Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОКО ЦЕРКОВНОЕ» дополнительное название русских редакций Иерусалимского устава XV-XVII вв. (один из вариантов полного названия: «Устав, еже есть око церковное»). Составление первоначальной редакции «О. ц.» (1401) приписывается прп. Афанасию Высоцкому Старшему на основании послесловия, сохранившегося в некоторых списках «О. ц.» 1-й пол. XV в., в котором упоминается «грешный Афанасий», живущий в к-польском монастыре Пресв. Богородицы Перивлепты. По всей видимости, именно там поселился прп. Афанасий после того, как покинул Русь вместе с митр. Киприаном в 1382 г. В отличие от мн. др. слав. редакций Иерусалимского устава «О. ц.» не было простым переводом Типикона с греч. языка, в его состав были включены дисциплинарные главы из «Тактикона» Никона Черногорца, ряд богослужебных и дисциплинарных глав из южнослав. Типиконов, добавлены памяти рус. святых, сопоставление между палестинскими, студийскими и афонскими редакциями устава, рус. перевод мн. греч. терминов ( Мансветов. 1885. С. 276-280; Арранц. 1999. С. 56-57). Название «Око церковное» присутствует в наиболее ранних списках, сохранивших послесловие составителя устава (РНБ. F.n.I.25, 1409 г.; РГБ. Рум. 445, 1428 г.; НБказГУ 4634, 1429 г.; см.: Артемьев. 1852. С. 68-74), а также в нек-рых др. списках, напр., в РГБ. Троиц. 239. В более поздних списках такое самоназвание встречается нечасто, хотя в целом рус. редакции Иерусалимского устава XV-XVI вв. основываются на «О. ц.». Напротив, в дониконовских печатных изданиях XVII в. (М., 1610, 1633, 1641 гг.) термин «Око церковное» указан и описан в предисловиях и послесловиях, особенно подробно в оригинальном предисловии издания 1610 г. («Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, слово царскаго изволения...»), в к-ром устав сравнивается с «оком умным» в человеке (на основании слов Мф 6. 22-23: «Светильник для тела есть око...»; «око» здесь понимается как «ум» в толкованиях святителей Иоанна Златоуста и Феофилакта Болгарского). «О. ц.» характеризуется как книга, «просвещающая Церковь и люди», как «вождь всем книгам».

http://pravenc.ru/text/2578245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСТАНИТЕ» [церковнослав.  ], возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения , сразу после начального каждения (по Типикону (гл. 2) - после каждения алтаря и всего храма; на практике - после каждения алтаря и до каждения остального храма). Возглас произносится со свечой в руках, что является следом раннехрист. практики начинать вечернее богослужение с благословения светильника (см. ст. Вечерня ). Возглас «В.» является неправильным переводом греч. возгласа Κελεσατε (Повелите), к-рый кроме начала всенощного бдения употребляется при хиротониях во пресвитера и во диакона и за литургией Преждеосвященных Даров (в составе чинов хиротоний и литургии возглас Κελεσατε в рус. богослужебных книгах переведен правильно). Возглас «Повелите» заимствован из визант. придворного церемониала и указывает на особую торжественность момента. Перевод Κελεσατε как «В.», а не как «Повелите» характерен для слав. версий Иерусалимского устава начиная с древнейших рукописей XIV в.; нередко в рукописях Κελεσατε оставлено без перевода и передано слав. буквами как «келепсаите» или «келевсаите». Неточность перевода, видимо, связана с обычаем монахов сидеть перед началом службы (за возглашением «В.» в тексте уставов часто следует пояснение, что братия встает). В первых московских печатных изданиях Типикона 1610 и 1641 гг. несоответствие было замечено: «Келевсаните, сирчь Востаните, или искуству Повелите». Несмотря на это замечание, редакторы Типикона 1633 г. и всех послениконовских изданий сохранили вариант «В.». Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии

http://pravenc.ru/text/155358.html

Иеремия, епископ Львовский и Каменец-Подольский (Тиссаровский Евстафий) По происхождению православный шляхтич. Получил прекрасное образование. В 1607 году избран Львовским братством для посвящения во епископа Львовского и Каменец-Подольского. До возведения в архиерейский сан король Сигизмунд III вынудил его дать тайное обязательство держаться унии и, получив такое обещание, 31 октября того же года утвердил его избрание. Епископ Иеремия пошел на эту крайнюю меру для того, чтобы сохранить в западно-русской Церкви епископское возглавление. Перед самой хиротонией, которую по благословению Константинопольского патриарха совершал Волошский митрополит Анастасий, Иеремия отрекся от вынужденно данного обязательства и произнес торжественную присягу быть во всем верным Православию и Цареградскому патриарху. С 1610 года преосвященный Иеремия оставался единственным православным архипастырем во всей Западной Руси. В 1613 году он издал окружную увещательную грамоту к православным и вел борьбу с униатским митрополитом Ипатием (Поцеем). В 1631 году преосвященный Иеремия был назначен экзархом Константинопольского патриарха. В 1632 году владыка Иеремия – первый и единственный из всех православных епископов признан польским правительством. В 1633 году во Львове вместе с другими епископами он участвовал в хиротонии Петра (Могилы) в митрополита Киевского. Скончался 1 марта 1641 года в селе Жолчеве и погребен в приходской церкви. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 10. – С. 356–358. Чистович И. А. Очерк история Западно-русской Церкви. – СПб.. 1882–1883, т. 2. Батюшков П. Н. Подолия. Историческое описание. – СПб., 1891. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1040. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 643. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 49. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойки на. – СПб., б. г., т. 1. – С. 1040, 1041. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 165. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

П. И. Жаворонков, А. В. Бугаевский Гимнография Память В. содержится в Типиконе Великой ц . IX-X вв. наряду с памятью др. святых ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 14). Согласно разным редакциям Студийского устава: Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277), Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15) - поется только последование В. Студийско-Алексиевский Типикон не дает подробного описания службы, упоминая лишь чтение похвального слова Иоанна Златоуста. По Евергетидскому Типикону служба с «Бог Господь» аналогична шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В Мессинском Типиконе служба тоже с «Бог Господь», на «Господи, воззвах» поются по 3 стихиры священномученика и Богородицы. Корпус песнопений в этих Типиконах в целом тот же, что и в совр. богослужебных книгах, в обоих указывается служба В. на литургии. В слав. Минеях XI-XII вв. последование (состав: канон, 3 стихиры и седален) В. соединено с последованием прор. Моисея. Служба не содержит ни тропаря с кондаком, ни самогласнов ( Ягич И. В. Служебные Минеи. СПб., 1886. С. 032-042). В Иерусалимском уставе, как в древнейшей ред. (напр., ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29), так и в более поздних, вплоть до печатных греч. и слав. изданий, последование В. также соединялось с последованием прор. Моисея. В московских старопечатных изданиях (1610, 1633, 1641) память В. 4 сент. обозначена как шестеричная. В Типиконе, используемом ныне в РПЦ, нет шестеричного знака, хотя устав службы во многом совпадает с тем, что отражен и в старопечатных Типиконах. Служба В. в совр. слав. и греч. Минеях практически та же, что и в студийских памятниках, и включает тропарь 4-го гласа «Κα τρπων μτοχος» (      ); кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Яко начатки»: «Ως εσεβεας κρυκα, κα θλητν δραωμα» (            ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, приписываемый Феофану или Иоанну Монаху, без акростиха, ирмос: «Ως ν περ πεζεσας Ισραλ» (          ), нач.: «Τν τν οκεων αμτων ς Μωσς, ρυθρααν θλασσαν, κυμντως διελθν» (                ). По рукописи XI в. (Sinait. gr. 552), тот же канон начинается иначе: «Νν πολαων τς αγλης τς τριλαμπος» (Ныне наслаждаясь сиянием трисветлым) (Ταμεον. Σ. 34). Есть 2 самогласна. В совр. печатных изданиях нет самогласнов на стиховне утрени, указанные в перовопечатном московском Типиконе 1610 г. и Евергетидском Типиконе. Корпус стихир-подобнов в совр. греч. и рус. Минеях не совпадает с тем, что содержится в студийских Минеях.

http://pravenc.ru/text/153791.html

В древнейших редакциях Иерусалимского устава 9 февр. положено совершать память Н. и отдание праздника Сретения Господня (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 191); служба Н. поется на повечерии (напр., см. Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 91б). Такое же указание содержится и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; однако, если отдание праздника Сретения бывает раньше 9 февр. (подробнее см. в ст. Сретение Господне ), то служба Н. соединяется со службой Октоиха или Триоди; Н. назначается отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласная стихира. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., служба Н. может совершаться 9 февр. на повечерии либо переноситься на 10 февр. и отправляться вместе со службой сщмч. Харалампию. Такая же альтернатива допускалась и в изданиях 1633 и 1641 гг. В пореформенном издании 1682 г. (именно оно лежит в основе совр. Типикона РПЦ) возможность переноса службы Н. с 9 на 10 февр. не рассматривается; в этом издании появился дополнительный кондак Н. 1-го гласа         Богослужебное последование Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ); кондак 3-го гласа Πτερωθες Αοδιμε, τ το Κυρου γπ (         допускается авторство прп. Романа Сладкопевца - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1947. Τ. 46. Σ. 311) с икосом; иной кондак - 1-го гласа -        (Минея (МП). Февр. С. 285; греч. оригинал с икосом известен по рукописям - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1947. Σ. 311); канон, составленный Феофаном Начертанным , с акростихом Κλεινν ν θλοφροις Νικηφρον σμασι μλπω (Славнаго в страстотерпцех Никифора песньми пою) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Κορυφουμνην τν το βου θλασσαν (Воздвизаема житейскаго моря); цикл стихир-подобнов; самогласная стихира; седален; светилен. В рукописях сохранились песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондака 3-го гласа (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 178); 2 цикла стихир-подобнов, самогласная стихира, седальны, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1947. Σ. 310-311).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 1 янв. также совершается служба с полиелеем - приоритет в отношении гимнографии остается за памятью свт. Василия; к важным особенностям относятся появление отпустительного тропаря О. Г. 1-го гласа Μορφν ναλλοιτως νθρωπνην προσλαβες (Образ неизменно человеческий восприял...) и дополнительной подобной стихиры О. Г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г., а также в издании 1633 г. 1 янв. имеет знак  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Устав службы и комплект песнопений О. Г. в целом те же, что и в первопечатном греч. Типиконе, хотя есть и особенности: назначаются иной отпустительный тропарь 1-го гласа -             и кондак 3-го гласа        (в греч. Типиконе это седален по 2-й кафизме). Такие же указания содержатся и в московском Типиконе 1641 г., но 1 янв. отмечено знаком  (см.: Там же). В пореформенном издании Типикона 1682 г., к-рое лежит в основе совр. Типикона РПЦ, 1 янв. имеет знак  допускается совершение всенощного бдения, если храм освящен во имя свт. Василия, для чего даны указания о малой вечерне. В совр. богослужебной практике РПЦ 1 янв. всегда совершается всенощное бдение. Гимнография В совр. греческих и русских богослужебных книгах служба О. Г. имеет состав: отпустительный тропарь 1-го гласа Μορφν ναλλοιτως νθρωπνην προσλαβες (Образ неизменно человеческий восприял...) (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 15), иной отпустительный тропарь 1-го гласа -            (Минея (МП). Январь. Ч. 1. С. 11 - только в рус. изданиях, в греческих это седален), канон авторства Стефана без акростиха 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Η γδος, φρουσα τπον το μλλοντος (Осмерица дней, носящая образ будущаго); 2 самогласные стихиры плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, одна подобная стихира плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, 3 седальна и светилен (ексапостиларий в греч. изданиях). К древнейшему пласту гимнографии О. Г. относится прежде всего вышеуказанный канон. Он упоминается в древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., причем автор канона там не назван.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

студийских Типиконах указан на утрене 20 нояб.); 3) кафизмы на утрене по Мессинскому и Георгия Мтацминдели Типиконам заменяются, как и в др. праздники, на 3 праздничных антифона; Евергетидский Типикон после кафизм и седальнов указывает стихословить 6-ю кафизму (Пс 37-45; стихословие назначено, возможно, для того, чтобы прозвучал Пс 44, к-рый обычно истолковывается как пророчествующий о Богородице), а затем - полиелей ; 4) поскольку по Студийско-Алексиевскому Типикону утреня заканчивается великим славословием в кафедральной редакции только в Великую субботу, на В. утреня имеет стихиры на стиховне; по др. студийским Типиконам окончание утрени с пением великого славословия в кафедральной редакции; 5) на литургии по Мессинскому и Георгия Мтацминдели Типиконам антифоны «    », по Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому - изобразительные; Евергетидский Типикон указывает входной стих (Пс 44. 15b). В Евергетидском Типиконе кроме обычного порядка службы даны указания о совпадении дней введенского цикла с воскресеньем - краткие для 20, 22 и 23 нояб. (только о литургии), подробные для 21 нояб. (на утрене полиелея нет, поются степенные антифоны гласа, прокимен и Евангелие воскресное, Евангелие праздника отменяется; на литургии отменяется входной стих). По Иерусалимскому уставу на к-рый в XII-XIII вв. перешли греч., в XIV в.- южнослав. Церкви, в кон. XIV - нач. XV в.- Русская Церковь, празднование В. образует 6-дневный цикл: предпразднство составляет по-прежнему 1 день (20 нояб.), когда поются 3 последования: предпразднства, прп. Григория и свт. Прокла; попразднство увеличено до 4 дней, включая отдание праздника в последний день (22-25 нояб.). В описании службы В. редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Служба предпразднства в целом соответствует шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование содержит оригинальный тропарь и неск. самогласнов. В старопечатных рус. Типиконах (М., 1610, 1633, 1641) день предпразднства имеет шестеричный знак; в ныне принятом в РПЦ Типиконе знака нет, хотя уставные указания почти не отличаются от указаний старопечатных книг.

http://pravenc.ru/text/149979.html

До среды навечерия Вознесению Христову на небеса. Таже екзапсалмы» (л. 20 об.). Здесь, как видите, прямого указания на чтение ктиторских псалмов нет, и все, что сказано, скорее может быть принято в отмену этого чтения. Контекст речи яснее, чем в нашем Типиконе – начальный возглас «Христос воскресе» и сразу шестопсалмие. В Типиконе изд[ания] 1641 г. дословно приводится опять сказанное в Типиконе 1610 г. Итак, получается ощущение какой-то неустойчивости уставных указаний. Если уставы 1610 и 1641 гг. говорят в пользу чтения ктиторских псалмов, то устав 1633 г. скорее за отмену их. Но есть интересная заметка в «Треодионе», когда-то принадлежавшем Успенскому собору в Москве. Здесь говорится: «187 (1679) году в понедельник Фоминой недели указал Патриарх петь полунощницы, а утрени начинать священнику в алтаре, покадя престол и алтарь весь, став пред престолом глаголет: Слава святей и единосущней... весь стих, псаломщик: Аминь. Христос воскресе трижды, Слава в вышних Богу, по сему указал быти во всю пятидесятницу, а дву псалмов в пятидесятнице говорить не указал» (Ист[орическая] Вивл[иофика] IX, 118 стр.). Эта запись объясняет все. В Москве до XVII в. ктиторские псалмы после Пасхи читали как в обычное время года, что отражено в Типиконе 1610 г. В тридцатых годах появилась практика – опускать эти псалмы, и это получило отражение в Типиконе 1633 г. В 1641 г. было новое его исправление и, как говорит проф. Мансветов в своей докторской диссертации «Церковный устав...» 775 , справщики держались больше первого издания, чем второго. Поэтому в Типиконе появилось вновь указание о чтении псалмов, дословно заимствованное из устава 1610 г. Но и устав 1641 г. оказался не вполне удачным. И в отношении ктиторских псалмов существовала двойная практика, когда одни их читали, а другие опускали (разумеется, в период пятидесятницы). Это заставило патр[иарха] Иоакима навести порядок в смысле единообразия практики, и он дал прямое указание ктиторские псалмы в течение пятидесятницы опускать. Справщики Типикона 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Мы не будем показывать разнообразия святцев всех богослужебных книг, при которых печатаются святцы, от служебника 1602-го года до устава 1682-го года. Если бы это было нужно, то сделать это было бы возможно (хота подобному труду, с одной стороны – конечно, чисто механическому, а с другой стороны – все-таки весьма немалому, удобнее было бы явиться в отдельном виде). Но нам для наших целей, которые состоят в том, чтобы, во-первых, показать господство произвола, а во-вторых-дать список святых, которые до устава 1682-го года помещались в разных общих святцах, достаточно ограничиться некоторым избором святцев. Мы дадим два списка святых, составленные по двум группам святцев, предшествующих уставу 1682-го года, с отметой против каждого святого, в каких святцах группы он есть и в каких его нет. Первую группу составят святцы: первопечатного служебника 1602-го год 474 , первопечатного устава 1610-го года 475 , двух уставов 1633-го года 476 , устава Московского Успенского собора, содержащего в себе записи о праздновании в соборе греческим и русским святым, составленного перед 1684-м годом, которым помечена, в нем одна заметка 477 , устава 1641-го года 478 и отдельных святцев с летописью 1646-го и 1648-го годов 479 . Между святцами богослужебных книг за данное время святцы (месяцесловы) уставов суть наиболее полные, так что в святцах других богослужебных книг нет лишних противу них святых 480 . Что касается до отдельных святцев с летописью, то их берем потому, что они отличаются исключительным обилием памятей святых. Вторую группу составят святцы служебников: первоисправленного Никоновского 1655-го года 481 , второго и третьего Hukohobckux l656-ro u 1658-го годов 482 и окончательно исправленного собором 1657-го года, дважды напечатанного – в сем 1667-м и в следующем 1668-м году 483 .  Список святых первой группы святцев Святцы устава 1641-го года суть одни и те же с святцами устава 1610-го года или представляют воспроизведение сих последних, но с четырьмя лишними против них святыми, которые взяты из святцев уставов 1633-го года и которые в этих последних уставах суть новые против устава 1610-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

XVI в.; 626, XVII в.; ГИМ. Син. 315 и 317, XVI в.), или под 5-м (например, рукописи ГИМ. Син. 677 и 891, XVI в.) ноября. Присутствие службы свт. Григорию Паламе в составе сборников служб русским святым указывает на то, что она была переведена на славянский язык отдельно от основного корпуса минейных служб вероятно в XV в. Неопределенность даты празднования свт. Григория Паламы — то 5, то 14 ноября — сохраняется и в старопечатных московских изданиях богослужебных книг. В первопечатном Типиконе 1610 г. (Л. 306 об.— 307) память свт. Григория Паламы указана под 5 ноября, но с предписанием петь ее в др. (по усмотрению экклесиарха) день, поскольку 5 ноября — память свт. Ионы Новгородского; в изданной в том же году ноябрьской Минее память свт. Григория Паламы указана под 14 ноября (Л. 147), но вместо текста службы дана лишь отсылка на «Книгу новых чюдотворцев», то есть сборник служб русским святым. В Типиконе 1633 г., в котором по сравнению с Типиконом 1610 г. опущено большинство указаний на особенности рус. богослужебной практики, память свт. Григория Паламы отсутствует; в Типиконе 1641 г. (последнем из печатных дониконовских) память свт. Григория Паламы отмечена 14 ноября, без указания богослужебного последования. Текст ноябрьской службы среди старопечатных московских изданий был опубликован в дополнительной части (соответствует рукописным сборникам служб русским святым) Трефология 1637 г., а также в дополненных службами русским святым (помещены «за числом», то есть вслед за обычными службами) изданиях Минеи 1645 и 1666 гг. (Минеи Ноябрь и Сентябрь–ноябрь соответственно). Открывающая текст службы рубрика допускает совершение, при желании настоятеля, всенощного бдения — хотя последование (включающее в себя все элементы для совершения полиелейной службы) не имеет обычных для бденной службы комплектов стихир на стиховне малой вечерни и на литии (в греческом ноябрьском последовании эти стихиры есть; в русском последовании отсутствует также и первый из двух канонов патриарха Филофея — он обращен не только к свт.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010