Настоящая любовь есть связь духа с духом, а потом уже и в эту меру – все остальное: связь души с душой и тела с телом, но именно постольку это уже не просто связь душ и тел, а духовная связь одухотворенных душ и духом освященных тел. Настоящая любовь связывает любящего не со всем существующим и живущим без различия: но только с Божественным во всем, что есть и живет; именно с искрой, с лучом, с прообразом и ликом. Это есть не слепая страсть, а зрячая, и движения ее не случайны, не неразборчивы и не беспомощны. Она вступает в единение и отождествление только с живым добром, но это единение есть безусловное – на жизнь и на смерть. Она не объединяется с началом зла, но отходит от него и противопоставляет себя ему 196 , и это противопоставление есть тоже безусловное – на жизнь и на смерть. Начало духа есть начало предметного выбора и религиозной преданности. И эту силу религиозной преданности, избравшей Божественное и прилепившейся к Нему, одухотворенная любовь вносит во всякое свое отношение: и к Богу, и к Церкви, и к родине, и к царю, и к своему народу, и к его вещественным и личным алтарям, и к своей семье, и к своему ближнему. Такая любовь перестраивает в душе все мировосприятие и все отношение к ценностям мира. Все грани проходят для нее по-новому и иначе, и все определяется Божественностью и Ее освящающим присутствием. Так, обычное, религиозно-слепое воззрение полагает, что полезное выше священного, что человек выше вещи и что «много людей» выше одного человека; оно «убеждено», что все люди «равны», что всякий человек имеет право на жизнь и что последнее слово всегда принадлежит «гуманности»; оно считает, что самое ужасное это голод и страдание и что жить на земле тем лучше, чем больше довольных и счастливых людей; оно не сомневается в том, что здоровье лучше болезни, что власть лучше подчинения, что богатство лучше бедности и что жизнь всегда лучше смерти. Совсем иначе видит и расценивает все это духовная любовь. Для нее священное всегда выше полезного: земной вред ей не безусловно страшен и слишком человеческая польза не привлекательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-so...

За все это я бесконечно Вам благодарен. Я должен был ответить Вам на это сразу, но мне тоже хотелось сделать что-нибудь для Вас, потрудиться, как умею, и это обстоятельство задержало мой ответ Вам. А занимался я сейчас в связи с тем местом Типикона, о котором мы говорили в машине, едучи на Ленинградский вокзал после нашего совещания. Меня самого заинтересовало, что хотели сказать редакторы Типикона изд[ания] 1682 года словами: «В понедельник 2-я седмицы антипасхи на утрени. По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей: глаголем: Христос воскресе: трижды, тихим гласом... И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу: и обычное шестопсалмие». Эти слова можно понимать и в том смысле, что от недели антипасхи ктиторские псалмы не следует читать, а надо начинать утреню с возгласа «Слава святей...», далее «Христос воскресе...», «Слава в вышних...» и шестопсалмие. Также можно понимать их в ином значении, т. е. что Типикон не отменяет чтения ктиторских псалмов, а хочет сказать, что и после возгласа «Слава Святей...» перед «Слава в вышних Богу» надо еще читать «Христос воскресе». Какое же толкование будет правильным? Из этих соображений я стал смотреть более ранние источники, и оказалось следующее. В греческих типиконах Иерусалимского устава этого места нет. В первом печатном Типиконе 1610 г. это место изложено так: «В понедельник 2-я недели по Пасце полунощница обычная. На утрени благословившу иерею глаголем: Христос воскресе трижды, кратко. Таже трисвятое и прочее обычно. Сице убо глаголем вначале часом, и вечерням, и повечериям и полунощницам и всякой службе до среды навечерия Вознесению Христову на небеса. Таже: Слава в вышних Богу и поряду 6 псалмов» (л. 157 об.). Таким обр[азом], по этому Типикону следует, что ктиторские псалмы должны быть читаемы. В Типиконе же изд[ания] 1633 г. сказано иначе: «В понедельник 2 недели по Пасце. Полунощница обычная. На утрени. По внегда сотворит иерей начало глаголем: Христос воскресе трижды, кратко. Сице убо глаголем вначале часом и вечерням, и повечериям, и полунощницам, и всякой службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Диакон же отвне стоя пред образом Спаса Христа возглашает: Премудрость. Лик: Благослови. Священник, отвнутрь глаголет: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков: Лик: Аминь. Утверди Боже, святую православную веру, православных христиан, во век века. И священник глаголет тихим гласом: Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую: И паки священник: Слава Тебе Христе Боже, упование наше, слава Тебе. И глаголет лик: Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Священник же отверз святыя двери, и опустив фелонь, стоящу диакону отвне одесную, и орарь держащу обычно, глаголет иерей отпуст по дню, посем многолетие. зри   И по еже вечеряти братиям, емлет паки благословение церковник от предстоятеля, аще есть: аще же ни, от чреднаго священника. И клеплет в малый кампан, или в ручное клепало, по обычаю. И собравшимся братиям в притвор, творит начало чредный священник, и поем повечерие, яко обычай, с каноном. И по обычном отпусте предстоятель глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Братия же исходяще, два два по чину, творят поклон пред предстоятелем, и емлют от него благословение и прощение. Таже предстоятель, сотворив образ поклона, просит и сам прощения от них. Во утрии же:  Клеплет параекклисиарх в кампан, яко обычай, и в било, и собираются братия в притворе. Творит же священник начало: Благословен Бог наш: И абие чтец глаголет: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Царю небесный: Трисвятое, и по Отче наш: Господи помилуй, 12 раз. Приидите поклонимся: трижды. И псалом 50. Таже поется троичный канон, со благоговением и умилением. По каноне же поют троичное величание, сиесть: Достойно есть яко воистинну, славити Тя Бога Слова: И прочия тропари. Таже Трисвятое, и по Отче наш: и ипакои гласа. Господи помилуй, 40 раз, Слава, и ныне: Честнейшую херувим: И возглас от священника: Боже ущедри ны: И молитва глаголется от иерея: Всемогущая и животворящая: И отпуст, и прощение обычное. Таже иерей глаголет ектению: Помолимся о великом господине:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Относительно приобретателя надлежало удостовериться, имеет ли он право владеть имением в пределах той общины, в которой находится приобретаемое имение. при таком производстве личное участие сторон необходимо было для совершения акта о приобретении 271 . Таково было национальное германское понятие о приобретении вещного права; но прежде чем оно достигло полного своего развития и утвердилось в новейших законодательствах Западной Европы, ему пришлось выдержать борьбу с началами и преданиями римского права. Под исключительным влиянием этих начал и преданий, ученые германские юристы XVI и XVII столетий начали распространять и в судах и в законах другую, римскую теорию приобретения, и отказывались признавать даже требования действительной жизни, если эти требования не согласовались с тем законом, который они признавали в целом и в частностях безусловно обязательным. Вопреки стародавнему обычаю, вопреки признанной на практике потребности общественного и частного права, ученые и судьи стали признавать, на основании юстинианова права, что и без вотчинной записки переход вотчинного права совершается посредством одной передачи, основанной на законном выражении воли. Отсюда произошло смешение римского начала с германским, и вследствие того началась вредная и для государственного и для частного кредита неопределенность вотчинных прав и вотчинного владения. Несмотря на то, во многих местностях удержалось на практике обычное германское право, и записка в книги считалась необходимым действием, хотя символические действия давно уже уступили место письменной форме совершения актов 272 . Практический смысл взял, наконец, верх над ученым преданием и односторонней теорией, и XIX столетию суждено было снова поднять полузабытое начало вотчинной записки, и основать на нем целую систему приобретения и укрепления прав вотчинных. Еще во второй половине XVIII столетия обнаружилось стремление законодательств придать известность и твердость поземельному владению; в этом стремлении видны были, конечно, не одни цели гражданского права, а прежде всего цели финансовые и цели общественной экономии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но дар молитвы – это дар, который нужно приобрести. Вот короткие советы мудрых об искусстве молитвы. Как научиться молитве Молитва – искусство, которому нужно учиться. Если хочешь, чтобы молитва твоя была в огне и духе, готовься к ней сначала. Помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе твоей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. Здесь начало молитвы, а доброе начало половина дела. Установившись так внутренне, стань пред иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное славословие. Читай не спешно, вникай во всякое слово, мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами с крестом. Вникай во всякое слово и мысль, слова доводи до сердца или иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Читаешь: «Очисти мя от всякия скверны», – восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты и с полной надеждой проси ее у Господа. Читаешь: «Да будет воля Твоя», -и в сердце твоем совершенно предай участь твою Господу, с полной готовностью благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь: «И оставь нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим», – и в душе своей всем прости все и себе проси прощения у Господа. Если так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие. Если твоя летучая мысль во время молитвы будет отбегать на другие предметы, старайся сократить внимание и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает, опять возврати; повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Иногда не приходит дух молитвенный: точно мешает что-то. И тогда не следует покидать молитву, а еще большим усилием размягчить холодную душу. Вот что рассказывает о себе один грешник. «Я упал ниц и попробовал молиться, но каждый раз, как только я хотел призвать Бога, мое горло сжимала какая-то рука. Чья она была, я не знаю. Мне казалось, что я связан и нужно разорвать усилием чьи-то узы. Я начал молиться снова: второй, третий раз – то же. Тогда я воскликнул в отчаянии: Господи, помоги! И сразу почувствовал, что темная рука отошла. И молитва полилась от всего сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В этом все приготовление - благоговейно стать перед Богом, приготовление малое, но немалозначительное. Тут полагается начало молитвы, а доброе начало - половина дела. Так установившись внутренне, стань затем перед иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный и так далее, - читай не спешно, а вникай во всякое слово, и мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая то поклонами. В этом собственно и дело читания молитвы, приятного Богу и плодоносного. Вникай, сказал я, во всякое слово, и мысль слова до сердца доводи, - это значит вот что: понимай, что читаешь, и понятное прочувствуй. Других правил не требуется. Эти два: " понимай и чувствуй " , исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь, например: очисти ны от всякия скверны, - восчувствуй скверноту свою, возжелай чистоты и взыщи ее от Господа, с упованием на Него. Читаешь: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, - и в душе своей прости всем, и сердцем, все и всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: да будет воля Твоя, - и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Богу будет угодно. Если будешь так мыслить, чувствовать и поступать при всяком стихе твоей молитвы, то у тебя будет настоящее молитвословие. Урок третий Чтобы успешнее совершать молитвословие надлежащим образом, делай вот что: 1) Имей молитвенное правило, с благословения духовного твоего отца, не большое, но такое, которое мог бы ты исполнять неспешно при обычном течении твоих дел. 2) Прежде чем молиться, вчитывайся, когда есть у тебя более свободное время, в молитвы, которые входят в твое правило; пойми вполне каждое слово и прочувствуй его, чтобы тебе наперед знать, что при каком слове должно быть у тебя на душе, а еще лучше, если положенные молитвы заучишь на память. Когда сделаешь так, то во время молитвословия легко тебе будет понимать и чувствовать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Слава:  Бичевание претерпев, Создатель мой,/Ты и предан был ради меня на распятие,/чтобы спасение мое посреди земли совершив,/источить миру жизнь и драгоценною Твоею кровию/бессмертие даровать поклоняющимся Тебе. И ныне, Богородичен:  Агница Твоя Владыко, предстоящи у Креста,/и рыдающи Тебе Творца всяческих,/зряше Твое долготерпение:/волею бо родился еси плотию,/и страсти вся в ней претерпел еси, да спасеши мир. И ныне, Богородичен:  Агница Твоя Владыка,/предстоя у Креста/и рыдая о Тебе Творце всего,/созерцала Твое долготерпение:/ибо Ты добровольно родился во плоти/и все страдания в ней претерпел,/чтобы спасти мир! Вместо Достойно:  ирмос 9я песни: Благословен Ты, Господи:  Трисвятое по Отче наш: Кондак, глас 8: Нас ради Распятаго,/приидите, вси воспоим,/Того бо виде Мария на древе, и глаголаше:/аще и распятие терпиши,/Ты еси Сын и Бог Мой. Кондак, глас 8 Придите все, Распятого за нас воспоем./Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала:/“Хотя Ты и распятие претерпеваешь,/Ты – Сын и Бог мой”. И прочее, как обычно. ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТЫХ И СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТЫХ И СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК ВЕЧЕРА, ВО 2Й ЧАС НОЩИ ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ НА УТРЕНИ знаменует. И собравшимся нам во храм, благословившу священнику поем начало по обычаю, якоже в четверток 5й седмицы. Таже шестопсалмие. Посем ектения великая, и по возгласе поем, Аллилуиа,  на глас 8. Начало обычное, [после первой ектении молитвы не читаем]; шестопсалмие; после великой ектении [молитва 1; и] Аллилуия  со стихами, глас 8. И тропарь глас 8: Егда славнии ученицы/на умовении Вечери просвещахуся,/тогда Иуда злочестивый/сребролюбием недуговав омрачашеся,/и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает./Виждь имений рачителю,/сих ради удавление употребивша!/Бежи несытыя души,/Учителю таковая дерзнувшия:/Иже о всех благий, Господи слава Тебе. Трижды, косно и со сладкопением. Тропарь, глас 8 Когда славные ученики/при умовении на вечере просвещались,/тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался/и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает./Смотри, любитель стяжаний,/на удавление из-за них стяжавшего!/Беги от ненасытной души,/на такое против Учителя дерзнувшей!/Господи, ко всем благой, слава Тебе!  (3) Таже ектения малая.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

». Но если мировоззрение К. Н. Леонтьева в рассмотренном круге идей далеко от христианства, то слишком явные следы эстетизма видны на нем. «Болезненно развитая эстетика», слышали мы от самого К. Н. Леонтьева , гнала его от товарищей и родных братьев еще на студенческой скамье. Впоследствии развилось до ницшеанского «презрения к человеку», перешедши стадию «пафоса расстояния». Христианскую религию К. Н. Леонтьев, быть может, сам того не сознавая, делал высшим божественным авторитетом своего эстетизма, и, понятно, должен быль местами исказить, а местами ограничить ее: побежденное начало в «нестерпимо-сложной» натуре К. Н. Леонтьева стало победителем – повторим и здесь... – Трансцендентный мир, утверждаемый К. Н. Леонтьевым, в отношении блаженства праведников, видели мы, не нашел у него никаких ближайших определений. Но мимолетная заметка его, бывшего уже в монашеском образе, о многоженстве микадо и турецкого султана (II гл. § 2) дают основание гадать, в каком бы направлении могла быть раскрыта нашим поклонником Корана указанная сторона вопроса... И если К. Н. Леонтьев не сделал последнего, то, конечно, уж не по требованию логики своих переживаний и своих мыслей... 3.Богословская оценка раскрытого К. Н. Леонтьевым христианского учения о значении земной жизни человека (трансцендентный эгоизм). А. Богословская оценка раскрытого К. Н. Леонтьевым христианского учения об основном начале взаимного отношения Бога и человека с одной стороны, людей между собою, с другой. а) Религиозная правда в учении К. Н, Леонтьева: отстаиваемое им начало правды имеет свое законное место в христианской религии. Подробный анализ понятий правды и любви. Правда и любовь по существу – одно и то же чувство любви. Столь обычное забвение правды ведет к искажению христианства. б) Ложь в учении К. Н. Леонтьева в крайности выставления правды единственно законным началом жизни христианина. в) Учение К. Н. Леонтьева пред судом свято-отеческого учения о правде и любви, как свойствах Божиих, и как началах взаимного отношения людей

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

А с началом весны 140 византийцы отказались от [тактики] разбойнических засад и набегов на Дидимотихон, из страха перед стоявшим там персидским войском, и обратились к другим планам. Они сочли за лучшее щедрым денежным подношением прельстить сатрапа Умура, начальника персидского войска, и убедить его, оставив Фракию и любовь к друзьям, как можно скорее возвратиться в Азию. Но когда тот объявил эти их посулы Кантакузину, последний решил перехитрить эти замыслы [своих врагов], противопоставив им другие, еще более глубокие. «Если византийцы, – сказал он, – отдадут деньги числом более десяти тысяч, то это причинит им огромный вред и ослабит в военном отношении, а нам, получившим их, добавит много силы в нашей общей борьбе». Итак, когда они пришли к такому заключению и к другим, еще более важным, – да к тому же сюда прибавились и тяжелые условия жизни персидского войска, обычные для находящихся в чужой земле, отнюдь не имеющей достаточных ресурсов для такой армии, – сатрап Умур с войском отправился в Азию, пообещав чуть позднее вернуться к Кантакузину еще более сильным помощником. 2-я глава Примерно в это время против Византия и его пригородов разразились страшные землетрясения и морские бури, и на плоды земли, как из камнеметного орудия, с яростью посыпался град 141 и случилось, как сказано в Писании, что солжет дело масличное и поля не сотворят пищи, смоковница не принесет плода и не будет урожая на лозе, исчезнут с пастбища овцы и не будет волов в яслях 142 . Начало этого трясения и смятения земли пришлось где-то на середину осени, когда Солнце только что прошло начало Скорпиона. И в первый день Бог дважды потряс землю – настолько сильно, что многие от страха не надеялись уже и выжить. Стали обрушиваться здания и большая часть стен Византия, а уж об оградах виноградников и садов нечего и говорить. Все они едва не развалились до основания, так что все улицы стали труднопроходимыми для пешеходов, будучи забросаны кучами обломков. Одновременно с этим и морские воды хлынули далеко на материк – особенно там, где земля была ровной и плоской, – даже до десяти стадий 143 . Они сорвали здесь и там несколько лодок, которые были в гаванях и в других местах на побережье, и разбили их вдалеке от моря, а также затопили многие поля с людьми, стадами и вьючными животными. А когда вода, спустя достаточное время, возвратилась в свое обычное место, можно было видеть все полным ила и мертвых рыб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В такой речи содержательны остались бы лишь отношения. Такова математика и всякая математизирующая наука; за-язык математики, умерщвление живых слов и покрытие их саванами математических символов, по-видимому, и мечтается современным языкоборцам. Но не надо забывать, что простота и точность математики покупается ценою определенной стилизации или сужения круга её поля: она знает только отношения in abstracto. Но самое любопытное здесь то, что с точки зрения языка символика математики есть сплошные тропы, основанные на сознательной и заведомой замене конкретных слов отвлеченными знаками. И обычное начало всякого математизирующего рассуждения: назовем данную величину «а» и т. д. – есть начало длинной цепи троп определенного стиля. (Подобная же операция производится и в так называемой логистике и всякой вообще схематизации.) Кстати сказать, возможно, что на основании свойств троп может быть понятна и так наз. ономатопоэтическая теория, согласно которой слова происходят из звукоподражания. Бесспорно, что такие звукоподражательные слова существуют (кукушка, вававка), особенно их много в детском языке, но столь же бесспорно, что они занимают определенное и очень ограниченное место в составе слов, и до сих пор никому не удавалось распространить их на все слова. Поэтому ономатопоэзия, звукоподражание характеризует некоторые слова, причём превращение этих звуков, самих по себе не имеющих значения, в слова произошло путем их тропического употребления: данное сочетание звуков могло быть в качестве метафоры (в известном смысле подобно тому, как в алгебре буквой заменяется величина) употреблено для наименования некоторого предмета, который мог иметь при этом и другие имена. Чем ономатопоэтическое словотворчество отличается от обычного, это – его сознательный, рефлективный характер, именно и заставляющий видеть здесь тропу, т. е. преднамеренное уподобление, сближение, сокращение. Здесь напрашивается на сравнение, довольно неожиданно, новейшее словотворчество, украшающее русский язык: совдеп, совнарком и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010