Кострома. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства. Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была " особой экономической зоной " (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780).

http://sobory.ru/article/?object=00648

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Никола в Вишняках Карта и ближайшие объекты Известна с 1625 г., была деревянной. Каменная церковь постройки 1681-83 гг. заменена в 1805 г. новым ампирным храмом - крупной одноглавой ротондой на четверике с мощной алтарной апсидой. В 1847 г. построены нынешняя широкая трапезная и надстроена колокольня. Главный престол во имя Перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. В трапезной южный придел прп. Сергия, известен с 1722 г. Северный придел был Василия Амасийского (1766 г.), переосвящен во Введенский в 1847 г. В советский период храм не закрывался. Приход храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе впервые упоминается в 1624 году, но существует с конца XV века. Церковь первоначально была деревянной. По клировым ведомостям первый каменный храм заложен в 1681 году, освящен в 1683 году. Существующее здание церкви с главным алтарем построено в 1805 году, трапезная с приделами – в 1847 году. Колокольня постройки 1681-1683 гг. в 1847 году была перестроена и получила новый архитектурный декор. Главный придел освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского, известен с 1722 года. Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского. В 1849 году этот придел был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. После революции, в годы гонений храм не закрывался. С 1992 года является основным храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение главного и Сергиевского приделов. Была приходским храмом Кузнецкой слободы. Впервые церковь упоминается в 1625 г. под именем «Николы в Кузнецах». Храм, возможно, существовал еще в XVI веке. Вначале он был деревянным, а в 1681–1683 гг. его построили в камне. В XVIII веке в Никольском храме устроили два придела: преподобного Сергия Радонежского (известен с 1722 г.) и священномученика Василия Амасийского (1766 год). К 1805 г. церковное здание обветшало, и тогда выстроили новое, дошедшее до нашего времени.

http://sobory.ru/article/?object=02235

" На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

Г.А. Воробьев Предисловие Появление в свет всякого нового сочинения должно быть вызвано какими-нибудь причинами, должно иметь свое «raison d " être» 1 ; предлагаемый труд тоже имеет свои, и по поводу их-то я нахожу нужным сказать несколько слов. Задача сего сочинения-представить верный и, по возможности, обстоятельный очерк истории Московского Собора 1681–1682 года: указать причины, которыми было обусловлено его созвание, изложить его определения, показать, были-ли они проведены в жизнь, и если были, то когда и как, и, на конец, ответить на вопрос: как вообще выполнил Московский Собор свое призвание, достаточны-ли были его определения для цели, для которой они даны? Насколько удовлетворительно я решил указанную задачу–судить, конечно, не мне... Но я признаю своею прямою обязанностию сказать, что те промахи и неточности, какие, естественно, встретятся в настоящем сочинении, имеют себе извинение, с одной стороны, в новизне темы, на которую я желал дать посильный ответ, а с другой – в тех материальных затруднениях, с какими было сопряжено выполнение мною предположенного труда. Несмотря на то, что важность Собора 1681–1682 г. очевидна и сознается учеными (напр. Н. И. Костомаровым ) 2 , мы имеем об нем в печати самые скудные сведения 3 . Что же касается первоисточников – подлинных записей деяний Московского Собора, то они дошли до нас не все, да и те, какие дошли, не могли быть доступны мне непосредственно, так как они хранятся в Москве – в главном архиве Министерства Иностранных Дел. Я пользовался ими по выпискам с них, сделанным и обязательно предоставленным в мое распоряжение уважаемым профессором здешней духовной Академии, о. Николаевским. Если почтенная критика примет все это во внимание, – что мне пришлось иметь дело с темой еще неразработанной, – то я надеюсь, она не слишком строго отнесется к моему труду и не поставит мне в вину, если я на упреки, могущие встретиться относительно самого выполнения мною задачи, позволю себе сказать словами «послесловия» к Апостолу, во Львове изданному, в 1573 году:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каменец-Подольская Основана 05.1681. 1814 Упразднена в 1691 г. Возобновлена 12.04.1795. Минское викариатство. Самостоятельная с 1799 г. Территория епархии образована из частей Львовской и Екатеринославской епархий, а также из части Минской епархии, потребовавшей разукрупнения после присоединения к ней территорий, отошедших к России по 3-му разделу Польши (представлявших собою весь западный край империи). «... В 1793 году... совершилось воссоединение Подолии, Брацлавщины и Волыни с единоверной и единокровной Россией. ... Императрица Екатерина... воссоединив юго-западный край с своей державой из бывших Подольского и Брацлавского воеводств образовала Брацлавскую губернию, подчинив ее в иерархическом отношении архиепископу Виктору Садковскому (1793–1795), который, проживая в Слуцке, был архипастырем кроме Брацлавской, еще Изяславской и Минской губернии, составлявших тогда его обширную епархию и носил титул архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского.... В указе от 12.04.1795 г. Синоду между прочим говорилось: «...признали мы за нужное учредить на первое время одного местного архиерея под названием Брацлавского и Подольского, с содержанием, какое положено для второклассной епархии...» ... Скоро епископ новоучрежденной епархии получил титул Подольского и Брацлавского; вместе с ним и епархия претерпевала незначительные изменения в границах своих, то расширяясь, то уменьшаясь, пока не получила окончательный свой вид в самом конце протекшего столетия (16 октября 1799 г.) и не совпала в границах своих с Подольской губернией... (в 1804 г. 19 июля)». (Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. С. 1–2). Кафедра находилась: в Каменец-Подольске (1681–1691, с 1799 г.), в Николаевском монастыре у местечка Шаргород (1795–1799 гг.) (Н.Д. Иерархия... С. 240). Архиепископия с 1801 г. Возобновлена 09(22)06.1993 (выделена из Хмельницкой епархии). Именовалась: в 1681–1691 гг. – Каменец-Подольская; с 12.04.1795 – Брацлавская и Подольская; с 16.10.1799 – Подольская и Брацлавская; Каменец-Подольская и Брацлавская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЯСУ I [Иясу Великий; эфиоп.  ] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (19 июля 1682 - 16 марта 1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.)). И. считается наиболее выдающимся представителем Гондарской династии и одним из самых значительных правителей среди Соломонидов (1270-1974). Род. от царя Иоанна I и царицы Сабла Вангель, был наречен Иясу в честь Иисуса Навина; при вступлении на престол принял тронное имя Адьям Сагад (     , букв.- «края поклонились»). И. стал наследником престола в 1676 г., после кончины старшего сына Иоанна I Юста, и был вовлечен в церковно-политический конфликт между сторонниками доктрин «соединения» и «помазания» (см. «Соединения» и «помазания» доктрины ). Группа придворных, сочувствовавшая «помазанникам», настроила И. против отца, и в нач. 1681 г. он, бежав из Гондара , укрылся у вождя одного из племен галласов (оромо). Однако вскоре И. примирился с отцом, вернулся в столицу и был назначен наместником обл. Сымен. После церковного Собора в Аринго (окт. 1681), на к-ром восторжествовали приверженцы «соединения», И. снова бежал, но был схвачен и посажен под домашний арест. В день неожиданной кончины Иоанна I (19 июля 1682) И. был провозглашен царем. В 1683 г. он обвенчался с Валатта Сион, представительницей влиятельного рода из сев. обл. Тигре, и тем самым привлек на свою сторону знать этого региона. Однако все сыновья И., четверо из к-рых стали царями, были рождены наложницами. Взойдя на трон, И. не чувствовал себя обязанным сторонникам «помазания», а твердых богословских убеждений в этом вопросе у него, видимо, не было. Поэтому «годжамских изгнанников» (приверженцев доктрины «помазания» из обл. Годжам, изгнанных из мон-рей по решению Собора в Аринго (1681)) он не вернул из ссылки, а подготовку очередного Собора доверил сторонникам «соединения», среди которых выделялась конгрегация монастыря Дэбрэ-Либанос , издавна служившая опорой Соломинидам.

http://pravenc.ru/text/1237987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРИОН (Истомин; 40-е гг. XVII в., Курск - после апр. 1718 (15.05.1722?), Москва), иером., поэт, педагог. Мирское имя К. неизвестно. Исследователи предполагают, что он был выходцем из подьяческой среды, поскольку его старший брат Г. Истомин и племянник И. Истомин служили подьячими. Под влиянием земляка и свойственника Сильвестра (Медведева) (сестра последнего Дарья была замужем за братом К. Гавриилом) К. принял постриг в Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст. близ Путивля, где в 1672-1675 гг. жил Сильвестр. В 1676 г., будучи диаконом Молченской пуст., К. приезжал в Москву, где получил деньги «в помяновение» умерших в 1675 г. Сарского и Подонского митр. Павла и иером. Епифания (Славинецкого) , общался с Евфимием , мон. Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Позднее К. переехал в Москву (возможно, вслед за Сильвестром (Медведевым), переселившимся в рус. столицу в 1677) и начал работать на московском Печатном дворе . Наиболее ранние сведения об этом периоде жизни К. относятся к 27 июня 1679 г., когда в расходной книге Печатного двора отмечено, что К. взят туда книжным писцом; 25 окт. следующего года К. уже числился в чтецах. На основании родства К. с Сильвестром (Медведевым) С. Н. Браиловский предположил, что в Москве К. первоначально жил в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре , где Сильвестр был строителем, и лишь позднее - в кон. 70-х или в нач. 80-х гг. XVII в. перешел в Чудов мон-рь. Возможно, под рук. Сильвестра К. изучил латынь и польск. язык. В 1680-1681 гг. он также учил греч. язык (24 сент. 1680 и 20 нояб. 1681 он получал деньги за изучение греч. языка «и для ево скудости»). 4 марта 1682 г. К. был назначен справщиком на Печатном дворе. В нач. 80-х гг. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) обратил внимание на К. В июне 1681 г. К. передал патриарху подготовленное Сильвестром обличение труда приехавшего в Москву кальвиниста Я.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

Тверская Учреждена в 1271 году Тверская Кафедра в Твери Симеон (первый) епископ, свт., бывший еп. Полоцкий † 3.02.1289 с 1289 по 1315 † неизвест. Варсонофий епископ, упоминается с 1315 по 1328 Феодор I епископ, рукоположен †1342 (1341) Феодор II епископ, свт., рукоположен с 1342 по 1360 на покое; † 20.03.1367 Василий епископ, рукоположен Евфимий (Вислен) епископ, рукоположен с 9.03.1374 по 1386 оставил кафедру; в 1390 лишен сана; † 1392 Арсений епископ, свт., рукоположен с 19.08.1390 † 2.03.1410 Антоний епископ, рукоположен со 2.02.1411 по 1434 † неизвест. Илия епископ, рукоположен с 1434 (1435) † 30.12.1457 Моисей епископ, рукоположен с 28.01.1453 по 1460 лишен сана и заключен † неизвест. Геннадий (Кожин) епископ, рукоположен с 25.03.1461 † апрель 1477 Вассиан (Стригин-Оболенский) епископ, рукоположен с 6.12.1477 (1478) † 23.05.1508 Нил епископ, рукоположен с 24(20).08.1509 † 3.04.1521 Тверская и Кашинская Акакий епископ, рукоположен с 30.03.1522 † 14.01.1567 Варсонофий епископ, свт., рукоположен с 1565 (1567) по 1570 на покое; † 11.04.1576 Савва епископ, рукоположен с 1570 по 1573 † неизвест. Феодорит епископ, рукоположен с 1573 до 1578 † неизвест. с 1578 архиепископ с мая 1589 Александр епископ, упоминается † 20.08.1592 Феоктист архиепископ, сщмч., рукоположен с 15.01.1603 † 1609 (убит) Около пяти лет оставалась свободной. Арсений (Апостол) архиепископ, свт., бывший архиеп. Елассонский (Архангельский) без кафедры с 1613 по 1615 архиеп. Суздальский и Тарусский Пафнутий архиепископ, рукоположен с 17.02.1620 Евфимий архиепископ, рукоположен с 26.10.1628 † ок. 1643 Иона архиепископ, рукоположен с 24.12.1642 Лаврентий архиепископ, рукоположен с 16.04.1654 по 26.07.1657 (с марта по декабрь 1655 временно управлял Смоленской епархией) митр. Казанский и Свияжский Иоасаф архиепископ, рукоположен Симеон II архиепископ, рукоположен с 16.04.1676 † июль 1681 Варсонофий (Чертков- Еропкин), митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 6.09.1681 по декабрь 1681 митр. Сарский и Подонский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Кирпичная соборная церковь, построенная в 1681 г. игуменом Лаврентием. Храм состоит из двухсветного четверика с бесстолпным перекрытием, завершённого пятиглавием. Алтарь крупный полукруглый (первоначально состоял из двух апсид), с западной стороны примыкают паперть и крыльцо. С севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата и преп. Аркадия. Паперть храма имеет вставки из полихромных изразцов. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Церковь отреставрирована в 1970-х гг. В 1997 г. возвращена монастырю. Соборная церковь каменная, прочная, летняя, однопрестольная - во имя усекновения главы св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, с приделом с северной стороны во имя вмч. Федора Стратилата и препод. Аркадия. Построена в 1681 г. 29 августа. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Рядом с жемчужиной Угличской архитектуры вознесла свои зелёные лемеховые главки не менее интересная церковь. Это стоящий по соседству с Дивной Успенской церковью храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенный вместе с ассиметричным приделом Феодора Стратилата в 1681 году. Он является самым первым бесстолпным храмом Углича. Церковь увенчана пятиглавием, причём каждая из глав довольно крупная, хотя и покоится на относительно тонком барабане. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Первое, что бросается в глаза при осмотре храма - широкий и массивный основной объём традиционной кубической формы и его сочетание с очень большой, явно непропорциональной всему зданию апсидой (первоначально состояла из двух апсид). Большие массы всегда порождают ощущение тяжести и нарочитой приземлённости архитектурного объекта, которые в случае с Предтеченским Божиим домом вдобавок усиливаются широкой трапезной. С западной стороны примыкают паперть и крыльцо, с севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата. Абсолютным контрастом этому храму кажется высящаяся рядом стройная трезубая " корона " Успенской церкви. К тому же, несмотря на внешнюю массивность конструкции, церковь Иоанна Предтечи сравнительно невелика.

http://sobory.ru/article/?object=05719

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году - 30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича. Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 году. Храм переделывался в 1787-1793 годах. Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна. Первоначально на месте Флорищевой пустыни стояло несколько деревянных строений. Среди них была и первая церковь, выстроенная в 1651 году старцем Мефодием с иноками Варлаамом и Макарием при помощи доброхотных дателей. После того как была срублена эта церковка, Мефодий отправился в Москву к патриарху Иосифу с намерением испросить благословение на освящение вновь выстроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь прп. Ефрема Сирина. Патриарх благословил доброе начинание старца Мефодия и грамотой 1651 г. повелел освятить новопостроенный храм. По пути во Флорищи, Мефодий заехал в Вязниковский Благовещенский монастырь и упросил игумена Моисея освятить новый храм. Вскоре церковь была освящена, но богослужений в ней совершать было некому: схимонах Мефодий, иноки Варлаам и Макарий были простыми монахами. Из-за нововведений патриарха Никона, вызвавшие недовольство у многих ревнителей старины, во Флорищеву обитель отправляется иеродиакон Иларион. Приняв на себя священный сан иеромонаха 22 мая 1654 г., в обители " Иларион усилил свой иноческий подвиг " .

http://sobory.ru/article/?object=05355

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010