Таинство исповеди предварить обязательно молитвами пред исповедью и внимательно выслушивать грехи кающихся, употребляя и милость и строгость. Не совершать таинства исповеди во время литургии. До причащения нужно вычитывать каноны: особенно канон и молитвы перед причащением. После причащения необходимо вычитывать молитвы по причащении и давать непременно крест для целования, после литургии, как для причастников, так и для всех присутствующих в храме.    —6-    При чтении Святого Евангелия – слова и возгласы за богослужением не произносить вычурно, а скромно, церковно, внятно и громко, нараспев, а не разговорной речью.    Также и чтение не допускать на клиросе разговорного,а только церковного, нараспев.    —7-    Наблюдать в Святом храме благоговение и тишину. Следить за беготней детей, разговорами. Смотреть за чистотой храма, особенно святого алтаря, за опрятностью риз.    Да умудрит Господь Бог всех православных пастырей добре пасти стадо, от Бога им врученного. Пусть помнят они грозные слова Господни: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48,10) и пусть утешаются незабвенными словами нашего Спасителя и Бога: «не вы Меня, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал,дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам» (Uoah.XV,16).    г.Харьков, 1925 г. Епископ Онуфрий Елисаветградский    2512 сентября. Управляющий Одесской Епархией. Беседа в праздник Воздвижения Креста Господня...    В О З Д В И Ж Е H И Я К Р Е С Т А Г О С П О Д H Я .    «Кресту Твоему покланяемся, Владыко,    и Святое воскресение Твое славим».    Великий праздник Воздвижения честного и животворящего креста Господня! Вспоминается то светлое явление, когда св.равноапостольная царица Елена, мать св. царя и равноапостола Константина, обрела крест, на нем же распятся Христос Царь и Господь. Не сразу найден был честный крест Христов. Долго искала место распятия Спасителя св.Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Каков же крест Христов? Приложили первые два к мертвецу и не было чуда.Но после того , как приложили крест Христов и умерший воскрес,— весь народ, собравшийся вместе с Патриархом Иерусалимским Макарием, убедился, что пред ними свято крест Христов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, и здесь мы имеем дело с очередной попыткой «Свидетелей Иеговы» извратить смысл Священного Писаний для того, чтобы подтвердить свои ошибочные взгляды. Сравнение двух стихов в книге Откровения проливает дополнительный свет на вечное состояние неверующих. В конце времени скорби «зверь» и «лжепророк» живыми брошены «в озеро огненное, горящее серою» (19:20). После этого наступит тысячелетнее царство Христово (см. 20:1–6). По истечении же тысячи лет сатана будет на малое время освобожден из темницы, в которой он находился на протяжении тысячелетия, и соберет войско, чтобы воевать против Бога и Его воинства (см. стихи 7–9). Но его ждет поражение. После этого, по слову Откровения 20:10, «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Значит, и по прошествии тысячи лет зверь и лжепророк все еще будут находиться в геенне огненной, ибо они не были истреблены. ПРОРОЧЕСТВО «Сторожевая башня» любит предсказывать грядущие события и их сроки. «Свидетели Иеговы» верят, что Бог и сегодня продолжает посылать через Своих пророков все новые и новые откровения. По их собственному определению, человек, предсказывающий что-то такое, что потом не сбывается, есть никто иной, как лжепророк. Следуя этой логике, можно сказать, что сами они уже много раз оказывались лжепророками. Правда, тут надо признать, что, выступая с ложными предсказаниями, они часто находили после этого ту или иную отговорку, придавая своим пророчествам фантастически-символический смысл. Вот некоторые из их попыток предсказать сроки, которые, после того, как они не сбывались, истолковывались совершенно по-иному: предсказание, что в 1874 году состоится второе незримое пришествие Иисуса; ожидание в 1914 (а потом – в 1975) наступления конца Света; пророчество о том, что все члены тела Христова в 1925 году перейдут в состояние славы небесной и что вторая мировая война была Армагеддоном. Проследив судьбу этих пророчеств, Дуэйн Магнани, на протяжении 18 лет бывший членом движения «Свидетелей Иеговы», заметил: «Судя по результатам, можно сделать лишь один вывод – пророческим даром «Свидетели Иеговы» не обладают».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

То, что вновь напоминал человечеству преподобный Силуан Афонский, —  это чистейшее апостольское учение. Здесь слышен голос апостола любви Иоанна Богослова: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин 2:7,9–11). Это то самое “лицо темной бездны”, каким бы пророческим пафосом человек ни прикрывался. Далее, экклезиологическое свидетельство преподобного Силуана Афонского о том, что только члены Церкви, неопустительно, без малейших исключений исповедующие любовь к врагам, только они — в свете; только то и только тогда церковное образование, на какое бы правопреемство оно ни ссылалось, пребывает в Церкви, когда оно исповедует любовь к врагам и проповедует ее неопустительно. Вот это свидетельство преподобного Силуана Афонского по-настоящему не было прочитано его ближайшими, но я берусь утверждать, что как раз в России, за которую преподобный Силуан молился, Русская Православная Церковь была полна сомысленными ему, сочувственными ему и единосердными ему, его во Христе соработниками. Таковым является, по моему глубокому убеждению, и Патриарх Сергий. Но еще несколько соработников, может быть, менее знаменитых, я бы хотела назвать. Давайте вспомним преподобного Феодосия Иерусалимского, пока что местночтимого. Вспомним 1925 год. Его пришли арестовывать. Ему было, по паспорту, 124 года. Но государственная машина тогда была похожа не на компьютер, а на мясорубку, которая молола, не соображаясь даже с анкетными данными. Старец Феодосий получил извещение свыше о том, что за ним сейчас придут. Вы помните, как он поступил далее. Он велел своим послушницам немедленно согреть тазик теплой воды. И когда явились эти “герои Солженицына” со своими голубыми кантами, он кротко попросил их разуться, чтобы он мог им вымыть ноги (дело было в Великую пятницу. Надо было бы, наверное, в Великий Четверг, но они на денек опоздали). Дальше произошло чудо. Не в том оно, что старец получил извещение свыше (по дару прозорливости он постоянно получал такие извещения), не в том чудо, что старец поступил так, как поступил — это святая обыденность святого человека; а чудо в том, что эти “голубые канты” без малейшего сомнения, вопроса или хотя бы усмешки стали послушно стаскивать друг с друга сапоги, чтобы старец совершил омовение ног, а потом уже сказали: собирайся.

http://pravmir.ru/prepodobnogo-siluana-a...

Толстой проповедовал не только современникам: он обладал поистине пророческой интуицией. И он обращается к нам, живущим после него. Толстой предчувствовал наступление эпохи железа и крови, когда грубая сила, ложь и жестокость, воплощенная в государстве и зверином национализме, будет править миром. И он противопоставил этой грядущей силе свое решительное отрицание государства и национализма. Толстой предчувствовал наступающую эпоху разврата, одичания человеческого. И он противопоставил ей свое полное и безоговорочное отрицание чувственной любви. Он показал, что чувственная любовь таит в себе страшное, зверское, что она всегда идет об руку с жестокостью. «И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих.… И жена была облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее, и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Апокалипсис, 17, 1–5). «Крейцеровой сонатой» осуждена великая блудница — сексуальная революция, ныне “сидящая на водах многих”, от Атлантического океана до Великого, от Рейна до Енисея, от швейцарских озер до Байкала. Сколько надо отваги, чтоб играть на века, как играют овраги, как играет река. Как играют алмазы, как играет вино, как играть без отказа иногда суждено. Б. Пастернак И написанное Толстым в «Крейцеровой сонате» поистине написано на века. И другое произведение, не уступающее по силе «Крейцеровой сонате», — «Смерть Ивана Ильича». В начале этого этюда мы вспомнили, как Толстой оставил Андрея Болконского в тот момент, когда он перешел порог, отделяющий мертвых от живых, и за ним задернулась роковая завеса. Далее Толстой показывает его глазами живых, глазами княжны Марьи и Наташи. Прошло два десятка лет, и Толстой переступил этот порог. В повести «Смерть Ивана Ильича» он повел нас туда, где не бывал еще никто из живых. Поэтому мы и сказали, что «Смерть Ивана Ильича» — вершина мирового искусства, которая никем не была превзойдена. «Нисходил ли ты в глубину моря и входил ли в исследование бездны. Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» (Иов, 38, 16–17).

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Хорошо знакомый с богословскими течениями своего времени и при этом обладающий личным опытом благодати Божией старец Софроний в общении с Бальфуром глубоко понимает мышление богословов-интеллектуалов, изучивших богословие по книгам и по мыслям искусных в духовной жизни людей. Потому старец и писал об отношении между свободой человека и действием Божественной благодати, о подходе богослова-мыслителя и богослова-эмпирика, о различии между душевным и духовным человеком и т. д. Путь православного богословия другой: оно исходит из безмолвия, как его понимает Православие, потому старец пишет Бальфуру: «Помучайтесь, потрудитесь, поскорбите, помолитесь, поплачьте о своей душе, читая их» 359 . Два уровня духовной жизни Время их переписки совпало с важным периодом в жизни старца Софрония: он пребывал в огненном покаянии, дух его неизменно был устремлен к Богу: это было исключительно богатое в плане духовного опыта время. В письмах вырисовывается духовный портрет старца – некий отеческий образ. В предыдущих главах описан отъезд старца Софрония из Парижа на Святую Гору, в 1925 году, куда его привела жажда познать Бога. Переписка с Бальфуром датируется с 1932 года, спустя семь лет по прибытии старца на Афон. Это было временем «всепоглощающего» порыва к Богу и великой жажды подобия Христу во всем – в Его проявлениях [в воплощении], согласно Божественному домостроительству. Он горел желанием богообщения, сподобился величайших моментов богооткровения и созерцания нетварного света. Потому, укрепляя Бальфура духовно, старец написал ему: «Говорю Вам то, в чем уверен, что сам пережил» 360 . Из всей православной традиции известно, что жизнь христианина – это борьба за единение со Христом: чтобы родиться, со-распяться и со-воскреснуть с Ним. Апостол Павел интенсивно жил это. Поэтому он сказал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» 361 . В другом послании он писал, что своим подвигом он восполняет недостаток страданий Христовых: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь » 362 ; также он пишет, что видел воскресшего Христа 363 и т. д. Такой опыт можно найти у многих святых. К примеру, святой Григорий Богослов в своих сочинениях много раз говорил о своем сораспятии, спогребении Христу и совоскресении, что составляет основу истинной духовной жизни православного христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Хотят найти счастье в устроении житейского благополучия. Но это призрак. Внешнее благополучие не даёт никакого счастья. Это так ясно, когда видишь на исповеди несчастные человеческие души. Или вы думаете — служащие счастливее тех, которые лишились места? Каждый несчастен по–своему. Каждый плачет о своём. Но плачут все. Призрак счастья — в славе человеческой. Ибо проходит эта тленная жизнь. Призрак счастья — всё, что не от Источника воды, текущей в жизнь вечную. А между тем, в погоне за этим призраком сколько люди делают зла, как ненавидят, как обижают друг друга. Сколько боли и слёз из-за этой погони за личным призрачным счастьем. Господь даёт воду живую. Разве не главное страдание наше от царящей в мире неправды? Но приходящим к Источнику воды живой Господь говорит: алчущие и жаждущие правды насытятся. Разве не от скорбей льётся столько слёз человеческих? А Господь говорит: " Блажени плачущий, яко тии утешатся " . Приходящим к Источнику воды живой открывается высший смысл жизни, ибо жизнь их освещена солнцем правды, сияющим нам из вечности. Этот Источник воды живой ныне перед нами. Как некогда стоял Господь и беседовал с самарянкой, так и ныне Он невидимо среди нас. Но мы слышим слова Его: приимите, ядите… пийте от нея вси… Пить из Источника воды живой — это значит жить со Христом. Будешь жить тогда, как на крыльях. Будешь спокоен, радостен. Пойдёшь через этот злой мир, как странник. И всё, чему служил раньше, покажется сном. И этот Источник открыт для всех. Не надо ни золота, ни серебра, чтобы получить воду живую. Надо лишь сердце иметь открытым. Надо поверить призыву Христа Спасителя и идти за Ним. Аминь.     24 мая 1925 г. В церкви св. Панкратия за Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Какое утешение для души, какое поучение для разума, какое обличение для совести даёт сегодняшнее евангельское чтение! Проходя, увидал Спаситель человека, слепого от рождения. Ученики спросили: " Равви кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? " И услышали неожиданный ответ: " Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божий " (Ин. 9, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Это гибель. Ибо всеведение без любви — дьявольщина: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто». ( 1Кор. 13:2 ). Ничем кончается сверхъестественное ясновидение Анны. «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким чем когда-нибудь светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла». «И свет во тьме светит» ( Ин. 1:5 ). И в романе Толстого свет во тьме, рядом с бездной — катарсис. Проблема катарсиса, духовного очищения — это известно еще Аристотелю — главная проблема трагедии. И в творчестве Толстого проблема катарсиса всюду и везде. Обычно считают, что очищение — катарсис — возможно только путем страдания. Такое классическое разрешение этой проблемы мы находим в романе «Анна Каренина», в сцене родильной горячки. Парадоксальность романа «Анна Каренина», однако, в том, что здесь, вопреки обычному ходу вещей, в конечном итоге страдания приводят к духовной гибели. А очищение души приходит через радость. Катарсис не через страдания, а через радость в сцене бракосочетания Левина с Кити, и особенно в сцене родов. Радость брака приводит Левина к Богу. В этот момент он, неверующий, чувствует близость Бога и Божию помощь: «“О еже ниспослатися им любве совершенней, мирней и помощи, — Господу помолимся”, — как бы дышала вся церковь голосом протодиакона. Левин слушал слова, и они поражали его. “Как они догадались, что помощи, именно помощи? — думал он, вспоминая все свои недавние страхи и сомнения. Что я знаю? Что я могу в этом страшном деле, — думал он, — без помощи? Именно помощи мне нужно теперь”. “Расстоящиеся собравый и соединение в союз любве положивый, — как глубокомысленны эти слова и как соответствуют тому, что чувствуешь в эту минуту! — думал Левин, — чувствует ли она то же, что и я?” И оглянувшись, он встретил ее взгляд. И по выражению этого взгляда он заключил, что она понимала то же, что и он» (ч.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Я ухватился за этих верующих и допрашивал их о том, как они верят и в чем видят смысл жизни». (Л. Н. Толстой, «Исповедь», СПб, 1906 г., стр. 39). Именно об этом спрашивал Никодим Христа. Но уже в начале беседы Христа с Никодимом становится ясно, что Никодим, признающий нравственное величие Христа и Его близость к Богу, может идти за Христом только до определенной черты. Уже с первых же слов беседа заходит в тупик: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» ( Ин. 3:5-9 ). «Сильнее всего это отрицание происходило со мной при участии в самых обычных таинствах, считавшихся самыми важными: крещении и причастии. Тут не только я сталкивался с не то что непонятными, но вполне понятными действиями: действия эти казались мне соблазнительными, и я был поставлен в дилемму — или лгать, или отбросить». («Исповедь», то же издание, стр. 53). Как видим, и Никодим и Толстой по строю мышления чужды Евангелию. Их мышление не может прорваться за рамки формальной, школьной логики. Их мышление сковано, связано, не диалектично. Евангелие окрыленно, вдохновенно, диалектично! И это типично для человека, идущего к Богу от ratio, от логических категорий. Это особенно подчеркивает Христос в ответе Никодиму на его скептическое: «Как это может быть?» «Ты, учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» ( Ин. 3:10 ). Подтекст этих слов Христа таков: «рыбаки, простые люди, никогда ничему не учившиеся, знают и понимают, а ты не понимаешь?» «Слушал я разговор безграмотного мужика-странника о Боге, о вере, о жизни, о спасении, и знание веры открывалось мне. Сближался я с народом, слушая суждения его о жизни, о вере, и я все больше понимал истину. То же было со мной при чтении Четьи минеи и Пророков; это стало любимым моим чтением… Но стоило мне сойтись с учеными верующими или взять их книги, какое-то сомнение в себе, недовольство, озлобление снова возникали во мне, и я чувствовал, что я чем больше вникаю в их речи, тем больше отдаляюсь от истины и иду к пропасти» (там же, стр. 54).

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

222 К выселению греческого патриарха из Константинополя//Церковное Обновление. 1925. 10 февр. С. 22. 223 Новый патриарх Вселенской Константинопольской] церкви, блажен[нейший] Константин VI//Церковное Обновление. 1925. 28 янв. 2. С. 10. 224 Избрание Вселенского Патриарха Константина VI-ro//Голос Православной Украины. 1925. 1 февр. 3. С. 2. 226 Созыв Вселенского Собора в 1925-м году во св. граде Иерусалиме//Голос Православной Украины. 1925. 1 февр. 3. С. 2. 227 Воззвание Св. Синода//Вестник Священного Синода Православной Российской Церк­ви. 1925. 1.С. 1. 232 Съезд расширенного пленума Священного Синода Российской православной церкви и активных работников по проведению церковного обновления//Церковное Обновление. 1925. 2апр. 5 –7. С. 33. 233 Пленум Всероссийского Священного Синода 27–31 января 1925 года//Голос Православ­ной Украины. 1925. 15 февр. 4. С. 1. 234 Пленум Всероссийского Священного Синода 27–31 января 1925 года//Голос Православной Украины. 1925. 15 февр. 4. С. 1. 236 2,6 Резолюции пленума Св. Синода//Вестник Священного Синода Православной Россий­ской Церкви. 1925. 1. С. 5. 237 Телеграмма Вселенскому Патриарху//Там же. 1. С. 5–6; Грамота Священного Синода вселенскому патриарху//Церковное Обновление. 1925. 10 февр. 4. С. 25. 238 Резолюции пленума Св. Синода//Вестник Священного Синода Православной Россий­ской Церкви. 1925. 1. С. 5. 240 Пленум Всероссийского Священного Синода 27–31 января 1925 года//Голос Православ­ной Украины. 1925. 15 февр. 4. С. 1–2. 241 Съезд расширенного пленума Священного Синода Российской православной церкви и активных работников по проведению церковного обновления//Церковное Обновление. 1925. 2апр. С. 48. 242 См.: Резолюции пленума Св. Синода//Вестник Священного Синода Православной Рос­сийской Церкви. 1925. 1. С. 4–5; Резолюции съезда//Церковное Обновление. 1925. 2 апр. 5–7. С. 56–57. 243 Деяние 111-го Всероссийского Поместного собора, бывшего с 1 октября 1925 года, нового стиля, в городе Москве//Церковное Обновление. 1926. 25 янв. 1. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрофан Огиенко 1924–08.1924: Бакинская Митрофан Поликарпов 07(20).01.1925–1927: Бугульминская 1925–1925: Казанская, в, у. 1926–1926: Кировская (григ.) 1926(?)–1927: Бузулукская 1927–1929; Бутурлиновская Бузулукская, паки Митрофан Русинов 1923–1924: Лукояновская (обн.) 10 .1924–09(22).12.1925: Болховская 1925–: Валуйская (григ.) 09(22).12.1925–09(22).12.1925: Уразовская (григ.) –1932: Воронежская(григ.), в. у. 1933–01(14).09.1937: Старо-Оскольская 03 .1937–1939: Одесская 01(14).09.1937–1939: Полтавская, в. у. Митрофан Симашкевич 10(23).01.1915–1922: Донская 1922–17.02(01.03). 1924: Донская (обн.) 1924–09(22).12.1925: Донская, паки 1925–1930: Донская (григ.) Митрофан Токийская и Японская (заруб.) Михаил Бирюков 30 .12(12.01).1922–20.09(03.10).1924: Красноуфимская (обн.) 20 .09(03.10).1924–02(15).09.1925: Сарапульская (обн.) 1926–02.1930: Сарапульская (обн.), паки 02 .1930–24.05(06.06).1934: Пермская (обн.) Михаил Богданов 11(24).07.1914–1918: Куйбышевская 1918–1920: Владивостокская Михаил Вяткин 07(20).04.1931–03.1934: Барнаульская (обн.) 03 .1934–09.1934: Минусинская (обн.) 09 .1934–1935: Нижне-Тагильская (обн.) 1935–06(19).09.1936: Пермская (обн.) 1935–06(19).1936: Верхне-Камская(обн.), в. у. 1935–1936: Нижне-Камская(обн.), в. у. 06(19).09.1936–24.09(07.10).1937: Челябинская (обн.) Михаил Ермаков 09(22).12.1905–1921: Гродненская 1921–17(30).03.1929: Киевская Михаил Князевский 11(24).05.1928–1932: Смоленская (обн.) 1932–1933: Орехово-Зуевская (обн.) 1933–1935: Московская (обн.) 1935–1936: Сыктывкарская (обн.) 1937–14(27).09.1937: Иваново-Вознесенская (обн.) Михаил Космодемьянский 03(16).07.1911–1919: Александровская (Ставроп. вик.) 10(23).05.1914–01(14).09.1914: Ставропольская, в. у. 1919–1923: Ставропольская Михаил Кудрявцев 1920–1928: Арзамасская Михаил Мельник 12(25).02.1946–26.09(09.10).1955: Самбро-Драгобычская Михаил Митрофанов 1924–10.1924: Вольковская (обн.) 10 .1924–02.1925: Бердянская (обн.) 02 .1925–03.1925: Звенигородская (Киевск. вик) (обн.) 03 .1925–06.1925: Бердянская(обн.), паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010