Туркменабад (Чарджоу). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь 6-го Туркестанского стрелкового полка Карта и ближайшие объекты Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г.было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Первоначально в Чарджуе (с 1927 г. - Чарджоу,в 1999 г. переименованном в Туркменабад) в 1899 г. при Управлении Чарджуйского воинского начальника была выстроена небольшая деревянная Никольская церковь. В 1911 г., ввиду того, что этот храм пришёл в ветхость, Военным министерством было выделено 37000 рублей на построение новой одноимённой каменной церкви по ранее утверждённому образцу для 6-го Туркестанского стрелкового полка. При этом непосредственно из полковой казны на строительство было выделено ещё 8000 рублей. В 1912 г. церковь была построена и освящена. К ней была приписана небольшая часовня, находившаяся на местном кладбище. С 30 апреля 1911 г. священником этого полка являлся прот. Николай Георгиевич Высоцкий (сведения на 1913 г.). Церковь была закрыта в 1932 г. В конце 1930-х гг. были разобраны шатёр колокольни и глава, а в начале 1960-х - остатки колокольни. Впоследствии в ней располагался клуб воинской части 03345А. В марте 2000 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви и с августа 2001 г. в нём начались регулярные Богослужения. В настоящее время приход этого храма, в котором продолжаются реставрационные работы, окормляет настоятель Петропавловской церкви Туркменабада иерей Андрей Кирьяков.  РГИА. ф.806, оп.11, д.368, лл.1-18. Клировая ведомость церкви за 1913 г.; Цитовичъ Г.А. Храмы Apмiu и Флота. - Пятигорскъ, 1913, с.461; а также информация с официального сайта Ташкентской епархии http://www.pravoslavie.uz/turkmeniya.htm#turk  Храм в честь святителя Николая Чудотворца был построен в 1899 г., строился как полковая офицерская церковь. После революции 1917 г. храм стал приходским и действовал до 1932 г.

http://sobory.ru/article/?object=13171

Эпоха императора Николая II. К 105-летию мученической кончины государя июля 2023 Император Николай II вступил на престол в 1894 году после преждевременной смерти отца, императора Александра III. Илья Репин. “Парадный портрет императора Николая II”. Колоссальное промышленное развитие Годы царствования государя стали периодом колоссального экономического роста. В среднем 2% в год составляли темпы роста сельскохозяйственного производства, а промышленности - 5%. Это были одни из наиболее высоких темпов экономического развития в мире. В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод: " Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 годы идти так же, как они шли с 1900 года по 1912 год, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении " . Бюджет страны вырос за эти годы с 1200 млн до 3,5 миллиардов. В начале ХХ века Россия занимала первое место в мире по добыче нефти и претендовала на звание глобальной энергетической державы. Доля Российской империи в мировой нефтедобыче составляла к 1916 году 30%. Добыча угля в Донбассе увеличилась с 4,8 млн тонн в 1894 году до 24 млн тонн в 1913-м. Началась добыча угля в Кузнецком угольном бассейне. В 1900 году Россия занимала уже восьмое место в рейтинге угледобывающих стран. Рост видов промышленной продукции в первое десятилетие ХХ века наблюдался по всем основным показателям. Выплавка чугуна увеличилась за двадцать лет правления императора Николая II почти вчетверо, выплавка меди - в пять раз. За 1885-1913 годы промышленная продукция выросла в среднем в пять раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира. При последнем русском императоре были созданы абсолютно новые отрасли: электротехника, радиотехника, приборостроение, авиастроение. Новые магистрали В быстроразвивающейся огромной Российской империи для развития экономики было необходимо строить дороги. И до 1917 года их строительство было более мощным, чем в последующие, уже советские годы. В Российской империи за период с 1880 по 1917 годы (за 37 лет) было построено свыше 58 тыс километров дорог. А при советской власти за аналогичный период - с 1918 по 1956 годы - 36 тысяч.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

6 июня 1907 года в Онуфриевской церкви города Анапы (Сухумская епархия) он обвенчался с учительницей тамошнего трехклассного училища Марией Александровной Лушниковой (1878–1976) – дочерью анапского 2-й гильдии купца 9 . Несколько лет посещал в качестве платного вольнослушателя Синодальное Училище Церковного пения 10 и 29 января 1913 года сдал экзамен на звание регента частного хора. В свидетельстве от 9 февраля того же года, выданном училищным Наблюдательным Советом, говорится, что он «выдержал испытания по всем установленным программой... теоретическим и вспомогательным предметам: теории музыки, сольфеджио, игре на фортепиано и скрипке, чтению партитуры, церковному пению, управлению хором, методике начального обучения пению, знанию церковного устава, истории церковного пения в России – с общей оценкой по всем предметам – «хорошо». В обзоре московских церковных хоров за 1913–1914 годы 11 среди второстепенных коллективов упомянут, видимо, и его хор, но как «хор Шмелева (? – С.Г.) в храме [Великомученика] Никиты за Москва-рекой» 12 , который «по своему характеру приближался к хору Иванищева (что в Сергиевской церкви на Дмитровке), но во многом и уступал ему из-за недостаточности средств». Позднее Яков Александрович управлял хором в Троицкой церкви на Грязях у Покровских ворот и в Казанской церкви у Калужских ворот (ныне здесь, на Октябрьской площади, недавно выстроена часовня). В период массового закрытия церквей Яков Александрович, вероятнее всего, потерял работу и вынужден был искать место школьного учителя пения. Для этого требовался документ о светском образовании. В 1920 году Я.А.Чмелев окончил музыкально-инструкторские курсы при «Худож. П(едагогическом?)/отд(еле?) МОНО» 13 . Кроме того, он вступил в Ленинградское Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз), где мог получать хоть какое-то вспомоществование и как композитор. 30 марта 1925 года Я.А.Чмелев подал соответствующее заявление, в котором указан его тогдашний адрес: Москва, Щипок, 12 (то есть школа N 35), перечислив при этом только свои духовные произведения 14 (возможно, других у него в то время еще не было):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

VI. «Венок на могилу Батюшки» Митрополит Трифон (Туркестанов). Слово на отпевании старца Варсонофия 6 апреля 1913 г. Помню я, дорогой брат, Батюшка, как я вошел в твою убогую келлию в Скиту. Вся обстановка ее состояла из деревянного стола, деревянного ложа без всякой подстилки; иконы и книги составляли единственное ее украшение. Помню, как смиренно склонялся предо мною на колени этот почтенный, седовласый послушник, принимая мое благословение, – я тогда был иеромонахом. Помню, с какой радостью говорил ты о Ските: «Мне здесь так нравится, так здесь хорошо и одного бы я желал, чтобы никогда отсюда никуда меня не переводили...» Прошли годы, и вот тебя посылают на японскую войну священником при отряде Красного Креста. Проездом через Москву ты был у меня в Богоявленском монастыре и просил благословить тебя иконой св. великомученика Пантелеймона. И снова склонил ты предо мной свою седую голову, принимая благословение. Ты жалел, что уезжаешь из Скита, но покорно подчинился воле Божией. «Что же, в Скиту нам приходится бороться с врагами во сто крат коварнее, хитрее и злее всяких японцев», – говорил ты, разумевая врагов нашего спасения. Прошли годы войны и последовавших за нею событий 1905–1906 годов. Измученный тем, что пришлось пережить за это время, я уехал в Оптину на отдых – и здесь снова встретился с тобою. Сколько чудных вечеров провели мы в беседах! Какие ценные наставления ты мне делал, какие возвышенные речи вел! Драгоценна была для меня твоя дружба, дорогой брат, Батюшка! И еще прошло время, проведенное тобою в неусыпных трудах на благо порученных Богом тебе душ – и вот в конце твоей жизни пережил ты последнее испытание. Бог испытывал тебя, как некогда Авраама, и как от него Он потребовал принесения в жертву Себе единственного сына его, так и у тебя угодно было Богу взять любимейшее твое чадо, твой чудный благоуханный Скит, который ты так благолепно украсил. И поднялось против тебя целое море коварства, низкой злобы, клеветы и лжи – ты все терпеливо вынес, безропотно отдавая себя в волю Божию, – и в конце всего оторвали тебя от возлюбленного тобою Скита, перевели в новое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Алексий, архиепископ Сарапульский и Елабужский [Кузнецов] Николай Николаевич – богослов, церковный деятель. Родился в семье священника Санкт-Петербургской епархии. Учился в Александровском лицее, в Александро-Невском духовном училище и в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впоследствии в магистерскую диссертацию. В 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии; в 1903 г. – преподавателем русского языка Устюжского духовного училища; в 1904 г. – помощником смотрителя Белозерского духовного училища. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской духовной семинарии; в июле 1906 г. – преподавателем гомилетики Ярославской духовной семинарии. Участвовал в политической полемике с деятелями Союза русского народа в местной ярославской прессе, за что в 1907 г. определением Святейшего Синода был освобожден от духовно-учебной службы как «оказывающий крайне вредное влияние в политическом отношении». Недолго служил в Урмийской миссии (Иран). В 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии; с июля 1911 г. – смотрителем Лысковского духовного училища В 1913 – 1914 гг. исполнял обязанности смотрителя Коломенского духовного училища; в 1916 г. назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, в том же году возвращен настоятелем коломенского Богоявленского монастыря. В 1913 г. представил в Санкт-Петербургскую духовную академию на соискание степени магистра богословия сочинение «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование», удостоенное искомой степени по отзывам профессоров А А. Бронзова и Н. И. Сагарды. В декабре 1916 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. – епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии, епископ Слободской, викарий Вятской епархии и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. С 1919 г. – епископ Сарапульский и Елабужский. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. В феврале 1932 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. С ноября 1933 г. занимал Пензенскую кафедру, а с марта 1934 г. – Тобольскую. В 1935 г. назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 ноября 1938 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Анна Войно-Ясенецкая со своими детьми и с игуменией переславского Феодоровского монастыря Евгенией (Георгиевской), 1913 год. ЖМП 5 май 2020 /  17 июня 2020 г. 17:00 Святитель Лука Крымский: снова в Переславле-Залесском КАКИМ БУДЕТ МУЗЕЙ СВЯТОГО ВРАЧА В ЯРОСЛАВСКОЙ МИТРОПОЛИИ Имя святителя Луки Крымского тесным образом связано с памятью о Великой Отечественной войне. Мемориальный проект, связанный с именем этого святого, в этом году запускается в Переславле-Залесском. В здании бывшей земской больницы епархиальные структуры и организации создают Центр во имя святителя Луки с широкими социально-реабилитационными и просветительскими функциями. О нем рассказывает директор будущего музейного комплекса Екатерина Каликинская. Переславль-Залесский — важнейший этап биографии святителя Луки. В нашем городе он жил и работал с ноября 1910 года по февраль 1917 года. Когда Валентина Феликсовича пригласили занять должность главного врача и хирурга в Переславской земской больнице, он считался подающим надежды молодым врачом. Он уже показал блестящие хирургические способности в госпиталях Красного Креста во время Русско-японской войны и в маленьких земских больницах Ардатова, Романовки и Фатежа. Однако во всех этих местах время его службы не превышало двух лет, а в Переславле-Залесском хирург Войно-Ясенецкий проработал более шести лет. В этот период он сделал несколько значительных открытий в анестезиологии и хирургии, блестяще защитил докторскую диссертацию в Москве, состоялся не только как врач и исследователь, но и как успешный администратор. Он отремонтировал лечебницу и построил несколько корпусов после пожара, улучшил организацию лечебного процесса и снабжения необходимыми медицинскими материалами. Здесь возник замысел его знаменитой книги «Очерки гнойной хирургии». По свидетельству правнучки святителя Татьяны Войно-Ясенецкой и его внучатых племянников Николая Сидоркина и Майи Прозоровской, память о Переславле сохранялась в семье с особой теплотой 1 . Это было последнее место счастливой семейной жизни супругов Войно-Ясенецких. Здесь в 1913 году родился их младший сын, названный в честь отца Валентином.

http://e-vestnik.ru/db/voyno-yasenetskiy...

Асбест. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь в поселке Куделька /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы на асбестовых приисках в посёлке Куделька (ныне город Асбест) была освящена 3 ноября 1915 года. Данный храм был построен на средства промышленников - владельцев асбестовых приисков меценатов Жирарда де Сукатона и Поклевского-Козелл, построивших чуть ранее там же, в частности, здание любительского театра с залом на 400 посадочных мест. По некоторым сведениям, во время освящения звонарь Дудников вместо молитвы " Достойно есть яко... " начал играть на колоколах Камаринского, за что был наказан двумя неделями ареста, а затем за мастерское исполнение награждён епископом тремя рублями. Церковь располагалась на берегу ныне осушенного Щучьего озера и была видна со всех сторон тогда ещё очень небольшого посёлка. В 1930 году храм был закрыт, в нём сначала располагался клуб, а затем - жилые помещения. Около 1962 года к месту расположения храма вплотную подступил карьер, и церковь была снесена. Сейчас место её расположения полностью отработано асбестовым карьером. В июне 1913 года был утвержден типовой проект деревянной походной церкви. По проекту, церковь восьмигранная, с колокольней, в здании три печки в железных кожухах с герметичными топками, вентиляторами и душниками; окна с двойными рамами, форточками, между рамами металлические решетки. Фундамент здания из камня с продухами из кирпича. Под полом кладовая, выложенная кирпичом. Верх здания закрыт железом... В сентябре 1913 года из Екатеринбургской духовной консистории пришло сообщение о безвозмездном отводе для постройки храма и дома для духовенства участка земли площадью 2160 кв. сажен из 399 квартала горнозаводской Монетной дачи с бесплатным отпуском 2164 сосновых бревен... Техническое наблюдение за постройкой храма принял на себя горный инспектор С.Ф. Длугоборский. 18 мая 1914 года Пресвященнейшим Митрофаном, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, был освящен престол строящейся церкви «в честь и память Успения Преблагословенной Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии».

http://sobory.ru/article/?object=48277

Бенту. Церковь Константина и Елены. Biserica Sfintii Imparati Constantin si Elena /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:Между 1826 и 1827. (реконструирована и расширена в 1977). Адрес: Румыния, жудец Бузэу, коммуна Гэлбинаши, с. Бенту (Bentu) Координаты: 45.069928, 26.974737 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основателем церкви в селе Бенту (Bentu), коммуна Гэлбинаши, жудец Бузэу, является Медельникер Сандулаке Мусцеляну, купивший в июле 1816 года поместье Тэбараска, на котором располагалась деревня. Купив поместье, проложив границы и собрав здесь остатки жителей, пострадавших от войн начала XIX века, Медельницер Сандулаке Мускеляну решил построить для села храм. Здание церкви толстостенное, в форме корабля и крупное для времени постройки. Храм сделан из тонкого кирпича с толстым известковым раствором между кирпичами, которые трудно разбить. Кирпич сделан рабочим-цыганом Сандулаке Мускеляну. Из сведений о дате постройки святыни можно констатировать, что церковь построена в 1826 году и освящена в 1827 году. Из семьи Медельничер Сэндулаке Мусцеляну не похоронен во дворе церкви, где находится кладбище, за исключением Аны С. Мускеляну, дочери Сэндулаке, которой поместье Бенту-Дудеаска дало ей приданое, когда она вышла замуж за Янку Самуркаша 1 февраля 1835 г. В 1913 г. вся церковь была расписана, выправив пристроенный к церковному зданию храм. Вместе с этим скрывалось и имя первого живописца, поэтому оно неизвестно. Апостолов Петра и Павла в притворе нарисовали, снаружи сделали ремонт. На момент постройки церковь была покрыта гонтом, а на время ремонта, в 1913 году, покрыта жестью. Расходы взяли на себя жители села. Священник Г. Танасеску из села Гэлбинаш, на попечении которого находилось село Бенту, вместе с жителями: Алексом Ионеску - учителем, Илие М. Андрееску - отцом священника Лупашку и Николаем Р. Негоица, приложили усилия для выполнить эту работу. Росписи храма выполнены художником Г.Д. Николеану, которому помогал его племянник Николае Шолеску.

http://sobory.ru/article/?object=59491

Валуйки. Собор Николая Чудотворца. Свято-Никольский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На территории Белгородской области освящена восстановленная жемчужина православной архитектуры – Валуйский Свято-Никольский собор Свято-Николаевский собор был заложен в 1906 г. к 300-летию дома Романовых как главный собор Валуйского Успенского монастыря. В 1935 г. в давно закрытом к тому времени монастыре разместили колонию для несовершеннолетних. А в Свято-Николаевском соборе - «производственные площади» (литейный цех). Реставрационные работы по восстановлению собора начались в октябре 2007 г. 4 сентября 2011 г., в воскресный день, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил торжественное освящение четырехпрестольного возрожденного из руин Свято-Никольского собора города Валуйки. Центральный придел освящен в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца; правый придел освящен в честь мученика Евгения; левый придел освящен в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского, а в нижнем храме находится придел во имя Всех святых в земле Российской просиявших. Успено-Никольский монастырь в городе Валуйки был основан в конце XVI века. Свято-Никольский собор был заложен в 1906 году как главный в Валуйском Успенском монастыре. Строительство храма продолжалось в течение семи лет, его двери распахнулись перед прихожанами 1 сентября 1913 г., к 300-летию дома Романовых. В 1926 г. монастырь был официально закрыт. А позже, в 1935 г., в нём разместили колонию для несовершеннолетних, а также в Свято-Никольском соборе – производственные площади (литейный цех). В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор в память трехсотлетия основания монастыря и царствующей династии Романовых, обретения иконы Николая Чудотворца. Открытие Собора состоялось в 1913 году, он был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова.  Величественный Собор был построен в псевдо-византийском стиле из кирпича монастырского завода. В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки. «Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи.

http://sobory.ru/article/?object=15810

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1604. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, 1А; Координаты: 58.862343, 60.808544 Проезд: От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом 84М Москва — Серов, 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Поворот на Верхотурье направо на 276 км трассы Екатеринбур ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом 84М Москва — Серов, 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Поворот на Верхотурье направо на 276 км трассы Екатеринбург–Серов (установлен архитектурный указатель). До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск. По прибытии в Верхотурье остановиться можно в монастырской гостинице или в гостинице, которая находится в центре города. Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря, каменный, трехпрестольный. Заложен 12 сентября 1905 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге больше по размерам. Он одновременно вмещает 14 тысяч молящихся, а Верхотурский, равно как храм Христа Спасителя в Москве - по 10 тысяч. Интересна история его создания. Строился он восемь лет и был освящен в 1913 году в честь празднования 300-летия дома Романовых. Любопытно, что для разрешения строительства, утверждения проекта и сметы отец Ксенофонт, тогда еще казначей монастыря, лично ездил к царю Николаю II. Ждали Николая II на торжество с семьей, но они не смогли приехать. Была здесь сестра императора Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. Построен в русско-византийском стиле. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 11 сентября 1913 г. Левый придел во имя прав. Симеона Верхотурского, освящен 27 мая 1914 г. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 г.

http://sobory.ru/article/?object=00346

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010