Если вы хотите получить Небесное Царство, вкусить бессмертной жизни, достигнуть усыновления 381 , стать обитателями рая, быть отнесенными на лоно Авраамово (см. Лк. 6:22 ), насладиться в нерукотворном чертоге (ср. Мф. 9:15 ) и улучить все другое, то все это для вас 382 возможно, достижимо, оно уже приготовлено, стоит лишь протянуть руки. Если же вы направитесь в другую сторону, то вас там встретит огонь неугасающий ( Мк. 9:44 ; Лк. 13:28 ), червь ядоносный, геенский пламень, скрежет зубовный, стояние с козлищами (см. Мф. 25:32–33 ), осуждение, которое постигнет проклятых ( Мф. 25:41 ), и проч. Да не будет этого с нами! Но мы этого не избежим, чада мои, если не устроим своей жизни по-настоящему, как было указано, (5) если не поведем ее по правилу, благочинно. Кто так хорошо и благочестиво живет, тот стяжает не только свою душу, но и своих братьев, а также и меня, окаянного; он, даже его лицо и слово, дороги пред Господом, блажен он, и о нем будут вспоминать с похвалою. Смысл адских мучений Какая же, наоборот, польза упорному от его упорства, непокорному от его непокорности, непослушному от непослушания и гордому от его гордости? Не собирают ли они себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия ( Рим. 2:5 )? Не подобно ли их дело дровам, сену и соломе и не исполняются ли на них слова: егоже дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем ( 1Кор. 3:12–15 )? Ибо в будущем веке адский огонь действительно будет очищать нас от опутавшего нас греховного терния, мы будем в нем вечно гореть и не сгорать, будем видеть славу святых, будем ее желать, но – будем лишены ее, вследствие этого будем рыдать и плакать 383 , но напрасно и без пользы. Да не дойдет же никто из нас, чада, до такого состояния и до такой участи! Пока еще живы, чтобы избежать грядущего огня, будем очищать себя огнем страха Божия во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 2 О том, что нам следует исполнять свои послушания с чистою совестию и не творить дел Господних с небрежением Братия мои и отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

г) имеющие кротость: Кроткие насладятся множеством мира ( Пс.36:11 ). С миром неразлучны праведность и радость духовная: Плод правды в мире сеется у тех, которые хранят мир ( Иак.3:18 ). Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Верные имеют мир с Богом: Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.5:1 ). Верные умирают в мире: Наблюдай за непорочным и смотри на праведного: ибо будущность такого человека есть мир ( Пс.36:37 ). Праведник умирает: восхищается от зла. Он отходить к миру ( Пс.57:2 ). Мир верных а) есть изобильный: Великий мир будет у сыновей твоих ( Ис.54:13 ). Я уврачую их и открою им обилие мира и истины ( Иер.33:1,6 ); б) превосходит всякое понимание: Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп.4:7 ); в) есть великая поддержка в испытании: Меня оставите одного; но Я не один… Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь; Я победил мир ( Ин.16:32–33 ). Священнослужители должны благословлять благословением мира: Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! ( Числ.6:23–24,26 ). Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него ( Мф.10:12–13 ). Если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится ( Лк.10:6 ). Злые а) не имеют мира: Нечестивым нет мира, говорит Господь ( Ис.48:22 ); б) не знают пути мира: Пути мира они не знают; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира ( Ис.59:8 ); в) не знают всего того, что служит к миру: Когда Господь приблизился к городу [Иерусалиму], то, смотря на него, заплакал о нем, и сказал: о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк.19:41–42 ). О мире с ближними

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В рассуждении личного отсутствия солнца правды Христа, без коего всё нам неприятно; однако мы верим и надеемся, что сие Солнце покажет нам Себя во общее всех воскресение, и даст Собою вечно наслаждаться: егоже подобает небеси убо прияти даже до лет устроения всех ( Деян.3:21 ). 2) В рассуждении слепоты людской коей чрез грех самовольно себя подвергают: и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся ( Мф.24:39 ). 3) В рассуждении напастей: мир, как ночь, соединён с боязнью. В мире нет ничего, чего бы бояться не надлежало; все стихии угрожают погибелью: огнь сжигает, а вода потопляет, земля пожирает, воздух причиняет смертельные припадки; а о том уже и умалчиваю, что от человеческих ухищрений – нигде укрыться не можно. О! ежели бы мы столько были совершенны, чтобы и к нам сказано было: не убоишися от страха нощнаго ( Пс.90:5 ). 4) В рассуждении нечистоты похотей. Иоанн говорит: не любите мира, ни, яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем ( 1Ин.2:15 ). Вот до чего мир нас доводит! Лишает любви и наследия Божия, и уподобляет нечистым: и посла его на села своя пасти свиния ( Лк.15:15 ). 5) В рассуждении беспечности. В мире люди почивают, пьют, веселятся, говоря с глупым оным богачом: почивай, яждь, пий, веселися ( Лк.12:19 ). Ночью дщери Лотовы упаивают его вином: упоиша же отца своего вином в нощи оней ( Быт.19:33 ) и проч. Так сладостями своими упаивает нас мир, и во всякие пороки устремляет. Так ночью пирует Валтасар, и видит: Мани, Текел, Фарес ( Дан.5:25 ). Валтасар царь сотвори велию вечерю ( Дан.5:1 ). Тогда царю зрак изменися, и размышления его смущаху его, и соузы чресл его разслабляхуся, и колена его сражастася ( Дан.5:6 ). Олоферн творит пир, и от рук женских убивается: и бысть в день четвертый, сотвори Олоферн пир ( Иудиф.12:10 ). И приближившися ко одру, взя в горсть власы главы его и удари в выю его дважды силою своею, и отъя главу его от него ( Иудиф.13:7–8 ). Вот как воздаёт нам мир за то, что мы ему служим! Но не так поступают праведники: они днём и ночью не перестают хвалить Бога, и вопиют Ему с сокрушением сердечным подобно Давиду: в день заповесть Господь милость свою: и нощию песнь его у мене, молитва Богу живота моего ( Пс.41:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

– Иду ловить рыбу: Господь по воскресению до вознесения не постоянно пребывал с учениками Своими, как до Своей смерти, а только по временам являлся им, преподавая учение о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). В Галилее, при виде Геннисаретского моря, где прежде некоторые из них занимались рыбной ловлей, очень естественно могла возникнуть в них мысль о прежнем их занятии здесь, и очень естественно, что мысль эту они приводили в исполнение, что нисколько не противоречило их будущему великому назначению и не мешало приготовляться должным образом к своей всемирной деятельности, которая должна была начаться с излияния на них Святого Духа в определённое их Учителем время. – Не поймали в ту ночь ничего: ночь – более удобное время для ловли рыбы сетью. Эта бесплодная ловитва в продолжение целой ночи должна была привести Петру, Иакову и Иоанну на память ту ночь подобную, которая года три тому назад предшествовала их избранию Господом в апостольское служение ( Лк 5:5 и далее). 4. Ин. 21:4 . А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Ин. 20:14 . 5. Ин. 21:5 . Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Ин. 13:33 ; 1Ин. 2:18 ; Лк. 24:41 . 6. Ин. 21:6 . Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Ин. 21:11 ; Лк. 5 д. Иисус стоял (собственно – стал, ср. 20:19, 26, – выражение внезапного явления) на берегу: где это было – не указано; вероятно, около Вифсаиды, откуда был родом Пётр (1:44), или Капернаума, где был его дом ( Мф. 8:14 ). – Но ученики не узнали: вероятно, потому, что Он явился в ином образе, на что есть указание и далее (ст. 12), или потому, что ещё не вполне рассеялся мрак ночи и на довольно далёком расстоянии нельзя было признать Его, или потому, что Господь не вдруг благоволил им открыть Себя, как Магдалине и еммаусским ученикам. – Есть ли у вас какая пища: точнее – имеете ли что-нибудь снедомое. Как видно из дальнейшего, вопрошавший имел собственно в виду рыбу, – есть ли у них рыба.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Он есть крепость и прибежище: «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби» ( Пс.9:10 ). – «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» ( Наум.1:7 ). Он есть защита: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их» ( Втор.33:29 ). «Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша» ( Пс.32:20 ). Он наш Искупитель, наш Спаситель: «Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся... Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, – говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев» ( Ис.41:13–14 ). Он наш Небесный Отец: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благая давать детям вашим; тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф.7:11 ). Т о т, к т о н а д е е т с я н а Б о г а, будет окружен милостью: «Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя» ( Пс.32:22 ). будет наслаждаться истинным миром: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на тебя уповает он» ( Ис.26:3 ). будет непоколебим: «Надеющийся на Господа, как гора Сион... пребывает вовек ( Пс.124:1 ). не споткнется: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь» ( Пс.25:1 ). будет услышан: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин.5:14 ). возрадуется в Боге: «О Нем веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали» ( Пс.32:21 ). будет спасен: «И поможет им Господь и избавит их... от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают» ( Пс.36:40 ). будет благоденствовать: «Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать» ( Притч.28:25 ). наследует землю: «ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» ( Пс.36:9 ). будет получать помощь и покровительство: «С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену» ( Пс.17:30 ). – «Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него» ( Притч.30:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь · есть твердыня вечная: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище моё, избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое ( Пс.17:2–3 ). Уповайте на Господа вовеки; ибо Господь Бог есть твердыня вечная ( Ис.26:4 ). · Он есть крепость и прибежище: И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби ( Пс.9:10 ). Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него ( Наум.1:7 ). · Он есть защита: Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их ( Втор.33:29 ). Душа наша уповает на Господа: Он помощь наша и защита наша ( Пс.32:20 ). · Он наш Искупитель, наш Спаситель: Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся, Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, святый Израилев ( Ис.41:13–14 ). · Он наш небесный Отец: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный дает блага просящим у него ( Мф.7:11 ). Тот, кто надеется на Бога, · будет окружен милостью: Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя ( Пс.32:22 ); · будет наслаждаться истинным миром: Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он ( Ис.26:3 ); · будет непоколебим: Надеющийся на Господа, как гора Сион, пребывает вовек ( Пс.124:1 ); · будет услышан: И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас ( 1Ин.5:14 ); · возрадуется в Боге: О Нем веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали ( Пс.32:21 ); · будет спасен: И поможет им Господь, и избавит их от нечестивых, и спасет их; ибо они на Него уповают ( Пс.36:40 ); · будет благоденствовать: Надеющийся на Господа будет благоденствовать ( Притч.28:25 ); · наследует землю: Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю ( Пс.36:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2 . Господь в Капернауме учит в субботу в Синагоге, и исцеляет беснаго. Мк. 1: 21–28 ; Лк. 4:31–37 . 3 . В доме Симона исцеляет тещу его, и вечером – многих. Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ; Мф. 8:14–17 . 4 . Утром по уединенной молитве идет с проповедью по Галилее. Мк. 1:35–39 ; Лк. 4:42–44 . 5 . Исцеляет прокаженного. Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ; Мф. 8:2–4 . 6 . Разслабленнаго в Капернауме. Мк. 2:1–12 ; Лк. 5:17–26 ; Мф. 9:1–8 . 7 . Призывает Матфея. У него в доме. Мк. 2:13–22 ; Лк. 5:27–39 ; Мф. 9:9–17 . Останавливаемся на срывании колосьев, хотя согласные сказания у Евангелистов Матфея и Марка идут далее, как может всякий видеть. Остановиться на сем сказании, заставляет замечание его, что срывание колосьев случилось в субботу второпервую, в первую субботу по втором дне Пасхи; следовательно, после Пасхи. Как исцеление 38-летняго расслабленного, о коем повествует Евангелист Иоанн, в 5-й главе, совершено, по мнению почти всех, во время Пасхи; то совершенно уместно сказание сие в ряду Евангельской истории поместить пред срыванием колосьев. – Что и делаем. – 8 . Пасха 2-я. Исцеление 38-летнего расслабленного. Ин. 5:1–15 . 9 . Учение Христа Спасителя о своем равенстве Богу Отцу. Ин. 5:16–47 . Опять обращаемся к течению событий, по согласному свидетельству Евангелистов Марка и Луки, которое от срывания колосьев идет до нагорной проповеди включительно. 10 . Господь оправдывает учеников, что срывают колосья в субботу. Мк. 2:23–28 ; Лк. 6:1–5 ; Мф. 12:1–8 . 11 . Исцеляет сухорукого в Синагоге в субботу. Мк. 3:1–5 ; Лк. 6:6–10 ; Мф. 12:9–13 . 12 . Фарисеи враждуют. Господь к – морю на гору. За Ним народ. Многие исцеления. Ночь в молитве. Мк. 3:6–12 ; Лк. 6:11–12 ; Мф. 12:14–21 . 13 . Утром избирает 12 Апостолов. Лк. 6:13–19 ; Мк. 3:13–19 . 14 . К ним и к народу – нагорная беседа. Мф. главы: 5, 6 и 7; Лк. 6:20–49, 11:33–36, 12:58–59, 16:17–18 . После нагорной беседы у Евангелиста Луки следует исцеление раба сотникова; после сей же беседы оно стоит и у Евангелиста Матфея (глава 8), пропустив исцеление прокаженного, которое уже взято. – За исцелением сотникова раба у Евангелиста Луки следует воскрешение наинского юноши, о коем только здесь и говорится, и которому, следовательно, отводить другое место нет никакого повода. Итак –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа. Заблуждение 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком». Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного ( Быт.18:14 ; Лк.1:37 ). И Библия ясно излагает эту истину. Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь … приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…» Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком: В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно ( Лк.2:40,52 ). Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено ( Мф.4:2; 8:24 ; Лк.22:44 ; Ин.4:6-7; 19:28-42 ). После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу ( Лк.24:39-43 ; Ин.20:27-29 ; Деян.10:41 ). Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике: Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы ( Мф.8:23-27; 14:22-33 ), прощал грехи ( Мк.2:1-12 ), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе ( Ин.5:17-18 ), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно ( Ин.5:19-23 ).

http://azbyka.ru/troica

В изумительном поэтическом плане с очевидностью раскрывается аллегория, которая, однако, является только первой, потому что за ней, естественно, следует второй и высший слой её. На верном и твердом фундаменте первой аллегории и восстают новые образы, которые дорисовываются с совершенной ясностью при свете Новозаветного Писания. Какой иной образ можно видеть в царе Соломоне, особенно в отношении к Суламите, символизирующей народ Божий, как не образ Мессии – Христа? Когда родился Соломон, «Господь возлюбил его, и послал пророка Нафана, и он нарек имя ему: Иедидиа, по слову Господа» ( 2Цар.12:24–25 ), что значит – «возлюбленный Богом». Пророки ожидали, что когда народ взыщет царя своего, Господь восстановит им пастырем «Давида князем вечным» ( Иер.30:9 ; Иез.34:23, 37:24–25 ; Ос.3:5 ). На Соломоне, непосредственном сыне Давидове, на первом могло осуществиться пророчество о Мессии. Но пришел последний Потомок Давида, о Котором ангел возвестил: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Он в евангельской истории исповедуется Сыном Давидовым ( Мф.1:1, 21:9 ; Мк.10:47 ; Лк.20:41 ; Ин.7:42 и пр.) называется новым Царем Израилевым ( Лк.19:38 ; Ин.1:49 ) нового вечного царства. Он-то и есть Сын Божий, возлюбленный Отцом ( Мф.3:17 и пр.), и Сын Человеческий, Мессия ( Дан.7:13–14 ). Если в дни Соломона «не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрек через раба Своего Моисея» ( 3Цар.8:56 ), то в дни Мессии-Христа исполнилось все Писание, закон и пророки, и совершилось дело спасения, которое Бог поручил Ему исполнить. ( Ин.17:4 ; Лк.4:21 ). Из пророчески-прообразовательного смысла аллегорических образов книги Песнь Песней укажем кое-что. Знакомство – первый момент истории святой любви. Подобно Суламите, ветхозаветная церковь нашла Царя своего Мессию в самой простой пастушеской обстановке, если не в саду под яблоней, то в поле и в пещере, в уничижении бедных людей. Христос явился пред народом Божиим, как Соломон пред Суламитой, не в царском величии, а в смирении. И не мы пришли к Нему, а Он – к нам. Как Суламита не увидела сразу в Соломоне царя, а предположила пастуха, так и избранные люди народа Божия не сразу узнали в Иисусе своего Мессию, а разве только Пророка и Учителя ( Лк.7:16 ; Мф.7:28 ). И только в самом конце Его пребывания на земле познали в Нем Сына Божия и Царя Небесного Царства. Соломон приходил в свой сад в сокрытии своего царского звания, и Сын Божий явился, как человек, в сокрытии Своего Божественного достоинства..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

7 . Этот Дух Святой действовал в Елисавете. Ибо не только Он бывает в девах, но приближается и к сочетавшимся с мужем, если брак будет по закону: и Елисавета исполнилась Духа Святаго ( Лк.1:41 ) и пророчествовала. И эта добрая раба говорила о Господе: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:43 ). Ублажала Ее Елисавета. Этим Святым Духом исполнившись, Захария, отец Иоанна, пророчествовал, сказывая о том, сколь многие Единородный доставит блага, и о том, что Иоанн по крещению своему будет Предтечей Его. Этим Святым Духом был извещен и Симеон праведный, не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:26 ), и, приняв Сего Христа на руки во храме, ясно о Нем свидетельствовал. 8 . И Иоанн, исполненный Духа Святого еще во чреве матери своей, для того освящен Им, да крестит Господа; он сам не давал Духа, но проповедовал о Том, Который дает Духа. Ибо говорил он: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною и проч. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). Огнем, для чего это? Поскольку в виде огненных языков было сошествие Святого Духа, о чем с радостью говорит Спаситель: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ). 9 . Этот Дух Святой сошел, когда Господь крестился, чтобы не была скрыта слава Крещаемого, как Иоанн говорит: но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым ( Ин.1:33 ). Но примечай, что говорит Евангелие: отверзлись небеса (ср. Мф.3:16 ). Отверзлись по причине славы сходящего. И се, говорит, отверзлись небеса... и видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ( Ин.1:32 ), т.е. Он сходил Сам Собой. Ибо должно было, как некоторые изъясняли, чтобы начатки и преимущественные действия Духа Святого, даруемого крещаемым, сообщены были человечеству Спасителя, Который дарует сию благодать. Сошел же Он в виде голубином, может быть, как некоторые говорят, в соответствие изображавшей Его чистой и незлобивой голубице, которая приносима была в жертву при молитвах о рождаемых детях и отпущении грехов. Так как гадательно предсказано было, что Христос этим точно очевидным образом откроет Себя. Ибо в песнях о Женихе возвещается и говорится: глаза его – как голуби при потоках вод ( Песн.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010