Гатчина. Кафедральный собор Павла апостола. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1852 г. архитектором Р. Кузьминым. Приделы: святых Константина и Елены, св. Александра Невского, Божьей Матери " Утоли моя печали " . Действует. За Госпитальной площадью перспектива проспекта Императора Павла I размыкается Соборной улицей. Первоначальное название улица получила после постройки в 1846-1852 годах по проекту Р. И. Кузьмина городского собора во имя апостола Павла. Монументальный пятиглавый собор дал еще один высотный акцент, разнообразив живописными очертаниями трехъярусных колоколен и куполов силуэт Гатчины. В декоре собора использованы переработанные мотивы древнерусского и отчасти византийского зодчества. Исключительным мастерством отмечены орнаменты, капители и барельефы, исполненные известным скульптором-модельщиком И. Дылевым. Три придела собора - апостола Павла, Марии Магдалины и Константина - были украшены иконами и росписями кисти академиков живописи П.М. Шамшина, Ф.А. Бруни, А.Ф. Перница, М.И. Скотти, А.А. Зеленского, В.А. Серебрякова, Ф.С. Завьялова. Пятиглавый четырехстолпный собор святого апостола Павла - одно из лучших церковных сооружений всей С. Петербургской губернии. Место для соборного храма во имя апостола Павла, тезоименитого основателя Гатчины указано было лично самим государем. Величественная постройка освящена в 1852 году. К собору принадлежат две каменные часовни. Композиционным центром Гатчины стал собор во имя св. ап. Павла, с приделами Марии Магдалины и Константина и Елены. Составление проекта было поручено профессору архитектору Роману Ивановичу Кузьмину (1810-1867), одновременно осуществлявшему перестройку Гатчинского дворца. Собор, заложенный 17 октября 1846 г. был освящен митрополитом Никанором (Клементьевским) 29 июля 1852 г. Строился он на средства, отпущенные из государственного казначейства. Гатчинский Павловский собор представляет собой ценный памятник эпохи заката классификации и возрождения композиционных приемов и архитектурных форм древнерусского зодчества. Поиски национальной выразительности церковной архитектуры привели к выработке в 1830-х гг. " русско-византийского " типа храма.

http://sobory.ru/article/?object=00533

94. Ходатайство Митрополита Филарета о пострижении в монашество с назначением настоятельницею Спасобородинского монастыря, находящейся в числе сестер оного, княгини Софии Волконской 2 Сентября 1852 г. В Сентябре 1852 года Преосвященный Филарет вошел в Св. Синод с ходатайством следующего содержания: «В Спасобородинском монастыре уже четыре года имеет пребывание, в качестве послушницы, вдова княгиня София Волконская, урожденная княжна Урусова. Послушанием ее было прежде чтение в церкви; а в нынешнем году служение при общей трапезе сестер. Самый род сего последнего послушания показывает, что она проходила и проходит возлагаемые на нее послушания со смирением. Постоянно соблюдала она свойственное монашеской жизни воздержание и прилежание к молитве. И потому по справедливости должна быть признана удовлетворительно выдержавшею, положенный в законе, трехлетний, пред пострижением в монашество, искус. В нынешнем 1852 году вошла она ко мне прошением, об определении ее в число сестер Спасобородинского монастыря, и, как по сношению с гражданским начальством препятствия не оказалось, то и определена 28 Августа, а 29 облачена в рясофор. По требованию обстоятельств, нахожу необходимым неотлагательно просить разрешения Св. Синода о пострижении ее в полный монашеский образ. Побуждающие к сему обстоятельства суть следующие: Когда скончалась Спасобородинского монастыря игуменья Мария, тогда не имея в виду между сестрами сей обители приготовленной к занятию настоятельской вакансии, и не находя удобным назначить из другого монастыря, по общежительному характеру Спасобородинского, я поручил временно управление оного, одной из старших в нем, монахинь Палладии, а между тем истребовал от каждой монахини представления мне в закрытом конверте имени сестры, достойной избрания в настоятельницы. По вскрытии мною конвертов, большинство избирательных голосов оказалось в пользу вышеозначенной княгини Волконской Софии, что ныне рясофорная монахиня. При дальнейшем наблюдении за действованием монахини Палладии, она не оказывает довольной деятельности в управлении, и значительное число сестер обители уже открытым письмом просили меня о назначении настоятельницею рясофорной монахини Софии. Посему и нашел я нужным ныне же распорядиться, чтобы сия приняла участие в делах монастыря, в надежде, что сие испытание приведет к полному убеждению в способности и достоинстве ее занять место настоятельницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ароди. Церковь Николая Чудотворца. Kosas Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1893. Архитектор: Я.Ф. Бауманис Адрес: Латвия, Цесисский край, Скуйенская волость, Ароди Kosas baznca, Arodi, Skujenes pagats, Csu novads, LV-4143 Координаты: 57.083282, 25.388341 Проезд:Автобусом из Риги и Цесиса. на запад от Скуене) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Козенгофский приход Святителя Николая Мирликийского. В п.1 Церковной Ведомости Козенгофской церкви (за все годы), пишется, что приход открыт по Указу Св.Синода от 17.06.1852 г. за 511. В архивном деле 1248, начатом 05.08.1852 г., записано: 05.04.1852 г. Рижский военный губернатор А. Суворов известил владыку Платона о том, что с его стороны для образования Козенгофского прихода препятствий нет. В исторических документах Козенгоф впервые упоминается в 1582 году, приписан в дальнейшем к Шуиенской (ныне Скуенская) волости, Венденского уезда. В Рижскую Духовную Консисторию 20.09.1854 года представлен Договор: «...Мы, нижеподписавшиеся: мызы Фоссенберг (сегодня - Кечу) отставной порутчик Вальтер и Венденский благочинный священник протоиерей Александр Мутовозов, заключили договор: Я, помещик арендатор Вальтер даю в наём Рижской епархии находящийся у меня в аренде мызы Фоссенберг, для помещения Козенгофской православной церкви и её причта с приходской школой весь старый мызный деревянный дом, состоящий из 9 комнат, 2-х кухонь и 1-й кладовой. В доме могут поместиться: церковь — в зале; в 4-х комнатах, с одной части дома — священник, в 2-х смежных комнатах - приходская школа, а на второй половине дома из 2-х комнат с кухнею и особым выходом – для причетников...». Церковь освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С 26.08.1855 г. арендатору Вальтеру назначено по 300 рублей в год из Духовно-учебных капиталов Рижской епархии. Позднее на суммы Рижской епархии в мызе Козенгоф (сегодня Коса) был построен школьно-молитвенный деревянный, на каменном фундаменте, дом. 5 мая 1890 года приход обозревал прибывший в 11 часов епископ Рижский и Митавский Арсений.

http://sobory.ru/article/?object=07689

И.А. Поляков, М.А. Смирнова Сочинение аббата Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» 1852 г. и его перевод на русский язык членами первой Русской духовной миссии в Иерусалимев Иерусалиме Источник Статья посвящена работе членов первой Русской духовной миссии в Иерусалиме – архимандрита Порфирия (Успенского) , иеромонаха Феофана (Говорова) и студента Петра Соколова – над переводом сочинения французского аббата Ж.-И. Мишона. Публицистическая брошюра Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» вышла в Париже в 1852 г. и содержала предложения по справедливому урегулированию спора между христианскими конфессиями за обладание святыми местами Палестины. В разгар Крымской войны перевод сочинения был поручен членам РДМ в Иерусалиме. В статье прослежена история работы над переводом, а также дана характеристика недавно обнаруженному подносному экземпляру перевода, хранящемуся в собрании П. Н. Тиханова в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. На основе текстологического анализа черновой рукописи из СПФ АРАН и беловой из ОР РНБ были исследованы этапы перевода и его редактирования. Ключевые слова: Русская Палестина, Русская духовная миссия, Иерусалим, епископ Порфирий (Успенский) , Ж.-И. Мишон, Крымская война, рукописные памятники. На протяжении всей своей истории Палестина была причиной религиозно-политических конфликтов между мировыми державами. В середине XIX в. результатом внешнеполитических противостояний за обладание христианскими святынями стала Крымская война, в которой Россия громко заявила о своих притязаниях на присутствие на Святой Земле. Помимо существовавших взаимоотношений, связанных с церковно-политическими вопросами, с середины XIX в. наблюдается активное научное и культурное «проникновение» на Восток русских писателей, ученых, художников. В 1847 г. с учреждением Русской духовной миссии в Иерусалиме постоянное проживание русских ученых и священнослужителей на Святой Земле получило законное основание и создало предпосылки для систематического изучения истории, археологии, памятников культуры и традиций христианской Палестины. С этого момента начался новый этап в истории русского присутствия на Святой Земле, в последние годы ставший объектом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Из воспоминаний протоиерея С. С. Модестова 250 . – Прохождение академического курса (1852–1856 гг.) В 1852 году мы кончили семинарский курс 251 . На выпускном экзамене депутатом от Академии был у нас профессор протоиерей Петр Спиридонович Делицын, замечательный знаток святоотеческой литературы, главный тогда академический деятель по изданию «Творений святых отец». На экзаменах у нас он не столько нас слушал, сколько говорил сам, и мы с жадностью слушали его глубокомысленные объяснения самых трудных богословских вопросов и ясные толкования недоуменных мест из Священного Писания . Многое из этой области мы впервые услышали от высокоученого богослова, чего не мог нам сообщить наш о. ректор Леонид 252 , преподававший богословие и не особенно далекий в знании этого предмета. При весьма благодушном отношении к нам добрейшего экзаменатора о. протоиерея Петра Спиридоновича, прикрывавшего наши не очень удовлетворительные богословские познания своими беседами на экзаменах, они у нас прошли благополучно. Потом и на так называвшемся тогда публичном экзамене в присутствии митрополита Филарета, академических и лаврских гостей, благодаря расположению святителя к о. ректору Леониду, все обошлось без всяких замечаний святителя, обыкновенно весьма строгого ценителя знаний. Мне, как я помню, на этом экзамене, по бывшему у нас учебнику Антония, пришлось отвечать о протестантских учениях об евхаристии. Я отвечал весьма твердо о разных изворотливых до тонкости мнениях протестантских богословов по этому превыспреннему догмату. Митрополит, не все дослушав, только сказал: «Довольно». После всех экзаменов, при составлении выпускных списков, я был поставлен на третьем месте: первым Амфиан Степанович Лебедев, вторым Илья Федорович Касицын, и мы все трое были назначены к поступлению в Академию. Подробнее о них будет сказано ниже. Приятно было, как всегда и прежде, отправляться домой на каникулы на отдых после трудов учебных, но для нас, назначенных в Академию, предстоял еще вступительный экзамен в Академию, и во время отдыха пришлось и об этом подумать, хотя можно было быть уверенным, что примут, так как не было примера, чтобы из наших семинарий кого-либо не допустили – были бы только удачны сочинения (экспромты), а на устные ответы тогда не обращалось внимания. Потому я, по крайней мере, спокойно отдыхал, изредка только заглядывал в семинарские учебники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Линдо-Пустынь. Церковь Жён-мироносиц. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в 1852 г. благодаря стараниям нижегородского купца М.П. Смирнова и церковного старосты А.Е. Грачёва. В январе 1888 года церковь посетил епископ Модест. Первый храм был срублен в 1654 году и посвящен Святым Женам мироносицам с приделом великомученика Димитрия Солунского. В 1772 году на смену ветхому поставили новый храм. На его колокольне имелось шесть колоколов: большой в 30 пудов, восьмипудовый повседневный, остальные меньшего веса. Церковь имела тесовую крышу и главу, крытую листовым железом. Погост был обнесен оградой из бревен. Епархиальное руководство постоянно отмечало «очень усердное служение» местных священников, особенно отца Ераста Ступинского. Трёхпрестольный каменный храм появился в 1852 году стараниями нижегородского купца Н.П. Смирнова и церковного старосты А.Е. Грачева. Это кирпичный пятиглавый храм с двухпридельной трапезной и шатровой колокольней. Главный холодный придел посвящался Святым Женам Мироносицам, а теплые – Великомученику Дмитрию Солунскому, Святым Апостолам Прохору, Никанору, Тимону и Пармену. В приходе значилось семь деревень: Яблонное, Ногаево, Охлобыстино, Шпынево, Хорино, Петухово, Оголихино. Прихожан до 900 человек. Решения о закрытии храма не было, но он перестал действовать после ареста в 1936 году священника В.С. Медведева. Каменное здание не использовалось, поэтому хорошо сохранилось, ждёт заботливых рук. Описание по материалам книги: «Борское Заволжье в фотографиях » Первая деревянная церковь была построена в 1654 году и посвящена Святым Женам Мироносицам и имела придел великомученика Димитрия Солунского. В 1772 году в связи с ветхостью на месте старого храма был построен новый деревянный храм, который простоял до постройки каменной трехпрестольной церкви в 1852 году. Пятиглавый храм в русско-византийском стиле был построен из красного кирпича и имел двухпридельную трапезную с шатровой колокольней. Главный холодный придел в честь Святых Жен Мироносиц, теплые приделы посвящены святым апостолам Прохору, Никанору, Тимону и Пармену и великомученику Дмитрию Солунскому .

http://sobory.ru/article/?object=15019

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНТИНИЙСКАЯ И КИНУРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μαντινεας κα Κινουρας], епархия Элладской Православной Церкви, кафедра в г. Триполи, кафедральный собор - во имя свт. Василия Великого. До того как в 1852 г. была создана Мантинийская и Кинурийская архиепископия, историческое развитие Мантинии и Кинурии шло разными путями. Мантиния составляла важнейшую часть Амиклской епископии (с Х в. древняя Тегея стала именоваться Амиклий, Эниклий, а затем Никли), к-рая в 1804 г. объединилась вместе с патриаршей экзархией Триполицы (ныне Триполи) и образовала Амиклскую и Триполицкую епископию (с 1817 - митрополия, в 1819 в нее вошла Аковская епископия). Кинурия же не входила целиком в одну церковно-адм. единицу. В приморской части Кинурии в XI-XIV вв. существовала Писская епископия, подчиненная Лакедемонской митрополии. Не позднее кон. XIII в. почти вся Кинурия была переподчинена Монемвасийской митрополии. Реонтская и Прастская епископия, которая охватывала по большей части обл. Цаконию, подчинялась Монемвасии, в 1812 г. она была возведена в ранг митрополии. Вост. часть Кинурии с Астросом входила в Аргосскую и Нафплийскую митрополию. Активное участие в греч. национально-освободительной революции 1821-1829 гг. приняли митрополиты Реонтский и Прастский Дионисий (Пардалос) и Амиклский и Триполицкий Даниил (Панайотопулос). После смерти Даниила в 1831 г. местоблюстителем вдовствующей кафедры был назначен Феодорит, еп. Вресфенский. В 1833 г. в результате церковно-адм. реформы на территории новообразованного нома Аркадия были созданы 4 епископии: Мантинийская и Мегалопольская (кафедру к-рой занял бывш. митрополит Амиклский и Триполицкий Дионисий), Кинурийская (которую возглавил бывш. митрополит Реонтский и Прастский Дионисий), Эриманфийская и Гортинская. В 1852 г. Мантинийская и Кинурийская епархии были объединены в Мантинийскую и Кинурийскую архиепископию. На ее кафедру был избран Феофан (Сьятистевс; 1852-1868), к-рый в 1821 г.

http://pravenc.ru/text/2561862.html

Ошлань. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Алексия, человека Божия , Гурия Казанского и Варсонофия Тверского Архитектурные стили: Вятская школа , Барокко Год постройки:Между 1772 и 1778. 1815 - колокольня, 1852 - перестроена трапезная. Адрес: Кировская обл., Богородский район, с.Ошлань Координаты: 57.958211, 50.50301 Проезд:Выезд из Кирова по ул. Ленина и далее по трассе Р-169 на Кумены. Через 41км. после ж/д переезда, левый поворот на Вожгалы – Богородское. Через 50км. от поворота, не доезжая д.Таранки, правый поворот по указателю на Ошлань. От поворота 4,5км. Церковь расположена в юго-западной части села, по ул. Кирова. Всего от ж/д вокзала г.Кирова до церкви порядка 110км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы , 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.   Богородский район, Ошланское сельское поселение, село Ошлань. Заложена в июне 1772 года с благословения епископа Варфоломея на средства прихожан. Освящение придела в теплом храме во имя Алексия Человека Божия произошло в ноябре 1778 года. Главный престол в холодной церкви в честь Троицы освятили 4 октября 1788 года. В 1852 году по проекту «архитекторского помощника» А.С. Андреева трапезная была перестроена с добавлением нового придела, посвященного Гурию и Варсанофию Казанским Чудотворцам, который освятили в феврале 1864 года. Отдельно стоящая колокольня построена в 1815 году. Последняя, капитальная перестройка и расширение теплой церкви произошли в начале XX века. В композиции церкви выделяется четверик холодного храма под четырехскатной кровлей, усложненной овальными, идущими от полуглавий к основанию завершения поднятиями. Увенчан четверик двумя ярусами световых восьмериков под выпуклыми барочными кровлями с луковичной главкой и кованым крестом. Складывается впечатление, что кровля четверика могла быть поднята во время одного из ремонтов, и цокольная часть нижнего светового восьмерика оказалась скрытой под ней. Это, естественно, отразилось на пропорциональном соотношении четверика и восьмериков, при котором последние явно проигрывают в объемных и линейных сочетаниях. Плоский пространственный объем трапезной, перекрытый большой по площади двускатной кровлей, связывает храм с доминирующей вертикалью колокольни. Однообразие ее прямоугольных в плане ступенчатых ярусов компенсируется выразительным сложным завершением, состоящим из аттика над фронтонами, люкарн, пьедестала и короткого конусовидного шпиля с основанием в форме гофрированного цилиндра. Шпиль так же увенчан сохранившимся четырехконечным крестом с яблоком под ним. Портики, которые увеличивали объем нижнего яруса колокольни, утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=12644

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава двадцать четвертая. Жатва смерти 1852–1856 «Свобода или смерть!» – девиз многих столетий. Как будто человек вечно выбирает, на ком из двух этих сестер жениться. А порой приглядишься – сестры-то близнецы! Как только где-то крикнут: «Свобода!» – тут же вскоре жди, что прокричат: «Смерть!» И пойдет страда. На сей раз Россию ждала страда севастопольская. Она начнется вот-вот, но уже несколько лет птицы свободы и смерти мельтешили в воздухе, приглядываясь, кого клюнуть. Эта гибельная жатва началась Великим постом 1852 года, когда умер Гоголь. Пять лет со дня выхода «Выбранных мест из переписки с друзьями» продолжался его медленный и в то же время стремительный уход из жизни временной в жизнь вечную. Освистанный и непонятый, он отправился в Иерусалим. Там в награду за молитвенное усердие наместник патриарха митрополит Петрас Мелетий наградил его маленькой частью от камня Гроба Господня и частью дерева от двери храма Воскресения, которая сгорела во время пожара 1808 года. Из святых мест Николай Васильевич вернулся еще более уверенный в своем призвании. «Всякому человеку следует выполнить на земле призванье свое добросовестно и честно, – говорил он в 1850 году. – Чувствуя, по мере прибавленья годов, что за всякое слово, сказанное здесь, дам ответ там, я должен подвергать мои сочиненья несравненно большему соображенью и осмотрительности, чем сколько делает молодой, не испытанный жизнью писатель». Говорят о болезни, которая якобы охватила Гоголя и свела в могилу, говорят о психическом расстройстве. Нужно же говорить о его излечении от той болезни, которой заражено подавляющее большинство человечества, и болезнь эта – суета мира. Многие отмечали некое необыкновенное спокойствие, поселившееся в Николае Васильевиче. «Четвертого дня приехал сюда Гоголь, возвращаясь из Иерусалима, он, кажется, очень и очень успел над собою, и внутренние успехи выражаются в его внешнем спокойствии», – писал из Киева живописцу Александру Иванову предприниматель, славянофил Федор Васильевич Чижов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Спасск (акватория Куйбышевского водохранилища). Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты 31 августа 1851 года. Спасский купец Корноухов заключил договор с помещичьими крестьянами села Ключищи Свияжского уезда, согласно которому они обязались выработать в своей местности тесовый камень для строительства спасского Собора. 20 мая 1852 года. Из акта по освидетельствованию места под строительство Троицкого Собора. «1852 года мая 20 дня Казанский губернский архитектор, Академик Иннокентий Платонович Бессонов…прибыл в город Спасск. С членами Строительного Комитета свидетельствовали и испытывали земляной грунт под предполагаемое к построению каменного здания Троицкого Собора и нашли, что на плане местность постройки показана на том самом месте, где в настоящее время существует деревянная церковь, которую при самом начатии работ следует сломать и через это город не будет иметь у себя в продолжение нескольких лет, пока не сделается новое здание, для отправления богослужения никакого храма. Для построения же временной церкви, Комитет, по ограниченности своих средств, никакой возможности не имеет… Господин архитектор при всех присутствующих свидетельствовал материалы для строения приготовленные, как то: кирпич, бутовый камень, известь и прочее и нашёл все заготовленные материалы в дело совершенно годными. А для производства каменных работ рекомендует известного ему каменных дел мастера, крестьянина Семёна Петухова, за знания которого ручается совершенно... " Господин архитектор также рекомендовал для прочности главного купола начать постройку церкви одновременно с трапезой, которая, видимо, служила с западной стороны храма упором и противодействующей силой на распор столбов, поддерживающих купол. А для отопления он предложил устроить «амосовские» печи, предварительно сделав для них подвалы, а во время самой кладки проводить в стенах трубы. 15 июня 1852 года. Заключен контракт с каменщиком Семёном Андреевичем Петуховым, который обязался произвести постройку каменного Собора согласно проекту, в планах, фасадах и разрезах: под фундамент рвы вырыть глубиною четыре аршина, кладку кирпичную начать железняком, не доходя до горизонта земли восемь вершков…

http://sobory.ru/article/?object=57480

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010