10 . Яко у тебе источник живота и проч. Здесь бл. Феодорит и другие усматривают тайну Св. Троицы: у Тебя, Бога Отца, источник живота, т.е. Сын Божий ( Иер. 2:13 ). Во свете Твоем узрим свет – только просвещаемые Всесвятым Духом, усматриваем мы свет Единородного Сына ( 1Кор. 12:3, 2:10 ); или: во свете Твоем, в Сыне Твоем Христе, мы узнаем Тебя Отца Светов, и свет евангельского учения, при озарении Св. Духа. 11 . Пробави милость Твою ведущым Тя – продли, продолжи милость Твою тем, которые познали Тебя. С Евр.: «Продли милость Твою к знающим Тебя, и правду Твою к правым сердцем». 12 . Да не приидет мне нога гордыни, – т.е. нога гордых да не поперет меня. По Афанасию, «пророк просит (Бога) быть свободным от страсти», т.е. гордости, и рука грешнича да не подвижит мене, т.е. чтобы нечестивые не поколебали, не совратили его с пути добродетели и «чтобы какое либо постыдное дело не подвигло его от предстояния Богу». С Евр.: «Да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня». 13 . Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени Быша, и не возмогут стати. Симмах перевел: «где делают делающие беззаконие, там останутся поверженными, и не возмогут восстать». Тамо, т.е. на пути нечестия, в своей гордости беззаконники нашли погибель себе; изриновени Быша – низринуты были, или, (в будущем времени), будут извергнуты, т.е. во тьму кромешную, во ад, где восстать уже не возмогут. Давид как бы перстом указывает на погибель нечестивых в будущем веке. С Евр.: «Там пали делающие беззаконие, низринуты, и не могут встать». 243 Отроку παιδι – риего; в Римск. издании: δουλω – рабу. С Евр: «начальнику хора. Раба Господня, Давида». Слова: псалом нет ни в Греческом, ни в Еврейском текстах. 245 Не негодова. Vulg: malitiam antem non odivit; Акила: не отринул; Феодотион: не отверг. С Евр: «не гнушается злом». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их. Мадиамские князья или полководцы убиты были Ефремлянами: Орив в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве, и головы их были принесены Гедеону ( Суд. 7:25 ), а Зевей и Салман, Мадиамские цари, были умерщвлены самим Гедеоном – ( Суд. 8:12, 21 ). Т.е. эта же участь да постигнет и князей, напавших на Евреев (Св. Афан.). 13 . Иже реша: да наследим себе святилище Божие. Т.е. завладеем храмом Божиим и вместе с ним истребим и народ, и богослужение, совершаемое по закону (Бл. Феод.). В этом и состоял злой и хитрый замысел врагов. Вот почему певец умоляет Бога истребить врагов! С Евр.: «Которые говорили: возьмем себе во владение селения Божии». 14 . Боже мой, положи я яко коло (колесо), яко трость пред лицем ветра. Т.е. «да не останутся они в том же положении, но потерпят противное тому; да будут колеблемы точно также, как и стебель колоса» (Св. Афан.). «Повели им пребывать в напастях всякого рода и окружи непрерывными бедствиями; рассей их на подобие тростника, разносимого ветром» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром» 494 . 15 . С Евр.: «Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы». 16 . С Евр.: «Так погони их бурею Твоею, и вихрем Твоим приведи их в смятение». 17 . Исполни лица их бесчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Т.е. да обманутся в своих желаниях. «Ибо, обманувшись в том, чего желают, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. Сказано же: взыщут – вместо: познают» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи»! 18 . С Евр.: «Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут». 19 . С Евр.: «И да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею». 494 «Ruant, ut rota in loco declivi». Да сокрушатся они, как колесо на покатом месте. Бл. Август. Вульг: rotam – колесо. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

139 Об этом же говорит исихастский текст XIV в.: «Помыслы, возжигающие страсть от ощущения прекрасного... сродны и современны нам, и легко преклоняют нас к чему хотят тем, что приятны, или тем, что присущи нам долгое время» ( Николая Кавасилы архиепископа Фессалоникского Семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С. 133). 142 Аскетизм по православно-христианскому учению. Указ. Изд. С. 258. В исихастских текстах встречается запоминающийся образ: демоны стреляют в людей страстными помыслами, некоторые демонские стрелы уязвляют людей, некоторые падают на землю, не достигая до цели; и находятся люди, которые подбегают к недолетевшим стрелам и втыкают их в себя, причиняя себе тяжкие страдания. 146 Русское понятие «лукавый» добавляет в вышеописанную картину опять-таки тему круговращения злых (лукавых) помыслов, поскольку лукавый – означает хитрый, коварный, злой (о замысле); извилистый, имеющий форму излучины или лука (о береге реки); непрямой, кружной (о пути). 147 Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы. Указ. изд. С. 24–25; PG Т. 34. Col. 473, 476. Критическое исследование Макариевского корпуса заставляет сомневаться в авторстве Макария Египетского . Исследователи выдвигают в качестве возможного автора некоего монаха Симеона и предпочитают говорить о тексте Макария-Симеона. 150 Страсть приводит человека к безумию, страсть разделяет единую человеческую природу на противоборствующие силы ума и воли, души и тела. Об этом написано у апостола Павла: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим 7:18–23 ). 151 В полной мере личный опыт открывается духовному отцу; это происходит при передаче опыта от старца к послушнику, послушник восходит к опыту, испытанному старцем. Тем самым полное откровение опыта по своей направленности двухсторонне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

20): из всего вышеизложенного, что Сын Божий пришел в мир (5, 6—13) и дал нам, омраченным и сидящим во тме и сени смертной, свет и разум, истинное ведение о Боге и делах Его и о нашем отношении к Нему, да познаем Бога истинного, Бога Отца (Ин. 17, 3 и прим.) и да будем, или пребудем (3, 6 и парал.), в истинном Сыне Его (ст. 6; Ин. 14, 6 и прим. и парал.) Иисусе Христе. Сей, то есть Иисус Христос, рожденный от Девы, есть истинный по существу Своему Бог, имеющий самосущую и вечную жизнь в Себе Самом (1, 1—2; Ин. 1:4; 10, И; 14, 6 и прим.). — Дети (2, 1, 28; 3, 18; 4, 4), храните себя от идолов: сказав о необходимости хранить истинную веру в Бога и Господа Иисуса Христа, апостол в заключение предостерегает от идолопоклонства, или вообще от идолослужения и от безбожия. Кратко это наставление, или предостережение, апостола, так как читатели, без сомнения, уже не верили в идолов и не почитали их; но апостол счел за нужное сделать такое предостережение в заключение послания, чтобы кратким и сильным словом выразить противоположность между верою христиан и суеверием язычников. Или, как говорит блаженный Феофилакт: «апостол писал это всей Церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким и дает он заповедь эту, опасаясь за их слабость». Аминь.    Евсевий. Церковная история. VII, 25.    Имеется в виду издание: Евангелие от Иоанна на славянском и русском наречии. С предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архимандрита Михаила. М. 1874. — Ред.    Является достаточной. — Ред.    Более (с церк.-слав.). — Ред.    Сколь велика (с церк.-слав.). — Ред. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ   Заповедь Божия: любите друг друга    Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти    Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына Введение 1. Подлинность послания    Второе послание Иоанна Богослова в древней Церкви было (как и 3-е) в числе «пререкаемых», то есть таких, которые не всеми считались подлинными, принадлежащими апостолу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

24 . И плоть Моя изменися елеа ради 594 . С Евр.: «Колена Мои изнемогли от поста, и тело Мое лишилось тука». «Симмах перевел, – говорит бл. Феод., – так: «и плоть Моя изменилась от неумащения». Т.е. «Я проводил жизнь строгую и суровую, недопускавшую никаких излишеств». 25 . С Евр.: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами (своими)». 26 . С Евр.: «Помоги мне, Господи, Боже мой; спаси меня по милости Твоей». 27 . И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. С Евр.: «Да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». «Рука Твоя – т.е. Твоя помощь, Твоя защита. Я хочу спастись, но так, чтобы и они (неверные, враги) знали, кем Я спасен, дабы иметь Мне двойной трофей, двойной венец, высшую славу» (Злат.). «Руками называет здесь дела, какие совершил (Спаситель), воскресив Себя из мертвых» (Св. Афан.). 28 . Раб же Твой возвеселится. Слово: раб, по Афан., здесь то же имеет значение, как и у св. Апостола: Себе умалил, зрак раба приим ( Флп. 2:7 . Сн. Мф. 20:28 ). С Евр.: «Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется». 29 . С Евр.: «Да облекутся противники мои бесчестием, и, как одеждою, покроются стыдом своим». 30 . Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его. «Владыка Христос называется главою Церкви, а церковный собор нарицается телом Его; (а потому) песнопение Церкви Господь именует собственным Своим песнопением» (Бл. Феод.). 31 . Яко предста одесную убогого, еже спасти от гонящих душу Мою. Т.е. Божество Спасителя, лично и нераздельно соединенное с человечеством, допускало страдать последнему для спасения людей, но оно же предстало, т.е. спасло человечество, воскресив из мертвых, и даровав ему бессмертие, нетление, славу. Подоб. бл. Феод. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

339 Можно указать и еще подобный же рассказ в Евангелии от Луки, напрнмер, об исцелении кровоточивой. Подобные исцеления совершались Господом сравнительно скорее, и, например, потому уже не столь примечательны, как исцеление слепого в Вифсаиде. 340 См. Novum Testamentum graece. Этого здесь и довольно. В оправдание этого можно сказать следующее. Сам Тишендорф не опу­скает совсем этих стихов 9–20, 16-й гл. в своем издании по следую­щим общеизвестным уже основаниям. Евсевий, еп. Кесарийский, свидетельству­ет, что стихов 9–20, 16-й гл. Мк. не было почти во всех, ему известных, ру­кописях, но не прямо во всех, следовательно, в некоторых они были. Некоторые из этих стихов вполне или с небольшим изменением встречаются в творениях Иринея, еп. Лионского, Иустина Мученика , Григория Нисского , в некоторых рукописях так называемых Византийского и Египетского семейства, в G, L, потом в D, в Peschito, в перевод Itala, у Иппо­лита, Августина, Льва Великого  и пр. См. об этом у Ebrarad’a, в его d. Wissenschaftliche Kritik der evangelischen Geschichte. 3-te Auflage. 1868. S. 1022. В нашей отечественной литературе см. у а рхим. Михаила, в его брошюре «О тексте Синайской ру­кописи Библии». Москва. 1863. Стр. 14–18. Cp. М. Соболева, «Действительность воскресения Иисуса Христа». Москва. 1874. Стр. 54. 341 Вот текст Евангелия подробнее: По Матфею «Пришла Мария Магдалина и дру­гая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение? ибо Ан­гел Господен, сошедший с небес, при­ступив, отвалил, камень от двери гро­ба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, ска­зал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса Распятаго. Его нет здесь, Он воскрес, как сказал». Мф. 28:1–6 . По Марку «Мария Магдалина, и Мария Иа­ковлева, и Саломия купили ароматы, чгобы идти помазать Его... Приходят к гробу, при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма ве­лик. И вошедши во гроб, увидели юно­шу, сидящаго на правой стороне, обле­ченного в белую одежду и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина Распятаго – Он воскрес, Его нет здесь. Мк. 16:1–6

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3:26). Иоанн ответил: " Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться " (Ин. 3:28-30). Мы знаем, что смиряться трудно, особенно если обладаешь дарованиями или властью. Начальники и талантливые люди не любят смиряться. А Иоанн смирялся, как и Матерь Божия - какими дарами Она обладала! Их пример учит: какие бы мы должности ни занимали, какими талантами ни обладали, должны быть смиренными, потому что все это не от нас, это Бог дал. Мы должны Его благодарить, что Он нас терпит, грешников, на земле, продлевает нам жизнь - исключительно для покаяния и исправления, а не для наслаждения ею и приобретения материальных благ. Предтеча говорил: " У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же " (Лк. 3:11). Воинов, которые приходили к нему, напутствовал: " Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем " (Лк. 3:14). Он просил делиться с людьми. Все же здесь останется, нужно довольствоваться только самым необходимым, а все накопленное либо моль съест, либо наследники выбросят на свалку. Поэтому еще при жизни надо делиться с ближними. У Предтечи можно найти множество советов, которые вполне применимы к современной жизни. Мы сегодня молились ему, просили, чтобы наставить нас на путь покаяния, исправления, чтобы нам успеть принести плоды этого покаяния " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова. Ректор РГПУ Сергей Тарасов награжден знаком священномученика Серафима Петроградского за заслуги в деле духовного просвещения. Протоиерею Сергию Чуркину и его супруге Александре были вручены знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство. Этим же знаком награждены супруги Мария и Антон Бондаревы. Храм святых апостолов Петра и Павла был освящен в 1874 году. В 1924-м получил статус собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

5 . И да воспоют в путех Господних. С Евр.: «И воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня». «Путями, – говорит бл. Феод., – пророк называет домостроительство (Божие)». «Т.е. пусть повествуют, прославляют, возвещают славные дела Твои» (Злат.). Св. Афанасий читал вместо: путех – в песнях 660 . Т.е. да воспоют в тех песнях Господних, которые «пророк начертал и которые повелевает воспевать всем верующим из язычников». 6 . И высокая издалеча весть. «Здесь, – говорит св. Злат., – говорится о предведении, которое особенно свойственно силе Божией... Так как пророк сказал: высок Господь и смиренныя призирает; то прибавляет: и высокая издалеча весть, дабы показать, что Бог не просто знает высокое, но и на большем расстоянии, т.е. (знает) прежде, нежели оно сбылось, прежде, нежели исполнилось, прежде, нежели осуществилось на деле». По св. Афан. – «слово: высокая – означает вечное определение о призвании язычников и возведение их на высокая». Бл. Феодорит разумеет под высокими – властителей. Т.е., «Бог, издалека видя тех, которые будут властвовать, каждому подает соответственные пособия». С Евр.: «Высок Господь и смиренного видит, и гордого узнает издали». 7 . Аще пойду посреде скорби, живиши мя. «Не сказал: отгонишь скорбь; но среди самых скорбей оживишь меня, т.е. можешь спасти среди самых опасностей» (Злат.). На гнев враг моих простерл еси руку Твою. Т.е. «прогневавшись на неприязненных мне, предал Ты их казни» (Бл. Феод.). «И меня, находящегося в бедствиях, можешь спасти, и их беснующихся, неистовствующих и дышущих огнем – смирить и укротить» (Св. Злат.). С Евр.: «Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя». 8 . С Евр.: «Господь совершит за меня! милость Твоя, Господи, вовек; дел рук Твоих не оставляй». 659 Слов: яко услышал еси вся глалолы уст моих – нет в Еврейском тексте, но есть в Греческом, их читал св. Златоуст. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Оклеветающего тай искренняго своего, сего изгонях. «Не допускал я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать это». Гордым оком и несытым 559 сердцем с сим не едях. «Высокомерные и склонные к преобладанию не были моими сотрапезниками» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». 6 . Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною. «В заседаниях и совещаниях моих участвовали мужи, украшенные верою и высоко чтившие Божественное» (Св. Афан.). С Евр.: «Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне». 7 . Глаголяй неправедная, не исправляше 560 пред очима моима. «А если кто советовал мне несправедливое, или просил несправедливого, то отходил от меня ни с чем» (Бл. Феод.). С Евр.: «Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими». 8 . Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. С Евр.: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие». Воутрия, т.е. рано, благовременно я истреблял всех нечестивых идолослужителей в земле Иудейской, дабы вместе очистить Иерусалим от жрецов, приносивших языческие жертвы. «Ясно дознаем это из истории, – поясняет бл. Феод., – потому что Иосия предал смерти всех злочестивых жрецов, и очистил священный град». Св. Афанасий: «Грешными, – говорит он, – пророк называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу; градом Господним именует святую душу» ( Пс. 86:3 ). 556 Тирин, Калмет видят в сем псалме мысли и чувства самого Давида. Hoc nobis, говорит Калм., probabilissimum est. 560 Не исправляше ου κατευθυνεν – θυνω – направляю, правлю, устремляюсь, иду вперед и т. п. Т. е. не успевал, или не жил у меня. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи 163 мя яко державна. Образ речи взят с обычая устраивать для друзей и гостей богатую трапезу, возливать на голову гостей миро ( Мф. 26:6–7 ; Мк. 14:8 ) и угощать вином полною чашею. Так и для пасомых своих Господь Бог уготовал богатую трапезу – против стужающих, т.е. в виду тех, которые притесняют, преследуют овец Христовых. Св. Афанасий под умащением разумеет «таинственное помазание»; бл. Феодорит – «духовный елей, укрепляющее, а не расслабляющее упование, и таинственную снедь, какую предлагает Христос», – т.е. святейшую Евхаристию. Чаша Твоя упоявающи мя яко державна. Т.е. как прекрасна, Господи, чаша Твоя, полная, совершенно утоляющая жажду духовную, прекрасна потому, что она не земная, а небесная, не человеческая, а Божия, т.е. чаша Евхаристическая. С Евр.: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем главу мою; чаша моя 164 преисполнена». 6 . И милость твоя поженет мя вся дни живота моего. Т.е. милость Твоя да будет всегда со мною, да преследует меня, как бы некоего беглеца, да и по смерти вселит меня в дом Господень, в царство пренебесное – в долготу дний – навсегда, на всю вечность (Бл. Феод.). – С Евр.: «Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни». 163 Упоявающи μεθσκον, μεθσκω значит: упоять, переполнять, утолять жажду вполне, совершенно. Евр. слово здесь: реваия значит: exuberans – обильный, переполненный. Державна κρτιστον – ος – лучший, превосходный. Сего слова нет в Евр. тексте. 164 В Римск. изд. LXX и в нашей Славянской Псалтири: Твоя. Так читают: Афан., бл. Феод., св. Кипр., Август. В других издан. LXX: моя, – и это чтение бл. Иерон. считает более правильным, ибо «так, говорит, читается у LXX и в Еврейск». См. письмо к Суннии. Чаша моя, т. е. чаша, данная мне Богол, мое блаженство, дарованное Господом, полно и совершенно. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010