Для икон кон. XIX в., написанных в академической манере, как икона «Святые мч. Мина, свт. Нифонт Новгородский Чудотворец, мч. Вонифатий» из частного собрания, делали серебряные оклады, однако в случае с этой иконой могла быть допущена ошибка: вместе с мч. Вонифатием, к-рому молились ради победы над грехом винопития, должны были написать др. святого с именем Н.- не Новгородского епископа, а свт. Нифонта, еп. Кипрского, покровителя борющихся с бесами. По рис. В. Моисеева была выполнена литография с единоличным изображением Н. как иллюстрация труда прот. П. Н. Тихомирова о Новгородских святителях. Н. как архиерей синодального времени облачен в мантию с источниками, на голове - митра с дробницами, камнями и крестом наверху, под мантией видна схима с Голгофским крестом, поверх к-рой - наперсные панагия и крест; он благословляет правой поднятой рукой, в левой - посох с сулоком; волосы святителя длинные, падающие на плечи, борода средней длины, округлая, длинные усы ( Тихомиров. 1891. Вкл. между с. 48 и 49). Свт. Нифонт Новгородский. Роспись Владимирского собора в Киеве. 1885–1896 гг. Худож. В. М. Васнецов. Фотография. 2006 г. Н. встречается в различных вариантах Соборов: Новгородских, Псковских, Киево-Печерских святых. В композициях «Новгородские чудотворцы» или в Соборе Новгородских святых Н. изображали по-разному. На иконах, воспроизводивших «духовные плоды» Новгородской кафедры, появившихся со 2-й пол. XVII в. под влиянием изводов с образом Христа как Лозы, Древа Иессеева, Похвалы Пресв. Богородицы, полуфигура Н. могла быть изображена в отрасли «древа», в отдельном медальоне с самыми почитаемыми святыми. В Соборе Новгородских чудотворцев Н. изображали в паре со свт. Никитой, еп. Новгородским, к-рый был одним из предшественников Н. на Новгородской и Псковской кафедре, а также был пострижеником того же Киево-Печерского мон-ря,- в молении перед иконой Божией Матери «Знамение» вместе с преподобными Антонием Римлянином и Варлаамом Хутынским на отдельном медальоне посреди «древа» с полуфигурами Новгородских святых (икона письма «попа» Г.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

— Подождите немного, пока Бог укажет мне такого человека. И в ту же ночь патриарх увидел святого Апостола Павла, который спрашивал его: — Кого ты поставишь епископом в город Констанцию? Патриарх отвечал: — Не знаю: кого Бог изволит. Явившийся сказал: — Бог укажет тебе достойного, только будь завтра со всем клиром в церкви и смотри на входящих: и кого увидишь во всем похожего на меня, тому и вручи паству. Наутро патриарх сидел в церкви и смотрел, кто из входящих будет похож на являвшегося. Нифонт же, ничего не зная о сем, пошел в церковь и говорил на пути ученику: — Чувствую на сердце какую-то печаль и радость: не произойдет ли чего с нами! И с этими словами он вошел в церковь. Увидев его, патриарх сказал своему архидиакону: — Посмотри, Афанасий, не похож ли этот человек лицом на образ святого Апостола Павла? — Да, отче, — отвечал архидиакон, — действительно так, и достоин пасти Церковь Христову: я вижу, что идет с ним ангел Божий и беседует, кроме того, и венец из драгоценных камней виден на его голове. Тогда патриарх подозвал святого, приветствовал его, и они сели. Архидиакон сказал с улыбкой Нифонту: — От чего ты бежал, отче, к тому теперь пришел против своего желания. Когда же блаженный узнал, что с ним будет, то сказал со вздохом: — Горе мне! Грешен я и недостоин принять такую власть! Патриарх отвечал: — О, если б я так недостоин был! И с этими словами встал, и начал божественную литургию, и посвятил преподобного Нифонта в степень клирика, потом в течение нескольких дней посвятил его в диакона и пресвитера, после же возвел его и в архиерейский сан, при всеобщей радости о таком пастыре, явленном Богом. По поставлении своем во епископа, Нифонт пробыл в Александрии три дня, беседуя с бывшими там святыми мужами. После сего патриарх отпустил Нифонта на его престол, послав с ним для оказания ему чести своего архидиакона и других святых мужей. Они прибыли в Кипрский город Констанцию четвертого сентября, посланные, вручив ему паству, возвратились в Александрию, славя Бога. Святитель же Божий Нифонт начал прилежно пасти стадо Христово и заботиться о спасении верующих. Он был отец сиротам и вдовам, безвозмездный врач больным и благодетель немощным, при этом сотворил он разные чудеса, которых и переписать всех невозможно, за сие он очень был любим и почитаем всеми. Неусыпно заботясь о пастве, увидел он однажды большего эфиопа, опиравшегося на жезл, будто в печали, он шел в город и часто отдыхал на пути. Святой понял, что это диавол, и закричал ему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Выйдя на берег невредимыми, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать. Игемон, вскоре узнав об этом, разгневался и издал приказ схватить их и казнить всевозможными казнями, мученицу же Анастасию растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так блаженная Узорешительница совершила страдальческий свой подвиг, разрешилась от уз плоти и отошла к небесной желанной свободе Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивою женою Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь, на защиту и спасение городу, во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом, во едином Божестве прославляемого вовеки. Аминь. Кондак, глас 2: Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающии, приемлют честная дарования от живущия в тебе божественныя благодати, Анастасие: ты бо присно миру точиши исцеления. Память 23 декабря Житие святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского Преподобный Нифонт был родом из Пафлагонской страны, из города Плагиона и был сыном одного знаменитого человека по имени Агапит. В отроческом возрасте он был поручен воеводе Савватию, присланному из Царьграда в Пафлагонию царем Константином Великим. Воевода же отослал отрока для образования со своим протовестиарием в Царьград к своей жене. И стал учиться отрок у пресвитера Петра, жившего при доме воеводы, и учился прилежно и успешно, так как был способен к учению. В малом возрасте Нифонт был добр, тих, кроток, смиренен, и любил ходить в церковь. Придя же в юношеский возраст, он стал понемногу развращаться от дурных товарищей: юноши, если они не воспитаны в страхе Божием, легко поддаются дурному примеру. И если среди взрослых людей добрый легко развращается злым, как сказано: «со строптивыми развратишься» (Пс. 17:27), чаще это бывает среди юных, которые, естественно, более склонны ко злу, чем к добру, как написано: «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21). Так и юный Нифонт начал вести праздную и ленивую жизнь, есть без меры и упиваться, научился от бесчинных юношей празднословию и сквернословию, стал ходить на представление скоморохов, потом и на скверные дела и все ночи проводил с товарищами в беззакониях, оскверняясь нечистыми грехами, к тому же стал он и красть, ссориться и драться со всеми, и другим молодым людям был он на соблазн, так как не только сам совершал всякое беззаконие, но и многих других склонял к тому же. Один знакомый Нифонта, по имени Василий, постоянно говорил ему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НИКОМИДИЯ античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОПСИЯ [Никопсис], античный и визант. город на сев.-вост. берегу Чёрного м., центр архиепископии Зихия К-польской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ [Русаилэ Николае] (1789-1875), митр. Унгро-Влахийский Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (в 1850-1865 - в юрисдикции К-польского Патриархата, в 1865-1875 - автокефальной РумПЦ), примас РумПЦ (1865-1875) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_47.html

печерский, 31 окт.     Никола святоша, князь черниговский, 14 окт.     Николай (побеждающий народ, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Николай, архиеп. мирликийский, 6 дек. и 9 мая.     Николай исповедник, игумен студийский, 4 февр.     Николай воевода, цареградский монах, 24 дек.     Николай Кочанов, юродивый новгородский, 27 июля.     Никон (побеждающий, греч ), преп., муч. сицилийский, 23 марта.     Никон, муч. антиохийский, 23 сент.     Никон, мучен. мелитянский, 7 ноября.     Никон, пр. игумен печерский, 23 мярта.     Никон Сухой, пр. печерский, 11 дек.     Никон, преп. радонежский, 17 ноября.     Никострат (победоносное воинство, греч.), протоскриниарий, муч. рижский, 18 дек.     Никтополион (Никтополитиан, ночью занимающийся дедами государственными, греч.), воин, муч. севастийский. 3 нояб.     Нил (река сего имени в Египте, т. е. черная, индийское сдово), еписк. египетский, 17 сент.     Нил постник, преп. синайский, 12 ноября.     Нил, пр. столобенский, 7 дек. и 27 мая.     Нимфодора (дар нимф, низших языческих богинь, гр.), мученица вифинская, 10 сент.     Нина равноапостольная, 14 янв.     Нирса еписк., муч. персидский, 20 ноября.     Нит или Нита (блистающий, светдый, лат.), мученик, с Неонилою и др., 28 окт.     Нифонт (трезвый, греч.), еписк. Констанции кипрской, 23 дек.     Нифонт пр., 23 дек.     Нифонт, еп. новгородский, 8 апр.     Нонна (Богу посвященная, чистая, сватая, егип.). праведная, мать Григория Богослова, 5 авг.     Нунехия (имеющая ум, гр.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Олимпан или Олимпас (небесный, светдый, олимпийский, греч. λαμπω), ап. из 70, 10 нояб.     Олимпиада (олимпийская, Олимп гора в Греции), диаконисса цареградская, 25 июля.     Олимпий (олимпийский, светлый), персянин, муч. кордувский, 30 июля.     Ольга-Елена, великая княгиня российская, 11 июля.     Омврий (вернее Оливрий в греч.), 30 дек.     Онисим, ап. из 70, 15 фев., (полезный, греч.).     Онисим чудотворец, прен. магнезийский, 14 июля.     Онисим муч., 10 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5, 20). Но смотрите: в католичестве детей только тогда допускают к причастию, когда они изучат катехизис, точно так же и некоторые сектанты организуют обучение детей. А православные родители, к стыду своему, не удосуживаются даже несколько минут уделить детям для духовного воспитания. Как ответят они за это перед Богом? Бывает, что бабушка или мать приведут ребенка к исповеди и говорят ему: «Скажи священнику, что ты грешен», – а тот и не понимает, что это значит, хотя и у детей есть свои, детские грехи, с которыми они уже должны бороться. Ребенок иногда боится, ему кажется, что его допрашивают, чтобы потом наказать... Поэтому, когда вы приводите своих детей к Таинствам Исповеди и Причащения, то хотя бы своими словами объясните, что значат эти великие Таинства. Жил некогда святой муж Нифонт, епископ Кипрский. Родом из богатой семьи, в юности он проводил порочную жизнь. И вот встретился с ним как-то друг его детства, с которым они давно не виделись, посмотрел ему пристально в лицо и сказал: «Что с тобой?! Какой ты стал черный!» Эти слова поразили Нифонта, он подумал: «Если от моих грехов даже лицо мое стало черным, то какова же моя душа! Наверное, как уголь. Если даже человек заметил мое духовное состояние, мое растление, то каким же видит меня Господь, Который Всевидящим оком проникает в глубины человека?!» Он начал приносить покаяние, оно длилось годы; страшно искушал святого демон, являлся и говорил: «Нет Бога, нет никого – только я один властитель и царь этого мира». Но Нифонт продолжал читать Иисусову молитву, отметая слова врага как сор. За свое покаяние и смирение он достиг дара прозорливости. Однажды, когда он молился за Литургией, то Духом Святым ему было открыто, что происходит в алтаре: только священник возгласил: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа...», – святитель увидел Господа на престоле, как на троне царском. Господь двумя руками благословлял всех людей, находившихся в храме. Когда священник начал произносить великую ектению, Нифонт увидел как бы весь мир, открытый перед ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Икона Богоматери, получившая название «Спасительницы утопающих», по виду своему весьма ветхая: лик Предвечного Младенца даже трудно рассмотреть. Размеры ее: 10 вершков в вышину и 6 в ширину. Усердие верующих украсило этот образ серебряной ризой. Среди всего окрестного населения Леньковская икона пользуется большим почитанием, привлекая на поклонение Пречистой Деве множество верующих, в особенности тех, которым приходится часто вручать себя во власть водной стихии. 23 декабря Чудесная помощь Богоматери св. Нифонту епископу Кипрскому В житии св. Нифонта Богоматерь была особенной Промыслительницей и постоянной Заступницей и Помощницей этого угодника Божия. В юном возрасте Нифонт проводил беспутную жизнь и совершенно не радел о своем душевном спасении. Казалось, что греховная жизнь совершенно поглотила юную душу, но после нескольких лет порочной жизни Нифонт раскаялся в своем нечестии и твердо решил переменить житие в рабстве греху на неуклонное следование за Искупителем. В горьком и непрерывном плаче о своих беззакониях он провел целую ночь и на утро пришел в храм. Здесь он склонился в великом сердечном сокрушении перед иконой Пречистой Девы Марии и со слезами воскликнул: — Помилуй меня, Заступница христиан; помоги мне ради великого милосердия Твоего, ибо Ты — Упование всех кающихся. И чудесное явление предстало взорам просветленного Нифонта. Он ясно увидел, как лик Владычицы на иконе сделался радостен и улыбался. Тогда возвеселился духом Нифонт, узнав такое знамение благоволения к нему. В радости от такого утешения он воскликнул: — О, глубина человеколюбия Божия! Как много милости являешь Ты, Господи, грешникам, дав им Ходатаицу и Молитвенницу, Пречистую Свою Матерь. Помолившись и облобызав честную икону, он возблагодарил Пресвятую Богородицу и, прославляя обратившего его на путь истины Господа, возвратился в свой дом. Но не оставил в покое Нифонта исконный враг рода человеческого, с ненавистью взирающий на всякое благоугодное дело. Обращение праведника было ненавистно злобному духу, и он решил вернуть свою власть над недавним еще своим рабом и верным исполнителем всех нечестивых его внушений. Приняв образ юноши, товарища Нифонта в его беззакониях, дьявол явился ночью к раскаявшемуся грешнику и стал уговаривать Нифонта возвратиться на прежний путь порока.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

На рассвете посетил его Афанасий Великий и спросил его, есть ли человеку польза от болезни. — Сильней, чем золото, — отвечал Нифонт, — в котором отходит ржавчина, когда его жгут на огне, человек во время болезни очищается от своих грехов. Сладостная улыбка озарила лицо святителя перед самой кончиной его, и он радостно произнес: — Приветствую вас, святые Ангелы. Следующими словами его были: — Вас, святые мученики. Еще через несколько времени он произнес: — Привет вам, блаженные пророки. Тут отверзлись духовные очи Афанасия, и он увидел, что отходящего от земли к небу Нифонта приветствуют по очереди, каждый отдельно, все лики святых. Умирающий несколько времени молчал, потом опять воскликнул: — Приветствую вас, священники, преподобные и все святые. Голос умирающего затих. Потом через несколько времени Нифонт в восторге воскликнул: — Радуйся, Обрадованная, Красная, мой Цвет, Помощница моя и Крепость. Прославляю Тебя, Благая, ибо поминаю милость и благодать Твою. То были последние слова, произнесенные на смертном одре праведником, это хвала Той, Которая Своим милосердием исторгла из ужасной пропасти погибавшую душу Нифонта и довела ее до рая. Владычица спустилась опять с неба принять на Свои руки спасенное Ею дитя, которое Она воззвала из бездны беззакония и которое стояло теперь перед Нею, украшенное добродетелями, благоухающее святыней... Много покоряющего и умилительного хранят в себе сокровища жизни святых. Но, кажется, нет повести более потрясающей душу, повести, где сильнее ощущались бы нити, связывающие небо и землю, соединяющие в одно гибнущих от греха людей и небесных воителей, готовых спешить им на помощь, чем эта чудная повесть. Святитель Нифонт, епископ Кипрский, по верованиям Церкви, имеет благодать избавлять людей от чарований, как получивший власть над нечистым духами после такой страшной и упорной борьбы. А вся жизнь его представляет собой для нас сплошной урок покаяния, пример того, как ни на каких низах падения не надо отчаиваться и как из безобразнейшего грешника можно стать сияющим благодатью праведником...

http://pravoslavie.ru/2188.html

Святые Апостолы, Бога молите, Небесного Царства и нас не лишите. 2. Св. Нифонт, епископ Новгородский . Отличался великой ревностью в строительстве и воссоздании Божиих храмов, а [также] изрядным мужеством в противостоянии произволу князей. За 13 дней до смерти явился ему преп[одобный] Феодосий [Печерский] и возвестил скорый переход в иной. Упокоился святой Нифонт в 1156 году. 3. Св. Келестин, папа Римский . Великий ревнитель православной веры. Перед Третьим Вселенским Собором написал послание против еретика Нестория. Мирно упокоился в 432 году. Рассуждение Есть мужество выше всякого геройства и подвиг выше всякого благого почина. Святой Епифаний Кипрский пригласил на обед преподобного Илариона Великого и, дабы оказать вящее гостеприимство своему знаменитому посетителю, предложил на трапезе печеных цыплят. Иларион сказал ему: «Прости меня, но с тех пор, как принял я монашество, не ел ничего закланного!» На это Епифаний ответил: «А я, приняв монашество, никогда не возлег на одр, пока не простил своего врага!» Удивленный Иларион заметил: «Твоя добродетель, святой владыка, больше моей!» Это великий урок для всех нас. Превосходен пост, но еще превосходнее прощение обид. Человек упражняется в посте, чтобы стяжать великодушие, а прощая обиды, проявляет свое великодушие. То предшествует этому, но одно то без этого не спасает. Созерцание Да созерцаю воскресшего Господа Иисуса, а именно: 1) в теле бренном до Воскресения – в теле, подверженном голоду, боли и смерти; 2) в теле небесном по Воскресении – в теле, не подверженном голоду, боли и смерти. Проповедь о воскресении мертвых Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? 1Кор. 15:35 Апостол Павел наперед знает возражения, которые люди неверующие выдвинут против воскресения из мертвых, а потому загодя их и опровергает. «Как воскреснут мертвые?» – и сегодня спрашивают неверующие, которые даже телесными глазами не видят чудес воскресения в природе, а тем более – [очами] духовными. Безрассудный ! – продолжает апостол, – то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет . Пока семя в земле не умрет, не взойдет росток, то есть нечто вполне отличное от семени. Однако неверующий смотрит глазами и ничего не замечает, но и впредь продолжает спрашивать: как воскреснет мертвый человек? Как? – Так же, как воскрес [и] Христос. Мертвым снисшел Он во гроб, но восстал живым. О воскресении из мертвых свидетельствует и природа, хотя гораздо сильнее природы являет его воскресший Господь. Дабы облегчить нам веру и надежду, то есть чтобы уверовали мы в воскресение вообще и уповали на наше собственное воскресение, Он и Сам воскрес из гроба, воскресив перед тем Лазаря Четверодневного, и сына наинской вдовицы, и дочь Иаира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010