Закрыть itemscope itemtype="" > Месть врага рода человеческого Части 10-11. Торжества в Костроме и Москве. Попытка покушения в Ялте (1913 год) 20.06.2013 863 Время на чтение 33 минут 1-2. Обвинение в хлыстовстве. Заблуждение архиепископа Феофана 3-4. Вел. князь Николай Николаевич и сестры-черногорки. Фрейлина С. И. Тютчева и няня М. И. Вишнякова 5. Епископ Гермоген и иеромонах Илиодор 6-7. Новоселов М.А. Гучков А.И. Гектографические копии. Попытки Государя положить конец разнузданности прессы. Репортер Дувидзон 8. В. Н. Коковцов (год 1912) 9. М. В. Родзянко (годы 1912 -1913) 10. Торжества в Костроме и Москве. Попытка покушения в Ялте (1913 год). Празднование 300-летия царствования Дома Романовых было продолжено торжествами в Костроме. 19 мая 1913 г. Г. Е. Распутин-Новый присутствовал в Успенском соборе на праздничном богослужении в присутствии Царя и Царицы. Григорий Ефимович был приглашен также на торжественную закладку памятника 300-летию царствования Романовых, а также на молебен перед закладкой. Но злобный дух, овладевший Родзянко, казалось, преследовал старца Григория повсюду, стремясь омрачить ему радостные впечатления от всенародного праздника. Согласно показаний допроса секретаря Св. Синода В. Яцкевича (Ч.С.К., 1917 г.): «Во время костромских торжеств Распутин шел вслед за Царской Семьей, причем меня удивило и возмутило то обстоятельство, что Распутин был допущен в собор, где была лишь Царская Семья и обер-прокурор Саблер!» 162 Что же удивило, и что возмутило г-на Яцкевича? Может быть то, что не он, Яцкевич, допущен в алтарь, а Григорий Распутин? Но его ли это дело даже не просто обсуждать решения, симпатии и желания Царя и Царицы, а откровенно возмущаться волей Государевой? Вот пример психологического настроя придворной толпы. 24 мая 1913 г. торжественные мероприятия переместились в Москву. Но и в Москве злобная молва в адрес старца Григория не унималась. Об этом свидетельствует дневниковая запись Вел. княгини Ксении Александровны за этот день: «Без четверти 4 все собрались на ж. д. встречать Ники и Аликс, все министры, свита, начальство, дамы и.т.д. И начался торжественный въезд: Ники с семейством верхом, мы в экипажах. Было красиво - масса народу и все, слава Богу, отлично прошло. У Спасских ворот все слезли с лошадей и пошли за крестным ходом в Архангельский собор. В соборе лития за гробницей Михаила Федоровича. Ники зажег лампадку. Распутин стоял у входа - все его видели, кроме меня! Распутин снова показывал себя там всем - такое недовольство и протест среди духовенства! Говорят, Маклаков готовит доклад Ники! Как это неудачно - конечно, если бы он был министр, он не осмелился бы демонстрировать себя». 163

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/21/...

Иларион (Троицкий) Иларион (Троицкий Василий Александрович [правка от руки: Владимир Алексеевич]) архп. Верейский, вик. Московской епархии. Родился в 1866 году в семье священника с. Липицы Серпуховского уезда Московской губернии. День Ангела 28 марта. В 1910 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1913 г. получил степень магистра богословия. 28 марта 1913 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевской Лавре, а через несколько дней рукоположен в иеромонаха и определён исполняющим должность доцента Московской духовной академии. Пострижение доставило иеромонаху Илариону великую духовную радость, о которой он писал впоследствии: «думаю, что не придётся ещё в жизни пережить такой радости». По его словам, эта радость, это ликование продолжалось у него два месяца, так что он порою думал, – не прелесть ли это? И только перемена, происшедшая в его судьбе 30 мая «надолго отогнала эту радость, но не изгнала совсем». В день, на который указывает архимандрит Иларион, 30 мая 1913 года, он был назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Странно думать, чтобы назначение, являвшееся естественным этапом на избранном им жизненном пути, могло «надолго отогнать радость». Скорее, кажется, можно предположить, что в этот же день он узнал о другом назначении, которое могло показаться ему очень неприятным. Летом 1913 года архимандрит Иларион (профессор Троицкий [правка от руки: то был проф. С.В. Троицкий ]), вместе с епископом Никоном Вологодским, был командирован на Афон Для догматического разрешения спора между монахами, часть которых неправильно судили об Иисусовой молитве (Имясловцы). 3 декабря 1913 года архимандрит Иларион утверждён в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета. Был доктором богословия, хотя дата получения степени неизвестна. Был членом Поместного Собора 1917–1918 гг., на котором выступал как сторонник патриаршества. 12 мая 1920 года был хиротонисан во епископа Верейского вик. Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г. 2 раза в месяц. Часто 2, 3 или 4 номера публиковались одним выпуском, в 1905-1906 гг. вышло по 21 номеру, в 1908 г.- 22, в 1919 - 20 номеров. С 1894 г. материалы о жизни новой Забайкальской епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» , к-рые распространялись по приходам епархии. Издание «З. е. в.» было разрешено в 1899 г. указом Святейшего Синода по ходатайству Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) . Журнал редактировали свящ. Михаил Колобов (1900-1901), В. М. Сибирский (1901-1904), М. А. Злобин (1905-1906), свящ. Сергий Старков (впосл. еп. Арзамасский Софроний ) (1907-1908), прот. Епифаний Кузнецов (см.: Ефрем , сщмч., еп. Селенгинский) (1908, 1913), Н. А. Соколов (1908-1909), Н. П. Стуков (1909-1913, с перерывами), свящ. Иннокентий Иванов (1910-1911, 1913). С 19 за 1913 до кон. 1917 г. свящ. И. Иванов был редактором офиц. отдела; за неофиц. часть с 19 за 1913 по 7 за 1917 г. отвечал архим. (с дек. 1916 епископ) Ефрем (Кузнецов), далее до кон. 1917 г. отделом руководил редакционный совет в составе священников С. Старкова, Феодора Титова и И. Иванова. Этот же совет редактировал офиц. и неофиц. отделы в 1918-1919 гг. С 8 за 1917 по 1919 г. издателем журнала было Забайкальское епархиальное церковное братство святителей Кирилла и Мефодия. В офиц. отделе печатались общецерковные постановления и гос. документы, имеющие отношение к Церкви, а также епархиальная документация: предложения правящего архиерея на имя консистории; журналы епархиальных съездов и правлений учебных заведений; списки священников, назначенных к произнесению проповедей в храмах епархии; списки награжденных и получивших благодарности; списки служащих в консистории, миссии, учебных заведениях (напр., «Краткие биографические сведения о начальствующих и учащих в Читинском ДУ» (1901. 1)), учеников ДУ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, воспитанников Иркутской ДС, жертвователей и благотворителей, членов Палестинского Православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/182395.html

Петрозаводск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме (новая). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты 1 мая 1913. Св. Синод нашел нужным, согласно просьбе Владыки Никанора, заново перестроить Архиерейский дом, отпустив на это потребную сумму. С ранней весны сего 1913 года приступлено к работам. Причем Владыка одновременно устраивает на усадьбе Архиерейского дома еще и деревянный дом, в котором со свитой и имеет помещаться, пока не устроится главный каменный двухэтажный Архиерейский дом. Было разрешено перестроить существующий дом, первый этаж которого был кирпичный, а второй деревянный. Дом стоял возле Древлянской, прямо у дороги. По-видимому, поэтому Владыка решил перенести дом вглубь своего обширного квартала, отодвинув на 15 саженей от проезжей части. Архиерейский квартал ограничен нынешними улицами Гоголя, Анохина, Горького, Антикайнена. Новый дом решено было возводить с максимальным использованием строительных материалов старого. Вообще это было принято раньше: даже бутовый камень фундаментов извлекали из земли, чтобы сэкономить на строительстве. 21 мая 1913. Обширный двор архиерейской усадьбы неузнаваем: налево от ворот – груды леса, камни фундамента и печи; направо и вдоль забора – сплошной ряд сложенного камня, клетки кирпича; в восточной части двора дымится под орудиями рабочих наполовину разобранное полукаменное здание архиерейского дома; в глубине усадьбы – золотистые бревна нового сруба, который станет на северо-западном углу усадьбы; посреди двора – глубокие рвы, отчасти заполненные бутом, – это начало кладки фундамента нового каменного архиерейского дома. Среди хаоса ветхостей началась уже созидательная работа. Над рвами колеблются узкие, в 2-3 доски мосточки. На этой сетке мостков колышется лично надзирающий за работами задумчивый Преосвященный Владыка Никанор… Июля 1-го 1913. Для главного каменного Архиерейского дома выложен фундамент из булыжного камня, цоколя из гранита (по лицу)… Июля 7-го 1913. Преосвященный Владыка Никанор совершил закладку нового Архиерейского дома с церковью.

http://sobory.ru/article/?object=41380

М. В. Шкаровский. Подавление имяславской смуты на Афоне в 1913 г.     К весне 1913 г. «афонская смута» – спор о сущности имени Божия, переросший в массовое религиозное движение, – охватила широкие слои русских монахов на Святой горе и достигла пика своего развития. Однако вскоре произошел ее разгром с помощью военной силы. В середине мая 1913 г. состоялось заседание Российского Святейшего Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского), на котором были заслушаны три независимо подготовленных доклада: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Никона (Рождественского) и известного канониста, преподавателя Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища магистра богословия С. В. Троицкого. Все доклады признавали учение имябожников неправославным. На основании этих докладов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) написал «Послание Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода всечестным братиям, в иночестве подвизающимся, с подробным опровержением учения имябожников», где обвинил имяславцев в магизме . Кроме того, имяславцы обвинялись в пантеизме: «Новые учители смешивают энергию Божию с ее плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божий, и всякое слово Божие, и даже церковные молитвословия, т. е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге... Но ведь это уже обоготворение твари, пантеизм, считающий все существующее за Бога». В заключительной части послания говорилось о том, что Святейший Синод присоединяется к решению Патриарха и Синода Константинопольской Церкви, осудивших новое учение «как богохульное и еретическое» . По итогам заседания Синода единогласно было принято постановление, осуждавшее учение имяславцев, и 18 мая опубликовано составленное архиепископом Сергием послание. Однако имяславцы отказались принять это послание, как ранее постановления афонского Кинота и Константинопольского патриарха. Одновременно с публикацией послания Святейший Синод приступил к разработке практических мер по искоренению имяславия. Определением от 16–17 мая он предписал архиепископу Никону в сопровождении магистра богословия С. В. Троицкого отправиться на Афон для выясне ния расхождений между насельниками и преодоления смуты . При этом в Синоде считали, что причины бунта носят скорее социальный и политический, чем религиозный характер .

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

Почеп. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь сгорела в 1987 году. Сохранились остатки фундамента и ступеней, несколько сгнивших прицерковных построек, на месте алтаря установлен крест. Церковь несла следы нескольких строительных этапов. Главный объем - восьмерик на четверике с луковичной главкой на высоком глухом барабане, обшит тесом. Широкая трапезная с южным приделом (судя по сохранившимся документам, освящен в честь Николая Чудотворца) перекрыта двускатной кровлей, над южным скатом малая луковичная главка. С запада через входной прируб примыкает трехъярусная колокольня, восьмерик на четверике. Верхние ярусы восьмигранные, равной ширины, обшиты тесом, между ними карниз, завершена колоколообразным сводом и малой главкой со шпилем. Нижний ярус - четверик, рубленый в лапу. В целом церковь повторяет формы каменной сельской торопецкой архитектуры XVIII века. Погост Почеп, от Пскова 325 верст. Входил в Торопецкий уезд Псковской губернии. Церковь Рождества Христова, деревянная, двухпрестольная, построена в 1868 году. Прихожан в 1876 году - 123 двора (407 мужчин, 435 женщин), в 1879 году - 462 мужчины, 492 женщины. В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Д. Кустов. В разные годы служили: Свящ. Иаков Симеонович Суворов - зшт 1870. Свящ. Александр Алексиевич Алмазов. Свящ. Иоанн Крылов 1896 - † 10.05.1902. Свящ. Михаил Успенский 20.06.1902 - 20.04.1904. Свящ. Александр Преображенский 25.05.1904 - 29.09.1907. Свящ. Михаил Введенский 29.10.1907 - 16.05.1911. Свящ. Никандр Симеонович Гривский 06.02.1912 - 1913. В 1913 году служили: Священник Гривский Никандр Семенович, псаломщик (вакансия), церковный староста Антониев Петр Антониевич. Церковь сгорела в 1987 году. По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879. Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881. Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.

http://sobory.ru/article/?object=21420

прот. Константин Борщ Часть I. Документы и материалы по вопросам имяславия (1913–1916 гг.) Глава 1. Свидетельство пострадавшего о. Герасима (Тишевского) об избиении афонских исповедников в 1913 году По слабости моего здоровья не стану объяснять много, надеюсь, что из наших изгнанников найдутся, которые выяснят все подробности, я же хочу сказать об ужасном событии, насколько мне Господь поможет, подобного которому с монахами ещё не бывало в истории. Июня 5-го, 1913 года, пришёл из Константинополя на Афон Посольский военный пароход «Донец», и остановился у бочки возле монастыря Великомученика и Целителя Пантелеимона; на нём прибыла комиссия: член святейшего Синода архиеп. Никон и с ним профессор Троицкий, и Константинопольские чиновники Русские, Консул Шебунин, посольский секретарь Серафимов и секретарь Солунского Консула Щербина; они немедля выехали на берег и проследовали в монастырь, им была сделана обычная встреча, потом вскорости возвратились на пароход. На другой день архиеп. Никон пригласил к себе на пароход для беседы имяславцев, не более 4-х человек, а их поехало 8 человек, во главе был о. Ириней. Когда они подошли к архиеп. Никону, сделали ему земной поклон и подошли под благословение, то он сказал: вас нельзя благословлять, и не преподал им пастырское своё благословение, (это называется попросту: «обухом в лоб»), поэтому они потеряли к нему своё доверие, уважение, расположение, беседа у них шла уже, так сказать, неправильная, с первого дня оказалось, что это судьи одной стороны. Когда узнали имяславцы, что архиеп. Никон не благословил наших представителей на пароходе, то при встрече с ним стали его избегать и не подходить к нему под благословение. Архип. Никон в своём докладе Св. Синоду пишет: «Имяславцы, при встрече со мной не подходили ко мне под благословение»; однако он не сказал причину, почему не подходили: потому что он дал повод к этому, умолчал и не объяснил Св. Синоду. Потом стали приглашать монахов в гостиную для подписки под новым синодским постановлением от 18 мая 1913 г., даже с принуждением и угрозами, от чего мы отказались. После того они хотели было взять на пароход нашего уполномоченного от имяславцев о. Иринея и ещё несколько человек; тогда мы заявили: если вы хотите брать их, то берите нас всех. Потом они для большей энергии потребовали из Константинополя русских солдат 120 человек, там находившихся на броненосце, по случаю военного времени для охраны Посольства. Солдаты помещались в монастыре в рухальне; сделали из монастыря казарму, и занимали 18 постов по важным учреждениям, для большего значения, чтобы возложить на нас более ложь и клевету, на бедных и беззащитных монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

[Рец.]: Александро-Невская Лавра. 1713–1913 гг. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича Источник Библиографическая заметка Александро-Невская Лавра 1713–1913. С 277 портретами и снимками. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г.Рункевича . Санкт-Петербург, 1913. Как видно из 975–977 стр., автор настоящего фундаментального труда взялся за него почти невольно и случайно. Но, тем не менее, можно только благодарить тех, кто вынудил его приняться за историю Александро-Невской Лавры. Г. Рункевич более, чем кто, был приготовлен к ее составлению своей предшествующей учено-литературной деятельностью. С одной стороны, он специализировался на дела и отношениях Русской церкви за время царствования Петра Вел., когда получила начало и сама Лавра с ее своеобразным характером («История Русской церкви под управлением Св. Прав. Синода» и «Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Вел.»). С другой, – он проштудировал литературу истории Русской церкви за XIX ст., на которое падает деятельность целой половины священно-архимандритов Невской Лавры («Русская церковная история в XIX ст.»).С третьей стороны, г. Рункевичем еще до предложения написать историю Лавры был основательно изучен лаврский архив ,печатное описание которого, начатое по его мысли, ведется при его участии, а в последнее время даже под его редакцией. Наконец, автору хорошо знаком и синодальный архив, не менее важный в истории Лавры, чем ее собственный. Только это предварительное знакомство с источниками и, конечно, с печатной литературой предмета позволило г. Рункевичу менее, чем за два года, создать такой грандиозный памятник Александро-Невской Лавры, который достойно увенчивает двухсотлетний юбилей ее. Самая деятельность Лавры и ее историческое значение кратко, но исчерпывающе выражены в Высочайшем рескрипте, полученным ею в день юбилея: «Молитвенное стояние пред Богом при ежедневном богослужении в монастырских храмах», «устроение церковной жизни в новооснованном царствующем граде Санкт-Петербург» и во флоте, учреждение духовных школ, из которых выросла Петербургская духовная академия, проповедь и распространение духовно-нравственных изданий, благотворительность, упокоение многих доблестных сынов России под сению лаврских храмов, сооружение церковно-археологического музея, архива и библиотеки…

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Скачать epub pdf Сентябрь Феодор (Поздеевский), еп. Задача духовной школы (Речь перед началом учения в Московской Духовной Академии на молебне у раки преподобного Сергия)//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 1–5 (1-я пагин.) —1— Ежегодно, братия, по установившемуся доброму и святому обычаю берём мы благословение на начало наших трудов у Преподобного Сергия, а ныне и исходим на дело своё от раки Преподобного. Да благословит же Он благословением небесным нашу обновлённую семью, подавая новым членам её уразуметь величие и святость той цели, которую они должны осуществлять через пребывание в Академии, а прежним членам её, надеюсь, уже уразумевшим эту цель, силы и бодрость к её осуществлению. Не думайте, братия, что эта связь нашей духовной школы с этой пустыней, нас, людей науки, с Преподобным, коему открыта небесная мудрость о Христе Иисусе, только внешняя и отношение наше к Нему есть отношение только религиозного приличия. Я думаю не только по идее своей и по той задаче, какую предполагается должна осуществлять православная дух. Академия, но и по живым уже фактам её истории и быта она внутренне и интимно связана и с этой пустыней, и с этой святой гробницей. Я думаю, при этой гробнице и от неё зачиналось множество жизней, рождалось духовно множество людей и силой этой гробницы зачиналось и совершалось множество великих и славных дел. Я думаю, если бы возможно было какому-нибудь живому свидетелю слышать и воспринимать у этой гробницы всё то, что здесь совершалось за эти многие годы, удалось бы подслушать те настроения, с коими приходили и уходили отсюда люди, то открылся бы целый, как бы —2— могучий духовный поток великого и славного, что здесь зачиналось и рождалось, а потом раскрывалось в шири жизни. Здесь паки восставала погибшая человеческая личность, здесь паки обреталась живая вера, здесь успокаивалась смятенная совесть, здесь возрождалась нравственная природа, здесь почерпалось мужество всякого рода и нравственное, и мирское, гражданское и общественное; мы хорошо знаем факты нашей родной истории, которые сами говорят об этом всему миру. Думается, мы знаем и факты нашей маленькой жизни, которые тоже говорят о силе, действующей от этого гроба и в нас маловерных. Иначе зачем же сюда и ранним утром, и днём, и вечером идут и профессора, и студенты; неужели это только дело простой привычки или подражания? И я думаю, если бы попросить всех приходивших сюда за эти долгие годы духовной славы Преподобного ответить; „чесо приидосте в пустыню видети“?.. они бы все сказали: приходили видеть воочию торжество нашей веры и укрепить и веру свою, и любовь ко Христу, и всё это сделать святым началом своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Кантор Имитация триумфа. Как в Петербурге отмечали 300летие Дома Романовых Источник:  Вода Живая В 8:00 утра 21 февраля 1913 года двадцать один выстрел пушек Петропавловской крепости возвестил о начале празднования 300летия Дома Романовых. Согласно Высочайшему манифесту, надлежало " достойно ознаменовать нынешний торжественный день и увековечить его в памяти народной " . Тем же документом даровались " милости подданым " : была обнародована большая программа благотворительных акций, объявлялось о льготах малоимущим и амнистировании осужденных, снимались задолженности с мелких предпринимателей и землевладельцев. День был объявлен " неприсутственным для всей империи " – то есть выходным. " Осенить царствующего заслугами предшественников " В политической биографии Николая II фатальных неудач было куда больше, нежели успехов. Мрачной тенью, так и не рассеявшейся к 1913 году, витала память о Ходынской трагедии – тогда шок общества вызвала не только гибель сотен людей, но и индифферентность только что коронованного монарха, не посчитавшего нужным отказаться от продолжения торжеств в свою честь. Следующим серьезнейшим ударом по престижу власти стали поражение Российской империи в Русско-японской войне и кризис в армии. Кровавое воскресенье и вспыхнувшая вослед ему революция 1905 года, тлеющее пламя которой не могли затушить почти два года,  – все это, мягко говоря, не придавало самодержцу популярности. Именно потому " Комитету для устройства празднования 300летия царствующего Дома Романовых " и надлежало не только " обустроить " праздничные мероприятия " торжественно и всенародно " , но и закрепить с их помощью в сознании масс 1913 год как " вершину процветания империи и год великого юбилея " . Имел Комитет и другую, " встречную " , задачу: посредством организации " ликования народных масс " убедить Николая II в лояльности народа. Кроме того, торжества, проходившие в течение полугода от Петербурга до Костромы (где Великое посольство от Собора 1613 года просило на царство Михаила Романова) с участием императорской семьи, должны были " сплотить народные массы вокруг царя " .

http://religare.ru/2_100070.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010