Следовательно, «настоящий независимый статус книги Малахии не является результатом произвольного решения, согласно которому она была отделена от книги Захарии. Скорее всего, её отдельный статус глубоко укоренён в собственной традиции книги» 50 . Потому и предлагаемая критиками гипотеза об одновременном вхождении в раздел Пророков Зах.9–14 и книги Малахии, вследствие которого якобы произошло присоединение анонимной части Зах.9–14 к книге пророка Захарии ( Зах.1–8 ), не может быть признана убедительной. Анализ версии о допленном происхождении Зах.9–14 Как мы говорили в исторической части нашего труда, версию о допленном написании Зах.9–14 предложил «основоположник» идеи Второзахарии англичанин Джозеф Мид. Затем она получила развитие в конце XVIII в. в трудах Уильяма Ньюкама и имела немало сторонников в вв. Суть данной теории в том, что фрагменты Зах.9–11 и 13:7–9 датируются VIII в. до Р.Х., причём возможным их автором был современник Исаии Захария, сын Варахиин, упомянутый в Ис.8:2 . В то же время отрывок Зах.12–14 , кроме 13:7–9, был составлен некоторым неизвестным современником Иеремии в конце VII в. до Р.Х. Вот главные аргументы, предложенные этими учёными в пользу допленной датировки Зах.9–14 . 1 . В Зах.11:8 говорится: И истреблю трёх из пастырей в один месяц. Эти «три пастыря» отождествляются сторонниками данной гипотезы с определёнными царями, каждый из которых правил в Северном царстве в течение короткого времени, например, Захария, Селлум и Менаим ( 4Цар.15:8–14 ). Но недостаток этого аргумента состоит в том, что все три указанных царя (и никакие другие три правителя Северного царства) не были убиты «в один месяц». Более того, Менаим даже правил 10 лет в Самарии ( 4Цар.15:17 ). 2 . В Зах.12:11 говорится: В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. В последней части этой фразы некоторые комментаторы видят указание на траур и плач в Иудее после смерти благочестивого царя Иосии, который погиб в 609 г. до Р.Х. в битве при Мегиддо ( 4Цар.23:29 ; 2Пар.35:22 ). Однако, во-первых, даже при таком толковании нет причин видеть в Зах.12:11 указания на то, что данная фраза была записана вскоре после гибели Иосии, поскольку о трауре в честь Иосии иудеи могли помнить и в конце VI в. до Р.Х. Во-вторых, само соотнесение Зах.12:11 с трауром по Иосии выглядит далеко не бесспорным. Более вероятным является другое толкование, которое предлагается рядом современных экзегетов. Суть его в том, что долина Мегиддонская – одно из самых плодородных мест Палестины. Здесь нередко происходил траурный ритуал, связанный с богом бури Адад Риммоном (одни толкователи считают, что это одно из имён Ваала, другие – что наименование иного божества). Культовый плач в честь данного бога язычники совершали с целью вызвать дождь, необходимый для обильного урожая 51 . Таким образом, пророк сравнивает этот известный палестинский ритуал с всенародным покаянием, которое охватит не только Израиль, но и все племена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Hobbs T. R. 2 Kings. Dallas, Waco (Tex.), 1985. (WBC; 13); idem. Jehoahaz//ABD. 1992. Vol. 3. P. 659-660; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 223; Tadmor H., Sperling D. Jehoahaz//EncJud. 2007. Vol. 11. P. 105. Иоахаз (ок. 609/8 г. до Р. Х.), 17-й иудейский царь, правивший в течение 3 месяцев, 4-й сын царя Иосии . Вероятно, по традиции (как в случае с царями Иехонией , Иоакимом - см.: Honeyman. 1948. P. 20) И., к-рый при рождении был назван Селлум (   - 1 Пар 3. 15; Иер 22. 11), при возведении на трон получил царское имя  (Господь завладел), содержащее теофорный элемент и указывающее на религ. реформу его отца. В 1 Езд 1. 34 он ошибочно назван Иехонией. Его матерью была Хамуталь (Амитал - 4 Цар 23. 31). И. был выбран на царство в возрасте 23 лет «народом земли» (см. ст. Ам ха-арец ), после того как егип. фараон Нехо II убил его отца в сражении при Мегиддо (4 Цар 23. 29; 2 Пар 36. 2). Его восшествие на престол было инициировано влиятельными придворными, к-рые опирались на устойчивые антиегип. настроения в народе и выступали за союз с Нововавилонским царством ( Malamat. 2001. P. 287). Ок. сент. 609 г. егип. фараон Нехо совершил поход в Харран, а затем отправился в Сирию и Палестину, чтобы закрепить свои позиции в этом регионе перед столкновением с вавилонянами. И. был призван фараоном в штаб, расположенный в Ривле на Оронте в Центр. Сирии. Фараон собрал с Иудеи дань, заключил И. в оковы и отправил в Египет, где царь умер (4 Цар 23. 33-34; 2 Пар 36. 4). Вместо И., проводившего антиегип. политику, Нехо поставил на трон в Иудее его старшего сводного брата Елиакима, получившего имя Иоаким. Прор. Иеремия горько оплакивал пленение И. (Иер 22. 10-12). По мнению большинства комментаторов, депортация И. символически изображена в словах прор. Иезекииля о вскормленном матерью маленьком львенке, к-рый был пойман и отведен в Египет (Иез 19. 3-4; см.: Zimmerli W. Ezekiel 1: A Comment. on the Book of the Prophet Ezekiel. Chap. 1-24. Phil., 1979. P. 394; Allen L. C. Ezekiel 1-19. Waco (Tex.), 1994. P. 288). В этой связи не вполне понятна оценка в Свящ. Писании И.: «...делал он неугодное в очах Господних...» (4 Цар 23. 32). Возможно, как считает англ. исследователь Дж. Грей, эта устоявшаяся модель повествования о царях, используемая здесь по отношению к И., отражает состояние его веры или его тайное желание в последний момент предать интересы своей страны ( Gray J. 1 and 2 Kings. L., 1964. P. 749-750). Арестом И. был отмечен конец периода независимости Иудеи; трагическая судьба царя стала предзнаменованием участи евр. народа, к-рому предстояло вскоре оказаться в вавилонском плену ( Tadmor. 2007. P. 106).

http://pravenc.ru/text/578136.html

5. Хронология годы до н.э. Израиль годы до н.э. Внебиблейский мир Пророки АМОС и ОСИЯ Иофам – соправитель Азарии (Узии) Основание Рима. Гесиод в Греции Смерть Иеро­воама II, во­царение Захарии Шаллум (Селлум) низвергает Захарию. Через месяц сам низложен Менахемом. Менахем (Менаим) – данник Ассирии Смерть Азарии. Призвание пророка ИСАЙИ Воцарение Тиглатпалас­сара III в Ассирии Смерть Менахема, воцарение Пекахии (Факии) Пеках (Факей) низлагает Пехию Смерть Иофа­ма, воцаре­ние Ахаза. Пророчество об Эмма­нуиле. Ахаз Тиглатпалас­сар III поко­ряет Вавилон и Дамаск Сироэфраимитская война против Иудеи призывает ассирийцев Пророк ОДЕД Ахаз в ставке Вторжение Тиглатпалас­сара III в Тиглатпа­лассара III Галилею. Гошея (Осия) низвергает Пекаха Языческие культуры в Иудее Смерть Тиглат­палассара III, Взятие Гошеи под стражу ассирийцами. Восстание Из­раиля против Салманасара V воцарение Салманасара V Осада Самарии Падение Самарии Смерть Салма­насара V, во­царение Сар­гона II годы до н.э. годы до н.э Внебиблейский мир Смерть Ахаза, воцарение Езекии. Реформы Езекии. Праздник Пасхи в первый год правления Езекии Начало Эфиопской династии в Египте. Шабако 713–711 Антиассирийская коалиция в Палестине. Войска Саргона в Палестине Протест Исайи Пророк МИХЕЙ Первый разгром ассирийцами Мардука-Паллидина Вторая антиассирийская коалиция, Мардук-Паллидин шлет Езекии послов Смерть Саргона II, воцарение Синахериба. Воцарение Мардука-Паллидина в Вавилоне 1-й поход Синахериба в Иудею Синахериб разбивает Мардука-Паллидина Начало рода Ахменидов в Иране Воцарение Тахарки в Египте Синахериб разоряет Вавилон 688 (?) 2-й поход Синахериба в Иудею. Чума заставляет его удалиться Смерть Езекии, воцарение Манассии (Менаше). Языческая реакция. Гонение на пророков Смерть Синахериба, воцарение Асаргаддона Покорение Египта Ассирией Воцарение Асурбанипала Египет освобождается от власти Ассирии. Псамметих I Смерть Менаше, воцарение Амона. Низвержение Амона. Воцарение 8-летнего Иосии Обращение Иосии к Богу отцов Пророк СОФОНИЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

А слова его: и рыдания от вторых обозначают ворота второй стены с той же стороны, о которых написано в 4-й книге Царств: «И вошел Хелкия священник и Ахикам, и Ахабор» [или: Ахобор], «и Софан, и Асаия к пророчице Олдам, жене Селлум, сына Теквы, сына Хараса, стража одежд, и она обитала в Иерусалиме во второй» [части] ( 4Цар.22:14 ). Под великим терзанием от холмов говорится [о несчастиях] от горы Сион и от более возвышенной части города, потому что после взятия более высоких мест и крепости города, [неприятелям] будет гораздо легче и удобнее нападение. А если бы мы захотели под этим днем, которыми [нам] угрожает Господь, понимать, как и прежде, день суда, тот день, когда Ветхий денми имеет возсесть на судище, когда должны быть открыты книги и обнажена совесть каждого отдельно; то тогда именно исполнится [пророчество] о вопле от ворот укалывающих ( Дан.7 ). Действительно врата очей будут первыми, чрез которые представятся нам грехи наши, и весь видимый блеск и образ прежних преступлений, пороков и роскоши будет выставлен на средину [пред всеми]. Тогда, по истине, исполнится то, что написано: «Вот человек, и дела его пред лицем его». Итак, совесть будет мучить его, и вследствие уколов ее он возопиет от ворот первых, или от ворот очей своих, и даже будет рыдать от ворот вторых, под которыми мы можем понимать уши. Ибо наказание [за преступления] будут ощущаться преимущественно чрез те чувства, чрез которым пороки проникали [в душу], когда мы увидим, что мы сделали, наученные словом обвинения, и слушая перечисление всего ряда грехов, и когда повергнемся в рыдании, и когда в нас обратится в прах все, что было превознесено гордостию, и чего мы не сознавали по причине нашей слепоты и глухоты. Или же несомненно [это значит, что] когда превосходные слова и учение, исходящее от Вышнего, поразят и сокрушат нас, и когда в действительности исполнится то, что сказано: «Я рыкал, как лев, от воздыхания сердца моего» ( Пс.37:9 ), так что жертвою Богу будет дух сокрушенный ( Пс.50:19 ), в нас – людях, которые не сделали столь великих грехов, чтобы их можно было сравнить с горами, будут сокрушены холмы; а в диаволе и ангелах его сокрушатся вершины гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Имя проро­ка Цари, прави­вшие в это время Книги Ветхо­го и Ново­го Заве­та Изра­иле Самуил 71075–1035 (Samuel) ок. 1000–960 Давид, Соло­мон (Nathan) Гад (Gad) ок. 1000–960 Давид, Соло­мон ок. 870–850 Ахав, Охозия (Elijah) Иоса­фат Ели­сей ок. 850–785 Иосо­фат, Иорам, Ииуй, Иоа­хаз, Иоас (Elisha) Иорам, Охо­зия, Гофо­лия, Ама­сия 810(?) – 750 Иоа­хаз, (Joel) Ама­сия, Азария Иеро­воам Заха­рия ок. 760 Амасия Иеро­воам II (Amos) ок. 760 Амасия Иеро­воам II (Jonah) 760–722 Амасия, Азария, Иоа­фам, Ахаз Иеро­воам II, (Hosea) Заха­рия, Факия, Селлум, Мена­им 742–687 Иофам, Факия, Факей, Осия (Micah) Езе­кия 740–700 Аза­рия, Иофам, Ахаз, Езе­кия Факия, Факей, Осия (Isa­iah) между 664 и 612 (Nahum) Софо­ния (Zpha­niah) Иере­мия 626–587 (Jere­miah) Иохаз, Иоа­ким, Иехо­ния, Седе­кия Авва­кум ок. 605 Иоаким (Haba­kkuk) Дани­ил 605–535 Иехо­ния, Седе­кия Навухо­доно­сор, Валта­сар, Дарий, Кир (Daniel) Иезе­кииль 593–570 Навухо­доно­сор (Ezek­iel) до 587 (?) Навухо­доно­сор (Obad­iah) (Haggai) Заха­рия перед Дари­ем (Zechariah) Мала­хия ок. 433 Арта­ксеркс 1 (Mala­chi) Основные темы ветхозаветных пророчеств Обличение и утешение является универсальным направлением содержания любого пророчества. Однако само содержание пророческих книг этим не исчерпывается. В пророческих и других книгах Ветхого Завета, содержащих слова пророчеств, можно увидеть невероятное разнообразие обличений и утешений, относящихся к различным темам. Невозможно составить исчерпывающий перечень всех пророческих тем в Ветхом Завете. Библия – это слово Божие, которое также неисчерпаемо, как сама жизнь, Им сотворенная. При этом глубина и бесконечность смысла, а также многообразие тем только одной книги Библии не меньше, чем во всем ее корпусе. Однако, для тех, кто впервые приступает к изучению пророчеств Ветхого Завета, будет полезно опытно познакомиться с разнообразием пророческих тем. Ниже приводятся 26 основных тем, часто встречающихся в пророчествах Ветхого Завета (с одним примером на каждую тему). «Посему, пастыри, выслушайте слово Господне.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Селлум, низложивший Захарию, сам сделался жертвою, спустя шесть месяцев, заговора, составленного Менаимом (771–760). Этот последний оставался, правда, на престоле Ефремовом десять лет, но в его царствование начались нашествия Ассириян, которые вскоре после того произвели полное разрушение этого государства. Первая эпоха пророческого периода протекла: в продолжение этих трех первых веков с половиною, Израиль стоит на первом плане и один привлекал наше внимание. Но все изменяется с второю эпохою: Иуда по смерти Иофама, Ефрем после царствования Менаима идут, но неравным шагом, к неизбежной для обоих гибели, и являются пред нами в постоянных неудачных борьбах с двумя силами ассирийскою и вавилонскою 16 . Первою из этих сил является в библейской истории Ассур 17 . Столица Ассирии Ниневия была расположена около места, ныне занимаемое современным Мозулеем, на восточном берегу Тигра; но теперь не найти, так сказать, и следов ее. Границы этого царства трудно определить; и кроме того они вероятно изменялись в разные эпохи. Можно сказать вообще, что Ассирия граничила к северу с горами Армении; к востоку – с горами мидийскими; к западу – с Евфратом и к югу с равнинами Вавилонии. Во время своего процветания, Ассур распространил свое владычество к западу на всю Месопотамию 18 , до Сирии и Палестины, и к югу на Вавилон. История Ассирии окружена глубоким мраком. Невозможно с точностью определить царствовал ли прежде Фула тот Сарданапал, с которым пало царство Ассирийское по мнению греческих и других историков, что доказывало бы, что та ассирийская держава, которая существовала от Фула до Ассаргаддона и была разрушена вавилонским царем Набополассаром, была новою державою, родившаяся из развалин Сарданапальских владений, – или же должно ставить Сарданапала после Ассаргаддона 19 , при каком мнении царство, павшее с Сарданапалом было бы именно то самое, которое известно нам из Библии 20 . Первый царь Ассура, упоминаемый в Библии ( 4Цар.15:19 ), есть Фул. Он напал, около 770 года, на царя Ефремова, Менасима, который выкупил у него свою независимость только за большую сумму серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Из этих таблиц только б и д представляют приблизительно исторический ход событий, а другие даны лишь для сравнения. Давид (40 лет) Соломон (40) Основание храма Ровоам (17) Авиа (3) Аса (41) Иосафат (25) Иорам (8) Охозия (1) Гофолия (6) Иоас (40) Амасия (29) Азария (Озия) (52) 789 767 789–767 Иофам (16) Ахаз (16) Езекия (29) Падение Самарии Нашествие Сеннахирима Манассия (55) 697 686 697–686 Аммон (2) Иосия (31) Иоахаз (3 месяца) Иоаким Иехония (3 мес.) Седекия (11 лет) Разрушение Иерусалима Иеровоам (22 года) Нават (2) Вааса (24) Ила (2) 900 890 900–890 Замврий (7 дней) 899 889 899–889 Амврий (12 лет) 899 889 899–889 Ахав (22) Охозия (2) Иорам (12) Ииуй (28) Иоахаз (16) Иоас (17) Иеровоам II (41) Захария (6 месяц.) Селлум (1 месяц) Менаим (10 лет) Факия (2) Факей (20) Осия (9) Падение Самарии Рассматривая библейские показания, мы видим и из разнообразия способов счисления и из очевидной несовместимости синхронизмов (если только не принять всегда меняющийся факт соцарствования), что должно искать еще другой источник для определения истинной хронологии этого периода. Источник этот, – в ограниченных размерах, – найден в Ассирийских надписях. Надписи эти датированы по Ассирийскому календарю, или канону. В этом каноне, существующем в нескольких, очень близко согласных между собою, копиях, обнимается период времени от (приблизительно) 900 до 650 год до Р. Хр.; каждый год называется именем чиновника (являющегося «эпонимом» – подобно определяемому этим термином первому из девяти Афинских архонтов, именем которого обозначается год). Упоминанием полного затмения, которое было в 763 г. до Р. Хр. (15-го июня), определяются даты всех других лет. Следующие личности и события библейской истории упоминаются в Ассирийских надписях и датированы по Ассирийскому канону. Ахав (в битве при Каркаре) 854 год Ииуй (уплата дани) Азария (война с Тиглат Пилезером) 742–740 Менаим (уплата дани) Ахаз (уплата дани) Осия (преемник Факея) Падение Самарии (близ конца года) Нашествие Сеннахирима Манассия 681–668 По Ассирийским источникам Тиглат-Пилезер (Феглаффелассар) III (745–728 гг.) вел войну (742–738 гг.) против Сирии, Эмафа и Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Эти женщины разумеются под именем двух сестер: Оолы и Ооливы (Иезек. гл. 23); на них указывается и под двумя лозами, которые Иезекииль соединяет в одну лозу. Но так как мы пишем толкования, а не обширные томы, то, оставляя объяснение каждого частного отдела до своего места, мы теперь будем говорить только о настоящем отделе. Гомерь означает τετελεαμνη, то есть законченная или совершенная, по мнению других означает θπακας, то есть латы, а по предположению некоторых меру или горечь, что справедливо они могли бы сказать, если бы не было буквы гимел. Дебелаим означает παλατας, которые в Палестине находятся в великом изобилии и которых пророк Исаия приказал приложить к нарыву царя Езекии (4 Цар. гл. 20; Исаии гл. 38). Они состоят из массы сочных смокве, придавая которым Форму на подобие кирпичей, для того, чтобы они долго оставались без повреждения, их утаптывают и убивают. Таким образом и Израиль, достигший крайних пределов в блудодеянии, эта совершеннейшая дочь сластолюбия, на которую пользующиеся ею смотрят как на сладостную и приятную, берется Осиею в жену во образ Господа Спасителя, и первым от нее рождается Сын Божий, то есть Иезраель; это — имя главного города десяти колен, в котором был умерщвлен Навуфей (Naboth или Павитна), кровь которого возбудила Ииуя, истребившего дом Ахава и Иезавели. Но так как и сам Ииуй, отмстивший за кровь праведника, ходил по путям Иеровоама, сына Наватоиа, заставившего израильтян блудодействовать и поставившего золотых тельцов в Дане и Вефиле (3 Цар. гл. 12), то говорится, что и его царство будет низвергнуто: при его правнуке Иеровоаме начал пророчествовать Осия; по смерти его вступил на престол сын его Захария, которого в шестой месяц его царствования умертвил Селлум, происходивший из другого рода (4 Цар. гл. 15). Поэтому теперь говорится: еще немного, и Я взыщу кровь Иезраеля, то есть избиение народа Моего, с царского дома Ииуева, управлявшего в то время Израилем. И не удивительно, что дом Ииуев низвергается, когда царство дома Израилева, то есть десяти колен, по истечении немногих лет, вообще должно быть разрушено, Ибо от Захарии, сына Иеровоамоиа, которому Ииуй был прапрадедом, до девятого года Озии, при котором десять колен были отведены в плен, насчитывается сорок девять лет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

2:1–7:40 Родословия двенадцати колен 2:42–55. Выдающаяся роль Халева. Халев и Иисус Навин были единственными представителями из всего поколения времен исхода, которые вошли в землю Ханаанскую. Халев получил удел в земле колена Иуды, в окрестностях Хеврона (Нав. 14:6–15). Поскольку родословия используются как подтверждение прав на земельную собственность, для Халева было важно признание его статуса. 3:1–16. Царская ветвь Давида. Другой важный клан в колене Иуды был, разумеется, связан с царской династией. Некоторые из перечисленных имен представлены в иной форме, по сравнению с 3 Цар. и 4 Цар.: Авия» Иорам; Азария/Узия; Селлум/Иоахаз. Это объясняется тремя причинами: 1) вариациями в произнесении божественного имени в составном имени; 2) наличием разных слов с одинаковым значением; 3) указанием династического имени вместо личного. 3:17–24. Потомки Давида после вавилонского плена. Большинство из этих имен в Библии нигде больше не упоминаются. Исключение составляют Зоровавель, о котором известно гораздо больше (см. коммент. к Езд. 3:2 ), и Хаттуш (ст. 22), который известен только как возвратившийся вместе с Ездрой( Езд.8:2 ). 4:21. Ткачи из дома Ашбеи. Упоминание Мареши в данном стихе позволяет полагать, что Ашбея тоже должна находиться в районе Шфелы, между холмистой областью Иерусалима и прибрежной равниной, но точнее определить ее местоположение невозможно. Гильдии мастеров обычно были связаны с определенными городами, в которых развивались важные производства. Профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. В текстах из Алалаха приводятся более шестидесяти таких домашних производств, которые известны еще с XV в. до н. э. Ткани в небольших количествах изготавливали практически в каждом доме, но существовали и крупные производственные центры. Процесс изготовления тканей требовал обработки льна, а также прядения, крашения и ткачества. 4:23. Горшечники при садах и огородах. Можно предположить, что во дворец или в храм приглашали лучших мастеров для исполнения разного рода работ. Они обычно находились на денежном содержании, их обеспечивали инструментами и оборудованием, а также, возможно, рабами для исполнения тяжелой физической работы. Кроме того, их кормили, одевали и предоставляли все необходимое для повседневной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как видно из кн. пророка Иеремии ( Иер.22:11 ), имя Селлум носил сын Иосии Иоахаз, царствовавший непосредственно после смерти своего отца ( 4Цар.23:30 ; 2Пар.36:1 ). Кроме Селлума Иоахаза, исторические книги Ветхого Завета знают еще двух сыновей Иосии – Иоакима и Седекию ( 4Цар.33:34,24:17 ), и нигде не упоминают о старшем Иоханане или потому, что он рано умер, или же потому, что о нем нечего было сказать. Впрочем, некоторые, как древние (Себастиан Шлидт), так и новые (Гитциг) экзегеты сомневаются в справедливости исчисления сыновей Иосии в данном стихе, считают Иоахаза за одно лицо с первенцам Иохананом. Но против такого отожествления говорят ( 4Цар.23:31,36 ) и ( 2Пар.36:2,5 ). Из сравнения этих двух мест видно, что Иоахаз был на два года моложе Иоакима (Иоахазу при воцарении было 23 года; сменивший его через три месяца Иоаким имел 25 лет от роду), следовательно, не мог быть первенцем. Как на ошибку автора Паралипоменон указывают далее на то, что, помещая Иоахаза-Селлума на последнем месте среди сыновей Иосии, он считает его самым младшим, тогда как в действительности младшим Седекия: он был моложе Иоахаза на 13–14 лет. Селлум при вступлении на престол имел 23 года; воцарившемуся через 11 лет (годы правления Иоакима и Иехонии) после него Седекии был только 21; Иоахазу, следовательно, было к данному времени 34 года ( 4Цар.23:31,24:18 ). Но наблюдаемое у автора распределение сыновей Иосии объясняется не ошибкою или незнанием дела, не особыми соображениями. Седекия исчисляется сразу после Иоакима и перед Селлумом, во-первых, потому, что оба они – Иоаким и Седекия правили одинаковое количество лет, именно 11; а во-вторых, потому, что Седекия и Селлум были одной матери – Хамуталы ( 4Цар.23:31,24:18 ), тогда как Иоаким был сын Заббуды ( 4Цар.23:36 ). По возрасту их следовало бы распределить так: Иоаханан, Иоаким, Селлум и Седекия; а принимая во внимание время правления Селлума, его нужно было бы поставить перед Иоакимом ( 4Цар.23:31,34 ). Но в том и другом случае дети Хамуталы были бы разъединены, во избежание чего Селлум и исчисляется после своего брата по матери Седекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010