Собирая малорусские думы, молодой этнограф-любитель встречался и с другим этнографическим материалом и не упускал того, что само плыло в его руки. Заезжие ходебщики-словаки познакомили его со своими песнями, которые он, не зная еще словацкого языка, записал и издал ( " Словацкие песни " , Харьков, 1832). Офени заинтересовали его своим тайным языком и дали материал для более поздней работы " Офенский язык в России " ( " Отечественные Записки " , 1839).С южным славянством юноша Срезневский знакомился по кое-каким книжкам Вука Караджича, по путешествию Фротиса в Далмации и т. д. Статья о " Сеймах " для " Очерков России " Вадима Пассека (писаная в 1837 - 1838 гг.) дала ему повод ознакомиться с известными фальсификациями Ганки " Суд Любуши " и Краледворской рукописью, в подлинность которых он горячо верил в течение всей своей жизни. Интересовался он и французской философией (Вольтер, Кондорье, Бейль, Тюрго), религией Авесты у египтян, скандинавскими сагами и т. п. В 1839 г. Срезневский выехал за границу, где провел почти три года, путешествуя (часто пешком) по Чехии, Моравии, Силезии, Лужицам, Крайне, Штирии, Хорутании, Фриулю, Далмации, Черногорью, Хорватии, Славонии, Сербии, Галиции и Венгрии, изучая местные говоры, собирая песни, пословицы и другие памятники народной словесности, знакомясь с бытом и нравами славян и других местных народов. Живые, нередко яркие, хотя иногда и беглые " Путевые письма " его к матери дают живое впечатление о разнообразии умственных его интересов ( " Путевые письма Измаила Ивановича Срезневского из славянских земель " , 1839 - 1842, Санкт-Петербург, 1895; отд. оттиск из " Живой Старины " , 1892 - 1893 г.). Вернувшись из-за границы осенью 1842 г., Срезневский занял новую кафедру славистики в Харькове. Еще будучи заграницей, Срезневский начал печатать разные статьи по своему новому предмету (отчеты министру в " Журнал Министерства Народного Просвещения " , путевые письма в " Отечественных Записках " , чешском журнале чешского музея и т. д.). Его блестящие лекции привлекли многочисленных слушателей достоинствами изложения и " панславистским " направлением. В тоже время он написал ряд статей и работ по славянским литературам: " Исторический обзор серболужицкой литературы " (1844), " Очерк книгопечатания в Болгарии " (1845), " Взгляд на современное состояние литературы у западных славян. Вук Степанович Караджич " (1846), по славянской мифологии - " Об обожании солнца у древних славян " (1846), " О языческом веровании древних славян в бессмертие души " , докторская диссертация " Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям " (Харьков, 1846), " Исследования об языческом богослужении древних славян " (Санкт-Петербург, 1847), рецензии на выдающиеся явления современной научной литературы и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

По окончании с степенью студента семинарского курса наук отправлен начальством Екатеринославской семинарии, по вызову, в Киевскую Духовную Академию для продолжения наук, в состав XI учебного курса ее, где и обучался с 1 сентября 1839 по 12 июля 1843 года. Закончив образование академическим курсом наук с причислением к первому разряду воспитанников, определен в той же Академии учителем по классу немецкого языка в низшем оной отделении, с жалованьем 321 рубля и 75 коп. в год. 1843, 25/31 окт . Перемещен на кафедру греческого языка в том же отделении Академии, с оставлением за ним до времени и класса немецкого языка. 1845, 1 июня. Утвержден Святейшим Синодом в степени магистра богословских и словесных наук с выдачею и узаконенного диплома, и вследствие чего переименован бакалавром Киевской Д. Академии. 1845, 29 окт. Вследствие поданного по начальству прошения , пострижен в монашество в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры священноархимандритом оной, высокопреосвященнейшим митрополитом Киевским и Галицким Филаретом, причем наименован, по приключившемуся святому дня, Антонином. 1845, 7 ноября. Тем же высокопреосвященнейшим митрополитом и там же рукоположен, в соборной церкви Лавры, в иеродиакона. 1845, 18 ноября. Тем же и там же рукоположен в иеромонаха. 1845, 21 ноября. Получил из Духовно-Учебного [Управления] при Св. Синоде присвоенный, степени магистра, крест. 1846, 20 февр. Определен помощником инспектора Д. Академии (безмездно). 1846, 11 сент. По поручению Академического Правления занимал временно кафедру нравственного богословия в Высшем отделении Академии с 1846, 24 окт. Назначен членом внутреннего правления Академии по учебной части. 1847, 15 февр. Награжден от высокопреосвященнейшего митрополита Филарета «За верную службу Церкви», при его служении в конгрегационной академической церкви, набедренником. 1847, 25 марта. Перемещен на кафедру библейской герменевтики и обличительного богословия, в той же Академии. 1847, 31 окт. Начал получать прибавочное жалованье по должности помощника инспектора Академии, в количестве 114 рублей 40 коп. в год. 1848, 13/19 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

16 декабря 1845 г. А. О. Смирнова писала Гоголю из Калуги: “В этом месяце узнала я более о России и человечестве вообще, чем во все мое пребывание во дворце” (Переписка Н. В. Гоголя. Т. 2. С. 167). Имеется в виду мещовский уездный судья Клементьев, о котором Смирнова рассказала в письме к Гоголю от 21 февраля 1846 г. (см.: Переписка Н. В. Гоголя. Т. 2. С. 182–183). Позднее, 18 января 1851 г., А. О. Смирнова писала Гоголю: “У нас были в Калуге выборы, я увиделась с мещовским судьей Клементьевым; он всему уезду показался так горек, что его чуть не забаллотировали, однако, он удержался на своем месте. Он любит свою должность, ею дорожит и говорит, что без нее не может жить. Клементьев был болен нервическим расстройством, но ему лучше, он очень набожен и пишет престранные вещи в религиозном отношении, не менее того очень замечательные. Мне сообщил свои мысли о мощах, которые он называет мощь — сила, храмина, опочивальня Духа Божия, нам дарованного. Это целая теория, и есть связь во всем, что он говорит и пишет. Замечательно это одинокое, безотголосное духовное развитие, совершенно оригинальное, которое не развилось от чуждого влияния, а вылилось вследствие страданий и непрестанной молитвы. Что будет далее с ним, не знаю; но он, конечно, очень замечателен” (Русская старина. 1890. 12. С. 662). вопрос чести (фр.). Имеется в виду преосвященный Николай (Соколов), в 1834 — 1851 гг. епископ Калужский. О нем Смирнова писала Гоголю 14 января 1846 г. (см.: Переписка Н. В. Гоголя. Т. 2. С. 174). Гоголь приводит строки из письма к нему А. О. Смирновой от 14 мая 1846 г. (см.: Переписка Н. В. Гоголя. Т. 2. С. 186). Русской помещик (Письмо к Б. Н. Б.….му) Главное то, что ты уже приехал в деревню и положил себе непременно быть помещиком; прочее все придет само собою. Не смущайся мыслями, будто прежние узы, связывавшие помещика с крестьянами, исчезнули навеки. Что они исчезнули, это правда; что виноваты тому сами помещики, это также правда; но чтобы навсегда или навеки они исчезнули, — плюнь ты на этакие слова сказать их может только тот, кто далее своего носа ничего не видит.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

С другой стороны, и сами студенты во время исполнения архим. Макарием ректорской должности привыкали относиться к своему инспектору с большим уважением, почему последующие распоряжения его, как инспектора, имели для них большую силу и авторитетность. Но как ни благоприятно было для Макария с этой стороны исполнение им ректорской должности, однако же эго обстоятельство имело и свои неудобства. В тех случаях, когда архим. Макарий исправлял должность ректора Академии, в его руках сосредоточивались такие разнообразные и ответственные обязанности, что они совершенно отвлекали его от ученых занятий, и Макарий, не смотря на всю свою выносливость, положительно изнемогал под бременем их и нередко жаловался на это в письмах к своим друзьям. В первый раз Макарий исправлял ректорскую должность в 1846 г. с 17 мая до 4-го августа 266 . В это время ректор Академии, преосв. Афанасий ревизовал Казанскую духовную Академию, и должность его, по поручению Св. Синода, исправлял архим. Макарий. Под председательством последнего происходили в 1846 г. и годичные испытания студентов Академии. «У нас», – писал архим. Макарий 24 июня 1846 г. С. А. Серафимову, «академическая новость та, что преосвященный ректор наш теперь ревизирует казанскую академию, и вот уже более месяца находится в отсутствии. Должность его многотрудную, по мере сил, несу я, с утверждения Св. Синода, а мою о. Феофан наш. Экзамен свой мы уже отбыли и празднуем вакацию» 267 . В другой раз архим. Макарий исполнял ректорскую должность в 1847 г. с 20 января по 25-е февраля, в промежутке между отбытием ректора преосв. Афанасия в Саратов и прибытием его преемника, архим. Евсевия 268 . Из письма архим. Макария к преосв. Иннокентию от 28 января 1847 г. видно, что во все это время он быль и редактором «Христианского Чтения», что, конечно, было сопряжено с большими хлопотами и потерею времени 269 . Наконец в 1848 г. с 4-го июня по 9-е августа мы снова видим архим. Макария исполняющим должность ректора Академии, по случаю назначения преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

487 См. там же во Внутр. Правл, за 1844 г дело 14; ср. там же Журн. во Внутр. Правл. за 18 октября 1843 г и за 21 окт. 1843 г. При представлении в возведению иером. Макария в звание экстра-ординарного профессора преосв. Афанасий 21 октября 1843 г. докладывал Правлению, что «иером. Макарий, состоя на службе третий год, должность свою проходит с особенным усердием в благоуспешностью в имеет основательные познания в своем предмете». 488 См. там же по Внутр. Правл. Журн. за 18 октября 1843 г. ср. арх. Киев. дух. Акад. по Внешн. Правл. за 1843 г. дело 489 См. там же по Внутр. Правл. Журн. за 22 апр. 1846 г. и по Внешн. Правл. Журн. за 19 марта 1846 г. При представлении «Истории Христианства в России» архим. Макария к публикации, преосв. Афанасий, между прочим, замечал в своей докладной записке от 19 марта 1846 г.: «это сочинение с пользой может быть читано как по духовно-учебным заведениям, так и вообще всеми любителями духовного просвещения». 492 См. Твор. свв. отцев 1884 г. кн. 2 стр. 548–549. Для суждения о приведенном отзыве преосв. Филарета следует сравнить отзыв или «мнение митрополита Филарета о сокращенной герменевтике», составленной архимандритом Афанасием См. Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Москов. изд. Преосв. Саввы т. III. СПБ. 1885 г. стр. 70–78 и 80–90. 494 См. там же стр. 709–710 ср. стр. 836. Справедливость требует заметить, что существуют иные отзывы о преосв. Афанасии. Разумеем отзыв архиеп. Никанора Бровковича . См. Наша светская н духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта-солиста А. Б-а. СПБ. 1884 г. ср. у И. А. Чистовича . Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПБ. 1894 г. стр. 347–353. 495 Разумеется преосв. Афанасий, который, как читателя сами могли заметить, был орудием обер-прокурора, графа Пратасова в его реформе наших духовно-учебных заведений 1840 г. и в других случаях. 497 Архимандрит Евсевий был назначен ректором С.-Петербургской духовной академии 17 января 1847 года, 24 февраля он прибыл в академию и 25 февраля введен в должность, а и. д. ректора архим. Макарий и и. д. инспектора Д. Ростиславов были уволены от занимаемых ими должностей. См. арх. С.-Петер. дух. академии по Внеш. Правлен. Дело 1847 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Прилож. 6) Отношение к графу Протасову от 6 апреля за о порядке производства причтам штатного жалованья посредством благочинных. Приложение 7) Отношение к графу Протасову от 18 июля за об обвинениях, взведённых жандармским генералом Бугсгевденом на местное Православное духовенство, будто бы оно удерживает в Латинстве Леонпольских прихожан. Это борьба за Леонполь. Бугсгевден стоял за Латинян, но неудачно. Досталось ему и в настоящем письме и в собственноручных моих письмах к графу Протасову. Впоследствии был осторожнее. Прилож. 8) Предложение консистории от 26 сентября за о штрафах на монашествующих, леностных к богослужению. Такие же штрафы применены впоследствии к кафедральному собору. Прилож. 9) Собственноручные письма мои графу Протасову, от 1 и 18 ноября за и приложенные в тетради под Из них, как из других подобных конфиденциальных моих писем, лучше всего можно судить и о моих предположениях, и о моих действиях, и о самом образе их и характере. Но пора расстаться с этим утомительным 1845 годом. Впрочем, он составляет эпоху и в моей жизни, и в жизни целой страны. Повторяю, однако же, что здесь только главные черты – за прочим необходимо бы проследить все мои протоколы. За наступающие годы постараюсь быть покороче. 1846 год 1846 год был весьма тягостен, по случаю сильного неурожая. Я просил пособия для своих чиновников. Учредил раздачу хлеба в своём доме неимущим, без различия вероисповеданий. Подобная раздача производилась не раз и впоследствии, деньгами или хлебом. Вообще, я не был скуп на подаяния во всё пребывание моё в Вильно, хотя и не раз обманывался. Впоследствии я любил назначать маленькое пособие от 2 до 5 рублей серебром, в определённый день года, по письменным видам, выдаваемым после точного удостоверения о бедности и обстоятельствах просящего. В сем году произвёл я весьма впечатлительный осмотр большей части епархии. Служил торжественно в девятнадцати местах в течение одного месяца. Для уразумения моих распоряжений на подобные случаи отсылаю к предложению моему консистории от 28 апреля за и отношению от имени эконома архиерейского дома к благочинным и настоятелям монастырей, где предполагались богослужения, по образцу отношения к архимандриту Игнатию от 29 апреля за Прилож.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

10 сентября 1846 года Если и с апостолами бывали беды во лжебратии 800 , то не надобно дивиться, если с нашей немощью встречаются скорби от несовершенства братолюбия. Вы не будете иметь недостатка в людях, но жаль душу, которая в пристани волнуется и хочет в путь, сама не зная куда. Пожелайте добра отходящей, как прибывающей, и останьтесь в мире. 7 октября 1846 года Ваш Ангел Хранитель учит Вас чисто созерцать Божественное в его безмерной высоте над ничтожностью человеческого (хотя и призванной в служение Божественному, по безмерному снисхождению), чтобы смирение было просто и чтобы под кровом его не скрывалось человекоугодия и кичливого хитрословесия собственного разума. Примите наставление и внимайте себе. […] 25 октября 1846 года Преподобной игумении Марии благословение Господне и мир. Силою Креста Своего да исцелит Господь всякую скорбь Вашу и да дарует Вам утешение духовное. Не зная в точности, какого рода молва о послушнице, огорчившая Вас, и из какого источника возникла клевета, не могу судить о сем определенно. Не думаю, чтобы игумения А[поллинария] пренебрегла, если бы могла, противодействовать клевете. Но клевета не просит позволения от начальствующих и не принимает от них приказаний замолчать. Могила игумении Марии и ее сына в Спасо-Бородинском монастыре Бородино. 1911 г. Фото С. М. Прокудина-Горского. Реставратор: Олег Поляков Говорил я Вам против обучения музыке. Если бы отказались от сего не очень монастырского занятия, менее было бы нужды в сношениях с людьми, подвергающимися толкам и пересудам. Правда, и пророк, видно, чувствовал тягость клеветы, когда написал: Избави мя от клеветы человеческой 801 . Но не надобно приписывать ей больше тягости, нежели есть. Иная клевета изгоняет, приводит в нищету, повергает в темницу – это тяжко. А то не легче ли, когда клевета проходит мимо ушей, как ветер? Вниди в клеть твою 802 и не слушай шума ветра. Сравните двух человек: оглаголанного клеветою и порицаемого справедливо. Который несчастнее? Конечно, порицаемый и виновный. Итак, подверженный молве клеветы не самый несчастный. И может быть, не несправедливо сказать о том человеке: счастлив, что оклеветан молвою и не обвинен совестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

[…] 8 июля 1846 года Пения по нотам я не запрещал, но пения партесного никогда в женских монастырях не находил порядочным и потому никогда не одобрял. В нем более труда, нежели пользы, – более тщеславия мнимым искусством, нежели назидания и помощи молитве. Учите, и пусть учат прочих утверждать церковный порядок на благоговении и страхе Божием. Тогда будет он хорош без умножения и разнообразия полицейских распоряжений. […] 15 июля 1846 года Апостол вечно не хочет делать невинного дела, если оно может послужить поводом к соблазну, хотя неосновательному. Не имам, мяса ясти и проч[ее] 628 . Не так ли должно и поступать? Или не вероятно, что может быть соблазн? Для меня сия невероятность, к прискорбию, опровержена. […] 20 августа 1846 года Чтобы отцы говорили о сошествии души Божией Матери во ад, – не знаю. Сошествие Спасителя имело особенную цель, Ему одному свойственную: сокрушить вереи вечныя, содержащия связанный 629 . То правда, что слово «ад» имеет в Священном Писании очень обширное значение. Если принять в рассуждение, что апостол говорит о духах злобы поднебесных 630 и что духам злобы свойственно быть в аде, то не придется ли заключить, что наш бедный мир, с одной стороны, по дару творения и по благодати искупления проницаемый благодатною светлой атмосферой неба, с другой, по бедственному греховному повреждению, не совсем заперт для расширившейся в нем темной атмосферы ада? Души, облагодатствованные и совершившиеся, исходя от тела, отражают сию атмосферу вселившимся в них благодатным светом, и, не ощущая ее, идут на небо; к душам менее очищенным, менее сильным в свете, она приражается – и вот мытарства. Но как бы то ни было, слава Божией Матери есть боголепная и беспримерная, и с сим сообразно будет представить, что когда слава сия открылась в духовном мире, преизобильный свет ее не только прошел до пределов чистого духовного мира, но, может быть, молнией проторгся и в некую часть, по крайней мере, атмосферы темной. Я выражаюсь о духовном частью образами видимого мира, не как удовлетворительными, но по нужде и неимению чисто духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По тематике и общему колориту рассказ родствен социально-нравоописательным, «физиологическим» очеркам 1840-х годов писателей «натуральной школы» В то же время психологически углубленные описания сна, кошмара, «амбиции», мучений совести героя в принадлежащих Достоевскому главах связывают эти главы не только в стилистическом, но и в более широком — идейно-тематическом — плане с хронологически наиболее близкими им произведениями молодого Достоевского— «Двойником» и «Господином Прохарчиным». Белинский (Отечественные записки. 1846. рекомендуя альманах читателю, отнес рассказ «Как опасно предаваться честолюбивым снам» к числу наиболее удачных среди помещенных в нем материалов, о которых критик писал, что это «болтовня живая и веселая, местами лукавая и злая» notes Примечания 1 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В. 30 т. Л., 1980. Т. 21. С. 133. 2 Достоевский Ф. M. Поли. собр. соч.: В 30 т. 1976. Т. 16. С. 329. 3 Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т. 18. С. 219. 4 Бонч-Бруевич Вл. Ленин о книгах и писателях (из воспоминаний)//В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1976. С. 698. 5 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. 1984. Т. 26. С. 167–169. 6 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. 1984. Т. 27. С. 65. 7 Пушкин. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1938. Т. 8. С. 144. 8 Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1964.Т. 1.С. 107. 9 См.: Полн. собр. законов Российской империи. Собрание 2. СПб., 1838. Т. 12 С. 206. 10 См.: Семенов-Тян-Шанский П. П. Мемуары. Пг, 1917. Т. 1. С. 196; Веселовский К. С. Воспоминания о некоторых лицейских товарищах//Рус. старина. 1900. С. 450–451. 11 Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М., 1987 С. 1-82. 12 Там же. С. 82. 13 Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983. С. 272. 14 Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. М., 1952. Т. 10. С. 43. 15 Северная пчела 1846. 30 янв. С 99 16 Там же 1 февр. С 107 17 См.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 493. 18 Рус. инвалид. 1846. 10 февр. С. 133–134. 19

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

С. 26. М. Невахович — продолжает свой «Ералаш». — Михаил Львович Невахович (1817–1850) — карикатурист; издаваемый им альбом карикатур «Ералаш» выходил в 1846–1849 гг. отдельными выпусками, по четыре тетради в год. Во второй тетради за 1847 г. был изображен автор повести «Деревня» (1846) Григорович в крестьянской избе, в момент, когда на него вылили ушат помоев. Под карикатурой была подпись: «Литератор натуральной школы изучает не совсем удачно нравы и сердце Акулины в деревне», что дало повод Ф. Булгарину насмехаться над темами и сюжетами «натуральной школы» (Северная пчела. 1847. 25 янв. 40 С. 27. …подробнее поговорим в другой раз о карикатурах г-на Неваховича… — Это намерение Достоевского не было им осуществлено. 41 С. 29. …готовы обвинить своего же собрата, может бить, и потому только, что он не очень кусается, как уже заметил раз Гоголь. — У Гоголя в «Шинели» (1842) сказано: «…он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин» (Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М., 1938. Т. 3. С. 141–142). 42 С. 30. ...пустится — в бретерство... - На эту тему был написан рассказ Тургенева «Бретер» (Отеч. зап. 1847. 1). 43 С. 30. ...с ума сойдет от амбиции... - Этот мотив был развит в «Двойнике» (1846). См.: наст. изд. Т. 1. 44 С. 34 …на жируэтку. — Жируэтка ( франц. girouette) — флюгер. 45 С. 38. И дым отечества нам сладок и приятен! — Слова Чацкого («Горе от ума», д. I, явл. 7) являются цитатой из стихотворения Г. Р. Державина «Арфа» (1798) («Отечества и дым нам сладок и приятен»; формула эта восходит к латинской пословице «Dulcis fumus patriae» («Сладок дым отечества») (лат.). 46 С. 40. …завтра — Марии Египетские-с… — День Марии Египетской отмечался 1 (13) апреля. 47 С. 43. …гусара, который на саблю опирался… — Подразумевается популярный романс М. Ю. Виельгорского на слова элегии К. Н. Батюшкова «Разлука» («Гусар, на саблю опираясь…», 1812–1813). Тот же романс вспоминает в «Преступлении и наказании» Катерина Ивановна. 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010