Высокое призвание мужа — явить в себе облик Творца и Зиждителя, вообразить в себе Христа — ты заставляешь забыть и презреть… Вместо подвига советуешь ему игру, вместо свободы — страсть, вместо славы — стыд, вместо неба — землю, вместо Бога — чрево. Господина ты делаешь рабом, отца-попечителя — блудным сыном… Тяжкая ответственность лежит на тебе. Скажи: зачем мы, носящие тебя, так безумно и так нещадно расточаем и истребляем бесценные дары Божественного призвания? Зачем попираем ногами то, что достойно украшать ангелов света? Зачем явно и бестрепетно, сознательно и намеренно оскорбляем вечную Любовь и зовем на свою голову грозный суд Божий?.. На все эти вопросы у нас нет ответа! Но ты готова и мысль об ответственности превратить в мечту… Ах, братия! Теперь пока не страшно быть безответными. Кроме обличения Церкви и укора совести, безответственность наша пока не влечет за собой решительных последствий. Но бедет время, время страшное, когда все бледные сыны – юные, зрелые и престарелые, теперь веселые и беспечные, тогда скорбные и отчаянные — соберутся в один несчетный лик и станут перед Престолом Божиим. Их спросят, почему они, быв детьми Божиими, непорочными и любимыми, своевольно превратили себя в сынов блудных? Ответа по-прежнему не будет… А что будет, о том слово Божие расскажет нам в следующую неделю. Аминь. Слово в субботу мясопустную Что гордится земля и пепел? Сир.10:9 Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? ( Пс.88:49 . ) Род проходит, и род приходит ( Еккл.1:4 ). Неизменный чин природы влечет за собой ее властелина. Один ряд земноводных уступает место другому, другой – третьему и т.д. Видел я, — говорит Екклесиаст, — всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношей, который займет место того. Не было числа всему народу. Нет конца смене живых мертвыми, мертвых живыми! Одни нисходят в могилу, другие на их место являются в мир, чтобы также в свое время почить в землю. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Сообразно читаемым в воскресные дни на этих неделях Евангелиям, каждая из этих недель имеет особое название. Первая из них называется — неделею о мытаре и фарисее; вторая — неделею о блудном сыне; третья — о страшном суде, а также — мясопустною, — потому что этою неделею оканчивается мясоястие. Накануне, в субботу, совершается поминовение всех умерших «праотцев, отцев и братий наших», почему и суббота эта называется «родительскою». Последняя приготовительная неделя называется сырною или масляною, потому что в течение этой недели, по уставу церковному, употребление мясной пищи воспрещается, а дозволяется только употребление сыра, молока, масла и яиц. Неделя о мытаре и фарисее Так называется эта неделя потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее ( Лк.18:10-14 ). ( Лк.18:10-14 , по русскому переводу) Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. — Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо: но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! — Сказываю вам, что сей (т. е. мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста, после песни: «Воскресение Христово видевше», поются покаянные тропари. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Ибо если и теперь обыкновенные родители иногда отказываются от детей своих, когда увидят их живущими распутно, тем более так поступят тогда праведники. Посему никто не надейся иметь утешение в той жизни, ничего не сделав доброго в здешней, хотя бы кто имел бесчисленное множество праведных из своих предков: «кийждо бо приимет, яже с телом содела» ( 2Кор. 5:10 ). (Из «Бесед» святителя Иоанна Златоуста ) Древнерусское поучение в неделю мясопустную Вот, приближается, братие, время покаяния, вот, настают дни очищения для душ наших грешных. В ныне читающемся Евангелии из уст Божиих изрекается страшное и грозное слово о том страшном дне, в который приидет с небес Судия Праведный, Спаситель наш Иисус Христос, чтобы воздать каждому по делам его: и царям, и вельможам, и богатым, и убогим, и рабам, и господам, и всем праведным и грешным. И воистину праведный сотворит Он Суд, ибо Сам Он по любви к нам объявил, какое ожидает грешников мучение, предостерегая нас, чтобы никто не оказался достойным сего мучения. Для той же цели Он назначит и сии постные дни, дабы мы утруждали свое тело постом и бдением, приближались к Богу молитвами, смывали свои грехи слезами, отверзали двери Царства Небесного милостынями, сохраняли мир и любовь между собой и сокрушали свое сердце воздыханиями. Говорит Бог устами пророка Исаии: когда постишься, то «раздробляй алчующим хлеб твой и нищия безкровныя (бесприютные) введи в дом твой» ( Ис. 58:7 ). Вот, если сие исполнишь, тогда с радостью предстанешь пред Господом в тот страшный день, когда Он приидет в славе Своей и все святые Ангелы с Ним. Тогда в мгновение ока встанет от земли все естество человеческое: растерзали ли кого звери, поглотили ли рыбы или же заклевали птицы – все восстанут тогда! И отделит их Господь друг от друга по делам их, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит по правую Свою сторону овец, то есть кротких, добродетельных праведников, которые всех радовали своей кротостью, а по левую сторону Свою поставит козлищ, то есть тех, которые всю жизнь свою провели в скверных делах, в пьянстве, во всякой неправде и немилосердии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Итак, если ты не грешишь теперь, а грешил прежде, то явно, что ты грешник и хуже других, ибо мог воздерживаться и не воздерживался; другие грешат потому только, что воздержаться не могут. Если ты и прежде не грешил и теперь не грешишь, то все же ты грешник, ибо не сознаешь себя грешником. Да, не сознавать себя грешником есть грех, и грех великий. Будем же, слушатели, так рассуждать, и мы сознаемся наконец, что мы – великие грешники. Да, и сознавая себя грешниками, не будем почитать себя праведниками, ибо и это будет грех. Да, и это грешно, если я буду успокаиваться тем, что сознаю себя грешником. Нет, вконец надобно истреблять в себе грех; никогда не надобно уверять себя, что ты праведник; ничем не надобно успокаивать себя, что не грешник. Надобно, чтобы после всех пощений и молений, после всех суждений о себе выходило одно заключение: я, Господи, великий грешник, я недостоин милостей Твоих, я недостоин и просить помилования у Тебя, Господи. Аминь. 133. В Неделю мясопустную, о Страшном Суде Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мф. 25:41). Вот что Иисус Христос на Страшном Суде Своем скажет людям, стоящим по левую руку: подите от Меня, проклятые, в огонь вечный. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда они скажут ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице – и не послужили Тебе? Тогда скажет Он им в ответ: истинно говорю вам, так как не сделали вы сего одному из сих меньших, то не сделали Мне. Скажет Иисус Христос, и они пойдут в муку вечную (см.: Мф.25:41–46). Слушатели-христиане! Ужели в муку вечную пойдут люди только вот за эти грехи, что алчущего не напитают, жаждущего не напоят, странника в дом не примут, нагого не оденут, не посетят больного и в темнице? Есть много других грехов, и грехов тяжких, великих; почему же Иисус Христос не напомнит грешникам об этих грехах? О тяжких и великих грехах не нужно напоминать и говорить: они и без произнесения приговора Судии осуждают грешников на вечные мучения. Великие и тяжкие грешники на Страшном Суде будут стоять безответные, сами, не говоря ни слова, пойдут в огонь вечный; им нечего будет и сказать в свое извинение, им нечем будет оправдываться.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год Последнее слово. Евангельское чтение в неделю мясопустную Сказал Господь: «Когда Сын Человеческий придет во славе Своей, и все Ангелы с Ним, тогда воссядет Он на престол славы Своей; 32 и приведут к Нему все народы, и Он отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов, 33 и поставит овец по правую руку от Себя, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку от него: «Приблизьтесь, благословенные Отца Моего! Примите Царствие, уготованное для вас от основания мира. 35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне поесть; жаждал, и вы напоили Меня; был чужестранцем, и вы дали Мне приют; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы ходили за Мной; в заточении был, и вы навещали Меня». 39 Тогда праведники спросят Его: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, и накормили, или жаждущим, и напоили? 38 Когда же это мы видели Тебя чужестранцем, и приютили, или нагим, и одели? 39 Когда же это мы видели Тебя больным, или в заточении, и навещали Тебя?» 40 И Царь скажет им в ответ: «Воистину говорю вам: все, что вы сделали для одного из этих Моих братьев меньших, вы для Меня сделали». 41 Тогда скажет он и тем, что по левую руку: «Идите прочь от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его! 42 Ибо Я был голоден, и вы не дали Мне поесть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был чужестранцем, и вы не дали Мне приюта; болен и в заточении, и вы не ходили за Мной». 44 Тогда спросят и они: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или чужестранцем, или нагим, или больным, или в заточении, и не послужили Тебе?» 45 Тогда Он ответит им: «Все, чего вы не сделали для одного из этих меньших, вы не сделали для Меня». 46 И пойдут они на муку вечную, а праведники - в жизнь вечную». Мф. 25, 31-46 Перевод Сергея Аверинцева

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

Мысль Павла движется по замысловатой траектории, так что даже трудно предугадать окончательный ответ. Вначале апостол вроде бы соглашается с позицией этих самых знающих: в самом деле, «так называемых богов», конечно, бояться не стоит и «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем...» (стт. 5. 8). Но вывод совсем другой: «не буду есть мяса вовек!» (ст. 13), потому что от вышеупомянутого знания может погибнуть немощный брат, а за него умер Христос. Опять-таки уместно обратить внимание, как этим текстом распоряжается Церковь в литургическом плане. 1Кор. 8, 8 – 9, 2 читают на Литургии в один из дней накануне Великого поста (в Неделю мясопустную), тем самым заставляя посмотреть на пост не столько с индивидуально-аскетической, сколько с церковно-общественной точки зрения. Вечеря Господня Все той же теме – единства Церкви при появляющихся разделениях – апостол Павел посвящает и строки о самом главном церковном Таинстве, которое изначально было призвано быть реализацией указанного единства: Вечере Господней или Евхаристии. 1Кор. 11, 18–34 является одним из немногих текстов в Новом Завете подобного рода. Во-первых, это одно из четырех, наряду с Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24 и Лк. 22, 19–20 свидетельств о последней (Тайной) Вечере Иисуса с учениками, причем особенно ценно то, что Павел здесь пересказывает церковное Предание («...принял то, что и вам передал...», ст. 23). Во-вторых, это единственное новозаветное свидетельство о самих таких собраниях среди христиан первых поколений. Когда, как не в Великий Четверг – день историко-литургического сугубого воспоминания о Тайной Вечере Иисуса Христа с учениками –этот текст ( 1Кор. 11, 23–32 ) может быть Апостольским чтением?! 18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Что значит собираться в церковь ? В нашем сознании сразу возникает церковь как храм с куполом и крестом, тогда как речь идет о схождении в церковь как в собрание вместе (таков изначальный смысл слова «церковь» – греч. e)kklhsi/a). Это лишнее напоминание нам о том, что значит «церковь» прежде всего – не здание, в которое можно прийти в любое время и сделать какое-то свое частное духовное дело, а собрание вместе, где дело общее (позднее появится греч. слово leitourgi/a – литургия, что и значит «общее дело»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Не стоит пред глазами нашими неотступно крест Христов. Не видим постоянно пред собой Божественного Страдальца, ради нашего спасения пролившего Кровь Свою в ужасных мучениях на кресте. Помолимся Богу, вспомним о Нем, а потом опять забываем. Жил совсем ушедший в служение плоти младший сын со свиньями, жил среди людей, совершенно чуждых служению духу, низко опустившихся. А нам не надо ли жить с теми, кто более близок Богу, не надо ли опомниться, как опомнился блудный сын, оставить служение плоти и всем сердцем в глубоком покаянии обратиться к Отцу Небесному, сказавши: — Отче! Согрешил пред Небом и пред Тобою, а теперь пришел с покаянием. Прими меня не как наследника, прими, как раба Своего! И если сделаем это, будет то, что было в притче: Отец Небесный Сам поспешно пойдет навстречу нам, кающимся, обнимет нас, блудных и окаянных, все нам простит и сотворит пир, пир радости, ибо сказано, что на небе бывает великая радость о едином грешнике кающемся. Будем же все мы такими грешниками кающимися — и откроет пред нами Свои объятия Бог, Который есть Любовь и Всепрощение! К Нему да будут устремлены все помыслы наши. Ему да посвятим мы жизнь свою! 25 февраля 1951 г. В неделю мясопустную. О страшном суде Как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и в пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 37–39) — второе страшное пришествие. Так ли точно будет? Нет, то, что было во дни Ноя, приводит Христос в Своей речи о Страшном Суде для того, чтобы показать, что так же внезапно, так же неожиданно явится нам Сын человеческий во славе Своей со всеми святыми ангелами, чтобы сотворить Свой Суд. Почему говорю я, что не точно так? На словах Самого Господа Иисуса Христа основываюсь я, ибо сказал Он: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою…» (Мф. 24, 29–31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Постараемся, братья и сестры, всячески избегать греха, бороться с ним, а если и подпадем под его влияние, не будем отчаиваться, но поспешим снова восстать от падения и принести истинное раскаяние пред священнослужителем. И это искреннее раскаяние поможет восстановить в нашей душе мир, спокойствие и единение с Богом. Аминь. Поучение в Неделю мясопустную Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая Церковь постепенно, в течение нескольких седмиц, приготовляет нас к предстоящим подвигам Великого поста. Из сегодняшнего Евангельского чтения о Страшном суде мы видим, что Господь сколь милосерд, столь же и правосуден. Это напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного. Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути, ведущем в Царствие Божие, укрепляло святых мучеников в неимоверных страданиях за имя Христово, вдохновляло пустынников на тяжелую и мужественную борьбу с собственными страстями, услаждало труды великих пастырей Церкви. Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией. И вот ныне Святая Церковь перед наступлением дней поста и покаяния снова представляет перед нашим духовным взором образ Страшного суда Божия. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25, 31 ). Если Сын Божий приходил однажды на землю в смиренном образе раба для спасения падшего человека, то в день Судный Он придет во славе, которую Он имел прежде сложения мира. И придет Он для того, чтобы произвести Свой Страшный суд над родом человеческим. Мы знаем из Священного Писания, что Господь, придя на землю, много пострадал и не имел места, где главу приклонить, был гонимым, страждущим, распятым; но во второе и славное пришествие Христово мир увидит Его окруженным тьмами тем ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Мы увидим Законодателя, заповеди Которого мы многократно нарушаем; узрим Сердцеведца, Которому известны не только все наши дела, но и мысли, все наши желания; увидим нелицеприятного Судию, Который воздаст каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/i...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет. ( Ин.3:19 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сокровенный смысл мировой истории, экономических и социальных потрясений, войн и революций – это борьба Добра и зла, сил Света и легионов мрака. Борьба идет за души человеческие, каждая из которых дороже всей вселенной. Эта борьба вершится за душу каждого из нас и в душе каждого из нас. Смертно человеческое тело, зараженное грехом и потому подверженное разрушению. Но за миром видимым и телесным те, кто духовно зряч, прозревают мир иной, в котором смерти нет и не может быть. Душа человеческая, обнимающая собой пространства и времена, эта горящая в тленной плоти искра Божия, просто не может угаснуть, уничтожиться, бесследно исчезнуть. Зачем же создан и куда идет видимый нами мир? Что же ждет бессмертную человеческую душу после гибели земного тела? Своей жизнью каждый человек делает выбор между истиной и ложью, между Богом и диаволом. Горе тем, кого прельстил и увлек за собой враг рода человеческого! А тем, кто избрал путь спасения, нужно «бодрствовать и трезвиться», неустанно заботиться о том, чтобы устоять в истине. Об уделе праведных, сумевших за отмеренное им время земного существования разжечь в себе искру Божию, чистый светоч Божественной любви, поведал святой тайнозритель Иоанн Богослов: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр.21:1, 3–4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Святый Златоуст говорит: «по силе живота неразрушимого»: этим Апостол выражает, что Христос стал священником собственною силою и Отчею, силою бесконечной жизни 46 . 17. Свидетельствует бо, яко ты еси священник во век по чину Мелхиседекову. «Ибо засвидетельствовано: Ты священник во век по чину Мелхиседека». В свидетельстве, которое Духом Святым дано чрез пророка в псалме, ясно раскрыто отличительное свойство того священника, который восстает «не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей». Пророк сказал, что Он священник во век. Такого священника не было до явления Иисуса Христа; все священники из колена Левиина, как смертные, уступали свое место один другому, повинуясь закону смертности. А об этом священнике задолго было предсказано: ты священник во век по чину Мелхиседекову. Свойство вечности есть свойство Божеское, и в полном своем значении принадлежит одному Богу всесильному, всесовершенному, безначальному. Поэтому Апостол, сказавши о вечности Иисуса Христа, далее и раскрывает высокие Его первосвященнические свойства, принадлежащие Ему, как Богочеловеку; говорит: он есть наша «надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу». Он «поскольку пребывает вечно, имеет и священство непреходящее. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». И еще говорит: «Таков и должен быть у нас (такой и нужен нам) первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» ( Евр.7:19,24–26 ). Братия! «Господь наш Иисус Христос, воссиявший из колена Иудина» есть вечный первосвященник, и «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Он однажды самого Себя принес в жертву за грехи всех людей, и седе одесную Бога, как единородный Сын Божий, и ходатайствует о нас пред Отцем Своим, как единый ходатай Бога и человеков, – давый Себе избавление за всех (Тим.2:5). Он есть наша «надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу ( Евр.7:19 ). Помня и часто размышляя об этом, будем всегда благоговеть пред Господом Иисусом. Будем любить Его всем сердцем и всею душею, и всецело посвящать себя на служение Ему, и повседневно умолять Его, Спасителя нашего, чтобы Он ходатайствовал о нас пред Отцем, своим, и благодатию Своею помогал нам всегда ревностно исполнять Его заповеди, и даровал нам достигнут вечной жизни. Слава Ему, Спасителю и Богу нашему, с Отцем Его и Святым Духом, ныне и во веки. Аминь. Беседа 65 в неделю мясопустную

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010