31 . Sauget J.-M. Entretiens dAphraate en arabe sous le nom d’Éphrem//Muséon, 1979. 92. 61–69. [Арабские переводы под именем Ефрема Сирина ]. 32 . La version arménienne des oeuvres d’Aphraate le Syrien. 1–3/Ed., trad. Lafontaine G. Louvain 1977–1980. (CSCO 382/83, 405/06, 423/24. Armen. 7–12). [Древний арм. пер. под именем Иакова Нисибинского]. 33 . Aphraate le sage persan. Les Exposés. Ed. crit. par Pierre M.-J. I. Exposés I-X. P. 1988. (SC 349). II. Exposés XI-XX. P. 1989. (SC 359). Halleux A. de//EThL 1989. 65. 448–45; Murray R.//JThS 1994. 45. 322–326. 34 . Aphrahat, Demonstrationes. Unterweisungen I-II/Übers., erl. Bruns P. Freiburg i. Br. 1991–1992. (Fontes Christiani. 5:1–2). См. также 14 .334 (груз. пер. Афраата). Исследования 35 . Афиногенов Д. Е. Историософия Афраата//Вестник Древней Истории. 1994. 1. 176–187. 36 . Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М. 1979. 125–130. 37 . Aalst A. J. van der. A l’origine du monachisme syrien: les «ihidaye» chcz Aphraat//Fructus Centesimus: Mélanges offerts à Gerard J. M. Bartelink. Steenburg 1989. 315–324. (Instrumenta Patristica. 19)· 38 . Abouzayd S. Virginity in Aphrahat//V SympSyr 5 .22). 123–133. 39 . Alencherry G. The baptismal doctrine of Aphraates the Persian Sage//The Christian Orient. 1993. 14. 91–99. 40 . Baarda T. The Gospel quotations of Aphrahat the Persian Sage. I. Aphrahat’s text of the Fourth Gospel. 1–2. Amsterdam 1975. 41 . Baarda T. Another treatise of Aphrahat the Persian Sage in Ethiopic translation//New Testament Studies. 1981. 21. 632–640. [Пер. Dem. 8]. 42 . Bonifacino B. Significato dei termini Santo, Santità, Santificare nelle Dimostrazioni di Afraate il Sapiente Persiano//Studi e Ricerchi sull’Oriente Cristiano. 1978. 1:1. 67–78; 1978. 1:2. 17–38. 43 . Botha P. J. A comparison between Aphrahat and Ephrem on the subject of Passover//Acta Patristica et Byzantina. 1992. 3. 46–62. 44 . Brade L. Überlegungen zu Afrahats Aussagen über Engel//OrC 1978. 62. 98–102. 45 . Bruns P. Das Christusbild Aphrahats des Persischen Weisen//Hereditas. Bonn. 1990. 4. Brock S. P.//JThS 1991. 42. 738–740.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

32 Fireside H. Icon and Swastica: The Russian Orthodox Church under Nazi and Soviet Control. Cambridge, Mass. 1971. 33 Dallin А. Deutsche Herrschaft in Rußland 1941–1945. Eine Studie über Besatzungspohtik. Dusseldorf, 1958. 34 Он же. Popular Attitudes and Behavior under the German Occupation 1941–1944. Interim Report, Cambridge, Mass. 1952. 36 Reithnger G. Ein Haus auf Sand gebaut. Hitlers Gewaltpolitik in Rußland 1941–1944. Hambuig, 1962. 37 Wilhelm H.-H. Der SD und die Kirchen in den besetzten Ostgebieten 1941/42 in: Militaergeschichte Mitteilungen. Freiburg, 1981. 1. S. 55–99. 40 Treulieb E. Metropolit Sergij von Riga und die «Orthodoxe Mission in Pleskau»/in: Kirche im Osten. Studien zur osteuropeischen Kirchengeschichte und Kirchenkunde, Band 8, Gottingen, 1965. S. 55–66: Kahle W. Die Orthodoxie im baltischen Raum/in: Kirche im Osten, Band 21/22. 1978/1979. S. 78–107, Stehle H. Der Lemberger Metropolit Sheptyckij und die nationalsozialistische Politik in der Ukraine/in: Vierteiljahreshefte fur Zeitgeschichte, München, 34/1986. 3. Heft. S. 407–425; Boeckh. Rumaemsirung und Repression. Zur Kirchenpolitik im Raum Odessa/Transnistnen 1941–1944/in: Jahrbuecher für Geschichte Osteuropa, 1997, Heft 1. S. 64–84. 41 Guenther W. Die Russisch-Orthodoxe Kirche in der Bundesrepublik Deutschland. Memorandum. Sigmaringen, 1980; Его же. Zur Geschichte der Russisch-Orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950. Sigmaringen, 1982. 42 Seide G. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Aisland von der Gruendung bis in die Gegenwart (1919–1980). Wiesbaden, 1983; Его же. Verantwortung; in der Diaspora, die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland. München. 1989; Его же. Die Russisch-Orthodoxen Kirchen Gemeinden in Deutschland in den Jahren 1920–1940/in: Der grosse Exodus. München, 1994. 43 Gaede K. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Haelfte des 20. Jahrhunderts. Köln, 1985. 45 Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.)/Публ. М.И Одинцова/Отечественные архивы. 1995. 2. С. 37–67; Религиозные организации в СССР накануне Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.)/Публ. М.И. Одинцова/Отечественные архивы. 1995. 3. С. 41–70. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

838 . Tischendorf C. (ed.). Notitia editionis codicis bibliorum Sinaitici. Leipzig 1860. 76–122. [=TLG 4110/28]. 839 . Évagre le Pontique. Scholies aux Proverbes/Intr., texte critique, trad., notes, appendices et index par Géhin P. P. 1987. (SC 340) [=TLG 4110/30 (Scholia in Proverbia, fragmenta e catenis)]. Louth A.//JThS 1990. 41. 686; Mallet J.//RSLR 1989. 25:1. 157–160; Schamp J.//Revue Beige de philologie et d’histoire. 1990. 68:1. 179–181; Trigg J. W.//ChHist. 1990. 59:3. 387–388; Halleux A. de//EThL 1990. 66. 200–201. Fragmenta in catenis (CPGS 2458) Epistulae 62 (partim editae) (CPGS 2437) 840 . Evagrio Pontico. Lettere dal deserto. Epistulae/Introd. e note di Bunge G. Trad. dal greco e dal siriaco a cura di S. Di Meglio e Bunge G. Bose 1995. 42. (Testi dei Padri della Chiesa. 19). 841 . Evagrios Pontikos. Briefe aus der Wüste/Eingel., übers., komm. von Bunge G. Trier 1986. 432. (Sophia. Quellen östlicher Theologie. 24). Halleux A. de//Muséon. 1986. 49. 366–369. 842 . Garzya A. Osservazioni su un’epistola di Evagrio Pontico//Mémorial Dom Jean Gribomont (1920–1986). Roma 1988. (Studia ephemeridis Augustinianum. 27). 299–305. 843 . Géhin P. Nouveaux fragments grecs des lettres d’Évagre//RHT 1994. 24. 117–147. Scholia in Ecclesiasten (CPGS 2458 (5); TLG 4110/31) Scholia in Ecclesiasten (fragmenta e catenis). Editio princeps: 844 . Évagre le Pontique. Scholies à l’Ecclésiaste/Introd., texte crit., trad. et notes par Géhin P. P. 1993. 200. (SC 397). Pasquier A.//Laval Théologique et Philosophique. 1996. 52:3. 897–898; Gould G.//JThS. 1995. 46:1. 352–354; Crouzel H.//BLE 1995. 96(2). 141–142. Исследования 845 . Bunge G. Der mystische Sinn der Schrift. Anlässlich der Veröffentlichung der Scholien zum Ecclesiasten des Evagrios Pontikos//StMon 1994. 36(2). 135–146. 846 . Géhin P. Un nouvel inédit d’Évagre le Pontiquë son Commentaire de l’Ecclésiaste//Byz 1979. 49. 188–198. 847 . Labate A. L’esegesi di Evagrio al libro dell’Ecclesiaste//Studi in onore di Anthos Ardizzoni/Livrea E., Privitera G. A. Roma 1978. 485–490. (Filologia e Critica. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

9. Брянская и Севская. 10. Владивостокская и Приморская… 11. Владимирская и Суздальская 12. Волгоградская и Камышинская… 13. Вологодская и Великоустюжская. 14. Волоколамская и Юрьевская (см. Московская епархия) 15. Воронежская и Липецкая 16. Вятская и Слободская (до 1994 г. – Кировская и Слободская) 17. Екатеринбургская и Верхотурская (до 1993 г. – Екатеринбургская и Курганская; до 1991 – Свердловская и Курганская) 18. Ивановская и Кинешемская 19. Ижевская и Удмуртская 20. Иркутская и Ангарская (до 1995 г. – Иркутская и Читинская) 21. Йошкар-Олинская и Марийская… 22. Казанская и Татарстанская (до 1993 г. – Казанская и Марийская) 23. Калужская и Боровская 24. Кемеровская и Новокузнецкая 25. Костромская и Галичская 26. Краснодарская и Новороссийская (до 1995 г. – Краснодарская и Кубанская) 27. Красноярская и Енисейская 28. Крутицкая и Коломенская (см. Московская епархия) 29. Курганская и Шадринская. 30. Круская и Рыльская (до 1993 г. – Курская и Белгородская 31. Магаданская и Синегорская (до 2000 г. – Магаданская и Камчатская). 32. Майкопская и Армавирская 33. Московская а) г. Москва б) Московская епархия 34. Мурманская и Мончегорская 35. Нижегородская и Арзамасская (до 1990 г. – Горьковская и Арзамасская) 36. Новгородская и Старорусская 37. Новосибирская и Бердская (до 1995 г. – Новосибирская и Барнаульская) 38. Омская и Тарская (до 1990 г. – Омская и Тюменская) 39. Оренбургская и Бузулукская. 40. Орловская и Ливенская (до 1994 г. – Орловская и Брянская)… 41. Пензенская и Кузнецкая (до 1991 г. – Пензенская и саранская) 42. Пермская и Соликамская 43. Петрозаводская и Карельская (до 1996 г. – Петрозаводская и Олонецкая) 44. Петропавловсая и Камчатская 45. Псковская и Великолукская (до 1990 г. – Псковская и Порховская)… 46. Ростовская и Новочеркасская 47. Рязанская и Касимовская 48. Самарская и Сызранская (до 1991 г. – Куйбышевская и Сызранская). 49. Санкт-Петербургская и Ладожская (до 1991 г. – Ленинградская и Ладожская; до 1990г. – Ленинградская и Новгородская). … 50. Саранская и Мордовская…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. – М., 1991.-416с. 21. Быстрицкий А. Скромное очарование радио//Известия ТВ. – 1994. – 15 апреля. 22. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М., 1991.-64 с. 23. Вайнгартер Э. Защита прав человека: практическое пособие: Программа Церквей по правам человека в регионе ОБСЕ. М., 2000. – 82 с. 24. Вакурова Н.В. Психологическая подготовка интервьюеров телевидения и радиовещания. М., 1996. – 40 с. 25. Васильева Т.В. Публицистические жанры радио. СПб., 1992.46 с. 26. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Рукавишников JI. А. Теле – и радиоинформация. Л., 1987. – 63 с. 27. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. – 702 с. 28. Вейдле В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества//Самосознание европейской культуры 29. XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.-366 с. 30. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. – М., 1963.-253 с. 31. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики): В 2 т. М., 1998. 32. Выготский JI.C. Психология искусства. Минск, 1998. – 480 с. 33. Газарх С.М. Телевидение и радио в генетическом ряду средств массовой коммуникации//Вестник ВИПК. 3. М., 1990. – С. 48-56. 34. Гальперин Ю.М. В эфире слово. – М., 1977. – 168 с. 35. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. – 239 с. 36. Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста (технология творчества): Учебное пособие. М., 2000. 37 с. 37. Гачев Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991. – 272 с. 38. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975. – 471с. 39. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1964. – 381 с. 40. Голядкин H.A. Радиовещание США: Специализация станций//Телевидение и радиовещание за рубежом. Вып. 3 М., 1991. – С. 3-16. 41. Голядкин H.A. Творческая радиореклама (из американского опыта).-М, 1993.-23 с. 42. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие.-М., 2001 г.-303 с.

http://religare.ru/2_90239.html

  35. В последнее время археологами «минималистами» высказывались сомнения относительно датировки укреплений Мегиддо временем Давида и Соломона — теперь их предлагают датировать IX b. до Р.Х.   36. M. Noth, Das System der zwoelf Staemme Israels (Stuttgart, 1930); A. Alt, Die Staatenbildung der Israeliten in Palaestina (Leipzig, 1930)   37. Johannes Pedersen, Israel I—II (Copenhagen and London, 1926), Introduction and Part II; Der Eid bei den Semiten (Strasbourg, 1914)   38. George E. Mendenhall, BA, XVII, No. 3 (September 1954); воспроизведено в Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East.   39. Так в авторском тексте звучит стих 21 — прим. пер.   40. A. Lods, in Studies in Old Testament Prophecy, ed. H.H. Rowley (Edinburgh, 1950), pp. 103—110; Archives Royales de Mari, ed A. Parot et G. Dossin, II (Paris, 1950), Letter No. 90; III (Paris, 1948), Letter No. 40; M.Noth, BJRL, 32 (1950), pp. 194—206.   41. «Гива», в переводе с древнееврейского, означает «холм». в. Олбрайт датировал следы первоначального поселения на этом месте последней четвертью XIII b. до Р.Х. Это как раз то поселение, которое было уничтожено около 1100 г. (следы пожара), что связывают с войной израильских племен против колена Вениаминова. Уже вслед за этим в Гиве была построена крепость Саула, которая по крайней мере два раза тоже подвергалась разрушению.   42. В последние годы некоторые историки-«минималисты» поставили под сомнение историчность предания о правлении Давида. По их мнению, дошедшая до нас редакция VIII b. до Р.Х. едва ли могла сохранить достоверную информацию о событиях начала Х в. и служить основой для исторических реконструкций. Даже они, однако, признают, что в основе сохранившегося повествования должны были лежать какие-то реальные события. Ведь все предание о Давиде носит апологетический характер, оно признано оправдать его действия (такие, например, как убийство Абнера, военачальника Саула, убийство его наследника, сотрудничество с филистимлянами и пр.). Другие источники, кроме Библии, никаких упоминаний о Давиде не содержат. Найденный в 1993 на городище Телль Дан фрагмент стелы с арамейской надписью, в которой упоминается «дом Давида» (bytdwd) оказался подделкой (ее автор имел весьма слабое представление о нормах арамейской грамматики, поэтому разоблачить подделку удалось довольно легко — см. David Found at Dan, Biblical Archaeology Review (BAR), March/April 1994 (Order this issue); and Avraham Biran, More Fragments from «David» Stela Found at Dan, BAR, September/October 1994.). Правда, египтологом К. Китченом (Ливерпуль) недавно было высказано предположение, что имя Давида все-таки содержится в победной надписи египетского царя Шешонка (библейского Шишака) в храме Амона в Карнаке. Шешонк совершил поход в Палестину около 925 г. до Р.Х. Его надпись содержит более ста связанных с Ханааном топонимов. В числе тех, которые имеют отношение к югу Naлecmuhы — h(y)dbm dwm — чmo можно перевести как «высоты Давида».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Курашов, 2010б. Курашов В.И Креационизм и эволюционизм: Методологический анализ противостояния. Богу или обезьяне соразмерен человек? – Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 1(20) – 2010: Казань: Казан. Духов. Семинария, 2010. – С.5 – 53. Мах, 1909. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. — М.: Издание С. Скирмута, 1909.—461 с. Николай Кузанский, 1979. Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т.— М.: Мысль, 1979.—Т. 1.—488 с. Николай Кузанский, 1980. Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т.— М.: Мысль, 1980.— Т. 2.—471 с. Ницше, 1990б. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. — Т.2.—М.: Мысль, 1990.—С.238—406. Ньютон, 1936. Ньютон И. Математические начала натуральной философии//Крылов А.Н. Собрание трудов.— М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.—Т.7.—696 с. Полани, 1985. Полани М. Личностное знание.— М.: Прогресс, 1985.—344 с. Поппер, 1983. Поппер К. Логика и рост научного знания.— М.: Прогресс, 1983.—605 с. Рассел, 1949. Russell B. Our knowledge of the external world, as a field for scientific method in philosophy (1914). Quoted from the edition by Allen and Unwin.- London, 1949.- 42 р. Тертуллиан, 1994. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. — М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — 448 с. Труды Математического центра, 2010. Труды Математического центра имени Н.И.Лобачевского: материалы Международной научной конференции «Воображаемая логика» В.А.Васильева и современные неклассические логики: Казань, 11-15 октября 2010 г. – Казань, Казан. мат. об-во., 2010. – Т.41. – 115 с. Тулмин, 1984. Тулмин С.Т. Человеческое понимание.— М.: Прогресс, 1984.—327 с. Уайтхед, 1990. Уайтхед А. Избранные работы по философии.— М.: Прогресс, 1990.—716 с. Фейерабенд, 1986. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.— М.: Прогресс, 1986.—542 с. Шопенгауэр, 1992. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление//Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5 т.—М.: «Московский клуб», 1992.—Т. 1.—395 с.   ПРИЛОЖЕНИЕ Возможности законов формальной логики в сфере методологии науки

http://bogoslov.ru/article/1388881

35 В последнее время археологами «минималистами» высказывались сомнения относительно датировки укреплений Мегиддо временем Давида и Соломона – теперь их предлагают датировать IX b. до Р.Х. 36 M. Noth, Das System der zwoelf Staemme Israels (Stuttgart, 1930); A. Alt, Die Staatenbildung der Israeliten in Palaestina (Leipzig, 1930) 37 Johannes Pedersen, Israel I-II (Copenhagen and London, 1926), Introduction and Part II; Der Eid bei den Semiten (Strasbourg, 1914) 38 George E. Mendenhall, BA, XVII, No. 3 (September 1954); воспроизведено в Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East. 40 A. Lods, in Studies in Old Testament Prophecy, ed. H.H. Rowley (Edinburgh, 1950), pp. 103–110; Archives Royales de Mari, ed A. Parot et G. Dossin, II (Paris, 1950), Letter No. 90; III (Paris, 1948), Letter No. 40; M.Noth, BJRL, 32 (1950), pp. 194–206. 41 «Гива», в переводе с древнееврейского, означает «холм». в. Олбрайт датировал следы первоначального поселения на этом месте последней четвертью XIII b. до Р.Х. Это как раз то поселение, которое было уничтожено около 1100 г. (следы пожара), что связывают с войной израильских племен против колена Вениаминова. Уже вслед за этим в Гиве была построена крепость Саула, которая по крайней мере два раза тоже подвергалась разрушению. 42 В последние годы некоторые историки- " минималисты» поставили под сомнение историчность предания о правлении Давида. По их мнению, дошедшая до нас редакция VIII b. до Р.Х. едва ли могла сохранить достоверную информацию о событиях начала Х в. и служить основой для исторических реконструкций. Даже они, однако, признают, что в основе сохранившегося повествования должны были лежать какие-то реальные события. Ведь все предание о Давиде носит апологетический характер, оно признано оправдать его действия (такие, например, как убийство Абнера, военачальника Саула, убийство его наследника, сотрудничество с филистимлянами и пр.). Другие источники, кроме Библии, никаких упоминаний о Давиде не содержат. Найденный в 1993 на городище Телль Дан фрагмент стелы с арамейской надписью, в которой упоминается «дом Давида» (bytdwd) оказался подделкой (ее автор имел весьма слабое представление о нормах арамейской грамматики, поэтому разоблачить подделку удалось довольно легко – см. David Found at Dan, Biblical Archaeology Review (BAR), March/April 1994 (Order this issue); and Avraham Biran, More Fragments from «David» Stela Found at Dan, BAR, September/October 1994.). Правда, египтологом К. Китченом (Ливерпуль) недавно было высказано предположение, что имя Давида все-таки содержится в победной надписи египетского царя Шешонка (библейского Шишака) в храме Амона в Карнаке. Шешонк совершил поход в Палестину около 925 г. до Р.Х. Его надпись содержит более ста связанных с Ханааном топонимов. В числе тех, которые имеют отношение к югу Палестины – h(y)dbt dwt – что можно перевести как «высоты Давида».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Словарь библейского богословия. С. 449. 29 БуйеЛ. О Библии и Евангелии. С. 23; Thomson Η. О. Yahweh. —Anchor Bible Dictionary. Т. VI. New York, 1992. P. 1012. 30 Ср.:4 Цар. 23:34; 24:17. 31 Числ. 13:17. 32 Быт. 17:1—5. 33 Быт. 17:15. 34 Быт. 32:27—28. 35 Быт. 11:4. 36 Ср.: Быт. 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 36:1 и др. 37 Исх. 28:12. 38 Быт. 16:13. 39 Верховской С. Об имени Божием. С. 43. Научная литература об именах Божи–их в Ветхом Завете огромна. См., например: Brichto H. С. The Names of God: Poetic Readings in Biblical Beginnings. Oxford, 1998; Clements R. E. Old Testament Theology. A Fresh Approach. London, 1978. P. 62—66; Grether O. Name und Wort Gottes im Alien Testament. Giessen, 1934; Jacob E. Theology of the Old Testament. Translated by A. W. Heathcote and Ph. J. Allcock. London, 1958; Jukes A. J. The Names of God in Holy Scripture. A Revelation of His Nature and Relationships, Notes of Lectures. London, 1888; Kittel G. Der Name liber alle Namen II: Biblische Theologie, AT. Gottingen, 1989; Koehler L. Old Testament Theology. Translated by A. S. Todd. London, 1957. P. 36—58; Lilburn T. Names of God. Lantzville, 1986; Mehlmann J. Der " Name " Gottes im Alten Testament. Dissertation. Roma, 1956; Metlinger T. In Search of God. The Meaning and Message of the Everlasting Names. Translated by F. H. Cryer. Philadelphia, 1988; Preuss H. D. Old Testament Theology. Translated by Leo G Perdue. Vol. I. Edinburgh, 1995. P. 139—152; Testa E. Nomi personali semitici: Biblici, Angelici, Profani: Studio filologico e comparativo. Porziuncola, 1994. 40 Букв, «боги» (pluralis majestatis). 41 Букв, «господа мои» (pluralis majestatis). 42 Быт. 32:24—30. 43 Обзор традиционных толкований см. в: Козырев Φ. Η. Поединок Иакова. СПб., 1999. См. также: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. С. 65—69; Щедро–вицкийД. Введение в Ветхий Завет. I: Книга Бытия. М., 1994. С. 242—259. 44 См., например: Иустин Философ. Диалог с Трифоном–иудеем 125 (Сочинения святаго Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М., 1892. С. 334—335). 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

25. Лебедев А.П. Духовенство..., с. 175. 26. Евсевий Памфил. Церковная История. Кн. VI, гл. 43. М., 1993, с. 238-241. 27. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г., т. II, стб. 1219. 28. Там же, т. II, стб. 1219. 29. Там же, т. II, стб. 1219. 30. Там же, т. II, стб. 1219. 31. Там же, т. II, стб. 1219. 32. Там же, т. II, стб. 1219. 33. Евсевий Памфил. Церковная История. Кн. VII, гл. 27-30. М., 1993, с. 271-276, 433-434; Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2, с. 332; Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви, с. 175-176. 34. Евсевий. Церковная история, с. 271-276, 433-434; Лебедев А.П. Духовенство..., с. 175-176. 35. Евсевий. Церковная история, с. 419. 36. Евсевий. Церковная история, с. 271-276, 433-434; Лебедев А.П. Духовенство..., с. 175-176. 37. Лебедев А.П. Духовенство..., с. 179; Евсевий. Церковная история, кн. VI, гл. 33, 37. 38. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994, т. 3, с. 25; Лебедев А.П. Духовенство..., с. 178. 39. Лебедев А.П. Духовенство..., с. 171; Rothe. Vorlesungen uber Kirchegeschichte und Greschichte des kirchlichen Lebens. Heidelberg, 1875, B. I,. s. 184, 189-191. Впрочем, на 57 странице книги А.П.Лебедева " Духовенство древней Вселенской Церкви " указан иной год Эльвирского собора - 306-й. 40. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г., т. II, стб. 1219. 41. Болотов В.В. Лекции..., т. 3, с. 46. 42. Болотов В.В. Лекции..., т. 3, с. 46; Лебедев А.П. Духовенство..., с. 62 43. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г., т. II, стб. 1191; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993, т. II, с. 1752-1753, здесь, видимо, ошибочно указан 313 год проведения этого Собора. 44. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г., т. II, стб. 1191. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993, т. II, с. 1752-1753. 45. Евсевий Памфил. Церковная История, М., 1993, с. 361-362, 444-445; Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994, т. 3, с. 46.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010