Ряд их начинается песнопением на Рождество Христово. Из содержания его видно, что праздник этот отделялся от сродного ему Богоявления и был посвящён воспоминанию о Рождестве Христове и поклонении волхвов. Следующие строфы в честь первомученика Стефана, хотя и надписываются в сборнике 27-м декабря, но это надписание принадлежит позднейшему собирателю и не может служить доказательством, чтобы память св. Стефана была уже приурочена к этому дню во времена Сладкопевца. Песнь о страшном суде и антихристе, из которой кондак и икос читаются теперь в службе недели мясопустной, также не дают основания предположить, чтобы они были назначены на этот день и не предполагают существования недели мясопустной. В самом кондакаре на это нет указаний, и следующая затем песнь по умершим «ς γαπτα σκηνματα σο» также не имеет непосредственного отношения к субботе мясопустной, но как видно, составлена в память какого-то умершего игумена, исполнялась в день его поминовения, а потом, с небольшими изменениями, стала употребляться и при погребении каждого монаха (см. строфы 14–30, относящиеся к монашескому быту и жизни). Песнь в славу креста, начальная строфа которой «уже пламенное оружие» составляет кондак недели крестопоклонной, в сборнике Питра надписывается «на третью неделю Великого поста и пятницу страстной седмицы»; но на эти ли именно дни была первоначально написана, остаётся неизвестным. Кондаки на неделю ваий имеют несомненное отношение к этому празднику и некоторые из них читаются в теперешней триоди. Кондакарь целомудренному Иосифу надписывается: «в святый и великий понедельник» и по содержанию своему соответствует воспоминанию, приуроченному к этому дню в триоди постной. Первые два кондака, стоящие во главе этого песнопения, могут служить положительным доказательством, что в эпоху Сладкопевца понедельник страстной недели был уже посвящён воспоминанию об Иосифе и о бесплодной смоковнице, а страстная седмица не считалась в ряду постных. Вот что говорится в первом кондаке: «всемудро прошедши поприще поста и с любовью совершая начатие страстей Господа, приидите братие, поревнуем святому усердию целомудренного Иосифа, но устрашившись бесплодия смоковницы, иссушим прелесть страстей милосердием и ревностью, дабы предварив воскресенье, принять как миро прощение свыше, потому что над всем назирает неусыпающее око». Второй кондак: «достигших страсти твоей удостой поклониться и воскресению Спаситель, неусыпающее око». В следующих икосах рассказывается история обольщения Иосифа египтянкой и в пространном диалоге между ними передаются подробности этого обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Тит. 762). З. пятидесятный в основном соответствует З. постному, в добавление к последнему содержит Слова на Пасху, на Антипасху, на Неделю 2-ю после Пасхи, на Неделю 3-ю, на среду и воскресенье 4-й седмицы после Пасхи, на Недели 5-ю и 6-ю (иногда и на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресенье 7-й седмицы, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы и на Неделю всех святых (см., напр.: РГБ. Троиц. 142; РНБ. Тит. 752 и 755; ГИМ. Увар. 158/314 и 782/315). Наиболее распространены списки З. годового. Он встречается в 2 основных разновидностях: краткой и пространной. З. годовой краткого вида содержит Слова на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботы и воскресенья мясопустной и сыропустной седмиц, на субботу и воскресенье 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресенье 4-й седмицы, на субботу и воскресенье 6-й седмицы, на четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасху, на воскресные и нек-рые будние дни 2-7-й послепасхальных седмиц, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы, на Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни до приготовительных седмиц к Великому посту, причем в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 33.13.15 и 16.18.1; РГБ. Больш. 215). З. годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части с З. постным и З. пятидесятным. В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., напр.: РГБ. Больш. 215; ГИМ. Увар. 111/316; РНБ. Тит. 751 и 753). Ряд Слов, читающихся в пространном виде З. годового после Недели всех святых, повторяют Слова, читающиеся в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы поста, на среду и четверг 3-й седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых. В некоторых списках З.

http://pravenc.ru/text/199907.html

Мф.19:17 Слово в 15-ю неделю по Пятидесятнице. Об истинной любви к самому себе и ближнему. Мф.22:39 Беседа в 19-ю неделю по Пятидесятнице. Поступайте с другими так, как желаете, чтобы с вами поступали. Лк.6:31 Слово в ту же неделю. О так называемой преждевременной смерти вообще и особенно юных лиц. Тоже. Слово в ту же неделю. О том, что Священное Писание, как Слово Божие, есть неоцененное сокровище для нас. Гал.1:11–12 Беседа в 21-ю неделю по Пятидесятнице. Слово Божие есть семя новой благодатной жизни и почему оно не всегда приносит плоды. Лк.8:5–8 Слово в ту же неделю. Союз между живыми и умершими никогда не прекращается и в чем он выражается. Лк.16:27–28 Слово в 23-ю неделю по Пятидесятнице. О постепенном охлаждении к вере Христовой до враждебного отвержения её. Мф.8:34 Слово в ту же неделю. С воскресшим Христом Господом нашим совоскресли все верующие в Него и потому они должны вышних искать. Еф.2:4–6 Беседа в 24-ю неделю по Пятидесятнице. При истинной вере, христианин может надеяться на помощь Божию, даже чудесную. Лк.8:48 Слово в ту же неделю. Еще при жизни мы должны сближаться духом с небесными нашими сродниками, т.е. святыми. Еф.2:19,20 Слово в ту же неделю. О возможности спасения для богатого и бедного. Тоже Том четвертый I. Неделя о мытаре и фарисее Слово – первое. Почему необходимо молиться о ниспослании нам благодати покаяния. Текст из богослужебных книг Слово – второе. Прошедшая жизнь наша исполнена грехов: подвигнись, душа грешная, на покаяние. Лк.18:13 . Слово – третье. Приготовительные недели к посту и покаянию. Из богослуж. книг II. Неделя о блудном сыне Беседа – первая. Объяснение притчи о блудном сыне. Бедственное состояние человека грешника в удалении от Бога. Из богослуж. книг Беседа – вторая. Объяснение той же притчи. О постепенном ниспадении человека в глубину греховной жизни. Лк.15:11 и след. III. Неделя мясопустная IV. Неделя сыропустная Слово – второе. Воспоминание грехопадения наших прародителей. Из богослуж. книг Слово – третье. Прощеное воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Среди богослужебных текстов этой недели хотелось бы выделить седален, который поется после 3-й песни канона. Произнося богослужебные тексты, мы чувствуем, сколько теряют эти слова, если они не поются, а читаются. Мы уже говорили о единстве слова и звука в православном богослужении. Там нет абстрактной музыки, нет звука, не соединенного со словом, не наполненного словом; на органе в православных храмах не играют, это ясно. А вот то, что нет слова, не окрашенного звуком, это нам с непривычки бывает очень трудно почувствовать. Эти удивительные тексты даже трудно читать – их нужно только петь. Таков знаменитый седален в Неделю о блудном сыне после 3-й песни, и на литургии его часто поют после запричастного стиха: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». В этом тексте покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас. Седмица, следующая за Неделей о блудном сыне, заканчивается замечательным и привлекающим внимание днем – так называемой субботой мясопустной. Все другие дни этой седмицы не содержат никаких текстов в Постной Триоди: прошла Неделя о блудном сыне – дальше идет обычный порядок богослужения. Но вот наступает суббота мясопустная, которая называется Вселенской родительской субботой. Об этом дне надо поговорить отдельно. Как известно, Суббота по преимуществу посвящена поминовению усопших. В каждую субботу, если нет праздника, может совершаться заупокойное богослужение, с которым мы на практике встречаемся, пожалуй, только в Димитриевскую родительскую субботу. Но есть две родительские субботы, которые называются Вселенскими. Это суббота мясопустная (называется она так потому, что за ней следует неделя мясопустная, в которую происходит заговенье на мясо) и Троицкая суббота. О мясопустной Субботе поговорим сейчас, о Троицкой – позднее. Широкий, именно вселенский характер поминовения явствует уже из первых богослужебных текстов этого дня. Первая стихира на Господи, воззвахзвучит так: «От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему...». И далее: «Вся упокой, Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте: цари же, священницы, архиереи, монахи и бельцы в возрасте всяком всеродном» (бельцы – миряне).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2112. Беседа преосвященного Илиодора, архиепископа курского. 1846. IV. 278. 2113. Слово неизвестного проповедника. 1825. XX. 330. В неделю 29-ю по Пятидесятнице 2114. Слово архиепископа Феофана Прокоповича , о ненависти ко греху. 1826. XXIV. 37. 2115. Беседа преосвященного Илиодора, епископа курского. 1843. IV. 389. 2116. Слово преосвященного Григория, архиепископа казанского. 1852. II. 551. В неделю 32-ю по Пятидесятнице 2117. Слово преосвященного Илиодора, епископа курского. 1844. I. 313. В неделю 33-ю по Пятидесятнице 2118.       Беседа преосв. Гавриила, архиепископа рязанского. 1842. I. 255. В неделю 34-ю по Пятидесятнице 2119. Слово неизвестного проповедника. 1827. XXV. 76. В неделю по Просвещении 2120. Слово преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1852.       I. 57. 2121. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 9. В неделю о Мытаре и Фарисее 2122. Беседа преосв. Илиодора, архиепископа курского. 1847. I. 284. 2123. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 98. 2124. Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 33. В неделю Мясопустную 2125. Слово Преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1854. I. 126. 2126. Его же. Поучение. 1856. I. 92. 2127. Неизвестного проповедника слово о страшном суде. 1848. I. 67. В неделю Сыропустную 2128. Краткое поучение преосв. Агапита, епископа томского. 1838. I. 281. 2129. Слово Евгения, архиепископа псковского. 1839. I. 226. 2130.       Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 107. 2131. Слово преосв, Анатолия, архиепископа могилевского. 1854. I. 133. 2132. Поучение преосв. Елпидифора. епископа вятского. 1858. I. 135. 2133. Слово неизвестного проповедника. 1830. XXXVII. 180. 2134. Поучение неизвестного проповедника. 1843. I. 320. 2135. Беседа неизвестного проповедника. 1880. I. 184. В первую неделю Великого Поста, или в неделю Православия 2136. Слово преосв. Григория, епископа калужского. 1826. XXII. 337. 2137.       Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще, действо это на Руси было мало популярно, а потому и существовании его в русской богослужебной практике, сравнительно с другими действами, было не продолжительно. Но мнению о. Никольского совершение его прекратилось у нас к концу второй половины XVII в., неизвестно по какому поводу. В последний раз оно было совершено в Вологде в 1643 г. Более распространено было и долее существовало у нас «действо в неделю Вай». Право совершать его было усвоено только патриархам, но с их разрешения его могли совершать и другие архиереи. В XVII в. действо это, кроме Москвы, совершаемо было в Новгороде, Казани, Астрахани, Тобольске, Рязани и Ростове. В 1678 г. при патриархе Иоакиме найдено было нужным прекратить совершение его в провинциальных городах и с этою целью издано было особое соборное определение 48 . Но вскоре и в столице совершение этого действа начало встречал неудобства. В последней раз оно совершено было в Москве в 1696 г. Более всех должно бы быть распространено «действо страшного суда» в неделю мясопустную, так как его могли совершать не только патриарх, митрополиты и архиепископы, но и епископы, и так как оно, сравнительно с другими действами, имело более церковный и общеназидательный характер. Так вероятно было и на самом деле. В Соловецкой библиотеке есть список общеархиерейского Чиновника конца XVII в. 49 , излагающий особенности архиерейской службы но месяцеслову и триоди. В изложении порядка служб по триоди помещен здесь и устав действа страшного суда. Отсюда видно, что в конце XVII в. действо это считалось службою общеархиерейскою. Впрочем, исторические документы говорят о совершении его только в Москве, Новгороде, Вологде и Холмогорах. По конструкции своей «действо страшного суда» имеет много общего с чином новолетия. Как и этот последний, оно едва ли и может быть названо действом в собственном смысле этого слова. Это было молебное пение, совершавшееся большею частью вне храма на особо устроенном месте и состоявшее из крестного хода на «уреченное» место, пения некоторых стихир положенных на неделю мясопустную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Второй класс проповедей митрополита Фотия, беседы на евангельские чтения — в неделю блудного сына и в неделю о страшном суде, отличается большими достоинствами, сравнительно с первым: здесь меньше общих мест и мысли излагаются в большем порядке. Мы заметили уже, что эти проповеди напоминают нам беседы отцев древнегреческой церкви; и это совершенно верно: не только содержание, но даже порядок изложения его буквально заимствуются из толкований Феофилакта болгарского , а этот, как известно, только сокращает толкования Златоуста. Таким образом, лучшие проповеди мирополита Фотия принадлежат более Златоусту и Феофилакту, чем ему самому. Впрочем, нравственные приложения в них, особенно в слове в неделю мясопустную, заключают в себе личный взгляд проповедника, который разделял убеждения современников в скорой кончине мира, с окончанием седьмой тысячи лет после сотворения мира. Народные бедствия (голод, моровая язва, междоусобия князей, разорения от татар) служили как бы наглядным подтверждением этой мысли. Вот почему поучение в неделю мясопустную пользовалось особенным уважением у современников Фотия и читалось в церквах неоднократно. К третьему классу относятся три проповеди митрополита Фотия, сказанные им по случаю современных ему народных бедствий — «о казнях Божиих» . Содержание их имеет ближайшее отношение к жизни современников и отвечает на запросы времени; отсюда — более важное значение этих проповедей не только со стороны литературной, но и со стороны исторической. Изображая современные бедствия, проповедник представляет несколько красноречивых описаний и художественных картин, которые могут сделать честь самому опытному оратору. Но по точном исследовании оказывается, что эти лучшие места в проповедях принадлежат не Фотию, митрополиту русскому, а св. Василию велик. Беседа последнего, говоренная во время голода и засухи, о бездождии, служила для первого не столько образцом, сколько источником, из которого наш проповедник заимствовал не только мысли, но и порядок положения их, и даже выражения. Впрочем, и здесь самостоятельность Фотия сказалась тем, что он выпустил кое-какие места из беседы Василия великого , не соответствующие русской природе и жизни народной, а также приделал к ней начало, хотя и весьма не искусно, поместив изъяснение евангельской притчи о человеке, должном тмою талант ( Мф.18:27–35 ), по изъяснению Златоуста и Феофилакта. Так как первая половина проповеди совершенно не относится к последующей и составляет собою самостоятельное целое, и в тоже время напоминает свято-отеческие беседы, то мы можем рассматривать их как образец второго и третьего класса проповедей Фотия, митрополита киевского и всея Руси.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

В этих случаях он выходил из алтаря на амвон, диаконы выносили и развертывали пред ним книгу, и он прочитывал то, что следовало или что желал прочитать . В другое время Никон не ограничивался одним лишь прочтением готовых поучений, а делал к ним собственные пояснения и дополнения. В неделю мясопустную 1655 г., когда Никон в первый раз совершил литургию вместе с двумя патриархами, он по окончании ее «не только прочел поучение на тот день, но и сам проповедовал и пояснял прочитанное предстоящим». В неделю православия того же года он «не только прочел всю соответствующую дню Беседу о поклонении св. иконам от начала до конца, но присоединил к ней свои объяснения и увещания, очень обширные» . Иногда же Никон не довольствовался и одними пояснительными дополнениями к прочитанным проповедям, а произносил свои самостоятельные поучения. Например, в ту же неделю православия кроме прочитанной Беседы о поклонении святым иконам и своих дополнений к ней Никон сказал еще слово о том, как должно слагать персты для крестного знамения. В неделю мясопустную 1656 г., «после обедни (в Успенском соборе), как только патриарх Никон прочел поучение на тот день и сказал проповедь, одна из монахинь выступила вперед и объявила царю и патриарху, что она с давнего уже времени была больна и что она в прошлую ночь, оставшись в соборе, уснула у раки святителя Филиппа. Ночью он явился ей во всем облачении с двумя диаконами, кадившими ему, и, назвав ее по имени, велел ей встать — и она тотчас же выздоровела. Выслушав рассказ, царь пролил обильные слезы, а патриарх начал поучать народ и поучал долго по поводу совершившегося чуда» . Этот последний случай показывает, что Никон способен был говорить поучения к народу, даже длинные, без всякого приготовления. А при такой способности, вероятно, он никогда предварительно не писал своих проповедей, и становится понятным, почему ни одна из них не дошла до нас. Не дошли до нас и речи Никона, которые говорил он царю Алексею Михайловичу каждый раз, когда провожал его на войну и потом встречал его по возвращении с войны в столице.

http://sedmitza.ru/lib/text/436179/

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина , на 6-м часе и на вечерни – паремия. Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех – тоже на «Слава». Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы. Если Сретение приходится на Сырную Неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

454. Слово в неделю Мясопустную 1806–1808 Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. ( Mamф. XXV. 41 ). «Бог есть любы» ( 1Ин. 4:8 ) в существе Своем и милосердие в Своих действиях относительно к человеку; сколько ни многоразличны сии действия, они имеют единое начало – благость, и единый конец – благо. Посему Бог является то в образе отца и дает нам славное имя сына: «даждь ми, сыне, твое сердце» ( Npumч. XXIII. 26 ); то в образе врача и покупает нам здравие собственными болезнями: «язвою его мы исцелехом» ( Uc. LIII. 5 ); то во образе пастыря, и не забывает глашать по имени овец, забывших Его в своем заблуждении: «ины овцы имам, яже не суть от двора сего; и тыя ми подобает привести» ( Иоан. Х. 16 ); то во образе гостя и усильнее старается внити в убогую хижину нашу, нежели мы в славный чертог Его: «се стою при дверех и толку» ( Anok. III. 20 ); то во образе жениха и всюду приближается к невесте Своей, куда бы она ни удалялась: «прииди ближняя моя» ( Nech. II. 10 ). Но видели ли вы ныне в зерцале слова Божия последнее явление Вечного во времени? О, как оное ужасно и не подобно предшествовавшему! Души не соответствовавшие любви Жениха небесного, вы скоро испытаете пламень Его ревности! Сердца не приявшия Божественного посещения, «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Mamф. XXIII. 38 )! Овцы слышавшие глас Пастыря своего, но ему не внимавшия, Он предаст вас зверям хищным! Больные члены, отвергнувшие помощь врача душ и телес, Он уже приемлет железо, дабы отсещи вас и извергнуть из града бессмертия! Непокоривые дети, презревшия спасительные советы Отца, вы увидите в Нем строгого судию! Се Он слагает с себя свою кротость, и облекается в славу! Се Он взирает молниею, громом вещает, ужасом окружен! Смерть поселяется там, откуда Он отвращает очи! Вы, которые не хотели приити к Нему, когда Он звал вас: «приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы» ( Mamф. XI. 28 ), – вот, Он теперь увольняет вас от Себя: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010