Глава 2. Книги малых пророков Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета По порядку мы должны были бы начать с книги святого пророка Исаии. Но в самом начале изучения этого раздела Ветхого Завета знакомство с такой сложной книгой может оказаться затруднительным. Поэтому для того, чтобы освоиться с тематикой, терминологией и особенностями пророческих книг для начала мы займемся книгами малых пророков Осии, Амоса, Иоиля и Софонии. 2.1. Книга пророка Осии Книга пророка Осии стоит самой первой в собрании книг малых пророков. О жизни пророка известно весьма немного. В книге говорится, что он пророчествовал во времена Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и Иеровоама, очевидно, Иеровоама II, царя Израильского. Если просуммировать время царствования каждого из этих четырех иудейских царей, то получится цифра порядка ста лет. Именно так считал преподобный Ефрем Сирин, указавший в своем толковании, что служение этого пророка продолжалось около ста лет. Минимальный срок, который мы можем предположить, – не менее пятидесяти лет. Тоже немало. Историческая обстановка. Пророк Осия пророчествовал на территории северного, то есть Израильского царства. Вспомним, что же происходило в VIII веке до рождества Христова в Израильском царстве. Там шла постоянная смена династий и прогрессировало нравственное и политическое разложение. Царство Иеровоама II было еще достаточно сильным. Его границы раздвинулись от Мертвого моря до Емафа, то есть северную половину царства он привел в те же самые границы, которые она имела во времена Соломона. Но это экономическое и политическое процветание отнюдь не сопровождалось процветанием религиозным и нравственным. Продолжалось идолопоклонство, продолжалось отступление от закона Божьего. Поэтому дальше следует падение, династия обрывается, и дальше идут одно убийство за другим. Царь Захария убит Селлумом, Селлум в свою очередь сменяется Менаимом, который 10 лет царствовал и уже был данником Ассирии, о чем есть даже и ассирийские документы. Затем сын его Факия убит через два года Факеем, который держался антиассирийской позиции. Затем правил царь Осия, при котором была разрушена Самария, когда он в очередной раз отложился от Ассирии, и вошел в союз с Египтом.

http://sedmitza.ru/lib/text/431390/

Книга, названная именем Осии, возникла в результате его пророческого служения, которое пришлось на критический период истории Северного царства, ознаменовавшийся застоем и упадком в религиозной жизни. Служение пророка началось около 750 г. до Р.Х. и закончилось за несколько лет до падения Самарии в 722 г. до Р.Х. Проповеди Осии были посвящены в первую очередь тому, что Израиль нарушил свои заветные обязательства перед Богом, хотя в них звучат и более позитивные ноты, а именно, когда Осия возвещает о сущности любви Божией. В последние годы существования Северного царства экономическое процветание и политическая стабильность, которые пришлись на период царствования Иеровоама II (около 793–753 гг. до Р.Х.), сменились политическим и социальным хаосом и религиозным упадком во времена шести царей, правивших в течение двадцати пяти лет ( 4Цар. 15,8 17,41). Четверо из этих царей были убиты заговорщиками, узурпировавшими их власть (Захария, Селлум, Факия и Факей); один стал политическим узником (Осия, 4Цар. 17,4 ), и только единственному из них наследовал его сын (Менаиму, 4Цар. 15,23 ). В проповедях Осии говорится как об относительном спокойствии в царстве при Иеровоаме II (напр., Ос. 1,5.8–13 ), так и о наступившей затем дестабилизации во внутренней жизни страны (напр., 7,3–7; 13,10.11) и в отношениях с другими государствами (напр., 7,8–12; 12,1). В частности, в книге пророка Осии (5,8–10; возможно, 5,8 6,6) речь идет, по-видимому, о войне Сирии и Израиля против Иудеи (735–732 гг. до Р.Х.; 4Цар. 15,27–30; 16,5–9 ; Ис. 7,1–9 ). Факей, царь израильский, заключивший союз с сирийским царем Рецином против расширявшегося владычества Ассирии, напал на Иудею, которая отказалась присоединиться к этому союзу. После этого Ассирия откликнулась на призыв Иудеи о помощи и не только атаковала столицу Сирии Дамаск, но также стала предпринимать систематические набеги на обширные территории на севере Израиля. Политические колебания Северного царства между Египтом и Ассирией, нашедшие отражение в тексте книги, привели к новому нападению ассирийцев, лишению свободы царя Осии, осаде Самарии и, в конечном счете, падению Северного царства. Пророк Осия предвидел такой конец и предрекал падение Самарии в 722 г. до Р.Х. (14,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Осии. Гари Холл Исторический и культурный фон Осия был современником Амоса, Исайи и Михея. 951 Из всех пророков, именем которых названы книги Библии, только Осия и Амос проповедовали в Северном царстве, а Осия, еще и жил в этом царстве. При правлении Иеровоама, сына Иоаса (1:1) Израиль процветал и даже расширял свои границы ( 4Цар.14:2329 ). Ассирия приходила в упадок, Сирия потерпела крупное поражение, а с Южным царством Иудеи установился мир. Время служения Осии датировано правлением четырех иудейских царей и всего лишь одного израильского, что придает книге иудейскую направленность. Очевидно, что Осия захватил последние дни Иеровоама, который умер в 746 году до н.э., и время правления нескольких последующих царей. Поскольку иудейский царь Езекия взошел на трон в 715 году (1:1), служение Осии можно датировать приблизительно 750–720 годами. 952 Этот период отмечен в Израиле политическим хаосом, который наступил вслед за миром и процветанием дней правления Иеровоама. Имя первого сына Осии, Изрссль (1:4), предвещало суд династии Ииуйя за зловещее низвержение семьи Ахава ( 4Цар.910 ). Сын Иеровоама, Захария, последний представитель династии Ииуйя, через шесть месяцев после восшествия на престол, был убит Ссллумом. Четверо из шести царей, правивших Израилем после Иеровоама, были также убиты, а трое из них царствовали менее трех месяцев. После 745 года, во время правления царя Феглаффелласара III, стремящегося к расширению границ Империи, Ассирия вновь переживает военный и экономический подъем. Но для западных стран, включая Израиль, это означает только беды и лишения. Селлум становится очередным царем Израиля, но проходит лишь месяц, и его убивают в результате заговора Менаима. Менаим вынужден платить огромную дань Ассирии ( 4Цар.15:1722 ). Факия, сменяет своего отца, Менаима, но и его вскоре убирают после заговора Факея (737 год), собравшего антиассирийскую коалицию. Факей и Сирия нападают на Ахаза и Иудею ( Ис.7 ; 4Цар.16:5 ), а Ахаз обращается к Ассирии за помощью. В 733 году Феглаффелласар вторгается в Израиль, опустошает землю, депортирует израильтян, и аннексирует большую часть земли, оставляя лишь Самарию и горную часть Ефрема. Осия убивает Факея и поначалу верно служит Ассирии. Но, в конце концов, и он восстает и утаивает подать от наследника Феглаффеласара, Салманассара V. В 724 году Салманассар вторгается в пределы Самарии и в 722 году завоевывает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Глава 15 1–7. Царствование 10-го иудейского царя Азарии-Озии. 8–12. Захария, 15-й царь израильский. 13–16. Селлум, 16-й израильский царь. 17–22. 17-й Менаим. 23–26. 18-й Факия. 27–31. 19-й Факей. 32–38. 11-й царь иудейский Иоафам. 4Цар.15:1 .  В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский: 4Цар.15:2 .  шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия, из Иерусалима. 4Цар.15:3 .  Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. 4Цар.15:4 .  Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах. 4Цар.15:5 .  И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме. А Иофам, сын царя, начальствовал над дворцом и управлял народом земли. 4Цар.15:6 .  Прочее об Азарии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.15:7 .  И почил Азария с отцами своими, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился Иофам, сын его, вместо него. Продолжительному (52 года) 5 и цветущему царствованию Азарии-Озии, которому четвертая книга Царств уделяет лишь несколько стихов, а вторая книга Паралипоменон посвящает целую главу ( 2Пар.26 ). Там сообщается, что благочестие Азарии-Озии было особенно твердо, и успехи его царствования были особенно заметны во время руководительства им со стороны богопросвещенного первосвященника Захарии ( 2Пар.26:5 ). Из деяний этого царя, способствовавших благоустроению и процветанию Иудейского царства и доставивших Озии широкую известность даже у других народов, там названы: военные удачи в столкновениях с филистимлянами, аравитянами и аммонитянами; укрепление Иерусалимских стен башнями и особо изобретенными машинами для метания стрел и камней; возведение сторожевых башен в пустыне, иссечение там водоемов для скота, обширное скотоводство и разведение винограда и наилучшее вооружение войска в 307500 чел., с 2600 военачальниками (ст. 6–15). Но эти редкие успехи подали повод Азарии-Озии к самопревозношению и святотатству, которое и было наказано проказой, поразившей его в самом храме, где он дерзнул было присвоить себе первосвященнические функции ( 2Пар.26:16–21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 46). Пораженный проказой и, как такой, обязанный по закону жить вне города ( Лев.13:46 ; 4Цар.7:3 ), Озия поселился «в отдельном доме» (ст. 5; 2Пар.26:21 ), евр. бе-бет га хофшит, LXX оставляют евр. термин без перевода: εν οκω αφφσυσθ (так и блаж. Феодорит, вопр. 46, слав.: «в дому апфусоф»); евр. хофшит заключает в себе понятие отдаленности и свободы, почему в Vulg: in domo libera Seorsum. Вероятно, Озия жил теперь в отдельном загородном доме, может быть, им нарочито для себя воздвигнутом (не «в больнице», как Гезениус, проф. Гуляев и пр. ). Делами управления до смерти Озии заведовал сын его Иоафам (ст. 5, 2Пар.26:21 ). Погребен был, как прокаженный, отдельно от других царей, хотя и близко к ним ( 2Пар.26:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Составлен по текстам: еврейскому, греческому (LXX) и латинскому по учению отцов и учителей Св. Церкви Палладий, епископ сарапульский Введение. Краткое сведение о Св. пророке Осии; содержание его книги и некоторые ее особенности О св. пророке Осии 1 сохранились весьма немногие сведения. По свидетельству св. Ефрема Сирина , св. прор. Осия «происходил из города Веелмофа 2 , из колена Иссахарова, в мире почил и погребен в своей земле, пророчествовал 113 лет 3 и предварил пришествие Христово восемьюстами лет». – Не более сведений сообщает о пр. Осии и Епифаний Кипрский , или кто другой под его именем. В первом стихе первой главы книги прор. Осии говорится, что он жил и пророчествовал при Иудейских царях Озии, Иоафаме и Ахазе и Иезекии, и во дни Иеровоама 2-го, сына Иоасова, царя Израильского 4 , до самого разрушения царства Израильского, ибо оно было при Иезекии на шестом году его царствования, и на 9-м – последнего Израильского царя Осии, т.е. жил в самое тревожное и смутное время. После довольно благополучного царствования Иеровоама 2-го (835–794 до Р.Х), для царства Израильского кончились счастливые времена. Со смертью сего царя начались смуты и беспорядки; в продолжение 22 лет не было царя, не было поэтому и твердого управления, что еще более расстраивало общество, ибо недаром сказано: имже и несть управления, падают аки листвие ( Притч.11:14 ) – падают порядок и благоустройство в обществе. Наконец после долгих смут, избрали царя Захарию, сына Иеровоама 2-го. Это был правнук Израильского царя Ииуя, потомству которого Сам Бог назначил царствовать до четвертого рода ( 4Цар. 15:12 ). Недолго царствовал новый царь – только шесть месяцев. Некто Селлум, составив заговор, перед народом убил царя – эту, можно сказать, последнюю отрасль дозволенных Богом израильских царей, и сам воцарился вместо Захарии. Но узурпаторы никогда не могут пользоваться истинным и полным уважением народа, а потому не могут и сидеть твёрдо на похищенном престоле, так как священное значение, непреодолимую крепость царям дает благословление свыше. Только Божии помазанники сидят крепко на царских престолах. Едва похититель успел воцариться, как свергнут и убит был военачальником Манаимом, царствовав только один месяц. Св. прор. Осия не оставляет без внимания этих беспорядков в царстве Израильском, он укоряет за них князей и начальников, грозит казнью за самовольное избрание и низвержение царей ( Ос. 8:4 ). По смерти Манаима, царствовавшего 10 лет, беспорядки на царском престоле не прекращались. Сын Манаима, Факия, после двухлетнего царствования, был убит во дворце своим военачальником Факеем. Но и Факей в свою очередь, после 20-летнего царствования, убит был неким Осией, при котором и было разрушено Израильское царство, существовавшее около двух с половиной столетий (980–723 гг. до н.э).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Приложения к разделу 2 главам 7 и 8 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета К главе 7: Хронологическая таблица истории Северного царства Цари. Годы правления. События. 1-я династия Иеровоам I (Ефремялянин) 926 – 907 925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль. Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца. Нават (Падав), сын Иеровоама 907 – 906 2-я династия Вааса . Стал царем, убив Навата 906 – 883 Нападение арамеев во главе с Вендадом Ила , сын Ваасы 883 – 882 Между- цартвие Замврий 882 Начальник колесниц, убив Илу, семь дней на троне 3-я династия Фамний и Амврий 882 – 878 (Ком. армией) царствуют вместе Амврий — царь 878 – 871 Основание города Самарии. Ахав , сын Амврия 871 – 852 Союз с Иудеей. Культ Ваала 853 Битва при Каркаре 853 Поражение Ахава и Иосафата при Рамофе Галаадском. Смерть Ахава. Охозия , сын Ахава 852 – 851 Иорам , сын Охозии 851 – 845 Моавитяне стали независимы от Израиля. Военачальник Ииуй 845 Убивает Иорама и Охозию, царя иудейского. 4-я династия Ииуй 845 – 818 Уничтожение культа Ваала. Подчинение Ассирии и выплата дани. Иоахаз 818 – 802 Отражение нападения Асаила Дамасского. Иоас 802 – 787 Отвоевывает у Сирии потерянные области. Платит дань ассирийцам. Смерть пророка Елисея 797 Иеровоам II становится соправителем отца. 792 Иоас овладевает Иерусалимом и разрушает часть стены. Иеровоам II , сын Иоаса 787 – 747 Восстановление прежних границ. Последний расцвет Израильского царства. Внутренние раздоры. Религиозный упадок. Пророки Амос и Осия Захария , сын Иеровоама 747 На престоле 6 месяцев. Убит Селлумом. Отдельные правители Селлум 747 На престоле 1 месяц. Убит. Менаим 747 – 738 Факия , сын Менаима 737 – 736 Продолжение идолопоклонства. Убит Факеем. Факей 735 – 732 Союз с Сирией против Ассирии. Поход на Иудею 733 Тиглатпалассар III превращает большую часть Израиля в провинцию Ассирии. Факей сменен Осией, за которым остается только гора Ефремова и Самария. Осия 732 – 722 725 Осия прекращает выплату дани. Начало осады Самарии. 722 Падение Самарии. Прекращение существования Израильского царства. К главе 8. Прп. Исидор Пелусиот ч. 2–3, с. 75]: «Иерусалим (воспользуюсь ясным примером), когда был подкрепляем Божиим споборничеством, стоял непреклонно и без труда и кровопролития одерживал победы, а когда лишался оного за то, что воставал против Него, вражеский огонь удобно преклонял его к земле. Так и душа, когда за постоянство нравов она будет ограждена силой свыше, легко преодолеет врагов, а когда согрешит, будет и здесь объята огнем страстей, и там мучима огнем суда». Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431285/

Он завоевал снова все прежние области к востоку и северу, покорил Дамаск и Емаф, отложившийся при Соломоне; Моавитяне и Аммонитяне, хотя находились под управлением собственных царей, были обложены данью ( 4Цар.14:25 ; Ам.6:14 . ср. Ам.1:4,14,15; 2:2,3 ). Народонаселение по ту сторону Иордана, по восстановлении там областей, было снова исчислено ( 1Пар.5:17 ). Могущество Израиля было упрочено на всем пространстве от Евфрата до Египетских границ. Но это мимолетное могущество Израиля было началом разрушения царства. После смерти Иеровоама II государственный строй был скоро потрясен; тотчас наступило состояние полного безначалия; один царь за другим был поставляем и низвергаем. Наследник Иеровоама, его сын Захария, процарствовал только шесть месяцев и затем был публично убит Селлумом. Этот заговор был началом длинного ряда других заговоров и междоусобиц, волновавших царство в последнее полстолетие его существования. Внутренние раздоры и сами собою довели бы царство до погибели, если бы Богу не было угодно поразить преступников чуждой рукой. И действительно, по божественному попущению, в это время с севера поднимаются ассириане, а с юга египтяне, и в своей борьбе из-за мирового господства делают сценой состязаний область израильского царства; внутренние же смуты в последнем только облегчают их усилия. Так, Селлум после одномесячного правления был убит военачальником Менаимом, который и воцарился на троне. Новый царь принужден был много трудиться для восстановления спокойствия внутри волновавшегося государства, а потому не только не предпринимал ничего против Озии иудейского, принявшего под свою защиту многие израильские области по ту сторону Иордана, и против отпавших от Израиля иноземных народов, покоренных Иеровоамом II, но и не в состоянии был совладать с сирийцами, напавшими на Израиля со стороны Дамаска, и с Филистимлянами, опустошавшими его южные границы. После долгих колебаний со стороны образовавшихся в Израиле, партий, искавших союза то с Ассирией, то с Египтом, был призван в страну Фул, царь ассирийский, получивший за восстановление в ней спокойствия 1000 талантов серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

e. Бог спасает Ахава от сирийского нашествия – 20:122 f. Бог спасает Ахава во второй раз от сирийского нашествия 20:2334 g. Бог осуждает Ахава за пощаду Венадада – 20:3543 h. Илия осуждает Ахава за захват виноградника Навуфея – 21:129 i. Ахав и Иосафат, царь иудейский, вместе вступают в войну против Сирии – 22:140 j. Иосафат правит Иудеей – 22:4150 к. Охозия правит Израилем – 3Цар.22:51 4Цар.1:16 l. Иорам наследует трон Охозии – 1:1718 т. Илия возносится на небо – 2:111 4 . Елисей пророчествует в Израиле – 2:128:29 a. Елисей начинает служение – 2:1225 b. Иорам идет войной против Моава – 3:127 c. Елисей совершает чудеса – 4:18:6 (1) Масло вдовы не кончается – 4617 (2) У женщины сонамитянки рождается сын – 4:817 (3) Елисей воскрешает сына сонамитянки – 4:1837 (4) Елисей очищает отравленную похлебку – 4:3841 (5) Елисей кормит сотню мужчин малым количеством пищи – 4:4244 (6) Елисей исцеляет Несмана – 5:127 (7) Елисей достает из воды топор – 6:17 (8) Елисей рассказывает о сирийских военных планах Иораму – 6:810 (9) Елисей поражает слепотой сирийское войско – 6:1123 (10) Елисей предсказывает освобождение Самарии – 6:247:20 (11) Гиезий рассказывает о делах Елисея – 8:16 d. Елисей помазывает на царство царя Сирии – 8:715 5 . Иорам и Охозия правят Иудеей – 8:1629 6 . Ииуй правит Израилем – 9:110:36 a. Елисей наставляет слугу помазать Ииуйя на царство – 9:113 b. Ииуй убивает Иорама, царя израильского – 9:1426 c. Ииуй убивает Охозию, царя иудейского – 9:2729 d. Ииуй жестоко убивает семью Ахава и родственников Охозии 9:3010:17 e. Ииуй жестоко расправляется с поклонниками Ваала – 10:1836 7 . Гофолия правит Иудеей – 11:120 8 . Иоас правит Иудеей – 11:2112:21 9 . Иоахаз и Иоас правят Израилем – 13:125 10 . Амасия правит Иудеей – 14:122 11 . Иеровоам, сын Иоаса правит Израилем – 14:2329 12 . Азария правит Иудеей – 15:17 13 . Захария, Селлум, Мснаим, Факия и Факей правят Израилем 15:831 14 . Иоафам и Ахаз правят Иудеей – 15:3216:20 15 . По божьей воле Ассирия разоряет Израиль за его грехи – 17:123

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Когда же умер царь Озия (Азария), то похоронили его на поле царских гробниц, «ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иофам, сын его, вместо него». (4 Цар. 14, 20–21; 15, 3—4; 2 Пар. 26, 5, 7—8, 16, 19, 21, 23) В то же время царь Израильский Иеровоам II, руководимый в своих предприятиях пророком Ионой, вел успешно войну с сириянами. Но счастье, благоприятствующее израильтянам, привело их только к погибели: вместе с богатством и роскошью распространялись между ними и идолопоклонство, и всякое нечестие. Напрасно предупреждал пророк Амос царя и сановников его, и угрожал им гневом Божиим, и возвестил им, что ассирияне явятся скоро орудием Божией кары на них. Вместо послушания человеку Божиему Иеровоам II осудил его на изгнание. Дух пророчества не угас со смертью Елисея. Напротив того, пророческое деятельное служение достигло большего развития. И везде пророки отстаивали веру в Создателя, боролись с развращением нравов или со злоупотреблениями царской власти и, предвидя гибель Израильского и Иудейского царств, возвещали уже о великолепии «нового Иерусалима» и о пришествии в мир Спасителя мира. Вместе с пророками Ионой и Амосом действенно влияли на богоизбранный народ пророки Михей и Осия, но наступало время появиться Исаии, этому «пятому евангелисту», как называют его за верность прозрения им обстоятельств земной жизни имеющего воплотиться Сына Божия Иисуса Христа. По смерти Иеровоама II воцарился сын его Захария «над Израилем в Самарии и царствовал шесть месяцев. Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его». О нем сбылось слово Господне, изреченное Ииую, что сыновья его до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом; он был четвертый в роду и последний, так как «составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него». Селлум царствовал в Самарии только один месяц. Против него восстал Менаим, сын Гадия из Фирцы, «и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него. И царствовал десять лет в Самарии; и делал неугодное в очах Господних».

http://pravoslavie.ru/2907.html

XI. Сохранение царственного рода Давидова в лице младенца Иоаса от лютости бабки Иоасовой Гофолии, 7-й царицы Иудейской – (дочери Ахава и жены Иорама, 5-го царя Иудейского). XII. Царствование Иоаса, 8-го царя Иудейского. XIII. Цари Израильские: 12-й Иоахаз (сын Ииуя), 13-й Иоас (сын Иоахаза). XIV. Амасия (сын Иоаса), 9-й царь Иудейский, Иеровоам II-й (сын Иоаса), 14-й Царь Израильский. XV. Цари Еврейские: 10-й Иудейский – Азария (сын Амасии), 15-й Израильский – Захария (сын Иеровоама), 16-й Селлум, 17-й Менаим, 18-й Факия, 19-й Факей, 20-й Осия; 11-й Иудейский – Иоафам (сын Озии или Азарии). XVI. Ахаз (сын Иоафама) – 12-й царь Иудейский. XVII. Падение царства Израильского, и сведения об Ассириянах, поселенных в Самарийской области. Часть вторая. История царства Иудейского по разрушении Израильского от времен Езекии до плена Вавилонского (гл. 18–25). Гл. XVIII. Езекия, 13-й царь Иудейский. XIX. Езекия (продолжение). XX. Езекия (окончание): благочестие Езекии и чудесное исцеление его от болезни, и предсказание о пленении Иудеи Вавилонянами. XXI. Манассия и Аммон, 14-й и 15-й цари Иудейские. XXII. Благочестивые дела Иосии, 16-го царя Иудейского. XXIII. Благочестивые дела Иосии (окончание). Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари Иудейские. XXIV. Царствование Иоакима, Иехония и Седекия – 19-й и 20-й цари Иудейские. XXV. Падение царства Иудейского. Глава 2. Вознесение пророка Илии на небо, и первые чудеса Елисея а) Предузнав о вознесении Илии на небо, Елисей неотступно шествует за ним из Галгала в Вефиль, в Иерихон и к Иордану (ст. 1–6). б) Чудесный переход пророков через Иордан ввиду 50-ти сынов пророческих (ст. 7–8). в) Обещание Илии ниспослать сугубый дух благодати на Елисея (ст. 9–10). г) Вознесение Илии на небо в огненном вихре (ст. 11–12). д) Чудесное возвращение Елисея через Иордан до Иерихона (ст. 13–15). е) Тщетное искание тела Илиина сынами пророческими (ст. 16–18). ж) Чудесное улучшение воды в Иерихоне, и погибель Вефильских детей, проклятых Елисеем (ст. 19–25). Ст. 1. … В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала… С какой целью Господь устроил дивное событие переселения пророка Илии прямо из среды живых на небо? Самая необычайность этого события во всемирной истории уже может свидетельствовать о глубокой знаменательности и великом смысле этого события, и, притом, для всего рода человеческого. В чудном цримере Илии, великого праведника из времен подзаконных, равно, как и в примере Еноха из времен патриархальных, Господь восхотел дать всем земнородным, осужденным на смерть, уверительный опыт блаженного бессмертия в жизни загробной, и наглядный залог всеобщего воскресения мертвых в определенное время. Посему, и церковь Христова, ублажая оного великого пророка ветхозаветного, воспевает о нем, что «с плотию еще сый бессмертен, он, яко мертв, уверяет мертвых восстание» 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010