Особое место в философском наследии И. Д. С. занимает сравнительно небольшое произведение «Theoremata» (Теоремы - EdWad. Vol. 3. P. 273-338; Opera philosophica. Vol. 2. P. 593-721). С т. зр. формы это сочинение представляет собой собрание коротких философских тезисов («положений» и «определений»), сопровождаемых доказательствами и разъяснениями И. Д. С. («заключения», «замечания»). Совр. издателями текст И. Д. С. разделен на 13 смысловых частей. В круг тематики трактата входит учение о соотношении универсального и единичного (ч. 1), о количестве и качестве (ч. 2), о формировании концепта и его связи с вещами (части 3-4), о различных видах причинности (части 4, 7-8, 10, 13), о материи (ч. 9), о форме (ч. 11), о действующем начале и действии (ч. 12). Особое место в трактате занимает 5-я часть, в к-рой И. Д. С. обосновывает невозможность научного доказательства положений веры, относящихся к учению о свойствах Божиих, о Св. Троице, о Христе, о грехе и спасении и т. п. Поскольку мн. рассматриваемые в трактате тезисы используются И. Д. С. в философском учении о Боге, раскрываемом в др. его сочинениях, «Theoremata» во многом являются своеобразным компендиумом понятий его философской теологии. Емкость трактата и важность его тематики обусловили неослабевающий интерес к нему со стороны исследователей философии и теологии И. Д. С. Однако необычная для И. Д. С. форма сочинения и его отличие по стилю от остальных его произведений заставляли многих ученых оспаривать его подлинность. Содержание сочинения также дает повод для сомнений в его принадлежности И. Д. С., поскольку нек-рые из приводимых в нем тезисов с трудом согласуются со взглядами И. Д. С., известными из его богословских сочинений. Несмотря на сомнения относительно атрибуции, трактат «Theoremata», как правило, учитывается различными совр. исследователями при анализе взглядов И. Д. С.; существуют работы, анализирующие содержание «Theoremata» и его соотношение с др. сочинениями И. Д. С. (см., напр.: Gilson. 1938; G á l. 1950; Dryer. 1996). Неизданные

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

27 Две подобные амфоры найдены в Мирмекии в составе ритуального комплекса VIII-IX вв. н. э. с захоронением черепа мужчины в сопровождении жернова(!), открытого на глубине 0,60 м от современной поверхности (Гайдукевич В. Ф., 1987, с. 165). 28 Обычно в отчетах и публикациях подобные изделия описываются как напильники или орудия для обработки кожи. 29 К средневековому времени относились профильные обломки высокогорлых гончарных кувшинов красно-коричневой глины с вытянутым туловом и плоским дном, фрагменты горшков, украшенных «струйчатым» орнаментом, типичных для «салтовских» памятников второй половины VIII – начала IX вв., отдельные фрагменты стенок стеклянных сосудов (См. Отчет ААЭ, 1998 г., рис. 255–264). Кроме этих находок отмечу найденное в котловане 1 метательное ядро из песчаника (к. о. 126); в котловане 2 обнаружены небольшая железная крица подпрямоугольной формы, сильно коррозированные обломки малопонятных железных изделий, граффити на стенках амфор: (к. о.49:51), фрагмент плохо читаемого клейма на ручке светлоглиняной узкогорлой амфоры (к. о. 52), пирамидальные грузила коричневой глины, кружки из стенок амфор, кремневый отщеп (к. о. 50), донце стеклянного сосуда, точильный брусок (к. о. 25), пращевые и метательные ядра (к. о. 48, 75, 16, 212,71, 24,22, 23, 83) (рис. 261–262); в котловане 3 найден железный гвоздь с большой круглой шляпкой (к. о. 53), а в котловане 4 – тонкая бронзовая пластинка (п. о. 2403). 31 К примеру, культ ханаанского (финикийского) происхождения Баала-Элагабала требовал регулярных человеческих жертвоприношений, поэтому на праздниках в его честь кровь закалаемых на алтарях людей лилась рекой (Бобровникова Т. А., 1996, с. 12 и сл.). Массовые человеческие жертвоприношения финикийцев и их ближайших родственников – карфагенян поражали современников и сохранились у многих древних авторов. Пунийцы совершали в честь Баала кровавые религиозные обряды и прибегали к злодеяниям как к средству исцеления (Justin. XVIII, 6–7). Помимо ежегодно сжигания живого человека (Plin., N.H, XXXVI, 39) в жертву Баалу отдавали самых красивых из военнопленных (Diod., XX, 65, I; Suid. Sardanios gelos), во время удачных войн приносили ему тысячи иноземцев (Diod., XIII, 62, 4), а в некоторых местах стариков, достигших 70 лет, убивали, согласно обычаю, ударом дубины (Suid. Sardanios gelos).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На кафедре информатики ПСТГУ постоянно собираются, обрабатываются и вводятся в Базу данных сведения о гонениях. К январю 2007 г. накоплено более 29.000 биографических справок и 4.600 фотографий. За 16 лет работы в ней приняли участие более 50 человек. Вопреки всем ожиданиям скорость сбора не снижается, а увеличивается. Что сегодня мы знаем о репрессиях иерархов, священнослужителей и мирян? Были репрессированы: 4 — патриарха и 440 иерархов. Расстрелян, замучен каждый второй из них. Среди более 12.200 репрессированных священнослужителей: протоиереев — 1.600, священников — 8.700, диаконов — 900. Расстрелян, замучен каждый второй — третий. База данных «За Христа пострадавшие» представлена в Интернет с 1996 года по адресу: www . pstbi . ru . За 10 лет круглосуточной работы Базу данных посетили более 500.000 человек. В сутки выдается 3.000 страниц по запросам из России, стран СНГ и всего мира. Наступил качественно новый этап . База данных начала наполнять сама себя. Сведения из нее, став широко доступными, естественно попадаются на глаза людям, которые имели какую-то давнюю связь с новомучениками. Часто эта связь выражалась в виде смутных воспоминаний детства или устных семейных преданий, которые невозможно было проверить, и поэтому люди не решались их обнародовать. Теперь же, обнаружив в базе данных документальное подтверждение этим сведениям, люди обращаются к нам, спеша поделиться радостью и подробностями, которые сохранила их память. Вот выдержки из писем, полученных, в основном, в течение одной недели.             «Я узнал впервые на сайте Витебской епархии о дате расстрела Витебской губернской ЧК моего деда, на мою просьбу — выслать мне копии упомянутых там дел, мне сообщили, что все сведения о деде получены с сайта ПСТБИ и там находятся все интересующие меня материалы». В результате переписки мы получили копии бесценных фотографий.             Письмо из Северо-Двинска (с Белого моря) по e — mail « срочная информация: «оказывается дед жены пострадал за веру, с ним вместе пострадал священник Смирнов Николай Петрович, есть ли у Вас сведения о нем? » . У нас в Базе данных оказалось три священника — Смирновы Николаи Петровичи. Найденный в Северо-Двинске — четвертый.

http://pravmir.ru/za-xrista-postradavshi...

3 - Флоренский П.А. Указ. соч. С.417-418. 4 - Там же. С. 452-453 (выделено мною - В.Ш.). 5 - Там же. С. 453. 6 - Там же. С. 449 7 - Флоренский П.В. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: АСТ, 2003. С. 10. 8 - Флоренский П.В. Столп... С. 11 (выделено мною - В.Ш.). 9 - Там же. С. 246. 10 - Цит. по: Флоренский П., священник. Все думы - о вас: Письма семье из лагерей и тюрем 1933-1937 гг. СПб.: Сатис, 2004. С. 8. 11 - Флоренский П.А., священник. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 647 (курсив Флоренского). 12 - Речь идет об оптимальном сочетании частного и общего в государстве. См. выше. 13 - Флоренский П.А. Указ. соч. С. 647-648 (курсив Флоренского). 14 - Кант писал следующее, иллюстрируя «лесным» примером свой либерально-индивидуалистический общественный идеал, исходящий из мнения, что общество является механическим конгломератом индивидуальных единиц, в него входящих: «Однако в таком ограниченном пространстве, как гражданский союз, эти же человеческие склонности (к антагонизму и войне - В.Ш.) производят впоследствии самое лучшее действие подобно деревьям в лесу, которые именно потому, что каждое из них старается отнять у другого воздух и солнце, заставляют друг друга искать этих благ все выше и выше и благодаря этому растут красивыми и прямыми; между тем, как деревья, растущие на свободе, обособленно друг от друга выпускают свои ветви как попало и растут уродливыми, корявыми и кривыми». - См: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (1784)//Философия истории. Антология/Сост. Ю.А. Кимелев. М.: Аспект Пресс, 1995. С.61-62. 15 - Флоренский П.А. Указ. соч. С. 648. 16 - Например, Э. Бёрк, критикуя революционную идею «политической свободы» писал, что нельзя смешивать правомочность отдельных лиц и верховную власть в стране, в противном случае «не останется иного закона, помимо воли того, кто сильнее». Отсюда проистекает и то, что никакой английский король, как личность, не имеет права отменить монархию. Соответственно и английский народ «почитает законную наследственную передачу престола одним из своих прав, а не нарушением оных, благодеянием, а не основанием для недовольства, залогом своей свободы, а не клеймом рабства».

http://ruskline.ru/analitika/2007/11/01/...

  1997 68. Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения/Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 1997. 1(12). – С. 90–133.   1996 69. Иосиф Бродский: монотония поэтической речи: (на материале 4-стопного ямба)//Philologica. 1996. Vol. 3. 5/7. – С. 109–123. 70. Монахиня Игнатия (Петровская). Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова//Альфа и Омега. 1996. 1(8). – С. 114–135. 71. Монахиня Игнатия (Петровская). Слово о старчестве/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). – С. 165–208. 72. Архиепископ Варфоломей (Ремов). Письма и автобиография/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). – С. 353–378.   1995 73. Ненаписанная рецензия А.И. Ромма на книгу М.М. Бахтина и В.Н. Волошинова «Марксизм и философия языка»/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А.Л. Беглова и Н.Л. Васильева//Philologica. 1995. Vol. 2. 3/4. – С. 199–216.   Вспоминаем доклад Алексея Львовича Беглова, посвященного месту старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви. Русское старчество синодального периода, помимо руководства духовной жизнью, утешало многих скорбящих, поддерживало споткнувшихся, компенсировало недостатки церковной жизни, которые были обусловлены исторической ситуацией. Вспоминаем заключительную часть доклада Алексея Львовича Беглова, посвященного месту старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви. Автор размышляет о сходствах и различиях между старчеством и приходским пастырским служением и ставит вопрос, можно ли отождествить два эти вида духовного подвига. Вспоминаем доклад историка Алексея Львовича Беглова, посвящённый богословскому осмысления подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Библиография Практика причащения за советский период претерпела существенные изменения. Не секрет, что сегодня большинство прихожан причащаются гораздо чаще, чем это было принято до революции. В этой статье делается попытка методами исторической антропологии исследовать изменения практики причащения, произошедшие в советский период, и предложить объяснение этих изменений. Автор призывает читателей делиться собственными воспоминаниями о практике причащения в советский период или указаниями на оставшуюся ему неизвестной мемуарную литературу.

http://bogoslov.ru/person/263228

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ САВВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мелитополь (Украина), Монастырь Саввы Освященного Решение об образовании монастыря было принято 24 декабря 1994 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви . Наместником-строителем нового монастыря был назначен иеромонах Тихон (Масленников) , которому поручалась организовать обитель по месту своей службы - в с. Терпение Мелитопольского района. В первые месяцы деятельности монастыря братия его составляла всего 3-4 человека. В феврале 1995 года иеромонах Тихон, оставаясь наместником, одновременно был назначен настоятелем храма Усекновения Главы Иоанна Крестителя в г. Мелитополе , таким образом, этот храм фактически стал подворьем монастыря, а постоянное пребывание там наместника переместило из села Терпение туда и сам монастырь. В мае 1995 года началось строительство первого одноэтажного корпуса. В строительстве немногочисленной братии помогали прихожане храма. Стройка продолжалась всё лето и осень 1995 года. Кроме находящихся в с. Терпение братии, появились новые насельники уже в Мелитополе. В октябре их было уже 12 человек. За неимением жилой площади братия ночевала в храме. 8 ноября 1995 года был заселен новопостроенный корпус, где было всего три четырёхместных братских келии. Мелитополь (Украина), Монастырь Саввы Освященного К первому престольному празднику монастыря 18 декабря наместником монастыря был совершен первый постриг. На Рождество Христово 1996 года в монастыре уже служили три иеромонаха и четыре диакона. В апреле 1996 года было начато строительство нового двухэтажного корпуса. К этому времени в Мелитополе было уже около 20 человек братии. С июля 1996 года братия начинает чтение неусыпаемой Псалтири. 31 октября 1996 года наместником монастыря был назначен иеромонах Борис (Масленников) . Последующие два года, в связи с острой нехваткой в епархии священников, иеромонахи монастыря обслуживали ряд приходов (более 15). В этот период число братии увеличилось до 35 человек и многие из них были представлены к рукоположению в священный сан.

http://drevo-info.ru/articles/11503.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010