Осуждение филетизма/этнофилетизма на Константинопольском Соборе 1872 г.: критические замечания Источник Скачать epub pdf Содержание 1. Ересь этнофилетизма как инструмент обвинения инакомыслящих 2. Святой и Великий Собор 1872 г. versus Болгарский Экзархат 3. Обвинение в ереси этнофилетизма от Анфима IV (Тамвакиса) 4. Заключение комиссии от 12 сентября 1872 г.: основная логика 5. Орос Собора 1872 г.: русский перевод с комментариями «Святого и Великого Собора, в Константинополе созванного в 1872 году, в первый индиктион, в месяце сентябре. 6. Оценки и исходное значение Ороса Константинопольского Собора 1872 г. Выводы Послесловие Источники Литература Список сокращений     Ряд современных греческих богословов, сторонников теории первенства Константинопольского Патриарха, настаивают на том, что: этнофилетизм – это самая страшная ересь современности, которая состоит в доминировании национального начала над религиозным; этнофилетизм противоречит идее земного первенства Константинопольского Патриарха; именно этнофилетизм был соборно осуждён на Константинопольском Соборе 1872 г., и это осуждение сохраняет своё значение на все оставшиеся времена; в современном мире увеличивается как роль Константинопольского Патриарха, так и роль национализма, который вступает в противоречие со вселенским церковным началом в лице Константинопольского Патриархата. В действительности же оказывается, что сторонники неумеренного первенства Константинопольского Патриарха: во многом отождествляют «вселенскость» Константинопольского Патриархата с греческой национальной идентичностью; отождествляют свои нынешние «права» и «привилегии» Константинопольского Патриарха с теми правами и привилегиями, которые действительно существовали в прошлом, но носили ограниченный характер по сравнению с декларируемыми сейчас; настаивают на земном первенстве Константинопольского Патриарха в очевидном противоречии с церковной традицией 1 ; ограничивают в правах другие Поместные Церкви; для сохранения своих позиций преувеличивают значение этнофилетизма, как и значимость Константинопольского Собора 1872 г., который не был Вселенским (и к тому же не был поддержан главами других Поместных Церквей – об этом чуть ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Дневник 1871–1872 гг. Алабышеву, Сильверствову, Левицкому книги 30 сентября 1871 г. Сделано. (Об Ольге из [деревни] Гасселовича похлопотать.) Еще в трех классах книги у двух. На леднике стоят три бутылки с 5-го августа хереса, сотерну и рогому 1 . Сахар взят у Калашникова 27 августа – голова 4 рубля 68 копеек по 18 копеек. 5 рублей [отдано], надо [получить] – 32 копейки. Вьюшку в печи кабинетной переменить. Письмо написать Евдокии Михайловне, в Боровичи. Бамо и Коргуеву сказать, чтобы пришли в среду; на будущей неделе во вторник святых апостолов Петра и Павла. Евдокии Гавриловне Александровой дана книга 27 января 1872 г. Жития святых. У [К.] книга. У Сапожн. певчего – книга. Сотерн – очень полезное вино. Молиться за Агафию и Гавриила, живущих, – о здравии и спасении. 3 рубля вчера я дал нищим, чтобы купили одежду и работали, а на меня не надеялись: одному бедному, тонкому, другому будто чухонцу, а третьему – столяру. 2 сентября. Отцу Александру Невскому послать пять экземпляров своих бесед и семь экземпляров «Страданий святой великомученицы Евфимии». Верховцев делает в Святейшем Синоде кресты наперсные по 17 рублей за крест. Слуге Екатерине черного хлеба не доверять: крадет много (NB). 24 июня 1871 г. Сказать проповедь о необходимости приходского попечительства на основании повествования евангелиста Луки в Деяниях апостольских и слов апостола Павла: точию [рус.: только] нищих да помнима [ Гал. 2, 10 ]. 10 февраля 1871 г. Заплачено за книгу 65 копеек у М.А. Туркина. Стекло разбилось в лавке при моем входе в нее. Должное по сбору всё отдается братии, а колосья, оставшиеся после жатвы на нашем поле или с чужой нивы, отдаются нищей братии [ Лев. 19, 9–10; 23, 22 ]. 21 апреля молебен к Тимофею Алекс.: дочь Александра – именинница. К Доброхотову молебен в 8 часов. 13 января 1872 вечером в 9 часов подал одному нищему 40 копеек на одежду: заметь, употребит ли на одежду, пойдет ли на работу; перестанет ходить ко мне попрошайничать или нет?! Малый рост. [Солдатский] сын. 27 января 1872 г. мещанину Викторову, живущему на горе в доме Дмитриева, дал один рубль в долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Апрель 27-го апреля 1872 года Четверг Фоминой недели. 21 мая. Воскресение. Неделя о слепом. К славе благодати Божией, обновляющей меня. Спиридон [Недельнович] сказал мне сегодня ( 20 октября 1872 г. ), что я на лицо очень молод, юноша. Это от причащения Святых Таин, от моего всегдашнего покаяния. В горной части милостию Божией собрано мною с крестом животворящим (слава Кресту Господню – кроме бесчисленных благ духовных, еще и пищу с питьем и одежду нам подающему) в день святых апостолов Петра и Павла тридцать пять рублей (исключая нищенских), а протоиереем отцом Павлом в той же части прошлый год собрано только 12 рублей. Ныне в соборной части 75 рублей, а отец Матфей – 58 рублей. 30 июня 72 г. Письма в Рузу. [...]. Сколь должен быть возвышен и велик, чист душею священник, совершающий молитвы о людях пред престолом Божиими и совершающий Страшные Тайны! И сколь бедны и недостаточны мы к такому великому и превысокому делу! Как мы обнищали! Как мы мерзки и бессильны! Где дух святыни? Где дух любви нелицемерной? Где дух кротости и незлобия?.. Где сердце чистое, объемлющее любовию всех как братий, как членов своих? О, как глубоко поругано естество мое сатаною и в моем естестве человечество! И сам я презрен в очах моих, и люди, даже высокие власти, как ту же скверну греховную носящие! Но я паче всех поруган и осквернен во глубине, и люди предо мною – ангелы! Я должен всех почитать, любить, особенно высокие и низкие власти, как благоденствию моему и Отечеству моему установляемые, ибо это орудия благости Божией, и в свое время и в своем месте каждая из них приносит великую пользу мне и Отечеству, – да приношу же и я свою долю пользы по благодати Божией. 25 августа 1872 года. Пятница. При чтении акафиста Покрову Божией Матери я ощутил чрезвычайную грубость и черствость сердца от излишнего ядения мясной телячьей студени и фарша мясного с капустой и жирным соусом. Тысячу раз я ощутил себя дурно после пресыщения! Я был сам не свой и дома, и в церкви, и в гимназии. 30 сентября 1872 года. Одиннадцать с половиной часов ночи. Господи, помилуй!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Речь ответная воспитанницам Епархиального женского Училища при выпуске в 1872 году. (4 июля 1872 года) Любезные воспитанницы! Утешаемся вашими прекрасными чувствами благодарности и скромности, при выходе из училища. Благослови вас Господь Бог на многотрудный жизненный путь. Поверьте, если бы ваше счастие сколько-нибудь зависело от наших благожеланий, то мы бы вас осыпали ими. Ваше счастие, ваше нравственное преуспеяние, ваше всяческое благоустройство – будет истинною нашею радостию, нищим высоким утешением и, выражаясь грешным человеческим языком нашею гордостию. К сожалению, не все то легко, чего нам хочется. И вы, и мы все подчинены разным не зависящим, от нас обстоятельствам. Молим Господа, чтобы Он устроил эти обстоятельства все к лучшему и к лучшему для вас и для нас. С своей стороны – даем слово содействовать вашему будущему благоденствию столько, сколько от нас будет зависеть, и во всем, что будет в наших силах. Наипаче же положите самое крепкое упование свое на Господа Бога, и поберегите те теплые чувства религиозные, о которых вы сейчас сами говорили. С ними вы нигде и никогда не пропадете, чтобы там ни ожидало вас в жизни, ибо милость Господня… на боящихся Его, и правда Его на сынах и дщерях,... помнящих заповеди Его творити я ( Пс. 102:17 ). Будете помнить Господа и волю Его, – Он ли забудет вас?... Предчувствуем, и даже видим, что вы переполнены теперь самыми прекрасными намерениями, мелькают и блещут у вас светлые надежды, а молодые и свежие силы стремятся к благородному труду. Поскорее приложить свои знания к делу, заняться обучением безграмотных деревенских детей, зажечь добрую и святую искру в этих существах, растущих в полном небрежении, заслужить благодарность их родителей, усовершенствовать себя в познаниях и разных житейских искусствах, жить в тиши наедине с благодатной сельской природой, и там явить в себе привлекательные образцы скромности, благоговения, чистоты, трудолюбия и прочих добродетелей, вот у вас что теперь на уме, – не так-ли?... Да, мы знаем, что так именно мечтает непорочная н благовоспитанная юность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения на Преображенском кладбище. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1872. Год утраты:приблизительно 1930 Архитектор:П.Ю. Сюзор Адрес: Санкт-Петербург, проспект Александровской Фермы, д. 20. Координаты: 59.853397, 30.441084 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда городские кладбища оказались переполненными, при Городской думе была образована комиссия для устройства новых, за городом, вдоль железных дорог. 1 декабря 1872 г. такое кладбище открылось на 10-й версте Николаевской железной дороги, близ станции Обухово. Здесь кроме православных стали на особых участках хоронить также католиков, лютеран, евреев и караимов. Одновременно с работами по устройству кладбища, по проекту П.Ю. Сюзора было начато строительство из дерева временной церкви в русском стиле. Ее закладка состоялась 6 августа 1872 г., и уже 19 ноября викарный епископ Кексгольмский и Ладожский Тихон освятил шатровый храм, вмещавший 500 человек. В 1874 г. он был оштукатурен снаружи. Образа для церкви написала петербургская артель художников, икону „Св. Александр Невский“ – акад. Н.П. Петров. Звонница находилась на деревянных воротах. В 1902 г. храм был отремонтирован, но по-прежнему считался временным. В Петербурге, в конце Полтавской улицы, вблизи Николаевского вокзала, арх. И.А. Мерц и Д.В. Люшин в 1872 г. возвели здание приемной станции с деревянной часовней Пресвятой Троицы, где гробы ожидали отправки на кладбище по железной дороге. С освящения более 40 лет прослужил в церкви прот. Никанор Петрович Бобров; перед революцией настоятелем состоял прот. Алексий Андреевич Чужбовский, расстрелянный в 1937 г.

http://sobory.ru/article/?object=37165

Январь 1 января 1872 1-е января 1872 года было для меня крайне тяжелым временем с шести часов утра до девяти, то есть во время утрени и ранней обедни; внутренность наполнена была каким-то тернием; грудь была бессильна, голос дрожащий, трудный, нечистый, как у козла; раздражительность в высшей степени, подозрительность в злоумышлении всех окружающих меня; пакости врага во мне непрестающие, назойливые, паление лютое, уныние адское. После причастия исцелился духом и телом, когда пришел домой и отдохнул с полчаса. Благодарю Господа! Молебны служил со дерзновением, свободно, с чувством. Накануне был на поминках у скоропостижно умершего без покаяния Василия Родионова; дома вечером пил довольно чаю с вином и с сахаром внакладку, пил херес, пил сливки, сдобную булочку съел с маслом и тем засорил желудок и сердце. Погода переменилась с холода на теплую; облачно, снег. 2-е января 1872 г Благодарю Господа, по неизреченному Своему человеколюбию сподобившего меня совершить победоносно, хотя и в немощи души и тела, Божественную литургию (охрипший голос) и причаститься в мир душевных сил, в очищение и пространство души и в исцеление тела Божественных Таин (хрипота вскоре прошла). Вечерню служил бодренно, непреткновенно. Славлю силу и помощь Господа. 3 января От употребления густой пищи (пирога и жирной индейки) и кипяченного с сахаром коньяку (ложки) голос опять охрип, вследствие холодной погоды. На полунощнице едва мог говорить, на утрени несколько поправился голос. Ектению великую говорил с Божией помощию непреткновенно. Канон читал сам я. Дьячок Кутузов на полунощнице не был. Проспал. Слава и благодарение благопоспешному во всем Господу, даровавшему мне силу не прогневаться на дьячка во время службы и после оной. Литургия. С большим нравственным и физическим трудом совершил литургию по причине безголосицы, а безголосица – от ядения накануне с вечера не в меру пирога с сигом. Раздражительность ужасная на диакона и на сторожа Николая, впрочем скрытая в себе и тем более мучительная; диакон плевал на пол в алтаре, и это ужасно меня раздражало; подпевал во время пения причастна, и это меня бесило до того, что не мог победить чувства неприязни к нему во время причастия и причастился в осуждение: вражие жало злобы одолело и мучило меня до конца обедни и после оной. Едва мог покаяться и одолеть его: слабость моральная и физическая необыкновенная! Внутри точно остны 117 . Золотуха разлилась от пшеничного пирога до крайности. Я мучался долго, наконец Божественное милосердие помиловало меня, и я по употреблении Святых Даров успокоился. Слава Тебе, Господи! слава долготерпению Твоему! Вечерню служил также охриплым и болезненным голосом. Та же раздражительность во время и после вечерни; перед домом раздражился на нищих и двоих крепко выдрал за волосы, особенно мальчика лет двенадцати. Сегодня дал парню на пилу 1 рубль 25 копеек. Обещал трудиться и не беспокоить меня больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

XV. Петровское общество вспоможения бедным (при Введенской церкви) Учреждение общества. – Первый год. – Дневной детский приют. – Богадельня для престарелых. – Пожертвования А. И. и Н. С. Кашинцовых и постройка обществом собственного дома. – Постоянный детский приют. – Библиотека. – Пожертвование И. М. Веретенникова. – Новый дом общества. – Третий дом, построенный на капитал А. А. Лисенковой. – Дом трудолюбия. – Церковь и пожертвование О. И. Дубышевой. – Маловишерский санаторий для слабых детей. – Новое пожертвование А. А. Лисенковой и расширение богадельни. – Лазарет. – Заметка о детском приюте. – Пожертвование А. А. и С. А. Кашинцовых и взнос А. Б. Враского. – Убежище для взрослых калек. – Краткий обзор некоторых сторон жизни и деятельности общества. – Деятели и благотворители. – Замтки. «Общество вспоможения бедным в приходе Введенской церкви, что на Петербургской стороне», учреждено в память исполнившегося в 1872 году двухсотлетия со дня рождения императора Петра Великого и с высочайшего соизволения наименовано Петровским. Открытие общества состоялось 22 октября 1872 года. По своему уставу общество в общем не отличалось от других, ранее его открытых, приходских благотворительных обществ. Почин в учреждении общества принадлежал настоятелю Введенской церкви, протоиерею Г. А. Смирягину и некоторым прихожанам. Устав подписан, кроме протоиерея Смирягина, священником С. И. Прозоровым, диаконом Н. И. Добронравовым и церковным старостой Н. А. Ивановым . В списке членов, приложенном к уставу, напечатанному в 1872 году, значатся фамилии Авериных, Жуковых, Елисеевых и другие, всего 129 лиц. Конец первого года насчитывал уже 238 членов. С первых же дней общество удостоилось получить пожертвования от высочайших особ: от великой княжны Марии Александровны, от великих князей Владимира, Сергия и Павла Александровичей. Из прочих жертвователей И. А. Аверин, В. А. Аксентьев, А. И. Кашинцов, А. А. Лисенкова и П. Д. Мальцев пожертвовали по 100 рублей. Приход первого года выразился в цифре 5,953 рублей. Расходы предстояли значительные, так как Петровское общество в ту пору было единственным на всей Петербургской стороне, которая принадлежала к беднейшим частям столицы. И общество, имея дело с «огромным множеством» лиц, находящихся в совершенной нищете, не надеясь на свои местные средства, обращалось и к сбору пожертвований вне Введенского прихода, хотя этот сбор, как оказалось впоследствии, совершенно не оправдал возлагавшихся на него надежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XXIV. Наши современные проповедники публицисты («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева. Москва 1873. – Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища священником А. М. Иванцовым-Платоновым. Москва. 1873 г.) Мы не запомним времени в нашей духовной литературе, когда бы проповеднические сборники, и при том более или менее ценные, являлись в таком изобилии, как два-три последние года. Г. Вольф продолжает, хотя к сожалению слишком медленно, выпускать том за томом, свое двойное эльзевировское издание – «Полного собрания сочинений» и «Избранных сочинений» – покойного преосвященного Иннокентия Херсонского . Ко дню годовщины смерти покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского, в прошлом году, в книжных магазинах Москвы и Петербурга появился в продаже первый том нового издания «Сочинений покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского», предпринятого в Москве, по поручению родственников почившего святителя, протоиереем Павлом Казанским и священником Константином Богоявленским. Издатели держатся не систематического, а хронологического порядка издания, и первый том содержит в себе проповеди от 1803 года по 1821 г. Изданы весьма объемистые тома проповедей покойных преосвященных: Николая, епископа Тамбовского и Шацкого (Тамбов, 1872 г.), и Тимофея, архиепископа Смоленского и Дорогобужского (Смоленск 1873 г.), и здравствующих поныне преосвященных: Арсения, митрополита Киевского («Толкование на первые двадцать шесть псалмов – из бесед, говоренных в Варшаве», Киев, 1873 г. и «Собрание слов, бесед и речей», часть первая, С.-Петербург. 1873 г.), Антония, архиепископа Казанского (Казань, 1872 г.), Иоанна, епископа Полтавского (Полтава, 1873 г.), новый том бесед, слов и речей преосвященного Макария, епископа Орловского и Севского (Орел, 1873 г»), слова и речи Сергие, епископа Курского и Белгородского (Курск, 1871 г.), преосвященного Алексия, епископа Екатеринославского («Слова сказанные в Томске и Екатеринославле», Екатеринославль, 1873 г.), Софонии, епископа Новомиргородского (Херсон, 1872 г.), преосвященного Феофана, бывшего епископа Тамбовского («Беседовательное толкование второго послания к Солунянам», Тамбов, 1873 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Карта и ближайшие объекты Казанский монастырь основан в 1872 г. Первоначально здесь существовала женская община, основанная на средства кн. Путятина в 1872 г. Позднее она была обращена в монастырь. В обители находятся: собор в честь Казанской иконы Божией Матери, храм в честь Андрониковой Богородицы, храм во имя св. Сирина и св. мц. Неонилы под колокольней и построенная в 1990-е годы часовня в псевдорусском стиле. Главной святыней монастыря была икона Андрониковой Божией Матери древнего греческого письма (украдена из церкви в 1984 г.). В 1991 г. обитель передана Русской Православной Церкви. Казанский монастырь, общежительный, в городе Вышнем Волочке. Основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины. Здесь находится греческая икона, представляющая собою поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта святая икона сначала была домашней святыней императора Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (в Греции); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 году в Грецию, святая икона была перенесена настоятелем Агапием в город Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын которого в 1839 году пожертвовавл ее императору Николаю I; в Санкт-Петербурге святая икона до 1868 года хранилась а Зимнем Дворце, а до 1877 года в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 года она и была перенесена в Казанский монастырь. Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Собор иконы Божией Матери Андрониковская В 1897-1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00313

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010