Подобное нечто бывает и в театре. Тут простой человек принимает на себя для потехи публики разные роли, которые чем ближе к действительности выполняет, тем больших заслуживает рукоплесканий от публики: он представляет собою роль и царя и простолюдина, и разбойника и мирного гражданина, и дышащего злобою и влюбленного до страсти, и полководца и поселянина, и мужчину и женщину, он то смеется, то плачет – словом, изменятся в тысячи видов. Но больше на театре любят смеяться, смешить. А между тем посмотрите, что делается в нескольких шагах от театра, не говоря о других частях города, других городах, селах. Сколько бедности, бедствий, слез! Вот театр, вот зрелище бедствий! Для чего бы не изобразить на словах пред людьми этих бедствий действительных, чтобы возбудить в слушателях сострадание, милосердие и вызвать действительную помощь? Но тогда мы не обогащали бы актеров? Понятно. Актеры, в конце концов, заботятся только о себе, о своем кармане – до бедного [человечества] им и дела нет. И вот мы обогащаем шарлатанов-актеров за их выдумки, лицедейство, фразерство, за их иллюзии! О, как мы виновны пред Богом и людьми! Мы веселимся, а между тем что делается на белом свете? Вся земля, кажется, на военной ноге, народы и племена друг на друга враждуют, друг на друга готовят страшные орудия бранные или вступают в бой и в несколько часов или дней, как колосья, пожинают сотни тысяч людей! Мы всевозможно забавляемся от полного благосостояния и имущественного избытка, от сытости и пиянства, а целые населенные города или деревни, посещенные гневом небесным за грехи, плачут, воют, потому что у десятков тысяч людей нечего есть, негде приютиться, нечем одеться! Но таково самолюбие и сластолюбие человека, что было бы ему хорошо, а другие как хочешь неси свое горе. А Евангелие говорит: носите бремена друг друга [ Гал. 6, 2 ] ; не о себе только каждый заботься, но каждый и о других [ Флп. 2, 4 ]. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию [ Рим. 15, 2 ]... Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор. 12, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Помни слова Спасителя: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство [ Лк. 12, 32 ], то есть Небесное. Как это утешительно для отрешившихся от благ мира сего и презирающих плоть свою. Далее что говорит? Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее [ Лк. 12, 33 ] (а земное оскудеет рано или поздно или же смертию взято будет от нас). Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет [ Лк. 12, 34 ]. Как хорошо с сокровищем земным перенести на небо и сердце свое. Это есть награда щедрому и непристрастному к земным благам. Сердце же пристрастившихся к тленному богатству – на земле, а не на небе: они не думают о небе, им мила только земля и блага земные, к небесному у них нет никакого вкуса. Как скоты, они смотрят только в землю и не подъемлют духовного взора горé – они не знают, что значит горé иметь сердца! Очисти, Господи, сердце мое, во еже 108 любити ближнего моего, яко себе. Что ты возмущаешься настоящим состоянием вещей и малодушествуешь, видя богатых, скопляющих великие богатства, ядущих и пьющих роскошно, одевающихся богато и живущих в палатах великолепных и презирающих нищих лазарей? Настоящая жизнь несть развязка всего, и нынешнее положение вещей не есть окончательное, – развязка будет в другой жизни: тогда богатые будут самыми бедными и жалкими, не имея духовного сокровища, из-за богатства погубившие душу, тогда первые будут последними, а последние первыми [ Мф. 19, 30 и др.]. Ходи вслед и единыя погибшия овцы, дóндеже 109 обрящеши ю. Погубив драхму свою (образ Божий), возжги светильник (слово Божие) и помети храмину (покаяние, пост, молитва , милостыня) и ищи прилежно, дóндеже обрящеши (нового человека в себе). Слыша пение и лики 110 [ Лк. 15, 25 ] – образ веселия в дому Отца Небесного по случаю обретения погибшего сына. Таково богослужение наше, стояние в пении ликов. Лик поет. Что за торжественные гласы в нашем богослужении! Это ангельское и человеческое торжество об искуплении погибавшего рода человеческого страданиями и смертию Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Помните, непрестанно помните, что ваши души по образу Божию, и более всего в мире сем тленном цените бессмертную душу свою, а также помните, что она падшая, помраченная, обезображенная, обессиленная, уязвленная, умерщвленная страстями, и всеми силами с помощью благодати Божией восставайте ежедневно от вашего падения, спасайте, еже 112 по образу и подобию, восстановляйте благолепие образа Божия, его силу, святость, правду, врачуйте язвы всеисцеляющим врачевством молитвы, воздержанием, покаянием, причащением Святых Таин, воскресайте от мертвых, по Писанию: востани, спяй [рус.: спящий], и воскресни’ из мертвых, и осветит тя Христос [ Еф. 5, 14 ]. Еще повторяю, дорожите в себе тем, что дороже всего мира – бессмертною, разумною, свободною, по образу и подобию Господа душею своею. Если вы не любите горячо Господа Бога как Творца вашего и всего мира, как Промыслителя, Спасителя, Благодетеля, то возлюбите Его по крайней мере по самолюбию, то есть из любви к вам самим, или к душе, которая столь сродна Богу, как Его изображение, как Его подобие. Не любите сладострастной и многострастной, тленной плоти, которая скоро прейдет, которая льстит вас непрестанно, как диавол, обольщающий всю вселенную, обманывает, губит вас, удаляет от Бога и жизни вечной и от того, что есть едино на потребу. Вы восхищаетесь красотой тленных вещей – воображайте чаще нетленную, несравненную доброту и красоту лица Божия, положившего отпечаток Своей красоты на всех тварях истлевающих, нетленную красоту святых Ангелов и святых душ человеческих, ликующих на небеси пред престолом Божиим и наслаждающихся невыразимым Божеством. Вы прельщаетесь для наслаждения минутного земными сладостями и из-за пристрастия к ним оставляете сладость духовную, благодатную, вечную, сладость союза души с Богом, от Которого она произошла, забываете блаженство вечное на небесах. Вспоминайте же для охлаждения души к временным удовольствиям и радостям наслаждения духовные, вечные, несравненные, происходящие от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Обетования Божии верны и непреложны, ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас [ 2Кор. 1, 20 ]. Не прилепляйтесь к исчезающему, любите вечное. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела [ 1Кор. 6, 13 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Помню, каким радостным для меня открытием в юности были строки в послании св. ап. Петра о том, что Господь не забыл уничтоженного Им предпотопного человечества, не пренебрег этими душами, но вывел их из ада, когда созрело обеспеченное их уничтожением дело спасения человеческого рода. Ап. Петр пишет: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши... Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божиему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, т.е. восемь душ, спаслись» ( 1Пет. 18:20 ). Итак, выполняя завет того же апостола Петра, по слову его, «Будем всегда готовы всякому требующему у нас отчета в нашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением». Древние Месопотамские записи и повествования Святой Библии В 1872 году известный английский ассириолог Георгий Смит, заслуживший наименование родоначальника Британской ассириологии, сообщил, что среди клинописных таблиц, поступивших в Британский музей из библиотеки Ашурбанипала, ассирийского царя, он открыл древнее вавилонское сказание о Всемирном Потопе, во многом совпадающее с библейским о том повествованием. Враги нашей веры, которых уже и тогда было много, имевшие уже и тогда значительное влияние на общественные и научные круги, с готовностью подхватили это известие и истолковали его, как свидетельство о несамостоятельности Библейского писания и его полной зависимости от древних языческих месопотамских преданий, Большинство христианских апологетов, отстаивая безупречную правду и самородность Священного Писания, пробовали опорочить новое открытие ссылкой на его недостоверность. Но новые открытия в Месопотамии только подтвердили подлинность открытия Г. Смита. Появились новые версии предания о Потопе не только на вавилонском (аккадийском) языке, но и на древнейшем – сумерийском (в г. Ниппуре), потом появились древние переводы этого сказания (до 1700 г. до Р. X). на хеттский и хуаритский языки, так что достоверность сказания о Потопе в месопотамской клинописи была удостоверена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

После обедни. Благодарю Небесное Милосердие, ниспославшее мне паки жизнь небесную, силу, крепость, мир, дерзновение, здравие в причащении Божественных Таин. Обедню служить было очень трудно от вчерашней излишней сладкой пищи (киселя) и молока. Вечер. Десять часов. Вот как уязвлена моя душа, точно жалом смертельным, от слов прислуги, что свояченица Анна безвременно пьет сырые сливки как молоко! Наука – не гоняться за сластями, а презирать их! У меня есть Плоть и Кровь Сына Божия – что этого дороже, жизненнее? Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную [ Ин. 6, 54 ]. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне г и Я в нем – говорит Господь [ Ин. 6, 56 ]. Что же после этого мне нужно? Какая пища, какое питье? Тленное ли и ничтожное предпочту нетленному и бесконечно важному? Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [ 1Кор. 6, 13 ]. О любви ревнуй, о любви к Богу и ближнему, а не о млеке и сливках или каких-либо сладостях, или каких-либо отличиях и преимуществах, или о деньгах и каких-либо вещах – всё это и самое тело обратятся в тлен, в ничто; о сродстве душ, о любви взаимной ревнуй, а не ищи неестественного, мертвенного слития, совокупления души с тленною вещественностию – это действие диавольское, это извращение природы. О, как до сих пор уязвлена моя душа, утратившая сейчас любовь к сестре Анне и возгоревшаяся враждою и завистию, конечно и алчностию! Каюсь пред Господом, испытующим сердца и утробы! Господи! Даждь мне любить сестру ради Тебя и ради образа Твоего в ней, ради членовности ее со мною и с Тобою, ради Твоей бесконечной благости, Твоего к нам долготерпения, Твоих бесчисленных к нам щедрот! Сам лаком, а лакомых в доме не терплю! А не смертный ли грех – лакомство, не к блуду ли ведет лакомство? Не от Бога ли удаляет лакомство? Не грубеет ли сильно сердце от лакомства? Не от лакомства ли и пресыщения впали во всякие грехи жители Содома и Гоморры? Не в сытости ли хлеба и в изобилии вина состоял грех их?.. Помни, что лучше быть обидимым, нежели обидеть кого-либо, особенно вдову и сироту. Помни, что вражда на кого-либо глубже и глубже вкореняется, если будешь допускать сердиться на кого из-за чего-либо, а это последнее дело. Ни на кого никогда и ни из-за чего не сердись: ни за правду, ни за неправду; не давай места диаволу, всех обнимай любовию, ни на кого не приходи в раздражение. Помни же: береги, храни паче зеницы ока любовь в сердце. Иногда враг нарочно введет кого-либо в искушение, чтобы в твоем сердце возбудить ненависть к искушенным и тебя смутить и расстроить, – не колеблись, не смущайся, не воспламеняйся духом вражды. Перенеси спокойно, с молитвою в сердце о согрешающих, а когда успокоишься, тогда, если они подчиненные, сделай кроткий, иногда строгий выговор в допущенном преступлении, чтобы оно сделалось им горько.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прости приимше... искренно, простосердечно. Суша и море, реки и озера приносят тебе, человек, дары Божии; тебе, наконец, преподает Себя Сам Сын Божий в Своей Плоти и Крови – чего тебе еще недостает? А ты сколь неблагодарен? Сколь бесчувствен и несмыслен? Утреня изображает явление Христа во плоти, также воскресение, последовавшее рано утром, и Церковь поет с Ангелами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение... Бог Господь и явися нам... и тропарь воскресный; также Хвалите имя Господне... Благословен Господь от Сиона (ибо от Сиона, из Иерусалима пришел Господь), живый во Иерусалиме. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко ввек милость Его, – ибо Он по обетованию Своему явился к нам, сирым и нищим, и спас нас явлением Своим во плоти, в страданиях, смерти и воскресении. Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко ввек милость Его, – ибо в конец веков пришел на землю и искупил ее от тьмы и сени смертной. О, неизреченно благ Господь и неизреченна милость Его! Благословен ecu , Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися... и пр. Видите, какая строгая внутренняя связь, какая последовательность в ходе утрени и в воспоминаемых событиях, предреченных пророками в Ветхом Завете, особенно праотцами и пророком Давидом! Канон есть торжественная песнь верных явившемуся Господу, в которой прославляются Его величайшие благодеяния погибавшему роду человеческому и вместе выражается величайшая греховность потомков Адамовых, крайнее их растление и крайняя нужда в Спасителе, их торжествующая радость по явлении, которая рукоплещет рождшемуся от Девы Богу Слову, – радость, в которой христиане приглашают принять участие и пророков Ветхого Завета, предрекших явление Бога во плоти (Исайе, ликуй...); стихиры на Хвалитех также торжественно прославляют Бога воплотившегося попеременно с ветхозаветными пророками: сначала поются ветхозаветные стихи из псалмов, а потом новозаветные песни. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф. 20, 28 ]. Кому послужил Господь? – Нам – грешным, ленивым, нерадивым, злым, горделивым, гневливым, сластолюбивым, блудным, корыстолюбивым, корысти земные возлюбившим, а не души, кои суть величайшие корысти паче всего мира; честолюбивым, суетные почести возлюбившим, земные и тленные, а не почести сынов Божиих, наследников Царствия Небесного и горнего звания. Подражай и ты Сыну Божию и служи всем грешным, как и ты, а не праведным только. Да и кто праведен! Точию Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рим.7:16 .  Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, Апостол сознает, что его действия не согласны с его внутренними склонностями. Хотя он поступает против закона Божия, тем не менее он не может не сознавать, что закон собственно достоин всякого уважения (добр – по греч. καλς – собственно: прекрасен). Рим.7:17 .  а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Здесь Апостол вовсе не хочет оправдывать себя – он говорит это только для того, чтобы яснее изобразить свое бедственное состояние. Его личность, его я – уже перестало быть хозяином в своем собственном доме! Там распоряжается только грех. Что может быть невыносимее такого подчинения? Рим.7:18 .  Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Апостол еще обстоятельнее раскрывает пред читателями всю бедственность своего состояния. – «Не живет во мне, то есть во плоти моей». Сказавши, что доброе не живет в нем, Апостол сейчас же выражением «то есть» ограничивает сказанное, чтобы не подумали, что в нем вообще, во всем его существе нет никакой доброй мысли, доброго чувства и желания. Он говорит, что именно в плоти его не живет доброе. Очевидно, что он различает в себе две стороны: я и плоть (телесно-материальная сторона). Его я, как он сказал уже выше, оценивает закон Божий по достоинству и стремится к добру, но плоть не дает возможности удовлетворять такому стремлению. Плоть здесь, таким образом, выступает, как седалище и область господства греха в человеке. В плоти живет грех и отсюда он стремится привести к гибели всего человека. Чуждая – очевидно, темная, демонская – сила завладела плотскою стороною человеческого существа и не дает возможности жить и развиваться добрым задаткам. Так посаженный среди крапивы цветок быстро заглушается крапивой и увядает! – «Желание добра есть во мне». Апостол как бы осматривается вокруг, в сфере своей внутренней жизни, и усматривает, что есть в нем добрые желания и намерения, но нет – прекрасных дел! (по новейшим изданиям, это место читается так: «но соделания добра нет!» – Слово «нахожу» признается излишним прибавлением, так как его нет в большинстве наиболее древних кодексов. См. изд. Tishendorf a Novum Fest gr. 1872 г.),

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Св. Василий Великий Если Бог есть праведный Судия, не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой - червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной - геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, а другой - тьмы кромешной, где один доведен до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в притчах во глубине преисподней (Притч. 9, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во глубине преисподней, терпят легчайшее мучение Св. Иоанн Златоуст Не за все грехи одинаково наказывает Бог; но есть многие и различные наказания, смотря по времени, по лицам, по достоинству, по разуму и по многим другим обстоятельствам. Тяжесть греха увеличивается от того, совершен ли он сознательно, или бессознательно; и от места, на что Сам Христос указывает: между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35); и от качества самих преступлений, и от лиц. Подобным образом, если кто превосходит своею беспечностью самых плохих людей, что Бог порицает у Иезекииля в следующих словах: даже не поступаете и по постановлениям язычников (5, 7); когда кто-либо не исправляется даже примерами других; когда кто не пользуется особенным промышлением: если бы в Тире и Сидоне явлены бъии силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф. 11, 21, 22). Видишь ли совершенную точность, и то, что не все за одни и те же грехи получают равное наказание? И мы, если не воспользуемся долготерпением Божиим, подвергнемся большему наказанию. Это подтверждает ап. Павел: по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев (Рим. 2, 5) Примечания 1 беседа на Евр. СПб., 1861, с. 21-25. 9 беседа на 1 Кор., ч. 1. СПб., 1860, с. 149-163. Творения, т. V. М., 1872. Краткие правила, 267 вопр., с. 346-347/

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Се, иже мягкая носящая (мягко, льстиво говорящие) в домех царских суть. Разумеются придворные льстецы и роскошно живущие. Что смотреть ходили вы в пустыню?.. человека ли, одетого в мягкие одежды? [ Лк. 7, 24 – 25 ]. (А Предтеча носил грубую одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, как бы вывеску своей суровой и строгой жизни и строгой и на вид грубой правды.) Правда груба, да Богу мила. Благодарю Господа, благопоспешествующего мне в учреждении братства для попечения о бедных и располагающего ко мне сердца моих прихожан. Дерзаю о Господе. В шестом классе гимназии читал сегодня письма блаженного Иеронима Стридонского 11 к Евстохии девственнице; между прочим, он описывает суровость своей жизни, хлеб и воду, и то иногда чрез неделю, возлежание на голой земле, непрестанную молитву. Я не подражаю, окаянный, ни одному святому и не тружусь ради Господа и спасения души своей. Работавшим в моем саду двум нищим дано и сегодня одному 22 с половиной копейки, другому (парню из дома Климова) 17 с половиной копеек с тем, чтобы работали и не приходили ко мне. Но зачем я из-за праха ярюсь? Зачем скорблю? Смущаюсь? Господи! даждь мне любовь, тишину, кротость, незлобие и совершенное бесстрастие! 2-го мая телеграмма из Рузы о смерти отца Григория Ивановича Цветкова; в шесть с половиной часов вечера служил я панихиду в соборе за упокой его души. Человек есть образ Божий, а иерей – сугубо образ Божий, как носящий на себе сан и образ Христа – священника по чину Мелхиседекову. Сам Господь да помилует иерея Своего, простив ему всякое прегрешение вольное и невольное. А нашему убожеству да даст Господь благодать и силу любить почившего брата нашего искренно и по смерти его, с усердием вспоминая его в молитвах. Даруй, Господи, почитать и любить всякого человека, как созданного по образу Божию, да возлюбим всем сердцем и Самого Первообразного. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? [ 1Ин. 4, 20 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сей Младенец руководствовал отцами, соорудившими храм сей… Не соблазняйтесь возрастом Младенца, ибо Он и Младенец, и Собезначальный Отцу, подлежит счислению времени, и никто не может исповедать род Его; Он и немотствующий Младенец, и вместе Дарующий мудрость и Отверзающий уста; родившийся от Девы и Непостижимый; зримый и Необъятный». Трогательная встреча Священник Предтеченский. «Духовная беседа», 1872 Когда в сороковой день по Рождестве Спасителя принесли Его, – Младенца Иисуса, в иерусалимский храм, чтобы совершить над Ним законный обряд; там, между прочими, встретил Его Симеон старец, – взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля ( Лк.2:22–40 ). Какая трогательная встреча! Убеленный сединами старец встречает в храме сорокадневного Младенца Господа, – и о чем думает? Чего желает себе? С какой молитвой обращается к Нему? Божественному Младенцу предрекает величие и славу; а себе молит смерти и радуется ее приближению: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Казалось бы, преклонному старцу, при виде жизни, только что начинающейся, и при виде Самого Источника и Подателя жизни, всего естественнее было пожелать себе жизни и помолиться о ее продолжении, а Симеон вспоминает о смерти и смерти просит себе как счастья. Что это значит? Ужели он тяготился жизнью? И разве может человек безтрепетно думать о смерти и радоваться ее приближенно? Может, если живет так, как жил некогда Богоприимец, который был праведен и благочестив и чаял утехи Израилевы. Что такое земля для праведника? Место ссылки, место странствования, цель и предел которого не здесь, – в вечности. Разве узник не тяготится узами и не ждет освобождения от них? Разве путник счастливым себя считает в многотрудном пути и не радуется при мысли, что близка его родина? Что такое земная жизнь наша? Это поле брани, на котором мы век свой сражаемся, где плоть наша воюет с духом, добрые наклонности со злыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010