Мануил II (1244 - 08/09.1255). Возрожденный Константинопольский патриархат . Арсений Авториан (1255 - весна 1260, 08.1261 - 05.1265); Никифор II (нач.- кон. 1260); Герман III (25.05.1265 - 15.09.1266); Иосиф I (1.01.1267 - 05.1275, 31.12.1282 - 23.03.1283); Иоанн XI Векк (2.06.1275 - 26.12.1282; заключил унию с Римско-католической Церковью); Григорий II Кипрский (28.03.1283 - 06. 1289); Афанасий I (14.10.1289 - 16.10. 1293, 1303 - 09.1309); Иоанн XII Косма (1.01.1294 - 23.08.1303), Нифонт I (9.05.1310 - 11.04.1314); Иоанн XIII Глика (12.05.1315 - 11.05.1319); Герасим I (21/22.03.1320 - 19/20.04.1321); Исаия (11.11.1323 - 13.05.1332); Иоанн XIV Калека (02.1334 - 8.01.1347); Исидор I Вухир (17.05.1347 - после 02.1350); свт. Каллист I (10.06.1350 - 11.1353, 01.1355 - 08.1363); Филофей Коккин (11.1353 - 22.11.1354, 12.02.1364 - 1376); Макарий (1376 - 1379, 30.07.1390 - 1391); Нил (06.1380 - кон. 1388); Антоний IV (12.01.1389 - 07.1390, 08.1391 - 05.1397); Каллист II (1397); Матфей I (11.1397 - 08.1410); Евфимий III (25/26.11.1410 - 29.03.1416); Иосиф II (21.05.1416 - 10.06. 1439; заключил унию с Римско-католической Церковью); Митрофан II (4/5.05.1440 - 1.08.1443); Григорий III Мамма (1443-1450); Афанасий II (1450). II. Османская эпоха . Геннадий II Схоларий (6.01.1454 - 05.1456, 04/05.1463, 08.1464 - 08.1465); Исидор II Ксанфопул (05.1456 - 31.03.1462); Иоасаф I Коккас (1.04.1462 - 10.04.1463); Софроний I Сиропул (06.1463 - 07.1464); Симеон I Трапезундский (ок. 1465, кон. 1471 - нач. 1475, 04.1482 - осень 1486); Марк II Ксилокаравис (нач. 1466 - 15.01.1467); Дионисий I (11/12.1466 - кон. 1471, 07.1488 - кон. 1490); Рафаил I (нач. 1475 - нач. 1476); Максим III (весна 1476 - 3.04.1482); Нифонт II (кон. 1486 - нач. 1488, лето 1497 - 08.1498); Максим IV (нач.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Бывает так, что после ночи, проведенной в безумном угаре, человек поздним утром просыпается освеженным. Та грязь, в которую он по горло погрузился, кажется ему отвратительной. В нем готовится решимость зажить иной жизнью, но эту светлую решимость он в себе поддержать не имеет силы. В житиях святых есть одно замечательное сказание о покаянии человека, который, как это бывает со многими из нас, в детстве горячо веровал, никогда не терял этой веры, а потом до такой степени опустился в жизни, что впал в отчаяние, но был спасен Божиею благодатью, достиг великой святости и был удостоен дивных откровений. Чудная повесть об этом человеке должна быть известна всякому христианину — так много она дает душе отрады, так сильно ободрит человека, находящегося на дне отчаяния, в таких трогательных чертах свидетельствует о предстательстве за грешников Пресвятой Владычицы Богородицы. Епископ Кипрский Нифонт происходил из знатного рода Малой Азии и с детства был поручен заботам одного воеводы, который был прислан из Царьграда императором Константином Великим. Этот воевода устроил мальчика у своей жены в Царьграде, чтобы дать ему возможность получить тщательное воспитание. Нифонт был мальчик способный, кроткого и доброго нрава и любил ходить в церковь. Но беда его была в том, что он попал под влияние дурных товарищей, стал вести рассеянную жизнь, напивался допьяна, объедался, привык к скверным разговорам о разных нечистых и темных делах, постоянно посещал представления скоморохов и ночи проводил в греховных удовольствиях. Все деньги, которые он получал от жены своего воспитателя, он тратил на этот дорогостоящий образ жизни, а потом стал прибегать к кражам. Как человек с хорошей душой, он чувствовал, что живет неправильно, а постоянная возбужденность, в которой держали его срасти, необходимость добывать много денег, бессонные ночи — все это совершенно расстроило его нервы. Он со всеми ссорился, был крайне раздражителен и опускался все ниже и ниже, не только погибая сам, но вовлекая в эту погибель и других. Вот что стало с юношей, который подавал лучшие надежды и еще недавно так умел славить Бога.

http://pravoslavie.ru/2188.html

св. Нифонта, епископа Новгородского, совершается Церковью 8 апреля; скончался Нифонт в 1156 году. небольшой город близ Киева. ныне уездный город Витебской губернии, при впадении р. Полоты в Западную Двину. Полоцкое княжество занимало большую часть Витебской губернии, части Могилевской, Минской и Виленской губерний. было в 1192 году. Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского Армянская — на северо-востоке Малой Азии. ( < < back) занимал патриаршую кафедру в Антиохии с 357 по 358 г. ( < < back) патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру в 341 г.; потом как еретик был низвержен, но несколько раз захватывал в свои руки патриаршую власть до 360 г. Македоний нечестиво учил о Святом Духе, что Он есть служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына. ( < < back) Констанций царствовал с 337 по 361 г. ( < < back) патриаршествовал в Константинополе с 360 по 370 г. ( < < back) Евстафий патриаршествовал в Антиохии с 323 по 331 г. ( < < back) священномученик Евсевий, епископ Самосатский, мученически скончался около 380 г. Память его совершается 22 июня. ( < < back) епископ Кипрский, — один из замечательнейших учителей Церкви и знаменитый церковный историк V века. Вышеозначенное событие описано им в его церковной истории. ( < < back) Епифаний, архиепископ Кипрский, — известный церковный писатель IV в. Скончался в 403 г. Память его 22 мая. ( < < back) неправильно учил о таинстве Пресвятой Троицы, утверждая, что Бог есть одно Лицо: как Отец — Он на небе, как Сын — на земле, как Святой Дух — в тварях. ( < < back) Отступник царствовал с 361 по 363 г. ( < < back) святого Вавилы, епископа Антиохийского, совершается 4 сентября. ( < < back) царствовал с 363 по 364 г. ( < < back) царствовал с 364 по 378 г. ( < < back) царствовал с 383 по 392 г. ( < < back) патриаршествовал с 381 по 404 г. ( < < back) святой Симеон, первый столпник, память которого празднуется Церковью 1 сентября. ( < < back) Великий воцарился в 379 г. и царствовал до 395 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Патермуфий и Коприй. 2 июля. Лонгин Евнатский, Иосиф, Нисферой, Петроний, Питирун и Сармат. В субб. с. Нитрийские: Памва. 18 июля. Аммоний, Афр и Ниор. В субб. с. Панефизские: Пиннуфрий и Херимон. Субб. с. Скитские: Агафон. 2 марта. Исаия. Субб. с. Моисей МурИн.25 авг. Тавеннисиотская Исидора, юродивая. 10 мая. Фермский Феодор. Субб. с. Евлогий. Субб. с. Таисия. 8 окт. Амфилохий, еп. Иконийский. 23 ноября. Домнина и дочери ее, Виринея и Проскудия, мучч. Иерапольские. 4 окт. Кириак св., явльший крест Господень царице Елене. 28 окт. Макрина преп., сестра Василия В. Субб. с. Евлагий, еп. Кесарии Капп. Субб. с. Аркадий, преп. Кипр. 6 марта. Нифонт, еп. Кипрский. 23 дек. Текуса, Александра и другие, семь дев, мучч. Коринфские. 6 ноября. Трифиллий, еп. Левкусии Кипр. 13 июня. Василисса св., жена муч. Мелитинского Евдоксия. 6 сент. Иулиан, пустынник Месопотамский. 18 окт. Отрий, еп. Мелитинский. 17 апр. Нонна прав., мать Григория Богослова . 5 авг. Павел, еп. Неокесарийский. 23 дек. Еввула св., мать Никомид. муч. Пантелеимона. 30 марта. Препп. Писивийские: Иерия, Вриенна и Фоманда. Субб. с. Платонида. 6 апр. Клеопатра, блаж. Палест., и сын ее Иоанн. 19 окт. Снандулия, преп. Персидская. 3 ноября. Иосиф Аналитин, преп. Раифский. 14 янв. Сирийские преподобные: Акепсим. 3 ноября. Мафсима. 23 янв. Палладий. 28 янв. Малх. 26 марта. Марфа, мать Симеона Столпника. 1 сент. Зотик (сиропитатель, преп. Цареградский). 30 дек. Феодул, епарх времен Феод. Вел. 3 дек. Ахафодор, Василий, Евгений, Елпидий и Ефрем, епп. Херсонские, мучч. 7 марта. Александр и Маркеллина свв., родители муч. Астиона, 7 июля. Каллисфения св., дочь муч. Давикта. 4 окт. Полихромий преп., муч. от ариан. 7 окт. 403.             Епифаний, архиеп. Кипрский. 12 мая. 405.             Макарий Александрийский, преп. Келлийский. 19 янв. 407.             Иоанн Златоустый, архиеп. Цареградский. 14 сент. 409.             Вассиан, еп. Лавдийский. 10 июня. 410.             Евпраксия, преподобная Фиваидская. 25 июля. Перенесение мощей мучч. Персидских в Мартирополе. 16 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В Повести об огненной туче, входящей в состав Жития Прокопия Устюжского, рассказывается, что икона Благовещения, находившаяся в церкви Успения Богородицы в городе Устюге, изливала миро, которое исцеляло болящих – Власов 1988, 144–159. В Сказании о битве новгородцев с суздальцами (в разных редакциях текст Сказания входил в русские летописи и в Житие Иоанна Новгородского) рассказывается о том, как икона Богородицы, принесённая из новгородского монастыря «на Десятине» на острог, во время наступления суздальцев обратилась ликом к городу и из глаз Богородицы потекли слёзы: «сим бо образом, – говорит рассказчик, – Богородица молится Богу за спасение города» – Дмитриев 1989, 347–351. 495 Все дальнейшие примеры заимствованы мной из ВМЧ митрополита Дмитрия Ростовского ; после примера из жизни святого указывается день празднования его памяти, под которым помещается текст жития в сборнике ростовского митрополита. В Житии Николая Мирликийского рассказывается, как святому в видении Господь подал Евангелие, а Богородица возложила на рамена омофор – чудесным образом святому был указан путь будущего пастырского служения (19 декабря); в видении святителя Максима, митрополита Киевского и Владимирского, пресвятая Богородица подала ему омофор (19 декабря); на голове Епифания, будущего архиепископа Кипрского, перед посвящением в епископа чудесным образом появился венец (25 мая); апостолы Пётр и Павел возложили на Григория, архиепископа Омиритского, омофор, чем предзнаменовали ему архиерейство (1 января); на голове Нифонта, будущего епископа Кипрского, присутствующий в храме патриарх увидел венец с драгоценными камнями: Нифонт сразу был посвящён скачала в степень клирика, потом через несколько дней в диакона и пресвитера, позже был возведён и в архиерейский сан (5 января). 496 В видении к священномученику Фоке, епископу Синопскому, подлетел голубь с венком из цветов в клюве и возложил на голову блаженного. проговорив человеческим голосом: «Чаша твоя уже наполнилась, тебе подобает её выпить» (5 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Антоний I (Кассимата) (821–836) Иоанн VII Грамматик (836–842) Мефодий I (842–846) Игнатий (846–858) Фотий (858–867) Игнатий (вторично) (867–877) Фотий (вторично) (877–886) Стефан I (886–893) Антоний II Кавдеа (893–901) Николай I Мистик (901–907) Евфимий (907–912) Николай I (вторично) (912–925) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (931–956) Полиевкт (956–970) Василий I Скамадрин (970–974) Антоний III Студит (974–980) Николай II Хрисоверг (984–995) Сисиний II (996–999) Сергий II Мануилит (999–1019) Евстафий (1020–1025) Алексий Студит (1025–1043) Михаил I Керулларий (1043–1059) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1063–1075) Козьма I Иерусалимит (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Гамматик (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стипп (1134–1143) Михаил II Курку (Оксеит) (1143–1146) Козьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153) Константин IV Хлиарин (1154–1156) Лука Хрисоверг (1156–1169) Михаил III (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий Ворадиот (1178–1183) Василий II (Филакопул) (1183–1186) Никита II Мунтан (1187–1189) Леонтий Феотокит (1189–1190) Досифей (1190–1191) Георгий II Ксифилин (1191–1198) Иоанн X (1198–1206) Михаил IV Авториан (1207–1213) Феодор II Ириник (Копа) (1213–1215) Максим II (1215) Мануил I (Харитопул) (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий (1240) Мануид II (1240–1255) Арсений Авториан (1255–1260) Никифор II (1260–1261) Арсений (вторично) (1261–1267) Герман III (1267) Иосиф I (1267–1275) Иоанн XI Векк (1275–1282) Иосиф I (вторично) (1282–1283) Григорий II (Георгий) Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293) Иоанн XII (Козьма) (1294–1304) Афанасий I (вторично) (1304–1310) Нифонт I (1311–1315) Иоанн XIII Гликос (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (1334–1347) Исидор I (1347–1349) Каллист I (1350–1354) Филофей (1354–1355) Каллист I (вторично) (1355–1363) Филофей Коккин (вторично) (1364–1376) Макарий (1376–1379)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследователи обратили внимание на то, что в некоторых заклинательных Формулах против демонов употребляются имена Соломона, Георгия, Никиты, Ипатия, Сисиния и др. Порядочный материал по этому вопросу собран в цитированном уже выше труде М. И. Соколова о змеевиках-амулетах; см. также у René Basset, Les apocryphes éthiopiens, IV; специально о Никите см. у Истрина: «Апокрифич. мучение Никиты» в «Лет. Одесского Ист.-Фил. Общ.», т. VII, особенно со стр. 228 ad fin. (и отдельно); много данных у А. И. Алмазова в целом ряде трудов, посвящённых вопросу об апокрифической литературе разных молитвенных формул: «Молитвы на разные случаи», «Апокр. молитвы, заклинания и заговоры», «Чин над бесноватым» (в Лет. Одесского Ист.-Фил. Общества и отдельно). Исследователи и объясняют, почему имя того или другого святого имеет в представлении народа силу отгонять бесов: биографические данные святого (часто по преданию) содержат указания на то, что святой являлся победителем дьявола. Такую хронологическую зависимость надо считать, вообще говоря, довольно прочной. В дополнение к литературе вопроса укажу на сообщение в «Этнографическом Обозрении», год 10, кн. 39, стр. 141 о том, что в числе святых – покровителей и защитников человека и скота от злых духов является св. Нифонт, епископ Констанции Кипрской, которому празднуют 23 декабря. В Историческом Музее Александра III в Москве хранится медная икона, литая, финифтяная, изображающая Нифонта в куколе и со свитком; по сторонам надпись: «образ преподобнаго Нифонта прогонителя бесов»; на свитке надпись: «Проклят всяк, иже кто оставит церковь божию и последует русалии». (Отчёт Музея за 1905 г. М. 1906, стр. 19). Из вышесказанного мы знаем уже целый ряд святых демоноборцев, знаем также, откуда надо выводить атрибуты демоноборства. Особенно интересно появление св. Нифонта в народном религиозном воззрении в роли демоноборца. Известное «Житие Нифонта», греческие и славяно-русские списки которого приготовляются мною для печати и о котором мною читан реферат в заседании Византийско-слав. отделения Ист.-Фил. Общества в Одессе (См. «Летопись, т. XII, протокол 191 заседания 23 сентября 1904 года), – от первого и до последнего листа наполнено эпизодами о борьбе св. Нифонта с дьяволом, которого святой постоянно посрамляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010