Норман Л. Гайслер (протестант) Б Барт, Карл (BARTH, KARL) Карл Барт (1886–1968) – это немецкий богослов, который получил образование в Берне, Берлине, Тюбингене и Марбурге. Он служил Богу в Женеве с 1909 по 1911 г. После того как он десять лет был пастором в Сафенвиле (Швейцария), Барт возглавил в Геттингенском университете кафедру реформационного богословия (1921). В 1925 г. он отправился в Мюнхен, а позднее в Бонн (1929), откуда был вынужден вследствие своей оппозиции немецкому национал-социализму отправиться в ссылку. Затем он преподавал богословие в Базельском университете до своей отставки в 1962 г. В число наиболее значимых произведений Барта входят «Комментарии на Послание к римлянам» (1919; пересмотр, изд. 1922), «Слово о Боге и богословии» (1924; англ. перев. 1928), «Богословие и Церковь » (1928), «Христианская догматика в кратком изложении» (1927), «Ансельм» (1931) и «Церковная догматика» (1932–1968). Он также написал небольшую, но важную работу по апологетике под названием «Нет» (Nein). Влияния . Барт опирался на гносеологию Иммануила °Канта в передаче Альбрехта Ритчля (Ritschl) и Вильгельма Германна (Herrmann). Экзистенциализм Серена °Кьеркегора тоже оказал значительное воздействие на его мышление, хотя позже он отрицал это влияние. Внёс свой вклад в формирование мышления Барта и роман Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», в котором изображается банкротство антропоцентристской философии. На Барта также повлияли либерально-богословская методология Германна, °атеизм Франца Овербека (Overbeck) и пиетизм Йоханна Кристофа Блюмхардта (Blumhardt), пастора начала девятнадцатого века. Сам Барт сослался бы на своё изучение Писания, особенно Послания к римлянам, а также на идеи представителей Реформации, в качестве решающих и преображающих факторов, повлиявших на его жизнь и мышление (см. Barth, Romans; если не указано иное, приведённые ниже в данной статье цитаты взяты из произведений Барта). На Барта также оказал сильное негативное влияние антропоцентрический атеизм Людвига °Фейербаха. Барт даже написал предисловие к одному из переизданий «Сущности христианства» Фейербаха. Он словно бы подтверждал, что антропоморфная религия – это лучшее, к чему могут прийти человеческие существа вне божественного откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Октябрьск. Старо-Костычёвский Смоленский женский монастырь. Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты с. Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии (1869 – 1928 гг.) В 1869 году близ села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии (с 1928 года Самарской губернии) была основана женская община сестер-келейниц, впоследствии преобразованная в монастырь. Основателем и вдохновителем общины стал схимонах Пантелеимон (Петр Савельевич Прохоров, бывший крестьянин). Симбирская Духовная консистория в 1884 году своим указом утвердила официальное существование общины, которая в июле 1905 года была преобразована в общежительный женский монастырь с наименованием Старокостычевский Смоленский. Обители принадлежали земельные угодья в количестве 258 десятин, которые пожертвовали благодетели. Большая часть земли находилась в Николаевском уезде Самарской губернии, пожертвованная основателем общины П.С. Прохоровым. В селе Старые Костычи в собственность монастыря входили еще 6 десятин, дарованные крестьянином Д. Хохловым. Из общего количества земли 50 десятин сдавались в аренду, 600 кв. сажен отводились под ток, остальная площадь засевалась хлебом для нужд обители, излишки которого продавались. Первая монастырская церковь была деревянная, однопрестольная, во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенная и освященная в 1869 году. Храм имел 16 окон с двойными рамами и колокольню. В 1884 году здание перестроил и расширил крестьянин села Бестужевка Сенгилеевского уезда Г.А. Силантьев на основании заключенного с ним договора. Для этого община приобрела лес, бутовый камень, известь, гвозди на сумму свыше 2000 рублей. В процессе реконструкции устроили два придела: с восточной стороны – во имя евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна; с западной стороны – во имя Архангела Гавриила. Кроме того, западный придел имел паперть с двумя дверями. В церкви перед алтарем располагался липовый иконостас, украшенный резьбой и позолотой. Великой ценностью являлась особо чтимая икона Смоленской Божией Матери, пожертвованная неизвестным лицом в 1889 году. В октябре 1891 года сызранский купец А.Н. Сопляков пожертвовал для этой иконы серебряную с позолотой ризу чеканной работы.

http://sobory.ru/article/?object=30626

Они издавались в Париже с 1928 по 1939 годы. Издатели ставили задачу «освещения истин Православной веры и приноровленные к течению церковного года объяснения православного богослужения, ознакомление с житиями Святых и сказаниями о чудотворных иконах, знакомство с творчеством Святых отцов и Учителей церкви и современных проповедников и т. д.». Журнал существовал только за счет средств подписчиков, но несмотря на постоянные финансовые затруднения, бесплатно рассылался для бедных и больных. Редакция журнала, идя навстречу нуждам православных людей, открыла в 1930 году справочный отдел, который давал разъяснения по всем церковным и религиозно-нравственным вопросам. К 1928 году издатели «Сергиевских листков» имели своих представителей более чем 15 странах: во Франции, Америке, Германии, Латвии, Польше, Югославии. С 1935 по 1936 годы журнал не издавался. В 1935 году в 1–2 «Сергиевских листков» (87–88) была опубликована статья Г. П. Федотова «Святой Филипп, митрополит Московский», в 9–10 (95–96) за этот же год «Дмитровская суббота», а в 1936 году в 1–2 (99– 100) – «О стиле в проповеди ». В последнем, 60 номере журнала «Путь» была опубликована рецензия Г. П. Федотова «Сергиевские листки. Новая серия». См. собр. соч. Г. П. Федотова, т. II. М., 1998. Четвертого января Церковь празднует память семидесяти апостолов. Позднее предание называет имена этих семидесяти учеников Господа. В числе их вошли почти все лица, упоминаемые в Новом Завете среди учеников апостольских и основателей первых христианских общин-Церквей. Многие из них по точному смыслу Слова Божия не были учениками Спасителя при Его земной жизни. Но именуя их в числе семидесяти, церковное предание почтило первое поколение строителей Церкви. День четвертого января может быть назван днем памяти всего первохристианства. В этот день стоит задуматься над тем, чем может быть для нас, для нашей духовной и социальной жизни этот героический век ранней послеапостольской Церкви, что есть вечного в его религиозном и историческом опыте.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Переписка Алексея Афанасьевича Дмитриевского и протопресвитера Иоанна Королькова (19041928 гг.) В настоящей публикации представлена переписка Алексея Афанасьевича Дмитриевского – выпускника Казанской духовной академии, профессора Киевской духовной академии, секретаря Императорского православного палестинского общества, известного литургиста, церковного археолога, востоковеда – и протопресвитера Иоанна Николаевича Королькова – выпускника и многолетнего профессора Киевской духовной академии, одного из известнейших киевских священников. Этот материал продолжает цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста А. А. Дмитриевского . Сохранившиеся письма в целом охватывают период с октября 1904 по январь 1928 г., однако подавляющее большинство их относится к 1920м гг., ставшим драматическим завершением плодотворной деятельности дореволюционной российской высшей духовной школы и богословской науки. «Скорбная летопись», нашедшая отражение в публикуемых письмах, свидетельствует о насильственном истощании богословских и церковных сил России. Лишь отдельным подвижникам науки удавалось довершать в это время начатые научные исследования – к ним относился А. А. Дмитриевский . Публикуемые письма содержат много фактов, важных для истории Русской Православной Церкви, истории российского духовного образования и богословской науки. Публикуемые письма А. А. Дмитриевского находятся в его личном архивном фонде в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (Ф. 253). Письма протопресвитера Иоанна Королькова отложились в его личном фонде в Институте рукописей Национальной библиотеки им. В.И.Вернадского (Ф. 162). Публикуемая переписка Алексея Афанасьевича Дмитриевского и протопресвитера Иоанна Николаевича Королькова – выпускника и многолетнего профессора Киевской духовной академии, одного из известнейших киевских священников – продолжает цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста и востоковеда А. А. Дмитриевского .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Пермь. Церковь Вознесения Господня. Феодосьевская церковь Карта и ближайшие объекты Одной из последних церквей, построенных в г. Перми, является церковь Вознесения Господня. Она получила народное название купеческой. 10 апреля 1902 г. из Пермской духовной консистории была выдана книга записи прихода и расхода денежных сумм комитету по постройке нового храма. На постройку церкви жертвовались значительные суммы. Некоторые суммы церковь получила по завещаниям горожан от 30 до 200 руб. 13 мая 1903 г. была выдана грамота епископа Пермского и Соликамского Иоанна на закладку в г. Перми нового храма в честь Вознесения Господня и двух приделов: первый, во имя Св. Феодосия (церковь также носит название Феодосиевской) Черниговского Чудотворца, второй, во имя Св. Питирима, Герасима и Ионы. Место для постройки храма было частично продано и частично подарено епархии купцом Александром Павловичем Бабаловым. В документах архива имеется дарственная выпись, план усадебной земли, удостоверения на продажу. В 1904 г. уже был освящен в нижнем этаже храма престол во имя Серафима Саровского. Строительство здания церкви было закончено в 1901 г. В верхнем этаже храма главный средний придел освящен в честь Вознесения Господня 12 декабря 1910 г., правый, во имя Феодосия Черниговского Чудотворца, освящен 26 октября 1914 г., левый - во имя первосвятителей Пермских Св. Питирима, Герасима и Ионы. С 1904 г. по 1918 г. настоятелем церкви являлся Стефан Михайлович Богословский. имевший неоднократные награды от духовного ведомства. В 1918 г. Вознесенская церковь оставалась одной из крупнейших церквей города Перми. Кружечный доход церкви составлял 8140 руб. 60 коп. В приходе церкви в 1918 г. значилось 5 хозяйств духовных лиц, 33 - чиновников, 163 - мещан и купцов, 102 - крестьян. Существовал приходской совет церкви, проходили собрания общины. Отрицательное влияние на разобщение церковной общины сыграло разделение православного вероучения на различные течения. В 1927 и 1928 гг. группа верующих обращалась в горисполком с просьбой регистрации новой общины, т.к. " посещать близкий нам Феодосиевский храм, который теперь находится в руках так называемых " григорьевцев " , мы не можем по своим религиозным убеждениям " . В конце 1928 г. по результатам обследования церкви административным отделом было вынесено постановление о передаче здания " более благонадежной общине " .

http://sobory.ru/article/?object=02914

Питирим (Ладыгин, в схиме Петр), еп. Уфимский Родился в 1861 году. Окончил классную школу и военное училище. На военной службе был унтер-офицером. После окончания военной службы отправился на старый Афон. Там был рукоположен во иеродиакона, иеромонаха и возведен в сан архимандрита греческим архиереем и был послан в 1910 году в Андреевское подворье в Одессу настоятелем. В 1924 году после закрытия подворья в Одессе уехал в Уфу, где жил в лесах в выстроенной им келпи близ хутора Петровска. В 1925 году хиротонисан в г.Турткуле, Сред.Азии епископом Андреем (Ухтомским) и епископом львом во епископа Уфимского и Нижегородского. Характерно, что митр.Агафангел (Преображенский) хиротонию его никогда не признавал как правильною, так и неправильною. Когда во второй половине 1926 года к митрополиту прибыл Питирим испросил его: можно ли ему (Питириму) служить с епископом Андреем, митрополит Агафангел ответил: «Советую Вам вообще воздержаться от служения доколе окончательно не выяснится вопрос о Вашей хиротонии». В 1928 году епископ Питирмм принял схиму и удалился снова в Петровский хутор в леса и с 1928 года до 1937 года был на покое. В 1938 году ушел в затвор близ села Бараково, Оренбургской губернии, где жил до 1943 года. В 1943 году выехал в Среднюю Азию и жил в горах до 1949 года. Скончался I октября 1950 года. По рассказам игумена Мисаила, умер сидя в кресле с поднятыми руками и благословляющим перстом. Завещал хоронить его без гроба по Афонскому уставу. Епископ Питирим, в схиме Петр, был творцом Иисусовой молитвы, имел дар слез и прозорливости. Спал три часа в сутки, сидя в кресле, аложился в постель только во время болезни, живя в затворе, совершал полный афонский устав. Был высокого роста, широкоплечий, несмотря на преклонный возраст, фигура была прямая. Волосы на голове и бороде были белые и длинные. После принятия схимы никогда не служил в полном архиерейском облачении, а только надевал малый омофор. Литература: «Письмо Высокопреосв·митрополита Агафангела Преосвяц·Иоанну, Управляющему Уфимской епархии от 15 июня 1927 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преподобный Алексий (1846–1928) Преподобный Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) после окончания курса Московской Духовной семинарии стал диаконом в церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, он задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили прежде воспитать сына. После молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве. Последнее место службы его было в Кремле, в Большом Успенском соборе, куда он попал за выдающийся голос (бас). Как только сын окончил учебу, отец Алексий оставил Москву. 30 ноября 1898 года протоиерей Феодор Соловьев был пострижен игуменом Зосимовой пустыни Германом в монашество с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отец Герман, принимая в Зосимовскую обитель протопресвитера Успенского собора, опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Поэтому первое время отцу Алексию жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регентом хора тогда был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и Синодальное училище, хороший музыкант, но нервный и беспокойный человек. Отец Алексий стал петь на клиросе по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал ему выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». Сразу же став духовником отца Алексия, отец Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличилось и число исповедников у отца Алексия: вместо старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам отец игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) В юные годы Стефан (так звали преподобного Севастиана в миру) был келейником преподобного Иосифа Оптинского . 9 мая 1911 года отец Иосиф скончался, и в его келью перешел преподобный Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В 1917 году в Оптиной пустыни Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. В 1923 году, за два месяца до закрытия монастыря, принял рукоположение в иеродиакона. В келье со старцем Нектарием отец Севастиан прожил до закрытия монастыря, до весны 1923 года, двенадцать лет. А затем еще пять лет – до 28 апреля 1928 года – они продолжали жить вместе вне монастыря, в селе Холмищи, в пятидесяти верстах от Козельска. Здесь в 1927 году преподобный Севастиан был рукоположен в иеромонаха. Со старцем Иосифом отец Севастиан прожил пять лет, а со старцем Нектарием – семнадцать лет. Преподобный Нектарий благословил Севастиана после своей смерти уезжать служить на приход. Под руководством двух старцев преподобный Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. Неутешно плакал отец Севастиан на похоронах и потом на могиле старца. После похорон он уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов. Там он получил назначение на приход в город Козлов, ныне Мичуринск, в Ильинскую церковь , где настоятелем был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Волоколамского Питирима. Прослужил преподобный Севастиан в городе Козлове пять лет, с 1928-го по 1933 год, и пользовался там большой популярностью и любовью. В 1933 году отец Севастиан был репрессирован, осужден на десять лет и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан 11 . Близкие к нему и преданные ему монахини – матушки Аграфена, Феврония, Екатерина и Варвара – поехали за ним. Они устроились на работу в ближайшем селе от того лагерного отделения, где отбывал срок батюшка. Они опекали батюшку все десять лет его заключения. Часто посещали его, носили ему еду, стирали ему белье, покупали ему все, что было нужно. Потом скопили денег и купили в Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице. Туда и привезли в начале 1944 года матушки отца Севастиана. Он ходил по дому, все по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать – матушки рассчитывали, что после войны вернутся в Россию, но отец Севастиан сказал, что придется обустраиваться здесь, в Казахстане. С четырьмя монахинями он каждый день служил в этом доме у себя в келье литургию и вечерню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть IX. 1922–1928. Богословско-пастырские учреждения После своего освобождения отец Николай вновь развернул богословско-просветительскую деятельность. Уже 2 апреля 1924 года Правлением Богословских курсов центрального района он был избран заведующим. В 1924 и 1925 годы эти курсы действовали уже в несколько более расширенном объеме, охватывая не только 2-е городское благочиние, но и весь центрально-городской район. При этом, все поступающие на курсы должны были обязательно сдать в особой Комиссии Народного Комиссариата Просвещения экзамен по политграмоте (такой же экзамен требовался в эти годы и от поступающих в Богословско-Пастырское училище). В отчете за 1924/25 учебный год отмечалось, что на курсах Центрального городского района было сорок восемь человек слушателей (двенадцать мужчин и тридцать шесть женщин); на первом годе – двадцать шесть человек и на втором – двадцать два человека, в возрасте от 24 до 54 лет, в основном со среднем образованием. Учебных дней в году – 184, и за этот период было прочитано 363 лекции. Заведование курсами с 1922 года после протоиерея В. А. Акимова перешло к протоиерею К. К. Эльбу, а со 2 апреля/20 марта 1924 года – к протоиерею Н. К. Чукову. На курсах преподавали известные протоиереи: профессор А. В. Петровский читал Священное Писание Ветхого Завета; А. В. Пакляр – Священное Писание Нового Завета; М. В. Митроцкий – догматическое богословие; П. П. Аникиев – пастырское богословие с аскетикой; Н. К. Чуков – патристику; А. А. Казанский – историю русской церкви и, в частности, историю раскола, свящ. В. И. Колчев – церковное пение; Н. В. Чепурин, а также И. Д. Холопов – апологетику, профессор А. А. Дмитриевский – литургику и церковную археологию, профессор И. И. Соколов – общую церковную историю. К этому времени в стране более или менее установился новый социальный порядок, что на практике означало пересмотр всех аспектов общественного устройства, в том числе и его духовных запросов. Жизнь предъявляла свои требования к каждому явлению. Все подвергалось переоценке в свете новых требований. Каждое явление должно было доказать свою жизнеспособность в указанной и намеченной борьбе. Не обошла стороной эта проблема и духовное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Публикации «Да благословит Господь плоды трудов твоих на пользу Святой Церкви и духовной науки…» (Письма протоиерея Николая Виноградова к А.А. Дмитриевскому ) В публикации представлены письма профессора Казанской духовной академии протоиерея Николая Петровича Виноградова к другу и соученику по академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому . Письма охватывают период с 1893 по 1927 г. В них освещаются проблемы развития богословской науки и учебного процесса Казанской духовной академии в стабильный период ее деятельности (1893–1898), особенности духовно-академической жизни в мятежный период российской истории начала XX в. (1907–1916), судьбы членов казанской духовноакадемической корпорации в послереволюционный период, после прекращения деятельности академии (1925–1927). К письмам протоиерея Н. Виноградова присоединено письмо его вдовы Раисы Никандровны 1928 г. с описанием кончины и погребения супруга. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и продолжают цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста. Автором большей части публикуемых писем является профессор Казанской духовной академии протоиерей Николай Петрович Виноградов , адресованы они его другу и соученику по академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому . Протоиерей Николай Петрович Виноградов (11.05.1855–21.03(03.04)1928) 1 был представителем казанской духовно-академической когорты и носителем ее традиции. Он родился в семье священника Вятской губернии и прошел традиционный путь сына российского клирика: окончил Вятскую ДС (1876) и КазДА (1880). В академии он учился на богословском отделении, причем очень успешно: при окончании за написанную на 3-м курсе диссертацию «Догматическая система святого Григория Богослова » получил не только ученую степень кандидата богословия, но и премию митрополита Литовского Иосифа (Семашко) 2 . По завершении полного академического курса Н. П. Виноградов был определен преподавателем латинского языка в Нижегородское ДУ, но уже через год был приглашен в родную академию и после защиты диссертации pro venia legendi и двух пробных лекций 3 с 19 августа 1881 г. неотступно пребывал на академической кафедре латинского языка и его словесности 4 . Статус Николая Петровича менялся в зависимости от духовно-академической ситуации и личных успехов: начав свою академическую деятельность приват-доцентом, после введения нового академического Устава 1884 г. он стал исполняющим должность доцента.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010