У нас почти нет таких гробниц, какие были в древности, на востоке, и какие имеет в виду Типикон. Те усыпальницы были местом погребения, но не были храмом, в них не было святого престола, в них не совершалась божественная литургия. Поэтому в отношении строя богослужения, иногда совершавшегося в них, они приближались к келии, к дому, куда ведь тоже переносятся иногда из храма некоторые службы. У нас на кладбищах святые храмы, освященные по особому чину, имеющие святые престолы, на которых совершается Божественная литургия, самым своим названием показывающая, что она есть служба по преимуществу общественная. А там, где храм, где Литургия,— там должны быть и все остальные общественные службы, как находящиеся в неразрывной связи с ней и в качестве ее необходимого предварения, причем они должны совершаться точно по руководству Церковного Устава. Поэтому не все то, что возможно в усыпальнице, допустимо в храме, хотя бы и кладбищенском. Так, например 2-го февраля, если случится в субботу мясопустную, в усыпальнице, на могилах может быть совершена заупокойная служба, разумеется, без всяких праздничных добавлений. В храме, даже кладбищенском, должна быть служба праздника Сретения точно по Уставу, обязательному для всех православных храмов, значит, без внесения в нее каких-либо и самых малейших заупокойных добавлений.    Но так как наши кладбищенские храмы имеют все же особое, специальное назначение, то и строй службы в них может иметь некоторые особенности. Только эти особенности не должны быть в противоречии с основными положениями Церковного Устава. Ради специального характера кладбищенских храмов может быть допущено лишь некоторое применение Церковного Устава, но не игнорирование, не искажение его:    Как известно, Церковный Устав предусматривает возможность совершения в один и тот же день одной и той же службы в разных храмах с разной торжественностью. Так, например 16 августа Устав назначает службу со славословием, а затем делает оговорку: аще храм Нерукотворенного образа или аще изволит настоятель творим бдение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поэтому Феодор Студит вместе с братом своим Иосифом Солунским и называется составителем триоди 73 . В 1876 г. кардинал Питра, известный своими изданиями греческих церковных памятников, издал по Корсиниеву тропологию 27 кондаков с акростихом το στουδτου и Θεοδρου, которые признаёт произведениями Феодора Студита 74 . Что под этими именами разумеется никто другой, как знаменитый настоятель студийский, на это нет положительных оснований в содержании названных песнопений: ещё менее данных приурочивать к нему те (впрочем, весьма немногие) кондакари, которые носят в акростихе имя στου и ωσφρου. Последний из них «на погребение монахов» составлен по подражанию того же содержания кондакарям Романа и Анастасия. Произведения этих песпописцев были, без сомнения, известны Феодору и находились в тогдашнем церковном употреблении. Весьма вероятно, они входили в состав того тропология, о котором упоминает Студит в одном письме, говоря, что он взял его с собой в темницу вместе с другими книгами и им утешал себя в горькие минуты заключения (ibid. Pitra р. VIII). В одном из ямбов св. Феодора есть даже выражение, по-видимому, заимствованное из Романова кондакаря, начинающегося словами; τρανωσν μο γλσσαν. Разумеем его 20-й ямб «ες κοιμητριν», где читаются следующие слова: γλσσαν τρανν μο πρς τ μλπειν ετνως». Из одного письма Феодора Студита видно, что он составил канон монаху Иакову, умершему страдальческой смертью за иконы, но этот канон не дошёл до нас, а кондаки, хотя и сохранились в рукописях некоторых западных библиотек, но не осталось сведений, какое положение занимали они в составе студийской службы, долго ли употреблялись и как широк был круг их известности. Ни слова не говорится о кондаках преп. Феодора и в студийских уставах. В студийском синодальном уставе отмечаются следующие произведения Феодора Студита : канон в субботу мясопостную лист 2. Филар. о песнописц. 232), в неделю мясопустную «канон о втором пришествии глас 6, помощник и покровитель, творение Феодора» (лист 4, Филар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Поучение 1-е в Неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии Поучение в Неделю мясопустную. О Втором пришествии Христовом Поучение в Неделю сыропустную. Условие при вступлении в Святую Четыредесятницу Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к Таинству Исповеди Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства Поучение в пяток первой недели Великого поста. О теле человеческом Речь к братии по приобщении Святым Христовым Тайнам Слово в первую Неделю Великого поста. О Православии Поучение во вторую Неделю Великого поста. Значение поста для человека Поучение в третию Неделю Великого поста. О крестоношении Поучение в четвертую Неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в пятую Неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою Слово 1-е в Неделю Цветоносную Слово 2-е в Неделю Цветоносную Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Тайнах Слово в Великий Пяток на вечерне Поучение в Неделю Антипасхи. О христианстве Поучение в Неделю жен-мироносиц, третию по Пасхе. О мертвости духа человеческого Поучение в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих Поучение в Неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Поучение в Неделю всех святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу Поучение в девятую Неделю. Бог – помощник человека в скорбях его Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя «Вящшая закона: суд и милость и вера» Поучение на слова: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются» Поучение в дванадесятую Неделю. О спасении Беседа в тринадесятую Неделю. О причинеотступления человеков от Бога Беседа в двадесять вторую Неделю. О богаче и нищем

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Содержанию недельных Евангелий соответствуют и чтения из Апостола; в неделю о мытаре и Фарисее предлагается пример последования истинным добродетелям и злострадания за благочестие в противоположность успехам людей нечестивых в зле (зач. 296); в неделю о блудном сыне показывается зловредность для души и тела плотской нечистоты (зач. 135); в неделю мясопустную, также как и субботу сырную (зач. 115) дается наставление о благоразумном употреблении пищи без соблазна для других (зач. 140); в неделю сыропустную, соответственно наступлению светлого времени воздержания, внушается об отложении темных дел целомудрием и отвержением похотей (зач. 112). Притом с недели Мытаря, когда начинается Триодь, в простые дни на литургии из Евангелия читают страстные Евангелия из Марка и Луки, из Апостола Соборные Послания, где из 2-го послания Петрова и Иудина предлагаются сильные предостережения от заразительного учения и поведения лжеучителей, из Иоаннова наставления об общей греховности, о нелюбви мира, о различении духа лжехристианского и антихристианского. Тем паче в последовании самой постной Триоди видно постепенное приготовление к посту и покаянию в богослужебном порядке оной. Недели о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о страшном суде 17 , имеют последование вечернее и утреннее с каноном, но для прочих дней каждой из этих недель по Триоди никакого последования не имеется, а в сырной седмице, как окончательно предуготовительной, для каждого дня последование вечернее и утреннее положено, впрочем, оно по своему содержанию ни к предыдущей неделе страшного суда, ни к последующей о изгнании Праотцов из рая не относится; а составляет ближайшее приготовление, расположение и возбуждение к предлежащему посту и покаянию, равно как во многих стихах содержит молитвенное возношение к Богу о ниспослании благодати укрепления на предлежащий путь св. поста. В среду 18 на 6-м часе, и на вечерне, положено по паремье из пророка Иоиля; в 1-й паремье ( Иоил.2:12–26 ), заповедуется пост и общее собрание в храм для всенародной молитвы, от возрастных и мужей до млекопитающихся, и от старцев до новобрачных, и чтобы священники с плачем совершали служение и проносили Богу молитвы, дабы отъял Господь глад (по причине засухи и саранчи) и ниспослал земле благословение благоплодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

205). 4) Если на какой-нибудь день назначаются некоторые песни канонов (и именно двух – в отдание Благовещения, если случится в среду 4 седм. св. Четыредесятницы, л. 219 на об.) на 10, при чем ирмосы указывается брать из одного только первого; равным образом если на какой-нибудь день назначаются на 8 или цельный канон (один в Великий четверток, л. 339), или некоторые песни канона (одного в праздник Обретения главы Предтечи, если случится в понедельник или другой постный день св. Четыредесятницы, л. 191, 192 на об. и 197; и в субботу Мясопустную, л. 299; а также и двух, но поемых за один в праздник 40 мучеников если случится в те же дни, л. 197); наконец, если на какой-нибудь день назначаются на 6 некоторые песни одного канона (в предпразднство Благовещения, те песни, где нет трипеснца); то ирмосы одного (если два, то первого) канона поются по 2. Основанием этого правила по отношению к Великому четвергу, Мясопустной субботе и предпразднству Благовещения служат прямые указания Типикона: «поем» (в Великий четверт.) «канон, гл. 6, ирмос по 2, тропари на 3»; «поется» (в суббот. Мясопуст.) «2 песнь Триоди на 8, стихи же глаголем, колико их есть» 390 ; «канон предпразднства (в предпразднство Благовещения) с ирмосом на 6, ирмос дважды»; по отношению же к прочим дням то, что, как мы уже видели, если не только в праздники, но и при малом святом (в субботы в период времени пения Октоиха) поются ирмосы одного канона Минеи, то они всегда поются дважды. Вывод из всего сказанного об ирмосах такой: 1) Ирмосы поются иногда из одного канона, иногда из двух, но никогда не более. 2) Ирмосы поются только из первых канонов и по порядку назначения их, но никогда не бывает того, чтобы, пропустя первый канон, пелись ирмосы из второго. 3) По субботним дням ирмосы никогда не поются менее двух раз 391 . 4) Если ирмосы назначены из первого дневного канона рядового гласа Октоиха, то одни они только и поются; вместе с ними никогда не поются ирмосы ни второго канона Октоиха, ни другой какой-нибудь книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Песнь 7 Ирмос. Росоносною сделал ангел печь для благочестивых юношей, а воля Божия, попалившая халдеев, заставила властителя восклицать: Благословен Ты, Бог отцов наших. 1. Твоею Кровию, Христе, мученики избавились от первого преступления, окропившись же своею кровию, они ясно изображают Твое заклание: благословен Ты, Бог отцов наших. 2. Источник жизни, Слово Христос, умертвивший жесточайшую смерть! Прими ныне с верою скончавшегося, воспевающего и восклицающего: благословен Ты, Бог отцов наших. Слава: Божественным дуновением вложивший душу в меня, человека, Ты Бог и Всевышний Владыка, удостой переселившегося получить Твое Небесное Царство, чтобы петь Тебе: благословен Ты, Бог отцов наших. И ныне: Ты, Пренепорочная Дева, возвысилась над всеми творениями, зачав Бога, сокрушившего врата смерти и уничтожившего их запоры, поэтому, Пречистая, мы, верующие, в песнопениях прославляем Тебя, как Богоматерь. Песнь 8 Ирмос. Из пламени источил Ты росу для благочестивых юношей и водою попалил жертву праведника, ибо Ты, Христе, все творишь одною Своею волею; превозносим Тебя во все веки. 1. Проявив мужественные подвиги вы, Христовы страдальцы мученики, украсились победными венцами, восклицая: превозносим Тебя, Христе, во веки. 2. Прими, Владыка, верующих, свято окончивших жизнь и переселившихся к Тебе; и, как милосердный, мирно упокой их, превозносящих Тебя во все веки. Слава: Благоволи ныне, Спаситель, оправдав верою в Тебя и Твоею благодатию, поселить в земле кротких всех, прежде скончавшихся, превозносящих Тебя во все веки. И ныне: Все мы прославляем Тебя, Пресвятая Дева, родившую воистину вечно святое Слово, Сына Божия, ради нас ставшего человеком, Которого и превозносим во все веки. Песнь 9 Ирмос. Бога, на Которого не смеют взирать чины Ангелов, видеть людям невозможно: но чрез Тебя, Всечистая, Он явился людям воплотившимся Словом. Мы вместе с небесными воинствами, величая Его, прославляем Тебя. 1. Надежда на Тебя, Христе, укрепила воинства мучеников, а пламенная любовь к Тебе окрылила их, заранее изобразив пред ними воистину невозмутимый будущий покой, получить который удостой, милосердный, переселившегося к Тебе верующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

«Если смерть близкого человеческого существа не в состоянии нас вразумить, – говорил святой Златоуст, – тогда какая сила может исправить нас? Если не образумимся и не смиримся при виде мертвеца, то когда же устыдимся и убоимся Бога за свои согрешения?» Вот серьезное наставление. «Вот мы смотрим, вот научаемся на самом опыте». 630 Весьма умилительное песнопение в субботу мясопустную прекрасно говорит всякому человеку: «Что прельщается человек, хваляся? Что всуе смущается? Брение и сам вмале? Что не помышляет персть, яко прах, смешение и гноя и тления отложение? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы сродни, что не притекаем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос, просвещение душ наших». 631 Все это происходит с нами, как только мы видим нашего друга в последние мгновения его жизни, и тогда не остается спокойной ни одна душа. Божественный Златоуст, будучи глубоким психологом, просвещенным учителем и мудрым воспитателем, говорит: «Умирающий брат наш «трепещет, а ты смеешься?.. Он трепещет», а ты не приготовляешься молитвой, покаянием, святостью жизни и благими делами к своему исходу? «Он цепенеет от изумления, весь в тревоге», уже видя все, «чего он никогда не видал», уже слыша то, «чего никогда не слыхал». Поэтому он обливается потом, подобно жнецам, «прощается со всеми нами и шлет всем последние приветствия», пока язык не потеряет способность говорить. Он взывает к нам: «Прощайте, братие, прощайте и молитесь за меня», ведь я отправляюсь в путь, по которому не ходил никогда. Я отправляюсь «в мир душ, откуда никто не возвращался. Иду «в те страшные обители, где со мною нет спутника, в то ужасное судилище», где не знаю, что со мной случится. Я встречу «неизвестную мне область», о которой мне никто никогда не рассказывал. «Вот я ищу защитника себе – и никого не находится, кто бы защитил меня». 632 И восклицают «златые уста»: «Опомнись, человече!» Приди, человек, открой глаза своей души, пробудись от греховного сна и отрекись от суеты сует настоящего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Екатерина Бурмистрова семейный психолог Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов. В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как ни называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд. Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют. Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае — что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма… Протоиерей Максим Первозванский Татьяна Ивашкова Масленица в христианскую эпоху После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую седмицу, смирившись с тем, что встреча весны теперь нередко приходится на лютую зимнюю стужу. В церковной традиции масленая седмица именуется сырной или мясопустной – поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер: так, в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту. Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой – и, разумеется, главным блюдом, блинами. Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще в субботу – «малую Масленку». В этот день дети собирали по деревне старые лапти, подкарауливали на дороге возвращающихся с базара и били лаптями тех, кто не «вез Масленицу» — не запасся продуктами. Воскресенье посвящали визитам, в частности, тесть звал зятя «доедать мясо».

http://pravmir.ru/creative/maslenitsa-ch...

Arhiva Consoleanele Sanctitii Sale Patriarhul Chiril în legtur cu tragedia de la hospice-ul din Krasnogorsk 11 mai 2020 19:32 В ночь на 11 мая 2020 года в результате пожара в частном хосписе для пожилых людей «Второй дом» в поселке Опалиха городского округа Красногорск Московской области погибли девять человек и еще девять были госпитализированы. Соболезнования в связи с трагедией выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву Родным и близким погибших в трагическом происшествии в Красногорске Уважаемый Андрей Юрьевич! Дорогие братья и сестры! С печалью воспринял весть о трагедии, произошедшей в Красногорске и повлекшей гибель многих людей. Глубоко соболезную всем, кого коснулось это страшное несчастье, кто потерял в пожаре своих родных и близких. Выражаю надежду на то, что власти Подмосковья при духовной поддержке священнослужителей Московской епархии окажут необходимую помощь пострадавшим. Возношу молитвы Милосердному Владыке жизни и Победителю смерти Господу нашему Иисусу Христу об упокоении душ усопших в селениях небесных, о скорейшем исцелении раненых и даровании благодатного утешения семьям ныне скорбящих. С уважением +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ваше Высокопреосвященство! Весьма опечален известием о пожаре в Красногорске: в огне погибли и пострадали многие люди. Молюсь о скорейшем выздоровлении пострадавших, соболезную всем, кого коснулась эта трагедия, и надеюсь, что духовенство Московской епархии и волонтеры окажут им необходимую поддержку, найдут слова утешения и ободрения. Господь Вседержитель, глубиною судеб Своих всепремудро предопределивший для каждого кончину жизни, предел и образ (канон в субботу мясопустную на утрене), да упокоит души новопреставленных рабов Своих в селениях небесных и сотворит им вечную память. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5635228...

Круг триодный постный, поскольку опять таки он тождественен во всех трех Уставах, состоит, кроме толковательных слов Златоуста, из двух слов Василия Великого (по Иерусалимскому Уставу на среду и пяток сыропустной седмицы), одного – Григория Богослова (по Иерусалимскому – на неделю сыропустную), одного – Григория Нисского (похвальное Феодору Тирону, в субботу 1-ой седмицы), одного – Златоуста (толковательное слово об усопших, по Иерусалимскому Уставу – в субботу мясопустную) и затем – одного Ефрема Сирина (на неделю мясопустную), одного Андрея Критского (на неделю Ваий), одного Анастасия Синаита (по Иерусалимскому – на четверг Сыропустной седмицы), да мучения Феодора Тирона (суббота 1-ой седмицы) и жития Марии Египетской (по Иерусалимскому Уставу – на четверг пятой седмицы). Все эти произведения должно признать за несомненные составные элементы первоначального иерусалимского круга. Как мы уже говорили, сюда же должно отнести толковательные слова Златоуста, положенные в Иерусалимском и Алексеевском Уставах на первые дни страстной седмицы и в одном Иерусалимском – на великие пяток и субботу; а равно потому же самому принципу – слово Григория Богослова о нищелюбии, положенное в Иерусалимском Уставе на неделю мясопустную, удерживаемое в Алексеевском (в понедельник – вторник сыропустной седмицы) и выброшенное в Евергетидском, наверное, за отсутствием непосредственного соответствия содержания этого слова понедельнику – вторнику сыропустной седмицы, куда оно было перенесено в первоначальной студийской практике, и за наличностью на самую неделю мясопустную более подходящих специальных слов с именем Златоуста 1054 . Студийская практика при первом же усвоении иерусалимской практики Уставных Чтений, приняв в себя это первоначальное иерусалимское ядро, сделала в нем тогда же свои дополнения и, соответственно этому, перестановки, сохранившиеся совершенно тождественно в обоих константинопольских Уставах. Изменения были нами уже указаны, а к дополнениям, общим обоим константинопольским Уставам и потому характерным для студийской практики вообще, принадлежат слова: Златоуста на неделю блудного сына, Ефрема Сирина на неделю мясопустную, Златоуста на пяток сыропустной седмицы, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина на субботы мясопустную и сыропустную, послание Григория папы Римского на неделю первую поста, слова Феодора Студита и Иосифа Солунского на неделю крестопоклонную, Златоуста на пяток шестой седмицы (о злопомянии), Златоуста на великий четверг и Григория Антиохийского на великую субботу. Параллельно студийской практике, иерусалимская также усложняет свой состав новыми словами, из которых некоторые (отмеченные буквами Ев.) вошли и в позднейшую студийскую практику: Василия Великого на понедельник сыропустной седмицы – о еже внимай, Дорофея на пятницу и Ефрема Сирина на субботу той же седмицы, о неседальном на субботу пятой седмицы (Ев.), Георгия Никоиндийского на великий пяток (Ев.) и Епифания на великую субботу (Ев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010