95 Аввакум (ок. 1610 или 1620–1681) – церковный и политический деятель, писатель, сельский священник Нижегородского уезда; в 1640-х гг. в Москве входил в состав близких к царю ревнителей православия. Выступил против церковных реформ Никона и стал вождем церковного раскола и старообрядческого движения; арестован в 1653 г. и сослан, возвращен в 1662 г. в Москву, где при поддержке своих сторонников категорически отказался согласиться с церковной реформой, в 1666 г. церковным судом лишен сана, сослан в Пустозерск, где в 1681 г. сожжен. Автор многочисленных богословских сочинений и «Жития» – памятника литературы XVII в. 96 Славинецкий Епифаний – украинский ученый, монах; с 1649 г. в Москве; «главный справщик» и переводчик Печатного двора. Полоцкий Симеон (1629–1680) – белорусский и русский церковно-общественный деятель, ученый, писатель, поэт (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович). Окончил Киево-Могилевскую академию, в 1656 г. принял монашество, с 1664 г. – в Москве, с 1667 г. учитель царевича Алексея, после его смерти – царевича Федора и царевны Софьи. Автор трактата «Жезл правления» (1667), стихов, проповедей, перевода Псалтыри. В 1665 г. возглавил Заиконоспасскую школу по подготовке кадров для центральных правительственных учреждений. В 1678 г. основал в Кремле типографию. 98 Валиесарское перемирие – договор о перемирии между Россией и Швецией, заключен в декабре 1658 г. в деревне Валиесари близ Нарвы. Русскую делегацию возглавлял А. Л. Ордин-Нащокин. Россия получила выход к Балтийскому морю; за ней на время перемирия (три года) оставались города (Юрьев и др.), занятые русскими войсками; восстанавливались торговые отношения между Россией и Швецией. 99 Коллинз Сэмюел (ум. до 1671) – врач царя Алексея Михайловича. Учился в Кембридже и Оксфорде. Приглашен в Россию в 1659 г., на русской службе до 1666 г. В 1671 г. в Лондоне опубликованы его записки «Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, жительствующему в Лондоне». 100 Андрусовское перемирие – договор на 13 с половиной лет между Россией и Речью Посполитой; завершило русско-польскую войну за Украину и Белоруссию (1654–1667 гг.). Подписано 20 января 1667 г. в дер. Андрусово (Смоленск. у.) со стороны России – А. Л. Ординым-Нащокиным и со стороны Польши – Ю. Глебовичем. России возвращались Смоленское и Черниговское воеводства, Северская земля, Стародубский повет; признавалось воссоединение Левобережной Украины с Россией; Правобережная Украина и Белоруссия оставались за Речью Посполитой, Запорожская Сечь – под совместным управлением. Киев с округой по Андрусовскому перемирию оставался на 2 года за Россией, но был удержан навечно по условиям «вечного мира» (1686 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

891). Указ 1681 года последствием своим имел то, что побеги крестьян и принимание беглых усилились более прежнего; и в 1682 году все помещики и вотчинники подали новым государям, царям Иоанну и Петру Алексеевинам, общую челобитную, в которой писали: «Что их крестьяне, подымаючи их на дальние службы и платя великим государем всякия подати, от них многие разбежались... а они от тех беглых крестьян многие разорились без остатку; а им за службами и за разорением о тех беглых крестьянах для проведыванья в дальние городы ехать не вмочь... А в прошлых годех при отце их государеве посланы были сыщики о тех беглых крестьянех во все Понизовые и Украинные городы; и в то время те сыщики беглых их людей и крестьян сыскивали и отдачи им чинили, и пожилыя деньги правили и наддаточные крестьяне имали... И по указу брата их царя Федора Алексеевича посланы указныя статьи во все городы о беглых крестьянех, а про наддаточные крестьяне в том указе отставлено; и воеводы в тех городех и Украинных городов помещики и вотчинники, проведав про тое статью, что наддаточных крестьян имать не велено, и тех их беглых крестьян принимают и держат за собою бесстрашно. И великие государи пожаловали бы их, велели им свой милостивый указ учинить, послать сыщиков во все Украинные и Понизовые городы; и за кем те беглые люди и крестьяне объявятся, высылать их за поруками к Москве, с теми их беглыми людьми и крестьяны» (ААЭ. Т. IV. 279). Вследствие такового общего челобитья вотчинников и помещиков, в том же 1682 году 1 декабря состоялся указ, которым отменен указ 1681 года и велено брать за беглых крестьян по-прежнему, за каждого беглого по четыре наддаточных крестьянина с женами и детьми (ПСЗ. 972). Потом, 3 января 1683 года, вместо наддаточных крестьян предписано за каждого беглого крестьянина платить их владельцам пожилого по 20 рублей на год (ibid. 985). Указ 1698 года, очевидно, мало имел успеха, подобно прежним указам; а посему 16 февраля 1706 года был издан новый указ, которым предписывалось, чтобы «приниматели беглых людей и крестьян без пеней и наддаточных крестьян, без сысков и челобитен сами присылали беглых людей и крестьян с женами и детьми и с их животы к прежним помещикам и вотчинникам немедленно и отвозили б к ним на своих подводах, и, конечно бы, о том чинили по сему указу, чтоб те беглые люди и крестьяне, за прежними помещики и вотчинники, на прежних местах с сего числа поставлены были в полгода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Но вот одна поручная запись, которая прямо говорит о праве перехода новопорядных крестьян в Юрьев день осенний. В поручной сей сказано: «Се аз Белевцы, посадские люди, Борис Матвеев Коноплин, да яз Тит Никитин сын Дубынин, да яз Белевский стрелец Михаиле Яковлев сын Грачов, в нынешнем в (1681) году ноября в 26 день поручился есмы по крестьянине Ивана Васильевича Киреевского , по Филиппу Иванову сыну, Козельской деревни Поветкиной в том, что ему Филиппу, за нашею порукою, жить в деревне Поветкиной за ним Иваном Васильевичем во крестьянстве и всякую работу работать с своею братьею в ряде, и тягло и всякая подать платить по очереди, с сего числа год до ста девяностого года, ноября по 26 число, и из-за него Ивана Васильевича не сбежать. А будет он Филипп за нашею порукою с сего числа года за ним Иваном Васильевичем во крестьянстве в деревне Поветкиной жить не станет, и из-за него Ивана Васильевича, не дождав года, сбежит; и на нас на поручиках вместо его всякая работа, и всякия подати, и платеж сполна взяти ему Ивану Васильевичу на нас порутчиках. И на то послух Яков Иванов сын Рогов. А поручную запись писал Белевския площади подьячей Федка Ярославлев. Лета 7189(1681) году ноября в 26 день» (Белев, вивлиоф. Кн. 2. Прилож. 3). Я не представляю здесь иных подобных записей, их довольно много осталось от конца XVII века. Даже в начале XVIII столетия почти до первой ревизии довольно еще было охотников из вольных государевых людей поступать в кабальное холопство или во крестьянство; бесприютная бродячая свобода постоянно почти оканчивалась добровольным принятием крестьянства, или кабального холопства, или поступлением в городское или сельское тягло. Бродячая воля, без средств к жизни, с одним только правом кормиться ручною работою, рано или поздно надоедала, и вольный государев человек охотно менял волю на возможность жить домом и хозяйством, хотя и на чужой земле, и с обязанностью быть крепким земле и землевладельцу. Второй вид – крестьяне исстаринные, по-прежнему жили общинами, и общинами определялись их отношения к землевладельцам; но в описываемое время, при большем развитии владельческой власти, отношения сии более и более стали определяться волею самого землевладельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОББС [англ. Hobbes] Томас (5.04.1588, Малмсбери - 4.12.1679, Хардуик), англ. философ и филолог, один из основателей рационалистической критики Библии. Его отец был сельским священником. Получив хорошее школьное образование в гуманистическом духе, Г. в 14 лет владел греческим и латынью и поступил в Оксфордский ун-т. Окончив его в 1608 г. со степенью бакалавра, он через нек-рое время становится воспитателем в семье сэра Уильяма Кавендиша, гр. Девонширского. Это место на долгие годы обеспечило ему достаток, возможность путешествовать по Европе и досуг, необходимый для научных занятий, к-рые первоначально были связаны с изучением и переводами античных авторов. Один из главных трудов этого периода - перевод «Истории» Фукидида - не в последнюю очередь связан с интересом Г. к политическим проблемам. Постепенно его интересы смещались в сторону естественных наук и философии. На философское развитие Г. оказало влияние его личное общение с Ф. Бэконом (критика аристотелизма, наука ради улучшения жизни человека), а также участие в работе парижского научно-философского кружка аббата М. Мерсенна, в к-рый входили Р. Декарт и П. Гассенди. После ознакомления с трудом Евклида геометрия стала для Г. образцом научного знания. Но поиски метода для задуманного им социально-философского проекта привели его после встречи с Г. Галилеем в 1636 г. к Галилеевой механике. Г. предполагал написать философскую трилогию, в основе к-рой заложена механистическая модель вселенной: Тело (общие законы движения), Человек (люди как тела, движимые внутренними и внешними силами), Гражданин (взаимодействие тел в социуме). Т. Гоббс. Гравюра. 1681 г. Т. Гоббс. Гравюра. 1681 г. Политические события в Англии - революция и гражданская война - повлияли на порядок осуществления проекта трилогии: принципиальные положения 2-й и 3-й частей трилогии были изложены в трактате «Начала закона, естественного и политического» (The Elements of Law, Natural and Politic, 1640), а затем отдельным томом вышла 3-я ч. «О гражданине» (De cive, 1642), написанная уже в Париже, куда Г. вынужден был переехать из-за своих роялистских взглядов. Убедившись, что его книга не нашла отклика на родине, Г. принялся за написание нового трактата, теперь на англ. языке, где более подробно обсуждаются проблемы 3-й ч. его трилогии. Так появился главный труд Г. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil, 1651).

http://pravenc.ru/text/Гоббс.html

10 нояб. 1674 г. К. был избран епископом Оксфордским (рукоположение состоялось 6 дек.), в июле 1675 г. он стал деканом Королевской часовни, а в дек. того же года - епископом Лондонским. Стремительная церковная карьера К. объясняется его высоким происхождением, критическим отношением к католикам, а также покровительством Томаса Осборна, гр. Данби (впосл. 1-го герцога Лидсского), видного гос. деятеля и придворного Карла II (1660-1685) и Вильгельма III (1689-1702). 22 янв. 1676 г. К. был включен в число членов Тайного совета при дворе Карла II; это назначение было повторено в апр. 1679 г. при формировании нового Тайного совета. Он активно участвовал в проведении «англиканской политики» гр. Данби, направленной на защиту Церкви Англии от угрозы со стороны диссентеров (см. в ст. Нонконформисты ) и католиков. Король видел опасность такой политики в том, что она могла привести к объединению нонконформистов против англикан. церкви. Чтобы переубедить его, гр. Данби поручил К. провести перепись, к-рая показала, что в королевстве на 2,1 млн англикан приходится менее 100 тыс. диссентеров и ок. 12 тыс. католиков, хотя политическое влияние последних было весьма велико. В 1678-1681 гг. К. принял участие в расследовании «папистского заговора», сфабрикованного Т. Оутсом, обвинившим группу католиков в сговоре с целью убийства короля. Епископ Лондонский не только приказал арестовать англ. католиков, посещавших мессы в домах послов, но и поддержал требование Энтони Эшли Купера, гр. Шафтсбери, призывавшего удалить герцога Йоркского от двора. Хотя Оутс сознался в том, что заговор был им выдуман, и был осужден за лжесвидетельство, эта история ударила по репутации брата короля. К. было поручено также духовное воспитание Марии и Анны, дочерей герцога Йоркского, племянниц короля. Кроме того, он, как декан Королевской часовни, венчал обеих принцесс (в 1677 Марию и Вильгельма Оранского и в 1683 Анну и Георга Датского), а также неоднократно крестил новорожденных представителей королевской семьи. В 1677 г., после смерти Гилберта Шелдона, архиеп. Кентерберийского, многие считали, что К.- наиболее вероятный кандидат на эту кафедру, однако из-за вмешательства брата Карл II назначил на нее декана собора св. Павла Уильяма Санкрофта, отстраненного от должности в 1690 г. из-за отказа принести присягу Вильгельму III. Несмотря на неприятие католицизма и сложные отношения с герцогом Йоркским, в 1679-1681 гг. К. последовательно выступал против Билля об отводе (Exclusion Bill), предполагавшего отстранение брата короля от престолонаследия из-за его католич. вероисповедания.

http://pravenc.ru/text/1841870.html

Архиепископия с 26.01.1589. Митрополия с 13.06.1669 по 1723 г. Именовалась (Н.Д. Иерархия... С. 330): Муромская и Рязанская; с 12.03.1291 – Рязанская и Муромская; с 29.05.1764 – Рязанская и Шацкая; с 16.10.1799 – Рязанская и Зарайская; Рязанская и Касимовская. Викарные кафедры: Михайловская, Ранненбургская, Спас-Кпепиковская, Скопинская, Зарайская, Шацкая. 26.09.1198 03.07.1295 Стефан (1303) Кирилл) Савва(1304) Митрофан (1304) Кирилл II Феодул Иосиф II (1340) 1354 (?) 03.07.1360 Вассиан II (1379) Феоктист 15.08.1388 Евфросин II (1410) 15.12.1448 01.1462 01.02.1462 08.12.1471 08.1481 18.12.1496 12.02.1517 23.03.1522 22.04.1548 01.1554 17.03.1554 Акакий Леонид (1564) 01.1562 (11.1570?) 1572(1573?) 09.02.1573 Леонид II Протасьев (Протасов) 05.1598 07.1598 17.02.1601 30.06.1605 08.1605 10.09.1617 10.01.1619 30.04.1620 05.05.1621 15.02.1637 10.01.1638 15.02.1651 13.04.1651 10.04.1655 05.1657 28.05.1673 09.08.1674 21.09.1681 11.1681 04.09.1686 25.03.1687 03.1700 07.04.1700 27.1 1.1722 03.02.1723 25.06.1725 Сильвестр Холмский 15.07.1726 03.10.1726 30.10.1726 27.04.1731 11.05.1731 26.09.1733 Лаврентий Горка 26.09.1733 17.09.1750 21.06.1752 22.10.1757 Димитрий Сеченов 18.06.1758 20.03.1778 Палладий Юрьев 31.03.1778 17.01.1804 29.01.1804 26.01.1809 05.03.1809 14.05.1817 04.06.1817 18.08.1824 12.01.1825 25.02.1828 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 03.03.1828 25.07.1831 07.08.1831 09.05.1837 15.07.1837 10.05.1858 05.06.1858 11.11.1863 20.12.1863 29.08.1867 28.11.1867 09.09.1876 09.09.1876 21.08.1882 28.09.1882 02.12.1894 10.12.1894 14.10.1896 Иустин Полянский 14.10.1896 14.01.1900 22.01.1900 07.11.1902 18.12.1902 03.11.1906 03.11.1906 25.07.1911 Никодим Боков 25.07.1911 17.06.1917 14.04.1917 26.05.1917 08.05.1917 09.10.1917 17.10.1917 11.1919 13(26)07.1920 12(25)09.1923 19.09(02.10)1923 Амвросий II Смирнов 19.09(02.10)1923 08(21)02.1928 5(28)12.1923 04(17)04.1925 14(27)04.1928 09(22)01.1936 07.1937 09.1942 11(24)07.1943 02.1944 31.12.1946(13.01.1947) .1946(13.01.1947) 14(27)02.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1566(1558) ЛУЦКАЯ ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 1654(1655?) ВОЛОГОДСКАЯ 17.10.1708 18.01.1716 ВОРОНЕЖСКАЯ 31.10.1725 27.12.1726 Иосиф I КОЛОМЕНСКАЯ (XV в.) Иосиф II КОЛОМЕНСКАЯ 18.03.1565 11.1569 Иосиф III КОЛОМЕНСКАЯ 27.01.1615 Иосиф IV КОЛОМЕНСКАЯ (Иосиф КОЛОМЕНСКАЯ, обн.) ЛЬВОВСКАЯ (1292) в/у ЛЬВОВСКАЯ ПСКОВСКАЯ 10.1610 1613(?) Иосиф I РЯЗАНСКАЯ Иосиф II РЯЗАНСКАЯ (1340) Иосиф III РЯЗАНСКАЯ 10.01.1619 30.04.1620 Иосиф IV РЯЗАНСКАЯ 09.08.1674 21.09.1681 СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 29.07.1681 СМОЛЕНСКАЯ 15.02.1515 22.06.1532 ТЕМНИКОВСКАЯ (1935?) Иосиф Баженов БАЛТСКАЯ 30.12.1884 23.01.1886 Иосиф Балабанов в/у УГЛИЧСКАЯ 15(28)12.1998 18(31)01.1999 УГЛИЧСКАЯ 18(31)01.1999 24.09(07.10)2002 БИРОБИДЖАНСКАЯ 24.09(07.10)2002 Иосиф Бобрикович-Копоть Анехожский МОГИЛЕВСКАЯ 01.10.1633 07.04.1635 в/у ПОЛОЦКАЯ 01.10.1633 07.04.1635 Иосиф Богословский ДМИТРОВСКАЯ 27.12.1842 20.11.1849 ОРЕНБУРГСКАЯ 20.11.1849 27.08.1853 ВОРОНЕЖСКАЯ 27.08.1853 14.11.1864 Иосиф Болгаринович СМОЛЕНСКАЯ 10.05.1500 в/у КИЕВСКАЯ 30.05.1498 10.05.1500 КИЕВСКАЯ 10.05.1500 Иосиф Величковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 09.11.1819 03.07.1821 СМОЛЕНСКАЯ 03.07.1821 17.02.1834 Иосиф Волчанский МОГИЛЕВСКАЯ 08.01.1735 01.09.1742 МОСКОВСКАЯ 01.09.1742 10.06.1745 (Иосиф Гошовский в/у ЛЬВОВСКАЯ Иосиф Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 12.1240 Иосиф Дроздов КОВНЕНСКАЯ 11.09.1868 07.12.1874 СМОЛЕНСКАЯ 07.12.1874 28.09.1881 Иосиф Дьяков ВСЕРОССИЙСКАЯ 27.03.1642 15.04.1652 Иосиф Золотой (Золотов) ВОЛОГОДСКАЯ 16.12.1761 25.12.1774 Иосиф Кононович-Горбацкий МОГИЛЕВСКАЯ 02.05.1650 25.02.1653 в/у ПОЛОЦКАЯ 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф Кречетович ИЗЮМСКАЯ, обн. 29.12.1923 (11.01.1924) 30.11(13.12)1924 ПОЛТАВСКАЯ, обн. 30.11(13.12)1924 11(24)01.1925 ИЗЮМСКАЯ, обн., паки 11(24)01.1925 11(24)02.1926 МОГИЛЕВСКАЯ, обн. 11(24)02.1926 02.1927 МИНСКАЯ, обн. 02.1927 09(22)03.1928 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ, обн. 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 Иосиф Македонов в/у ШАЦКАЯ 04(17)07.1998 26.08(08.09)1998 ШАЦКАЯ 26.08(08.09)1998 06(19)07. 2006 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 06(19)07.2006

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вид главнейшим был боярин и оружничий Иван Максимович Языков. Служивший с 1671 г. в Судном дворцовом приказе, он при восшествии Федора Алексеевича на престол пожалован был в постельничие (затем в думные постельничие). Новый думный чиновник возглавил Царскую мастерскую палату вместе со стряпчим Михаилом Тимофеевичем Лихачевым, родным братом государева доверенного постельничего Алексея Тимофеевича Лихачева. В августе 1680 .г., получив чин окольничего, И. М. Языков стал руководить Оружейной, Золотой и Серебряной палатами, оставив Царскую мастерскую палату братьям Лихачевым. С февраля 1681 г. еще один Языков — Павел Петрович— возглавил дворцовый Казенный приказ, в начале 1682 г. перешедший в ведение М. Т. Лихачева. А еще один Лихачев — Иван Афанасьевич — заступил судьей в Большой дворец. Рачительный хозяин Федор Алексеевич, любивший " художества " " и лично следивший за работой своих мастеров, особенно сблизился с распорядительными администраторами, на лету ловившими его мысли и щедрыми на разные усовершенствования. В начале 1682 г. Языков был уже боярином, Лихачевы же, хоть и не имели думных чинов, реально оказались ближайшими друзьями и комнатными советниками государя. Со стороны выглядело так, что именно Языковы с Лихачевыми сокрушили власть Милославских (родичей царя Федора по матери) и Хитрово (господствовавших в дворцовом ведомстве). Именно с их помощью государь, без всякого смотра невест и вопреки яростному противодействию своего дяди И. М. Милославского, женился в 1680 г. на полюбившейся ему девице Агафье Симеоновне Грушецкой. Бедная царица, родив летом 1681 г. царевича Илью, вместе с младенцем померла. Как было не увериться, что именно Языковы и Лихачевы " положили жестокую бразду " кланам Милославских и Хитрово, почти изгнав их из дворца, когда 15 февраля 1682 г. Федор Алексеевич чуть не тайком, без обычного чина и при запертом Кремле, женился вторично — на Марфе Матвеевне Апраксиной, дочери дворянина незнатного, зато свойственника И. М. Языкова?! На деле все было сложнее, чем рассказывает легенда. Даже простодушный Долгоруков подозревал, что Языковы, Лихачевы и Апраксины были лишь " сильным орудием " более могущественных лиц светского и духовного звания. Дворцовое ведомство досталось временщикам после кончины их покровителя Б. М. Хитрово в 1680 г. Также и громкая ссора царя с Милославским по поводу свадьбы с Грушецкой, сопровождавшаяся непечатными выражениями боярина и спусканием его с лестницы, не привела непосредственно к падению родного государева дяди.

http://sedmitza.ru/lib/text/443322/

В частности, он лично ставил архиереев на все новые кафедры, будь то неприятный ему Маркелл или близкий друг Афанасий. Патриарх рассылал выписки из Соборного определения 1681 г. и разъяснения к ним — с упором на меры укрепления благочиния, в том числе при содействии светской власти; крепил монахов в правилах благочестивого общежития путем надзора и приписки мелких обителей к монастырям крупным и известным; отправлял экспедиции для наблюдения за благонадежностью и искоренения раскола . Помимо отмены местничества, Иоаким в эти бурные месяцы одобрил решение самого невероятного собрания из всех, созывавшихся когда-либо русскими государями. Ведь Федор Алексеевич мало того что ввел в государстве единый уменьшенный налог и регулярно прощал недоимки: после войны, благодаря народ за жертвы, государь поставил перед налогоплательщиками вопрос: " Нынешний платеж... платить им в мочь, или не в мочь, и для чего не в мочь? " Принятый по итогам работы сословных представителей указ от 19 декабря 1681 г. снимал с городов и весей всю недоимку казне и второй раз уменьшал сумму прямого обложения. Патриарх, неизменно благословлявший столь ответственные мероприятия, был в курсе работы комиссии московских купцов, созданной указом от 5 сентября и подсчитавшей реальные расходы государства, показав царю Федору, насколько именно он может сократить доходные статьи бюджета. Но еще важнее была вполне разделявшаяся Иоакимом идея социальной справедливости при раскладке налогов. Речь не шла о прогрессивном обложении: хозяйственным мужикам, коими были в глубине души и царь, и патриарх, это изобретение было дико. Но почему жители Учертанарогайска должны были платить по одной ставке с крупным торгово-промышленным центром? Ведь их экономические возможности крайне различались! Купеческая комиссия разбила города с уездами на 10 разрядов. Москва, Великий Новгород и подобные хозяйственные центры платили по высшей ставке. Жители еще 43 городов — от 2 руб. до 1 руб. 10 коп. с двора; дворы 78 беднейших районов облагались от рубля до 80 коп. Эта раскладка оказалась столь удачной, что продержалась до I четверти XVIII в., когда стремление грабить, а не развивать вновь возобладало в умах государственных мужей.

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

911 Преподобному отцу Епифанию. – Епифаний Славинецкий (ум. в ноябре 1675 г.) – русский и украинский писатель и ученый (см. с.603). Евфимий был ближайшим его по мощником и написал ему эпитафию. Епифаний поддерживал дружеские отношения с Симеоном Полоцким , который тоже написал ему эпитафию (см. с.110 наст.изд.). Евфимию принадлежат так же авторские версии обеих эпитафий на греческом языке, см.: Лабынцев Ю.А. Греко-«славенские» эпитафии Евфимия Чудовского//Славяноведение. 1992. 2. С. 103, 106; Strakhov Ο. В. The Byzantine Culture in Muscovite Rus’. The Case of Evfimii Chudovskii (1620–1705). Köln; Weimar, 1998. P.187–190. Печатается no рукописи: БАН, собр. Археографической комиссии, 100, л. 123 об. 912 (На Симеона Полоцкого ). – В 1681 г. посмертно был опубликован сборник проповедей Симеона Полоцкого «Обед душевный», на выход которого Евфимий – давний литературный противник Симеона – откликнулся злым двустишием. Это, вероятно, первый случай использования эпиграммы в литературной полемике в русской поэзии. Печатается по рукописи: ГИМ, Синодальное собр., 369, л.8. 914 «Смерть последнего часа всегда ожидает..»;– Печатается по рукописи: ГИМ, Синодальное собр., 369, л. 5–5 об.7. 918 «Зри, человече, на сей орологий..». – Печатается по рукописи: ГИМ, Синодальное собр., 369, л. 5–5 об. 7. 919 Сильвестр Медведев (1641 –1691), в миру Семен Агафоникович, родом из Курска, сын подьячего, уже 19 лет от роду сам служил подьячим в Приказе тайных дел. Когда в 1665 г. с соизволения государя Симеон Полоцкий открыл Заиконоспасскую школу, Медведев стал ее учеником. Здесь он исправлял должность старосты, сблизился с наставником и навсегда остался его любимцем. В Заиконоспасской школе Медведев пробыл около трех лет и вынес оттуда свободное знание латыни и польского, истории и философии, риторики и поэтики. В 1672 г. он вернулся в родные места, в Путивльскую Молченскую пустынь, где в 1674г.остригся в монахи. Весной 1677 г. Сильвестр Медведев навестил Москву, где Симеон Полоцкий свел его с другим своим воспитанником – царем Федором Алексеевичем. Это была решающая для Сильвестра встреча: царь велел ему остаться в столице, взял на дворцовое содержание и отвел по мещение в Заиконоспасском монастыре, соседнее с кельей Симеона Полоцкого . Осенью следующе го года Сильвестра приняли справщиком на Печатный двор. После смерти Симеона Полоцкого Сильвестр не только унаследовал его роскошную по тому времени библиотеку, но и занял его место в среде московских западников. При царевне Софье Сильвестр занял место придворного поэта и писал стихи к торжественным случаям, зачастую используя в своих произведениях стихи своего учителя. К наследию Симеона Полоцкого Сильвестр относился с исключительным почтением: он правил его тексты и готовил их к печати; так, при его участии были изданы два сборника проповедей Симеона – «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1683).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010