Константин , 1848–1861, 29 июля перев. в Серпухов Высоцкий. Венедикт , 1861–66, перев. в Покровский. Никодим , с 15 мая 1866–1869. Иоанникий , 1872. 27 Песношский (Пешношский) Николаевский, от города Дмитрова в 25 верстах, основан преподобным Мефодием, учеником св. Сергия Радонежского, около 1360 г.; 11 апр. 1700 приписан был к Троицкой Сергиевой Лавре и состоял до штатов 1764 г. Ныне заштатный. [V, 520.] Игумены Св. Мефодий , основатель, † 4 июня 1392. Иоаким , 1468. Паисий , в июне 1511. Вассиан , 1515. Марк , 1524. Гурий Заболотский 16 мар. 1539 хирот. в еписк. Смоленского. Трифон Ступишин , 1542–44. Перев. в Симонов. Св. Варсонофий , с 1545, а в 1555 перев. в Казанский Спасо-Преображенский. Мартирий упом. 1566 и 67, авг. 1568 – на повое в Симонове. Герман упом. 1585 и 86, а 4 апр. 1592 перев. в Саввин Сторожевский. Левкий , 1598–1610. Иона , 21 авг. 1613. Нектарий Вязмитин , с 1620, а 29 июня 1633 перев. в Троицкий Сергиев. Авраамий определён 21 янв. 1635; упом. 1638, 1641–47. Тихон , 1647–53. Варлаам , в мар. (sic) 1653. Мисаил , в авг. (sic) 1658, 1659, 60, 61, 62, 63, окт. Варлаам , в дек. 1663, 1664 и 65. Иов , потребован с Москвы, в окт. (sic) 1665. Гурий , 1666 и 67, 68. Тихон , 1675–82. Корнилий перев. из Дмитровского Борисоглебского, 1683–88, мая 5. Феодосий , 10 июля 1690. Архимандриты Паисий , в янв. (sic) 1692. Иоасаф , 1692 и 93; † … Иосиф , 1693–95. Феодосий , 1695–97. Феофан (игум.) 1698–1700, перев. (куда?). Строители Исаия Даниловский , с 1700. Феоктист Второво , 1706 (sic), 1707–1709 (sic), в мае (sic) 1710. [Из строителей Астраханского Троицкого монастыря]. Викентий Ченцов , 1710. Сергий Свечин , около 1715. Иларион Ремезов , 1716. (См. Киржачский.) Варлаам Москвитин , 1717. Иринарх Щербак , 1718. Филарет Холщевников , в авг. 1719. Маркелл Кашинский , 1721–29. Исаак Чередеев , 1729. Август Старков , 1731–34. Антоний Симонов , 1734–37. Иоанникий Маслов , 1738–40. Феодосий Петровский , 1740 и 41. Мисаил Протопопов , 1742 и 43. Гавриил Флорищевский , 1743 (несколько месяцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: David J. Bessarion//DHGE. T. 8. Col. 1080-1081; Sauget J. -M. Bessarione//BiblSS. T. 3. Col. 140-141; Παπαδπουλος Σ. Τ. Βησσαρ ων//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 846-847; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Regnault L. Bessarion, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 379. А. А. Войтенко Гимнография Память В. с памятью прп. Илариона 6 июня указывается во всех списках Иерусалимского устава, начиная с древнейших ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) и до греч. и слав. печатных изданий (Типикон. Венеция, 1577. Fol. 52; старопечатные московские Типиконы - 1610, 1633, 1641). Их памяти сопровождаются указанием «Аллилуия» , т. е. в этот день совершалась будничная служба с поклонами, на утрене вместо «Бог Господь» пели «Аллилуия», тропаря у В. не было. В реформированном тексте Типикона 1682 г. появляется ремарка: «Аллилуия или тропарь», выписывается общий тропарь преподобных. Это изменение произошло в связи с общим процессом добавления тропаря для всех святых, не попадающих в период Великого поста. В совр. греч. Минее приводится только последование прп. Илариона. Совр. последование В. включает в себя: общий тропарь В. и прп. Илариону (      ); кондак 2-го гласа на подобен «Твердыя»: (                  ); канон 2-го гласа творение Иосифа (            ) (                    ). В рукописях встречаются также др. каноны В.: 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, без акростиха, ирмос: «Κματι θαλσσης» (    ), нач.: «Χριτος τς θεας ανδα μοι στξον» (Благодать божественной капли мне пролей); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Βισαρων (sic), ρον νσους Αρσενου» (Арсения), с именем Арсения в 8-й песни канона, ирмос: «λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην» (      ), нач.: «Βλμματι κοιμτ βλπων πσαν τν γν» (Взору неусыпающему, видящему всю землю) (Ταμεον. Σ. 212). А. А. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.)

http://pravenc.ru/text/158760.html

Самое раннее упоминание П. п. в рус. канонических памятниках - это описание пищевого устава П. п. в «Уставе белеческом» митр. Георгия Киевского (XI в.), в этом же тексте сообщается о практике устраивать мясопуст на Пятидесятницу и проводить одну седмицу перед П. п. без мяса в подражание Великому посту - эту практику митр. Георгий осуждает как неизвестную в правосл. традиции (см.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 532, 544). В русских редакциях Иерусалимского устава ( «Око церковное» , нач. XV в., и последующие) уставу о пище (и, в частности, уставу о П. п.) посвящена одна из глав в начальной части книги (гл. 43 в 1-й редакции «Ока церковного» - см., напр., РГБ. Троиц. 240. Л. 41 об.; БАН. Арханг. Д. 3. Л. 25; гл. 24 в редакции рус. Типиконов XVI в.- см., напр., РГБ. Троиц. 242. Л. 60 об.; ГИМ. Усп. 5. Л. 30 об., печатные издания 1633 г.- Л. 42 об.; гл. 29 в первопечатном Типиконе 1610 г.- Л. 78; гл. 32 в издании 1641 г.; начиная с издания 1682 г., эта глава в переработанном виде помещается под 33, некоторые ее части перенесены в соседние главы). Пищевой устав П. п. Согласно ныне принятому Типикону, в П. п. в понедельник, среду и пятницу полагается сухоядение - вкушение пищи один раз в день, без елея и вина. Во вторник и в четверг - вкушение пищи 2 раза в день, с елеем и вином. В субботу и воскресенье разрешается рыба, вкушение пищи 2 раза в день. Если в день памяти святого в службу включается полиелей или славословие (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), что возможно в понедельник, среду или пятницу, то разрешаются елей и вино, если во вторник и четверг, то разрешается рыба. Если святой храмовый или его положено поминать за всенощным бдением в понедельник, среду и пятницу, то разрешается рыба. Служба с «Аллилуия» на утрене в П. п. В будние дни П. п. (как и в др. малые посты), если святой не имеет в составе службы ему тропаря, может совершаться служба с «Аллилуия» вместо «Бог Господь» на утрене. Эта служба также предполагает замену прокимна на вечерне на «Аллилуия», постовое окончание вечерни и утрени («Господи, помилуй» 40 раз вместо сугубой ектении и др. особенности), земные поклоны, отмену литургии. В богослужебной практике РПЦ служение с «Аллилуия» на утрене в малые посты практически не совершается, кроме нек-рых мон-рей. Пост после Пятидесятницы в нехалкидонских Церквах

http://pravenc.ru/text/2580468.html

Иерусалимские уставы, начиная с древнейших, указывали «возвышать голос» на Пс 3 (в нек-рых указывалось возвышать голос на Пс 2), что, возможно, связано со студийской певч. практикой ( Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 105). Это же указание присутствует и в старопечатных Типиконах XVII в. (Устав. М., 1610. Л. 6об.; Устав. М., 1634. Л. 4), но не отмечено в совр. Старопечатные Типиконы 1610 и 1641 гг. подробно описывают порядок пения «Б. м.» на воскресном всенощном бдении: из 1-й «славы» предписывается петь с припевом «аллилуия» лишь избранные стихи: Пс 1. 1a, 6b; 2. 2, 12; 3. 8a, 9b; «  », «    »; те же стихи зафиксированы в рукописных обиходах XVII в. (напр., МГУ. 774, нач. XVII в.) и печатном старообрядческом 1911 г. (Обиход. М., 1911). Во мн. певч. рукописях (XVI-XVII вв.) гласовые указания перед «Б. м.» не приводятся. Иногда «Б. м.» предваряется рубрикой: «Начинает первый лик высочайшим гласом светло». Певч. модель псалмодии «Б. м.» следующая: 1-е полустишие «Б. м.» и припев «аллилуия» исполняются на особый начальный напев; мелодия 2-го полустишия с припевом «аллилуия» является моделью для исполнения последующих избранных стихов 1-й «славы». Относительно 2-й и 3-й «славы» «Б. м.» Типиконы 1610 и 1641 гг. содержат лишь общее указание, что петь их следует «на глас дню». В рус. певч. рукописях XVI-XVII вв. нотируется, как правило, только 1-я «слава» «Б. м.». Встречаются рукописи, в к-рых нотированы все 3 «славы». Каждая из 3 «слав» распевается на индивидуальный напев, не зависящий от текущего гласа. В Обиходе 1911 г. избранные стихи 2-й «славы» (Пс 4. 2, 4) распеты путевым распевом на мелодию мелизматического типа. Припевов у этих стихов нет. «  » и «    » имеют речитативную мелодию, характерную для псалмодии, а в качестве припевов к ним приведены стихи из псалмов (Пс 4. 6, 7), распетые на ту же мелодию, что и стихи Пс 4. 2, 4. Затем трижды речитативно распевается «          », после каждого раза - избранный стих псалма (Пс 4. 9; 5. 3, 12) мелизматическим распевом. Приведен также и др. вариант («А инии на роспев поют»): «  », «    » и «          » распеты мелизматически по образцу избранных стихов, без припевов. То же повторяется и в 3-й «славе». Мелизматический стиль, отсутствие речитации в напеве стихов псалмов, возможно, говорят о том, что мелодия припева перешла на сами стихи из псалмов, а припевы исчезли из певч. практики. Это подтверждается и простотой мелодии «  » и «    », и обозначением «припев» перед следующими за ними стихами псалма (Обиход. М., 1911. Л. 7-10; Успенский. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/149353.html

Мефодий , 1546. Вассиан , 1607–21. Сергий , в дек, 1630. Симеон , в мар. 1641. Авраамий , в апр. 1641. Иоасаф , в сент. 1651. Иона , в авг. 1657. Антоний , в февр. 1659. Иларион , 1685. Тихон , 1688. Мардарий , в нояб. 1696, 1702–4. Евгений , 1760. 22 Мокрая Николаевская пустынь, в Кадниковском уезде, когда и кем основана, не известно. Упразднена в 1764 г. [V, 93.] Игумены Антоний , строит., в начале XVI века. Феодосий , 1577. Сильвестр , 1588. Никон , 1600. Варсонофий , строит., 1610–13. В 1620 г. сия пустынь приписана к Вологодскому архиерейскому дому. (Акт. Ист., II, 84). 23 Арсениева, «Масленичной волости, что во мхах», пустынь, от Вологды в 40 верстах, основана в начале XVII века. Упразднена в 1764 г. [III, 279.] Игумены Арсений , строит., 1629–46. Даниил , 1646–58. Павел , 1658–60. Строители Александр , в янв. 1677. Харитон … Адам , 1690–97. Иосиф , в янв. 1699. Никодим , 1703. Варсонофий , 1738. Георгий , 1763 и 64. 24 Кохтыжская Иоаннобогословская пустынь, в Грязовецком уезде, на реке Кохтыже; 5 сент. 1649 приписана к Вологодскому архиерейскому дому. Упразднена. [IV, 790.] Строит. Герасим , 1621–23. 25 Гаванский Спасо-Преображенский, от Вологды в 32 верстах, основан преподобным Филиппом около 1450 г. Упразднён в 1764 г. [V, 655.] Игумены Козма , 1624. Феодосий , 1629. Варлаам ... Боголеп , 1646. Савва , до 1687. 26 Заоникиева, Владимирской Богородицы, пустынь, от Вологды к северу в 14 верстах, основана преподобным Иосифом 227 около 1588 г. Заштатная. [IV, 134.] Игумены Сильван , 1589–1605. Один?       Феодосий , 21 сент. 1612. Феодосий , 29 мар. 1637. Игнатий , 1641. Иосиф , строит., 1690. Варлаам , 1704. Анастасий , строит., 1717. Разные?       Сергий , 1720, 1728, 29. Сергий , 1738. Строители [ Гавриил , 1732.] Симон , 1786–90. Иероним , 1790–1800. Серафим , 1800–3. Виктор , 1803 и 4. Парфений , 1804–11. Александр , 1811–13. Никодим перев. из Сямского 15 июля 1813–1817, 28 мая перев. в Глушицкий. Филадельф , 1818–20. Михаил определён 3 окт. 1820–23, 12 дек. перев. в Глушицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1035 242 л. 54 об. Ср. Уставы 1610 г. (л. 62) и 1641 г. Совр. Уст. (л. 36), Ср. Опис. Син. рук. III стр. 308. Греческий оригинал этого замечания см. в 488 (л. 43 об.) и 380 (л. 21–22, но не в 456, который не имеет, вопреки указанию Мансветова, см. Ц. Устав, стр. 203). 1037 Совр. Устав дополняет: таже настоятель или чредный иерей, бла­гословляя, глаголет: Молитвами, его же чтение есть. И тако чтет чтец. И бывает ядение с молчанием и вниманием ту сущего чтения (л. 33. Ср. Уставы 1610 и 1641, (л. 80 об.) гг. 1038 336 (гл. 61, л. 53) повторяет то же правило в другом месте: канонархоу же подобает чести въ трапез брати доущи аще е доволенъ и ползоуеть на се. Аще ли ни, инъ вдый такоже и блюда и вс ссуды трпезны чтоущии долженъ е мывати по оуставоу сты горы . То же 332 л. 30 и 445 л. 54. Последняя фраза: – «по уставу св. Горы» имеется в правиле Тактикона Никона Черногорца, но в приведенной у нас в тексте уставной выдержке из этого правила опущена. 1039 См. Мансветов Ц. Устав, стр. 274–279. В списке 328 (л. 37 об., 38, а также в 329 Син. б.), вместо этой выдержки из Тактикона, приведена с некоторыми изменениями (Ср. Горский, Опис. Син. рук. III, стр. 278. Мансветов Ц. Устав, стр. 274) выдержка из Алексеевского Устава – Сдеть игуменъ и вс брат. Створить начатье чтнь чтець. Служивыи же попъ ставъ простъ блгвить сице гл. Блгъ бъ нашь нын при. Брати рекшю аминь. вс мъ молчати повелить Иже служить перви трпезе. егоже старейша именуеть, Начнеть чтецъ чести... По обд же возметь игуменъ хлбецъ всестн бц и рукою аще есть попъ. Абие же ударить и престанеть чта и. Ср. у нас выше, стр. 78. 1040 Греческий образец такого рода уставной регламентации затрапезного поведения и чтения дает Евергетидский Типикон (Ср. у нас выше стр. 135), а также Типиконы: императрицы Ирины (Migne P. Gr. t. CXXVII col. 1064 κ. 40. Cotelerii, Ecclesiae Graecae monumenta, t. IV (Lutetiae Parisiorum 1692, p. 221–222). Русское изложение проф. П. С. Казанского с примечаниями проф. Мансветова, М 1878 г. стр. 13). монастырей Пандократорского (Τυπικ, 665), св. Маманта, τν ‘Ηλου Βωμν (Τυπικ, 733), Михаило Архангельского горы преп. Авксентия (Τυπικ 785), Типикон Гри­гория Пакуриана (Typikon de Grégoire Pacourianos pour l’ monastre de Pétritzos (Bacovo) en Bulgarie, СПБ. 1904, стр. 24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

и И. 31 янв. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: отпустительный тропарь плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Τ θαματα τν γων σο μαρτρων (        ); кондак 3-го гласа Εκ τς θεας χριτος (      ) с икосом; канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τ κρος κατα τς πλνης εληφας (          ); 3 цикла стихир-подобнов (1 в слав. изданиях Минеи, 2 др.- в греч.), 3 стихиры-самогласна, светилен, седален. В последовании К. и И. 28 июня есть ряд песнопений из службы 31 янв.: отпустительный тропарь, кондак с икосом, 3 стихиры-самогласна, светилен, седален; также в слав. Минее 28 июня помещен канон К. и И. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ ναδεξαντι ν τ κσμ (      ) (греч. оригинал см.: Ταμεον. Σ. 228-229); в совр. греч. Минее содержится иной канон с акростихом Καλν δοτρες, τν κακν σασθ με, Ιωσφ (Добрых податель, злых избавь меня, Иосиф), 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Κρτος χθρο (Державу вражию; также см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 70). В рукописях и печатных изданиях содержатся песнопения К. и И., не вошедшие в совр. богослужебные книги. 31 янв: отпустительный тропарь 5-го гласа     (Устав. М., 1610, 1641); дополнительные икосы для кондака 3-го гласа       ( Амфилохий. Кондакарий. С. 100, 177). 28 июня: отпустительный тропарь 5-го гласа       (Устав. М., 1610, 1641); кондак 3-го гласа Τ μγα ατρεον τς οκουμνης (Великое врачевство вселенныя) с неск. икосами ( Амфилохий. Там же. С. 125, 187-188); анонимный канон 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ (    ), нач.: Ο κ Θεο το φιλανθρπου τν χριν (Те, кто от Бога Человеколюбца благодать) (AHG. T. 10. P. 243-251); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Εκ τν το Πνεματος χαρισμτων (От дарований Духа), со 2-й песнью (Ταμεον. Σ.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

1626.  …печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35. 10). 1627.  …не будет взирать на величие Господа (Ис. 26. 10). 1628.  …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире (2 Пет. 3. 14). 1629.  …«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34). 1630. Алфавитный патерик. 1631.  …дорожа временем (Еф. 5. 16). 1632. Алфавитный патерик. 1633. Алфавитный патерик. 1634.  …разумный человек молчит (Притч. 11. 12). 1636. Алфавитный патерик. 1637. Алфавитный патерик. 1638. Vitae Patrum, Patroiogiae, tom LXXXIII, pag. 857, cap. 23. 1639. Pag. 858, cap. 20. 1640. Pag. 857, cap. 19. 1641.  Любящие Господа, ненавидьте зло! (Пс. 96. 10.) 1642. Pag. 887, cap. 22. 1643. Pag. 857, cap. 21. 1644. Pag. 860, cap. 14. 1645. Pag. 866 и 864, cap. 21. 1646. Pag. 864, cap. 22. 1647. Pag. 864, cap. 33. 1648. Pag. 864, cap. 24. 1649. Сар. 25. 1650. Сар. 26. 1651. Pag. 864, cap. 27. 1652.  Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих (Пс. 117. 7). Pag. 805. 1653. Pag. 793, cap. 1 1654. Pag. 740, cap. 2. 1655. Pag. 1019, cap. 27. 1656. Пролог, 22 мая. 1657. Pag. 877, cap. 15. 1658. Pag. 877, cap. 16. 1659.  Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). Pag. 877, cap. 17. 1660. Папирус — растение, из которого прежде делали бумагу. 1661. Pag. 882, cap. 33. 1662.  А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5. 3). 1663. Pag. 890. 1664. Pag. 890. 1665. Pag. 900, cap. 26. 1666. Cap. 28. 1667. Сар. 29. 1668. Pag. 901, cap. 32. 1669. Сар. 34. 1670.  …без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5). 1671. Pag. 902, cap. 36. 1672. Pag. 902, cap. 38. 1673. Pag. 904, cap. 45. 1674. Pag. 909, cap. 23. 1675. Pag. 909, cap. 24. 1676. Четьи-Минеи, 21 июля. 1677. Pag. 911, cap. 10. 1678. Pag. 927, cap. 77. 1679. Pag. 927, cap. 79. 1680. Pag. 927, cap. 80. 1681. Мф. 7. 14. 1682. Pag. 927, cap. 81. 1683. Сар. 82. 1684. Pag. 927, cap. 83. 1685. Pag. 928, cap. 86.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2 . Ибо он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Пророчество предвидит и мечтания Иудеев о человеческой славе Мессии и то неверие, которое встретит „Пришедшего к своим, которые Его не приняли“ ( Ин. 1:11 ),-потому что Он пришел, согласно пророчествам, не окруженный величием, как о том мечтали Иудеи, которое „привлекло бы их“, а в смирении и уничижении. „Отрасль корня Иессеева“ ( Ис. 11:1 ) восходит „пред Ним“, пред Богом Отцом 1639 , „призвавшим Его от утробы матери Его“ ( Ис. 49:1 ). В отрочестве еще, найденный в храме пречистою Матерью Своею и названным отцем Своим, Он глаголал: „Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему“ ( Лк. 2:49 ). Восходит Он „как отпрыск и как росток сухой земли“, с намеком 1640 на чистое рождение от (человечески говоря) земли неплодной, не рождавшей, не засеянной. Но некоторые комментаторы (напр. Speaker " " s Comm.) указывают на явление Господа Иисуса во времена упадка религиозного чувства и бесплодности той среды, в которой Он явился живоносным источником. Ср. Ис. 24:4–14, 32:13–20, 35:1–10 и мн. др. и смотри Ин. 7:37–39 . Говоря далее „мы видели Его.... и не было в Нем вида, который привлекал нас“.... Пророк отожествляет свою речь с речью окаменелого сердцем народа, перенесенный благодатью Духа Святого в видении в будущие времена, во дни пребывания Еммануила среди людей. 3 . Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что оставили Его. Весьма важное указание сделал блаж. Иероним, о котором говорится и в комментарии Спб. Дух. Акад. (стр. 815), что слова: „муж скорбей и изведавший болезни“ указывают на истинную человеческую природу, по душе и по телу, Отрока Господня. И несомненно пророк Исаия, несмотря на чудесное рождение от Девы, на священные имена Божии, даваемые Отроку Еммануилу и на власть Ему дарованную (гл. VII; IX; XI), ясно видит Его человеком, с душею и телом, испытывающим скорби и болезни, которым подчинен всякий человек. В этом то и высказалась великая любовь Божия, что Он захотел ради нас, говоря словами Григория Богослова : „все измерить Своими страданиями, как наукою человеколюбия, дабы мог ведати из своих и наше и елика можем истязаны быти, и елика проститися, с рассуждаемой со страданием купно и немощи нашей“ 1641 . Поэтому то: „Бог Крепкий, Отец вечности“ ( Ис. 9:6 ) скрыл от нас завесою плоти недосягаемое величие Свое и, не довольствуясь этим, еще и среди людей избрал самое бедное и униженное положение, чтобы победить мир не его оружием, а „силою Духа“, возрождающего к новой жизни; а эта новая жизнь впервые внесла в жизнь победу над миром. „Дерзайте, говорит Господь, ибо Я победил мир!“ ( Ин. 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5), Творца и Промыслителя вселенной, Освободителя плененных, всегдашнего Защитника и Покровителя несчастных, угнетенных (ст. 6–9), который один лишь вечно неизменен в Своих обетованиях (ст. 6б) и «будет царствовать в Сионе в род и род» (ст. 10). Отсюда естественное заключение, что Господу единому принадлежит хвала и благодарность за торжествуемое восстановление Иерусалима, равно как и за все те блага, какие получили Иудеи от благоволения царей Персидских в возвращении из плена и благоустроении в своем отечестве. С этой именно мысли и начинает псалмопевец следующий 146-й псалом и развивает ее в прочих четырех псалмах, призывая освобожденного Израиля, новосозданный Иерусалим, а вместе с тем духовный мир и всю неразумную природу к благодарному прославлению Господа: «хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая. Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля» 1636 . «Хвали Иерусалим Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя» 1637 . «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих» (148:14). «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем» 1638 ! Сопоставление создания Иерусалима с собранием изгнанников Израиля в приведенном месте 146-го псалма, особенно в связи его с нераздельным с ним по содержанию псалмом 147-м 1639 , где говорится об укреплении ворот Сиона, не оставляет сомнения в том, что псалмы эти относятся к тому именно созданию Иерусалима, которое происходило вслед за возвращением из плена и состояло в восстановлении стен святого города с их воротами и запорами, т.е. которое совершенно было при Неемии 1640 . С этим временем и событием вполне согласуются и все другие, исчисляемые псалмопевцем благодеяния Господа к боящимся Его, – уврачевание скорбей 1641 , избавления от унижения 1642 , утверждение мира в их пределах и благословение обилием плодов земных 1643 , потому что совершившееся тогда восстановление стен Иерусалима устраняло всего более опечаливавшее возвратившихся из плена, беззащитное, бедственное положение святого города 1644 , возвышало их в глазах соседних языческих народов и тем подавало надежду на упрочение мира в их стране 1645 , и в то же время, сопровождаясь обильным урожаем их полей 1646 , после не раз испытанных в предшествующее время бедствий засухи и бесплодия 1647 , естественно давало псалмопевцу, повод поставлять в непосредственной связи с ним и это благодеяние Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010