Служба рядовая, но после Литургии совершается особенная панихида, где заупокойные молитвы соединяются с пасхальными текстами. Смерть воспринимается в них не как печальный конец, а как светлый переход в Вечность. Праздник этот присущ только русской церковной традиции (Россия, Украина, Беларусь, часть Польши) и отсутствует в практике других Православных Церквей. Неделя 3 по Пасхе, святых жен-мироносиц: 19 мая Фото Юлии Маковейчук В этот день особо вспоминаются святые женщины — ученицы Христа, которые пришли ко гробу Спасителя помазать Его тело дорогим маслом — миром, но не нашли Его там. Церковь почитает подвиг святых женщин, ставя в пример их веру: когда все ученики-мужчины в страхе бросили Учителя, мироносицы мужественно шли вслед Господу. За свою пламенную любовь они сподобились первыми получить весть о Воскресении. В этот день прославляется идея женского служения в Церкви, семье и обществе. Неделя 4 по Пасхе, о расслабленном: 29 мая Бартоломе Эстебан Мурильо. Христос исцеляет расслабленного у купальни На Литургии читается отрывок Евангелия об исцелении парализованного человека, который целых 38 лет лежал около иерусалимской купальни Вифезда. По слову апостола Иоанна: …Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин 5:4). Расслабленный человек тоже мог бы исцелиться, окунувшись в чудодейственные воды Вифезды, но за 38 лет никто из окружающих так и не захотел ему помочь в этом. Иисус исцеляет его одним лишь словом (Ин 5:1–15). В этом эпизоде Церковь видит глубокую символику — по сути, каждый из нас в той или иной мере парализован грехом и страстями и не может от них избавиться сам, без помощи Божьей. Преполовение Пятидесятницы: 29 мая Фото Louis du Mont/www.flickr.com Отмечается на двадцать пятый день от Пасхи, то есть на «полпути» от Пасхи до Пятидесятницы, отсюда и название — преполовение («через половину»). Богослужебные особенности В текстах этого дня начинают звучать мотивы Пятидесятницы — развивается тема освящения человека божественной благодатью. Своей кульминации эти мотивы достигнут в день праздника Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов. Служба совершается только по праздничному чину. Положено малое освящение воды. Неделя 5 по Пасхе, о самарянке: 2 июня

http://foma.ru/ot-pashi-do-nedeli-vseh-s...

вечерне после благословения хлебов – чтение праздника. На утрени после первой кафизмы – чтение; по 2-й кафизме – чтение праздника; по полиелее и седальнах – чтение праздника; после шестой песни канона – пролог. Полагается четыре чтения вероятно потому, что Благовещение бывает большею частью во время великого поста. Праздник начинается от четверга 3-й недели святых постов и восходит до среды Светлой седмицы. А так как чтение и объяснение Слова Божия и назидательное повествование об истории и значении праздника составляет существенную часть церковного богослужения. то во всех (кажется – 14-ти) указаниях церковного устава, как совершать богослужение в праздник Благовещения, когда он приходится на разные недели великого поста, или на страстную неделю, или на Пасху, ни разу не пропущено слово чтение, хотя многое другое по ясности и не повторяется в церковном уставе. Во Святую Пасху по третьей песни читаем в Григории Богослове : «На страже моей стану», после шестой песни – синаксарей; по целовании читается огласительное слово Иоанна Златоуста : «Аще кто благочестив»... В понедельник Св. Пасхи по третьей песни – чтение толкования па 1-ю главу Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово»... (От сего бо дне начинаем сию книгу и даже до всех святых совершаем). После шестой песни – чтение. Сице бывает служба утрени во всю Светлую седмицу. Творим же литию вне обители. 2-я неделя Антипасхи или Фомы. На вечерне – чтение Деяний св. Апостолов. Чтутся же Деяния от начала или беседы Иоанна Златоуста от начала. На утрени после кафизмы – чтение, после шестой песни – синаксарий. 3– я неделя Жен Мироносиц. На вечерне – обычное чтение Деяний св. Апостолов. На утрени – чтение в Евангелии толковом по чину своему; после 6-й песни – синаксарий. 4– я неделя по Пасхи о расслабленном. На утрени после кафизмы и седальна читаем словеса толкования Евангелия Иоанна: 36, 37 и 38; после шестой песни – синаксарий. В среду преполовения. На утрени – чтение в толковании Евангелия Иоанна; по шестой песни – синаксарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Примем же эти оба свидетельства – и Нафанаила, и Фомы. Один познал Его Духом Животворящим, другой узрел воскресшую, нетленную плоть Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Неужели нам мало этого свидетельства тех, кто мог сказать, что они свидетельствуют о том, что их очи видели, уши слышали, руки осязали ( 1Ин.1:1 )? Тех, которые всем опытом своего человечества и Духа, живущего в них, познали Христа Богом и Господом своим? Какое дивное нам свидетельство, какая радость, что мы можем на его основании веровать и ликовать о том, что воскрес Христос, что мертвый ни один во гробе, что жизнь торжествует. Верить, что нам дан мир, который мир сей не может ни дать, ни отнять, что над нами благодать Господа нашего Иисуса Христа, что с нами любовь Бога и Отца, что среди нас и в нас Дух Святой! Слава Богу за все! Аминь! Неделя жен-мироносиц 10 мая 1992 г. Мк 15:43–16:8 . Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы сегодня молитвенно и благоговейно вспоминаем святых жен-мироносиц. Жены-Мироносицы одни остались у креста Господня вместе с Божией Матерью и святым Иоанном, юнейшим учеником Христа, которого Евангелие называет любимым и любящим ( Ин.13:23 ). Апостолы бежали, остались одни женщины. Почему это могло случиться? Не потому ли, что апостолы собрались вокруг Христа, пораженные Его личностью, убежденные умственно Его учением и видя в Нем того, который пришел и освободит израильский народ от римского плена и восстановит царство Израиля. Они переживали Его как своего наставника, учителя, но вместе с этим они до конца не поняли, Кто Он. Жены-мироносицы и многие женщины, которые были вокруг них, не ожидали от Спасителя Христа никакой политической деятельности, никакого государственного переворота: для них, в их сердце, которое сумело отозваться на личность и на учение Спасителя, было достаточно того, кем и чем Он был. Они через тонкий покров Его плоти прозревали сияние Божества. Для них было достаточно того, что Он Своим словом, Своим взором, Своими действиями вырвал их из гнета временной жизни, из плена греха, из плена и порабощения человеческого и сделал их достойными Царствия Божия. Для них было достаточно, что Он открыл перед ними вечность и что эта вечность разорвала как бы границы времени и пространства, и теперь через Него, благодаря Ему они принадлежали Божественному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2 мая вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии. Вед.: Здравствуйте! Воскресенье 3 мая Неделя святых жен-мироносиц. Иногда этот день называют «православным женским днем». Об этом празднике, а также о роли женщины в семье, обществе, в Церкви мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Здравствуйте, Владыка! Митрополит Лонгин: Христос воскресе! Вед.: Воистину воскресе! Владыка, почему же Церковь выделила отдельную неделю, да еще такую важную — после Пасхи для того, чтобы почтить святых жен-мироносиц? Митрополит Лонгин: Это сделано для того, чтобы, как Вы правильно сказали, почтить память тех женщин, которые сопровождали Христа, сопутствовали Ему во время Его земной жизни и проповеди. Не надо забывать, что их подвиг состоит еще и в том, что, когда практически все ученики Христа бежали, рассеялись, жены-мироносицы вместе с Божией Матерью стояли на Голгофе во время Его распятия, погребали Его вместе с Иосифом и Никодимом. Как бы в награду за этот подвиг они первыми узнали и о Воскресении Христовом. А мироносицами Церковь называет их потому, что в первый день после субботы они пошли на гроб Христа для того, чтобы исполнить погребальный обряд и возлить на Его тело миро — специальные ароматические вещества, которые готовились именно для того, чтобы возливать на погребенного человека. Вместо того, чтобы исполнить задуманное, они увидели пустой гроб, пелены, Ангела, который благовествовал им о Воскресении, а Мария Магдалина, как рассказывает одно из Евангелий, встретилась и с Самим Господом. Вед.: Владыка, в связи с этим праздником хотелось бы поговорить о роли женщины в современном мире. Создается ощущение, что традиционные ценности, вечные для всех женщин, в современном мире утрачиваются. Если раньше идеал женщины это, безусловно, хранительница очага, то сейчас это успешная бизнес-леди, которая реализуется и в карьере, и в профессии, занимается спортом, следит за собой… Как к этому относится Церковь?

http://pravoslavie.ru/70421.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

— Ваше Святейшество, как представитель «Балканского радио» прошу Вас поздравить сербский народ с наступающим праздником Святой Пасхи, а также сказать несколько слов в поддержку сербского населения Косово и Метохии. — Я сердечно поздравляю всех радиослушателей, всех православных христиан, живущих в Сербии и прилегающих странах, весь сербский народ, и, конечно, Предстоятеля Сербской Церкви Святейшего Патриарха Павла, иерархов, священнослужителей, монашествующих и всех верующих Сербской Православной Церкви со светлым праздником Пасхи Христовой! Молитвенно желаю всем православным сербам, проживающим в Косово и Метохии, духовной поддержки и укрепления, ведь эти люди стали свидетелями разрушения своих храмов, им выпала нелегкая доля жить во враждебном окружении. Мы поддерживаем позицию Сербской Православной Церкви в отношении самопровозглашенной республики на территории Косово — священной для сербов земли. На пресс-конференции, которая состоялась во время моего визита на ПАСЕ в 2007 г., первый вопрос мне был задан об отношении к косовской проблеме. Я сказал, что, к сожалению, судьбу этого края решают те, кто там никогда не был и не знает, чем для сербов является Косово, сколько сербской крови эта земля впитала, сколько намоленных древних святынь — монастырей и храмов — находится на Косовской земле! Конечно, мы глубоко сопереживаем страданиям сербов, которые проживают на этих землях — теперь уже в меньшинстве. — Ваше Святейшество, более 10 лет назад Русская Православная Церковь выступила с предложением отмечать праздник Жен-Мироносиц вместо 8 марта — Международного женского дня. К сожалению, сейчас эта инициатива забылась. Есть ли сегодня в Церкви какой-нибудь центр, который занимается этим вопросом? — Неделя Жен-Мироносиц всегда считается у православных женщин женским днем, его верующие отмечают и без специального центра. Сейчас слышно много разговоров о том, что надо учредить праздник, посвященный семейному счастью и супружеской верности, а Православная Церковь уже давно отмечает День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, которые являют нам пример взаимной любви и верности. Сейчас нам пытаются привить новые зарубежные праздники — дни святых Валентина или Патрика, забывая о том, что в России издавна существуют свои традиции.

http://pravmir.ru/intervyu-svyatejshego-...

Мы часто хотим снять с себя крест, возложенный Отцом, не хотим нести тягот жизни и этим отходим, отделяемся от Бога. Это есть сопротивление Богу человеческого духа, гордость, это есть бунт перед Богом, и одно только воспоминание об этом великом грехе может вызвать сокрушение сердца. И хотя нас будет окружать мир, погрязший в пороках, пусть пребывает с нами мысль о грехе, о смерти и смертном часе, которая вызовет в нас сокрушение и слезы сердца. «Блажени плачущии, яко тии утешатся» 198 – так говорит Господь, и потому если в нас будет сокрушение, то мы почувствуем относительный покой души, а затем постоянную радость, которой да сподобит всех нас Господь молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых. Аминь. Неделя третья по Пасхе, святых жен-мироносиц. О надежде О том, как мы должны сохранять присутствие духа и надеяться на Господа, Святая Церковь дает нам прекрасный пример прославляемых ныне жен-мироносиц. И в наше время есть люди, которые могут служить нам примером. В каждом человеке есть отличительная высокая черта, ради которой Господь спасает его. Вглядевшись внимательно друг в друга, мы найдем эти черты и увидим море примеров, могущих привести ко спасению. Так, некоторые люди обладают умиленным сердцем: взглянешь – и сам умилишься, и плакать хочется, а если они будут говорить, то вам передастся какое-то особое настроение, тихое и просветленное. Есть у некоторых людей необыкновенное незлобие: сколько ни оскорбляют их, сколько ни раздражают и поносят, они все молчат, все переносят в своем сердце. Такие люди невольно побеждают злобу нашего сердца и умиротворяют его. Наконец, есть люди, горящие огнем молитвы. Взглянешь на них – глаза горят, ум весь погружен в молитву, и, глядя на них, невольно зажигаются сердца других людей, хочется молиться и молиться всем сердцем. Христос говорит про таких людей: «Царствие Божие внутрь вас есть» 199 . Все мы грешны и по своим грехам разделяемся на два разряда. Одни грешат мыслями, словами, делами по неведению. Это грехи не смертные.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Нет, грешник, не так делай. Храни себя всячески от греха, помощи у Бога проси, чтобы тебе сохранить себя; если же согрешишь, не оставайся во грехах, а скорее, тотчас обращайся к Богу, покайся, сознайся и проси прощения. Так любит Бог прощать грехи, что Сына Своего Единородного отдал за грешников на смерть, чтобы они уверились, что ради Его, умершего на кресте за них, Он им простит грехи, лишь бы каялись и просили прощения и, таким образом, чтобы не погибали во грехах. Так Крест Господень возносится, поднимается, главное, для того, чтобы привлечь твое внимание, чтобы ты видел, как любит тебя Господь Бог, и, видя это, каялся во грехах и чтобы не боялся просить прощения; чтобы не думал, что не простит Он, смертью Своей на кресте Сам заслуживший тебе прощение. Кающиеся и просящие прощения близки к Царству Небесному, а не кающиеся, не просящие прощения далеки от него. О, привлеки нас к Себе Своею благодатию, чтобы, видя Тебя, вознесенного на кресте, мы каялись и просили прощения. Аминь. Часть пятая. Поучения на воскресные дни 95. В Неделю святых жен-мироносиц Третья неделя по святой Пасхе называется Неделей святых жен-мироносиц. Чем это жены-мироносицы заслужили такую честь и память, что воспоминанию и прославлению их Святая Церковь особую в году назначила неделю? Ужели только тем, что в день Воскресения Иисуса Христа, очень рано утром, они несли миро благовонное ко гробу Его, чтобы помазать им Его тело, за что и названы мироносицами? Нет. Конечно, и этим они доказали, что любили Иисуса Христа, но это было только последнее их дело, которое они сделали для Него, из любви к Нему, умершему. Нет, еще прежде, гораздо раньше и гораздо больше своей любви к Иисусу Христу показали они. При погребении Его они были, при распятии Его находились, когда вели Его на Голгофу, шли за ним и плакали. Но главное, во все время, как Иисус Христос ходил по городам и селам и учил народ, эти женщины одни из первых следовали за Ним и служили Ему своим имением. Но что привлекало их к Иисусу Христу? Они тогда еще не знали, что Он – Сын Божий, Спаситель рода человеческого, Творец, Вседержитель, Бог. Что же именно заставляло их так любить Его? Учение, которое Он проповедовал. Никто еще тому не учил, чему учил Иисус Христос, и никто так не говорил, как Он говорил. Из уст Его лилось слово благое, как миро благовонное, и они отойти от Него не могли, все услышать что-нибудь от Него желали. Да, потому-то они и называли Его все больше Учителем только, почти и имени другого у них Ему не было, кроме как Учитель.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то, и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек. Человек так велик, что Бог может вместиться в него, человек так велик, что Христос может пройти через врата смертные и войти в вечную жизнь, и с Собой увлечь, унести нас в вечность,– как поток уносит. Человек так велик, что Христос, приобщившись во всех отношениях, кроме греха, нашему человечеству, приобщает нас до конца Своему Божеству, если только мы открываемся Его воздействию. Как это дивно! А в наступающие сорок дней Христос постоянно является Своим ученикам, Он им раскрывает тайны Царства Божия, Он им открывает имя Господа нашего как Любовь, Он им открывает понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью; Он открывает им, что временную жизнь они могут потерять, что она неминуемо пройдет, но что им дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все... И в наступающие недели каждое евангельское чтение будет нам говорить об этом торжестве жизни, о победе жизни, о победе любви над всем остальным. Будем радоваться, будем ликовать о том, что воскресший Христос не только победил смерть для Себя и в Себе,– будем радоваться, что в нас и для нас Он победил смерть, грех, страх– все, и что мы стали теперь свои, родные Живому Богу. Аминь. 17 апреля 1977 г. Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит; но вот в это время они вдруг появляются. У креста– апостолов не было; Иуда повесился; и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1268...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010