Содержанию недельных Евангелий соответствуют и чтения из Апостола; в неделю о мытаре и Фарисее предлагается пример последования истинным добродетелям и злострадания за благочестие в противоположность успехам людей нечестивых в зле (зач. 296); в неделю о блудном сыне показывается зловредность для души и тела плотской нечистоты (зач. 135); в неделю мясопустную, также как и субботу сырную (зач. 115) дается наставление о благоразумном употреблении пищи без соблазна для других (зач. 140); в неделю сыропустную, соответственно наступлению светлого времени воздержания, внушается об отложении темных дел целомудрием и отвержением похотей (зач. 112). Притом с недели Мытаря, когда начинается Триодь, в простые дни на литургии из Евангелия читают страстные Евангелия из Марка и Луки, из Апостола Соборные Послания, где из 2-го послания Петрова и Иудина предлагаются сильные предостережения от заразительного учения и поведения лжеучителей, из Иоаннова наставления об общей греховности, о нелюбви мира, о различении духа лжехристианского и антихристианского. Тем паче в последовании самой постной Триоди видно постепенное приготовление к посту и покаянию в богослужебном порядке оной. Недели о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о страшном суде 17 , имеют последование вечернее и утреннее с каноном, но для прочих дней каждой из этих недель по Триоди никакого последования не имеется, а в сырной седмице, как окончательно предуготовительной, для каждого дня последование вечернее и утреннее положено, впрочем, оно по своему содержанию ни к предыдущей неделе страшного суда, ни к последующей о изгнании Праотцов из рая не относится; а составляет ближайшее приготовление, расположение и возбуждение к предлежащему посту и покаянию, равно как во многих стихах содержит молитвенное возношение к Богу о ниспослании благодати укрепления на предлежащий путь св. поста. В среду 18 на 6-м часе, и на вечерне, положено по паремье из пророка Иоиля; в 1-й паремье ( Иоил.2:12–26 ), заповедуется пост и общее собрание в храм для всенародной молитвы, от возрастных и мужей до млекопитающихся, и от старцев до новобрачных, и чтобы священники с плачем совершали служение и проносили Богу молитвы, дабы отъял Господь глад (по причине засухи и саранчи) и ниспослал земле благословение благоплодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Новый список русских богослужебных «Действ» XVI–XVII в. Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890. Том 2. Источник Одною из выдающихся особенностей своеобразной московской культуры XVI – XVII в. следует признать особенную привязанность московитов того времени к обрядности и необыкновенно пышное развитие этой обрядности не только в сфере церковно-богослужебной, по и в сфере общественных отношений и домашнего обихода. Развитие это произошло под влиянием различных причин, между коими византийское влияние играет главную роль, особенно в сфере церковно-богослужебной. Церковные обряды того времени, по крайней мере в главных центрах церковной жизни и особенно в Москве, были столь обильны, что выходили иногда за пределы обычного церковного устава, осложняясь такими действиями, которые составляли своего рода роскошь, а не насущную потребность. Свойство этих осложнений часто было таково, что для них тесны и неудобны оказывались храмы: нужно было выходить для их совершения на площади и улицы, где они вступили уже в разряд фактов, относящихся к религиозно – бытовой и общественной обрядности. Особенно выдающееся положение между подобного рода фактами, в одно и то же время литургическими и бытовыми и относящимися большею частию к разряду процессий, занимают так называемые „Действа“, а именно: 1) так называемое „Пещное действо“, совершавшееся в неделю св. отедъ пред Р. Хр. или в неделю св. праотец и, представлявшее чудесное избавление трех еврейских отроков от разженной печи. 2) „Действо в неделю наглядно изображавшее вход Господень в Иерусалим на осле и 3) „Действо Страшнаго Суда“, совершавшееся в неделю мясопустную и изображавшее проповедь Иисуса Христа о Страшном Суде, имеющем быть в последнее Его пришествие. Совершение этих действ в обставляемо было столь торжественно, что бывавшие в Москве иностранцы всегда весьма заинтересовывались ими, как замечательною особенностью быта, и считали нужным с большою подробностью останавливаться на них в своих мемуарах. Действа эти и на самом деле довольно замечательны. И у нас уже издавна обращали на них внимание и историки церковные, и историки быта и гражданские, и даже историки литературы. Последние обращали на них внимание особенно по тому поводу, что в Действах этих замечается присутствие в довольно значительной степени драматического элемента – факт, еще раз подтверждающий общепринятое положение о первоначальном взаимоотношении драматического искусства и литургической обрядности. В указанных Действах мы находим зачаточные элементы драматического характера но только в действиях или в воспроизведении воспоминаемых действий и движений, но и в диалогах, которые вводятся сюда иногда из священного текста, а иногда и помимо его. Таковы особенно диалоги в „Пещном действе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Стихира храма. Из Триоди 2 хвал. стихиры: Увы мне Адам… Поприще добродетелей… Слава – Предтечи. И ныне – Триоди: Таинственно воспеваем тя… Во все недели. Спаси, Боже, люди твоя... и: Еще молимся о благочестивейшем... Возгл.: Услыши ны, Боже... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госп... Владыко многомилостиве.. Вход во храм и стихиры на стиховне. В неделю Мытаря и Фарис. Октоиха, писанныя по алфавиту. Слава гл. 5: Отягченными очима моима... И ныне, богород. воскресный по гласу Славы: Храм и дверь... Воскресны по алфавиту. Слава – праздн. И ныне – Триоди. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – – святых. И ныне – Триоди (разумеется песнопение стихир на стиховне с надписью: Слава). Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – предпразднества. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. B неделю Блуднаго. Октоиха, писанная по алфавиту. Слава, гл. 6: Отеческаго дара расточив богатство... И ныне, богород. воскрес.по гласу Славы: Творец и избавитель мой… Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. B неделю Мясопустную. Октоиха, писанные по алфавиту. Слава, гл. 8: Увы мне, мрачная душе... И ныне, богород. воскр. по гласу Славы: Безневестная Дево... Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Воскресны. Слава – Предтечи: Якоже божественных умышлений. И ныне – Триоди: Увы мне, мрачная душе. В неделю Сыропустную. Октоиха, писанные по алфавиту. Слава, гл. 6: Изгнан бысть Адам... И ныне, богород. воскр. по гласу Славы: Творец и избавитель... Так же, как выше. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Предтечи: Якоже божественных умышлений. И ныне – Триоди (Изгнан бысть Адам). Во все недели. Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвят. Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Богородице Дево... 3. Богородице Дево... 2. Тропарь ороздн. 1. Богородице Дево... 2. Тропарь праздника 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В слове на неделю мясопустную 8 излагается чтение евангельское о страшном суде, со своими увещаниями в начале и на конце беседы. Собственных замечаний проповедника, при объяснении евангелия, весьма не много: по большей части только парафразируется текст евангельский. В слове на неделю сыропустную 9 проповедник, согласно с чтением евангельским, говорит сперва о прощении обид, потом о посте, наконец о милостыне. В толковании Златоуста на ев. Матфея объясняется и сие чтение: но проповедник им не пользовался. Слова на 1 и 2 недели поста предлагаются ниже вполне. Здесь заметим только 10 , что мысль, раскрываемая во втором слове, о посте, как десятине целого года, вероятно, заимствована проповедником у пр. аввы Дорофея , или из другой подобной книги и, по причине повреждения славянского текста в рукописях, только при этом пособии может быть объяснена. «В законе написано, – говорит авва Дорофей , что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали. Святые Апостолы установили и предали нам еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу. Они освятили из 365 дней года сии семь недель св. четыредесятницы. Семь недель, без суббот и воскресных дней, составляют 35 дней; потом, приложив пост в субботы и половину светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть 365 дней года. Ибо десятая доля трехсот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти дней составляет полдня 11 ». Слово на 3 неделю поста 12 изобилует простыми, добрыми наставлениями, хотя и без строгого порядка. Проповедник говорит: Господь предлагает подвизающимся венцы; мы должны страшиться, чтобы своею леностью и невоздержанием не лишиться их. И Апостол говорит: не упивайтесь вином, в нем же нет спасения ( Еф.5:18 ) 13 . Не будьте христианами только на словах, по покажите себя такими и на деле. Если придет слово от земного князя к подручным ему, то все со страхом его слушают: а когда устами Пророков и Апостолов возвещается слово Божие, или, еще более, когда Сам Он, Господь, посредством евангелия, глаголет к нам, никто его не слушает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Перенесение мощей было великим праздником для всей столицы. Празднование перенесения мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы под 27 мая отмечено в рукописных святцах начала XVI века, а впоследствии в печатных изданиях Уставов 1610 и 1641 годов. Труды: Поучения о достоинстве священства и обязанностях его, с догматическими мыслями о священстве, о евхаристии, об исповеди, о браке, о елеосвящении и с назидательными правилами//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1. 181, стр. 180–183. Поучение на праздник Благовещения о достоинстве христианского храма//Там же, т. 1. 182. Поучение при вторичном вступлении в управление южною паствою, с призыванием к покаянию, по зову Божию, в казнях//Там же. Два поучения печерским инокам об обязанностях иноков//Там же. Не изданы: На Сретение Господне. В Неделю мясопустную о страшном суде. В Неделю Православия о посте. В Неделю блудного сына – о долготерпении Божием. Поучения во время бездождия (два). Поучения во время язвы (два). Послание в Печерскую Лавру о житии преподобных Антония и Феодосия. 13 посланий митрополита Фотия//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 1923, 26, 30, 33–35, 256, 257. Окружное послание «О нынешнем новом разрушении и мятежи церковнем»//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1841–1842, т. 1–5, т. 1., 19. Духовное завещание Фотия//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 6, стр. 144–148. Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 208–220, прим. 51. Невоструев К. Монограмма Всероссийского митрополита Фотия. М. Изд. Общества древнерусского искусства. 1866, стр. 175 и 181. Кротков. Плащаница всероссийского митрополита Фотия. 1864. Филимонов Г.Д. Иконные портреты на большом саккосе Фотия митрополита//Вестник Общества древнерусского искусства. М. 1876. Павлов А.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Стих: Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа. На литургии прокимен, глас 4-й: Песнь отцев: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Аллилуиа, глас 1-й: Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад. Стих: Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. Причастен: Хвалите Господа с небес: Другий: Радуйтеся, праведнии: В субботу прокимен и аллилуиа, и причастен писаны в субботу мясопустную. В неделю 8-ю Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. На утрени прокимен, глас 4-й: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Запев на 9-й песни: Апостоли сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый. Отпуст: Иже в видении огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш: На литургии входное: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся: Прокимен, глас 8-й: Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Аллилуиа, глас 1-й: Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их. Стих: С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. Причастен: Дух Твой Благий настави мя на землю праву. Аллилуиа, трижды. На вечерни прокимен великий, глас 7-й: Кто Бог велий, яко Бог наш? Писан в неделю Пасхи на вечерни, стр. 384. Отпуст в ту же неделю вечера: Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стихира храма. Стихиры на стиховие предпразднства вечерния. Слава – литийн. стихир Триоди (Мытаря и Фарисея). И ныне – предпразднства из утр. стихир на стиховие. Стихиры праздника: Ветхий денми... и прочих дне. Из Триоди две хвалитныя стих., первая: Фарисея велехвальный..., вторая: От дел похваленми... Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника из стиховных того дня и из хвалитных праздника. Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника. Стихиры на хвалитех из Триоди, кроме песнопения с надписью: Слава. Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. В неделю Блуднаго Стихира храма. Слава, гл. 4: Яко блудный сын… И ныне, богородич. 1-й по гл. Славы: Призри на моления… Так же, как выше (на И ныне – Яко блудный сын). Так же, как выше (на Славу – Яко блудный сын). Стихиры праздника те же, что выше. Из Триоди 3 хвал.: Блуднаго глас… Изжих блудно… Отче благий… Слава – литийный стих. Триоди. И ныне – праздн. Так же, как выше. Так же, как выше. В неделю Мясопустную Стихира храма. Слава, гл. 7: Господи разумевшее заповеди… И ныне, богород. 1-й по гл. Славы: Под кров твой, Владычице… Так же, как выше (на И ныне – Господи разумевше заповеди). Так же, как выше (на Славу – Господи разумевше заповеди). Стихиры праздника те же, что выше. Из Триоди 2 хвал.: Помышляю день он… О каковый час тогда… Слава – литийн. стихир Триоди. И ныне – праздника. Так же, как выше. Стихира храма. Из Триоди два хвалитныя стих.: Помышляю день он. О каковый час тогда… Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров… И ныне. Триоди славник: Господни разумевшее заповеди. В неделю Сыропустную Стихира храма. Слава, гл. 6: Солнце лучи скры… И ныне, богородич. по гласу Славы, но не воскрес., а особый: Таинственно воспеваем тя… Стихиры праздн. те же, что выше. Из Триоди две хвалитн. стих.: Уведи мне… Поприще добродетелей… Слава – литийн. стих. Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника. Хвалитные стих. Триоди, кроме песнопен. с надписью: Слава. Слава – литийн. стих. Триоди. И ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1519 Богородичен 9-й песни канона, седален по 3-й песни канона, в Неделю Святой Пятидесятницы на утрене. – Триодь цветная. Ср.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 10. 1520 Молитвы Отцу, Сыну Божию и Святому Духу. См.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 63–74. 1522 2-й трипеснец, троичен 8-й песни канона, в среду ваий на утрене. – Триодь постная; Троичен 3-й и 5-й песней 2-го канона, в среду преполовения на утрене, 7-я стихира на «Господи, воззвах» в субботу седьмой седмицы по Пасхе вечера. – Триодь цветная. 1525 Троичен 9-й песни, 2-й трипеснец третьей седмицы Великого поста на утрене; 7-й тропарь 2-й песни, 2-й трипеснец, в понедель­ник Страстной седмицы на повечерии. – Триодь постная. 1526 Троичен 1-го гласа на утрене перед кафизмами. – Триодь постная; 1-й тропарь 9-й песни канона Святой Троице, в Неделю утра на полунощнице. – Октоих, глас 7. 1528 2-й трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра третьей седми­цы Великого поста; 2-й четверопеснец, троичен 9-й песни, в суббо­ту третьей седмицы Великого поста, на утрене. – Триодь постная. 1530 Троичны 3-й, 9-й песней канона в Неделю мясопустную на утрене; Троичен 8-й песни, трипеснец в понедельник сырный на утрене; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный на утрене; Троичен 3-й и 8-й песней канона св. Андрея Критского , в понедель­ник первой седмицы Великого поста, на повечерии; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный, на утрене. – Триодь постная. 1531 Тропарь мертвых на «Слава» по 17-й кафизме, в субботу мясо­пустную, на утрене. – Триодь постная; Троичен 2-й песни канона св. Андрея Критского , в четверг первой седмицы Великого поста, на повечерии; Трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра первой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 1-й песни, в по­недельник второй седмицы Великого поста, на утрене; Троичен 9-й песни, 2-й четверопеснец, в субботу утра четвертой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 8-й песни, в понедельник утра пятой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, 8-й тропарь 9-й песни канона св. Андрея Критского , в понедельник Страстной седмицы, на повечерии. – Триодь постная.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

2326 Розанов В . Богослужебный устав Правосл. Церкви. М., 1902. 2327 Цитаты см. с. 587, прим. 5. 2328 В триодной части те же ркп. дают еще более подробные указания относительно литийных стихир; так ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в., очевидно, написанная для Успенского храма, в Нед. мытаря: «на исхожение стих. Б-цы»; в Неделю блудного: «на исхожение обычн. стих. Б-цы, слава Триоди гл. 4, и ныне в тойже глас: Всечестное Твое успение», в Неделю мясопустную «и ныне, гл. 5, Воспойте людие»; в Неделю о расслабленном на литии «стих. Б-цы по гласу или Святаго на глас; Слава – В притворе Соломони, И ныне – Воспойте людие (Успению)» (л. 201, 202, 204, 254). 2329 Цитаты см. с. 587, прим. 6—7; с. 588, прим. 1—3. 2330 Καταστασις — установление, стойкость, прочность; здесь может заключаться и прошение о сохранении мира от гибели, от скорой кончины; об этом христиане молились из древности; см. Вступит. гл., 84. 2331 «Милостиву и благоуветливу быти», λεων , ευμεν κα εδιαλλακτον ; второе греч. слово, благосклонный, не передано в слав., третье ­­ удобопримирительный. 2332 Читаемою еще на утренней праздничной литии и в качестве отпуста на великопостном повечерии. 2333 Goar Ευχολγιον , 32 2334 Служебник Киев, 1629, с 36—37 2335 Goar Εχολγιον , 37. 2336 Ркп. Моск. Син. библ. 328/383, л. 5; 329/384, л. 15; но 678/386 XV в. этих слов не имеет. 2337 Там же. 2338 Εχολγιον . Вен., 1622, 10. Goar Εχολγιον , 33. 2339 Так еще в груз. Евхологии XVII в. Тифлисск. цер. муз. 448 (Кекелидзе К., прот . Литург. груз. пам., 197). 2340 Аналогичное явление — преднамеренной неравномерности в количестве «Господи помилуй» на ектениях – представляет Студийско-Алексиевский устав в завещании ктитора: «Как подобьны суть ектение утрьняя и вечерняя глаголати по нашемь умертвии»: «Рекшю диакону сице: Рцем вси прилежно. Отвещають людие: Господи помилуй 30. Посем диакону рекшю: Еще молимся о благочестивых царех. Да рекуть: Господи помилуй 3. И посем диакону память за ны сотворшю рекш: Еще молимся о рабе Божии Алексии покоя, тишины и проч. Да рекуть: Господи помилуй 15. А на литургии на ектениях… Помилуй нас Боже, глаголють: Господи помилуй 9, а за благочестивыя царя 3, а еще о нас ектения 9, посем рекшю диакону за игумена и за всю братию: И еще молимся о рабе Бож. имя рек и о всей иже о Христе братии, о здравии о спасении, да рекуть Господи помилуй 3. А еже о комьждо всегда бывающих на литургиях в притворе св. Пантелеимона на Помилуй нас да глаголють Господи помилуй 3, а еже о нас ектения да рекуть 40»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010