Бахтин, разрушавшего традиционную систему жанров и, что еще важнее, самое концепцию жанра как центральной и стабильной теоретико-литературной категории. 144 Само понятие «гения» стало общим достоянием культурной Европы в пору предромантизма, руссоизма, «бури и натиска» как боевой клич борьбы против школьных правил, за высвобождение творческой субъективности. Оно распространялось вместе с неподстриженными «английскими» садами из Великобритании («Опыт о гении» А. Джерарда 1774 г., повлиявший на немецких мыслителей и поэтов конца XVIII в.). По Канту, гений есть «образцовая оригинальность природного дарования субъекта в свободном употреблении своих познавательных сил» («Критика способности суждения», § 49), инстанция, через которую «природа дает правила искусству» (там же, § 46). Категория «гения» столь же необходима с этого времени, сколь непонятной и ненужной была до того, если, конечно, мы будем понимать это слово во всем богатстве его исторически сложившихся смысловых моментов, а не просто как «очень большое дарование»; последнее было предметом мысли с давних пор. 145 Особая роль жанра в эстетике классицизма и классицизма в истории жанра отмечается во всех справочных изданиях и общих курсах. Сошлемся на статьи «Жанр» в КЛЭ (М., 1964, т. 2, стб. 914 и др.) и БСЭ (М., 1972, т. 9, с. 121). Хотя традиционная система жанров в наиболее общих своих основаниях возникла еще в классической древности, именно в классицизме она приобрела свою окончательную форму как классификация литературных «родов» и «видов». 149 В этом отношении знамением времени был коллективный труд: Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. 151 Ср.: Hunger 1978, Bd. 2, S. 91–93. Эпиграммы, написанные иными размерами, например сплошными пентаметрами, являли собой просто раритеты и соответственно воспринимались. 152 Как известно, в силу изменений, произошедших в греческом языке, для византийского уха звучала только силлабическая или силлабо-тоническая поэзия; но византийская риторическая теория признавала только старую квантитативную метрику, обращавшуюся только к глазу и рассудку читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

29 См.: Ревиль Ж. Религия в Риме при Северах. Пер. с франц. М., 1898, с.82 сл.; Halsbergen S.H. The Cult of the Sol Invictus. Leiden, 1972. 30 См. прим.7 к гл.19. О дохристианском почитании креста писалось и в популярной церковной литературе (см.: Гуляев Л. История креста. — Русский паломник, 1909, N 9, с.143. 31 Никольский Н. Иисус и ранние христианские общины. М., 1918, с.38. 32 См.: Немоевский А. Бог Иисус, с.86. 33 См.: Кочетов А. Буддизм. М., 1968, с.22; Крывелев И. История религий. Т.2, М., 1976, с.297. Жизнь и учение Будды рассмотрены в книге А.Меня «У врат Молчания». На русском языке наиболее полный обзор источников по биографии Будды см.: Кожевников В. Буддизм в сравнении с христианством. Т.1-2, СПб., 1916. 34 В качестве пародии на приемы мифологистов один писатель применил их к личности Наполеона и «доказал», что французский император был олицетворением весны, а Кутузов — зимы (см.: Перес Ж. Почему Наполеон никогда не существовал? М., 1912). 35 См.: Амусин И. Рукописи Мертвого моря. М., 1960; Его же. Находки в Иудейской пустыне. М., 1964; русск. перевод кумранских документов помещен в Палестинском сборнике, 1959, N 4 (67) и 1960, N 5 (68), в Хрестоматии по истории древней Греции, М., 1964 и в сборнике «Тексты Кумрана». Под редакцией и с предисловием И.Амусина. Т.1, М., 1971 (там же дана и библиография вопроса); The Dead Sea Scriptus in English Translation by Th.H.Gaster, New York, 1956; Daniélou J. Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du christianisme. Paris, 1958; Milic J.T. Ten Years of Discovery in the Wilderness of Judaea. London, 1959; Gross F.M. The Ancient Library of Qumran. New York, 1961. Первоначально слова «Учитель Праведности» неверно переводили как «Учитель Справедливости». 36 Dupont-Sommer A. Aperзus prйliminaires sur les manuscrits de la Mer Morte. Paris, 1950, p.121. 37 История Кумранской общины изложена в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета. Из советских исследований об Учителе Праведности наиболее полными являются: Амусин И. «Учитель Праведности» Кумранской общины. — Ежегодник Музея истории религии и атеизма. T.VII, Л., 1964, с.255 сл.; Старкова К. Литературные памятники Кумранской общины. Л., 1975, с.43 сл. См. также: Carmignac J. Christ and the Teacher of Righteousness. Baltimore, 1962.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Puech H. Ch., Le manichéisme, son fondateur, sa doctrine, Paris 1949. Siwek C., Le problème du mal, Rio de Janeiro 1942. Wytzes J., The twofold way, in Vigiliae Christianae 11 (1957) 226–245; 14 (1960) 129–153. Страдание Benz E., Der gekreuzigte Gerechte bei Plato, im Neuen Testament und in der alten Kirche, in Akademie der Wissenschaft und der Literatur in Mainz, 12, Mainz 1950. Brancati R., II problema del dolore nel mondo pagano e nel mondo cristiano, Catania 1952. Coste J., Notion grecque et notion biblique de la souffrance éducatrice, RSR 43 (1955) 481–523. Moraldi L., Expiation, DS 4,2 (1961) 2026–2045. Mouroux J., Théologie de la croix, théologie de la gloire, in U Humanisme et la grâce, ed. de la Flore, Paris 1950, cc. 150–166. Nowak E., Le chrétien devant la souffrance. Etude sur la pensée de Jean Chrysostome, in Théologie historique 19 (1972). Paulus J., Le thème du Juste souffrant dans la pensée grecque et hébraïque, RHR 121 (1940) 18–66. Philippe de la Trinité, Épreuves spirituelles, DS 4,1 (1960) 911–925. Places E. des, Un thème platonicien dans la tradition patristique: Le juste crucifié (Platon, République 361 e 4 – 362 a 2), in Studia Patristica 9 (TU 94) 30–40. Régamey C. R., La croix du Christ et celle du chrétien, in Fois vivante 112 (1969). Roschini G. M., Il problema del dolore, Roma 1949. Russier J., La souffrance, Paris 1963. Stockmeier C., Theologie und Kult des Kreuzes bei Johannes Chrysostomus. Ein Beitrag zum Verständnis des Kreuzes in IV. Jahrhundert, in Trierer Theologische Studien 18 (1966). Вселенское призвание человека Deseille C., Gloire de Dieu: dans l’Écriture,des Pères de l’Êglise à saint Bernard, DS 6 (1967) 422–463. Frank-Duquesne A., Cosmos et gloire. Dans quelle mesure l’univers physique a-t-il part à la chute, à la rédemption et à la gloire finale?, Paris 1947. Gillet R., L’homme divinisateur cosmique dans la pensée de S. Grégoire de Nysse, in Studia Patristica 6 (TU 81) 62–83. Girad M., Louange cosmique, Bible et animisme, Montréal-Paris 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

R. 1972. Vol. 48. P. 115–141.  Одно из наиболее скрупулезных исследований см.: Meier J . P. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus. N. Y., 1994. (Anchor Bible Reference Library; 2).  См.: Puech É . 11QPsApa – Un rituel d’exorcismes: Essai de reconstruction//Revue de Qumran. P., 1990. Vol. 14. (3). P. 377–408.   Naveh J., Shaked Sh . Magic Spells and Formulae: Aramaic Incarnations of Late Antiquity. Jerusalem, 1993; Nutton V . From Medical Certainty to Medical Amulets: Three Aspects of Ancient Therapeutics//Clio Medica. L., 1991. Vol. 22. P. 13–22.   Dudley M., Rowell G . The Oil of Gladness: Anointing in the Christian Tradition. L.; Collegeville (MN), 1993.  О последующей истории развития таинства Елеосвящения см.: Архангельский М.Ф. , прот. О тайне св. Елея. СПб., 1895. М., 20012; Венедикт (Алентов), иером . К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. Сергиев Посад, 1917. К., 20042; Gusmer Ch. W . «And You Visited Me»: Sacramental Ministry to the Sick and the Dying. N.Y., 1984; Anointing the Sick/Ed. P. E. Fink. Collegeville (MN), 1987; Cuschieri A.J . Anointing of the Sick: A Theological and Canonical Study. Lanham (MD), 1993; Pastoral Care of the Sick: Rites of Anointing and Viaticum. Collegeville (MN), 1983; Temple of the Holy Spirit: Sickness and Death of the Christian in the Liturgy: The 21st Liturgical Conference Saint-Serge. N. Y., 1983; Ziegler J.J . Let Them Anoint the Sick. Collegeville (MN), 1987.   Алмазов А. И . Врачевальные молитвы: К материалам и исследованиям по истории рукописного русского Требника. Одесса, 1900; Петканова Д . Фолклорът в апокрифните молитви//Български фолклор. София, 1976. 2. С. 28–40; она же . Апокрифните лечебни молитви//Старобългаристика. София, 2001. 25/3. С. 61–85.  Подробнее об освящении воды см.: Желтов М., диак . Водоосвящение//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 140–148. Источник: Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2005. Вып. 14. С. 100–121 Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Ещё статьи о здоровье Самое популярное Сейчас в разделе 167  чел. Всего просмотров 58 млн. Всего записей 1519 Подписка на рассылку ©2024 Азбука здоровья к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

P. 32. 106 Gelasius Cyzicenus. Historia ecclesiastica II, 5//GCS, 28. P. 44. В наши дни такого мнения придерживается Ортис де Урбина (Op. cit. P. 54). Он опирается прежде всего на свидетельство Геласия, однако все специалисты единогласно признают, что рассказ Геласия следует читать с исключительной осторожностью, что сознает и Ортис де Урбина (Ibid. P. 296). Однако последний выдвигает следующий аргумент: Осия всегда стоит первым в списках епископов; кроме того, делегация, присланная из Рима, состоит лишь из двух пресвитеров, тогда как на последующих Соборах первый из римских легатов всегда бывал в епископском сане. Хотя Осия действительно значится первым в подписях архиереев, в самых древних, то есть наиболее заслуживающих доверия в данном отношении списках не упоминается о том, что он являлся представителем Римского престола. См., например: EOMIA. Fase. 1. Pars prior. P. 36. Можно, напротив, предполагать, что именно последующий обычай навел на мысль о том, что первый из подписавших определения Собора непременно должен быть представителем папы. 107 Относительно роли Евстафия см.: Theodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica I, 7//GCS, 19. P. 32. Относительно Александра: Ibid. 1, 9//GCS, 19. P. 41. В. Фидас убедительно доказывает, что первое место занимал Евстафий Антиохийский : προεδρα της Α εν Νικαα Οικουμενικς Συνδου//" Εκκλησιαστικς Φρος, 57. 1975. Ρ. 218–268, 401–446. 108 См. по этому поводу работы, указанные в сноске 4, а также: Prestige G. L. Op. cit. P. 197–218; De Margerie B. La Trinite chretienne dans l " Histoire. Paris, 1975. P. 91–172. 110 Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica V, XXIII-XXV//SC, 41. P. 66–72. См. по этому вопросу: Strobel A. Ursprung und Geschichte des fruhchristlichen Osterkalendars//TU, 121. Berlin, 1977. S. 17–69. По словам Иеремиаса, «в праздновании Пасхи квартодециманами сохранилась практика празднования Пасхи в первохристианской общине» (JeremiasJ. La derniere cene. Les paroles de Jesus. Paris, 1972. P. 139). 112 После Исхода месяц авив, то есть месяц колосьев, стал называться нисан.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

233 Из литературы по Мк 8:27–30 можно выделить, в частности: M. Horst­mann, Studien zur markinischen Christologie (Münster, 1969); A. Denaux, «La confession de Pierre et la première annonce de la Passion,» AsSeign 55 (1974) 31–39; D. C. Duling, «Interpreting the Markan Hodology,» Nexus 17 (1974) 2–122; R. Pesch, «Das Messiasbekenntnis des Petrus,» BZ 17 (1973) 178–195, 18 (1974) 20–31; E. Best, Following Jesus (Sheffield, 1981) 19–54. 236 См.: M. Horstmann, Studien (1969) 17–18; H. Riesenfeld, The Gospel Tradition (Philadelphia, 1970) 67–68; R. Lightfoot, The Gospel Message (1950), 33–34. 237 Ориген замечает: «Иудеи, из-за пелены на сердцах, имели неправильные представления об Иисусе. Однако Пётр... исповедал Его Христом. Исповедание Петра «Ты Христос» было великим уже из-за одного только неведения иудеев, что Иисус есть Христос. Однако ещё значительнее было то, что Пётр узнал в Иисусе не только Христа, но и Сына Бога живого» (Толкование на Евангелие от Матфея, 12, 9, GCS Origen Vol. 10, 82). 240 Из литературы по Мк 8:31–33 можно выделить, в частности: A. Feuillet, «Les trois grandes prophèties de la Passion et de la Résurrection des évangiles synoptiques,» RT 67 (1967) 533–560; C. J. Reedy, « Mk. 8,31–11,10 and the Gospel Ending: A Redaction Study,» CBQ 34 (1972) 188–197; N. Perrin, «Towards an Interpretation of the Gospel of Mark,» Christology and a Modem Pilgrimage, ed. H. D. Betz (SBL, 1973 2 ) 14–30; M. Vellanickal, «Suffering in the Life and Teaching of Jesus,» Jeevadhara 4 (1974) 144–161; W. J. Bennett, Jr., «The Son of Man must...,» NovT 17 (1975) 113–129; J. F. O’Grady, «The Passion in Mark,» BTB 10 (1980) 83–87; C. Walters, Jr., I Mark, a Personal Encounter (Atlanta, 1980) 121–124. 241 См. глубокий комментарий Григория Нисского : «Но из всех (видов смерти), самовластию Определившим самому Себе страдание, назначен сей. Ибо «подобает Сыну Человеческому...» . Не сказал, – то и то претерпит Сын Человеческий, как бы просто сказал кто-нибудь, предсказывая то, о чём говорил; но утверждает, что сему необходимо нужно быть по некоей неизреченной причине, говоря, что «подобает Сыну Человеческому...» ( Слово на святую Пасху, проповедь 1; PG 46.621).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

1990. Т.43. С.263–281; она же. Переводные патерики в составе древнерусского Пролога: Автореф. ... к. филол. н. СПб., 1993; она же. Древнерусский Пролог и византийский Синаксарь//Крещение Руси: Истоки и результаты. Сб. ст., поев. И.П. Медведеву/Под ред. К.К. Акентьева. (Византинороссика. 2). СПб., 1996 (в печати). – Прим. изд. (К.А.)]. 365 См. прим. 346, 535, а также: Петров Н.И. О влиянии западноевропейской литературы на древнерусскую//ТрКДА. 1872. С. 1–66; С.463–544; С. 705–779; Суворов Н. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в восточной церкви//ВВ. 1901. Т.8. С. 357–434; Соболевский А.И. Мучение св. Аполлинария Равеннского по русскому списку XVI в.//ИОРЯС. 1903. Т. 8. 1. С. 103–121; он же. Житие Бенедикта Нурсийского по сербскому списку XIV в.//Там же. С. 121–137; он же. Мучение свв. Анастасии Римлянки и Хрисогона по русскому списку XVI в.//Там же. 4. С. 320–327; он же. Мучение папы Стефана по русскому списку XV в.//Там же. 1905. Т.10. С. 105–135; он же. Несколько редких молитв из русского сборника XIII в.//Там же. С.66–78; он же. Русские молитвы с упоминанием западных святых//Соболевский А.И. Материалы (прим. 332). С.36–47; об этих изданиях Соболевского см.: Mareš F.W. An Anthology (прим. 346); Serebrjanskij N.S. Proloní legendy о sv. Ludmile a o sv. Václavu//Sborn, staroslov. literárních pámátek o sv. Václavu a sv. Ludmile. Praha, 1929. S.47–68; Jakobson R. Some Russian Echoes of the Czech Hagiography//AIPHOS. 1944. T.7. P. 155–180; он же. Русские отголоски древнечешских памятников о Людмиле//Культурное наследие (прим. 9). С.46–50; Tschiewskij D. Kirchenslavische Literatur bei den Cechen//Tschiewskij D. Kleinere Schriften. Bohemica. (For. Sl. Bd.13/2). München, 1972. Bd.2. S. 11–32 [см. также: Фет Е.А. Жития Людмилы и Вячеслава чешских//СлККДР. Вып. 1. С. 181–183, где библиография. – Прим. изд. (А.Н.)]. (Thomson F.J. A Survey of the Vitae Allegedly Translated from Latin into Slavic in Bohemia in the X and XI Centuries//Atti dell’8° Convegno Intern, di Studi sull’ Alto Medioevo, 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Assemani. BO. 1719. T. 1. P. 225-256; 1728. T. 2. P. 62-69; Kleyn H. G. Jacobus Baradaeüs: De stichter der Syrische monophysietische Kerk. Leiden, 1882; Duval. Littératures. 1907. T. 2. P. 360-362; Lebon J. Le monophysisme sévérien: Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au Concile de Chalcédoine. Louvain, 1909. P. 78-82; Baumstark. Geschichte. 1922. S. 174-175; Honigmann E. Nordsyrische Klöster in vorarabischer Zeit//Zschr. f. Semitistik. Lpz., 1922. Bd. 1. S. 15-32; idem. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951. P. 157-177. (CSCO; 127. Subs.; 2); Hermann Th. Patriarch Paul von Antiochia und das Alexandrinische Schisma vom Jahre 575//ZNW. 1928. Bd. 27. S. 263-304; Brooks E. W. The Patriarch Paul of Antioch and the Alexandrine Schism of 575//BZ. 1930. Bd. 30. P. 468-476; Bréhier L. et al. De la mort de Théodose à l " élection de Grégoire le Grand. P., 1937. P. 456, 483-495. ( Fliche, Martin. HE; 4); Devreesse R. Le Patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " Église jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 75-92; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. T. 2. P. 624-628; Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Vat., 1949. Bd. 3. S. 121, 360; 1951. Bd. 4. S. 9-11; Goubert P. Les succeseurs de Justinien et le Monophysisme//Das Konzil von Chalkedon/Hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 182-185; Van Roey A. Les débuts de l " Église jacobite//Ibid. S. 339-360; Ortiz de Urbina. PS. 19652. P. 163-164; Wright W. A Short History of Syriac Literature. Amst., 19662. P. 85-88; Atiya A. S. History of Eastern Christianity. L., 1968. P. 180-184; BHO, N 392-393; Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement: Chapters in the History of the Church in the Vth and VIth Cent. Camb., 1972. P. 285-287, 318-321; Bundy D. D. Jacob Baradaeus: The State of Research//Le Muséon. 1978. Vol. 91. P. 45-86; Sé lis C. Les Sýriens orthodoxes of catholigues. Turnhout, 1988. P. 27-29; Грацианский М. В. Миссионерские предприятия 40-х гг. VI в. в контексте церк. политики имп. Юстиниана//ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбил. сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. C. 57-101; он же. Св. имп. Юстиниан и спор о Трех Главах//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия. 2007. Вып. 1(17). С. 7-26.

http://pravenc.ru/text/200315.html

Oxonii, 1658. Vol. 2. P. 105-107; Gesta de nomine Acacii//CSEL. 35. Vol. 1. P. 440-453; Incipit rationis reddendae Acacium a Sede Apostolica conpetenter fuisse damnatum: Append. 1//Ibid. 35. Vol. 2. P. 774-790; Narrationis ordo de pravitate Dioscori Alexandrini: Append. 2//Ibid. P. 791-795; Ablatio ex gestis quibus Acacius Constantinopolitanus episcopus monstratur hereticus et a Papa Felice damnatus: Append. 2//Ibid. P. 795-801; Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6-9, VI 7; Theodorus Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. Ch. Hansen. B., 1971; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 12-13, 20; Theoph. Снгоп. P. 128-131; Niceph. Consm. Chronogr. P. 128; Mich. Syr. Chron. IX 6; Liberatus Carthaginensis. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum//ACO. Т. 2. Vol. 5. P. 98-148; Victor Tunnunensis. Chronicon//PL. 68. Col. 941-962; Jean de Nikiou. Chronique/Publ., trad. H. Zotenberg. P., 1883; Chronicon anonumum ad ann. p. Chr. 846 pertinens//Chronica minora/Ed. E. W. Brooks. Louvain, 1955. Vol. 2. P. 121-180, 156-238. (CSCO. Ser. 3; Syr. 4); Chronicon Anonymum Pseudo-Dionysianum/Ed. R. Hespel. Lovanii, 1989. (CSCO; 507. Syr.; 213). Лит.: Le Quien. OC. T. 2. P. 416-419; Roux A. Le pape Saint Gélase I-er, 492-496. P., 1880; Duchesne L. Histoire ancienne de l " Église. P., 1910. Vol. 3. P. 501-502, 511-512; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. Vol. 2. P. 24-27; Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Würzburg, 1951. Bd. 2. S. 41-68, 264-265; Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement. Camb., 1972. P. 11 ff.; Pietri Ch. D " Alexandrie а Rome: Jean Taluia, émule d " Athanase au V-e s.//ΑΛΕΞΑΝΡΕΙΑ: Hellénisme, judaîsme et christianisme à Alexandrie: Mélanges offerts au P. Claude Mondésert. P., 1987. P. 277-295; Grillmeier A., Hainthaler Th. Le Christ dans la tradition chrétienne: L " Eglise d " Alexandrie, la Nubie et l " Éthiopie après 451. P., 1996. P. 70, 72, 136, 144; DHGE. T. 27. Col. 671-695; Кулаковский. История. Т. 1. С. 345-347. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/469606.html

Закрыть Валентин Катасонов Читательский рейтинг: 117061 Родился 5 апреля 1950 г. Окончил МГИМО в 1972 г. Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства. В 2001-2011 гг. — заведующий кафедрой международных валютно-кредитных отношений МГИМО (У) МИД России. В 1991-1993 гг. — консультант ООН (департамент международных экономических и социальных проблем). В 1993-1996 гг. — член Консультативного совета при президенте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В 1995-2000 гг. — заместитель директора Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (проект Всемирного банка по управлению окружающей средой). Специалист в области экономики природопользования, международного движения капитала, проектного финансирования, управления инвестициями. Автор десяти монографий, в том числе: «Великая держава или экологическая держава?» (1991), «Проектное финансирование как новый метод организации инвестиции в реальном секторе экономики» (1999), «Бегство капитала из России» (2002), «Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовые аспекты» (2002) и другие. Список научных трудов: Проектное финансирование как новый метод организации инвестиций в реальном секторе экономики. М.: изд-во Анкил, 1999. Проектное финансирование: организация, управление рисками, страхование. М.: изд-во Анкил, 2000. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России. М.: изд-во Анкил, 2001. Бегство капитала из России. М.: изд-во Анкил, 2002. Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовый аспект. М.: изд-во Анкил, 2002. Инвестиции: в топливно - энергетическом комплексе России: основные показатели, источники и методы финансирования. М.: изд-во МГИМО-Университет. Инвестиционный потенциал хозяйственной деятельности макроэкономический и финансово - кредитный аспекты. М.: изд-во МГИМО-Университет. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М.: изд-во Анкил. Все статьи автора 30.04.2024 7 29.04.2024 183 29.04.2024 121 29.04.2024 63 27.04.2024 182 27.04.2024 247 27.04.2024 61 26.04.2024 136 26.04.2024 144 25.04.2024 143 25.04.2024 232 24.04.2024 225 22.04.2024 261 19.04.2024 226 18.04.2024 265 17.04.2024 248 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 .. 225 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/k/katasonov_va...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010