По примеру святых жен-мироносиц, и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит апостол ( Рим. 8:38–39 ), ничто не могло отлучить нас от Него — ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего. Прославляя жен-мироносиц, Церковь воспевает их словами тропаря: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость . Неделя 4-я – о расслабленном В этот день в храмах читается евангельский отрывок о чудесном исцелении Господом расслабленного. Он был в недуге 38 лет и ждал избавления от него около купальни, в которой раз в году исцелялся первый в нее входивший ( Ин. 5:1–14 ). Эта купальня была прообразом дарованной Христом купели Крещения, в которой уже не раз в году, а в любой час каждый уверовавший может исцелиться, очистив себя от скверны греховной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов, ведущих к купальне, символизируют пять Книг Моисеевых, ведущих ко спасению, то есть иудейское Писание, которое, по слову Самого Спасителя, свидетельствует о Нем ( Ин.5:39 ). Соответственно, множество больных, лежавших вокруг купальни, являют образ пораженного грехом падшего человечества, ожидавшего пришествия Мессии и спасения. Евангелие о расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: «Встань и ходи»! Важно помнить, что спасение человеков невозможно без какого-либо усилия со стороны самих людей, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ).

http://azbyka.ru/nedeli-po-pashe

Родные мои и дорогие о Господе православные женщины! Внимательно следите за своими сердцами. При появлении малейшей искры зла немедленно гасите ее молитвой об обидчике, разгоревшееся пламя зла в сердце женщины легко может сжечь ее душу и тело. Немедленно гасите этот зловещий зародыш смерти — зло. Не давайте вырасти ему в демона, подобного свирепому великану. И тогда сердца ваши будут домом мира, духовной радости, святого покоя, великого терпения, любви и храмом Духа Святаго. В день жен-мироносиц, поистине великий женский день, я от всей души, от всего сердца призываю вам, мои дорогие, добрые, благочестивые женщины, благословение Господне, Покров Царицы Небесной и молитвы святых жен-мироносиц. Христос воскресе! Воистину воскресе! Аминь. Неделя о расслабленном Христос воскресе! Воистину воскресе! Сегодня на всем земном шаре в православных храмах читает- 11 ся очень интересное Евангелие. Оно повествует, как на Пас- «7 ху Иисус пришел в Иерусалимский храм. Сейчас, друзья, мы тоже с вами живем в пасхальные дни. Из сегодняшнего мы можем научиться у Христа, как проводить это время. Апостол Павел просит нас: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор.4:16). Посмотрим, что делал Иисус в Пасхальные дни. По еврейской традиции все мужчины, начиная с двенадцати лет, в это время должны были ежедневно посещать храм Соломона. Иисус также пребывал в церковной молитве. Помолившись, Господь направился в ту часть храма, где находились больные. Известно, что евреи в большом количестве пригоняли в храм овец для жертвоприношений. Перед закланием овец тщательно купали. Для этой цели существовал бассейн, так называемая овечья купель. Вокруг нее располагалось несколько крытых помещений, где лежало множество больных: слецых, хромых, парализованных и других. Овечья купель была известна своим исключительным чудом. Уже много столетий в храме Воскресения Христова в Иерусалиме в воздухе накануне Пасхи появляется шар нерукотворного благодатного огня, который первые секунды не жжет руки. Православные зажигают от него свечи и развозят этот Святой Огонь по всему земному шару.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц. После второй Недели и седмицы по Пасхе – о Фоме – следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения Господа. Воспоминания свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в этом богослужении Крест и спасительную смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший. В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет ( Ин. 5, 1–14 ), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди во время иудейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого, но Воскресшего и озарившего мир светом Своего Воскресения. С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим. В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. – «половина») Пятидесятницы – половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день воспоминается евангельское событие, когда Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде, под которой разумеются благодатное учение Христово и дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре празднику. Поэтому в праздник Преполовения совершается в храмах освящение воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Интерьер ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Пробота. Росписи. 1532–1534 гг. Еще один довольно редкий в визант. и поствизант. живописи цикл, «Одиннадцать воскресных Евангелий» (читаются на воскресной утрене), расположен регистром ниже по всему периметру нартекса. Среди ранних примеров можно назвать роспись ц. во имя вмч. Никиты в Чучере, более поздние - роспись алтаря кафоликона Проботы и роспись церкви мон-ря свт. Николая (Филантропинон) на острове в оз. Памвотида (Янина). В редакции некоторых сцен данного цикла очевидно влияние уже упомянутых миниатюр рукописи Paris. gr. 74. В следующем регистре - над входом в усыпальницу - помещена композиция, которой посвящен храм,- «Сошествие Св. Духа», затем - цикл Пятидесятницы (композиции, посвященные тематике празднования воскресений от Пасхи до Недели всех святых). Однако, ввиду того что Фомино воскресенье (2-е по Пасхе) и воскресенье жен-мироносиц (3-е) уже были включены в цикл «Одиннадцать воскресных Евангелий», в этом цикле они были заменены: композиция, расположенная на месте изображения Фомина воскресенья, идентификации не поддается, вместо сцены жен-мироносиц представлена сцена «Оплакивание Христа» по принципу текстового соседства евангельских чтений. Самой необычной является иллюстрация 5-го воскресенья (Недели о самаряныне), к-рая представляет собой удлиненный фриз, включающий кроме беседы самарянки со Христом и с Его учениками беседу с рим. имп. Нероном (согласно пояснительной надписи) на престоле, у подножия к-рого лежат обезглавленные тела мучеников. Т. о. евангельский эпизод перерастает в агиографическое повествование о христ. жизни и мученичестве самарянки, известной под именем мц. Фотинии. Цикл замыкается там, где начался (на восточной стене), композицией «Неделя всех святых». За сценой «Пятидесятница» помещена сцена «Воздвижение Креста Господня» - первый из двунадесятых праздников церковного года. Обращает на себя внимание цикл сцен, которым А. Н. Грабар дал определение «христианские столицы». Для них использованы агиографические композиции «Лествица прп. Иоанна Лествичника», «Чудеса прп. Саввы Освященного» и «Чудеса прп. Афанасия Афонского», наводящие на мысль о том, что главные центры правосл. духовности находятся не в церковных центрах и столичных городах, а в мон-рях Синая, Афона и Иерусалима. Присутствие в этих сценах коронованных персонажей, возможно, указывает на покровительство молдав. господарей данным монастырским центрам.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

     «Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц»,— читаем мы в православном календаре. Иногда этот праздник называют «церковным женским днем», но это всё же не совсем верно. День жен-мироносиц — это воспоминание о первой христианской проповеди, в которой мир — пусть в виде очень ограниченного круга лиц — впервые услышал пасхальное приветствие: «Христос воскрес!». Давайте поиграем в игру! Смысл простой: назвать выдающихся женщин. В памяти сразу же всплывают имена героинь Великой Отечественной, первая женщина-космонавт, несколько женщин-ученых, писательниц, кто-то вспомнит императриц и так далее. Десятка два-три, я думаю, наберется. А теперь называем героев-мужчин… В разы больше, даже в десятки раз. Почему так? Потому что во многие эпохи и во многих странах отношение общества к женщине было, скажем так, снисходительным. Это отношение ярче всего иллюстрирует известное немецкое выражение «киндер, кюхе, кирхе», то есть «дети, кухня, церковь». К сожалению, в современном обществе до сих пор бытует мнение, что и Православная Церковь относится к женщине как к субъекту второго сорта, принижая ее достоинство, не уделяя должного внимания ее развитию. Так ли это? Нет, потому что когда в христианском обществе женщины не имеют тех же прав, что и мужчины, это положение дел не проистекает из христианства. А если внимательно почитать Новый Завет, то мы увидим в нем как раз принципиальный отход от «традиционной» нормы и отношение к женщине как к совершенно равному мужчине в ценности перед Богом творению. Из Евангелия мы знаем об одной семье — близких друзьях Христа. Это две сестры и брат — Марфа, Мария и Лазарь. Однажды Христос приходит в их дом, и Марфа уходит на кухню готовить угощение. Это не просто желание угодить дорогому гостю, а обычный порядок вещей для женщины того времени — заниматься трапезой, пока мужчины беседуют. Мария же, вопреки этому порядку, садится у ног Иисуса и слушает Его слово. Марфа вполне законно возмущается: «Господи, почему Ты не отправишь Марию на кухню?». Но Христос отвечает: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Господь как бы говорит: «Марфа, твое место не на кухне, а здесь, со Мной. Забудь про вековой жизненный уклад, потому что Я пришел в твой дом и обращаюсь и к тебе, наравне с другими».

http://pravoslavie.ru/103065.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга 18 мая 2013 г. 23:18 18 мая 2013 года, в канун недели 3-й по Пасхе, святых жен-мироносиц, Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. По окончании богослужения Святейший Патриарх произнес проповедь. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Кирилл! Отцы, братья и сестры! Господин губернатор, уважаемый Евгений Владимирович! Я хотел бы вас всех сердечно приветствовать в связи с этим воскресным вечером. Мы накануне большого праздника — это третья неделя по Пасхе, а каждое воскресенье в течение Пасхального периода считается большим праздником. Воскресенье же, которое будет завтра, отмечено многими важными событиями. Во-первых, это память жен-мироносиц и тайных учеников Христовых Иосифа и Никодима. Мы знаем, что Иосиф и Никодим любили Господа, внимательно Его слушали, но не могли открыто исповедовать себя Его учениками. Иосиф был человеком во власти, членом Синедриона — того самого Синедриона, который осудил Спасителя на смерть, и потому открытое исповедание и признание Спасителя своим Учителем означало для него, может быть, даже саму смерть. И Никодим, тоже человек знатный, приходил к Спасителю тайно, ночью — опять-таки боялся. Вот эти двое учеников Спасителя в конце концов, после Его смерти, не убоялись: Иосиф пошел к Пилату и испросил тело Иисуса. Затем положил Его в новом гробе и обвил, вместе с Никодимом, драгоценной плащаницей. Страх был тогда, когда жил Спаситель. Но когда завершилась Его жизнь, страх ушел. Нужно было иметь большое мужество, чтобы идти к высшему правителю и просить тело Того, Кто был распят. Но Иосиф совершил этот замечательный поступок, и мы прославляем его и другого тайного ученика — Никодима. В нашей истории мы тоже проходили через многие испытания, через гонения, когда само исповедание Господа Учителем, Спасителем и Богом для многих означало конец карьеры, а в определенные моменты истории — конец жизни. Мы знаем, что многие люди исповедовали Господа тайно. Неизвестно, сколько их было в нашей стране, но их было очень и очень много, и когда в конце 30-х годов решили провести перепись и задать вопрос относительно принадлежности к той или иной религии, большинство назвали себя православными — подобно тому, как Иосиф отверг страх и признал себя учеником Распятого Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/2980046.ht...

Приведу простой пример из собственной практики. Я очень много путешествую, очень часто прохожу через металлоискатели в аэропортах. Иногда меня просят снять обувь, раскрыть чемодан и показать содержимое. Должен признаться, что психологически это неприятно. И иной раз я думаю: ну почему вот так, без всякого уважения, относятся к священнослужителю? Но тут же себя останавливаю и говорю себе, что эти люди имеют право на такие действия, и я должен им подчиниться, потому что это делается ради нашей безопасности.  Е. Грачева: Владыка, сейчас Неделя жен-мироносиц. Я помню, что в преддверии 8 марта Вы сказали, что всех женщин в своем окружении Вы традиционно поздравляете именно в эти дни. Ведь жены-мироносицы оказались самыми преданными Христу и если апостолы разбежались, то именно женщины не побоялись прийти к Его гробу с утра. Почему тогда именно апостолы, а не женщины-мироносицы получили в Писании и в Церкви особый статус?  Митрополит Иларион: Потому что, во-первых, апостолы были избраны на свое служение Самим Иисусом Христом. В Евангелиях рассказывается о том, что из большего числа учеников, в которое входили и женщины тоже, Господь избрал двенадцать апостолов. Все эти двенадцать апостолов были мужчинами. Один из них потом оказался предателем, но одиннадцать остались. Затем они по жребию избрали двенадцатого. А потом промыслом Божиим к этой апостольской общине был добавлен Павел.  С двенадцати апостолов пошла вся церковная иерархия, и эта иерархия сохраняется до сих пор. Это никоим образом не умаляет значение подвига женщин, потому что, во-первых, самая главная из святых, Которую мы прославляем больше, чем ангелов, мы Ее называем Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, является женщина — Божия Матерь. Во-вторых, в истории Церкви были женщины, которые прославлены как равноапостольные. Женщина в Церкви может занимать важные, в том числе руководящие посты. И у нас есть такие женщины в Русской Православной Церкви.  Поэтому всех женщин — и тех, которые занимают важные посты в Церкви или в государстве, и тех, которые трудятся на скромных должностях, — я хотел бы поздравить с праздником жен-мироносиц и пожелать, чтобы они были так же верны Христу, как эти замечательные женщины, которых мы прославляем в этот день.

http://patriarchia.ru/db/text/5185518.ht...

Неделя закончилась празднованием 25 апреля памяти святых жен-мироносиц: «Евангелие сохранило их имена. Это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария и Марфа, Сусанна. Среди них были матери ближайших учеников - Иакова и Иоанна, сестры друга Господа - Лазаря. Женщины эти постоянно следовали за Господом во время Его земной жизни, служили Ему «имением своим», сопровождали Его в Иерусалим, не оставили в часы страданий и крестной смерти. Они принесли к погребальной пещере миро (благовония), чтобы по обычаю помазать им тело Иисуса. Но вместо Почившего обрели ангела, возвестившего им радостную весть, а затем увидели и Самого Воскресшего Господа. И тотчас они снова стали служить Ему, но уже в новом, высшем апостольском призвании понесли народам весть о Воскресении Христовом», - так пишет об этом празднике сайт «Регионы России» . «Святые мироносицы представляют собой образец истинного женского образа: самоотверженная и постоянная любовь к Богу и к ближнему, служение не только домашним, но и немощным, страждущим, неимущим, что возможно только при открытом, добром и любвеобильном сердце. День их памяти всегда был настоящим женским праздником». На сайте «Православной газеты» более подробно рассказывается о значении этого праздника: «В то время, как апостолы, боясь разделить участь своего Учителя, разбежались, Петр, клявшийся в верности до смерти, трижды отрекся от Него, жены - мироносицы бесстрашно следовали за Ним на Голгофу, и стояли у креста до самого погребения Его, смотрели, где Его полагали, и едва минул день субботнего покоя, они купили ароматы и раньше восхода солнца поспешили на гроб помазать Его тело благовониями.  Они не знали ни смысла Его смерти, ни тайны грядущего Воскресения. Для них, таким образом, в эту ночь все кончалось, все гибло, но именно они оказались верными, пребыли в твердой земной любви. Жены-мироносицы шли отдать последний долг любимому Учителю и навсегда расстаться с Ним». И к райским дверям райским дверям Пасхи они приблизились «путем любви и верности»: «Взирая на подвиг жен-мироносиц прежде всего станем учиться у них любить. Любить Божией любовью, не тем человеческим чувством, когда мы просто нравимся друг другу, а той любовью, которая жизнь свою полагает, чтобы другие нашли жизнь».

http://pravoslavie.ru/4891.html

Фото: Телеканал " Царьград " , germip/shutterstock.com      Христос воскресе! Дорогие братья и сестры, есть дни в нашем церковном календаре дни, когда можно женщину поругивать, побурчать на нее - например, за Адамово изгнание. Сказать: " все из-за вас, развесила уши, со Змеем заговорилась возле дерева, съела то, что не нужно, еще и мужу дала - все из-за вас там и покатилось вверх тормашками " . Но есть и дни когда женщину можно хвалить и нужно хвалить, с радостью встречаем и лобызаем, и сей день приближается. Это неделя жен-мироносиц - следующая после Фоминой недели в церковном календаре. Женщина в эту неделю выступает как друг Христов, как Его соратница и помощница, верная и смелая, смелее, чем мужчина. Сильный широкоплечий мужчина с заскорузлыми руками, обветренный, не боящийся никого, который может как Петр с мечом в руках драться с нападающими на Господа, может порой испугаться и сбежать, а женщины слабые стоят, потому что душа - это залог мужества. Мужество ведь в душе, а не в мышцах. И вот эти женщины, полюбившие Христа, до капельки, до точки, до донышка, каждой фиброй души своей сумели быть верными Господу до конца - великие люди. Из истории Церкви знаем, как много женщин послужили Церкви Божией, будучи высокопоставленными - например, поминается Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова - богатая женщина, она помогала Господу материально, она ходила за Ним и всюду делала все, что могла для того, чтобы было Ему хорошо и удобно. Или Людмила Чешская, или Женевьева Парижская, или Клотильда Французская, или Ольга Равноапостольная Русская - бабушка Владимира, или Нина Равноапостольная Японская, или Евдокия Московская, или Анна Кашинская, или многие-многие другие. Их множество, этих святых жен, которые доказывают Христу свою верность и смелость, и мужество, и умирать не боятся за Господа в те времена, когда у мужиков сил не хватает. В этот день мы чтим всех наших женщин независимо от возраста и состояния семейного, чтим наших девочек в надежде на то, что они будут добрыми христианками, на радость нам вырастут дочки, крестницы и племянницы. Жен своих с любовью лобзаем и благодарим за то, что они помощницы наши. Они и есть те, для чего их Бог создал - помощницей быть мужу своему. Мам наших благодарим за то, что мы вышли из их чрева, и их молитвой живем до сегодняшнего дня. Прихожанок наших благодарим, бабушек наших и всех-всех-всех, кому посчастливилось или судилось жить в женском естестве, пить горькую чашу Евиных дочек.

http://pravoslavie.ru/103096.html

Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования. Новый Завет (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 3-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь в 3-ю неделю по Пасхе (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский .  Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в 3-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования. Новый Завет (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь в 3-ю неделю по Пасхе (Апостольское чтение) (Деян 6:1–7) Русский перевод архимандрита Ианнуария: «Нищих всегда имеете с собою» (Мф 26:11), — говорил Своим ученикам Спаситель. Так было тысячи лет назад, так остается и поныне. Все мы знаем, как происходит ежедневная раздача пищи бедным людям, выстроившимся в очередь за своей порцией супа или каши. Такому служению посвящают свое время и средства различные благотворительные организации. И это — благородное служение. Вот и в древней Иерусалимской церкви практиковалась ежедневная раздача пищи пожилым вдовам, оставшимся без средств к существованию. Этот обычай в христианство естественным образом перешел из иудейской традиции ежедневного сбора денег, вещей и продуктов для распределения среди нуждающихся. У христиан закупка распределяемых продуктов, возможно, производилась также на деньги, вырученные от добровольной продажи собственности. Как рассказано в той же Книге Деяний, христиане, «которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян 4:34–35). Однако подобные акции распределения средств редко обходятся без проблем. Кто-то всегда может почувствовать себя обойденным. Где нищета — там и искушения. Не обошлось без проблем и в Иерусалимской церкви, которая состояла из двух групп уверовавших в Иисуса Христа иудеев. С одной стороны, это были местные уроженцы. Они говорили на родном арамейском языке; они гордились тем, что в их крови нет никакой иностранной примеси; они слушали в синагоге чтение Святого Писания на древнееврейском языке. Они-то и названы в Книге Деяний «евреями». Но было немало и таких иудеев, которые родились и выросли в других странах, в рассеянии. Многие из них в течение нескольких поколений жили за пределами Палестины. Давно забыв язык предков, они говорили на «международном» языке тех веков, на греческом, отчего их и называли «эллинистами». Да и Писание в их синагогах читалось в переводе на греческий язык. По той или иной причине они прибывали в Иерусалим, чаще всего на великие праздники. Некоторые оставались жить в Иерусалиме надолго.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010