Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Картина отсылает нас к эпизоду предательства Иисуса Христа: «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» ( Лк.22:47-49 ). Описание Перед зрителями разворачивается трагическая картина предательства одного из учеников Иисуса Христа. Мы видим одинокую фигуру, закутанную в шерстяной плащ как в кокон, освещенную мертвенным лунным светом. Перед ним по дороге стражники уводят Спасителя на муки. На большом отдалении от него едва различимые люди с факелами уводят Христа. За этой группой людей, которая вот-вот исчезнет из виду, спешат любимые ученики Христа – Пётр, Иоанн. Иуда не решается идти вслед за всеми, слишком тяжел груз предательства на его душе. Он стоит в нерешительности, осознавая весь ужас своего поступка, и уже не сможет простить и оправдать самого себя.Предатель молча взирает на уходящих людей, словно превратившийся в соляной столб. Он застыл, ничего не чувствуя, ничего не ощущая. Целью художника было показать отчаяние и опустошенность человека, совершившего преступление, но не раскаявшегося.я. В отличие от Апостола Петра, отрекшегося трижды от своего Учителя, но впоследствии принесшего ценные плоды покаяния, Иуда не сделал этого. Ссутулившаяся спина Иуды выражает его мучительную нерешительность, она оказывается более выразительной и говорящей, чем его лицо.«Лицо Иуды не важно и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели», – писал Ге, объясняя, что дело не в том, чтобы передать на картине выражение лица Иуды – оно ничего не даст для понимания его личности, а в том, чтобы поставить его лицом к лицу с преступлением, которое он совершил. История Картина написана художником в 1891 году и входтит в состав так называемого «Страстного цикла»: «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890), «Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892), «Христос и разбойник» (1893, картина явилась подготовительной для написания другого полотна «Распятие»), «Голова распятого Христа» (1893, также явилась подготовкой для создания «Распятия») и наконец само «Распятие», созданное в нескольких вариантах.

http://azbyka.ru/art/sovest-iuda/

сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Мф.23:37 ). Христианское нравоучение не только не подавляет патриотизма, но очищает и возвышает его. 122 Твор. Златоуста. II, 651. Противоположное сорадованию чувство есть зависть; поэтому мы не считаем нужным говорить о несоответствии зависти правде. Это очевидно и бесспорно, что любовь не завидует. 128 Василий В. Слово о любви к бедным. Серг. Пос. 1892 г. Изд. Бог. В. Иначе учили языческие писатели; они приглашали не сострадать несчастному, а презирать его. «Можешь ли ты пасть так глубоко, вопрошает Квинтиллион, чтобы тебе не причиняли отвращение бедные?» (Ульгорн. «Христианская благотворительность в древней церкви». Изд. А. Лопухина . 1900 г. Спб. 135 Твор. Василия В. IV, 115. Здесь осуждается только пренебрежение обязанностью благотворения под предлогом собирания для детей; но умеренная заботливость родителей об обеспечении детей не предосудительна, ибо не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей ( 2Кор.12:14 ). Но как часто люди, в оправдание своего немилосердия ссылаются на детей, а своих прихотей ограничить не желают! 139 139 Твор. Златоуста И, 561. В прологе рассказывается, что один садовник, раздававший все нищим, вдруг вспомнил о чёрном дне и стал копить деньги на случай болезни и старости. Накопил, – и у него открылась язва на ноге. Без пользы пролечил все деньги. Врачи решили отнять ногу. Тут садовник вспомнил свою трудовую жизнь и раскаялся в своей скупости. Явился ему Ангел и спросил: «где же деньги, которые ты собирал». Больной заплакал и сказал: «согрешил я, Господи, прости меня, впредь не буду». Чудесно исцелившись, он с того времени грехом почитал копить деньги. 140 2 Κор. 9:7; Златоуст 13-я бес. на 2-еКор. Рус. пер.1851 г., стр. 189 и 1-я бес. на посл. к Филипписеям, стр.25. 150 Авва Дорофей . Слово о здании и согласии душ. добродетелей. Хр.Чт.35:43–45 (1829-й г.). Согласно с этими размышлениями св. учителя высказался перед смертью Марк Аврелий: «у меня осталось только то, что я отдал» (Hoc habeo, quodcumque dedi).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Столб облачный был мраком и тьмою для египтян, а для израильтян – освещающим светом. Отроки еврейские в Вавилоне, верные единому Богу, не поклонились золотому истукану на поле Деире и по повелению царя Навуходоносора были брошены в печь, но остались в ней не опаленными от огня и, славя Бога, ходили в печи, как в цветнике 62 . И среди львов остался невредимый пророк Божий Даниил, который (по словам тропаря в Неделю святых отец) «львов пастырь, яко овцам, являшеся». Но эти же львы тотчас растерзали брошенных к ним обвинителей пророка из числа идолопоклонников. Будем помнить, что Господь наш есть «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх.34:6 ). «Саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас» ( Иоил.2:25 ). Господи! «Твоей руки невозможно избежать, ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем» ( Прем.16:16 ). 37 «В себе мы носим черты Того, родом Которого должны похваляться; будучи малым миром, мы в то же время представляем собою наместников Бога на земле, чтобы себя и мир представлять Богу и быть живою связью между миром и Богом» (Лютард X. Апология христианства. СПб., 1892. С. 94). 38 «Нравственность, по этимологическому своему значению, – определяет о. И. Янышев , – есть более или менее прочное внутреннее настроение человека, возбуждающее в нем самом известные приятные чувствования и выражающееся в известных действиях или поступках... Более или менее прочное настроение воли человека есть то дерево, о котором Спаситель говорил, что о нем другие могут узнать только по плодам его: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак по плодам их узнаете их» ( Мф.7:17–20 ). Внешние действия, в которых выражается это настроение, и постоянство которых составляет нрав людей, суть плоды добрые или худые, свидетельствующие пред всеми о качестве самого настроения; а чувствования, приятные или неприятные, соединенные с сознанием как настроения собственной воли, так и его выражения в жизни, этот внутренний критерий или признак того, нравственно или безнравственно, хорошо или худо это настроение можно разуметь под тем светильником или оком души, о котором Спаситель говорил, что «если этот светильник погаснет в человеке, или если око потеряет свою чистоту, или даже сам превратится в мрак, сделается тьмою, то какова же будет тьма в человеке?» (ср.: Мф.6:22–23 ). Янышев И. Л. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Так как Христос не только человек, но и Бог, то Он не нуждался в пище, потому что «был питаем Духом» 1890 , т.е., жизнь Его тела сохранялась непосредственно проникающими Его Божественными силами. И во время поста в пустыне Он не испытывал голода. Если Моисей и Илия в течение сорока дней постились и не чувствовали голода, то разве можно допустить, чтобы испытывал голод Христос? Поэтому и Евангелие говорит, что Он взалкал не во время сорокадневного поста, а после сорока дней. «Поэтому когда Господь взалкал, это было не действием отсутствия пищи, но Сила Его, не подвигнутая сорокадневным постом, предоставила человека Своего его собственной природе для того, чтобы диавол был побежден не Богом, а плотью» 1891 . Точно так же и смерть Христа была возможна только как добровольный акт отдаления от тела Божества Слова и предоставления тела его природе. «Чтобы можно было понять, насколько смерть человека отличается от смерти Единородного, по правую и левую сторону Христа распинаются два разбойника, ибо Он предал дух добровольно, когда восхотел, а им были перебиты голени» ( Лук. 23:33 ) 1892 . «Восклицание Господа: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси?» – есть голос тела, свидетельствующий об отдалении отступающего от него Слова Божия...» «Оставляется, потому что был человек, которому надлежало быть пораженным смертью» 1893 . Вследствие добровольности смерти Христос не испытывал и боязни в виду приближающихся страданий. Если Господь сказал: «Прискорбна душа Моя до смерти» ( Мф. 26:38 ), то надо обратить внимание на то, что Он не сказал, что скорбит по причине смерти, а до смерти, обозначая не причину скорби, а ее продолжительность. Причиной Его скорби была не предстоящая смерть, а опасение за учеников, слабость которых Он предвидел, боязнь за то, как бы они при виде Его уничижения, оскорблений, страданий и смерти не соблазнились этим и, потеряв веру в Него как Бога, не совершили непростительного греха – хулы на Духа Святого, и боязнь Его простиралась до смерти, так как за смертью должно было последовать воскресение, после которого ученики не могли уже сомневаться в Его Божестве 1894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Такова благодать Святаго Духа в Церкви, в мире и в природе. Теперь нечто скажем о величии, благости, святости, премудрости и всемогуществе всей Святой Троицы. Бог во Святой Троице – Отец, Сын и Дух Святый – по единой благости Своим хотением и повелением сотворил в начале небо и землю и Своею всесильною державою содержит всю тварь; всеобъемлющею горстию руки Своей держит непоколебимо небо со всеми светилами и землю с сушею и водами. Святой пророк Исаия так говорит о величии и силе Божией; Все народы пред Ним – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него 361 . Создав весь мир из четырех стихий, Он ежегодно венчает круг годовой четырьмя временами – весной, летом, осенью и зимою – и произ­водит все благотворные перемены в воздухе. Он заключил в недрах земли бесчисленные богатства и разнообразие царств – расти­тельного и ископаемого и всяких жидких и твердых веществ, необходимых в общежитии человеческом; как Творец, Отец и Премудрый Хозяин и Строитель, Он не оставил в забвении ничего, что нужно было предвидеть, создать и дать людям и животным на пользу жизни, так что всякий ум изумляется премудрости, благости, попечению и предведению Творца и Попечителя нашего. Но особенно Триипостасный Творец и Бог наш прославился в создании человека и в промышлении о роде человеческом. Прежде сотворения человека был предвечный Совет в Троице, как возвес­тило нам Откровение Божие. Бог предвидел падение человека, которого имел создать по образу и по подобию Своему 362 , как предви­дел и падение многих ангелов, во главе с Денницей, и умыслил чудное средство ко спасению человеческого рода: это – чрезвы­чайное посольство на землю, по исполнении времен, Своего воз­люб­лен­ного Сына во плоти Господа нашего Иисуса Христа, которое и совершено в свое время и исполнено в совершенстве, и принесло и непрестанно приносит прекрасные плоды спасения человеков, так как неисчетное множество мучеников и всяких святых чрез искуп­ление Сына Божия уже наследовало обители рая, после борьбы и победы над грехом и бесовскими полчищами, и во все века, начиная с Рождества Христова и с Его славного жития на земле, страдания, смерти, воскресения и вознесения на небо и доселе спасаются многие Его чудною благодатию и – Духа Святаго; и наконец – все враги Божии и наши будут совершенно побеждены и погублены по непреложному слову Божию, и самая смерть будет уничтожена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси позаботиться о нас. Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел Хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить – кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее утверждай в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход! День-другой, и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!». Христианин в любой день должен быть готовым к исходу из места своего временного пребывания. Для этого он каждый день должен начинать с мысли о том, что еще ничего не сделано для спасения, и другого дня больше не будет. Господь, которому мы не только верим, но и во всем доверяем, дает каждому возможность приготовить себя верой, добрыми делами, исполнением евангельских заповедей, благодушным перенесением испытаний, тогда он может «встретить смерть без страха, мирно, непостыдно, не как грозный закон природы, но как отеческий зов бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, в страну вечности» (св. Иоанн Кронштадтский ). Что такое скромность? иеромонах Иов (Гумеров) Скромный человек сдержан в обнаружении своих достоинств и заслуг. Слово Божие называет скромность добродетелью: где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:16–17 ); По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил ( Рим. 12:3 ). Св. равноапостольный Николай (Касаткин) с 1892 г. издавал журнал «Скромность» («Уранисики»), который ежемесячно выходил при женском православном училище в Токио.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

То есть, в православном понимании, цель не оправдывает средства, а даже наоборот (1 Кор. 13, 2). Апогей христианской сотериологии, не знающей национально-этнических границ, — известный текст из Книги Откровения ап. Иоанна Богослова: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7, 9-10).   Рейтинг: 9.9 Голосов: 36 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу, в их праздники, или возжжетсвещу: да будет отлучен от общения церковного» (Апостольское правило 71-е); «Не должно праздновать с язычниками и приобщатися безбожию их» (Правило св. поместного собора Лаодикийского 39-е); «Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или еретиками» (Правило св. поместного собора Карфагенскаго 21-е(30-е)). Правила 1-е, 2-е, 3-е, 4-е св. поместного собора Анкирского. Св. Иоанн Златоуст так писал об ап. Павле: «И однако, имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов… О, отеческое сердце! Он называл богочтительными эллинов – идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в том. Подражать этому (поведению ап. Павла –О.С.) увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя» (Иоанн Златоуст,свт. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 764-765). блж. Феофилакта на Деян.17,22-23. Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. С. 25–26. Ориген, Комментарии на Послание к Римлянам. Иустин Мученик, св. Апология вторая. М.,1892. С.115. Высказывание, которое приписывается преподобному Герману Аляскинскому. скрыть способы оплаты Комментарии Елена 18 декабря 2018, 14:34

http://pravoslavie.ru/93066.html

Тот, который себя предварительно не готовил к исповеди, этим бы показал, что он в себе не имеет раскаяния за совершенные им грехи. Добровольным исповеданием своих грехов кающийся самого себя изобличает перед Богом, и свидетельствует этим, что ищет у Него помощи, чтобы все исповеданное Он простил, а в душе своей вызывает живое покаяние и в сердце – глубокое сокрушение, что так прогневал Бога. При такой подготовке кающийся обязан проверить свою совесть, и осудить себя в каждом грехе и преступлении, но при осуждении нельзя быть к себе снисходительным, нельзя оправдывать себя теми или иными обстоятельствами. Кто на исповеди не умеет самостоятельно говорить о своих грехах, тот, думается, о них и не помышлял перед этим, показывая, что он и не сожалеет о содеянном. Блудный сын в покаянии говорил: Отче! я согрешил против неба и пред тобою ( Лк.15:18 ), и этой всесердечной исповедью добился прощения. Но если кающийся видит, что кто-то ему навредил, то должен сразу же примириться с этим человеком, по слову Христа: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23 ). Если при подготовке к исповеди кающийся обнаружит некий непонятный грех или нечто неясное, то должен в этом искать совета и напутствия у духовника. Те дни, что кающийся готовится к исповеди, он должен проводить в строгом посте и молитве. Кающийся, придя на исповедь, должен прежде в церкви зажечь свечу. Горящая свеча выражает усердие того, который раскаивается и радостно надеется на свое оправдание перед Богом через исповедь («Объяснение Святых Таинств» Льва Марсельского. С.-Пб., 1892, с. 27). Великая радость появляется в сердце того, кто подготовленным приходит на исповедь, ибо он укреплен верой и хочет смыть с себя грязь греховную, чтобы получить помилование у Бога и присоединиться к праведникам, которые угодили Богу. Ежедневно совершаемые малые и обычные грехи нельзя рассматривать как незначительные и безвредные. Кто так думает – страшно ошибается! Такие малые грехи никто не смеет забывать, но должен их исповедовать. Ведь малые грехи, когда собираются вместе, образуют огромную гору, которая своей тяжестью может раздавить душу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Цель верная, правильная, благотворная! Дай Бог, чтобы она достигалась усердным, правильным и дружным обуче­нием наставников, и старанием, и успехами детей. России и Церкви нужны именно такие питомцы, потому что только воспитанные в вере и благочестии – самые надежные – и подданные Царя, и верные чада Церкви, и опора России. Земная мудрость и ученость нередко бывает лукава, горда, само­надеянна, превратна, ложна и идет против Творца, иногда не хочет знать Его, приписывая все существующее какой-то безличной при­чине и свою стихийную, только воображаемую, мудрость – только себе, уму человеческому; его превозносит, почти боготворит, кла­няется ему, как кумиру и идолу, а Божие Писание и Откровение отвергает, унижает, считает неправильным. Те мирские писатели, которые пишут только о мирском и не говорят ничего о Боге или говорят превратно о Боге, о Церкви, – пользуются у многих мнимо­ученых и неверующих наибольшим почетом. За что? За то, что они говорят нечто новое, неслыханное, ими самими придуманное, задорное, а мы скажем – вздорное, нелепое, несмысленное. О мудрецы земные, лишенные мудрости Божией! Давно Божие Слово произнесло о вас и вашей мудрости Свой праведный приговор: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 357 Исповедаюсь Тебе, Отче, – говорит Господь Иисус Христос, – Господи небесе и земли, яко утаил ecu сия от премудрых и разумных и открыл ecu та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою 358 . Итак, будем молить Господа, да научит Он всех нас возносящему смирению – и в жизни, и в вере, и в добродетели, и в науке: ибо смирение – основание и корень всякой благонамеренной науки. Мы, по словам апостола, неспособны сами по себе помыслить, что о Боге, как от себя, но способность наша от Бога. Аминь». По окончании богослужения радушный хозяин города Лопарев всех гостей пригласил к себе на трапезу. Немало было провозгла­шено тостов и произнесено речей, но особенною задушевностью отличалась речь губернатора Михаила Денисовича Демидова, который от избытка благодарного чувства горячо благодарил отца Иоанна за его посещение Олонецкой губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Что ты сделал со своим братом? Я тебе поручил его, – а ты вознерадел о нем; посредством тебя он должен был спасти душу свою, а ты погубил ее, Я от тебя его потребую, ты должен за него Мне ответствовать». Помышляя о сем, скажу словами св. Златоуста: «Обуздаем язык, перестанем быть жестокосердыми, прострем руку для подаяния милостыни и будем не только снабжать бедных имуществом, но и утешать словами, дабы избегнуть нам наказания за злословие и наследовать Царствие за благословение и милостыню» (Злат. бес. 35 на Еванг. от Матф.). «Умоляем... вас, братия, – просит ап. Павел, – вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» ( 1Фес.5:14–15 ). Все подобные дела столь украшают человека, что ради их забываются прежние грехи его. Св. ап. Иаков сказал: «Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Истинно блажен тот человек, который настолько утвердился в заповедях Христовых, что сам, делая добро, других научает; «тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ), как сказал Спаситель. 20 лет тому назад, по счастливому почину доброй христианки Бутлер, в Англии, дамы своими усилиями добились того, что в этой стране закон, поощряющий развращенность, изменен, – публичные дома закрыты, как явление, недостойное христианского общества. Того же достигли добрые люди в настоящее время в Швеции и в Норвегии, и далее («Неделя», 1890 г. Дело в том, что допущение явного разврата, такая как бы опека над падшими женщинами со стороны полиции, делает однажды падшую совершенно бесстыдной. Пасть же помогут многие злодеи, а подняться из этой глубины у нас никто не подаст руки. В Англии же существует множество обществ, цели которых состоят в том, чтобы отыскивать падших женщин (в больницах ли или в невольном заключении торгующих ими негодяев и т. п.), поддерживать денежными пособиями тех, которые пали по нужде, или вразумлять словом убеждения женщин, подобных Таисии, – изменить образ жизни и пр. И уже самая многочисленность этих обществ показывает, что эти благотворительные общества имеют добрый успех. Одно из подобных обществ существует всего год с небольшим, и, между тем, принесло уже немало пользы; оно успело за это время обнаружить множество случаев разного рода обманов и насилий и в некоторых из них не только наказать виновных, но и предупредить несчастье» (Янжул. Торговля людьми: Очерки и исследования). Да поможет Господь Бог и впредь добрым людям в борьбе со злом! (См. «Воскр. чт.» 1892 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010