Главной ареной исторической борьбы между католицизмом и протестантизмом была не Южная Европа, а Европа Центральная: Франция, Нидерланды, Германия и Польша. Эти страны и были главным театром военных действий Общества Иисуса. Здесь, выполняя свое воинственное предназначение, оно неустанно боролось в течение почти двух веков и одержало, несмотря на ряд серьезных поражений, свои наиболее блестящие победы. К концу XIX века во Франции насчитывалось 700 тысяч протестантов на 38 миллионов католиков; в 1660 году – 1 миллион 200 тысяч протестантов на 10 миллионов католиков; в 1598 году – 1 миллион протестантов на 8 миллионов католиков. В этих цифрах отражается эволюция протестантизма во Франции и в то же время важный факт внутреннего развития французского народа. Даже если бы сторонники реформы были более многочисленны, Франция едва ли бы превратилась в протестантскую страну. Но она была близка к установлению равноправия вероисповеданий. Если этого не удалось достигнуть, если, напротив, протестанты в конце концов были поставлены вне закона, то этим Франция обязана дому Гизов и монархии Бурбонов, с которыми французское духовенство и иезуиты заключили тесный союз для истребления протестантизма. В 1540 году в Парижском университете училось несколько студентов-иезуитов. За этим скромным началом не последовало быстрого прогресса. Высшее судебное учреждение страны, парижской парламент, наиболее значительная ученая корпорация, Парижской университет, и могущественное духовенство Парижа единодушно высказались против ордена. Не в Париже, а в отдаленном пункте Оверни, в Билломе, иезуиты получили наконец по истечении 15 лет (1556 год) возможность устроить постоянную резиденцию. Однако, едва завладев этой первой крепостью, они стали быстро выдвигать свои посты против кальвинистов юга и центра. В Оверни они начали вести борьбу с ересью с такой энергией, что недоверие высшего духовенства к их силе тотчас же сменилось доверием. Здесь Яков Ленец первый одержал победу над предубеждениями сильных и образованных противников. Его искусная полемика со сторонниками реформы на религиозном диспуте в Пуаси открыла наконец ордену доступ в Париж (15 сентября 1561 года) и дала иезуитам возможность действовать во всей Франции под покровительством закона. Орден быстро шел от одного завоевания к другому. К концу 1564 года у него было уже 10 поселений, в том числе несколько коллегий. Одна из них, клермонская коллегия в Париже, конкурировала даже с Парижским университетом. Один из ее преподавателей, знаменитый Мальдонат, имел до тысячи слушателей. Такое быстрое развитие было столько же следствием, сколько и причиной неутомимой борьбы иезуитов против сторонников реформы. Уже в 1559 году Эдмонд Оже ежедневно проповедовал в Памье против ереси. Всюду, где бы он ни появлялся, в Лионе, Тулузе, Бордо, Бурже, Париже, он сотнями обращал протестантов. Казалось, никто не мог устоять перед красноречием этого французского Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Обух – в переносном значении глухой, неслух Обывахин Яков, посадский человек, 1608 г., Нижний Новгород Обычный СеменовичМалыгин [см. Малыга, Сыдавный], 1568 г., Ярославль Объед Юрий Бураков Шишмарев [см. Бурак, Шишмарев], конец XV в. Овдух , крестьянин, 1545 г., Новгород Овечкин Иван, посадский человек, 1660 г., Устюг; Пуло [см. Пуло] Овечкин, 1585 г., Псков Овин, Овиновы : Иван Овин, боярин, XIV в., Новгород; от него – Овиновы (позже писались Авиновыми); Иван Захарьевич Овинов, писец, 1511 г., умер в 1517 г., Балахпа [см. Шепела] Овсяник, Овсяниковы : Овсяник Степанович Заборовский [см. Заборовский], первая половина XVI в.; Овсяниковы, вторая половина XVI в. и позже, Тульский уезд Овца, Овцыны : Михаил Ягныш Баранов Овцын [см. Ягныш, Баран], 1495 г., Новгород; Иван Андреевич Овца Жулебин [см. Жулеба], начало XVI в.; от него – Овцыны [см. Колмак] Овчина, Овчинины : Федор Степанович Овчина Мансуров [см. Мансур], боярин, 1532–1539 гг.; кн. Василий Васильевич Овчина Хованский [см. Хованские], 1550 г.; кн. Иван Федорович Овчина Телепнев-Оболенский [см. Телепень]; от него – Овчинины Овчинка кн. Михаил Овчинин Шаховской [см. Шаховские] Овчуховы , холопы, 1603 г., Новгород Овчух – овечий клещ Огалины ( Агалины ), XV–XVII вв., Ярославль и Новгород [см. Майко] Оганя , крестьянин, 1501 г., Ростов; Михаил Оганя Рюмин [см. Рюма], 1613 г., Мещера Огаревы : Андрей Владимирович, дьяк кн. Юрия Ивановича, 1506–1522 гг.; Прокофий Никитич, 1565 г., Казань [см. Елмап, Упрям] Огарелыш Филя, бобыль, 1624 г., Курмыш Огаров Иван Михайлович, 1557 г., Стародуб Огарок, Огарков : Огарок, боярин кн. Андрея Ивановича Старицкого, начало XVI в.; Огарок Иванович Чертков [см. Черток], середина XVI в., Муром; Огарков Каша [см. Каша] Васильевич, ближний дворянин кн. Андрея Ивановича Старицкого, 1536 г.; Огарковы, вторая половина XVI в. и позже, Кашира [см. Брага] Огарыш, Огарышев : Григорий Никитич Огарыш Кривошеин [см. Кривошея], 1495 г.; Иван Огарыш, крестьянин, 1498 г., Новгород; Федор Огарышев, холоп, 1603 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Максины , пушкари, 1624 г., Зарайск Маковица и Маковка , несколько крестьян, XV–XVI вв., Новгород Макурин Иван, крестьянин, 1624 г., Курмыш Макута Анфалов, крестьянин, 1490 г., Белоозеро Макуша , крестьянин, 1490 г., Новгород Макушев Григорий, солдат, 1660 г. Макшеевы , слуги митрополитов и патриархов, XVI–XVII вв.; Калемет [см. Калемет] и Асеметелим [см. Асеметелим] Никитичи, 1568 г., Ярославль [см. Шатило] Малаг, Малага ( Малг, Малга ): кн. Иван Дмитриевич Малаг Жижемский, середина XV в.; Малага (Малга), митрополичий приказчик в Костроме, вторая половина XV в.; Малга Демин, городовой приказчик, 1590 г., Псков; Малага, крестьянин, 1545 г. [см. Деша] Малаховы , вторая половина XVI в., Кашира и Тула [см. Бухнов] Малаш , крестьянин, 1545 г., Новгород [см. Круглыш] Малаш – Малахия (? – С. В.) Малбуга Андреевич Лазарев, 1552 г., Новгород Малг см. Малаг Малей, Малеевы : Малей, крестьянин, 1492 г., Владимир; Богдан Малеев, посадский человек, 1614 г., Белоозеро; Сергей (Сергуша) Малей, крестьянин, 1627 г., Курмыш Малец, Мальцевы – очень распространено в XV–XVII вв.; Василий Петрович Малец Квашнин [см. Квашня], вторая половина XV в. Малечка, Малечкины : Мясоед [см. Мясоед] Константинович Малечка, дворянин в новгородском походе, 1495 г.; ср. в Твери его вотчина – село Малечкино; от него – Малечкины; Малечка Михайлович Гневашев [см. Гневаш], 1559 г., Белоозеро Малина , крестьянин, 1498 г., Новгород Малко, Малков : Малко, крестьянин, 1564 г., Олонец; Дмитрий Игнатьев Малков, бортник, 1632 г., Нижний Новгород Малмора Василий Никитич Фомин, митрополичий боярин, начало XVI в. Малой, Малово : Борис Васильевич Малой, конец XV в., Новгород Малыга, Малыгины : Малыга, крестьянин, конец XV в., Переяславль; Малыгины, с конца XV в., Ярославль и Новгород [см. Аркат, Изюм, Обычный, Сыдавный] Малыш, Малышевы – очень распространено в XV–XVII вв. в Вотской пятине [см. Холмов] Малышкины Василий и Матвей Родионовичи, 1569 г., Ярославль Малюк , крестьянин, 1564 г., Олонец; Малюк Миняев, крестьянин, 1593 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Теплинский Богдан, помещик, 1578 г., Арзамас Теплухин , крестьянин, 1624 г., Курмыш Теплый Ананьич Напольский [см. Напольский], 1551 г., Переяславль Тепляк, Тепляков : Тепляк, крестьянин, 1545 г., Новгород; Первый [ср. Первуша] Тепляков, московский подьячий, 1627 г.; писец в Костроме Тепляк – теплый весенний ветер; тепляки – валенки Теприцкий Павел Никитич и Неупокой Реутов [см. Неупокой, Реут], 1568 г., Ярославль [см. Тевриз] Тептюков Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1506 г., Переяславль Теребихин Глеб, 1567 г., Москва Теребов Федор, крестьянин, 1545 г., Олонец Теремов Василий, посадский человек, 1660 г., Тотьма Терех – распространено; Тереховы, помещики, XVI в., Тула [см. Гольцевы] Терех – Терентий, в Новгороде – Терехно Терновский Ермолай Тютрюм [см. Тютрюм], середина XVI в.; Иван и Судок [см. Судак] Ермолаевичи Тютрюмовы, 1597 г., Рязань Терпигорев Федор Федорович, гонец вел. кн. с грамотами в Смоленск, 1490 г.; несколько Терпигоревых, помещики, с конца XV в., Новгород; Федор, писец, середина XVI в., Обонежская пятина [см. Четвертка] Терпилов Семен, крестьянин, 1483 г., Белоозеро Терюшный ( Терюшной ) Леонтьевич Облязов [см. Обляз], воевода, 1615 г., Ярославль (1613 г., Дорогобуж? – С. В.) Ср. терюха – лихорадка; терюх – бестолковый человек Теряй Дмитрий Иванович Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], конец XV в.; его сын Михаил Дмитриевич Шат [см. Шат] Теряев, 1531 г.; от них – Теряевы Тесалов Иван, крестьянин, 1545 г., Ярославль Тесмин см. Тясмин Тесто Иван Семенович Плещеев [см. Плещей], первая половина XVI в.; Федор Григорьевич Тесто Бутурлин [см. Бутурля], 1606 г.; Потеха [см. Потеха] Тестов, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Тестярев Василий Пятого, 1572 г., Стародуб Ряполовский Тетерев Кузьма Ананьин, крестьянин, 1524 г., Дмитров Тетеревик кн. Иван Федорович Тростенский-Оболенский [см. Тростенский], 1550 г. Тетерка кн. Василий Иванович Палецкий, первая половина XVI в. Тетеря, Тетерин : Иван Назарович Тетеря Хлопов [см. Хлопов], 1571 г.; Павел Григорьевич Тетерин, 1425 г., Суздаль; Тимофей Пухов [см. Пух] Тетерин, в 1562 г. бежал в Литву, за что казнено 17 человек Тетериных [см. Гундор, Смиряй]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Варнавин Семен Иванович, 1566 г. Варнак , крестьянин, 1545 г., Новгород Ср. Варна – варево, похлебка Варовица Смешко [см. Смехно], крестьянин, 1495 г., Новгород Варун Мокиев, конец XV в., Суздаль Варуха ( Воруха ), Варухины : Василий Семенов Воруха, крестьянин, 1564 г., Заонежье; Степан Варухин, посадский человек, 1660 г., Устюжна Варуха – трава, род хрена, употребляемая на Севере от цынги Варшук Константинович Дивов [см. Дивов], 1577 г., Ржева Варыгин Ларион, посадский человек, 1586 г., Псков Васаевы : Илья Дмитриевич, 1540 г., Тверь; Васаевы, XVI–XVII вв., Тверь и Новгород Васалыгин ( Васолыгин ) Ерема, рыболов, 1585 г., Псков Василисовы : в XV в. в Новгороде, а в конце века переселены в Нижний Новгород, Муром; Иван Матвеевич, 1557 г., Муром [см. Безчастный] Васильчиковы : Иван и Федор, дети боярские на свадьбе кн. Василия Холмского, 1500 г.; от них – Васильчиковы [см. Канбар] Васильчик – Василий Васильчинин Истома [см. Истома], 1565 г., Казань Васютины : Афанасий Карпович, 1557 г., Стародуб Ряполовский; Андрей и Семен, 1565 г., Казань Ватазин Сергей Власьевич, помещик, конец XV в., Новгород Ватола, Ватолины : Филька Ватола Смешков [см. Смехно], крестьянин, 1498 г., Новгород; Ватолины, XVI в., Кашин и Торжок; Тороп [см. Тороп] Ватолин, 1615 г., Вологда Ватола – ветхая одежда; переносное – плохая пряха, плохой мастер; ватула, батула – одеяло (Даль) Ватолка , крестьянин, 1545 г., Новгород Ваторопа, Ваторопины : Ваторопа, крестьянин, 1490 г., Новгород; Ваторопины, служилые землевладельцы, XVI–XVII вв., Тверской уезд Ваторопа – торопыга, от второпях, в оторопи Ватута, Ватутины : кн. Иван Михайлович Ватута Телятевский [см. Телятевские], конец XV в.; Михаил Иванович Ватутин, 1495 г., Новгород [Ср. Батута] Ватылдины : Иван Апаньич, 1513 г., Суздаль; Дмитрий Константинович, 1575 г., Кашин Вахневы Дмитрий и Ульяна, новгородцы, убитые в 1570 г. в новгородском погроме Вахна – рыба, род трески; Вахно – Василий и Варфоломей Вахота Лукин, крестьянин, 1545 г., Бежецк Вахров Иван Федорович, 1596 г., Волок Ламский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Полосуха Иван Афанасьевич Загряжский [см. Загряжские], 1518–1542 гг.; Полосухины, крестьяне, 1627 г., Белев Полосуха – пестрядь, полосатая ткань Полоумов Серга, казачий атаман, послан на Печору, 1601 г. Полочениновы ( Полочаниновы ): вторая половина XVI в. и позже, Арзамас; Полочанинов Григорий, государев дворовый стрелок, 1573 г.; Истома [см. Истома] Полоченинов, до 1587 г. Полстовал Андрей, крестьянин, 1545 г., Новгород Полтевы , середина XVI в. и позже, Ярославль, Смоленск и Серпейск Полтина, Полтинины : Игнатий Юрьевич Полтина, первая половина XVI в., Тверь; от него – Полтинины Полуборец Иоасаф, казначей Вассиановой Строкиной пустыни, 1606 г. Полубояр Федор, посадский человек, 1623 г., Гороховец Полубояринов , 1629 г. 70 Полугостев Третьяк [см. Третьяк], казнен в опричнине, Новгород Полукорела Василий, крестьянин, 1571 г., Новгород Полуня , крестьянин, 1545 г., Новгород; Полунина Любава [см. Любава], вдова бортника, 1612 г., Нижний Новгород Ср. полуница – клубника; Полун, Ополун – Аполлон Полупопадьины , крестьяне., 1623 г., Зарайск Полута, Полутины , крестьяне, начало XVII в., Арзамас; Полутин Василий, крестьянин, 1580 г., Арзамас Полуторнов Никита, стрелец, 1630 г. Полуханов Константин Гаврилович, подьячий, писец, 1562 г., Дмитровский уезд Полушкин Константин, попович, 1585 г., Псков Полфа Алфим, крестьянин, 1627 г., Белев Полшетяй Денис, крестьянин, 1613 г., Арзамас Полюд, новгородский боярин, убит в бою с немцами под Раковором в 1268 г. Поляна, Полянские: Яков Кузьмич Поляна Кашинцев [см. Кашинцев], солевар, 1506 г., Соль Галицкая Поляницыны , крестьяне, 1608 г., Нижний Новгород Помазацын Кузьма, посадский человек, 1614 г., Соль Вычегодская Помайскин Ивап, посадский человек, 1660 г., Устюг Помогаев Василий, крестьянин, 1627 г., Белев Помогало , крестьянин, середина XVI в., Новгород; Собина [см. Собина] Помогалов, царский колымажный слуга, 1573 г. Помяс : Василий Федорович Заболоцкий [см. Заболоцкий], 1506–1538 гг.; кн. Василий Федорович Лопатин-Оболенский [см. Лопата], около 1552 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дивлюсь, как ты дошел до такого дерзновения! Прежде ты боялся произнести суд над простым церковным причетником, а теперь захотел видеть грехи и тайны того, кто был пастырем всего мира и не только сам видеть, но и мирским объявить.... Убойся, государь, глаголющего: еже себе не хощеши, инем не твори; а хочешь ли ты, чтобы свои тайны, против твоей воли, узнавали другие?» 3 Царь Алексей Михайлович не мог не признать справедливости Никоновых жалоб; но с другой стороны резкий тон письма, смелые и неумеренные обличения не могли не огорчить его; он сам признавался приближенным людям, как сильно «оскорбляют и досадуют его жестокие письма» Никона. Таким образом, новое письмо Никона, вызванное неприятными слухами из Москвы и так мало походившее на прежние его письма, изгладило добрые впечатления, произведенные на царя этими последними; возвращавшаяся приязнь к старому другу снова уступила место недавнему нелюбию, по крайней мере он чувствовал, что идти далее на мирные переговоры с Никоном было бы теперь не удобно и оскорбительно для собственной чести. Враги Никона, устроившие все это, торжествовали: им удалось разрушить возобновлявшиеся добрые отношения между царем и патриархом: мало этого, они успели поселить между ними новые неудовольствия и взаимные отношения их сделать затруднительнее и запутаннее прежнего. Время между тем проходило. Царь находился под влиянием бояр и хоть все еще не решался приступить к избранию нового патриарха, но уже не делал попыток и к сближению с Никоном; Никону в свою очередь труднее было теперь возвратить прежнее спокойствие – его положение становилось безвыходнее и теперь-то особенно явились те внутренние искушения, для борьбы с которыми нужна была такая нравственная сила, которой не было в характере Никона. Напрасно он думал подавить поднимавшуюся внутри его бурю суровыми аскетическими подвигами, даже усиленными физическими трудами, разделяя их с работавшими при постройке Воскресенского монастыря. Наступил новый 1660-й год; прошли осень и зима; дела находились все в том же нерешительном, натянутом положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Св. синоду не пришлось вложить в это дело со своей стороны много инициативы. Оно так было переплетено с интересами политическими, государственными, что решительно невозможно было приступить к его разрешению без ключа, который хранился у государыни. Поэтому, как во время арестования преосвященного Виктора св. синод должен был предоставить разрешение этого дела коллегии иностранных дел, так и теперь первого слова о деле воссоединения он ожидал с высоты трона. Но когда в св. синод стали поступать от преосвященного Виктора рапорты о близости «отчаяния» среди томившегося в унии народа, св. синод поспешил через своего обер-прокурора немедленно довести об этом до сведения императрицы, напомнив, таким образом, государыне, что вот уже целый год ждёт разрешения не терпящий отлагательства вопрос. Высочайший указ 22 апреля, дающий, наконец, решение православному вопросу в новоприсоединённых областях, св. синод встретил в полной готовности. В один день был заслушан высочайший указ, постановлено решение, изготовлены и подписаны указы от св. синода, напечатано 2,150 экземпляров «пастырской граматы " и на следующий же день всё это было отослано по принадлежности – с присоединением инструкции деятелям воссоединения, составленной и одобренной, очевидно, заранее, так как о ней вовсе не было речи в синодательном заседании, а между тем она приложена к синодальному указу. Затем, когда воссоединение началось и открывшиеся от недостатка средств для дела замешательства дошли через преосвященного Виктора и через другие источники до сведения св. синода, св. синод опять сделал энергичные постановления о снабжении воссоединённых церквей православными богослужебными книгами 1660 и о вызове иноепархиальных священников, причём последнее распоряжение св. синод поддерживал с особенной настойчивостью. Правда, исполнение первого распоряжения запоздало, а последнее не принесло той пользы, какая от него ожидалась, но для этого были уже свои особые причины. Непосредственным руководителем дела воссоединения являлся преосвященный Виктор.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В душу грязную Зло питающих Пагубных страстей. Дай увидеть мне – О, Исус Сотэр! – Свет божественный, Что вокруг Тебя. Чтоб воспел я песнь Исцелителю Наших душ и тел Со великим Отцом И Святым Духом 1660 . Послесловие к гимнам Возвратившись, в связи с метрической версией, к гимнам Синезия, я нашел свой первый прозаический перевод весьма неудовлетворительным. Кое-что мною было поправлено уже в этой метрической версии. Остальное надеюсь исправить во втором издании, которое рассчитываю осуществить в следующем, 2015 году. Понимаю, впрочем, что такие тексты могут перерабатываться многократно. Что касается метрики гимнов: I, II и X гимны написаны монометрическим анапестом по схеме: U U _ U U U. Гимн III – четырехстопным спондическим неполным стихом по схеме:    _ _   _ _   U. Гимн IV – малым   ионическим триметром по схеме: U U _ _   U U _ _  U U _ U. Гимны V, IX – малым ионическим диметром – по схеме:  U U _ _   U U _ U. Гимны VI, VII, VIII – Синезиевой стопой (размером, который изобрел сам Синезий) – U U _   U U _   U _. (Знак U обозначает короткий/безударный слог, знак _ обозначает слог длинный/ударный, знак U обозначает, что слог может быть ударным или безударным.) Теперь несколько слов о поэтике гимнов. В силу того, что греческое ударение обозначает скорее длительность слога, нежели его ударенность в нашем понимании этого слова, греческие стихи несравненно больше напоминают церковные погласицы, нежели силлабо-тонически организованную речь, начавшую называться поэтической на Руси с конца XVII века. А поскольку за каждым поэтическим жанром, неразрывно связанным с размером, в греческой поэтике был жестко закреплен определенный диалект греческого языка, а вместе с ним и лексика (для V века нашей эры уже довольно архаическая), так что для большинства творцов и слушателей этого жанра речь шла о несколько отчужденном метрически организованном говорении, – то наше сравнение с церковно- или древнерусской поэтикой, как они воспринимаются из дня сегодняшнего, еще уместнее. Кроме того, вся древнегреческая поэзия пелась: либо соло в сопровождении кифары, либо хорами; наши переводы этого учесть не могут в принципе, так что ни о каком адекватном переводе на русский язык древнегреческой поэзии речи ни сейчас, ни в обозримом будущем идти не может. Любой наш перевод имеет в своем распоряжении единственное поэтическое средство – скандирование, т. е. только ритмически организованную речь. Чтобы понять, каков здесь может быть градус погрешности, возьмите текст какой-нибудь известной песни – например, «Призрачно всё в этом мире бушующем», – отвлеките его от мелодии и скандируйте полученные амфибрахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

войсками шли ожесточенные бои. Гомель был захвачен отрядами укр. полковника Головацкого. В 1649 г. с помощью горожан Гомель был взят войсками полковника А. Небабы. Однако, согласно условиям Зборовского мира (8 авг. 1649), войска литов. гетмана Я. Радзивилла вновь заняли Гомель и соседний с ним Чичерск. В 1651 г. Гомель отбил 2 приступа казаков Небабы. Во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. Посожье также являлось театром боевых действий между польск. войсками и казаками. 13 авг. 1654 г., после длительной осады, Гомель сдался войскам гетмана И. Н. Золотаренко. Этому способствовал обстрел замка казаками из пушки, установленной в Спасской ц. на посаде. Под контроль казаков и московских войск в Посожье также перешли Речица, Жлобин, Стрешин и Рогачёв. В 1660 г. царь Алексей Михайлович пожаловал Гомель «с волостью и уездом и всеми угодьями» В. Золотаренко, брату погибшего гетмана. После возвращения по Андрусовскому перемирию (1667) Гомеля в состав Речи Посполитой город был пожалован М. К. Радзивиллу, в нем восстановили сожженный деревянный замок. В кон. XVII в. город стал владением князей-католиков Чарторыйских. В нач. XVIII в. Гомель был расширен за счет Спасской слободы, находившейся на правом берегу Сожа, где жили преимущественно старообрядцы. В 1737 г., после пожара, гомельский староста кн. М. Чарторыйский построил в городе новый замок. В 1700-1721 гг. в Гомеле стояли рус. войска. Местное население активно помогало в борьбе со шведами, особенно своевременной стала его помощь царю Петру I Алексеевичу в период битвы при Лесной (1708). В XVIII в. Гомельское староство включало 3 волости: Засожскую, Локутскую и Предсожскую,- население Гомеля насчитывало ок. 5 тыс. чел. В XVIII в. на гомельских землях не ослабевало преследование православных со стороны католиков и униатов. В 1717 г. была передана иезуитам Никольская ц. (заново выстроенная после пожара в 1701), затем храм перешел к униатам, основавшим при нем мон-рь. В 30-40-х гг. XVIII в. перешли униатам церкви в окрестностях Гомеля: в селах Шерстин, Радуга, Бартоломеевка, Новосёлки (совр.

http://pravenc.ru/text/166101.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010