556 Юлиан Отступник – римский император (361–363). Отрекся от христианства и, вновь утвердив языческую религию, начал гонения на христиан. Погиб в войне с персами. По преданию, умирая, он взглянул на небо и воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». 567 См.: Матевосян А.С. Рукописный центр Мецопского монастыря в XII-XV вв. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. канд. истор. наук. Ереван, 1970, с. 10. 573 В рукописи, которой пользовался Г. Овсепян, к заглавию в скобках позже были добавлены слова «автора сей книги» (См.: Г. Овсепян. Житие Мхитара Саснеци, с. 27). 574 Харбанда – в армянском тексте Хапбанда. Харбанда-ага армянских источников соответствует Худабаиде. Так звали брата Газан-хана Олджейту (1304–1316), после смерти Газан-хана (1304) ставшего монгольским ханом Западного ильханства, центром которого был город Тавриз. 577 Левон – имеется в виду Левон V (1320–1342 гг.), сын Ошина. Коронация состоялась в 1329 г., а до этого с 1320 по 1329 гг. регентом был князь Корикоса Ошин, сын историографа Хетума. 579 Закария Ахтамарци – см. «Мученичество Закарии Ахтамарци». Об Ахтамарском престоле см.: М. Орманян. Азгапатум, с. 1747, 1855–1856. 580 Каджберуник – область, входившая в состав Васпуракана. Занимала течение реки Арест (Бандимай) и равнину Абага. 582 Ованес Арчишеци – впоследствии основал школу в обители Асписнак (см.: А. Матевосян. Рукописный центр Мецопского монастыря в XII-XV вв., с. 10). 584 Есаи Ничеци – ученик Нерсеса Мшеци, после смерти последнего возглавивший Гладзорский университет и остававшийся его ректором до своей смерти (1338 г.). Единственным источником, содержащим сведения о жизни Есаи Ничеци, являются памятные записи. Ниже приводим фрагмент памятной записи к рукописи «Толкования псалмов» Нерсеса Ламбронаци. Писец Мкртич (1302, рук. 6558) сообщает некоторые биографические сведения о Есаи Ничеци: «... [Книгу сию] с превеликим и бурным желанием возжаждал мудрый философ и ученый ритор, вступивший на [поприще] изучения Божественного писания, богомудрый и святейший рабунапет Есаи, который в наше скудное время воссиял добродетельным житием и, преисполнившись знания Божественных заветов, как солнце светил в мире и над всеми частями света. Превзойдя всех добродетелью, которая сочеталась с наставничеством, он направлял обращавшихся к нему на Божественную стезю, как источник вливая наставления св. Духа в уши учеников...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Тем не менее в конце XIV века, в то время, когда латинское влияние на армянский богослужебный обряд достигло своего апогея, полемист и ревностный противник латинского богословия св. Григорий Татеваци († 1403) перечислил семь традиционных таинств, ссылаясь для подтверждения своей точки зрения на неназванных «вардапетов» (армянских богословов-монахов). На самом же деле труд его представляет собой перечисление хорошо известных в западном схоластическом богословии аллегорических доводов. В подобных утверждениях Григорий нуждался для того, чтобы убедить своих собеседников в ортодоксальности вероучения и практики Армянской Церкви в отношении таинств. Итак, мы видим, что даже в те времена различение семи таинств требовало от Армянской Церкви определенного рационализма: в Армянской Церкви миропомазание никогда не отделялась от Крещения, а таинство соборования ко времени Григория практически исчезло. К тому же, как уже говорилось выше, Евхаристия всегда выделялась в отдельную категорию как основа таинственной жизни христиан. Период оттоманского и персидско-мусульманского владычества, начавшийся примерно в 1300 году и продолжавшийся вплоть до нашего времени, был эпохой относительного застоя в истории армянского богословия, за исключением редких, хотя и весьма значительных моментов. В отсутствие постоянной и живой богословской полемики созрели все условия для укоренения в церковной практике западных принципов, несмотря на то что решения, предложенные латинским Западом, как мы уже видели, были лишь отчасти совместимы с традиционным пониманием таинств и подлинным свидетельством Армянской Церкви. Постоянный рост числа доминиканских, а позднее иезуитских миссионеров, приезжавших в Армению, обусловил непрестанное распространение западных идей. К началу XIX века противоречивость богословских положений в отношении таинств стала очевидной для величайшего интеллектуала и выдающегося богослова Магакии Орманяна. Католик по рождению, рукоположенный в сан католического священника, Орманян присоединился к Армянской Апостольской Церкви в 1877 году. Ему предстояло подняться по иерархической лестнице до сана армянского патриарха в Константинополе, в котором он оставался с 1896-го вплоть до 1908 года, когда был отправлен в изгнание младотурками. В своем учебнике по основам богословия Telik‘ Astuacabanut‘yan Орманян излагает традиционные схоластические воззрения на таинства и даже механически воспроизводит определения Фомы Аквинского в армянском переводе 959 . В другой работе он, однако, проявляет меньшую категоричность в применении традиционного схоластического учения к таинствам Армянской Церкви и пишет 960 :

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Сборник проповедей «Сирах и Самуил» (1878) затрагивает вопросы социальных отношений. Сирах, как мудрый и заботливый отец, обращается к своему сыну Самуилу. В 13 частях этого сочинения с позиций библейских заповедей и христианской морали рассматриваются проявления социального неравенства, несправедливого общественного устройства и др. Третий сборник М. Х. «Дед и внук: беседы для деревенской молодежи» (Папик ев торник. Эчмиадзин, 1894) был рассчитан на читателей, живших в арм. провинциях. В нем М. Х. делится своим жизненным опытом. Патриарх, как простой селянин, деревенский старик, ведет беседу со своим внуком. Основные задачи книги - воспитание молодежи в духе истинной любви к своей земле, передача молодым навыков земледельческого труда, рассказ о годовом цикле сельскохозяйственных работ, забота о том, чтобы арм. крестьянин не расставался со своей землей, а еще сильнее ощущал связь с тысячелетними корнями древнего народа. Эта мысль отчетливо прослеживается в сцене, редкой по силе и красоте символических образов, в к-рой после венчания внука в церкви дед в поле берет с внука клятву в том, что он никогда не предаст, не оставит ни жену, ни родную землю. В лит. описаниях М. Х. выступил как мастер художественного слова, воссоздавший чистые и возвышенные образы Армении. Однако в этих беседах отчетливо слышатся и тревога, и боль осознания эмиграции как величайшей трагедии арм. народа. Книга вводит читателя в мир безыскусной красоты и мудрости деревенской жизни. Соч.: Полное собрание сочинений. Н.-Й., 1929 (на арм. яз.); Сочинения. Ер., 1992 (на арм. яз.). Лит.: Габриэлян С. Хримян Айрик. Нью-Йорк, 1892 (на арм. яз.); Католикос всех армян Хримян Айрик. Тифлис, 1893; Магакия Орманян, патр. Национальная история. Иерусалим, 1927. Т. 3 (на арм. яз.); Ачемян А. Айрик армян. Тавриз, 1929 (на арм. яз.); Ованнисян P. Западноарм. национально-освободительное движение и организация Защитники Отечества. Ереван, 1965; Нерсисян М. Г. Происхождение Армянского вопроса//История армянского народа/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 19852. С. 273-280; Торгом Гушакян, патр. Хримян Айрик, Антилиас, 1990 (на арм. яз.); Костандян Э. Мкртич Хримян: Обществ.-полит. деятельность. Ер., 2000 (на арм. яз.); Христианская Армения: Энциклопедия. Ер., 2002. С. 745-747 (на арм. яз.); Тунян В. Г. Патриаршество Хримяна Айрика: 1893-1907. Эчмиадзин, 2013 (на рус., арм. языках).

http://pravenc.ru/text/2563852.html

Житие Степаноса сохранилось в краткой и пространной редакциях. Все армянские прологи, как рукописные, так и печатные, под третьим января помещают эту краткую редакцию. Некоторые из них содержат дополнительный рассказ о чудотворении Степаноса с колодой мясника, озаглавленный «История других чудотворений св. вардапета, мужа Божьего, сына Тэр Иусика» 478 . Житие Степаноса в несколько иной редакции сохранилось в рук. 6340 Матенадарана под названием «Житие вардапета Кочика». Единственное различие с краткой редакцией в том, что здесь имя Степаноса не упоминается, а колода мясника, с которой связано чудотворение Степаноса, стала именем вардапета – Кочик ( – в переводе «колода») 479 . До сих пор «Житие Степаноса» оставалось вне поля зрения исследователей. Лишь Г. Тер-Мкртчян обратился к нему в связи с притчей «О мяснике и священнике» 480 , выявив зависимость одного из рассказов о чудотворениях Степаноса от притчи, которая служила для него источником. О времени появления «Жития Степаноса» и об авторе мы не располагаем никакими прямыми свидетельствами. Однако нет сомнения в том, что первоначальной и более ранней является краткая редакция. Доказательством служат не только списки краткой редакции, относящиеся к более раннему периоду времени 481 , но и само ее содержание: в ней говорится о том, что Степанос после первой обедни, устрашенный «видением кровавого моря», больше не служил обеден. Однако в рассказе о другом чудотворении, с колодой мясника, который имеется в некоторых прологах в пространной редакции, он вновь служит обедню. Основываясь на этом, Г. Тер-Мкртчян заключает, что этот рассказ добавлен позже 482 . Пространный текст, на котором остановимся ниже, носит все черты позднейшей редакции. Первоначальный вариант жития Степаноса возник, надо полагать, спустя некоторое время после его смерти. Смерть Степаноса М. Авгерян 483 и М. Орманян 484 датируют 1251 г., а Г. Тер-Мкртчян относит к концу XIII в. 485 . А. Воскян приводит памятную запись рукописи 1291 г., из которой видно, что в это время Степаноса уже давно не было в живых: «[Сия рукопись] написана...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

После окончания русско-тур. войны (1878) О. активно участвовал в разработке т. н. армянского вопроса (проблемы выживания и безопасности армян) в надежде на то, что европ. страны окажут помощь в его решении. Проповедуя в неск. кварталах К-поля, он говорил о наиболее актуальных церковных и национальных проблемах. В 1879 г. О. и 75 армян-католиков, включая видных представителей армяно-католич. общины, были приняты в ААЦ. В том же году патриарх Нерсес II возвел О. в сан архимандрита, а затем назначил проповедником в ц. св. Григория Просветителя в квартале Галата. В 1880 г. О. был избран главой Каринской епархии (где в этот период не было епископа) и переехал в г. Карин (Эрзурум). В 1881 г. он сыграл решающую роль в открытии уч-ща «Санасарян», к-рое возглавил в том же году, и принял активное участие в разработке новых учебных программ. После Берлинского конгресса (1878), на к-ром «армянский вопрос» был лишь поводом для захвата европ. державами земель ослабевшей Османской империи, в Зап. Армении начали образовываться тайные орг-ции с целью освобождения Армении от тур. ига. В этот период О. в Карине установил связи с Х. Керекцяном, руководителем орг-ции «Защитник Отечества», и всячески ему содействовал. В 1882 г. османские власти раскрыли деятельность этой группы и арестовали 72 ее члена. Несмотря на то что О. тоже оказался в числе подозреваемых, он с дозволения патриарха выступил от имени Патриархии перед султанским двором и добился того, что в 1883-1884 гг. неск. приказами султана Абдул-Хамида II были освобождены все члены орг-ции. 8 июня 1886 г. О. был рукоположен во епископа католикосом всех армян Макаром I Тегутцы, а через год назначен преподавателем эчмиадзинской семинарии «Геворкян». Со дня прибытия в Эчмиадзин О. активно занимался вопросами арм. национальной и религ. политики. Год спустя под давлением Российской империи католикос был вынужден отослать его назад в К-поль. Хотя присутствие О. в семинарии было недолгим, он оказал такое влияние на учащихся, что впервые за 14 лет после открытия семинарии 4 выпускника приняли священный сан.

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Из армянских историографов довольно обстоятельные сведения о фактах времени и казни Амазаспа и Саака сообщает Гевонд, современник событий. Его «История халифов» – достоверный источник по этому периоду, который служил источником и для нашего автора. Однако в некоторых вопросах последний располагает более подробными сведениями. Следовательно, надо полагать, что он либо пользовался еще каким-нибудь источником, либо сам был современником этих событий. Историк рода Арцруни Товма Арцруни обходит молчанием эти события, оговаривая, что «историю их времени (востиканов. – К. Тер-Давтян), написанную другими до нас, мы сочли лишним повторять» 999 . Товма Арцруни имеет в виду в первую очередь Гевонда. Степанос Таронеци лишь одной фразой касается мученичества Саака и Амазаспа: «В царствование Мусы восприняли мученическую смерть Саак и Амазасп, которым снесли головы мечом и затем повесили на шестах в 234 г. (785 г.)» 1000 . Других свидетельств относительно мученичества Амазаспа и Саака нет. Мученичество представляет интерес как исторический источник, дополняющий Гевонда и позволяющий внести кое-какие коррективы в оценку событий. К таким дополнениям следует отнести сведения о Давиде Мамиконяне, которому Амазасп и Саак, прежде чем отправиться в город Партав, «передали управление краем». Далее, Гевонд ничего не сообщает о конце Меружана 1001 . Он лишь пишет о нем: «Но так как он не по воле, а из страха грозной смерти сотворил это, то, может быть умилосердится над раскаянием его Христос» 1002 . Из Мученичества узнаем, что отрекшийся в угоду арабам от христианства Меружан с княжескими почестями был отправлен в Васпуракан «править вместо братьев». Услышав об этом, навстречу ему поспешил Давид Мамиконян и «отсек мечом его главу, смыв позор с рода Арцруни». Интересны также сведения агиографа относительно причин ареста и казни Амазаспа и Саака. Гевонд объясняет это желанием арабов завладеть их богатством. Опираясь на Гевонда, Орманян приходит к тому же заключению. «Ибо, – пишет он, – князей Арцруни нельзя было обвинить в чем-нибудь другом, кроме руководства Васпураканским восстанием и битвы за Арчеш. Но это были дела десятилетней давности, и современные халиф и востиканы предали их забвению» 1003 :

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Магакия Орманян, патриарх К-польский (ААЦ). Фотография. Нач. XX в. Магакия (Малахия; в миру Погос) [арм. ] (23.02.1841, К-поль (Стамбул) - 19.11.1918, там же), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед. Жизнь Род. в семье, принадлежавшей к Армянской католической Церкви . Начальное образование получил в школах католических орденов мхитаристов и антонитов в К-поле. В 1851 г. продолжил учебу в монастырской школе св. Григория Просветителя антонитов в Риме. 25 дек. 1855 г. был посвящен в дарохранителя и наречен именем Магакия. В 1858 г. принял постриг, став членом ордена. Высшее образование получил в Риме, в частности в папском ин-те св. Аполлинария. 24 авг. 1863 г. был рукоположен во иерея. В 1865 г. в присутствии гос. секретаря Св. Престола кард. Джакомо Антонелли выступил с обоснованием учения о папском примате. Некоторое время состоял учителем арм. языка в миссионерской коллегии Конгрегации пропаганды веры в Риме. В 1866 г., вернувшись в К-поль, О. стал секретарем в мон-ре антонитов. Он активно выступал против церковно-политической деятельности католикоса армян-католиков Антония Петра IX, к-рый был поборником полной ассимиляции армяно-католич. общины Римско-католической Церковью. В 1867 г. О. стал смотрителем в уч-ще антонитов в Риме. В 1868 г. был избран членом Римской богословской академии. На Ватиканском I Соборе (1869-1870) был одним из советников армяно-католич. епископов, выступал против принятого Собором догмата о непогрешимости папы Римского . После Собора из-за гонений на противников догмата О. был вынужден вернуться в К-поль, где продолжил борьбу уже на литературно-публицистическом поприще. От лица армяно-католич. общины он составил полемический ответ (изд. в К-поле в 1870 на армянском, французском и итальянском языках) на циркулярное письмо апостольского нунция в К-поле архиеп. Йозефа Плёйма, к-рый под угрозой отлучения потребовал от армян признать полную власть папы Римского в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и управления Церковью. Три сочинения О., посвященные истокам и сути современного ему армяно-католич. конфликта, в 1874 г. были включены Ватиканом в список запрещенных книг, что заставило его задуматься о переходе в ААЦ. В 1875 г. в Италии О. встретился с лидером итал. народно-освободительного движения Дж. Гарибальди и обсудил с ним вопросы, касавшиеся освободительных движений итальянского и армянского народов. В 1876 г. вернулся в К-поль и через год обратился к арм. К-польскому патриарху Нерсесу II Варжапетяну с просьбой принять его в лоно ААЦ, но тот посоветовал ему не спешить.

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католикос всех армян Геворг IV (Керестеджян Григор; 5.07.1813, К-поль - 6.12.1882, Вагаршапат), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1866). Получил образование в к-польском лицее Жарангаворац. В 1835 г. возведен в сан священника, в 1841 г.- архимандрита, а в 1848 г. избран епископом. С 1844 г. архиерей епархии Брусы, с 17 окт. 1858 г. занял арм. патриарший престол К-поля. Участвовал в разработке национальной Конституции Османской империи, однако ввиду несогласия с рядом ее статей 21 апр. 1860 г. подал в отставку. С окт. 1861 г. вновь архиерей в Брусе. 27 мая 1866 г. в качестве избранного католикоса Г. издал послание, в к-ром подчеркивалось, что доктрина Армянской Апостольской Церкви должна оставаться неизменной, применение новоарм. языка (ашхарабара) должно осуществляться при увещевании и проповеди, а обряды следует совершать лишь на древнеарм. (грабаре). Велика заслуга Г. в деле упорядочения и развития национального образования. В 1867 г. в Эчмиадзине им была организована комиссия по образованию, к-рая занималась устроением школ во всех городах и селах с арм. населением, в 1873 г. им же была учреждена епархиальная образовательная комиссия. В 1874 г. Г. основал Эчмиадзинскую семинарию, впосл. названную в его честь Геворгянской (действует поныне), ежемесячный ж. «Арарат», сыгравший большую роль в стимулировании развития арменоведения, Эчмиадзинский музей, усовершенствовал типографию и хранилище рукописей в Эчмиадзине. В 1879 г. построил церковь на могиле Месропа Маштоца в Ошакане. Являясь крупным знатоком духовного песнетворчества, Г. осуществил важное для своего времени упорядочение богослужебных певч. книг. Пригласив в 1873 г. из К-поля видного церковного музыканта-теоретика Н. Ташчяна , он способствовал распространению и обучению новой арм. безлинейной нотации, изобретенной в 1813 г. в К-поле А. Лимонджяном . Одной из наиболее ценных инициатив Г. является приведение к единообразию, издание и канонизация выверенных на основе большой собирательской и сравнительной работы песнопений Армянской Апостольской Церкви, входящих в Литургиарий (Патараг, изд. 1874 и 1878), Гимнарий (Шаракноц, изд. 1875) и Бревиарий (Жамагирк, изд. 1877). По критериям того времени эти издания были равносильны научным публикациям, что имело решающее значение и для сохранения музыкально-певч. наследия Армянской Церкви, подвергшегося ряду искажений в XV-XVIII вв., и для дальнейшего его изучения. Как источниками этими изданиями пользуются и в наст. время. Г. продолжил и довел до логического завершения систему обучения певч. искусству, внедренную католикосами Мовсесом Сюнеци и Симеоном Ереванци. Лит. (на арм. яз.): Абегян М. Геворг IV, Католикос всех армян. Вагаршапат, 1899; Орманян М. История нации. Бейрут, 1961. Т. 3. Ч. 2. А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161824.html

В настоящее время мы располагаем следующими источниками биографического характера: прежде всего маленьким житием Григора Татеваци, написанным его учеником Маттеосом Джугаеци 594 ; рассказом Товмы Мецопеци о Григоре Татеваци, содержащимся в его «Истории Тамерлана» 595 ; и наконец, проложным житием Григора Татеваци 596 . Определенный интерес для изучения биографии Григора Татеваци представляет панегирик, написанный его племянником, крупным армянским поэтом и литературным деятелем Аракелом Сюнеци 597 . Маленькое сочинение Маттеоса Джугаеци заслуживает внимания как исторически достоверный первоисточник и представляет интерес для изучения отдельных этапов жизни Григора Татеваци. Достойно внимания сообщение Маттеоса Джугаеци о крепости Тмок (Тмбкаберд) в Грузии, где, согласно ему, родился Григор Татеваци. Эти сведения отличаются от данных других источников, где местом рождения Григора Татеваци указывается Вайоц-дзор (Ехегнадзорский район). Житие уточняет дату смерти Григора Татеваци (27 декабря 1409 г.) 598 . Другой его ученик – Товма Мецопеци – повествует о тех годах жизни Григора Татеваци, когда он сам непосредственно общался с ним, то есть о годах учебы, а также о годичном пребывании Татеваци вместе с учениками и вардапетами в Мецопском монастыре, о возвращении в Сюник и его смерти. По сей день вне поля зрения исследователей оставалось проложное житие Григора Татеваци. Отдельные арменоведы в связи с уточнением биографии Татеваци обращались к этому тексту, как, например, М. Орманян, однако само житие специально ими не рассматривалось. Заметим, что проложное повествование имеет много общего с рассказом Товмы Мецопеци. Неизвестно, когда армянская церковь установила празднование памяти Григора Татеваци. Но содержащиеся в житии сведения позволяют судить об источниках и приблизительном времени его создания. Прежде всего в нем имеется сведение о существовании пространной истории Татеваци. Автор проложного жития пишет: «Он совершил множество чудес в детстве, о чем написано в его полной истории». Могло ли быть это повествованием Товмы Мецопеци? Думаем, что нет. Уже только потому, что у Товмы Мецопеци ничего нет относительно чудотворений Григора Татеваци. Возможно, что автором пространного жития Григора Татеваци был его племянник Аракел Сюнеци. Как утверждает Г. Тер-Мкртчян, автором мученичества или жития и похвалы обыкновенно бывал один и тот же человек. (См.: «Арарат», 1896, декабрь, с. 590).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Только когда 3 янв. 1913 г. западноарм. писатель и адвокат Г. Зохраб во время заседания Национального собрания выступил с речью в защиту О., бывш. патриарх был оправдан. В том же году ему предлагали разные церковные должности, от к-рых он отказался. В мае 1914 г. О. отправился в Иаковов святых армянский монастырь в Иерусалиме , где активно занимался преподавательской и научно-лит. деятельностью. С началом геноцида армян (1915) его положение стало опасным. В кон. 1917 г., когда брит. войска вторглись в Иерусалим, О. вместе с др. насельниками мон-ря был вынужден покинуть город и нашел убежище в Дамаске. В мае 1918 г., после заключения Брестского мирного договора, О. вернулся в К-поль, где с каждым днем увеличивалось число арм. сирот и бездомных, чудом спасшихся от геноцида. 16 нояб. того же года, призывая в проповеди паству помочь пострадавшим, О. был так взволнован, что упал в обморок. Через 3 дня он скончался. Сочинения O. был выдающимся арм. ученым, обладал энциклопедическими знаниями, кроме родного армянского владел еще 8 языками: арабским, турецким, французским, немецким, английским, латинским, итальянским и персидским. Он оставил большое научно-лит. наследие, к-рое можно разделить на 3 части в соответствии в периодами его жизни: до перехода в ААЦ (1879), до ухода с Патриаршего престола (1908), до кончины (1918). В 1-й период в основном были написаны работы, связанные с каноническими вопросами отношений между Ватиканом и католиками восточного обряда : «Reversurus, или Турция и папство» (1872; имеется в виду булла «Reversurus», в которой папа Пий IX резко ограничивал автономию Армянской католической Церкви), «Гражданские права и религиозная свобода восточных католиков» (1872), «Ватикан и армяне» (1873). Во 2-й период О. был активно вовлечен в решение внутренних проблем ААЦ, и это нашло отражение в его проповедях, лекциях, исторических исследованиях и др. Для учеников Армашской семинарии О. написал учебники «Практическая литургика» и «Основы богословия». Поскольку одной из главных целей О. было религиозное просвещение арм. народа, он за годы Патриаршества составлял и частями публиковал «Церемониальный словарь», включающий сведения о праздниках, церковной утвари и богослужении ААЦ.

http://pravenc.ru/text/2581563.html

   001   002     003