Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБЕВ Степан Тимофеевич (25.10.1848, с. Ардатовка Нижнеломовского у. Пензенской губ.- 22.11.1920, Киев), проф. КДА, историк Церкви. Род. в семье протоиерея. Отец Калужского архиеп. Ермогена (Голубева) . В 1858-1864 гг. обучался в Нижнеломовском ДУ, в 1864-1870 гг.- в Пензенской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА. Первая научная работа Г. «Описание и истолкование дворянских гербов южно-русских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» (ТКДА. 1872. 10. С. 295-382) 22 дек. 1872 г. получила Евгениево-Румянцевскую премию. 24 мая 1874 г. Г. присвоена степень канд. богословия за соч. «Петр Могила и Исаия Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношения к Исаии Копинскому» (ПО. 1874. 2. С. 210-243; 3. С. 303-326). Работа была высоко оценена Литовским архиеп. Макарием (Булгаковым) в отчете о ревизии КДА (1874) и критически - Н. И. Костомаровым , считавшим, что исследователь изобразил Киевского митр. Петра (Могилу) в «неверном виде» (см.: ВЕ. 1874. Т. 3. Май. С. 429-441; Киевские ЕВ. 1874. 11. С. 280-287; 13. С. 361-374). Г. был оставлен при КДА: с 27 сент. 1874 г. приват-доцент по кафедре рус. церковной истории, с 16 дек. 1883 г. доцент по кафедре истории и обличения рус. раскола, с 6 сент. 1899 г. ординарный профессор, с 31 янв. 1900 г. заслуженный ординарный профессор. 17 авг. 1910 г. уволен от должности профессора КДА в связи с введением нового академического устава, ограничившего срок духовно-учебной службы 30 годами, но по ходатайству Совета КДА оставлен в звании сверхштатного профессора с правом участвовать в заседаниях Совета с решающим голосом и исполнять поручения Совета. Г. продолжал читать лекции по кафедре истории и обличения рус. раскола. В 1891 г. безуспешно ходатайствовал об открытии кафедры по истории Западнорусской Церкви. Помимо КДА 5 марта 1885 г. Г. был избран приват-доцентом Киевского ун-та св. Владимира по кафедре церковной истории. С 11 нояб. 1891 г. исполнял обязанности экстраординарного профессора ун-та вместо умершего тестя, проф. Ф. А. Терновского , 8 окт. 1899 г. утвержден в должности. Во вступительной лекции в ун-те «Начало систематической обработки русской церковной истории» (К., 1885) Г. говорил о большом влиянии на развитие церковно-исторической науки светской историографии XVIII в., к-рая вместо слепого доверия к источникам заложила основание для критического осмысления историко-лит. наследия. Г. отмечал, что научный подход к исследованию рус. церковной истории был разработан Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) и развит митр. Макарием (Булгаковым), П. В. Знаменским и Е. Е. Голубинским .

http://pravenc.ru/text/165309.html

1873 г. и 1874 г. Замечено. Молока не надо есть: сильно возбуждает оно блудную похоть. Des mihi, Domine, numquam fumare damnum i pernicies est. December 13 die, 1873 1 . Тяжело было мне от курения, очень тяжело. Это именно блуд уст 2 . 22 декабря покурил я вечером сигару и крайне раскаялся: скверно стало во рту и воздух в комнате испортил, хотя и хороша была сигара Согрешил Богу! 18 декабря Вторник. Утро, пять с половиной часов. В Думе просить вспомоществования по пути в размере трехсот рублей для отправления на родину в Архангельскую губернию для свиданий с родственниками и для поклонения святым мощам угодников Божиих, нетленно почивающих. К Высоцкой сходить, к красильщику Артемию Иванову, к Степану Чернышеву, к Потапию Корниловичу. Круглых стекол для подсвечников купить, платков шелковых. Из Думы получить жалование с июля по декабрь 1873 г. У сына вахтера в гимназии книга моя, 6 марта 1873 г. У Богданова, 6 марта. У Александра из реального училища «Жития святых» за апрель. Толстая книга [...]. К Бобковой на уроки в среду и другие дни. Жалование в Думе получить. Раба Твоего Матфея Шагина помяни, Господи, и рабу Твою Варвару, жену его, первых благодетелей моих в детстве, когда я жил в городе Архангельске. Я, тогда еще маленький птенец Твой, Господи, а теперь сорокачетырехлетний иерей Твой. Помяни, Господи, родителей Иоанна Кожевника и Анастасию, жену его. Лишь только помыслил я о земной награде, как уязвилось сердце во мне. Суета награды [...]. По утрам есть и пить не надобно, потому что природа не требует того. Яиц и черного хлеба на ночь никогда не есть: тягота от них ночью. Сил физических у меня много: пить вино нет нужды. Да будет. 2 июня 1874. Пиво тяжело: бросается в голову от прилива крови и помрачает сердечные очи. Голос чистый и крепкий. Молоко тяжело для сердца: усиливает страсти. 11 мая 1874. Что же это за жизнь? Наесться до отвалу и потом ходить как в чаду? За Сергия молиться. К Евдокии Гавриловне завтра. «Христианское чтение» на 1874 г. « Иллюстрацию» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО В 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви (ПАПЦ) (см. в ст. Холмская епархия ), в 60-80-х гг. XX в. в составе Варшавско-Бельской епархии ПАПЦ. 1874-1905 гг. В 1874-1875 гг. шло постепенное воссоединение с правосл. Церковью униатов исторических областей Холмщины (Холмской Руси) и Подляшья (Забужной Руси). Этому немало способствовал переезд на Холмщину большого числа униат. священников из Галиции. В свою очередь значительная часть протестующих против сближения с Православием клириков переехала из Холмско-Подляшской Руси в Австро-Венгрию; с 1866 г. в Седлецкой губ. практиковались адм. высылки «упорствующего» духовенства и замена его на прорусски ориентированных священников из Галиции. В Седлецкой губ. волнения среди противников сближения с Православием были наиболее массовыми, в 1874-1875 гг. они охватили 26 приходов. Наиболее масштабное выступление имело место 24 янв. 1874 г. в с. Пратулин Бельского у., где 13 прихожан были убиты в столкновении с солдатами (в 1996 канонизированы папой Римским Иоанном Павлом II как Собор мучеников Пратулинских). Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Первое значительное воссоединение с Православием большой группы униат. духовенства и прихожан произошло в дек. 1874 г. в Рождество-Богородичном соборе в г. Бела Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша). Летом 1874 г. клирики собора объявили о своем нежелании подчиняться папе и об отказе признавать святым Иосафата Кунцевича , останки к-рого они тогда же захоронили в подвальном помещении бельского собора. С осуждением писал о папстве в «Холмском греко-униатском месяцеслове» старший преподаватель униат.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Неофит (Любимов). Фотография. Нач. XX в. Порфирьевич Любимов (12.01.1846, с. Мордовские Липяги (Таборы) Самарского у. и губ.- 30.10.1918, Москва), сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье диакона. Окончил Самарское ДУ и Самарскую ДС. В 1870 г. поступил в КДА, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия. 27 июля 1874 г. Н. был назначен в Симбирскую ДС на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. После сдачи пробных уроков Н. был определен на кафедру словесности, истории лит-ры и логики при семинарии. Также в 1874-1878 гг. он преподавал русский язык и гражданскую историю в Симбирской военной гимназии. В 1876-1878 гг. состоял преподавателем рус. языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном жен. уч-ще. Преподавал гражданскую историю, словесность и педагогику в Мариинской жен. гимназии г. Симбирска в 1874, 1875, 1880, 1885 гг. 17 янв. 1879 г. утвержден в чине коллежского асессора, 2 дек. 1881 г. произведен в чин надворного советника. 2 июня 1882 г. утвержден в должности члена педагогического собрания семинарии. 24 окт. 1884 г. назначен членом педагогического распорядительного собрания правления семинарии. 17 авг. 1885 г. Н. был определен законоучителем и инспектором классов Симбирского епархиального жен. уч-ща и настоятелем училищной домашней Богородице-Введенской ц. 8 сент. 1885 г. рукоположен во иерея. В епархиальном уч-ще наряду с Законом Божиим Н. преподавал дидактику и педагогику. Состоял членом строительного комитета при епархиальном уч-ще с 18 сент. 1886 по 15 дек. 1889 г., руководил постройкой здания для классов, общежития для воспитанниц, бани, больницы и др. 29 авг. 1889 г., согласно прошению, уволен с должности преподавателя семинарии и приступил к работе в епархиальном жен. уч-ще в должности законоучителя и инспектора классов. С 20 июля по 20 окт. 1898 г. состоял председателем Комиссии по выработке правил для письменных упражнений.

http://pravenc.ru/text/2564960.html

Мошъюга. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Возле церкви стоит трехъярусная колокольня, построенная из лиственницы в 1884 году, обшитая тесом. Это красивое сооружение было создано местными плотниками под руководством мастера Канева из Краснобора. Колокольня, которую местные жители называют «Пизанской башней» из-за перекоса, признанная уникальным памятником деревянного зодчества на Русском Севере. www.izhma.ru Сейчас колокольня выправлена. Это частый для здешних мест тип деревянных сооружений " под камень " , но крайне редкий для церковных сооружений. Ярусы звона с арочными проемами и треугольными фронтонами, полуколонны завершаются резными капителями. Церковь типовая деревянная, с пятистенной апсидой, обшита досками, использовалась как клуб. Венчания заменены четырехскатной кровлей, сохранились декорированные карнизы. Первая деревянная церковь в с. Мошъюгском была приписной к Мохченской церкви. Она была построена в честь Собора Пресвятой Богородицы в 1851 г. Сгорела в 1873 (1874?) г. по неосторожности сторожа. Новая деревянная церковь построена в 1874 г., освящена 10 февраля 1875 г. parishes.mrezha.ru Самостоятельный приход в Мошъюге был образован в 1859 году через 8 лет после строительства (1851 г.) приписной к Мохченскому приходу церкви. В состав нового прихода помимо села Мошъюги вошли деревни Щельи Картаель. Первая Богородицкая церковь из-за неосторожности сторожа сгорела в 1874 г. В 1874 - начале 1875 гг. на месте сгоревшей была построена новая церковь, освященная 10 февраля 1875 г. под прежним храмонаименованием. В 1884 г. бригадой плотников во главе с мастером Каневым из с. Краснобор была возведена деревянная трехъярусная колокольня - значительно уменьшенная копия Мохчинской колокольни, повторявшая в дереве весь сложный каменный декор оригинала. Для обучения детей при церкви в 1892 г. была открыта школа грамоты, помещавшаяся в доме священника. В 1938 г. постановлением Президиума исполкома Коми АССР 727 от 13.07.38 г.) церковь была закрыта и передана сельсовету для использования под школу. В последние десятилетия в здании располагается клуб.

http://sobory.ru/article/?object=12546

В.А. Юлин Основные даты жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 9 января 1856 г. – родился в г. Санкт-Петербурге. 29 января 1856 г. – крещен в церкви святого благоверного князя Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище г. Санкт-Петербурга. 1866 г. – кончина отца Михаила Никифоровича Чичагова. 1869 – 1874 гг. – обучался в 1-й классической гимназии г. Санкт-Петербурга, затем в Пажеском, Его Императорского Величества корпусе. 28 июля 1870 г. – зачислен в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 г. – окончил курс в старшем специальном классе Пажеского корпуса по 1-му разряду. Произведен в камер-пажи. 1874 г. – зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. 4 августа 1875 г. – произведен по экзамену в подпоручики и направлен в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду. 14 сентября 1875 г. – прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады. 15 сентября 1875 г. – в связи с упразднением 7-й конно-артиллерийской бригады переведен в 5-ю конно-артиллерийскую батарею. 13 августа 1876 г. – переведен в 1-ю Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады прапорщиком. 30 августа 1876 г. – произведен в подпоручики. 23 августа 1877 г. – 20 сентября 1878 г. – участвовал в Русско-турецкой войне. 23 декабря 1877 г. –за мужество и храбрость в сражениях с турками под Горным Дубняком 12 октября и под Телишем 16 октября 1877 г. награжден орденом Святой Анны 4-й степени (с надписью «За храбрость»). За осаду и взятие Плевны пожалован саблей с дарственной надписью от Императора. 16 апреля 1878 г. – произведен в поручики. 7 мая 1878 г. – за переход через Балканы 13–19 декабря 1877 г. награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. 7 мая 1878 г. –за сражение под Филиппополем 3,4 и 5 января 1878 г. награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. 16 июля 1878 г. –награжден светло-бронзовой медалью в память войны 1877–1878 гг. 1878–1908 гг. – был духовным сыном протоиерея Иоанна Сергиева – святого праведного Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Демидов. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Храм выстроен на средства поречского купца Алексея Андреевича Вищкарева в 1874 г. Церковь освятил епископ Серафим 22 августа 1874 г. Церковь считалась приписной к поречскому собору(ныне не сохранился). Внешне храм представляет собой низкую церковь русского стиля. Горизонтальную протяженность небольшого здания подчеркивает антаблемент, проходящий по всем объёмам на одном уровне, и высокий цоколь с ширинками. Внутри основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с глубокими распалубками. Алтарь отделен от собственно храма двухъярусным ссборным иконостасом второй половины XIX в. По определению искусствоведов, тяжеловесные витые колонны с виноградной лозой и витиеватая резьба в обрамлении икон верхнего яруса характерны для периода эклектики. Исходя из того, что перед Великой Отечественной войной на территории Демидовского района не оставалось действующих церквей, можно предположить, что церковь закрыли или после ареста священника Евгения Маркова в 1937 г. (обвинён по статье 58-10,11 УК РСФСР и расстрелян 5 ноября 1937 г.), или непосредственно перед началом войны. Во время немецкой оккупации Благовещенская церковь была открыта для богослужений, а в 1944г. зарегистрирована в Смолоблисполкоме. С тех пор храм остаётся действующим. Небольшая, довольно низкая церковь русского стиля выстроена в 1874 г. по заказу купца А.А. Вишкорева. Кирпичные стены оштукатурены и побелены, наличники, карниз и ширинки выделены синим цветом. Объемы прямоугольного в плане храма, квадратного западного притвора и полуциркульной апсиды одинаковы по высоте и размещены по одной оси, на гребне двускатной кровли храма поставлена деревянная глухая главка, над притвором поднимается колокольня из двух деревянных четвериков. Горизонтальную протяженность здания подчеркивают антаблемент, проходящий по всем объемам на одном уровне, и высокий цоколь с ширинками. У квадратных столбов, утопленных в кладке по углам основного объема, срезаны ребра. Арочные окна имеют ленточные обрамления с килевидным заострением. Внутри основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с глубокими распалубками.

http://sobory.ru/article/?object=08295

Муром. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1874. Год утраты:приблизительно 1930 (снесена) Архитектор:А.П. Афанасьев (перестройка 1880) Ссылки:   Адрес: Россия, Владимирская область, Муромский район, город Муром, (перекресток ул. Ленина и пл. Крестьянина) Координаты: 55.580055, 42.052169 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Упоминается впервые в 1574. Неоднократно перестраивалась и переносилась. Первый каменный храм выстроен только в 1806, разобран в 1866, и к 1874 возведен заново. Центрический однокупольный храм с высокой колокольней, в архитектуре эклектично сочетались мотивы классицизма и псевдорусского стиля. Центральный престол Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы во имя Собора Архистратига Михаила и проч. бесплотных сил и во имя Трех Святителей. Церковь закрыта в 1928, снесена в 1930-е. Стояла на месте современной средней школы 3 (ул. Ленина). До середины XVII в. была деревянной. Купцом гостиной сотни Богданом Цветным построена каменной. http://traditio-ru.org Стояла на месте современной средней школы 3. Построена в 1803 г., перестроена в 1874 г. Закрыта в 1920-е гг. Снесена во второй половине 30-х гг. Первоначальное основание Предтеченской церкви нужно относить к глубокой древности. Она упоминается в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи же Бартенева 1637 г. мы находим следующее: «На старом церковном месте, где стоял прежде сего храм Ивана Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией». Таким образом, Предтеченская церковь в начале XVII в. стояла на новом месте. Когда случилось это перенесение, с точностью не известно, но, очевидно, позднее 1574 г., ибо в это время Предтеченская церковь значится на посаде за осыпью.

http://sobory.ru/article/?object=34810

преподобный Гавриил Седмиезерский (14.03.1844–24.09.1915) Нравственно-аскетические труды преподобный Гавриил Седмиезерский Схиархимандрит, духовный наставник, старец. В миру Зырянов Гавриил Михайлович, родился в деревне Фролово (приход села Бобровского) Ирбитского уезда Пермской губернии в семье зажиточных крестьян, крещен во имя арх. Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впоследствии приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Гавриил часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь к мощам св. Симеона Верхотурского, который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 авг. 1864 г. (по др. сведениям, 16 авг. 1865) поступил послушником в Оптину пустынь, 31 июля 1872 г., после увольнения из сословия гос. крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Илариона (Пономарёва). В 1874 г. тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев. Стремление Гавриила принять постриг не одобрял настоятель пустыни прп. Исаакий I (Антимонов). Осенью 1874 г. Гавриил посетил Киев, Москву. По приглашению архим. Григория (Воинова) 28 дек. 1874 г. поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 г. зачислен в братию, 13 авг. того же года пострижен в мантию с именем в честь прп. Тихона Задонского, 20 февраля 1877 г. рукоположен во диакона. Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 авг. 1880 г. иеродиак. Тихон перешел в московский в честь Богоявления Господня монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил еп. Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители. Иеродиак. Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Раздел 1 При служении с диаконом Петром А. Сафроновым надо мне самому считать после обедни деньги или поручать считать диакону совместно с дьячком по причине неверности диакона. Случай такой был 23 ноября 1874 г. Почти явно взял себе два рубля. От проскомидии было пять рублей да от панихиды три рубля двадцать копеек доходу, а записано было в книгу всего пять рублей с копейками. Зорко глядеть надо за ним. Бывали уже и прежде случаи неверности. Узнать завтра, вернее, у Михайлова, сколько было от проскомидии, чтобы напрасно не сказать и не подумать что. 17 декабря 74 г. Афанасьеву и Иогансону две книги для чтения. Конец 1874, 1875, 1876 г. Три новых рамы нужно сделать в кабинет и в спальню мою – старые негодны: камины натопить нельзя – холодно, простуда постоянная. Января 19-го 1875 года. Зрелову дьячку дано 30 января в долг пятнадцать рублей. Брандмейстеру 1 Балыкину 27 января – двадцать пять рублей на 3 месяца. К И. Мейнарду и (Филовину) написать письма 8-го апреля. К Потапию Корниловичу сходить. С постным маслом не есть ничего, особенно постного пирога на ночь: вредно, изжога вредная, непрестанная, неудобоваримость, крепит. Покушал я постного пирога вечером, и сильно закрепило живот: рожном стал он у меня в боках. Лососину на ночь не есть, молоко не пить [...], во рту дурно, как от смолы. 14 июля 1875 г. Жене директора реального училища Акафисты. 31 января 1876 г. 27 . марта. (Гомеловскому) книга и другому (...). Николай Матвеевич Федоров: две книги – «Духовные Беседы» 1869 г. и Творения Отцов, часть П. Катерине, жене дворника, дано в долг три рубля 16 сентября 1875 до 1-го октября. Начало. Не бойся призраков бесовских. Написать, с Божией помощью, науку о богослужении и отпечатать ее наилучшим образом, с картинками и с великолепною обложкою. Ныне и форма много значит у людей. 26 января 1875 г. Полно есть молоко в постные дни под предлогом немощи: молочная пища увеличивает немощь духа, искушения вражии, страсти укрепляет, преткновения умножает, посмеянием от бесов делает. 14 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010