85 Но эта несостоятельность гипотезы обнаружится еще яснее при разборе объяснений других явлений. 94 Подробное соглашение кажущихся разногласий в повествованиях Евангелистов о погребении Иисуса Христа можно найти в Leben Jesu Christi in Harmonic der vier Evangelien – Rigler. 97 Рассматриваемым выражением Апостол имеет в виду разрешить естественно могущее возникнуть в христианах недоумение относительно столь тяжелого для человека факта, какова смерть, без исключения всех постигающая, даже искупленных, и между ними даже совершенных. В виду этого факта естественно мог возникнуть вопрос: искуплены ли мы от телесной смерти, когда мы видим, что она продолжает царствовать и после Христа, как царствовала до Него? Апостол и отвечает на это, что будет время, когда и этот враг уничтожится. Дело искупления продолжается. Христос царствует и побеждает врагов, и Он будет царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится смерть. Тогда во Христе все оживут. И Апостол замечает, так и должно быть: каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу. 100 Uber die Bedeutung des Wunders in Natur und Geschichte pr Lokler in Geiszen, 65. (Beweis des Glaubens 1867). 101 Λβετε: у повелительного наклонения нет времен в нашем языке; в греческом же стоит аорист, а не настоящее. 102 Это замечание направлено против Штрауса, который разности в повествованиях Евангелистов объясняет тем, что будто бы в то время были различные рассказы в ходу, и что Евангелисты сами не имели определенных сведений о явлениях. 103 Несправедливо католические богословы толкуют эту беседу в смысле возведения Петра на высшую степень между Апостолами. Обязанность пасти овец Господа своего лежала на всех их; следовательно, эта речь имела в виду не одного Петра, но и всех учеников. Читать далее Источник: Действительность воскресения господа нашего Иисуса Христа/Соч. Михаила Соболева. - Москва : Унив. тип., 1874. - IV, 240 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

„Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? – Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя“. Уже снова соединённая с своим возлюбленным Суламита взывает: „Беги, возлюбленный мой! будь подобен серне или молодому оленю на горах благовонных“! 2791 Этим призывом и кончаются излияния любви Суламиты. Чистые поцелуи и братские объятия, под покровительством матери Суламиты, – аромат гор и долин, цветы, наивные сны.... О, тут нет ничего, чтобы надо было произносить „с закрытыми глазами“ или отмечать многоточием. Здесь всё чисто, как воздух Палестины, – всё ясно, как весеннее небо Святой Земли. Но это постоянная и сильная любовь. „Положи меня как печать на сердце твоё, как перстень на руку твою, ибо —590— крепка как смерть любовь, люта как преисподняя ревность, стрелы её – стрелы огненные, она – пламень сильнейший, большие воды не могут потушить любви и реки не зальют её. Если бы кто давал всё богатство дома своего за любовь, он был бы отвернут с презреньем. Я – стена и буду в глазах его как достигшая полноты“. В тоже время Суламита „грозна, как полки со знамёнами, и недоступна как запертый сад, заключённый колодезь, запечатанный источник“ 2792 . Однако ж здесь нет грубой физической силы Сократа, могшего пить без конца и, не пьянеть, проводить бессонные ночи, ходить босяком по снегу, выносить людей из сражения на своих руках и выстаивать на одном месте целые сутки без движения, пищи и сна. Суламита беспомощна во дворце Соломона, взывает о сострадании к придворным дамам, „изнемогает от любви“ и просит подкрепления вином и освежения яблоками 2793 . Платонический эрос в лице Соломона здесь служит только для контраста и оттенения чистой женственной любви Суламиты и её жениха. „Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях, золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блёстками“, говорит Соломон Суламите за столом. „О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округления бёдер твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника! Живот твой – круглая чаша, где не истощается ароматное вино. Чрево твоё – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Два сосца твои, как два козлёнка, двойни серны. Шея твоя, как столп из слоновой кости. Глаза твои – озерки Есевонские. Нос твой – башня Ливанская. Голова твоя – Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур. Царь увлечён кудрями (твоими). Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоей миловидностью! Этот 2794 стан твой похож на пальму и груди твои – на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви её, –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Таким образом еще в школе дети привыкают читать громко, и эта привычка навсегда остается в них. Посему в восточных странах каждый читает громко, что бы ни пришлось читать ему, — книгу ли или письмо от друга, и этой привычки он не изменяет нигде, читает ли он у себя дома, на улице ли или на базаре. И все так привыкли к этому, что, проходя мимо читающего, никто не остановится подслушать его, а потому и секретные письма читаются там громко, без опасения быть подслушанным. Как в школе, так и везде, все читается нараспев и с раскачиванием тела взад и вперед, как будто без того читающий не может понять читаемого. Этим обычаем легко объяснить то обстоятельство, каким образом диакон Филипп услышал, что эфиоплянин евнух читал, сидя на колеснице. В деян. Ап. говорится, что Ангел Господень приказал Филиппу идти на полдень в пустыню, лежащую между Иерусалимом и Газою. Идя по дороге, Филипп увидел ефиоплянина. «И вот муж эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы эфиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю» (8, 27, 28). Филипп, имевший в сердце любовь к Богу и желание помочь другим, подошел к колеснице и услышал, «что он читает пророка Исайю», услышал потому, что евнух, по восточному обычаю, читал громко. Эфиоплянин читал следующее прекрасное место из 53 главы пр. Исайи: «Яко овча на заклание ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих» (53, 7). На вопрос Филиппа: «Понимаешь ли, что читаешь?» Он отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. Ап. 8, 30, 31). Видя, что Филипп иудей, он попросил его взойти и сесть с ним. Филипп тогда сказал ему, что за несколько сот лет назад пророк Исайя писал об Иисусе, Агнце Божием, Который после пришел в мир и понес на Себе грехи мира. Говорил Филипп и о том, что Бог так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Эфиоплянин уверовал и был крещен Филиппом на дороге (Воскр. Чт. 1874 г. Ч. 1, стр. 269).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня [ Ин. 14, 4 – 6 ] (вот куда идет Иисус Христос и куда должны мы идти!)... Итак, все пойдем немедля к Отцу Небесному чрез Иисуса Христа, Ходатая, и при помощи Его... Всяк, имеяй надежду видеть Отца, очищает себя от всякого греха [ 1Ин. 3, 3 ]... Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием [ 2Кор. 7, 1 ]. Ко Отцу, к Отцу! Купить в Синодной лавке толкование Евангелий воскресных Никифора Астраханского 100 . Объяснение Псалтыри Палладия 101 ; Ефрема Сирина 102 ; объяснение литургии Арсения Киевского 103 ; Историю Церкви Рудакова 9 . Слова Иринарха Рязанского 104 . 7 июля Благодарю Господа, многократно вчера спасшего меня милосердием Своим от страстей моих (зависти, неприязни к отцу Матфею до и во время всенощной), когда я покаялся от души и осудил себя искренно; благодарю и за самое осуждение мною себя самого – и сие от Бога. Ночь провел очень беспокойно: сильный зуд в теле всю ночь – от кофе ли, от молока ли деревенского, дурно пахнувшего навозом, от вина ли, портвейну, или от того, что поздно вечером пил чай с сахаром? Сахар не причина ли этого зуду? Суп ли старый за обедом? Плоть моя не распята со страстями и похотями, а оживлена – оттого я и слаб духом. Крепче заметь это и убий змею свою. Евангелие о слепых и немом бесноватом [ Мф. 9, 27 – 33 ]. Сердечные очи мои ослеплены самолюбием, плотоугодием, чревоугодием, объядением и пьянством, гордостью, честолюбием, завистью, сребролюбием; ропотом, нетерпением, унынием, сладострастием, лицеприятием и лицезрением, лицемерием, суетностью, леностью, нерадением, жестокосердием; скупостью, злопамятством, укорением, оклеветанием, ложью, обманом, легкомыслием, божбою, зложелательством, злорадством, лукавством, хулою, братоненавидением, придирчивостью, подозрительностью, раздражительностью, ссорою, уничижением ближнего, ругательством, предательством и иными бесчисленными грехами. А конец всего этого – смерть [ Рим. 6, 21 ], если не покаюсь и не исправлюсь. 7-го июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Авва Моисей однажды был искушаем от блудного помысла. Не имея сил сидеть в келии, он пошел и рассказал о своем искушении авве Исидору. Старец убеждал его возвратиться в свою келию. Но он не соглашался и говорил: “Не могу.” Авва Исидор взял его с собой, возвел на крышу и говорит ему: “Смотри на запад.” Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: “Посмотри и на восток.” Авва Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых Ангелов, облеченных славой. Затем сказал ему авва Исидор: “Вот те, которых посылает Господь на помощь святым. А те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо больше.” Тогда авва Моисей, возблагодаря Бога, ободрился и возвратился в свою келию. (Достопамятные сказания. С. 156). 789. Преподобный Макарий был чудесно перенесен к месту, куда шел Говорили об авве Макарий, что, идя из скита и неся корзины, он утомился, сел и начал молиться: “Боже, Ты знаешь, что у меня уже нет сил.” И тотчас очутился он при реке, вблизи того места, куда шел. (Древний патерик. 1874. С. 439). 790. Больному старцу, оставленному всеми, в течение семи дней служили Ангелы См. также: Ангелы ; Надежды . Старец-отшельник заболел. Он не имел при себе никого, кто бы послужил ему, и потому вставал с одра и употреблял в пищу то, что мог найти в своей келии. Так прошло много дней, и никто не пришел посетить его. Когда исполнилось тридцать дней и никто не приходил к нему, Господь послал Своего Ангела для служения ему. Так протекли еще семь дней. Тогда вспомнили о нем отцы и сказали: “Пойдем навестим старца, может быть, он болен.” Когда они пришли и постучали в дверь, Ангел отступил от него. Старец же из келии закричал им: “Братия, уйдите отсюда.” Они сняли двери с крючьев, вошли и спрашивают, отчего он кричал. Он отвечал: “Тридцать дней я томился в болезни, и никто не посетил меня. Вот уже семь дней, как прислуживает мне Ангел, посланный Господом, а когда вы пришли, он отступил от меня.” Сказав это, он почил в мире. Братия удивились и прославили Бога, говоря: “Господь не оставляет уповающих на Него.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 496. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Бесценный дар – целость душевная и телесная, нетление, а на нее-то и нападает ежеминутно диавол, усиливаясь ее исторгнуть. Даруй мне, Господи, благодать быть всегда целым в душе и в теле и ни себя не тлить ни одним помыслом, ни Взглядом, ни Словом, ни делом, ни другого кого. Верным и правым быть пред Тобою, Господи, даруй мне – даруй сие и всем. Нетления Хранителю в людях, Господи, сохрани в нетлении чадо сие и меня, многострастного. Господи! Даждь мне возлюбить всем сердцем Тебя, нетленную, вечную Красоту, виновницу всякой тварной красоты, и Тебя, нетленную Сладость, бесконечную виновницу бесконечных сладостей, уготованных любящим Тебя в будущем веке. Многие в сердце, тайно отпали от Христа, и я часто отпадаю. Надо ежедневно спрашивать себя каждому: сочетался ли я Христу верою, упованием, любовию, добрыми делами: кротостию, смирением, терпением, чистотою, воздержанием, милосердием? Отрекся ли диавола, и всех делего, и всего служения его, и всея гордыни его? Не играй огнем греховным – он вечного огня предтеча. Помни свой горний сан – ангельский и будь свят, как Ангел Господа Вседержителя, как свет солнцу, так святость священнику свойственна. Благодарю Господа, спасшего меня от вселестного блудного греха, кипевшего в моих членах, в моем воображении. Благодарю Господа, приявшего мое покаяние с припаданием к престолу благодати. Благодарю святого Ангела Хранителя моего, избавившего меня от запаления и осквернения блудного после того, как я с умилением прочитал канон ему. Благодарю Господа, сподобившего приять от рук и от уст моих, от ума и сердца моего нечистого, растленного грехами, служение пренебесной литургии и причаститься ко оживотворению пречудных, пресладких, премирных, всесвободных, пречистых и животворящих Его Таин. Ужасно дерет душу блудное смущение, воспаление, стеснение. Это адский огонь, обманчив... Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит ( Мф. 18, 6 – 7 ). Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5, 27 – 28 ). Блудники... Царствия Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9 ). А что нужно тебе? Только святыня и Царствие Божие в сердце, ибо ты причащаешься всякий день Божественного Тела и Крови, предвкушая и предначиная жизнь вечную; ты должен быть весь на небе, поправ всё земное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа, даровавшего мне слезы покаяния и умиления во грехах моих и с ними жизнь из мертвых, мир, свободу духа. От нищего ушел домой, а ему было надо получить милостыню. Грешник, грешник! Искренно ли каешься? Сознаешь ли ты хорошо бесконечную важность дела твоего спасения и весь ужас вечной погибели, ожидающей грешников нераскаянных? Чувствуешь ли сердцем всю истину этих слов Спасителя: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мк. 8, 35 – 37 )? А между тем ты это делаешь, с жадностью собирая имение, особенно деньги, и предаваясь жестокосердию и немилосердию, скупости относительно бедных или невоздержанию, чревоугодию, лакомству, честолюбию – вообще живя миру, а не Богу, плоти, а не духу! Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить сегодня (четверг Пятой недели поста, 27 марта) утреню с великим каноном святого Андрея Критского и литургию Преждеосвященную. Благодарю Господа, возвеселившего меня неизреченно, как младенца на руках матери, причащением пречистых, бессмертных, животворящих и страшных Своих Таин Пречистого Тела и Крови Своей. Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего тесноту в гимназии, когда я восчувствовал в сердце неприязнь к директору за долговременное обхождение меня наградою. Я раскаялся в этом чувстве, счел эту награду за пустое тщеславие. Благодарю Господа, отъявшего опять тесноту мою сердечную во время повечерия в церкви, когда я заметил дьячку Зрелову, сидевшему в алтаре, что он скоро устает. Раскаялся и в этом, молил Господа, да помилует, да исцелит, да пременит неприязнь мою на любовь – и стало так, и я успокоился, и широко стало на сердце моем. Опять после повечерия, когда стала теснота на сердце от невыговаривания прощения пред мирянами, я обратился к Господу с покаянием и, вышедши из алтаря, воззрел на лик Его, ввел Его мысленно в сердце свое, облекся в Него, как в ризу правды, – и вдруг почувствовал мир и свободу. Слава Господу за всё сие! Не оставляет меня грешника Господь, но непрестанно посещает милостью и спасением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа, сподобившего меня прославить Его воскресение за всенощной в думской церкви чистым, звучным голосом. Благодарю Господа за промышление о бедных: сегодня один мастеровой вручил мне после всенощной пять рублей для раздачи бедным. По благодати Божией я – служитель Творца неба и земли и Спасителя рода человеческого. Сознаю ли я свое достоинство как священника и недостоинство как человека грешника? Стараюсь ли я быть достойным такого сана, такого доверия ко мне Господа и Церкви? Миряне, понимаете ли вы достоинство ваших пастырей? Молился Господу и Богоматери и сегодня о племянниках моих Иоанне, Александре, Евдокиме, да призрят на них во благое. Господи, помилуй! 28 Благодарю Господа за покойный сон после усердных молений; молочная пища производит сильную блудную сласть. Вчера пред сегодняшним дождем нога моя болела. Плотские удовольствия, как-то: наслаждения пищею и питием, лакомство, особенно половые непозволенные удовольствия – отчуждают человека от Бога, вообще земная любовь, житейские страсти (в том числе театр) отчуждают от Бога. Чтый да разумеет, да спасает душу свою, оставляя все пристрастия ради любви Творческой. Ради сердечной чистоты и пламенной любви к Богу и ближнему надо избегать чувственных наслаждений – молоком, мясом, сладким чаем, кофе, ибо от частого и неумеренного их употребления происходят блудные наклонности и расположения сердца и плоти, делают человека нечистым псом пред Богом и удаляют его от Бога, Источника жизни и святыни. Кроме того, эти наслаждения бывают причиною нечистых мыслей касательно людей, сквернят их в глазах наших и удаляют от них. Сколько бед от наслаждения чревного! Немедленно надо оставить все излишние удовольствия чрева. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею [ 1Кор. 6, 13 –14 ]. 28 апреля Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную пренебесную всемирную, премирную, страшную литургию и еще причаститься Божественных бессмертных, животворящих и страшных Таин. Вчерашний стакан молока, вечером выпитый без нужды, много повредил мне в нравственном отношении: обессилил, охладил мое сердце к Богу, заразил его нечистотою. После причащения Господь очистил, умирил и оживотворил меня. Слава Господу. Молебен благодарный служил с дерзновением. Слава Богу. Свадьбу господина [Руссета] венчал со дерзновением. Слава Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Братия мои! сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу ( 1Пет. 2, 5 ). Вы строите здания каменные и деревянные для жительства и торговли многоразличными произведениями природы и искусства человеческого, для потребности, роскоши и разных удовольствий, но если сами упускаете из виду то, что вы сами должны созидаться в жилище Божие духом и не заботитесь об этом едином на потребу, о том, что должно составлять вечную, неотъемлемую вашу собственность, вашу жизнь, ваше блаженство, – к чему послужит всё ваше земное благосостояние? Ни к чему, ибо всё пройдет, исчезнет, как прах, разметаемый ветром. И это вы видите на опыте. Вот человек умирает и ничего не может взять с собою – идет в тот век неимущим, бедным, жалким, беспомощным, нагим, а имение его часто всё идет прахом, хотя, кажется, и скоплено было усилиями и трудами многих лет. Или имущество, нажитое долговременными трудами, в один день делается добычею пламени. Не забывайте, что вы граждане неба, – приходите чаще в дом Божий, в это училище небесное, воспитывающее вас для неба. Для меня братия, друзья, отцы, матери, сестры, наставники, министры – есть святые угодники Божии, эти друзья Божии, граждане небесные, мои молитвенники пред Богом и ходатаи. Не хочу знать суетных друзей земных, не хочу суетно угождать, льстить, раболепствовать знаменитостям земным, богатым, ученым, знатным для суетных целей. Если они благочестивы, богобоязненны искренно, тогда я покорный им слуга ради Бога. Но как часто и как много я угождал из суетного страха, раболепства! Я был несмыслен, маловерен, малодушен. Да простит мне Господь. 15 сентября. Благодарю Господа за благопоспешное служение литургии и за жизнь, чудную Божественную жизнь из мертвых, дарованную мне, непотребнейшему, в причащении животворящих Таин Пречистого Тела и Крови Его. (Ранняя обедня за упокой Георгия в Соборе.) Благодарю Господа за великую победу над грехом, одержанную чрез призывание внутреннее славного имени Его. О, имя, в котором заключаются бесчисленные сокровища милости, очищения, освящения, мира, свободы, силы, дерзновения, жизни и спасения! О, имя приснопоклоняемое, вечно славимое, имя славы, имя силы, милосердия, жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Будет время, когда явится в славе Господь наш Иисус Христос, скажет свое всемогущее слово, вострубят по Его повелению трубы Архангелов, и мы тоже, как бы от сна воспрянув, встанем из своих гробов, встанем и уже более не умрем. О, когда бы Он, милосердный, привел всем нам также радостно встретить новую жизнь, как радостно мы встречаем весну на земле! Аминь. (Из «Московских епархиальных ведомостей», 1874) 344. И в миру можно спастись Нередко приходится слышать такие речи: «Где уж нам, грешным, спастись? Мы живем в мирской суете, что ни ступил, то согрешил. Кто хочет спасаться – иди в монастырь». Правда ли это? Ужели для мирян совсем закрыт вход в Царство Небесное? Ужели оно открыто только монахам? А если это неправда, если и мирянина Господь зовет ко спасению, если и ему отверсты врата райские, то какой же тяжкий грех берут на свою душу те миряне, которые говорят, будто в миру нельзя спастись! Ведь это клевета на Самого Господа Бога. Он с клятвою уверяет нас во святом Слове Своем: «живу Аз, глаголет ... Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечистивому от пути своего, и живу быти ему» ( Иез.33:11 ); Он «всем... хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ); – а ты говоришь, будто только и можно спастись в пустыне, что для мирян нет надежды на спасение... Неправда это. Можно и в миру спастись. Каждому Господь указует свой путь спасения. Одному – путь монашеский, другому – путь семейной жизни и служения ближнему в мирских званиях. Великий Предтеча Христов Иоанн сам проходил строгий подвиг пустынного постнического жития, а когда спрашивал его народ, что нам делать, чтобы спастись? – он не требовал, чтобы все шли в пустыню, а говорил им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища – делай то же». Спрашивали его и мытари – сборщики казенных податей: что им делать? Он и от них не требовал, чтобы оставили свое занятие, а только предостерегал их от несправедливых поборов: «Ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И им он не давал совета бросить службу воинскую, а только говорил: «Никого не обижайте, не клевещите, а довольствуйтесь своим жалованьем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010