на он. мест.). А может быть словом благодати Апостол Павел назвал самого Иисуса Христа, который, слово сый, от Отца прежде век рожденный, и в последние лета не по долгу некоему, но по благодати и милости своей быв человек, спасе нас. «Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас» ( Тит.3:5 ). Поелику же одно внимание пастырей, без помощи Божией ничего произвести не может ( Ин.15:5 ): то он, повелев им внимать себе и стаду своему, препоручает их Богови, говоря: братие, и ныне: не сказал ныне, потому что он делал сие и прежде: но, и ныне, то есть, и теперь, так как и прежде, предаю вас Богу и Отцу и Единородному Его Сыну и Слову, который может устроить и вас, и ваше внимание, и дать вам за труд, подъятый во время внимания и бдительности вашей, наследие вечного царствия, вкупе со всеми свято пожившими. После же такового желания своего он паки начинает учить их собственным своим примером. Деян.20:33 .  Сребра, или злата, или риз ни единаго возжелах. Воззрите на различие добродетели мужей, соделавшихся святыми под законом, и мужей, учинившихся святыми после Евангельской благодати. Пророк Самуил, слагая с себя должность судейского начальствования, говорил к народу Израильскому: «еда у кого тельца взях, или осля, или кого от вас насильствовах, или кого утесних, или от руку некоего приях мзду, или общую?» ( 1Цар.12:3 ) А Павел Апостол, удаляясь из Азии, говорил к ученикам своим: «сребра, или злата, или риз ни единаго возжелах». Самуил избежал мздоприимства, а Павел и самого пожелания стяжаний. Сие значит: «и се боле Ионы зде» ( Мф.12:41 ). Но для чего Павел сказал сие? Некоторые из еретиков, по растлению ума своего, думая, что Евангельская проповедь приносит телесные корысти, проповедывали Евангелие единственно с тем, чтобы приобресть себе имение. О сих тот же Павел писал к Тимофею следующим образом: «беседы злыя растленных человеков умом, и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие, отступай от таковых» ( 1Тим.6:5 ). Предохраняя убо Пресвитеров Ефесских, а в лице их и всех настоятелей Церкви, от такового злочестия, приводит Павел в пример самого себя, говоря: я ни от кого не желал ни сребра, ни злата, ни одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Подставлять другую щеку – это слабость ? Евангелие от Матфея, глава 5 [Мф 5:33-41] . Комментирует протоиерей Павел Великанов : [Он использует гиперболу — сознательное преувеличение, посредством которого эффектно раскрывается сложный вопрос: что важнее — отношения или собственничество? Что важнее — быть или иметь? Все приведенные Спасителем гиперболы — пощечина, украденная одежда, вынужденные работы — помещают человека в состояние острого кризиса, из которого есть только два выхода. Первый — «симметричный ответ»: ответный удар, судебное разбирательство, вооруженный бунт. Маятник зла, запущенный другой стороной, активно раскачивается всё сильнее и сильнее. Но есть и другой выход, «несимметричный ответ». Вобрать в себя эту силу зла, выпущенную в тебя с надеждой, что ты добавишь к ее силе еще и твой собственный импульс, — и тем самым остановить зло, не дав развиваться ему дальше. Такое «непротивление злу» и есть самое эффективное противодействие. Это совсем не то же самое, что опустить руки и бездействовать. Идти вслед за Христом путем этой заповеди означает взвалить неподъемный крест терпения и милости и тащить его на твою личную Голгофу. Но при этом — сквозь капли кровавого пота, на грани отчаяния — помнить: за Крестом всегда следует и Воскресение!..]. Фото Владимира Ештокина//Фома. - — февраль 2023. - С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »).                                      ВЕРА (раздел). – С.30-49. Диакон Игорь Цуканов . Загадки Евангелия от Иоанна [Евангелие от Иоанна часто называют самым загадочным и даже таинственным, а многие важные события из жизни Иисуса Христа, такие как воскрешение Лазаря, описаны только здесь. Почему это так? И как разгадать загадки этой книги? Автором этого Евангелия считается апостол Иоанн Богослов. Но некоторые ученые говорят, что оно написано чуть ли не во II веке от Р. Х.! Так кто же автор? Разбираемся вместе с «Фомой».]. Ил.: Евангелист Иоанн на острове Патмос. Педро Орренте. 1620; Тайная вечеря. Николай Ге. 1863. Русский музей; Апостол Иоанн ведет Богородицу домой. Уильям Дайс. 1840//Фома. - — февраль 2023. - С.30-35. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-238-...

Три эти стиха относятся к „остатку“ 1824 , т. е. к тем из Иудеев, которые спасутся верою. Кисть полная соку не подлежит уничтожению, хотя висит на испорченной лозе, предназначенной, вместе с виноградником, к уничтожению: вот повидимому значение стиха 8-го. В главе V мы видели значение песни о винограднике Божием, который принес дикие ягоды (ст. 2) и присужден к запустению и опустошению (ст. 5–6). Мы видели также связь притчи этой и с притчей о злых виноградарях ( Мф. 21:33–41 ) и с учением Господа Иисуса о виноградной лозе, ветви которой суть верующие в Него ( Ин. 15 ). В настоящем пророчестве Исаии, повидимому, продолжающем пророчество гл. V о винограднике-доме Израилеве ( Ис. 5:7 ), приговор не отменяется, но в 8 ст. наст. LXV главы указывается на милосердие Божие, не хотящее губить виновных с невиновными. Последние изображаются в виде тех кистей, в которых сохранился драгоценный сок. Стих 8 говорит о кисти этой: „не повреди ее“. Пророчество затем ясно прибавляет, что Господу не угодно всех погубить. В видении гл. VI, ст. 13 Исаия видит, как остается от срубленного дерева корень, и святое семя возрастет на том месте, где будет запустение. „Отрасль“ этого святого семени (гл. XI) спасет „остаток“ Израиля, независимо от спасения всех народов земли. Пророчество читаемых стихов ограничивается здесь только будущностью сынов Израилевых, из которых спасутся только те, которые изображены под образом кисти виноградной, в которой не иссяк сок веры. К ним обращено и пророчество ст. 9–10, говорящее о семени Иакова, о наследнике гор Господних и о избранных, которые будут жить на горе Господней – Сионе. Это те из Израиля, которые, говоря словами Давида, „могут пребывать в жилище Господнем и обитать на святой горе Его“,-потому что „они ходят непорочно, и делают правду и говорят истину“ Пс. 14:1–2 ср. Пс. 23:3–5 („кто взойдет на гору Господню?“). Ст. 10 в земных образах рисует картину довольства и богатства „избранных Господних“. Коммент. Спб. Дух. Ак. (стр. 918–919) указывает, что долина Саронская, лежащая к западу от Иерусалима, купно с долиной Ахорской, лежащей к востоку от Иерусалима 1825 , знаменуют вместе обилие богатства, которым будет окружен и пользоваться Иерусалим, как Церковь Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В результате, получается довольно тяжелая, скорбная картина. Но ведь Спаситель заповедовал не унывать – Ин.16:33 В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Значит, преодолевая себя и трезво глядя на мир, попробуем внести в него хоть искорку Божиего света. И еще – и духовенству, и мирянам — помнить, что Церковь – не только епископат, клир и причт, но все христиане. И тьму неведения и злобы в мире и в нас самих можно просветить только с Божией помощью и только вместе… Источник: Православие и мир Оставить комментарий Tue, 28 Aug 2012 10:41:07 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ О неизбывном конфликте Церкви и мира http://www.zavet.ru/a/post_1346136067.html Семь слов о том, откуда происходит ненависть к служителям Церкви. Автор: Виктор Судариков . Христиан часто удивляет труднообъяснимая неприязнь в обществе к служителям Церкви, – от настороженного отношения в старые времена («Встретил попа – не хорош выход» – словарь В.И. Даля) до многочисленных злобных откликов на любое сообщение о Церкви на новостных интернет-сайтах. Случится что хорошее, совершит священнослужитель добрый поступок – тишина, никто не замечает. Согрешит служитель Церкви или ошибется или оговорится, или оговорят его – шквал возмущения. И трудно бывает понять, почему некая немалая часть нашего любвеобильного и доброго народа с такой злобой отвергает тех, кто молится Богу, проповедуя любовь и милосердие… И вот, при анализе этого явления требуется осознать немало причин возникающей злобы и недовольства… Итак, первое и самое главное. Можно сказать, что Господь Иисус Христос и апостолы, предвидя наше непонимание, ответили нам на этот вопрос в Евангельском тексте прямо и явно: Проповедуя на земле, Христос обличал грехи (и грехи лжи, блуда, неблагодарности, и в еще большей степени – грехи самодовольного лицемерия, самовосхваления, осуждения) и проповедовал то, что сверхприродно: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48): отдай просящему рубашку, не противься злому… Для человека, явно недотягивающего до такого уровня – это источник беспокойства растревоженной совести.

http://zavet.ru/a/rss_1346136067.html

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

г) наказывает посредством скорбей – страданий с отеческою любовью: Знай в сердце твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего ( Втор.8:5 ). Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимаете. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр.12:4–7 ); д) поражает наши тела для того, чтобы спасти наши души: Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма ( Пс.93:12–13 ). Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня ( Пс.117:18 ). Силою Господа нашего Иисуса Христа предать сделавшего такое дело сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен ( 1Кор.5:3–5 ). Много бедствий ожидает верных в этой жизни: В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь ( Ин.16:33 ). Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие ( Деян.14:22 ). Мы были стеснены отвсюду: отвне – нападения, внутри – страхи ( 2Кор.7:5 ). Все, желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим.3:12 ). Бог обещает освободить от скорбей – страданий: Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь ( Пс.33:20 ). Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня ( Пс.49:15 ). Изменю печаль на радость и утешу их, и обрадую после скорби их ( Иер.31:13 ). Скорби – страдания верных а) евангелия ради: Будете ненавидимы всеми за имя Мое; будут предавать вас на мучения и убивать вас за имя Мое ( Мф.10:22 ; Мф.24:9 ). Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп.1:29 ); б) служат для них причиною радости: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное, за Сына человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах ( Лк.6:21–23 ). Призвав апостолов в синедрион, били их, они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян.5:40–41 ). С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. В пример злострадания и терпения возьмите пророков ( Иак.1:2 ; Иак.5:10 ). Радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений. Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного; но, как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Только бы не пострадал кто из вас как злодей ( 1Петр.1:6 ; 1Петр.4:12–13,15 ). Ныне радуюсь в страданиях моих за вас ( Кол.1:24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– К концу стиха образная речь разрешается в простую: и во всем, что он ни делает, успеет, так как «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ), и самые неудачи и несчастия жизни служат к достижению высших и совершеннейших целей ( Быт.45:5 и 7). При исходищихъ. Греч. παρ τς διεξδους с следующим за ним определением τν δτων, значит и: при истоках, и: при потоках вод. Последнее значение соответствовало бы смыслу и еврейск. чтения. д. Не так не так: но к прахъ, возметаетъ втръ лица земл. 4. Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. е. Сег ради не воскреснтъ на сдъ, ниж гршницы въ совтъ првныхъ. 5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. 4–5. Как мякина только временно соединена бывает с хлебным зерном и отделяется от него во время веяния, разносимая ветром по земной поверхности: так и нечестивые в земной жизни своей только временно пребывают среди благочестивых и пользуются не принадлежащими им по заслугам земными благами; во рано или поздно наступит для них время праведного мздовоздаяния Божия, когда они не устоят пред судом божественным, будут отделены от сонма праведных и подвергнутся, заслуженному ими наказанию Божию (ср. Иов.21:18 ; Ис.41:16 и Мф.3:12 ). – Суд Божий, постигающий нечестивых, или совершается уже во время земной их жизни (ср. Втор.28:15–68 ), когда они, как Корей, Дафан и Авирон, истребляются из среды общества верующих и благоугождающих Господу ( Числ.16:33 ; ср. Исх.13:14 ; Лев.7:21 и 27; Числ.15:30 и др.), или же окончательно совершится при кончине мира в последний великий день (Таргум; ср. Апок.6:17 ), когда, по изъяснению Христа Спасителя, нечестивые навсегда отделены будут от праведных, как плевелы от пшеницы, и осуждены на вечные мучения ( Мф.13:30 и 40–43; 25:33–46). Слав.-русское: прахъ (ср. Пс.17:43 ) вполне точно соответствовало бы только чтению вульгаты (pulvis); греческое же χνος могло бы быть переведено словом, более соответствующим значению евр. (): «плевелы» (ср. греко-слав. перевод Ос.13:3:1 ). Перевод: не воскреснтъ на сдъ согласуется с объяснением бл. Феодорита, который разумеет здесь будущее воскресение мёртвых, в коем «нечестивые воскреснут не на суд (οκ ες κρσιν), а на осуждение». Но, согласно с прямым значением еврейского () и греческого νστημι (вставать и стоять твердо, прямо в противоположность падению. Пс.17:39 ), слова οκ ναστσονται κρσει точнее могли бы быть переведены так: «не устоят (=сирск. и ар.) нечестивии на суде», т. е. не оправдаются (Таргум: non justificabuntur; ср. Пс.108:7 ), но подвергнутся осуждению и «падут пред грозным приговором Божиим» (св. Афанасий). И во второй половине стиха вм. въ совтъ првныхъ следовало бы читать: «в совете...» (=ν βουλ), разумея под советом собрание, как в русс. пер., или сонмъ, как переводится () по грек.-слав в Исх. 12:3 ; Лев. 8:4 ; Числ. 27:17 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Что означает и к чему обязывает вручение крещаемому свечи? Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи ( Лк.12:35 ). И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:15–16 ). Что означает облачение в белые одежды? Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца ( Откр.7:9,14 ). Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых ( Откр.19:7–8 ). Почему бывает отречение от диавола при крещении? Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ). · О каком еще крещении говорится в слове Божием? О крещении страданиями и кровью мученическою: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они сказали: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься ( Мф.20:22–23 ). Один из старцев спросил меня: сии облаченные в белые одежды кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них ( Откр.7:13–15 ). Объяснение. На этом основании не успевшие принять водного крещения, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь за имя Христово, почитаются Церковью как крестившиеся кровью, на основании приведенных слов Иисуса Христа. О крещении младенцев: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божье ( Ин.3:5 ). Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное ( Мф.19:14 ). Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:38–39,41 ). Крестилась она [Лидия] и домашние ее ( Деян.16:15 ). И немедленно крестился сам [темничный страж] и все домашние его ( Деян.16:33 ); крещение заступило место обрезания ( Кол.2:11–12 ), а обрезание совершалось над младенцами в восьмой день по рождении ( Быт.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лк.9:46–50 . Наставление Господа ученикам о смиренномудрии изложено у ев. Луки короче, чем у ев. Марка, и вообще короче, но в некоторых частных чертах полнее, чем у ев. Матфея. См. прим. к Мф.18:1–5 и Мк.9:33–41 .– «Видя помышления сердца их»: См. прим. к Мк.9:33–34 . Лк.9:51–56 . О начале путешествия Господа в это время через Самарию в Иерусалим и происшествии в самарянском селении повествует из всех евангелистов один только Лука. – «Приближались дни взятия Его»: дни страданий и смерти Его. Это выражение употребляется не редко, когда идет речь о смерти Христовой (ср. Деян.1:11, 22 . Мк.16:19 . 1Тим.3:16 ). – Итак, этим выражением евангелист обозначает начало последнего пришествия Господа из Галилеи в Иерусалим, на последнюю во время Его общественного служения Пасху, когда Он пострадал и умер. Впрочем, не все после этого рассказываемые евангелистом события последовали именно в продолжение этого путешествия; некоторые из них, как увидим, случились ранее этого, по сказаниям других евангелистов. Общая нить событий действительно такова, как изображает ев. Лука; но, не держась строго хронологии, как и первые два евангелиста, он включает в свой рассказ и такие частные события, которые случились в другое время. – «Восхотел идти в Иерусалим»: из этого видно, что Господь по собственному изволению предал себя на смерть, ибо сам восхотел отдать жизнь свою за живот мира. Говоря и судя по-человечески, он мог в Галилее жить и действовать в совершенной безопасности для себя; но Он восхотел идти туда, где несомненно ожидал себе смерти, и этим показал, что Он добровольно предает себя на смерть. – «Послал вестников» (собственно ангелов, чем и доказывается, что слово это не всегда употребляется в приложении к небесным духам) Господь уже был известен в Самарии (гл. Ин.4 ), как великий Учитель. Но такова была вражда между иудеями и Самарянами, что Он не надеялся на ласковый прием со стоны последних (что и оправдалось) и послал перед собой нескольких учеников своих, чтобы предрасположить Самарян в Его пользу и «приготовить для Него» прием ласковый, благоприятный для Него и для великого дела Его проповеди. – Так снисходителен Господь к слабостям человеческим! «Поступил Он так вместе и для пользы учеников своих, именно, – чтобы они, когда увидят Его на кресте, в оскорблении, не соблазнились, но из настоящего случая научились, что как теперь Он незлобиво перенес презрение от Самарян и даже самим ученикам запретил возбуждать в Нем гнев на обидчиков, так и тогда терпит распятие не потому, будто Он бессилен, но потому что долготерпелив. Полезно это для учеников и в том отношении, что Господь собственным примером научает их быть незлобивыми» (Феофил.). – О Самарянах: см. прим. к Мф.10и Ин.4:9 . – «В селение»: неизвестно ни из истории евангельской, ни из предания – какое; вероятно на севере Самарии к Галилеи, или на расстоянии дневного пути от границ Галилеи, в той местности, где предполагался ночлег по дневном путешествии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только тою ограниченностью, с которою человек создан, но и тою, которая в гораздо большей степени явилась в естестве человека по его падении 268 . Богочеловек не имел греха, вовсе был непричастен греху, даже в самомалейших его видах; естественные свойства Его не были изменены, как в нас, в страсти 269 ; свойства эти находились в нем в естественном порядке, в постоянном подчинении духу, в управлении духом, а дух находился в постоянном управлении Божества, соединенного с человечеством. Богочеловек имел свойство печалиться и скорбеть; но печаль никогда не овладевала Им, как случается с нами, а постоянно была управляема духом. Господь огорчился смертью Лазаря, пролил при гробе его слезы ( Ин. 11:33, 35, 38 ); Господь плакал о Иерусалиме, предрекая разрушение его за отвержение им Мессии ( Лк. 19:41 ); Господь допустил в Себе такое предсмертное томление в саду Гефсиманском, что это состояние души Его названо в Евангелии подвигом и смертельною скорбью. Оно сопровождалось таким страдальческим напряжением тела, что тело дало из себя и пролило на землю пот, капли которого были подобны каплям крови ( Мф. 26:38–39 ; ср. Лк. 22:43–44 ). Но и при этом усиленном подвиге тяжкая скорбь находилась в покорности духу, который, выражая вместе и тяжесть скорби и власть свою над скорбью, говорил: «Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф. 26:39 ). Богочеловек имел свойство гнева; но гнев действовал в Нем, как святая душевная сила, как характер, как энергия, постоянно сохраняя достоинство человека, никогда не обнаружив никакого увлечения. Господь выразил Свое негодование тем, которые не допускали к Нему детей ( Мк. 10:14 ); Он подвигся гневом на ожесточенных и ослепленных фарисеев, дерзнувших хулить явное Божие чудо ( Мк. 3:5 ). Необыкновенное, поразительное владение гневом при употреблении этой силы в движение созерцается при тех страшных обличениях, которые произносил Господь иудеям ( Мф. 23 ; Ин. 5:7–8, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010