см., например, Барбур И. Религия и наука: История и современность. – М.: ББИ, 2000. – С. 333; Пикок А. Богословие в век науки. Модель бытия и становления в богословии и науке. – М., ББИ, 2004. – С. 254-256. См., например, Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей – М.: Паломник, 2000. – 303 с.; Сотворение: Альманах Общества креационной науки. – Вып. 1. – М.: Паломник, 2002. – 336 с.; Вып. 2 – М., 2004 (CD-ROM); Буфеев К. прот. Православное вероучение и теория эволюции: В защиту святоотеческого учения о сотворении мира, жизни и человека. – СПб: Общество святителя Василия Великого, 2003. – 495 с., Сысоев Д.,  свящ. Летопись начала. – М.: Аксиос, 2003. – 303 с.; сборники докладов на Рождественских Чтениях секции " Православное осмысление творения мipa и современная наука " (вып. 1-5, 2004-2009) и др. См., например, Тейлор Й. В умах людей: Дарвин и новый мировой порядок. – Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, СОНАТ, 2000. – С. 118, 334-335. См., например, Лаломов А.В., Таболич С.Э.Математическое моделирование и определение возраста прибрежно-морских россыпей//Creation Ex Nihilo Techical Journal. – 1996 – 10(3) – р. 373-378; 2000 – 14(3) – р. 83-90 (в несколько сокращенном виде – Лаломов А.В., Таболич С.Э.Определение возраста образования Валькумейской прибрежно-морской россыпи (Восточно-Сибирское море)//Литология и полезные ископаемые. ­– 2004. –  4. – С. 369-374); Шубин С. Скорость накопления осадочных отложений по данным палеонтологии//Божественное Откровение и современная наука: Альманах. – Вып. 1. – М.: Паломник, 2001. – С. 123-193. Само же событие Всемирного Потопа, зафиксированное в Священном Писании, автором, естественно, не отвергается. См. также Серебряков Н.С. Образ " кожаных риз " при описании результатов грехопадения в человеке и в мире//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы. – М., 2003. – С. 96-100; Серебряков Н.С. Объект научного естествознания и первозданный мир//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы. – М., 2004. – С. 454-458.

http://bogoslov.ru/article/2476686

Тварь делает попытку пересоздать своего Творца. И это вместо того, чтобы открыться Богу и предоставить себя Ему для преобразования. 90 Происходит кощунственная инверсия отношений – глина даёт указания горшечнику ( Ис. 45:9 ). 91 7 . Рукотворный образ, будучи символом иной, запредельной реальности, может восприниматься двояко: либо вводить в эту реальность (делать причастным ей) – высветляющий символ, либо эту реальность собою замещать – скрывающий символ. Бог не допускает никакого рукотворного образа с тем, чтобы сделать невозможной инверсию отношений между тварью и Творцом. Он не предлагает людям Свой образ из-за опасности превращения высветляющего символа в скрывающий. Лишь будущее Воплощение изменит это положение вещей, когда в самой человеческой среде возникнет принципиально иной Образ Бога, который будет Им Самим ( Ин. 1:1–3 ). 8 . Бог запрещает народу Израиля творить Его образы потому, что избранный Им народ предопределён «быть воплощением образа Сына Его» 92 ( Рим. 8:29 , ББИ). Поскольку в урочное время Господь воздвигнет между Собой и человечеством мост Воплощения, до той поры Он запрещает людям строить искусственные и зыбкие мостки из идолов. Подлинным образом Единого Бога станет Сам Бог , принявший на себя образ человека, чтобы исцелить его и прославить. Когда же Бог станет «всё во всём» (1. Кор.15:28, ББИ), сияние Славы Божией перестанет ослеплять людей, но будет их преображать. 93 9 . Декларируемый Декалогом монотеизм настолько отличается от привычного, во многом понятного и общепринятого политеизма, что не может допустить совершения многих прежних религиозных практик, основной из которых было поклонение идолам. Некоторые менее «болезненные» действия, такие как жертвенный культ, сохраняются, меняя лишь вектор: жертвы приносятся не множеству богов, а единому Богу. Но изображать Его категорически запрещается. Бог до времени Воплощения остаётся невидимым и совершенно безобразным. Глава II. Проблемы и трудности 2.1. Определение возможных проблем По определению проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИИ И НАУКИВ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ июня 2005 Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея при поддержке John Templeton Foundation проводит конкурс научно-исследовательских и публицистических работ... Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея при поддержке John Templeton Foundation   проводит конкурс научно-исследовательских и публицистических работ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИИ И НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Цели конкурса Конкурс продолжает традицию, заложенную двумя предыдущими конкурсами ББИ ( " Религия, философия, наука - единство ради культуры " , 2003 и " Богословие, философия и наука: различие путей и единство цели " , 2005). Цель конкурса - привлечь внимание ученых, философов, богословов и священнослужителей к проблемам, вызванным бурным развитием науки и техники в современную эпоху, а также стимулировать поиск новых оснований для установления и развития плодотворного диалога религии и науки в быстро меняющемся мире. Кроме того, конкурс предваряет конференцию " Ответственность религии и науки: современные технологии, окружающая среда, биоэтика " , проводимую ББИ 9-13 ноября 2005 г. в Москве. В этом отношении, предлагаемые участникам конкурса проблемы предполагают последующее систематическое обсуждение в рамках указанной конференции. Порядок и условия конкурса Начало конкурса - 1 июня 2005 г. Для участия в конкурсе необходимо: а) до 1 октября 2005 г. подать заявку, содержащую: Заявка может быть прислана в конкурсную комиссию по обычной или электронной почте. З аявки, содержащие неполную информацию о подателе, Жюри конкурса не рассматривает. б) до 15 октября 2005 г. прислать полный текст работы (объем - не более 40000 знаков в электронном наборе, включая список цитируемой и используемой литературы, не считая иллюстраций, таблиц, графиков; текст работы - в формате MS Word на русском языке, кегль - 12, интервал - 1,5, без переносов). Текст работы должен быть прислан как в печатном, так и в электронном виде. Автор должен подписать печатный текст работы и указать одну из номинаций конкурса (допускается участие одного автора в обеих номинациях - по одной работе в каждой).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Hasel G.F. New Testament Theology: Basic Issues in the Current Debate. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 1978. P. 140; Idem. Old Testament Theology: Basic Issues in the Current Debate. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 1991. P. 139. См. Loubser J. A. The mystery of the missing core in Pauline theology: The case for a multidimensional interpretation with reference to J. H. Roberts and J. C. Beker//HTS. 2001. 57. P. 344. Barr J. The Concept of Biblical Theology: An Old Testament Perspective. Minneapolis: Fortress. 1999. P. 343. См. подробнее: Казинов В.А. К проблеме выявления ключевых богословских идей (“богословского центра”) в Священном Писании//Материалы VI Международной студенческой научно-богословской конференции. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2014. С. 180-191. См., например, Boers H. The foundations of Paul " s thought: A methodological investigation – the problem of the coherent center in Paul " s thought//Studia Theologica. 1988. 42. P. 55–68. Хейфман С. Павел и его интерпретаторы//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/Ред. Эванс К., Мартин Р., Рейд Д. М: ББИ, 2010. С. 540. Baur F.C. Paul the Apostle of Jesus Christ, His Life and Works, His Epistles and Teachings: A Contribution to a Critical History of Primtive Christianity II. London: Williams and Norgate. 1873. P. 128. Seifrid M.A. Justification by Faith: The Origin and Development of a Central Pauline Theme (NovTSup 68). Leiden: Brill, 1992. См. Howell D.N. The Center of Pauline Theology//BS. 1994. 151. P. 50-58. Dunn J.D.G. The Theology of Paul the Apostle. Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1998. P. 20. Schweitzer A. The Mysticism of Paul the Apostle. New York: Henry Holt, 1931. P. 22; Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. С. 202; Швейцер А. Мистика ап. Павла//Христос или Закон? Апостол Павел глазами новозаветной науки. М.: РОССПЭН, 2006. С. 42. Pretorius M. The Theological Centre of Pauline Theology as It Relates to the Holy Spirit//HTS Theological Studies. 2006. 62 (1). P. 253-262.

http://bogoslov.ru/article/4570227

332 Rahner К., «Theologie und Anthropologie», in: Schriften zur Theologie VIII, Einsiedeln: Benziger, 1967, S. 44. 333       Rahner К., «The Dignity and Freedom of Man», in: Theological Investigations II, London: Darton, Longman & Todd, 1963, p. 240–241. 334       Losinger A., Anthropological Turn. The Human Orientation of the Theology of Karl Rahner, New York: Fordham University Press, 2000, p. 103. 338       Аничас Й., Католицизм и современная идеологическая борьба, Вильнюс: Институт АН Литовской ССР, 1975, с. 70. 339       Богомолов А., Современная буржуазная философия и религия, М.: Политиздат, 1977, с. 272. 341       См. Boobbyer Р., Conscience, Dissent and Reform in Soviet Russia, New York: Taylor and Francis Group, 2005, p. 116–117. 342       Теологумен К. Ранера об «анонимных христианах» чрезвычайно знаменит и вызывает в массовом сознании множество неверных и поверхностных интерпретаций (как со стороны критиков, так и защитников). Однако рамки данной статьи не позволяют нам подробно рассмотреть этот вопрос, поэтому мы огра­ничимся лишь указанием самой удачной на сегодняшний день работы по этой теме: Schwerdtfeger N., Gnade und Welt. Zum Grundgef ge von Karl Rahners Theorie der «anonymen Christen», Freiburg, Basel, Wien: Herder, 1982. 347       Более подробно об истории восприятия мысли Карла Ранера в советской атеистической пропаганде и трудах русских православных богословов см. Paulau S., «Spurensuche: Karl Rahner in der UdSSR», in: G2W: Ökumenisches Forum für Glaube, Religion und Gesellschaft in Ost und West, 2011, 7/8, S. 41–43. 348       Alceste S., Mille anni di fede in Russia. Intervista a Pimen, Milan: San Paolo Edizioni, 1987, p. 85. 349       На сегодняшний день на русском языке вышла лишь одна книга Карла Ранера. Благодаря усилиям Библейско-богословского института св. апостола Андрея в 2006 году вышел перевод одной из важнейших книг Карла Ранера Grundkurs des Glaubens. Einführung in den Begriff Christentums. См. Ранер К., Основание веры. Введение в христианское богословие, М.: ББИ, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Каждое взаимодействие наших жизней имеет двойной смысл, поскольку мы влияем и на события в нашей личной и общественной истории, и на свой характер. В столь часто смущающих нас перипетиях человеческой жизни путь к возрастающему единству есть неизменная цель, при условии, что эта цель состоит в любви к Богу и все большем уподоблении ему. Заключение В этой небольшой статье я постарался наметить аналогии между божественными и человеческими личностями, а также определить основные свойства человеческой личности. Примечательно, что истинное раскрытие того, что личность различает, соотносит и объединяет, относится к нашему пониманию Бога, который есть изначальный образец того, что значит быть личностью. Принимая Бога всерьез как личность, человеческая личность обретает поддержку и просвещение. Без Бога сложность определения понятия личности делает ее легкой мишенью для деконструктивистских подозрений, что способствует нигилистическому взгляду на мир, ведущему к социальным и духовным катастрофам. Перевод с английского Ирины Глазовой 129 Доклад на международной конференции «Богословие личности в западном и восточном христианстве». 130 Для уточнения терминов «субстанция», «природа» и «сущность» см. Philip A. Rolnick, Person, Grace, and God (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2007), 19–20. 131 Bernard Lonergan, The Way to Nicea: The Dialectical Development of Trinitarian Theology, trans. Conn O’Donovan from De Deo Trino (London: Darton, Longman, and Todd, 1976), 103. 134       Michael Polanyi, Personal Knowledge: Toward a Post-Critical Philosophy (Chicago: University of Chicago Press, 1962), 310. 135       Метафизика этого аргумента изложена в моей работе «Trinitarian Simplicity » in Per­son, Grace, and God, 189–207. 136       H. Бердяев, О рабстве и свободе человека, М.: ACT. Астрель. Полиграфиздат, 2012. С. 23. 138 Я развиваю идею Поля Рикера, Oneself as Another, пер. Kathleen Blamey (Chicago: University of Chicago Press, 1992), 122. Читать далее Источник: Богословие личности/Под. ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко (Серия «Современное богословие»). — М.: Издательство ББИ, 2013. — viii + 271 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

До последних дней ум и память владыки оставались ясными, а вот зрение резко ухудшалось. Вскоре он стал слепнуть настолько, что молитвы за литургией читал только наизусть. При этом свое служение он готов был продолжать до последнего вздоха. Он перестал служить лишь после того, как его руки уже не могли уверенно держать Чашу. Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Фото из архива Информационной службы СФИ Но он не мыслил себя архиереем на покое. Несмотря на слепоту, он постоянно писал, выступал по радио, встречался с людьми. Продолжал читать лекции в Академии. Лишь за полгода до смерти он перестал преподавать. Еще летом 1999 года он в последний раз принимал экзамены прямо в больничной палате. Помимо Духовной академии архиепископ Михаил преподавал также в лютеранской и католической семинариях, в гимназиях, институтах, приезжал в Москву, чтобы читать лекции в Библейско-Богословском Институте (ББИ) и Свято-Филаретовском Институте (он был попечителем обоих институтов). Активно сотрудничал с петербургской радиостанцией «Теос» и с московским Христианским Церковно-общественным каналом (радио «София»). Слово пастыря, произнесенное с амвона, у радиомикрофона или написанное в книге, всегда обладало мощной силой и убедительностью. Владыка Михаил был открыт для диалога с инославными — католиками и протестантами. Незадолго до смерти он вспоминал, что в тюрьме в одной камере с ним были люди разных вероисповеданий, но все чувствовали с ними духовную общность гонимых за Христа. В камере никто не поднимал вопроса о конфессиональных разногласиях. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) за фортепиано Архиепископ Михаил был человеком с блестящим европейским образованием, широким кругозором, открытой душой. Говорил вдохновенно, проповедовал умно, глубоко, изящно. С ним можно было вести разговор на темы не только богословского характера. Он прекрасно знал европейскую культуру, и не только религиозную. Глубоко ценил живопись, музыку. В юности получил музыкальное образование, прекрасно играл на фортепиано, сам писал музыку. Рояль занимал большую часть его комнаты, и до последних дней жизни он на нем музицировал. Он играл также на скрипке, которую освоил, когда ему было уже за семьдесят. А как Владыка Михаил читал стихи, например, Гете на немецком языке наизусть! При этом он блестяще владел русским языком, его речь была живой, образной, и при этом настолько правильной, такую редко услышишь у наших современников, так говорили люди дореволюционной культуры. И в бытность свою мирянином, и будучи епископом, он вел очень скромный образ жизни. Владыка Михаил остался в памяти многих людей как пример истинного русского интеллигента, сочетавшего широкую образованность и глубокую веру, а также мужество сохранить верность Церкви в самые тяжелые годы гонений и до самой кончины не потерявшего жажду проповедовать Христа.

http://pravmir.ru/aphiepiskop-mihail-mud...

Reis, D. М., «Following in Paul’s Footsteps: Mimesis and Power in Ignatius of Antioch», в Gregory and Tuckett (eds), Trajectories pp. 287–306. Rius Camps, J., The Four Authentic Letters of Ignatius the Martyr, Ori- entalia Christiana Analecta 213 (Romë Pontificium Institutum Orienta- lium Studiorum, 1980). Schnelle, U., Antidocetic Christology in the Gospel of John: An Investigation of the Fourth Gospel in theJohannine School, trans. L. M. Maloney (Minneapolis: Fortress Press, 1992). Schoedel, W. R., Ignatius of Antioch: A Commentary on the Letters of Ignatius of Antioch, ed. H. Koester, Hermeneia (Philadelphiä Fortress Press, 1985). «Polycarp of Smyrna and Ignatius of Antioch», в ANRWU.27 Л (1992), pp. 272–358. «Polycarp’s Witness to Ignatius of Antioch», VCh 41 (1987), pp. 1–10. Spawforth, J. S., «The Panhellion Again», Chinn 29 (1999), pp. 339–352. Swartley, W. М., «The Imitatio Christi in the Ignatian Letters», VCh 27 (1973), pp. 81–103. Trevett, C, «Anomaly and Consistency: Joseph Rius?Camps on Ignatius and Mathew», VCA38 (1984), pp. 165–171. «Apocalypse, Ignatius, Montanism: Seeking the Seeds», Vch 43(1989), pp. 313–338. «The Other Letters to the Churches of Asiä Apocalypse and Ignatius of Antioch», JSNT37 (1989), pp. 117–135. «Prophecy and Anti Episcopal Activity: A Third Error Combatedby Ignatius?», JEH 34 (1983), pp. 165–171. A Study oflgnatius of Antioch in Syria and Asia, Studies in theBible and Early Christianity 2 (Lampeter: Edwin Mellen, 1992). von, Campenhausen, H., Ecclesiastical Authority and Spiritual Power in the Church of the First Three Centuries, trans. J. A. Baker (London: Adam and CharlesBlack, 1969). Weijenborg, R., Les letters d’Ignace d’Antiochë Etude de critique litteraire et de theologie (Leiden: E. J. Brill, 1969). Williams, M. A., «The Sethians», в A. Marjanen and P. Luomenen (eds), Companion, pp. 32–63. Zahn, T., Ignatius von Antiochien (Gothä Perthes, 1873). Читать далее Источник: Игнатий Антиохийский : епископ-мученик и происхождение епископата/Аллен Брент ; [пер. с англ. С. Калюжный]. - Москва : Изд-во ББИ, 2012. - 188 с. (История Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Евхаристическое богословие в ХХ веке составило целую эпоху христианской мысли. Наша эпоха не менее остро нуждается во всестороннем осмыслении «таинства любви». К сотрудничеству богословов, философов в широком гуманитарном контексте нас приглашает сам предмет. Актуальностью такого сотрудничества продиктовано данное фрагментарное сообщение. В заключение обратимся к исходной мысли нашего размышления: Бог стал свидетелем брака в Кане Галилейской, чтобы брак свидетельствовал о жизни триединого Бога. Каждая черта такого свидетельства нуждается во внимательном осмыслении.   1 Evdokimov P. L’Orthodoxie, P., DDB, 1979; цит. по: Евдокимов П. «Православие», М. ББИ, 2000г. C. 418. 2 Kallistos Ware, «The Sacrament of Love: the Orthodox Understanding of Marriage and its Breakdown»; здесь и далее мы цитируем дополненный и сверенный автором французский перевод : Le Sacrament de l′amour: La conseption orthodoxe du mariage et de son echec//Tout ce qui vit est saint, P., Serf, P. 173 3 Ibid. P. 174 Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» 4 Ibid. 5 Евдокимов . Цит. соч. С..418 6 Зелинский В., Костомарова Н. «Загадка «единой плоти» или попытка задуматься о христианском браке»//Семья в постатеистических обществах. К.:Дух 2002. С. 87. 2 7 http : www . liturgy . ru/nav/trebi/tainstva 8 Kallistos Ware . Op. cit. P. 181. 9 http:www.liturgy.ru/nav/trebi/tainstva 10 http://orthodoxcounselir.com/articles.htm 11 Истолкование этой мысли см.: Митрополит Антоний Сурожский Таинство любви//Труды. М.:»Практика». 2000. C. 478. 12 Ricoeur P. La memoire, l’histiore,l’onbli; P., Seuil, 2000,p206; сверив с оригиналом и введя небольшие изменения, я цитирую изданный русский перевод: Поль Рикер, «Память, история, забвение», М.:Издательство гуманитарной литературы, 2004, пер. И. И. Блауберг, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская, Г. М. Тавризян. C. 229 13 Арендт Х. Vita acmiva, или о деятельной жизни. Перевод с немецкого и английского В. В. Бибихина. Санкт- Петербург: «Алетейя», 2000. C. 323.

http://pravmir.ru/ya-nuzhdayus-v-tebe-ch...

Финальный пункт, который следует подчеркнуть в бартовском анализе das Nichtige, – это то, что оно потерпело поражение. «Ничтожность лишена даже мимолетного, временного бытия, которое у него имелось, (...) посредством победы Бога (...). Это то, что уже совершилось в Иисусе Христе, в вознесении этого творения к правой руке Бога (...). В свете Иисуса Христа нет такого смысла, в котором могло бы утверждаться, что ничтожность имеет объективное существование» 523 . Если ее все еще боятся и если она все еще обладает деструктивной силой, то это потому, что наши глаза все еще слепы. В настоящее время, в промежуточный период, Бог позволяет das Nichtige иметь видимость реальности, чтобы использовать его фрагментарное существование для своей божественной цели. «В этой, уже безвредной, форме, как эхо и тень, оно есть инструмент Его воли и действия (...). Побежденный, плененный и подчиненный враг Бога стал как таковой Его служителем» 524 . В этом втором томе русского издания «Церковной догматики», в трех подразделах, объединенных темой «послушания Сына Божьего», русский читатель сможет узнать бартовское истолкование рассказа о поражении зла, особенно в подразделе «Путь Сына Божьего в далекую страну». Исследователи Барта склонны видеть в этой части «Церковной догматики» один из самых восхитительных образцов его богословия. Тут мы найдем лучшие образцы библейской экзегезы, как если бы Иоанн Златоуст , Августин, Кальвин и Лютер со своими самыми глубокими прозрениями соединились в едином симфоническом целом. Перевод с английского Андрея Лукьянова 468 Предисловие ко второму тому «Церковной догматики» К. Барта, вышедшему в издательстве ББИ в 2011 г. 469 К. Barth. Church Dogmatics IV/3, р. 186. Здесь и далее ссылки на Церковную догматику даются по английскому изданию, на которое ссылается автор предисловия. 472       W. Krotke. The Humanity of the Human Person in Karl Barth’s Anthropology in John Web­ster, ed., The Cambridge Companion to Karl Barth (Cambridge: Cambridge Univer­sity Press, 2000), p.161. В четвертом томе проектируемого пятитомного русского издания Церковной догматики Барта должны быть опубликованы его тексты о «религии как неверии», помещенные в разделе «Откровение как отмена религии» (CD 1/2, §17, рр. 280–361).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010