«Житие Саргиса Шнорали» анонимно, и время его написания неизвестно. Однако, судя по сведениям, содержащимся в самом житии, автор его не современник описываемых событий, ибо, говоря о брате Нерсеса Григорисе, он пишет: «А его старший брат Григорэс, прозванный Вкайасером, которого по сей день так именуют, перевел на армянский язык много речей, посвященных святым мученикам... которые по сей день читают». Подобно житиям Маштоца Егивардеци, Нерсеса Ламбронаци, Мкртича Нагаша и др., «Житие Саргиса Шнорали» написано как предварение к его сочинению, дабы ознакомить читателя с тем, «в какое время оно написано, кто понудил [написать его] и для каких нужд оно написано». В этом предварении довольно большое место занимают абстрактные риторические рассуждения со ссылками на Священное писание. Тем не менее оно представляет интерес как памятник, сохранивший сведения о жизни и деятельности подвижников армянской культуры XII века. Больше, чем о Саргисе, в нем говорится о Степаносе, взрастившем названное поколение подвижников культуры. Это свидетельствует о том, что автор жития понимал роль Степаноса в расцвете армянской литературы XII века и, желая воздать ему должное за заслуги в этой области, постарался более обстоятельно рассказать о нем. Примечательна оценка М. Орманяна, данная деятельности Степаноса. Говоря о комментаторской работе литературных деятелей XII века, он пишет: «Заслуживает внимания тот факт, что Нерсес работал над Толкованием Евангелия от Матфея, Барсех – от Марка, Игнатиос – от Луки, а Саргис – Соборных посланий. Все это вместе составляет программу обширной работы по толкованию книг Нового завета. Зачинателем и руководителем этого дела, несомненно, был Степанос, который и распределил между своими учениками этот большой труд» (М. Орманян. Азгапатум, § 917, с. 1336). Дата смерти, как и рождения, Саргиса Шнорали неизвестна. Однако к 1166 г., ко времени, когда он взялся за краткое «Толкование семи Соборных посланий», он сам себя называет стариком: «Молите Господа за меня, старика Саргиса» (см.: Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности, с. 626).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

1119 Анания – армянский католикос Себастийского престола, одного из четырех армянских патриарших престолов, существовавших в то время (см.: М. Орманян. Азгапатум, с. 1563). 1125 Балу – город в области Балаовит провинции Четвертая Армения. Ныне селение с тем же названием недалеко от Диарбекира (в Турции). 1127 Харберд – в древности неприступная крепость в Четвертой Армении. Страбон упоминает под названием Каркатиакерт, византийцы – Хармутэ, арабы – Харберд, сирийцы – Корберд. Ныне главный город области Мамурат юл-азиз в Турции. 1139 Хори – второй месяц по армянскому календарю, соответствующий сентябрю. «...в 739 г. нашего летосчисления, 4-го [числа] месяца хори и 10-го февраля». – Здесь дано по подвижному календарю. 1-е навасарда 739 г. совпадает с 8-ым января 1290 г., а 4-е хори соответствует 10-му февраля (Новые армянские мученики, с. 118). Издатели «Новых армянских мучеников» по этому поводу пишут: «10-го февраля 1290 г. была пятница, а в тексте говорится в субботу». Однако из истории мученичества явствует, что смерть их на самом деле имела место в пятницу, поскольку в мученичестве говорится: «С наступлением субботнего утра показалось чудесное видение». Следовательно, – заключают они, – смерть имела место в пятницу 10-го февраля, а 11-го февраля, в субботу, на месте их мученичества воссиял свет» (там же). 1146 Диоклетиан – римский император (284–305), разделивший империю на четыре части. Себе он оставил восточную часть империи. Известен своими жестокими гонениями на христиан. Согласно «Мученичеству Рипсимянских дев», от него бежали в Армению Рипсимэ и Гаянэ. 1147 Татаро-монгольские захватчики, обосновавшиеся в Иране и Закавказье, приняли мусульманство при Газан-хане (1295–1304). 1149 В «Новых армянских мучениках»: должно быть – «звали его Дамур Ташем». Тимур-таш (Дамур-Таш армянских авторов) был монгольским правителем Малой Азии. В армянских памятных записях упоминаются его набеги и походы на Армению в 1315, 1324, 1327, 1336, 1338 гг. 1156 См. там же, с. 182. Н. Акинян автором и этого произведения считает Григора Хлатеци (см.: Н. Акинян. Хронология католикосов Ахтамара. Вена, 1920, с. 67–70, (на арм. яз.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

543 Согласно сведениям историка Хетума, голод имел место в 1293 г. (см.: Хетум. История татар. Венеция, 1842, с. 74; на древнеарм. яз.). 549 В тексте . Дословно – кость. Думаем, что здесь текст искажен. Исходя из контекста переводим «приспешник». 550 Это событие имело место в 1308 г. Сведения армянских авторов относительно причины убийства армянского царя Левона IV, Хетума и сорока князей в основном совпадают. Продолжатель «Хроники» Самвела Анеци, например, пишет, что монгольский военачальник желал захватить Армению. Подобный же характер носят сообщения Продолжателя Хроники Хетума (см.: Мелкие хроники, XIII-XVIII вв. Составил В. А. Акопян. Ереван, 1951, с. 88–89; на арм. яз.), Продолжателя Хроники Смбата Гундстабля (см.: Смбат Спарапет. Хроника. М., 1856, с. 119; на древнеарм. яз.) и т. д. М. Чамчян считает, что Хетум и Левон были убиты по подстрекательству некоторых армянских князей, недовольных постановлением Сисского собора об унии (см.: Чамчян. История Армении, т. III, с. 257). Г. Микаелян наиболее близким к действительности считает сведения Рашид-ад-дина. Последний пишет, что Биларгу, в нашем тексте «ханский приспешник», стал требовать у армянского царя денег. Левон IV несколько раз жаловался на Биларгу хану Олджейту, требуя удалить его из Киликии, однако безрезультатно. Последний, узнав об этом, начал мстить Левону IV. Царь, одновременно выплачивая дань египетскому султану, тайно сообщил ему о том, что Биларгу самоуправно распоряжается налогами страны. Египетский султан отправил посла к Биларгу для ведения переговоров об уплате Киликийской Арменией дани монголам и Египту. Посол сообщил Биларгу о тайных переговорах Левона IV с султаном. Тогда Биларгу вызвал к себе Хетума II, Левона IV и сорок князей под предлогом переговоров с египетским послом и перебил их (см.: Г. Микаелян. История Киликийского армянского государства. Ереван, 1952, с. 436–437). 552 Речь идет о Константине III Кесарийском, преемнике Григора Анаварзеци, занявшем патриарший престол в 1307 г. 554 Из этих слов явствует, что Ошин умер не естественной смертью. К такому же выводу приходит М. Орманян, который обращает внимание на то, что Ошин, будучи тридцати семи лет, назначает князя Корикоса Ошина, сына историка Хетума, опекуном своего восьми-десятилетнего сына Левона. Видимо, Ошин страдал каким-нибудь тяжелым недугом и предчувствовал близость смерти (см.: М. Орманян. Азгапатум. Константинополь, 1912, с. 1818).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

После захвата Тарса и Маместии в 1183 г. Рубен осадил крепость Ламброн. Лишь пленение Рубена князем Боэмундом в 1187 г. избавило Ламброн от осады (подроб. см.: М. Орманян. Азгапатум, с. 1482). 445 Левон – речь идет о Левоне II. При нем в 1198 г. Киликийская Армения была официально провозглашена царством. 448 Как известно из других источников, Левон II с этим посольством Нерсеса Ламбронаци связывал большие надежды, в частности, надеялся получить от Фридриха Барбароссы царскую корону. Из памятной записи Нерсеса Ламбронаци известно, что Фридрих Барбаросса, видимо для того, чтобы заручиться поддержкой Левона, «обещал указом, скрепленным золотой печатью, поставить армянского царя» (см.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 535–538). 450 О дальнейшей судьбе этой рукописи сообщает интересные сведения сам Нерсес Ламбронаци в Памятной записи к Толкованию св. литургии. Он рассказывает о начале третьего крестового похода и назначении его Левоном II послом к Фридриху Барбароссе. Прежде чем отправиться в путь на встречу с Фридрихом, пока те «несметными косяками плыли на судах по морю к Птолеманде, великий владыка Левон послал нас к католикосу святому владыке Григорию в патриарший престол, именуемый Ромкла, что на [берегу] Евфрата. И на нас, пустившихся в путь в [праздник] пентекосты, по ту сторону Мараша напали туркманы и предали мечу бывших с нами монахов и священников, числом двадцать человек, и захватили вместе с другими вещами сочинения и эти святые заповеди, о чем я горько скорбел, не имея других списков [рукописи]. Но затем по провидению благодати Божьей в 641 г. разузнав, где они их продали, мы выручили их из плена, ибо [рукописи] были увезены в область Джахна. И при содействии епископа области Нерсеса и монаха Вардана они были вновь возвращены мне. Утешив, они возрадовали мою опечаленную душу. И мы вознесли Богу благодарственную молитву...» (См.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 465–468). 451 Речь идет о третьем крестовом походе. Непосредственным поводом похода послужило взятие Иерусалимского королевства египетским султаном Салах-ад-дином в 1187 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

авторов. Возможно также, что «Письмо Ашоту Багратуни» написано по-армянски самим свт. Фотием (патриарх провел 17 лет в ссылке в Армении, язык письма несколько искусственный и содержит яркие грекофильские черты). Интерес Фотия к Армении мог быть обусловлен и его арм. происхождением (по материнской линии он принадлежал к арм. знатному роду Камсараканов), о чем он написал Ашоту Багратуни (аутентичность его письма не вызывает сомнений у исследователей - Phot. Ep. 284). «К. п.» в виде сборника сохранилась лишь в одной рукописи 1298-1299 гг., переписанной Товмой Ромклаеци в Киликийской Армении. Ранее эта рукопись находилась в б-ке «Братства Антонян» в К-поле; в наст. время находится в хранилище рукописей мон-ря Бзоммар 431). Первое издание «К. п.» из 98 посланий было подготовлено к публикации в Тифлисе в 1901 г. В 1994 г. архиеп. Норайр (Погарян), сверив эту рукопись с кодексами, содержащими отдельные письма, вторично издал «К. п.» в составе 97 писем. Во 2-м издании материалы расположены в хронологическом порядке; контаминированные и содержащие лакуны послания дополнены согласно данным из др. рукописей и изданий; мн. места отредактированы издателем самостоятельно или согласно исправлениям, сделанным др. исследователями; использована рукопись еп. Егише (Дуряна) с его многочисленными ценными исправлениями; 7 документов, не являющиеся посланиями, удалены из состава сборника, а вместо них добавлены 5 писем, 3 из которых существенно дополняют армяно-грузинскую переписку. Тем не менее состав «К. п.» остается предметом научной дискуссии (напр., Меликсет-Бек считал, что сборник состоял из 100 писем). Изд.: Книга посланий. Тифлис, 1901 (на арм. яз.); То же/Ред.: архиеп. Норайр (Погарян). Иерусалим, 1994 (на арм. яз.). Лит.: Гюлханданян А. Лакуны в «Книге писем» и не вошедшие в нее письма//Арарат. 1902. Май/июнь. С. 560-569; Июль/авг. С. 748-753 (на арм. яз.); Магакия (Орманян), патр. армян К-поля. Азгапатум. К-поль, 1912. Ч. 1; Эчмиадзин, 2001. Т. 1 (на арм. яз.); Адонц Н. Ампелий, еп.

http://pravenc.ru/text/1841558.html

854 В тексте «антипатр», искажение «антипатоса», что по-гречески означает «исполняющий обязанности ипата». Армянский синоним слова – «бдешх», то есть правитель пограничной области. 857 Спарапет – верховный военачальник всех войск древней Армении. При династии Аршакуни и в марзпаиский период должность спарапета была наследственной принадлежностью рода Мамиконян. 867 Коврик – в «Памятниках армянской агиографии (Ереван. 1973, с. 213) маленький молитвенник. Здесь следуем П. Мурадяну, который убедительно показывает, что помимо «молитвенного дома» значит коврик, циновка, на которой творили молитву (см. П. Мурадян, Текстологические наблюдения. Историко-филолог. журнал. Ереван, 1991, 1, с. 141–142). 868 Епископ Самуэл был архиепископом престольного города Иверии – Мцхеты. Имя его засвидетельствовано в «Житии Маштоца» Корюна. Согласно Корюну, Самуэл был видным сподвижником Маштоца: «И вот тех, которые были собраны из отдельных и разрозненных племен, он [Маштоц] связал Божественными заветами и сделал их единым народом, восхваляющим Единого Бога. Из них же нашлись достойные для возведения в сан епископа; имя первого из них Самуэл; он был мужем святым и благочестивым, ставшим епископом при царском дворе» (Корюн. Житие Маштоца. Пер. Ш. Смбатяна и К. Мелик-Оганджаняна. Ереван, 1962, с. 101). 871 Точная дата смерти Шушаник неизвестна. По подсчетам М. Орманяна 17-е число месяца калоц по подвижному календарю соответствует 15-му декабря 470 г., а по неподвижному – 25-му декабря 470 г. Акинян считает, что Шушаник умерла в промежутке времени от 470-х до 480 годов. К. Кекелидзе, основываясь на сведениях армянских синаксариев, которые он считает более близкими к истине, чем грузинские, время смерти Шушаник указывает между 472–476 гг. (см.: К. Кекелидзе. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956, с. 9). Подробнее об этом см.: М. Орманян. Азгапатум, т. I, ч. I. Бейрут, 1959, с. 450. 873 Исключение составляет «Мученичество Ваана Гохтнаци», один из лучших памятников армянской агиографии, представляющий собой оригинальное и высокохудожественное произведение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

965 По этому расчету события в Нахичеване и Храме должны были иметь место в 701 г., поскольку Абд-эл-Мелик вступил на престол в 685 г., в то время как эти события происходили в 705 г. 966 Здесь также имеется хронологическая неточность: Абд-эл-Мелик правил до 705 г., а Валид вступил на престол в 705 г. и правил до 715 г. 968 Гохтн – одна из областей провинции Сюник. С юго-запада окаймлена рекой Араке и его притоком р. Ернджак, с востока границей служила область Аревик. 972 Автор называет Арагацотн царской областью, поскольку с древних времен здесь находились столицы армянских царей Армавир, Вагаршапат. 973 См. Быт.37, 28, 31 . Автор ссылается на библейскую легенду об Иосифе. Сын Израиля Иосиф, которого отец любил больше других своих сыновей, из зависти был брошен братьями в ров. Отцу братья показали одежду Иосифа, выпачканную в козлиной крови, и сказали, что Иосифа растерзали дикие звери. 980 Город Ракка, который сначала именовался Никефорионом, затем Калиникосом, а позднее Леонтополисом. 982 О Шаме, или Хешме, см. примеч. 5 к «Житию Степаноса Сюнеци». Шамом древние авторы называют также Дамаск, Сирию. 984 В тексте – – «место входа и выхода». в переводе: «был камергером, церемониймейстером двора». Мы перевели через соответствующий арабский термин «хеджуб», бывший в употреблении у армян. 986 Яковит – приверженец христианской секты монофиситского толка, которая признает во Христе одно единое естество, представляющее нерасторжимое единство божественной и человеческой природы. 1001 Основываясь на этом, Орманян заключает, что труд Гевонда был написан при жизни Меружана (см.: Азгапатум, с. 900). 1007 Нерсес – сведения агиографа относительно патриаршества Нерсеса, ошибочны. В годы правления Льва католикосом Армении был Есаи Египатрушеци (775–778). 1008 Агиограф имеет в виду успешные войны отца Льва IV Константина (741–775 гг.), который одерживал неоднократные победы над арабами. 1010 О послании арабского халифа византийскому императору сообщают также Гевонд и Вардан. Гевонд пишет: «На следующий год повелитель Исмаила стал грозить ему и отправил к нему посла, как мы слышали, с двумя мерами горчичного зерна, и писал царю греческому: «Вскоре я пошлю на страну твою войско, по количеству равное числу горчичных зерен, которые ты видел, и едва ли государство твое будет в состоянии вместить в себя. Во всяком случае, если достанет у тебя силы, готовься воевать со мной» (История халифов вардапета Гевонда, с. 108).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Степанос Орбелян: «Вновь собор в том же Двине, [созванный] католикосом Мовсесом относительно той же халкидонитской ереси, которой придерживался и наш Петрос. В этот [год] было установлено армянское летосчисление.... и Иезидбузид умер мученической смертью». (Степанос Орбелян. История Сюникского края, с. 454). 881 История Армении католикоса Ованеса Драсханакертци. Издал Н. Эмин. М., 1853, с. 64 (на древнеармянском яз.). 886 Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готами. Пер. с греч. Спиридона Дестуниса. СПб., 1862, с. 264. 895 Григориос – отдельного мученичества Григориоса в армянских рукописях не сохранилось. В прологах его память отмечается в день поминовения памяти Иезидбузида. Самвел Анеци временем мученичества Григориоса считает 551 г. Однако, согласно посланию Двинского собора, его предали смерти на 17-м году правления Хосрова, следовательно, в начале 549 г. (См.: М. Орманян. Азгапатум, т. I, кн. II, 541–542). 897 Айраратская область – одна из наиболее обширных провинций исторической Армении, в ее центре находилась Араратская долина с прилегающими районами (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 35). 898 Двин – стал столицей Армении примерно в 460-х годах и оставался ею до воцарения династии Багратидов, перенесших столицу своего царства в г. Ани. 899 Амакар, или амаракар, – так назывался персидский чиновник, возглавлявший ведомство по сбору налогов. 903 Нихоракан – Деншапух армянских историографов (см.: Г. Алишан. Памятники страны Армянской, гл. 24, с. 277). Был назначен правителем, или марзпаном, Армении в 548 г. и оставался в этой должности четыре года, до 552 г., затем был отозван персидским царем и назначен командующим персидским войском в войне с византийцами в Лазике. 904 Нахапет – согласно мученичеству, стал марзпаном Армении после Нихоракана и оставался в этой должности три года. Согласно армянским историографам после Деншапуха в 552 г. Хосров назначил марзпаном Армении Вшнаса Ваграма. 905 Иезидбузид, или Издбизит, – от персид. имени Yazidbözid (по пехл. – Yazdbözd), на сирийском Yazdbözed; означает «богом спасенный». (Р. Ачарян. Словарь собственных имен, т. III. Ереван, 1946, с. 527).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Из всего вышесказанного очевидно, что Православная Церковь, которая не допускает членов иных конфессий, не имеющих с Ней догматико-канонического единства и евхаристического общения, в том числе и ААЦ, к Таинствам в своих храмах, поступает согласно своим соборным постановлениям и каноническим правилам. И, напротив, так же очевидно, что и ААЦ имеет не меньше оснований не разрешать своей пастве участвовать в Таинствах Православной Церкви и причащаться с «еретиками», поскольку, во-первых, это запрещают каноны III Двинского собора. Во-вторых, этому препятствует различие догматико-литургического характера: в ААЦ в Евхаристии не используются квасный хлеб и вино, смешанное с водой, как символы тления – обычай, связанный с вероучением ААЦ о нетленности Тела Христова. Каринский Собор предает анафеме тех, кто принимает таковое «еретическое причастие». В-третьих, этому препятствуют сами анафемы, налагаемые ААЦ на всех «диофизитов». Причем анафемы повторяются в нынешнее время каждым священником ААЦ во время его хиротонии. Таким образом, вопросы причащения или непричащения – вопросы не практического, а догматического характера, и решаться должны посредством преодоления принципиальных догматических разногласий. Посему, ввиду важности и острой актуальности вопроса, – о чем говорит и тот факт, что ААЦ на сегодня не имеет потенциальной возможности окормления всех армян, проживающих за пределами Армении, – этот вопрос также должен обсуждаться на богословских диалогах между ААЦ и Православной Церковью. См.: (Copied 18.07.12). < http://www.youtube.com/watch?v=pKonrbr2Gfk> . . .  , . . . , 2001, 304 (Орманян М. Азгапатум. Т. 1. Эчмиадзин, 2001. С. 304. – на зап.-арм. языке). , , 1994,   292 (Книга Посланий. Иерусалим, 1994. С. 292   – на древ.-арм. языке). , , 1994, 292 ( Книга Посланий. Иерусалим, 1994. С. 292 – на древ.-арм. языке). , ,  , 1876, 34 (Чиновник рукоположения клириков, диаконов и священников. Вагаршапат, 1876. С. 34– на древ.-арм. языке). Любопытно, за что именно анафематствуется Евтихий – «отрицание оправдания благодатию Христовой».

http://bogoslov.ru/article/2749331

263 Речь идет о католикосе Ваане I Сюни (968–969). Нерсес Ламбронаци ошибочно упоминает его как современника византийских императоров Василия, Константина и васпураканского царя Сенекерима Арцруни. Эта ошибка восходит к «Хронике» Маттеоса Урхаэци, которая в данном случае служила источником для Ламбронаци (см.: М. Мкрян. Нарекаци. Ереван, 1955, с. 113: Григор Нарекаци, с. 171). 264 В другой редакции жития до этого имеется: «[Григор] был сыном Хосрова Андзеваци» (Григор Нарекаци. Книга..., с. 172). 266 Помимо Ованеса, у Григора Нарекаци был другой брат, Саак, о котором он упоминает в памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци: «Итак, первый список этой св. книги в 399 году армянского летосчисления был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги». 267 Как замечают издатели Григора Нарекаци, Нерсес Ламбронаци ошибочно полагал, что Ованеса не было в живых, когда писалась «Книга скорбных песнопеннй». Ламбронаци не обратил внимания на памятную запись Григора Нарекаци к «Книге...», где поэт восторженно говорит о выдающихся способностях брата и подчеркивает, что писал «Книгу...» при его активном участии (см.: Григор Нарекаци, с. 170–171). 268 Апаранский монастырь, или Апаранский монастырь св. Креста, находился в Мокской области. В истории упоминается с X в., в состав этого монастыря входила церковь св. Богородицы, в честь освящения которой и написал Григор Нарекаци «Историю Апаранского креста». Ныне в развалинах, в пределах Турции. 269 Яков Низибинский – почитаемый армянской церковью святой. Национальная традиция связывает его родственными узами с Григором Лусаворичем, считая Якова сыном Хосровуи, сестры Анака (отца Григора Лусаворича). Согласно другим версиям, Яков – сириец, уроженец города Низибина. Долгие годы отшельничал в Кордукских горах. По возвращении в Низибин сблизился с отшельником Маруге, или Маркелом. При Диоклетиане подвергался гонениям. Участник Никейского (325 г.) и Антиохийского соборов. Назван также Чудотворцем. Ему приписывается восхождение на гору Арарат с целью поиска Ноева ковчега. (См. Орманян М. Азгапатум, т. I, кн. I, с. 140–142). Сохранилось его житие, написанное, как явствует из памятной записи, учеником Маркела – Маруге (см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 83–107). Житие имеет много общего с житием Поля Простака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

  001     002    003