Когда однажды Конфуция 63 спросили, что он думает о смерти, он отвечал: «Я еще не понял, что такое жизнь; когда пойму, я займусь смертью». Будучи при смерти, он получил от окружающих предложение читать отходную. Он сказал: «Вы думаете, что это полезно, ну так читайте, – надо исполнять установленное нашими предками». «В минуту опасности надо обращаться к духам неба и земли», – сказали ему. «О, духов неба и земли я всю жизнь почитал и умалял в глубине меня самого». 1925–1929 Г. В. Флоровский. О воскресении мертвых 1. Вечный залог и опору надежда христианская имеет для себя в пасхальном благовестии. Это есть благая весть о разрушении смерти. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (из пасхального канона)… От начала апостольское проповедание было о Воскресшем. Первыми благовестниками были «свидетели воскресения», самовидцы Слова. Свидетельствовали они о том, что сбылось и совершилось, что было явлено и показано в мире, чего очевидцами были… Возвещали об Иисусе воскресение мертвых… И в том вся спасительная радость Воскресения Христова, что есть оно уже залог и начаток вселенского воскресения… Воскресший Христос со-воскрешает «всеродного Адама», открывает и обновляет воскресный путь всякой плоти. И «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (I Кор. XV. 22)… Это одна из первых тем древнего правила веры. Достаточно перечесть уже всю эту ослепительную «воскресную» главу в Первом послании ап. Павла к Коринфянам, это подлинное Евангелие воскресения… И апостол настаивает здесь со всей силой. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес… Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (ст. 13, 16). Апостол хочет сказать: самое воскресение Христово обессмысливается, если не было оно вселенским событием и сбытием, если с Главою нераздельно не предвоскресает уже и все Тело… Вне воскресного упования обессмысливается и обессиливается всякая проповедь о Христе. И самая вера в него теряет смысл, становится пустой и напрасной, – не во что было бы веровать… «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (ст. 17)… Вне воскресного упования веровать во Христа было бы всуе и вотще, было бы только суеверием… «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (ст. 20)… И в этом – победа жизни…

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Лишь бы мы-то остались верными православию. Какие бы соблазны, какие бы потрясения нас ни ожидали, были бы мы тверды, была бы тверда наша преданность Христу. Лишь бы мы сохранили свою веру и своё единство с истинною Святою Соборною Апостольскою Церковью. Аминь.     14 мая 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В эту неделю вы слышали евангельское чтение о расслабленном. О том, как Господь наш Иисус Христос пришёл в Иерусалим после праздника иудейского и увидел расслабленного около купальни, называвшейся Вифезда — дом милосердия. Было там пять крытых ходов, и в них лежало множество больных, хромых, иссохших, слепых, ожидающих движения воды. Был тут расслабленный, находившийся в болезни 38 лет. Он не мог получить исцеления, потому что когда Ангел возмущал воду, кто-нибудь раньше успевал опуститься в воду. И спросил его Христос: " Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл " (Ин. 5, 69). Святое Евангелие учит нас не только словами поучения, не только притчами и заповедями. Оно учит и событиями земной жизни Спасителя. Исцеление расслабленного также многому научает нас. Разве Церковь Христова не дом милосердия? И разве мы не слепые, хромые, иссохшие, расслабленные? Мы воистину слепые, и потому немощна вера наша. Не видим мы Господа. Потемнели духовные очи наши. Воистину хромые — и потому не идём правым путём, а сбиваемся то в одну, то в другую сторону. Мы иссохшие — нет у нас радости о Христе. Иссушили мы душу свою житейскими заботами. Мы расслабленные — нет у нас твёрдой воли неослабно идти по пути спасения. Церковь Христова — купель, всегда и для всех дающая исцеление. Почему же так мало больных, желающих исцелиться? Церковь исцеляет тех, кто  весь отдаётся Христу. А мы хотим исцеляться, погружая в жизнь церковную лишь малую часть нашей души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Международный день защиты детей — 1 июня 1 июня, 2020 13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. (Мк.10:13–16; Мф.19:13–15; Лк.18:15–17). Международный день детей: история праздника В первый день лета, 1 июня, во многих странах мира отмечают важный праздник — Международный день защиты детей. Это — один из самых первых праздников, которые стали считаться Международными и отмечаться в один день сразу во многих государствах. Библия называет детей даром и благословением Бога. Дети – это богатство, которое надо беречь от зла этого мира. Решение о проведении Дня защиты детей было заложено в 1925 году на Всемирной конференции, посвященной благополучию детей, проходившей в Женеве. То, что день защиты детей стал необходим говорит нам о многих опасностях, по вине которых дети действительно нуждаются в нашей защите. Сам же праздник официально учредили в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. Впервые День защиты детей отмечали в 1950 году. После Второй мировой войны вопрос благополучия детей стоял особенно остро. Если в то время проблема детей-сирот была связана в первую очередь с военными потерями и сложной исторической обстановкой, то сейчас распространено, так называемое, «социальное сиротство», когда в детские дома попадают дети из неблагополучных семей при живых родителей, поэтому поддержка семей в трудной ситуации и семейного устройства детей — важная задача, о которой стоит вспомнить в День защиты детей. Читайте также — Александр Гезалов: Сиротам нужны не памятники, а перспективы нормальной жизни Традиции праздника День защиты детей не регламентирует, от чего именно следует защищать ребенка, поэтому каждая организация проводит в эти дни свои мероприятия. Для ребенка в этом мире много угроз.

http://pravmir.ru/den-zashhity-detej/

Мы, верующие, " прах попираемый " , мы безумцы для мудрых мира. Нам сказано, что широк путь к погибели и многие идут им, а узкий путь ко спасению избирают немногие. Церковь даёт примеры, как отражать эти искушения. Святой Григорий Богослов говорит: " Скорее реки потекут вверх и огнь примет направление, противоположное обычному своему стремлению, нежели я изменю чему-либо в моём спасении " . А Максим Исповедник, когда его заставляли причаститься с отступившим от православной веры патриархом, воскликнул: " Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом — я не причащусь с ним " . И всё же мысль, что другие думают иначе, что " все " уходят от Церкви — соблазняет и отравляет души. Христос обращается не к массам, а к отдельной человеческой душе. Он говорит: — Ты Иоанн, ты Мария, ты Пётр. Выбирайте путь свой, не оглядываясь на соседей, а вопрошая свою совесть. Пусть они идут своею дорогой. Мы пойдём своей — на вечерю Христову. Дабы соделаться нам, как говорит апостол Пётр, " причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью " (2 Пет. 1, 4). Аминь.     8 января 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " . А многочисленное воинство небесное славило Бога: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! " (Лк. 2, 10–14). Но где же слава — когда поругание? Когда надели венец терновый и били по лицу, и спрашивали, издеваясь: " Скажи, кто ударил Тебя? " Но где же мир — когда ненависть и крики: распни, распни Его! Где благоволение в людях — когда Голгофа? И вопрошают люди мирские: где обетованная радость, когда вся жизнь — беспрерывный ряд скорбей? Думали ли вы когда-нибудь, что должен испытывать человек, приговорённый к смерти? И вот, после долгих и страшных ожиданий распахнулась бы дверь, и некто сказал бы: " Ты, свободен " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Мы, пастыри, будем строги к своей пастве, пусть архипастыри будут строги к нам, пастырям, и пусть каждый будет строг к самому себе, дабы не тщетно взывать нам: " Боже, милостив буди нам грешным " . Аминь.     15 февраля 1925 г. Неделя о блудном сыне В церкви св. Панкратия за Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В евангельском чтении вы слышали сегодня притчу о блудном сыне. Эта притча о нас с вами. О Господи, если бы вся она была о нас! Но вспомним слова Спасителя. У одного человека было два сына. Младший сказал: " Дай мне следующую мне часть имения " . Отец разделил им имение. Младший сын взял всё и ушёл в дальнюю страну. Это про нас. Это мы ушли в дальнюю страну от Отца Небесного. Младший сын расточил в дальней стране имение своё, живя блудно. Это про нас. Это мы расточили духовное богатство своё, живя блудною мирскою жизнью. И вот, когда настал голод в той стране, блудный сын пошёл к одному из жителей, тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был насытиться рожками, которые ели свиньи. Это про нас. Это мы, голодные духовно, готовы заполнить пустоту души своей " рожками " — низменными, животными страстями. А дальше — уже не про нас. Дальше уже про немногих " Придя же в себя, сказал… " Многие ли приходят в себя? Многие ли приносят покаяние? " Придя же в себя, сказал:…Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих " (Лк. 15, 17–19). Многие ли сознают грехи свои пред Отцом своим? Многие ли говорят так? " Встал и пошёл " блудный сын назад, в отчий дом. Кто же из нас поступает так? Кто " встаёт? " Кто возвращается в обитель жизни духовной? А тех, которые не только приносят словесное покаяние, но действительно возвращаются к Отцу, какая радость ждёт их! Отец побежал навстречу сыну своему. Обнял его и целовал. Велел принести лучшую одежду, велел перстень надеть на руку его и обуть ноги его. Велел принести откормленного тельца. И устроил пир. Ибо сын этот " был мёртв " и ожил, пропадал и нашёлся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Надо оставить землю мирскую. Надо вступить на корабль, который есть Святая Православная Церковь. Только на нём можно переплыть море тёмных стихий. На корабле сем горит огонь Духа Святого. А кормчий его — Христос. Куда же плывёт он? Откройте книгу Откровения Иоанна Богослова, и вы прочтёте, плывёт он туда, где сияет Божественный город — горний Иерусалим. " Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов… Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями… А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин… Улицы города — чистое золото, как прозрачное стекло… Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец… Ворота его не будут запираться днём; а ночи там не будет… И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни " (Откр. 21, 12, 19, 21–23, 25, 27). Вот куда плывёт этот корабль. Да сподобит Господь и нас грешных пребывать на нём, дабы нам достигнуть сего горнего Иерусалима. Аминь.     14 июня 1925 г. Икона " Взыскание погибших " В Спасо–Наливкинской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Нельзя служить двум господам. Нельзя служить Богу и маммоне. Нельзя идти путём гибели и спасения в одно время. Перед каждою человеческою душою открываются эти два пути: путь гибели и путь спасения. Каждому человеку надлежит решить, куда идти. Путь спасения — узкий и скорбный путь. Он исполнен испытаний, соблазнов, искушений. На нём падают люди под тяжестью Креста. Путь гибели широк и шумен. По нему идёт " весь мир " , гонящийся за призрачным счастьем. Но в конце первого пути — спасение. Вечная жизнь. Победа над смертью. Новая земля и новое небо. А в конце второго — открытая яма. Безнадёжная темнота. Могила. Тление и смерть. Если бы на пути спасения мы были бы предоставлены собственным силам — не спаслась бы ни одна человеческая душа. Стихия погибающего мира унесла бы с собою, каждого из нас. Ибо связаны мы с погибающей мирской жизнью нашими страстями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Начало: О призыве Христа, созидании храмов, земле и Небе Священник Георгий Калчу (George Calciu Dumitreasa; 1925–2006) – знаменитый румынский православный проповедник и обличитель атеистического режима, за что неоднократно подвергался арестам, преследованиям, запретам от властей общаться с верующими. Он написал несколько книг и множество статей, произнес бесчисленное количество лекций и проповедей. Особое внимание отец Георгий уделял молодежи и ее наставлению на путь истинный – ко Христу. В данную публикацию вошел перевод 4-го и 5-го «Слов к молодежи» отца Георгия. Слово к молодежи 4-е, о вере и дружбе: «Не бойся признать, что наш народ – христианский и православный от самых своих истоков» Вот, юный мой друг, мы прошли половину пути, который мы начали вместе с тобой со среды Сырной Седмицы. Тогда прозвучал первый призыв, который ты принял с жаждой познания истины, и душа твоя, стремящаяся к совершенству, последовала ему. Тогда я был одинок, но я знал, что голос мой не vox clamantis in deserto (глас вопиющего в пустыне), потому что это были слова Христа; я знал что слова, которые я говорил тебе: «Приготовьте путь Господу, прямыми сотворите пути Его к сердцу своему!» (Мф. 3, 1–3) – проникнут в душу твою. И я не ошибся: вот как много собралось нас здесь сегодня для свидетельства в сердцах наших, веры во Христа и любви друг к другу. Почему я назвал тебя другом своим, и отчего я отдал душу свою ради твоего сердца? Почему я поверил, что смогу вовлечь тебя в свои подвиги веры, вплоть до того, что я готов положить жизнь свою за тебя? Потому что еще до того, как услышал ты слова мои, и до того как я увидел тебя, дух мой познал душу твою. Я знал беспокойство твое и терзание, скорбь и страдание. С самого начала я понял, что злоба твоя была щитом от мира, а дерзость твоя – защитой ран твоих. Потому что ты мой друг; нас связывает дружба, которую никто и ничто не может уничтожить, потому что свобода наша гарантирована Христом, и Воскресший есть основание любви нашей, Который сказал нам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15).

http://pravoslavie.ru/116035.html

Но именно митрополит Макарий этим методом не владел совершенно. Поэтому его богословие, как, впрочем, и все специальные руководства того времени, — мертвая схоластика, сухой перечень догматов церкви. Толстой почувствовал это самое слабое место официального богословия и непрестанно наносит по этому месту удары. И все-таки… и все-таки даже догматическое богословие Макария, подвергавшееся резкой критике архиепископа Никанора уже тогда, несравненно выше поверхностной критики Толстого. Л.Н. Толстой прежде всего ополчается против самого понятия догмата. Особенно возмущает его формула: «Под именем христианских догматов разумеются откровенные истины, преподанные людям церковью». (Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, Москва, 1957 г., т. 23, стр. 64). (Далее везде, где это не оговорено специально, цитируется это издание). Толстой видит противоречие в том, что в то же время по словам митрополита, «с тех пор, как люди начали усвоять себе догматы, преподанные в откровении, и низводить их в круг своих понятий, эти истины неизбежно стали разнообразиться…» (стр. 64). «Очевидно, — говорит Толстой, — под словом «догмат» разумеются два взаимно исключающих понятия» (стр. 65). Детское возражение! Догматы есть благооткровенные истины, но истины, какие бы то ни было, не падают с неба. Их надо искать, их надо добиваться. Этот процесс искания истины раскрывает еще Соломон: «Сын мой, если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению, если будешь призывать знание и взывать к разуму, если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его знание и разум» (Притчи, 2, 1–6). Бог открывается только ищущим — и искать богооткровенную истину надо так, как ищут серебра. И Христос призывает к исканию истины: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его…» — говорит Он. ( Мф. 6:33 ). «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» ( Мф. 11:12 ). Еще более колоритно звучит этот текст по-славянски: «От дней же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е».

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Но прошло несколько времени, и опять эта взаимная ненависть скрылась под влюбленностью, т. е. чувственностью, и я еще утешался мыслью, что эти две ссоры были ошибки, которые можно исправить…» (стр. 33). Дальше еще резче: «Я смотрел иногда, как она наливала чай, махала ногой или подносила ложку ко рту, шлюпала, втягивала в себя жидкость, и ненавидел ее именно за это, как за самый дурной поступок. Я не замечал тогда, что периоды злобы возникали во мне совершенно правильно и равномерно, соответственно периодам того, что мы называем любовью. Период любви — период злобы; энергический период любви — длинный период злобы, более слабое проявление любви—короткий период злобы. Тогда мы не понимали, что эти любовь и злоба были то же самое животное чувство, только с разных сторон» (стр. 44–45). Такой бесстрашной правды еще никто никогда не говорил. А действительно ли никто? «И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей, ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-либо сделать с ней… Но он не хотел слушать слов ее и преодолел ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшей ненавистью, так что ненависть, какой он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. И Фамарь сказала ему: нет, прогнать меня — это зло больше первого, которое ты сделал надо мной. Но он не хотел слушать ее. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту вот от меня вон и запри дверь за ней». (Вторая Книга Царств, 13, 1–2; 14–17). И после этого еще кто-то хочет равняться с Толстым. Библия — вот куда надо обращаться, чтоб найти нечто равное по силе Толстому. Одна из самых потрясающих страниц мировой литературы — это ночь в вагоне, которую проводит Позднышев перед убийством. Никто так не передал состояние одержимости, беснования. Тут что-нибудь цитировать или анализировать бессмысленно; можно понять Софью Андреевну, которая была оскорблена повестью: Толстой достиг здесь такого полного перевоплощения, что порой кажется, что это он сам Позднышев, убивший свою жену. И наконец, убийство. Я перечитывал эту повесть в Лефортове. Вместе со мной сидел Виктор — воришка с тремя судимостями; в конце концов он решил заняться продажей иностранцам золота и попал в тюрьму КГБ. Перечитав «Крейцерову сонату», я дал читать ее Вите. Он прочел ее взахлеб. И потом никак, ни за что не хотел мне поверить, что Толстой не убивал своей жены. «Не может быть», — отвечал он мне на все мои уверения, что Софья Андреевна пережила своего мужа ровно на десять лет.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Но эта строго научная осторожность серьезных исследователей несвойственна, однако, всем толкователям текста и библеистам. Все, конечно, исходят из представлений о " триклинии " , т.е. системы трех столов, расставленных " покоем " или в виде подковы. Вот например, схема abbe E. Le Camus   АндрейИоаннИисус     876   Петр9 5Иуда Филипп104Симон Зилот Варфоломей113Фаддей Фома122Иаков Алфеев Матфей131Иаков Зевдеев Иными словами, Спаситель возлежит первым на главном ложе; Петр — первым на втором ложе; Иаков Зеведеев — первым на третьем (младшем) ложе. Иоанн — на персях Господа. Иуда ближе всех к Спасителю на случай каких-либо распоряжений насчет " ковчежца " . Этой же схемы в общем придерживается и E. Bapst В своей схеме Edersheim уточняет только места четырех лиц: Господа, Иоанна, Петра и Иуды, — что, как мы и указывали, более исторично и бесспорно, но сажает он их иначе, чем Камюс, а именно:           876    9 5   104  Иуда113  Иисус122  Иоанн131Петр Πο Sepp " y порядок был бы таким: Иисус Петр Иоанн АндрейИаков Зевдеев ФилиппИаков Алфеев ВарфоломейСимон Зилот ФомаИуда Алфеев МатфейПредатель Тут не ясно, как Спаситель мог бы легко передать кусок Своему предателю. И. Карабинов. «Евхаристическая молитва. (Анафора)». СПб, 1908. стр. 8. Евреи были знакомы с употреблением вилок, но в этот день брали куски руками и омокали в подливку. Lagrange, op. cit., p. 500. Goltz. «Tischgebete & Abendsmahlgebete». Leipzig, 1905. S. 7. Карабинов, op. cit., 8. Ibid, p. 10. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою. Ibid, p. 13. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Frere «The Anaphora», p. 6. F. Prat. «Les places d " honneur chez les juifs contemporains du Christ» in: «Recherches des sciences religieuses». Paris, t. 15 (1925), p. 515.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010