Архив Юго-Западн. России. Ч. 2. Т. 1. 27, 28; ч. 1. 4. 2 А. Ю. и З. России. 3. 261. С. 327 Летопись самовидца о войнах Хмельницкого, изд. Киев. временн. комисс. С. 5–6. Киев, 1878. «Початок и причина войны Хмельницкого есть едино от ляхов на православие гонение и казаком отягощение» — так начинается эта летопись, и вслед за тем изображаются самые притеснения, какие терпели казаки и вообще православные от поляков (с. 3–5, 11 О воспитании Хмельницкого читаем в Кратком описании Малороссии, что его «отец из молоду в научение руское, потом и в латинское отдал» (изд. Киев. ком. в 1878 г. вместе с Летоп. самовидца), а в Летописи Грабянки: «И его от малих лет даде (отец) в научение писаний первие в Киев, таже в Ярослав до ксендзов езуитов» (изд. Киев. ком. 1854 г. Пользуемся жалобою самого Хмельницкого на причиненные ему обиды, какую послал он из Запорожья к гетману коронному, кастеляну краковскому Николаю Потоцкому. Эта жалоба писана не в 1647, а уже в 1648 г., потому что в ней упоминает Хмельницкий, что казаки избрали его своим вождем, а это, как увидим, случилось отнюдь не раньше апреля 1648 г. (Памятн. Киев. ком. 1. Отд. 3. 1 Королевская грамота, данная Хмельницкому от 22 июля 1646 г. на владение хутором Субботовом, напечатана в А. Ю. и З. России. 10. С. 466–467 Известие об этом передает современный писатель Самуил Грондский, удостоверяя, что слышал его от войскового писаря Выговского, который пользовался особым доверием Хмельницкого (Historia belli Cosacopolonici, conscripta anno 1676. P. 51. Изд. в Пеште 1789 г. Хмельницкий мог испросить себе благословение у митрополита еще в 1646 г., след. у митрополита Петра Могилы, мог и в 1647 г., след. у митрополита Сильвестра Коссова. Грондский не говорит, в каком именно году случилось событие это, хотя и поместил сказание о нем под 1647–1648 гг. А. З. Р. 5. 23. С. 82–83 То же самое только короче говорил сам Хмельницкий и стародубцу Климову (А. Ю. и З. Р. 3. 205. С. 216 Летописец в Малой России прежде Хмельницкого бывших гетманов, в Чтен. М. истор. общ. 1846. 1. Отд. 2. С. 6 Самуил Величко. Летопись событий в Юго-Зап. России в XVII в. 1. С. 28–29. Киев, 1848

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Условие о печатании Евангелия, о котором идет речь Б), заключено было в 1703 году тоже в самом начале апреля, именно второю числа (Apr. Юго-Зап. Рос., ч. I, т. XII, 416–416). 15 Что не все известные экземпляры Львовского издания с датой 1690 года, ноября 28, принадлежат к одному и тому же изданию, – это замечено еще г. Родосскими (см. его „Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской духовной Академии. Вып. I, Спб. 1891, 372 и 373). Но он сделал крайне неудачные (ошибочные) выводы из своих наблюдений. Признав все экземпляры Львовского Евангелия с означенной датой действительно вышедшими в свет в 1690 году, г. Родосский одни из них (те, которые мы ниже отмечаем буквой Б) признает изданными Львовским братством, а другие (отмечаемые нами буквой А) – напечатанными в иной типографии, основанной в подрыв Братской, и по всей вероятности – типографии М. Слезки». Так как суть дела о трактуемых Евангелиях выясняется нами в тексте, то здесь, по поводу упомянутых ошибочных выводов г. Родосского считаем достаточным ограничиться следующими краткими замечаниями: 1) В рассматриваемое время типографии М. Слезки уже не существовало. 2) Евангелие Б по времени своего выхода в свет (что видно из даты на об. заглавного листа) далеко отстоит от Евангелия А. 3) Оба Евангелия (А и Б) вышли из одной и той же типографии, именно – Львовского братства (шрифт, большинство заставок, виньеток, картинок – тождественны). 16 Избрание Иосифа Тризны Киево-Печерским архимандритом состоялось 25 января 1647 г. (Архив Юго-Зап. Рос. ч. II, т. I, XXVII). 17 Т. е. датированным картинкам (гравюрам). Позднейшая дата на гравюрах в Триоди постной, изданной Киево- Печерской типографией в 1648 году, относится к 1645 году (см. стр. 278). На стр. 18 помещена гравюра с датой 1626 года; но год вышел отпечатанным довольно слепо, так что мог быть принят за 1646-й. Заметим, что в настоящее время означенный экземпляр Триоди Постной, хранящийся в Императорской Публичной библиотеке и ошибочно приурочивавшийся по времени выхода в свет к 1646 году, отнесен уже к изданиям этой книги 1648 года (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

80 . Пролог от Сентября до Марта месяца, Москва. 15 декабря 7150 (1641) г. – 16 декабря 7151 (1642) г., при патриархе Иосифе, в л. ц. б. Выписки на стр. 24–25, 122–124, 193, 225–226, 262, 280–281, 313–314, 395. Указ. на стр. 5, 282. 81 . Пролог от Марта до Сентября месяца, Москва. 15 декабря 7151 (1642) г. – 6 декабря 7152 (1643) г., при патриархе Иосифе, в л. ц. б. Выписки на стр. 55, 226–227,281–282, 395–396. Указ. на стр. 68, 141, 215. 82 . Просветитель преподобного Иосифа Волоколамского, старописьменная, библиотеки А.И. Хлудова, под 71, и печатана в Казани, в «Православном Собеседнике» за 1859 г. и отдельно 673 ц. в. Выписки на стр. 195–196, 335–336, 453–457. Указ. на стр. 335. 83 . Святцы с летописью, Москва. 21 сентября 7155 (1646) г. – 6 декабря 7155 (1646) г., при патриархе Иосифе, в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 184–185, 396. Севаста Константина Арменопула, см. Константина . 84 . Скрижаль , Москва. 7164 (1656) г. в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 80–81. 85 . Соборник большой, Москва. 5 апреля 7155 (1647) г. – 29 июня 7155 (1647) г., при патриархе Иосифе, в лист, ц. б. Выписки на стр. 8, 53, 85, 172–173, 373–374, 397, 408–409, 420, 423, 424–430, 437, 446–447, 452–453, 477–478, 483–484. Указ. на стр. 419. 86 . Соборник Малый , Москва. 20 апреля 7150 (1642) г. – 26 августа 7150 (1642) г., при патриархе Иосифе, в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 246, 277–278, 287, 336–338. 87 . Стоглав старописьменный 16 века, принадлежащий библиотеке А.И. Хлудова, 82, Казань. «Православный Собеседник» за 1862 г. и отдельно, г. в. Указ. на стр. 93. 88 . Симеона блаженного, архиепископа Солунского (Фессалонитского), рукописная, библиотеки А.И. Хлудова, 68, и напечатана в «Христианском Чтении» за 1856–1857 гг. в. русском переводе. Выписки сделаны из рукописной книги, на страницах: 59, 61, 70, 87, 107–111, 119–120, 126–127, 147–148, 152–153, 161–165, 184, 190–192, 216–218, 224–225, 260–261, 457–458. 89 . Тактикон препод. Никона, игумена Чёрной горы, Почаев. 14 ноября 7303 (1795) г., в лист, ц. б. Выписки на стр. 14, 87–88, 211–215, 219, 249–250, 255. Указ. на стр. 136, 370.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

В. А. Дятлов, Е. В. Лопухина Архивы Основной корпус документов по истории К.-П. л. XVIII - нач. ХХ в.- более 30 тыс. дел - хранится в ф. 128 («Киево-Печерская лавра») ЦГИАК. Фонд включает как непосредственно монастырский архив, начало формирования которого относится к 1718 г. (Оп. 1 общ. Д. 3105. Л. 14), так и текущую деловую документацию лаврской общины на момент ликвидации Духовного Собора К.-П. л. (дек. 1922). Первоначально фонд находился в Киевском обл. историческом архиве, а в 1944 г., после освобождения города от фашистских захватчиков, был передан в Центральный гос. архив УССР в Киеве. К 1944 г. в него входило 21 678 описанных единиц хранения и ок. 200 кг документов в россыпи ( Кагамлик С. Р. Apxibhi cmyдiï лаври//Apxib лаври та зanobiдhuka. 2007-2008. [Т. 2.] С. 9). После разбора неописанных документов, а также передачи в нач. 60-х гг. XX в. части дел из ф. 127 («Киевская духовная консистория») и из Киево-Печерского заповедника произошло окончательное формирование ф. 128, к-рый к 2013 г. включал 30 014 дел, входящих в 21 именную опись. Часть описей (1-я общая, вотчинные, грамоты) сформировалась на рубеже XIX и ХХ вв. ( Крайня. 2008. С. 71-72). Описи фонда распределены в 11 структурных частях, при этом структура, как и нумерация отдельных дел и их листов, неоднократно менялась, а дела перемещались из одной части в другую. В общую структурную часть (входят 3 описи - 1-я общ. (1646-1913). 3204 дела; 2-я общ. (1715-1924). 663 дела; 3-я общ. (1731-1924). 880 дел) включены документы, характеризующие деятельность лавры в целом: адм. управление, землевладение, ведение хозяйства, строительство и ремонт, предоставление лавре пожертвований и проч. В вотчинную (4 описи, 5 томов - 1-я вотч., т. 1 (1710-1777). 1293 дела; т. 2 (1710-1808). 3239 дел; 1-я вотч. (1632-1791), 340 дел; 3-я вотч. (1718-1784). 107 дел; 4-я вотч. (1646-1786). 243 дела) входят оригиналы и копии царских грамот, королевских привилеев, универсалы гетманов, проч. документы на право владения имениями; дела, посвященные хозяйственно-адм. вопросам, и др. Часть «Грамоты» (1-я грам. (1481-1846). 83 дела) содержит грамоты и указы царей на право собственности лавры на земли и имения, о предоставлении духовного сана, чинов и званий, перемещении, выдаче жалованья духовенству.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Тарасенко выделяет в особую редакцию Жития т. н. желтоводские списки (ГИМ. Увар. 1197 (398) (105); 105; РГБ. Пискар. 119, XVII в. (введены в научный оборот Понырко); РНБ. ОЛДП. Q.728; ГАКО. Ф. 558. Оп. 3. 365 (обнаружены Тарасенко)). В их составе - текст Пространной редакции, 16 посмертных чудес, «Слово похвальное» и «Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнйшаго отца нашего Макария...», причем «Слово похвальное» помещено не после текста Жития, как традиционно в рукописях, содержащих Пространную редакцию, а после посмертных чудес святого. В пользу желтоводского происхождения сборников говорят изменения в заголовке похвалы святому: «Слово похвальное преблаженнйшему и всепреподобнйшему великому отцу нашему святому Макарию, игумену Желтоводскому и чюдотворцу Российскому» (РНБ. ОЛДП. Q.728. Л. 242; ср. в др. сборниках: «По житии преподобнаго отца Макария Желтовоцкаго, Уньжескаго чюдотворца. Слово похвальное, почитаемое на память честнаго преставления его. Благослови, Отче»). В названиях нек-рых глав Жития в желтоводских сборниках подчеркивается игуменство М., напр., «О преставлении преблаженнйшаго и всепреподобнйшаго святаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго, великаго чюдотворца российскаго» (Там же. Л. 187). Однако данные рукописи представляют собой новый вид тематического сборника, посвященного М., а не особую редакцию Жития. Тарасенко обратила внимание на краткие версии Жития, включенные в Святцы и Пролог («редакции Святцев и Пролога»). В печатные Святцы Житие М., тропарь и кондак святому были включены в 1646 г. (нач.: «Макарий бе во дни великаго князя Василия Васильевича Московского»; опубл.: Карбасова. 2011. С. 297-298). В рукописных собраниях С.-Петербурга выявлено более 10 списков Месяцесловной редакции, их можно разделить на 2 группы: рукописи, в которых месяцесловная запись с тропарем и кондаком восходит к Святцам 1646 г.; тот же текст, но без тропаря и кондака (как в последующих изданиях Святцев) - РНБ. O.I.54. Л. 390-391; РНБ. СПбДА. A.II.315. Л. 112-112 об.; РНБ. Q.I.392. Л. 124 об.- ЭК ИРЛИ (ПД)).

http://pravenc.ru/text/2561294.html

п. Так беспорядочной борьбе частных интересов предоставлено было решение одного из важнейших вопросов государственного порядка - о пределах права землевладельца на труд его крепостного крестьянина. Это была либо недоглядка, либо малодушная уступка небрежного законодательства интересам дворянства, которое, как сильнейшая сторона, не преминуло воспользоваться своим преимуществом. ОТМЕНА УРОЧНЫХ ЛЕТ. Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена урочных лет, давности для исков о беглых крестьянах. С начала XVI в. действовал пятилетний срок, сменившийся по закону 1607 г. пятнадцатилетним. Но после Смуты воротились к прежнему пятилетнему. При таком коротком сроке беглый легко пропадал для владельца, который не успевал проведать беглеца, чтобы вчинить иск о нем. В 1641 г. дворяне просили царя " отставить урочные лета " , но вместо того была только удлинена исковая давность для беглых крестьян до десяти лет, для вывозных до пятнадцати. В 1645 г. в ответ на повторенное челобитье дворян правительство подтвердило указ 1641г. Наконец, в 1646 г., предпринимая новую общую перепись, оно вняло настойчивым ходатайствам дворянства и в писцовом наказе этого года обещало, что " как крестьян и бобылей и дворы их перепишут, и по тем переписным книгам крестьяне и бобыли и их дети, и братья, и племянники будут крепки и без урочных лет " . Это обещание и было исполнено правительством в Уложении 1649 г., которое узаконило возвращать беглых крестьян по писцовым книгам 1620-х годов и по переписным 1646 - 1647 гг. " без урочных лет " . Отмена исковой давности сама по себе не изменила юридического характера крестьянской крепости как гражданского обязательства, нарушение которого преследовалось по частному почину потерпевшего; она только клала на крестьянство еще одну общую черту с холопством, иски о котором не подлежали давности. Но писцовый наказ, отменяя исковую давность, при этом крепил не отдельные лица, а целые дворы, сложные семейные составы; писцовая приписка к состоянию по месту жительства, захватывавшая крестьян домохозяев с их неотделенными нисходящими и боковыми, вместе с тем укрепляла их и за владельцем, получавшим теперь право искать их в случае побега бессрочно, как холопов, и личную крестьянскую крепость превращала в потомственную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Плохо быть христианину без молитвы, без любви, без смирения, без кротости и прочих христианских добродетелей и не иметь их: явная за этим следует беда. Надо искать их с прилежанием. Так познанное бедствие побуждает человека искать своего блаженства. Познай же, христианин, порочность, бедность, греховность, нищету и убожество твоего сердца – и само это познание научит тебя молитве и христианским добродетелям ( 104, 1643–1644 ). Познание себя и своего сердца бывает от святого Писания и прочих христианских книг. Но более всего и действеннее нас приводит в познание себя самих искушение, которое приходит как извне, через диавола и злых людей, так и изнутри, через злые помыслы. Как рвотное средство действует на желудок, так искушение обнаруживает, что кроется внутри нашего сердца. По этой причине, между прочим, Бог и попускает нам искушения: чтобы мы познали, что в нашем сердце кроется. Мы часто мним о себе нечто, но пришедшее искушение показывает, что мы ничто ( 104, 1644–1645 ). К испытанию же и познанию нашего сердца нас приводит крест, искушение и молитва. Чем более человек искушается, тем более познает себя: чем более познает, тем более просвещается; чем более просвещается, тем более исправляет себя. Чем больше мы освещены естественным, то есть солнечным, светом, тем лучше видим и отличаем одну вещь от другой, например, белое от черного, так чем больше мы просвещаемся вышеестественным светом, то есть благодатью Божией, тем лучше познаем состояние нашего сердца и отличаем добро от зла, добродетель от порока, истину от лжи, истинное учение от ложного, истинную веру от суеверия ( 104,1645 ) В бедах познается наша немощь ( 104, 1646 ). Желают люди много знать и казаться мудрыми – ты желай и старайся, прежде всего, познать самого себя: в этом христианская мудрость. Желают люди знать, что делается там и там – ты желай и старайся узнать, что делается в душе твоей, в каком она состоянии; какие мысли, желания и начинания порождает, к чему она стремится – к вечному или временному, где она скрывает свое сокровище – на небе или на земле, к чему стремится – к Богу или к миру? Самое необходимое знание: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6, 21 ) ( 104, 1646–1647 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ [англ. Westminster Confession], вероучительный документ пресвитерианской церкви, подготовленный на Вестминстерской ассамблее и получивший широкое распространение среди пресвитерианских, методистских, конгрегационалистских и баптистских церквей как в Великобритании, так и в др. странах. История создания Согласно указу англ. парламента от 5 июля 1643 г., Вестминстерская ассамблея начала работу по пересмотру «Тридцати девяти статей» , имея целью «защитить эти статьи от всяческой клеветы и ложных истолкований». Пересмотру подверглись 15 статей, к к-рым были добавлены цитаты из Свящ. Писания - т. н. библейские доказательства. Указом парламента от 12 окт. 1643 г. эта работа была приостановлена, и ассамблея приступила к составлению «Руководства по богослужению», а затем и к подготовке текста исповедания веры «в соответствии с «Торжественной лигой и заветом» единого для 3 королевств - Англии, Шотландии и Ирландии. 20 авг. 1644 г. был образован специальный комитет, занимавшийся материалами для написания исповедания, под председательством У. Ходжа. В комитет вошли присутствовавшие на ассамблее представители от англ. делегации Т. Гатакр, Дж. Хойл и др., от шотл.- А. Хендерсон, Р. Бейли, С. Ратерфорд, Дж. Гиллеспи и др. 7 июля 1645 г. на заседании парламента была прочитана небольшая часть исповедания, содержащая учение о Свящ. Писании, а затем начались дискуссии. 16 июля 3 главных комитета ассамблеи получили текст исповедания, на последующих заседаниях происходило его подробное обсуждение. 25 сент. 1646 г. документ получил рабочее название «Скромная рекомендация» и первые 15 глав были отосланы в палату общин, 1 окт. они поступили в палату лордов. После 3-го чтения (6 нояб.) палата лордов единогласно одобрила этот документ. Палата общин решила отложить вынесения своего вердикта до представления полного текста. На заседании ассамблеи 4 дек. 1646 г. было завершено рассмотрение текста исповедания и его представили обеим палатам парламента.

http://pravenc.ru/text/158242.html

Ведь в академии открыт доступ не всем студентам семинарий. Обычны случаи, когда даже оказавших успехи на приемных испытаниях не принимают только по недостатку вакансий, а между тем число вакансий очень мало... Нам известно много случаев, когда лучшие из семинаристов, желая поступить в академию, но боясь трудности экзаменов и конкурса, стыдясь оказаться под чертой принятых и не желая терять года, идут в доступные для них университеты. Хотя при обучении там им приходится бороться с материальной нуждой, но они едут, зная, наверное, что будут приняты, не упуская еще из внимания трудности экзаменов для поступающих в академию сравнительно с легкими и часто только формальными поверочными испытаниями при поступлении в университет... 1644 За более подробными сведениями по этому вопросу отсылаем к книжке проф. Москов. Дух. Академии Д. Ф. Голубинского «Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим». Москва. 1899. Особенно см, стр. 19–20; 24 и след. 1645 Подобные же сведения можно найти и в других учебниках космографии, они могли бы быть заимствованы и из обычных учебников пасхалии при их значительном сокращении... Общие понятия о так наз. «зрячей пасхалии» (положено в програм.) мог бы сообщить воспитанникам семинарии преподаватель, практически указав пользование таблицами этой пасхалии, помещенными при Следован. Псалтири. Эти сведения мог бы дать ученикам даже преподаватель литургики, которому приходится касаться сродных вопросов... 1646 Для физики, ведь, уделено было до реформы – 84 г. четыре урока... Сравните учебник для женских епархиальных училищ и время, назначенное для его изучения... 1647 Мы вполне присоединяемся к мысли г. Кремлевского о «желательности и пользе приобретения телескопа для семинарий» («Церк. Вестн.» 1901 г. 31). Пользуясь телескопом, преподаватель в свободные вечерние часы мог бы сообщить желающим ученикам достаточные астрономические сведения... 1648 Мера – допускать кандидатов академий к преподаванию математики и физики в духовных семинариях – вызвана, кажется, между прочим тем, что во многих семинариях кафедра физико-матем. наук долгое время оставалась свободной за недостатком преподавателей. Для временного занятия этих кафедр приглашались люди специального образования, нередко не кончившие полного курса, даже со средним образованием, часто они имели возможность быть не на всех уроках в течение недели и проч. Временное преподавание, перерыв его на 2–3 месяца и более, частая смена преподавателей – все это очень вредно отзывалось на постановке и ходе обучения… Освобождение физико-математ. кафедр в дух. семинариях для постоянного их занятия кандидатами своих же духовных заведений – полезно, справедливо и благодетельно... Но справедливость же и польза дела требуют дать кандидатам академии и соответствующую подготовку. После проведения указанной меры лекции в академии по математике и естеств. наукам особенно желательны. Ведь лекции по этим предметам читались в академии до устава 1869 г. и даже – двумя профессорами...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

293 411 Славгородок 465 – Пожня 209 468 Печины 429 573 Ницаха 509 318 Люджа 584 416 Верхолюджа 752 425 Каменецкая 549 412 Катанская 444 312 Рябовка 6 26 Добреньское 159 561 Порозок 413 250 Верхопожня – 277 Солдатское 581 1173 Мезиновка 1 374 Крамское 146 364 Обратеница (Александровка) 25 302 По ведомости генерального межевания в Казачей (Вольном) 1133 муж. 1161 жен., 4345 дес.земли. Кроме того в Стрелецкой и Пушкарной 4385 дес. земли. Вольновцы старого времени обязаны были постоянно стоять на стороже против татар и поляков. Особенно в начале освования г. Вольного татары сильно домогались прогнать русских с Вольного кургана. В 1640 г. они три раза подступали под город. О последующем времени кое что находим в Чугуевской перешиске. Так 24 апреля 1647 г. воевода Никифор Леонтьев писал с Вольного в Чугуев: «прибежали сторожи с Мокрой Прости; на утренней заре за р. Ворсклом объявились огни и люди и в 3 часу дни оказались в степи люди, человек до 100 и больше». Июня 3 Леонтьев извещал, что посланные им станичники «на сагайдачный шлях, за р. Боровою», июня 1 за час до вечера встретились с татарами, которые «гонялись за ними». В 1646 г. августа 11 «в ночи прибежали в город на Вольное сторожи с мельницы и сказали: были, они на карауле у надолоб; в 1 часу ночи приезжали к надолбам воинские люди татары. Харьковский полковник Лаврентий Шидловский писал: «в 711 г. с полком был я. на приступе под Вольным городом, в котором сидели воры и изменники Запорожские казаки, и оный город взят штурмом». В 1810 г. в овраге Вольновского кургана, на правом берегу р. Ворскла, после сильных дождей, найдено массивное кольцо чистого золота, весом в 3 1/2 фунта. Оно представляло круглый, по краям расплющенный жезл, который свит в два кольца, расплющенные и в виде змеиных головок изваянные оконечности сходятся под внутренним кольцом. Назади головок на плоском месте вытеснены изображения оленя, рыси и вепря, а за ними чешуя. На нижней стороне против этих изображений начертаны какие-то буквы, но которых никто не разобрал. По всей вероятности это памятник язычества – принадлежность идольского жреца. СЕЛО СОЛДАТСКОЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010