Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) НИФОНТ (Выблов Николай Григорьевич; 1882 - 1931), иером., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/122346_53.html

— Эта душа, — отвечал ангел-хранитель, — много грешила, но перед концом она исповедала Богу свои грехи. Если Бог простил, то знает, почему простил. Он имеет на то власть. Слава Его праведному суду. И ангелы безвозбранно понесли дальше согрешившую и покаявшуюся душу. Безграничное благоговение к Той, Которая была для него начальницей и надеждой его спасения, к Пресвятой Владычице, наполняло душу Нифонта. Он воздвиг Ей в Царьграде церковь, и при этой церкви жил. Своей верой он многих обращал ко Христу. Бес явился однажды к нему со своим полчищем и хотел его замучить, но он силой Божией связал их и нанес им множество ударов. Тогда они, чтобы смягчить его, дали обещание не приближаться даже к тому месту, где произносится имя Нифонта. Жизнь Нифонта и духовный опыт, им приобретенный, особенно драгоценны тем, что в его жизни сохранилось описание тех козней, которыми искушает враг род человеческий и вместе с тем той охраны, какою охраняют людей светлые силы. Нифонт видел обширное поле правильной квадратной формы; на нем были расставлены триста шестьдесят пять полков из эфиопов. Один из них выстраивал воинов и ободрял своих подчиненных. Было принесено множество оружия, и роздано по полкам. Потом дьявол снабдил каждый из полков силою волшебства и пустил их по всей земле на церковь христианскую. В ужасе и тоске созерцал Нифонт эти козни дьявола, посылаемые на землю. Но к нему был ободряющий голос: — Оборотись, Нифонт, на восток и смотри. И увидел Нифонт на востоке чистое, прекрасное поле и на нем еще более многочисленные, чем у эфиопов, полки. Воины стояли в белых одеждах. Они были вооружены, как на битву, и явился им Муж, сияя светом выше солнечного, и сказал им: — Господь Бог Саваоф повелевает: идите по всей земле, помогайте христианам и охраняйте их жизнь. Нифонт понял тогда, что, как ни велика сила дьявольских искушений, но выше и больше ее сила благодати охраняющей. Незадолго до конца своего Нифонт был поставлен епископом острова Кипрского по непосредственному указанию Божию.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Двадцать третий день. Преподобный Нифонт. (Уроки из его жизни: а) опасность худого товарищества и б) необходимость увещевать ко спасению ближних, находящихся в опасности нравственно погибнуть). I. Преподобный Нифонт, память коего ныне, жил в IV веке; в отрочестве он был благочестив, добр, тих, кроток и любил посещать церковь . Когда же он начал приходить в юношеский возраст и лишился опытного наставника, а затем сблизился с дурными товарищами, то начал поступать по своему уму-разуму, как вздумается, и таким образом мало-помалу добрый характер его испортился. Но Бог явил ему Свое милосердие и в одно мгновение пробудил в нем чувство раскаяния. Однажды пришел к Нифонту друг его – Никодим. Поздоровавшись, он посмотрел на лицо своего приятеля и сильно ужаснулся. Оба друга молчали. «Что ты смотришь на меня, как на незнакомаго?» заговорил Нифонт. – «Поверь мне, друг, отвечал Никодим, я никогда не видал тебя таким, как теперь; лице твое черно, страшно и ужасно». Услышав это, Нифонт живо припомнил свое поведение, закрыл лицо руками и начал плакать. Раскаяние его было чистосердечное. Он стал усердно молиться и вести жизнь благочестивую, распиная плоть свою со страстьми и похотьми страхом суда Божия. Наконец за святость своей жизни он впоследствии, по указанию Божию, был избран во епископы кипрской церкви. Во время смерти лице его просветилось и исполнилось особенной привлекательности и радости. II. Жизнь препод. Нифонта дает нам, братие, много поучительных уроков. а) Из нея мы видим, во-первых, весь вред для нравственной жизни худого товарищества. Пока у Нифонта был опытный и добрый наставник, он был кроток, тих, послушен и вообще благочестив; когда же он лишился своего благочестивого наставника и подпал влиянию развращенных товарищей – он стал ходить по путям своих плотских похотей и предался порочной жизни. Слово Божие сильно предостерегает людей от сближения с дурными обществами. аа) Остерегая от развратного сообщества и соблазнителъных бесед, премудрый Соломон решительно говорит, что такие беседы и сообщества неизбежно гибельны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

НИЛ сщмч. Египетский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики и др. мученики Египетские НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИЛ (Тютюкин Николай Федорович; 1871-1938), иером., прмч. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_72.html

СПб., 2006. С. 63-71; Пономаренко Т. О. Языковые особенности Жития Нифонта: Канд. дис. Каз., 2009; Timotin A. Visions, prophéties et pouvoir à Byzance: Étude sur l " hagiographie méso-byzantine (IX-XI siècles). P., 2010. P. 288-291; Каждан А. П. История византийской лит-ры (850-1000 гг.). М., 2012; Непомнящих Н. А. «Деяния Азлазивона» Л. М. Леонова: Агиогр. сюжет и жанр в авторской интерпретации//Сибирский филол. ж. Новосиб., 2014. 1. С. 110-116. С. А. Иванов Житие Н. в древнерусской рукописной традиции Свт. Нифонт, еп. Кипрский. Роспись ц. Богородицы Елеусы в Велюсе, Македония Свт. Нифонт, еп. Кипрский. Роспись ц. Богородицы Елеусы в Велюсе, Македония Известно в рукописях XII-XIII вв., входивших в состав княжеских и епископских б-к домонг. Руси. Духовенство и княжеская власть видели в Житии Н. пример борьбы против язычества и людских пороков, и, несмотря на запрещение в «Правилах святых апостолов.…» (Кормчая. 1653. Л. 572), чтение «Книги Нифонт» на Руси никогда не преследовалось. Одна из самых ранних выписок из Жития - «Легенда о милостивом Созомоне» - вошла в Изборник 1076 г., составленный писцом Иоанном «из мъногъ книгъ княж » (Изборник. 2009. С. 706-707). Ростовский список 1219 г. «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нифонта, зовомого мниха» написан в скриптории еп. Ростовского Кирилла I (1216-1229) «при князе Василце, при сыну Констянтиноне и внуце Всеволожи», о чем свидетельствует запись: «св. Нифонте, помози господину Василку и мене, грешна раба своего Кирилла, избави в день Судный от вечныя муки» (РГБ. Ф. 304. 35. Л. 175-175 об.). Необычная композиция Жития переплетается с событиями церковного календаря и христ. представлениями о душе и сердце человека. Житие, широко распространенное на Афоне в XI-XIV вв., несмотря на запрет книги в келейном чтении, имело влияние на духовную жизнь монахов, в частности на развитие в мон-рях и каливах Св. Горы идей исихазма. Известны «Молитва и плач св. Нифонта» в рукописном кодексе 1348 г. св. Григория Синаита (Vat. Gr.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Когда великий отец Сергий Радонежский совершал литургию, видали, как ангелы сослужили ему, и как он приобщался из святой чаши огнем. Блаженный Нифонт, епископ Кипрский, имел дивное откровение относительно совершаемого во время литургии священнодействия. Однажды, стоя со своим учеником в церкви при патриаршем богослужении, Нифонт как бы прозрел духом. Он увидел огонь, шедший с неба и покрывший алтарь и архиерея. Когда запели «Трисвятое», показались четыре ангела и пели вместе с певцами. Во время чтения апостольского послания, Нифонт увидел стоящего за спиной чтеца святого апостола Павла, наблюдавшего за чтецом. Во время чтения евангелия, божественные слова поднимались к небу, как некие чудные светильники. Когда стали переносить после Херувимской песни Святые Дары, распахнулась церковная завеса, раскрылось небо и разлилось по церкви чудное благоухание. Затем стали сходить вниз ангелы с пением. Ангелы принесли прекрасного Отрока, поставили Его на дискос и окружили престол, благоговейно склоняясь пред честными Дарами. А два херувима и два серафима парили над главой чудного Младенца, овивая Его своими крыльями. Когда наступило время освящения Даров и великое таинство пресуществления, один из верховных ангелов приступил, взял нож и заколол Отрока. Кровь он выпустил в святую чашу и, положив Отрока на дискос, сам снова стал с благоговением на своем месте… Когда служба кончилась, Нифонт видел, как Отрок опять вдруг сделался совершенно цел, и на ангельских руках вознесен был на небо. Вот, что невидимо совершается в храме на литургии во время видимых действий священника в алтаре. При таком значении храма, какая жертва для верующего человека может быть отраднее и выше, как жертва на храм? Древняя Русь со своею крепкою верою оставила нам пример усердного храмоздательства. До нас не дошло, можно сказать, решительно ни одного остатка жилых домов древней Руси, ни царских, ни княжеских, кроме немногих искаженных теремов древней Москвы. Но храмы древней Руси, ее святилища, до нас дошли, потому что храмы русские были великолепнее и прочнее ее жилых домов.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Когда великий отец Сергий Радонежский совершал литургию, видали, как Ангелы сослужили ему и как он приобщался из святой чаши огнем. Блаженный Нифонт, епископ Кипрский, имел дивное откровение относительно совершаемого во время литургии священнодействия. Однажды, стоя со своим учеником в церкви при патриаршем богослужении, Нифонт как бы прозрел духом. Он увидел огонь, шедший с неба и покрывший алтарь и архиерея. Когда запели «Трисвятое», показались четыре Ангела и пели вместе с певцами. Во время чтения апостольского послания Нифонт увидел стоящего за спиной чтеца святого апостола Павла, наблюдавшего за чтецом. Во время чтения Евангелия Божественные слова поднимались к небу как некие чудные светильники. Когда стали переносить после Херувимской песни Святые Дары, распахнулась церковная завеса, раскрылось небо — и разлилось по церкви чудное благоухание. Затем стали сходить вниз Ангелы с пением. Ангелы принесли прекрасного Отрока, поставили Его на дискос и окружили престол, благоговейно склоняясь пред честными Дарами. А два Херувима и два Серафима парили над главой чудного Младенца, овевая Его своими крыльями. Когда наступило время освящения Даров и великое Таинство пресуществления, один из верховных Ангелов приступил, взял нож и заколол Отрока. Кровь он выпустил в святую чашу и, положив Отрока на дискос, сам снова стал с благоговением на своем месте... Когда служба кончилась, Нифонт видел, как Отрок опять вдруг сделался совершенно целым и на ангельских руках вознесен был на небо. Вот что невидимо совершается в храме на литургии во время видимых действий священника в алтаре. При таком значении храма какая жертва для верующего человека может быть отраднее и выше, как жертва на храм? Древняя Русь со своею крепкою верою оставила нам пример усердного храмоздательства. До нас не дошло, можно сказать, решительно ни одного остатка жилых домов Древней Руси, ни царских, ни княжеских, кроме немногих искаженных теремов древней Москвы. Но храмы Древней Руси, ее святилища, до нас дошли, потому что храмы русские были великолепнее и прочнее ее жилых домов.

http://pravoslavie.ru/2259.html

Свв. десяти мученик, иже в Крите; по М.В.С. и Х.М.: еодла, Епора, Агаопса, и Еареста, пострадавших за Христа в гонение Декия, в половине II в. Сии свв. мученики происходили из разных городов о. Крита, но с одинаковой твердостью исповедали себя христианами и претерпели страшные истязания за веру, после которых были усечены мечом. Каждый из них, подходя к месту казни, совершал усердную молитву о просвещении своих мучителей светом веры Христовой. В церковных песнопениях все сии свв. мученики называются по именам и воспеваются как «десятица Богозванная, свеща десятосветлая» и «столби неколебленнии». Мощи их впоследствии были перенесены в Рим. Кондак, гл. 4. Денница воссия мучеников, честное страдальчество предозаряющее нам в вертепе Раждаемаго, егоже Дева бессеменно роди. Ап. ( Еф.6:10–17; 233 зач.; Ев. Лк.21:12–19; 106 зач.). Пр. Пала, епископа Неокесарйского. Славный добродетельной жизнью, он при имп. Ликинии явился исповедником Христа: ему были сожжены раскаленным железом руки и потом его сослали в заточение на реку Евфрат. При Константине Великом пр. Павел присутствовал на I Всел. Соборе. Пр. Нифонта, епископа Констанции града Кипрского. Родом из Пафлагонии (в Мал. Азии), он получил хорошее образование и в юности проводил весьма рассеянную жизнь. Затем, сознав греховность, он раскаялся, принял иночество и так угодил Господу своими подвигами, что сподобился дара прозорливости и чудотворения. Он почти всю жизнь находился в борьбе с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божьей. Своими «прозорливыми очами» пр. Нифонт видел, как души разлучаются с телами, как ангелы по воздуху несли душу праведную, как задерживали ее на пути силы темные, находившие в ней некоторые грехи; слышал, как ангелы спрашивали у ангела-хранителя души, точно ли она сделала те грехи, в которых обвиняли ее духи злобные, и как ангел отвечал, что она точно сделала эти грехи, но омыла их слезами покаяния, и тогда ангелы изрекли следующие, отрадные для кающихся грешников, слова: «все грешники, исповедующие грехи свои со слезами, по милости Божьей, могут получить прощение, а без покаяния умерших судить будет Бог»; видел также преподобный, с какою адской радостью нечистые духи влекли в геенну ожесточенного грешника, умершего без покаяния, и какими горькими при этом слезами обливался ангел хранитель. Под старость пр. Нифонт прибыл в Александрию и там, по особому откровению, был избран в епископа Кипрского г. Констанции. Он «с прилежашем многим» пас стадо Христово и был «сиротам и вдовицам аки истинный отец, немощным благодетель и врач безмезден, и чудеса сотвори различныя». После недолгого управления паствой св. Нифонт мирно скончался во время патриаршества св. Афанасия Александрийского (326–373 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

XVII в.), память святого помещается под 23 дек., при этом описание его внешности отражает неустойчивую традицию, согласно которой Н. можно было писать и как архиерея - «патриарха Царя града», к-рый «лицем и брадою и власы подобен Павлу апостолу, разве ризы и не плешив», и как «мниха» (монаха), со свитком в руке ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 59; в лицевой части подлинника изображение Н. не представлено). Такое редко встречающееся смешение 2 типов иконографии, один из к-рых относится к образам чина святительского, а другой - чина преподобных, привел к появлению у акад. В. Д. Фартусова (1910) под 23 дек. 2 святых с именем Н. Первого следовало изображать греком, старцем с бородой, разделенной на пряди, худощавым и бледным, в фелони и омофоре; предлагалось неск. вариантов надписания его свитка, в каждом подчеркивалось моление за грешников, и проклятие тому, «кто последует русалиям»; второго рекомендовалось изображать в том же возрасте, но в монашеских одеждах ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 116). Свт. Нифонт, еп. Кипрский. Икона. Медное литье, эмаль. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Свт. Нифонт, еп. Кипрский. Икона. Медное литье, эмаль. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Древнейшее поясное изображение Н. как святителя сохранилось на фреске в проходе из придела во имя Спасителя в наос кафоликона Пресв. Богородицы мон-ря в Велюсе, Македония (1085-1093). Он облачен в фелонь, седой, с недлинными волосами и волнистой бородой, с Евангелием на левой руке; в надписи место служения епископа не упоминается. Заказчик храмовых росписей мон. Мануил, насельник мон-ря св. Авксентия в Халкидоне близ К-поля (впосл. епископ Струмицкий (в составе Охридской архиепископии)), мог пригласить художников из столицы Византии, где сложилось почитание Н. Как святитель Н. изображен и на сев. стене во фресках ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в монастыре Грачаница (ок. 1320). Он представлен старцем с недлинными волнистыми волосами и бородой, облачен в крещатую фелонь, в покровенных фелонью руках - Евангелие.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Выйдя на берег невредимыми, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать. Игемон, вскоре узнав об этом, разгневался и издал приказ схватить их и казнить всевозможными казнями, мученицу же Анастасию растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так блаженная Узорешительница совершила страдальческий свой подвиг, разрешилась от уз плоти и отошла к небесной желанной свободе [ 15 ]. Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивою женою Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь, на защиту и спасение городу, во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом, во едином Божестве прославляемого вовеки. Аминь.   Кондак, глас 2: Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающии, приемлют честная дарования от живущия в тебе божественныя благодати, Анастасие: ты бо присно миру точиши исцеления. Память 23 декабря Житие святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского Преподобный Нифонт был родом из Пафлагонской страны, из города Плагиона [ 1 ], и был сыном одного знаменитого человека по имени Агапит. В отроческом возрасте он был поручен воеводе Савватию, присланному из Царьграда в Пафлагонию царем Константином Великим. Воевода же отослал отрока для образования со своим протовестиарием [ 2 ] в Царьград к своей жене. И стал учиться отрок у пресвитера Петра, жившего при доме воеводы, и учился прилежно и успешно, так как был способен к учению. В малом возрасте Нифонт был добр, тих, кроток, смиренен, и любил ходить в церковь. Придя же в юношеский возраст, он стал понемногу развращаться от дурных товарищей: юноши, если они не воспитаны в страхе Божием, легко поддаются дурному примеру. И если среди взрослых людей добрый легко развращается злым, как сказано: «со строптивыми развратишься» (Пс. 17:27), чаще это бывает среди юных, которые, естественно, более склонны ко злу, чем к добру, как написано: «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21). Так и юный Нифонт начал вести праздную и ленивую жизнь, есть без меры и упиваться, научился от бесчинных юношей празднословию и сквернословию, стал ходить на представление скоморохов, потом и на скверные дела и все ночи проводил с товарищами в беззакониях, оскверняясь нечистыми грехами, к тому же стал он и красть, ссориться и драться со всеми, и другим молодым людям был он на соблазн, так как не только сам совершал всякое беззаконие, но и многих других склонял к тому же. Один знакомый Нифонта, по имени Василий, постоянно говорил ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010